Социально - экономическое и политическое развитие Руси в ХVI в. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Социально - экономическое и политическое развитие Руси в ХVI в.

2021-05-27 30
Социально - экономическое и политическое развитие Руси в ХVI в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  12. Культура в истории Русского государства в ХIV – ХVI вв. Летописи. Литература и фольклор. Афанасий Никитин. Зодчество. Живопись. Феофан Грек и Андрей Рублёв. Отражение в культуре социально - политических и экономических явлений жизни Руси. И. Пересветов и его публицистика. М. Грек, Е. Еразм, А. Курбский, Макарий, И. Федоров, Ф. Косой. Хронографы, «Степенная книга» и ее значение. «Лицевой Летописный свод» - исторический источник и памятник культуры. «Четь и Минеи». Возникновение российской государственной геральдики как элемента политической культуры. Взаимоотношение церкви и государства. Учреждение патриаршества в 1589 году.

 

Раздел 4. Русь в ХVII веке

Тема 1. Смутное время. Историография, понятия, периодизация, события. Смута в оценках. Характеристика событий конца ХУ1 - начала ХУП веков в отечественной историографии. Понятия «Смута», «Смутное время», «Крестьянская война», «Гражданская война». Периодизация событий.     Предпосылки и причины Смуты. Стратификация общества в России к началу ХУП века. Усиление крепостнических тенденций. Меры правительства для стабилизации внутреннего положения. Указы о беглых. Гипотезы закрепощения крестьян: указная гипотеза, безуказная гипотеза; взгляды Ключевского, Корецкого, Зимина, Скрынникова. Борьба вокруг трона. Структурный кризис в конце ХVI - начала ХУП веков.

Начало Смутного времени. Династический кризис. Прекращение династии Рюриковичей. Борис Годунов - первый выборный царь, его внутренняя и внешняя политика, причины падения. Голод 1601 – 1603 гг. Меры правительства по предотвращению катастрофы. Кризис власти. Недовольство народа. Первые выступления холопов и крестьян. Восстание Хлопка Косолапа.

    Начало гражданской войны. Лжедмитрий 1-й. Предпосылки, причины и обстоятельства прихода Лжедмитрия к власти и причины поражения. Боярский царь Василий Шуйский. Ограничительная запись. Правление В.Шуйского. Обострение социального и внешнеполитического кризиса. Гражданское противоборство в обществе. Война крестьян и казаков под руководством И.Болотникова. Лжедмитрий 2-й. Тушинский лагерь и его состав. Роль И. Заруцкого, М. Салтыкова, патриарха Филарета, М. Мнишек. Сговор “тушинцев” с Сигизмундом. Отношения Шуйского со шведами. Шведская и польская интервенции. 

«Семибоярщина». Выбор путей развития. Идеи национального единства. Роль православной церкви против интервенции. Патриарх Гермоген. Подъем национального самосознания россиян. От Руси к России. Начало национально-освободительного движения против интервентов. Первое и второе ополчения. К. Минин и Д. Пожарский. “Совет всея земли” и его значение. Освобождение Москвы. Земский Собор 1613 года. Конец династического кризиса. Восстановление национальной государственности. Начало правления Михаила Романова. 

Продолжение противоборства низов. Казацкие, крестьянские и посадские выступления. Завершение освобождения от интервенции. Столбовский мир. Деулинское соглашение.

Смута в оценках современников. 

Тема 2. Экономические и социальные последствия Смуты и их преодоление.  Эволюция феодального землевладения. Новые явления в экономике страны. Вопрос о генезисе капитализма. «Московская разруха». Создание новых писцовых книг. Восстановление российской экономики. Развитие земледелия на Урале и в Сибири. Сельское хозяйство и его экстенсивное развитие. Агрикультура. Эволюция феодального землевладения. Преимущества вотчинного хозяйства перед поместным в выходе из кризиса. Эволюция рентных отношений, основные категории феодально-зависимого населения. Развитие крестьянской  крепости.

Финансовый кризис и меры правительства по выходу из него. Обращение за помощью к Земским соборам. Таможенные пошлины и кабацкие сборы как основные источники доходов казны. Усиление налогового гнета. Прямые и косвенные налоги.

