Школа креативного мышления – — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Школа креативного мышления –

2021-05-27 32
Школа креативного мышления – 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Светлана Ивановна Гин

Мир загадок. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. Пособие для учителя. 1 класс

 

Школа креативного мышления –

 

 http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=6933606

«Светлана Гин. Мир загадок. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. Пособие для учителя. 1 класс»: ВИТА‑ПРЕСС; Москва; 2014

ISBN 978‑5‑755‑2923‑9

 

Аннотация

 

В пособии представлены программа и подробные разработки занятий по курсу «Мир загадок», который знакомит детей с окружающим миром через отгадывание и сочинение загадок. Путешествуя по загадочной стране, первоклассники изучают свойства предметов, приобретают навыки системного и диалектического мышления, знакомятся с понятиями теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Курс «Мир загадок» может изучаться в 1 классе общеобразовательных учреждений в рамках раздела ФГОС НОО «Внеурочная деятельность в начальной школе» (программа духовно‑нравственного развития личности). Курс может преподаваться как самостоятельный и как первая часть курсов «Мир человека», «Мир фантазии», «Мир логики».

2‑е издание.

 

Светлана Гин

Мир загадок. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальной школе. Пособие для учителя. 1 класс

 

 

© Светлана Гин, 2012

© АНО «ТРИЗ‑профи», 2012

© ООО Издательство «ВИТА‑ПРЕСС», 2012

 

От автора

 

Если бы можно было прочитать мысли маленького ребёнка, то, наверное, мы бы услышали нечто похожее на песенку Винни‑Пуха: «Везде и повсюду, опять и опять меня окружают загадки!»

И процесс взросления можно представить как постепенное отгадывание загадок природы, науки, языка, отношений и т. д. Первоклассник приходит в школу уже с достаточно ощутимым объёмом знаний (вспоминаются слова Льва Толстого: «От новорождённого до пятилетнего – громадное расстояние, от пятилетнего до меня – один шаг»). Но этот «один шаг» во многом делается именно в школе.

Школа сегодня старается развивать интеллект, но вот игра и фантазия, выдумка и творчество нередко остаются «за бортом». Нам, взрослым, часто всё это кажется лишним и ненужным, но дети думают иначе. Они не могут сказать: «Хотим сочинять, хотим придумывать, хотим радоваться!», они говорят по‑другому: «В школе скучно, неинтересно», «Скорей бы каникулы!», «Можно, я сегодня в школу не пойду?» и т. д.

Понятно, что полностью все уроки сделать творческими – нереально и вряд ли необходимо. Но работать в 1 классе так же, как в 4 или 10, тоже неправильно. Выход есть: его предложила преподаватель из г. Петрозаводска Алла Александровна Нестеренко. Ещё в 1991 г. она придумала и описала «Страну загадок», путешествие по которой позволяет ребёнку не только научиться сочинять загадки, но и узнавать много нового и полезного. А ещё, изучая загадки, дети начинают знакомиться с теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Небольшая книжка вышла большим тиражом, но многие учителя брали из неё только схемы‑опоры для составления загадок, которые затем использовали на уроках. Можно, конечно, поступать и так. Но можно «Страну загадок» превратить в отдельный курс, увлекательный и необычный, изучать который лучше всего в рамках внеурочной деятельности детей на базе общеобразовательной школы или учреждения дополнительного образования. Курс может преподаваться как самостоятельный и как первая часть курсов «Мир человека», «Мир фантазии», «Мир логики».

Именно о том, как это сделать, и рассказано в этом пособии. Здесь вы найдёте программу курса по выбору «Мир загадок» и подробные разработки занятий в первый школьный год. План занятия, примерные схемы диалогов, описание игр и упражнений, тексты стихов и сказок облегчат вам подготовку, освобождая время на «подгонку» материала для вашего конкретного класса.

