Концепция развития в классической и современной философии — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Концепция развития в классической и современной философии

2021-05-27 23
Концепция развития в классической и современной философии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

ВВЕДЕНИЕ

Мир находится в постоянном движении, и это движение многообразно. Можно говорить о движении, при котором меняется только пространственное положение (например механическое, колебательное движение и др.), это движение планет, падение предметов, раскачивание маятника и т. д. Но кроме него существуют виды движения, при которых меняются состояние и качества предметов. Такое движение мы видим, наблюдая эволюцию живых организмов, социальных систем, теорий и др.

Движение, при котором происходит изменение качества, переход объекта в иное состояние или иной объект, называется развитием. Другими словами, развитие - это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов.

Проблема развития тесным образом связана с объяснением структурных связей бытия, в которых кроется ключ к понимаю динамики и статики бытия, а также возможностей его преобразования. Еще античные философы Парменид и Гераклит зафиксировали эту проблему устойчивости и изменчивости бытия, и в соответствии с обозначенными акцентами в философии можно выделить два принципиально отличающихся друг от друга взгляда на проблему развития: метафизический и диалектический.

 

ВОПРОС ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Отметьте верное утверждение:

А.   Развитие - это движение, при котором происходит изменение состояния и качества объекта.

Б.    Развитие - это движение, при котором происходит изменение состояния человека.

В.   Развитие - это любой вид движения.

Г.    Развитие - это механическое движение.

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ В МЕТАФИЗИКЕ

Метафизика – это философская позиция, которая допускает существование начал всего сущего или бытия, недоступных чувственному восприятию. Метафизика принимает эти внеприродные первоначала бытия в качестве источника, первопричины развития всего существующего. Эти первоначала предшествует бытию, определяют законы развития, но сами остается неизменным. Поэтому метафизическая картина мира всегда предполагает некий неизменный источник (некое Подлинное Бытие) и то, что из него развивается (мир, бытие неподлинное).

Среди представителей метафизики были Парменид, Платон, Аристотель, Августин, Хайдеггер и др.

Сторонники метафизики считают, что предметы и явления, существующие в действительности, независимы или слабо связаны, признают значимость внешних связей, а не внутренних; источником развития считают внешний толчок и внешние силы.

Характер развития заключается или в эволюционности, или в катастрофизме, но не в единстве постепенного, количественного и скачкообразного, качественного развития. Направленность развития сторонники метафизики видят или в прогрессе, или в регрессе, или в движении по кругу, но никогда в их сочетании.

Сторонники метафизики полагают, что важнее познавать бытие (предмет, явление) в покое, в отдельных его связях, обращаясь не столько к чувственности и рациональности, сколько к созерцанию или иррациональному постижению.

Задача метафизики - постигнуть конечную абсолютную подлинную и неизменную истину. Это такой способ мышления, который пытается установить раз и навсегда сущность, свойства и возможности всего, что он рассматривает. Следовательно, этот способ исходит из предположения, что каждая вещь обладает неизменной сущностью и неизменными свойствами.

На практике сторонник метафизического подхода, например, всегда будет мыслить оппозициями: "быть или не быть", "либо всё, либо ничего" и т.д.; оперировать идеальными объектами: если истина, то абсолютная, вечная и неизменная, если справедливость, то абсолютная и универсальная, если красота, то для всех и всегда единая и т.д. Врач-метафизик будет рассматривать болезнь и здоровье как независимые друг от друга состояния, естествоиспытатель-метафизик или материалист-метафизик будет искать «конечные составные части мира», которые можно изложить в некоей единой и неизменной формуле, игнорируя неисчерпаемость материи. Лингвист-метафизик будет рассматривать язык и грамматические правила как некие "застывшие" и абсолютные абстракции.

 

ВОПРОС ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

ВОПРОС ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

3. К основным этапам развития диалектики не относится...

А.   идеалистическая диалектика

Б.    материалистическая диалектика

В.   научная диалектика

Г.    стихийная диалектика

 


ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

Диалектика представляет собой систему принципов, законов и категорий.

Принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, первооснова, то, что лежит в основе некоторой совокупности фактов или знаний.

Принципы диалектики - всеобщие научные положения о поступательных изменениях взаимосвязанного в своих элементах бытия, которые имеют исходное значение для мыслительной и практической деятельности. Это исходные положения, определяющие как построение картины мира, так и познание этого мира. Они сформулированы на основе категорий и законов диалектики.

Выделяют несколько основных принципов диалектики.

Принцип всеобщей связи, который означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов, предметов, явлений, процессов.