Тема 3. Эволюция политического строя. Царь Михаил и патриарх Филарет. Решение государственных проблем с помощью Земских соборов. Внутренняя политика в середине и второй половине столетия. Соборное Уложение 1649 года. Источники и структура Уложения, причины его принятия. Уложение как исторический источник: поместное и вотчинное землевладение, дворянская служба, торговое право и посадское население, холопье право, “суд о крестьянах”. Историческое значение Соборного Уложения. Реформы государственной системы. Упадок представительного крыла власти. Отказ от практики Земских соборов. Эволюция Боярской думы. Ближняя дума. Приказы. Усиление роли приказной бюрократии. Реорганизация системы местного управления. Назначение воевод. Объединение уездов в разряды. Приказные и судные избы, военные гарнизоны. Общинное самоуправление. Посадская реформа. Военная реформа. Полки “нового строя”. Попытка создания флота. Государство и церковь в ХУП веке. Царь Алексей Михайлович. Патриарх Никон, его реформы, их цель и содержание. Конфликт Никона с Алексеем Михайловичем. Преобразования в церковной обрядности. Возникновение церковного раскола. Протопоп Аввакум. Церковные соборы 1666 – 1667 гг. и осуждение Никона. Подчинение церкви государству. Создание монастырского приказа. Политика правительства ХУП века по отношению к старообрядчеству. Царь Федор Алексеевич и его окружение. Реформы и их планы. Реформа податной системы. Отмена местничества. Разрушение системы городовой службы. Укрепление самодержавия и централизованного аппарата управления в ХУП веке. Эволюция политического строя. Ужесточение крепостнического режима.

 

Тема 4.  Изменения социальной структуры в ХУП веке. Преодоление последствий династического кризиса и развала управления. Усиление дворянства. Рост беломестного населения. Социальная структура русского общества в ХУП веке. Деление общества на служилых, тягловых и нетягловых людей. Боярство во главе служилого сословия. Падение знатных княжеских родов после Смуты. Состав Государева двора. Провинциальное дворянство и его требования. Развитие поместной системы. Крестьяне государевы и владельческие. Складывание системы крепостного права на базе сословной замкнутости. Городское население черных и белых слобод. Требования черной городской общины. Холопы и их категории. Кабальное холопство. Вольные («гулящие люди»). Городские восстания середины столетия. Социальная напряженность в государстве.  Крестьянская война под руководством Степана Разина. 

Тема 5. Новые явления в экономике страны. Вопрос о генезисе капитализма в России. Городское и сельское ремесло. Развитие мелкого товарного производства. Появление первых мануфактур с трудом крепостных крестьян. Уральские солеварные мануфактуры. Пушечный двор. Металлургические мануфактуры Центра и Севера. Специфика русской мануфактуры ХУП века. Специализация районов. Рост рыночных связей. Развитие местных рынков. Ярмарки: их география и товарный оборот. Начальный этап складывания всероссийского рынка. Внешняя торговля. Русское купечество ХУП столетия. Купеческие династии. Крупное купечество на службе у государства. Торговые “сотни” и принципы их формирования. Новоторговый устав. Особенности социально - экономического развития России. Начало “нового периода,” и что под ним понимают историки.

Тема 6. Возникновение условий для преобразований в области экономики, государственного устройства, культуры. Попытки преобразований. Восприятие западного опыта русскими государственными деятелями ХVII в. (Филарет, Б.И.Морозов, А.Л.Ордин-Нащокин, А.С.Матвеев, В.В.Голицын.и др.). Внутренняя политика в первой половине столетия. Начало полосы реформ. Новый этап оформления крепостной системы. Кризис поместной системы и военная реформа. Экономическое, политическое и международное положение страны в конце ХУП в.

 

Содержание семинарских и практических занятий

Тема семинарского/практического занятия должна соответствовать формулировкам, принятым в программе дисциплины. После указания темы приводится цель занятия, ключевые понятия, вопросы для обсуждения (если это семинарское занятие, то оно не должно быть перегружено более чем четырьмя вопросами), ссылка на учебно-методическую литературу. В ссылку на учебно-методическую литературу входит: базовый учебник с указанием библиографических данных и рекомендуемых страниц по данной теме, список источников и литературы, учебно-методических материалов.

План семинарского/практического занятия может включать в себя контрольные вопросы, темы рефератов и докладов.

Структура плана семинарского/практического занятия

ТЕМА 1. Название темы

Понятия:

Вопросы для обсуждения

1.