Этот курс был апробирован в школах Беларуси и России и прекрасно зарекомендовал себя. Вот как учителя отзывались о занятиях:

«Курс построен интересно, доступно восприятию детей. Уроки всегда проходили на высоком эмоциональном уровне. Несмотря на напряжённую умственную работу, часто дети отмечали, что на этом занятии они отдохнули».

«Особенно детям нравилось придумывать то, чего раньше «никто не делал», проявлять свою смекалку».

«В результате проведённой работы значительно повысились познавательные интересы детей, развивалась их речь, мышление. Ребята раскрепощались, свободно высказывали свою точку зрения, часто отличающуюся от других».

«Мне как учителю было интересно проводить эти занятия. Пройденный материал я использовала и на других уроках».

«Материал этого курса великолепно сочетался с программой развивающего обучения».

«Большое спасибо за помощь в нашей работе».

Автор выражает благодарность учителям творческой группы г. Гомеля (Республика Беларусь), которые вдумчиво и тщательно отслеживали результаты своей работы, чьи советы и рекомендации помогли сделать курс лучше и интереснее. Это Адамович О. Р., Бузько Т. И., Буйневич Е. И., Власенко В. В., Гайчукова Е. И., Гарбузова И. И., Иусова О. И., Киселёва Е. В., Ковалевская Л. В., Коваленко Л. Т., Лазарева А. В., Лис А. М., Лопатина О. А., Лущик Т. А., Макаренко А. А., Марченко М. А., Никишаева Е. А., Прокопенко И. Е., Савченко Л. В., Соловьёва Е. В., Суровец Н. А., Таранова С. Н., Чеботарёва Н. С., Шакова И. Е., Шитикова Т. И. Отдельная благодарность методисту ГМЦ Левковской Л. Д. за поддержку и участие.

При подготовке пособия использовались задания и упражнения из опыта работы коллег М. С. Гафитулина, И. Н. Мурашковской, А. А. Нестеренко, Т. А. Сидорчук, Н. В. Рубиной, которым автор выражает глубокую признательность.

 

Пояснительная записка

 

Программа курса по выбору «Мир загадок» предназначена для учащихся 1 класса, желающих расширить свои представления об окружающем мире. Представленная программа может изучаться в рамках раздела ФГОС «Внеурочная деятельность в начальной школе» (программа духовно‑нравственного развития личности).

Проблема развития и совершенствования творческих способностей, интенсификации возможностей каждого человека занимает важное место в современных условиях изменчивости окружающего мира во всех его сферах: экономической, социальной, научной, технической, коммуникативной, художественной. В этих условиях повышаются требования к качествам личности, которые определяются как креативные: открытость новому опыту, умение находить оригинальное решение в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности.

Одной из основных задач духовно‑нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования в области формирования личностной культуры является формирование способности к реализации творческого потенциала в учебно‑игровой, предметно‑продуктивной, социально‑ориентированной деятельности. В процессе обучения происходит воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни посредством презентации творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей для проявления творческой инициативы, творческого применения знаний и умений.

Программой курса по выбору «Мир загадок» предполагается построение занятий на принципах сотрудничества и сотворчества детей и взрослого, обеспечение роста творческого потенциала, познавательных мотивов учащихся, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, ориентация на привлечение детского опыта в качестве ресурса построения занятия, возможность переноса полученных знаний на другое учебное и внеучебное содержание, разнообразие организационных форм, учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.

С целью стимулирования творческого подхода обеспечивается создание установки на оригинальное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск многовариантности как в формулировке, так и в способах выполнения различных заданий; поощряются нестандартные решения, замечаются проявления самостоятельного творчества учащихся в различных областях; используются приёмы и методы активизации мышления и воображения, разработанные в ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

 

Цель курса по выбору «Мир загадок»:

ознакомление учащихся с объектами и явлениями окружающего мира посредством отгадывания и сочинения загадок.