Связи могут быть: внешние и внутренние; непосредственные и опосредованные; генетические и функциональные; пространственные и временные; случайные и закономерные. Наиболее распространенный вид связи — внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

Принцип развития, который является фундаментальной основой диалектики. Развитие представляется не как чисто количественное изменение, а как саморазвитие материи. Причина развития лежит во взаимодействии внутренних противоположностей, свойственных любой вещи, объекту, явлению. Развитие, как движение от старого к новому, включает как прогресс (движение от низшего к высшему, более совершенному), так и элементы регресса.

Принцип системности, который означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Принцип причинности, т.е. наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину.

Принцип историзма, который подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность, неуничтожимость истории, мира; его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

Основными считаются два первых принципа: принцип всеобщей связи и принцип развития.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью, универсальностью, поскольку они: во-первых, охватывают все сферы окружающей действительности и, во-вторых, раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

1. закон единства и борьбы противоположностей;

2. закон перехода количества в качество;

3. закон отрицания отрицания,

подробнее о которых вы узнаете из следующего видео.

Ссылка:

https://youtu.be/D2lTeRg5D-0

 

Мир, в котором живет диалектик, принципиально отличается от мира метафизика. Диалектик понимает, что без поражений не будет побед, а здоровье невозможно без болезни. Развитие это единство происходящих в материальном мире и в человеческом сознании прогрессивных и регрессивных изменений, основным направлением которых является движение от низшего к высшему, от простого к сложному, от старого к новому. В результате развертывания внутренних противоречий количественные изменения накапливаются и на некотором этапе вызывают ломку старого и возникновение качественно нового. В новое диалектически включены наиболее прогрессивные черты старого, то есть предыдущих ступеней развития данного явления. В достаточно крупных масштабах в процессе развития совершается двойное отрицание, то есть частичный возврат к старому состоянию в новых условиях и на новом уровне.

 

ВОПРОС ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ

Категории — наиболее общие философские понятия, фиксирующее в себе существенные и всеобщие свойства действительности.

Представляя собой наиболее фундаментальные понятия, категории используются во всех науках, выражая наиболее существенные характеристики изучаемой области действительности, в том числе ее основные законы и принципы их постижения. Категории представляют логический «каркас» научной дисциплины, вокруг которого группируются другие понятия, не обладающие статусом категорий. Категории, используемые в различных науках,могут быть как общими (модель, информация, закон и т.д.), так и частными, то есть используемыми в конкретной науке (преступление и наказание в юриспруденции, наследственность, род, вид в биологии, болезнь, норма и патология в медицине и т.д.)

Категории диалектики выражают связи бытия, а потому могут рассматриваться как совокупность общих закономерностей мира и принципов его познания. Категории – это одновременно и понятия, которые описывают бытие (его структуру), то есть ориентируют в нём человека, и понятия, которые позволяют познавать бытие, то есть позволяют человеку в нём действовать. Несложно заметить, что диалектика одновременно является и способом описания мира, и способом его познания, то есть она демонстрирует единство онтологии и гносеологии, теории и метода.

Для диалектики характерно формирование парных категорий, которые отражают полярные стороны целостных явлений или процессов. Такими являются:


единичное — общее,

сущность — явление,

форма — содержание,

случайность — необходимость,

возможность — действительность,

причина — следствие.


Единичное – общее.

Единичное – это неповторимые свойства конкретного предмета, явления. Общее – это то, что объединяет данный объект или явление в один класс с другим объектом, явлением или же со множеством некоторых объектов, явлений.

В каждом предмете одновременно присутствует и то, и другое: например все люди, как представители рода Homosapiens обладают одинаковыми, общими свойствами. Но в то же время, каждый из нас - уникален, то есть обладает неповторимыми индивидуальными качествами.

Единство единичного и общего выражается как осо­бенное. Особенное – философская категория, выражающая син­тез, диалектическое тождество общего (и даже всеобщего) и еди­ничного (отдельного и индивидуального), их взаимопереход, который всегда происходит в особенной форме, присущей только данным явлениям и никаким другим.

Сущность и явление.

Сущность – это совокупность глубинных свойств, связей и отношений, определяющих характерные черты и тенденции развития объекта. Явление – это внешнее проявление сущности через конкретные свойства или события.

Сущность – устойчивое, явление – изменчивое, сущность скрыта от органов чувств, явление – это непосредственно воспринимаемые свойства объекта, сущность объективна, явление – это единство объективного и субъективного.

Единство сущности и явления выражает единство мира и нашего знания о нем.

Содержание и форма.