2.

3.

Базовый учебник

Название/ под ред. И.О. Фамилия. – М., 2008. – С. 6-10.

 

Список источников и литературы

1.

2. и т. д.

Контрольные вопросы/ темы рефератов/темы докладов

 

  3.5.2. Планы семинарских занятий по дисциплине «История древней и средневековой Руси c древнейших времен по XVII век»                            

 

2. Методические указания студентам.

 При подготовке к семинарским занятиям студентам необходимо иметь в виду следующее:

1. Посещение семинарских занятий обязательно. В случае пропуска семинара по уважительной причине студенту необходимо отработать пропущенную тему на консультации.

2. Подготовка к семинарскому занятию включает в себя:

· знание студентом всех вопросов плана семинара;

· готовность выступить по любому из вопросов;

· наличие небольшого реферата по одному из вопросов плана занятия и готовность выступить на занятии;

· готовность принять активное участие в обсуждении всех вопросов семинара.

    В учебном плане по курсу «История России XIV - XVI вв» значительная часть времени отводится на самостоятельную работу студентов. Это значит, что студенты с полной ответственностью должны относиться к выполнению самостоятельных заданий, рекомендованных преподавателем. Самостоятельная работа построена по трем основным направлениям:

1) работа над выполнением творческих практических заданий;

2) подготовка к семинарским и практическим занятиям;

3) расширение знаний по предмету за счет самостоятельной проработки дополнительной литературы по предмету.

- Работа над первым направлением требует относительно много времени на подготовку, поэтому данное задание оговаривается преподавателем в самом начале семестра, одновременно устанавливаются сроки проведения защиты творческих заданий и подведения итогов. При работе над составлением родословия студентам необходимо изучить дополнительную литературу по методике генеалогических исследований, проработать семейные архивы, провести беседы с родственниками, по возможности поработать в государственных архивах, обработать и систематизировать собранный материал, оформить родословие в графическом виде. При составлении бэджа требуется ознакомиться с основами теоретической геральдики, продумать основную концепцию бэджа, с использованием энциклопедий знаков и символов подобрать соответствующие задуманному эмблемы и символы, выполнить графическое изображение бэджа, составить точное блазонное описание.

 При подготовке к семинарским и практическим занятиям студенты обязаны проработать учебный материал по конспектам лекций, изучить минимум источников и литературы по теме, составить конспекты первоисточников, учебной и специальной литературы. Многие вопросы семинарских занятий по курсу отечественной истории рассматриваются в форме обсуждения докладов. Подготовка докладов на семинарах и практических занятиях является одной из важных составляющих самостоятельной работы. Студенты готовят обстоятельные доклады по наиболее важным вопросам темы. Доклады желательно сопровождать наглядным материалом или компьютерными презентациями. В обсуждении докладов принимает участие вся группа, поэтому каждый студент должен быть подготовлен к участию в тематических дискуссиях. Доклад - это серьезная, хотя и небольшая по объему научная работа студента. Все предложенные темы докладов носят проблемный и дискуссионный характер. Поэтому в ходе работы над темой докладчику предстоит избрать свой путь в дискутируемых вопросах, дать свои оценки, опираясь на знание источников и специальной литературы. В процессе работы над докладом необходимо уметь пользоваться справочной и научной литературой, имеющейся на кафедрах и в библиотеках; по мере необходимости следует обращаться за консультациями к преподавателю. Работа над докладом включает в себя следующие этапы: 1) ознакомление с темой по справочной и учебной литературе; 2) изучение источников, научной и справочной литературы; 3) составление плана; 4) написание конспекта текста; 5) подготовка наглядного материала.

- По третьему направлению самостоятельной работы студентов, рекомендуется ознакомление с дополнительной специальной литературой, со специализированными сайтами в Интернете по изучаемым темам, поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору.

Для подготовки к занятиям и выполнения самостоятельной работы студентам предоставляется учебно-методические издания, разработанные Ленц Г.Т. и Голдобиным А.В. на кафедре древней и средневековой истории России ПГПУ. Издания содержат подробную программу курса, обширный список основной и дополнительной литературы по разным дисциплинам курса, тематику практических и семинарских занятий, методические указания, а также приложение. В приложении содержится глоссарий – словарик основных понятий и терминов, которые необходимо усвоить в процессе изучения курса. Здесь также приводятся справочные материалы, которые можно использовать в процессе выполнения самостоятельных заданий.