Образовательные компетенции, формируемые в процессе обучения:

• ценностно‑смысловые:

– способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём;

– умение выбирать смысловые установки для своих действий и поступков;

• общекультурные:

– расширение кругозора;

– повышение уровня осведомлённости в бытовой и культурно‑досуговой сферах;

• учебно‑познавательные:

– умения организации учебно‑познавательной деятельности;

– овладение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем;

• информационные:

– умение получать, анализировать и отбирать необходимую информацию из различных источников;

• коммуникативные:

– овладение навыками работы в группе;

– владение различными социальными ролями в коллективе;

– развитие навыков задать вопрос, вести дискуссию и др.;

• социально‑трудовые:

– поддержка и стимулирование социальной активности;

• личностные:

– освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития;

– овладение навыками эмоциональной саморегуляции;

– формирование культуры мышления и поведения.

Контроль:

обучение предполагает продуктивную творческую деятельность – сочинение загадок и сюжетов сказок, рисование, изготовление аппликаций, поделок и др., что служит показателем уровня освоения учебного содержания.

К концу 1 класса учащиеся

будут знать: цвета радуги, признаки отличия шара от круга, квадрата от куба; признаки отличия твёрдого вещества от жидкого, назначение различных органов чувств, о возможности изменения объектов во времени, последовательность описания объекта при помощи системного оператора («многоэкранки»);

будут уметь: описывать объекты ближайшего окружения по признакам «цвет, форма, размер, вещество»; понимать относительность размера («для кого?» «по сравнению с чем?»); описывать объекты и ситуации ближайшего окружения по вопросам: «вижу? слышу? ощущаю запах? пробую на вкус? дотрагиваюсь?»; выделять основные части объекта ближайшего окружения и их назначение; описывать объекты ближайшего окружения при помощи системного оператора («многоэкранки»).

 

Учебный план курса (32 ч, 1 ч в неделю)

 

Учебно‑тематический план курса

 

Содержание программы

 

Город пяти чувств (5 ч)

6.1. Улица «Зрение»  

Какую работу выполняют различные органы чувств? Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «по признакам». Упражнение «Портрет Невидимки».

6.2. Улица «Слух»  

Способы «происхождения» звука. Упражнение «Соноскоп событий».

6.3. Улица «Осязание»  

Упражнение «Узнай на ощупь». Свойства предметов: видимые и «невидимые» (ощущаемые). Знакомство с алгоритмом сочинения загадок «с противоречиями».

6.4. Улица «Обоняние». Улица «Вкус»  

Какие бывают запахи? Упражнение «Узнай по запаху». Решение «вкусных» загадок. Разрешение противоречия «съедобное – несъедобное»: во времени, в пространстве, в отношениях. Обсуждение «На вкус и цвет…».

6.5. Решение изобретательских задач «на обнаружение»  

Рассказ по сюжетной картинке с «включением» различных органов чувств. Как органы чувств помогают решать изобретательские задачи.

 

Город загадочных мест (2 ч)

8.1. Знакомство с Городом загадочных мест  

Упражнение «Необыкновенное путешествие».

8.2. Сочинение загадок  

Знакомство с алгоритмом сочинения загадок‑«матрёшек». Придумывание метафор.

 

Список рекомендуемой литературы

 

1. Винокурова, Н. К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: книга для детей, учителей и родителей/Н. К. Винокурова. – М.: АСТ‑ПРЕСС, 1999.

2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте/Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991.

3. Гин, С. И. Первые дни в школе/С. И. Гин, И. Е. Прокопенко. – М.: ВИТА‑ПРЕСС, 2008.

4. Литература и фантазия / сост. Л. Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1991.

5. Межиева, М. В. Развитие творческих способностей у детей 5–9 лет/М. В. Межиева. – Ярославль: Академия развития, 2002.

6. Нестеренко, А. А. Страна загадок/А. А. Нестеренко. – Ростов н/Д.: РГУ, 1995.

7. Родари, Д. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй/Д. Родари. – М.: Самокат, 2011.

8. Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов/А. Э. Симановский. – Ярославль: Гринго, 1996.

