Нормативно-правовые акты в системе источников права. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Нормативно-правовые акты в системе источников права.

2021-05-27 16
Нормативно-правовые акты в системе источников права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В романо-герм.пр.системе - важнейший источник права. В советской пр.системе - единственный.Это разновидность пр.акта.

Виды пр.актов: 1. Пр.действия (невербальный пр.текст);

2. Юр.документы (вербальный пр.тект).

Виды: 1. Правоприменительные акты (результат п-п деят-ти, т.е. властной организац.деят-ти гос-ва в лице его органов или ю/л, направленной на решение конкр.дел путем вынесения обязательного для сторон ППА. Н-р, судебные акты);

2. Индивидуальные (акты реализации субъективных прав и об-тей);

Интерпретационные (нормативные и ненормативные);

4. НПА - словесно-докумен. выражение пр. нормы, т.е. офиц.письм.документ, в кот.содержатся общеобязательные правила.

Пр.акты, по Полякову: 1. Нормативные / ненормативные; 2. Автономные - создаются самими участниками ПО (договоры) / гетерономные - регулируют поведение участников ПО извне (н-р, законы, подзаконные акты, судебное толкование смысла пр.текста закона).

НПА подразделяются на законы и подзаконные нормативные акты (указы Президента, постановления прав-ва).

Законы призваны регулировать наиболее важные общественные отношения. В современных демократических гос-вах законы принимаются представителями народа и должна отражать его волю. Это придает им высшую легитимность по сравнению с другими правовыми актами. Соответственно закон наделяется высшей юридической силой. Это означает: никакой НПА не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить. А закон все это может.

Закон - принятый в особом порядке акт законодательного органа, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.Виды законов:

- по юридической силе: конституционные (Конституция, + законы, которые ею предусмотрены = особая процедура принятия) и обыкновенные (принимаются на основе конституционных, делятся кодифицированные и текущие). Кодифицированные - сводные юридические акты, позволяющие комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни.

- по характеру действия: постоянные, временные (закон о бюджете) и чрезвычайные.

- для сложных гос-в: федеральные и законы субъектов федерации. Стадии принятия закона:

1. законодательная инициатива. Право, которое предоставлено строго определенному кругу лиц (учреждений), на внесение в законодательный орган законопроектов, подлежащих обязательному рассмотрению.

2. обсуждение законопроекта. Несколько чтений, при необходимости - всенародное обсуждение. Текст обсуждается постатейно, по разделам и в целом. Поправки голосуются отдельно.

3.принятие закона. Путем подачи голосов «за» или «против». Простое большинство - больше половины, а квалифицированное - 2/3, ѕ и т.д.

4.опубликование (промульгация). Чаще всего: подписание главой гос-ва, затем официальное опубликование (обнародование). Неопубликованные законы в нек.гос-вах не имеют юридической силы (н-р, Россия).Подзак.акты:

В широком смысле - люб.акт, кот.не имеет юр.силы закона и не противоречит законам. Могут издавать люб.органы управления по люб.вопросам в условиях неразвитого зак-ва. Фактически, играют роль законов.

В узком смысле - акты, кот.изд-ся на основе законов и во исп-ние законов. Произвол исп.власти ограничен.

Виды подзак.актов: (по хар-ру действия)

Общие; 2. Местные; 3. Ведомственные; 4. Локальные.

50. Инкорпорация: понятие, виды.

Законодательные акты объединяются по определенному основанию (хронологическому, тематическому, по органу) без изменения содержания соответствующих актов. Внешняя обработка. Бывает: официальной (утверждение сборников органами, которые их издала), неофициальной, официозную (изданием сборников теми органами, которым это официально поручено).

Понятие закона и его виды.

Все гетерономные НПА, по Полякову, подразделяются на законы и подзаконные нормативные акты (указы Президента, постановления прав-ва).