Самостоятельная работа студентов должна соответствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формировать навыки исследовательской работы и ориентировать студентов на умение применять теоретические знания на практике. Самостоятельная работа должна носить систематический характер.

Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (зачет). При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ и т.д.

 

Раздел 1. Этногенез славян

 

Семинар 1.

Понятия: этногенез, этнос, лингвистика, ономастика, топонимика, индоевропейская языковая семья, прародина

1. Этногенез - междисциплинарная проблема или проблема специальной науки?

2. Лингвистические теории славянского этногенеза

а) индоевропейская языковая семья;

б) вопрос о времени, месте выделения славянского языка.

3. Материалы ономастики и топонимики для решения вопроса о славянской прародине.

 

Семинар 2 ЭТНОГЕНЕЗ СЛАВЯН ПО ДАННЫМ РАЗЛИЧНЫХ НАУК

 (продолжение).

Понятия: археология, висло-одерская и висло-днепровская «автохтонные» гипотезы, компромиссные гипотезы славянского этногенеза

 

1. Археология и этногенез славян

а) висло-одерская и висло- днепровская («автохтонные») гипотезы
польских и советских ученых;

б) современные концепции этногенеза по данным археологии (Седов
В.В., Ляпушкин И.И., Третьяков П.Н., Рыбаков Б.А.)

2. «Исторические» и метаисторические теории этногенеза славян по данным письменных источников

а) построения историков ХIХ - нач. ХХ вв. в области славянского
этногенеза.

б) современные историки об этногенезе славян.

 

Методические рекомендации к семинарам 1-2

  При подготовке к семинарам 1-2 определите основные понятия этногенеза. Проанализируйте теории этногенеза ряда ученых (например, Арутюнова, Алексеева, Бромлея, Гумилёва), их взгляд на специфику изучения проблем этногенеза. Последовательно покажите достижения каждой из наук, занимающейся проблемами славянского этногенеза.

 

Базовый учебник:

1. Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618г. В 2-х кн.: Учебник для вузов/А.Г. Кузьмин; Под ред. А.Ф. Киселева. - М.: ВЛАДОС.- (Учебник для вузов). Кн. 1.-2004.

2. История России. В 2-х томах. Т. 1. С древнейших времен до конца XVIII в.; ред., Сахаров А.Н.; АСТ; 2007.

 

 

Источники

1. Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. 1. М., 1991.  

2. Материалы к семинарским занятиям по истории СССР. Вып. 1.

 

Литература

Алексеев В.П. Этногенез. М.,1986.  

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1989.

Гумилев Л.Н. Этногенез - природный процесс/Природа. 1971, №2. С. 80-82.

Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л., 1990.

Нидерле Л. Славянские древности. М., 1956.

Шахматов А.А. Очерк древнейшего периода истории русского языка. Пг.,1915.

Лер-Сплавинский Т. К современному состоянию проблемы происхождения славян// Вопросы языкознания. 1960. №4. С. 23-30.

Филин Ф.П. Образование языка восточных славян. М-Л., 1962.
Горнунг Б.В. Из предистории образования общеславянского языкового

единства. М., 1963.

Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.В., Индоевропейский язык и индоевропейцы.

Тблилиси. Т. 1,2. 1984.

Трубачев О. Н. Названия рек Правобережной Украины. М, 1968. С.
270-273.

Трубачев О. Н. Ранние славянские этнонимы - свидетели миграции славян// Вопросы языкознания. 1974. № 6. С. 48-67.

Третьяков П.Н. По следам древних славянских племен. Л., 1982.

Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М.,1979.

Ляпушкин И.И. Славяне Восточной Европы накануне образования древнерусского государства/ Материалы и исследования по археологии СССР.. №152. М., 1968.

Рыбаков Б.А. Исторические судьбы праславян // История, культура, этнография и фольклор славянских народов. М, 1978. С. 182-196.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. (Глава V. Истоки славянской культуры. С. 214-230).

Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия. М., 1979. С. 225-228.

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества ХП-ХШ вв. М., 1982. С. 11-55.

Лебедев Г.С. Археолого-лингвистическая гипотеза славянского этногенеза/ славянский этногенез и этническая история. Л., 1989. С. 105-115.