Содержание – совокупность частей (элементов) предмета и их взаимодействий между собой и с др. предметами. В содержание входит и существенное и несущественное, и закономерное и случайное, и внутреннее и внешнее. В понятии содержания определяющую роль играет признание структурных взаимосвязей, без которых содержание распадается. Форма – способ существования, выражения и развития содержания; организация содержания и способ связи его частей. Различают форму внешнюю и внутреннюю (это различение восходит к Гегелю). Внешняя форма передает видимый облик объекта, это граница данного содержания; внешняя форма выражает связь данного объекта с другими. Внутренняя форма связана с качественной определенностью объекта; она является выражением содержания.

Форма и содержание неразрывны в том смысле, что нет ни одной материальной системы, у которой не было бы содержания и формы. Форма содержательна, а содержание всегда оформлено. Одно без другого не существует.

Содержание произведения искусства - это идея, вложенная в него, а форма - это конкретное воплощение этой идеи. 

Причина – следствие.

Причина - это взаимодействие между объектами или их элементами, которое при определенных обстоятельствах вызывает изменения во взаимодействующих объектах или порождает новое явление. Эти изменения называются следствием.

По своему содержанию причины могут быть материальными (физическими, химическими, биологическими) и идеальными (психологическими, социальными); по характеру – объективными и субъективными; по способу проявления – динамическими (однозначными) и статистическими (предполагающие возможность нескольких следствий).

На понятии причинности основан философский принцип детерминизма. Детерминизм – учение о всеобщей закономерной причинной обусловленности всех явлений. Детерминизм утверждает объективный характер причинно-следственных связей, из чего следует возможность познания, объяснения и предсказания явлений и событий. В противоположность ему, индетерминизм отрицает объективность и всеобщий характер причинных связей.

 

ВОПРОС ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

ВОПРОС ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

ВОПРОС ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

7. Термин синергетика для дисциплин, изучающих образование упорядоченных структур в сложных системах, предложил...

А.   Герман Хакен

Б.    Илья Пригожин

В.   Чарлз Шеррингтон

 

ВОПРОС ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

8. Отметьте верное утверждение:

А.   В точке бифуркации для системы существует единственный вариант развития событий

Б.    В точке бифуркации система наиболее нестабильна

В.   В точке бифуркации система наиболее стабильна

Г.    В точке бифуркации система разрушается

 

 


ЛИТЕРАТУРА

Учебная литература:

1. Философия в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов / О. А. Митрошенков, В. П. Ляшенко, Г. И. Рузавин; под редакцией О. А. Митрошенкова. — 2-е изд., доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 275 с. — (Высшее образование). // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/454578 (дата обращения: 09.04.2020).

2. Философия в 2 т. Том 2. Основы философии. Социальная философия. Философская антропология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Лавриненко, Л. И. Чернышова, В. В. Кафтан; под редакцией В. Н. Лавриненко. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 283 с. — (Профессиональное образование). // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/456451 (дата обращения: 09.04.2020).

Дополнительные источники:

Ø Учебный фильм «Нелинейные структуры в синергетике»:

https://youtu.be/kCgarrEsuEU

Ø Учебный ролик "Развитие и проблема детерминизма - Философия для бакалавров" -

https://youtu.be/szXAo0wPQI4

Ø Учебный ролик: Самоорганизующиеся системы - Философия для бакалавров" -

https://youtu.be/pVg2Gpk_wYc

 

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

1. Отметьте верное утверждение:

А.   Развитие - это движение, при котором происходит изменение состояния и качества объекта.

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

ВВЕДЕНИЕ

Мир находится в постоянном движении, и это движение многообразно. Можно говорить о движении, при котором меняется только пространственное положение (например механическое, колебательное движение и др.), это движение планет, падение предметов, раскачивание маятника и т. д. Но кроме него существуют виды движения, при которых меняются состояние и качества предметов. Такое движение мы видим, наблюдая эволюцию живых организмов, социальных систем, теорий и др.

Движение, при котором происходит изменение качества, переход объекта в иное состояние или иной объект, называется развитием. Другими словами, развитие - это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов.

Проблема развития тесным образом связана с объяснением структурных связей бытия, в которых кроется ключ к понимаю динамики и статики бытия, а также возможностей его преобразования. Еще античные философы Парменид и Гераклит зафиксировали эту проблему устойчивости и изменчивости бытия, и в соответствии с обозначенными акцентами в философии можно выделить два принципиально отличающихся друг от друга взгляда на проблему развития: метафизический и диалектический.

 

ВОПРОС ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Отметьте верное утверждение:

А.   Развитие - это движение, при котором происходит изменение состояния и качества объекта.

Б.    Развитие - это движение, при котором происходит изменение состояния человека.

В.   Развитие - это любой вид движения.

Г.    Развитие - это механическое движение.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.056 с.