Законы призваны регулировать наиболее важные общественные отношения. В современных демократических гос-вах законы принимаются представителями народа и должна отражать его волю. Это придает им высшую легитимность по сравнению с другими правовыми актами. Соответственно закон наделяется высшей юридической силой. Это означает: никакой НПА не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить. А закон все это может.

Закон - принятый в особом порядке акт законодательного органа, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

Виды законов:

- по юридической силе: конституционные (Конституция, + законы, которые ею предусмотрены = особая процедура принятия) и обыкновенные (принимаются на основе конституционных, делятся кодифицированные и текущие). Кодифицированные - сводные юридические акты, позволяющие комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни.

- по характеру действия: постоянные, временные (закон о бюджете) и чрезвычайные.

Для сложных гос-в: федеральные и законы субъектов федерации.

Стадии принятия закона:

1. законодательная инициатива. Право, которое предоставлено строго определенному кругу лиц (учреждений), на внесение в законодательный орган законопроектов, подлежащих обязательному рассмотрению.

2. обсуждение законопроекта. Несколько чтений, при необходимости - всенародное обсуждение. Текст обсуждается постатейно, по разделам и в целом. Поправки голосуются отдельно.

принятие закона. Путем подачи голосов «за» или «против». Простое большинство - больше половины, а квалифицированное - 2/3, ѕ и т.д.

опубликование (промульгация). Чаще всего: подписание главой гос-ва, затем официальное опубликование (обнародование). Неопубликованные законы в нек.гос-вах не имеют юридической силы (н-р, Россия).

 

Право и закон.

Эта проблематика была актуализирована в советское время. В.С. Нерсесянц: в 80-е в период застоя начали различать право и закон. Он рассматривает нормативистские представления о праве.

Легистский правопонимания отождествляет право и закон, а либертарный тип наоборот обосновывает, что их отождествлять нельзя, право находит выражение в законе. Право связано, прежде всего, с идей свободы. Что делает свободу правовой? Равенство в пользовании этой свободой. Это требование относится к эйдосу права. Правовая справедливость так же означает равенство в пользовании.

Свобода равна справедливости и отождествляется с формальным равенством, формальность - форма существования права. А существовать такое формальное право может только в рамках закона. Но не всякий закон правовой, если он не отвечает требованиям свободы и справедливости, не является правовым.

Рассуждения сводятся к следующему:

Этатизм различает право и закон только формально. Закон - форма существования права, другие формы судебный прецедент, нормативный договор, обычай.

Естественное право: закон - придание официальной формы праву, существующему объективно и естественно.

Либеральная концепция: правовой закон - это закон, где закреплены и защищены индивидуальные права и свободы. В несправедливом законе в силе несправедливости отсутствует правовое содержание.

Возражения:

- право живет в обществе и настолько несправедливо, насколько несправедливо само общество

- категории справедливости и свободы - либо есть в любой норме, так как без свободы нет возможности выбора между правовым и неправовым поведением.

- справедливость - субъективный критерий

- не все нормы вообще могут быть оценены с точки зрения справедливости.

Таким образом, справедливость не может быть научным критерием правового характера закона. Критерий здесь - наличие или отсутствие субъектов, чье пользование своими основанными на законе правами и обязанностями носит социально оправданный характер, то есть социальная легитимация закона. Потому что закон как тест вообще не содержит никакого права. Если стоящая за ним правовая структура (он - источник правовой нормы, возникающей в результате интерпретации текста) разрушается, то он теряет правовое значение.

Итого:

Право не сводится к официальной форме, это универсальное социальное явление, существующее на разных уровнях социального. Интерсоциальный порядок и экстрасоциальный. Отсюда плюрализм права. Социальное право пронизывает общество на всех уровнях. Виды:

Централизованное - догосударственное и современное потестарное общество в виде правовых обычаев и табу. Защищается публичной властью.

Децентрализованное. Существует в различных социальных группах. Например, еврейское право как право групп еврейского населения после распада государства, право автономных еврейских общин.

В зависимости от систематизированности, формализованности и процессуальной обеспеченности выделяют:

- индивидуальное

- семейное

- корпоративное

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.