Мавродин В.В. Происхождение русского народа. Л., 1978.

Артамонов М.И. Первые страницы русской истории в археологическом освещении// Советская археология. 1990. № 3. С.27 280.

Вернер И. К происхождению и распространению актов и склавенов./
Советская археология, 1972. 34. С. 102-115.

Кобычев В.П. В поисках прародины славян. М., 1973.

Куц А.К. Глобальная этносоциология.Уч. пособие. Омск. 1997.

Материалы Интернета.

 

Доклады и сообщения:

1. Теория этногенеза в трудах Гумилева Л.Н. (доклад).

2. Алексеев В.П. О проблемах этногенеза (сообщение).

3. Исследования Шахматова А.А в области славянского этногенеза, (сообщение).

4. Любор Нидерле и его концепция этногенеза (сообщение).

5. Филин Ф.П. О происхождении общеславянского языка и прародина
славян (сообщение).

6. Гамкрелидзе Т.В. и Иванов В.В. об индоевропейцах (доклад).

7. «Автохтонная» висло-одерская (висло-днепровская) гипотеза прародины славян (доклад).

8. Современные археологические гипотезы этногенеза славян (Третьяков. Седов. Лебедев)- (сообщение).

9. Этапы славянского этногенеза по Б.А. Рыбакову (доклад).

10.Начальный этап восточнославянского этноса в трудах Ляпушкина И.И. и Артамонова М.И. (сообщение).

 

Семинар 3.

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ АРЕАЛ РАССЕЛЕНИЯ СЛАВЯН

1. Письменные источники о расселении славян. Этнонимы славян. 

2. Расселение восточных славян к моменту образования

Древнерусского государства.

3. Исторические гипотезы расселения славян (Мавродин, Рыбаков,  

Гумилев, Мачинский).

 

Методические рекомендации

  При подготовке к семинару внимательно ознакомьтесь с текстами источников. Внимательно изучите Начальную летопись «Повести временных лет», повествующую о расселении славян и племенных названиях. Проанализируйте и подкрепите цитатами из источников свои сообщения. Обратите внимание на этнонимы славян. С помощью специальной литературы приведите различные смысловые варианты этнонимов. Обратите внимание, как используют тексты источников историки, пишущие об этногенезе славян.

 

Базовый учебник:  

1. Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618г. В 2-х кн.: Учебник для вузов/А.Г. Кузьмин; Под ред. А.Ф. Киселева. - М.: ВЛАДОС.- (Учебник для вузов). Кн. 1.-2004.

2. История России. В 2-х томах. Т. 1. С древнейших времен до конца XVIII в.; ред., Сахаров А.Н.; АСТ; 2007.

 

Источники.

1. Материалы к семинарским занятиям по истории СССР. Вып. 1. М., 1985. С. 215-260,272-287.

2. Иордан. О происхождении и деянии готов. М., 1960.

3. Прокопий из Кесарии. Война с готами. М., 1950. 111,34, 1У,25, 1У,3, 111,14,29,30.

4. Повесть временных лет. - В переводе с древнерусского // Художественная проза Киевской Руси. М., 1960.

5. Новосельцев и др. Древнерусское государство и его международное значение. М.,1965. С.355-419. (анализ арабских источников о славянах и Руси и их публикация),

6. Велесова книга. Пер. и коммент. В. и Ю. Гнатюк,- М.,2006.

 

 

Литература.

1.Артамонов М.И. Первые страницы русской истории в археологическом освещении// Советская археология. 1990. №3. С.271-280.

2.Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М.,1989. С.30-34.

3.Кобычев В.П. В поисках прародины славян. И., 1973. С. 14-27, 68-96.

4.Ляпушкин И.И. Славяне Восточной Европы накануне образования древнерусского государства. М.,1968.

5.Мавродин В.В. Происхождение русского народа. Л., 1978. С. 31-34, 42-69,75-92,131-147.

6.Мачинский Д.А. О времени и обстоятельствах первого появления славян на северо-западе Восточной Европы по данным письменных источников//Северная Русь и ее соседи в эпоху раннего средневековья. Л., 1982.

7.Мачинский Д.А. Некоторые географические и исторические предпосылки возникновения севернорусского государства// Археологический сборник Гос. Эрмитажа. Вып. 29. Л.,1988.

8.Мачинский Д.А. Территория «славянской прародины» в системе географического и историко-культурного членения Евразии в У111в. до н.э.- IX в. до н.э.// Славяне. Этногенез и этническая история. Л.,1989. С.120-130.

Рыбаков Б.А. Русь и русские княжества в Х11-Х111 вв. М.,1982. С. 55-106,331-334.

9.Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М.,1979.

10.Седов В.В. Восточные славяне в У1-Х111 вв.// Археология СССР. М.,1982.

11.Третьяков П.Н. По следам древних славянских племен. Л.,1982.

12.Шавли Й. Венеты: наши давние предки. М.,2003.

Материалы Интернета.

 

Доклады и сообщения

1. Венеды античных авторов и их отношение к славянам (Мавродин, Кобычев).

2. Склавины. Их роль в колонизации Балканского полуострова и этногенез восточных славян (Иордан, византийские источники).

3. Анты. Гипотезы об их участии в формировании восточных славян (Мавродин, Кобычев, Ляпушкин, Артамонов).

4.Гумилев Л.Н. об этногенезе восточных славян.

5. Завершение этногенеза восточных славян в трудах отечественных историков (Мавродин, Рыбаков, Мачинский).

6. Восточные авторы о славянах на Руси (по арабским источникам, Ал-Масуди).

7. Седов В.В. об этногенезе славян.

8. Артамонов М.И. об этногенезе восточных славян.

 

Семинар 4. СЛАВЯНСКИЕ И ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ

                                                             План

1. Роль археологических источников в исследовании славянского этногенеза.

2.Основные черты археологических культур, приписываемых славянам (поселения, жилища, погребальный обряд, керамика, хозяйственный уклад).

3. Характеристика достоверно славянских АК: пражской (Корчак и пеньковской ), лука-райковецкой,   роменско-боршевской.

4. Отношение северо-западных культур длинных курганов и сопок к формированию летописных племен кривичей и словен.

 

Базовый учебник:  

1. Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618г. В 2-х кн.: Учебник для вузов/А.Г. Кузьмин; Под ред. А.Ф. Киселева. - М.: ВЛАДОС.- (Учебник для вузов). Кн. 1.-2004.

2. История России. В 2-х томах. Т. 1. С древнейших времен до конца XVIII в.; ред., Сахаров А.Н.; АСТ; 2007.

 

Литература

Артамонов М.И. Первые страницы русской истории в археологическом освещении // Советская археология. 1990. №3.

Древности славян и Руси. М., 1988.

Лебедев Г.С. О времени появления славян на Северо-Западе // Северная Русь и ее соседи Л., 1982. С.29-39.

Ляпушкин И.И. Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства. М.,1968.

Носов Е.Н. Некоторые общие проблемы славянского расселения в лесной зоне Восточной Европы в свете истории хозяйства // Историко-археологическое изучение Древней Руси. Л., 1988 с.21-38.

Раннесредневековые восточнославянские древности. Л., 1974.

Русанова И.П. Славянские древности VI-VII вв.: Культура пражского типа. М.,1976.

Седов В.В. Восточные славяне в У1-ХШ ввУАрхеология СССР. М.,1982.

Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М.,1979.

Славяне юго-восточной Европы в предгосударственный период. Киев, 1990.

Третьяков П.Н. По следам древних славянских племен. Л., 1982.

Щукин М.Б. Археологические данные о славянах И-1У вв. (перспективы ретроспективного метода)//Археологический сборник Государственного Эрмитажа. 1976. Вып. 17.

Янин В.Л. Древнее славянство и археология Новгорода/Вопросы истории.?год. №10 с.37- 56.

Материалы Интернета.

 

Доклады и сообщения

Ретроспективный метод в исследовании славянских АК (Седов, с.38-43; Щукин)- (сообщение).

Основные признаки материальной культуры славян. (Славяне юго-восточной Европы...) – (сообщение).

Культуры пражского типа: общее и особенное. (Русакова, Седов, Ляпушкин, (Славяне юго-восточной Европы...) – (доклад).

Вопрос об участии киевской, колочинской, тушемлинской и мощинской культур в славянском этногенезе. (Седов, с.29-45; Славяне юго-восточной Европы...) – (доклад).

Лука-райковецкая, роменская и боршевская культуры и их связь с летописными племенами восточных славян. (Седов, с.46-66; Ляпушкин, с.89-97,111-118; Носов, с.21-38; Лебедев, с. 29-39) – (доклад).

 

Семинар 5.

Хозяйство, общественный строй и верования восточных славян накануне образования Древнерусского государства по письменным источникам и данным археологии.

План

1. Структура хозяйства восточных славян:

а) подсечное земледелие (характер, орудия труда);

б) пашенное земледелие;

в) скотоводство;

г) характер промыслов.

2.Характер торговли и формирование торговых путей в землях восточных славян.

3.Общественный строй и структура общества восточных славян в VIII-IX вв, н.э.

4. Миропонимание и верования восточных славян.

 

Методические рекомендации

 

Проанализируйте известные письменные, археологические и устные (былины) источники, найдите в них указания на основу хозяйственной деятельности славян. Определите формирование основных торговых путей в Восточной Европе, роль славян в их функционировании и основные продукты товарообмена. При подготовке материалов для третьего вопроса семинара обратите внимание на противоречивость имеющихся источников в отношении системы управления в славянском обществе: наличие царей или королей (Иордан, Феофилакт Симокатта, Ал-Масуди, Ибн Руста), князей (Менандр Византиец, ПВЛ) и отсутствие единого правителя при вечевой структуре власти (Прокопий Кессарийский). Используйте кроме письменных устные источники (фольклор), данные языка, чтобы восстановить основную структуру миропонимания славян. Обратите внимание на близость славянских верований с данными древнего индийского и иранского эпосов, а также финно-угорским эпосом.

 

Базовый учебник:

1. Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618г. В 2-х кн.: Учебник для вузов/А.Г. Кузьмин; Под ред. А.Ф. Киселева. - М.: ВЛАДОС.- (Учебник для вузов). Кн. 1.-2004.

2. История России. В 2-х томах. Т. 1. С древнейших времен до конца XVIII в.; ред., Сахаров А.Н.; АСТ; 2007.

 

 

                                           Источники

Материалы по истории СССР. Вып. 1. С. 263-298, 220, 225, 237-239, 242-255.

Повесть временных лет // Художественная проза Киевской Руси. М.,1960.

Славянский фольклор (тексты). М., 1987.

Эпос славянских народов. Хрестоматия. М., 1959.

Велесова книга. Пер. и коммент. В. и Ю. Гнатюк,- М.,2006.

 

                                           Литература

Горский Л.А. Восточнославянская дружина. М., 1989.

Греков Б.Д. Киевская Русь. М.,1953. С.35-69.

Гиперборейская вера русов. М., 1999.

Историко-археологическое изучение Древней Руси // Славяно-русские древности. Л., 1988. Вып. 1 С. 38-56, 77 (о Северной (Верхней) Руси), с. 87-97 (этноним "Русь"), с. 146-148 (Волжский торговый путь).

История крестьянства СССР с древнейших времен. М., 1987. Т.1.

Кирьянов А.В. Земледелие восточного славянства // Возникновение и развитие земледелия М.,1967. С.171-202.

Кузьмин А.Г. Падение Перуна. М., 1988. С. 123-143, 155-158 ("Русь" и "варяги").

Лебедев Г.С. Путь из варяг в греки // Вестник Ленинградского университета. 1975. №20. С.38-43.

Ляпушкин И.И. Славяне Восточной Европы накануне образования Древнерусского государства. Л., 1968.

Миропонимание славян. Соликамск, 2001.

Нидерле Л. Славянские древности. М., 2001.

Никитин А. По следам апостола Андрея // Наука и религия. 1990. №9-12. (о пути из варяг в греки).

Николаева Н.А., Сафронов В.А. Истоки славянской и евразийской мифологии. М., 1999.

Рыбаков Б.А., Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. - М., 1963.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.

Сахаров И.П. Сказания русского народа. Тула, 2000.

Свердлов М.Б. Социальный строй Древней Руси. М., 1988.

Седов В.В. Восточные славяне в VI-IX вв. М.,1982. С.236.

Серяков М.Л. «Голубиная книга» - священное сказание русского народа.М., 2001.

Фаминицын А.С. Божества древних славян. СПб., 1995.

Янин В.Л. Денежно-весовые системы русского средневековья. М., 1947. С. 103-105.

Материалы Интернета.

 

Доклады и сообщения

1. Роль подсечного земледелия в хозяйственном освоении Восточной Европы?


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.185 с.