9. Тамберг, Ю. Г. Развитие творческого мышления ребенка/ Ю. Г. Тамберг. – СПб.: Речь, 2002.

10. Шустерман, М. Н. Новые приключения Колобка/М. Н. Шустерман. – М.: Педагогика, 1993.

 

 

Методические рекомендации по проведению занятий

 

Занятия построены в виде путешествия по различным городам Страны загадок. Сюжеты физкультминуток и речевых разминок специально подобраны так, чтобы в начале занятия можно было «отправиться в дорогу» (только не забудьте в конце «вернуться»: для детей это очень важно).

Вместе с вами путешествовать будет Игрушка, желательно необычная, ранее незнакомая детям; это может быть оригинальная мягкая или надувная игрушка, перчаточная кукла и т. п. Она не только позволит привлечь внимание детей, но и «поможет» вести занятие: ведь она «умеет» спрашивать и отвечать, сомневаться и ошибаться, придумывать игры и загадки. Во время занятия Игрушка может «подойти» погладить ученика, «заглянуть» в тетрадь, «посидеть» на плече, «походить» по парте и т. д.

Возможно, на первых порах вам будет не так просто «работать за двоих», ведь у Игрушки и свой характер, и свой голос, и свои манеры поведения; но, поверьте, очень скоро вы привыкнете с ней «общаться», а ребята будут её с нетерпением ждать.

Также на каждом занятии рекомендуется иметь небольшой мячик, с помощью которого увлекательно и динамично проводятся упражнения, предполагающие множество ответов. Ребятам для занятий необходим альбом для рисования на клеевой основе или папка, чтобы легко было доставать отдельные листы, и набор цветных карандашей или фломастеров.

Несмотря на то, что в первом классе домашние задания обычно не задаются, занятие «Мир загадок» предусматривает домашнюю работу по желанию учащихся: рисунок или поделку. Задание всегда носит творческий характер, может выполняться совместно с родителями и, как показывает опыт, делается с удовольствием (нередко готовые работы дети приносят уже на следующий день: «Захотелось побыстрее сделать – так интересно было!)».

Перед началом занятия учитель собирает все работы и развешивает рисунки на доске, что позволяет каждому ученику сравнить свою работу с другими, и обеспечивает более объективный выбор наиболее интересного (оригинального, яркого, необычного, эстетичного и т. д.) выполнения задания. Желательно, чтобы после окончания занятия ребята имели возможность рассмотреть все работы. В дальнейшем их можно раздавать детям или сохранять в их личных или классном архивах.

В тексте для примера приводятся ответы детей, варианты выполнения заданий, которые взяты из реального опыта обучения первоклашек.

И напоследок загадка:

«Весёлое, но не представление,

Долгожданное, но не письмо,

Интересное, но не кино.

Что это?

Совершенно верно: это ваше занятие «Мир загадок»!»

 

Занятие 1

Сообщение о Стране загадок.

Учитель говорит, что есть ещё одна сказочная страна, в которую ребята будут отправляться по… (называется день недели, когда будут проводиться занятия). Снаряжение «путешественника»: альбом, цветные карандаши или фломастеры, хорошее настроение и желание многое увидеть и узнать в новой стране.

Эта страна называется Страна загадок. В ней, как и в любой другой стране, есть реки, моря, горы и города, но все они загадочные; и живут в этой стране самые разные загадки.

Учитель предлагает детям загадать классу несколько загадок, после чего подчёркивает, что, вернувшись из «путешествия» в конце учебного года, они не только узнают много новых интересных загадок, но и научатся их сами сочинять.

Вместе с учениками «путешествовать» по Стране загадок будет Игрушка (учитель показывает её):

– Эта Игрушка будет помогать нам на занятиях, потому что она много знает и очень много путешествовала по разным странам…

Игрушка:

– Правда, последнее путешествие было таким трудным и опасным, что в нём даже потерялось моё имя. Ребята, помогите, пожалуйста, придумать мне новое имя.

Дети предлагают различные варианты, совместно выбирается наиболее подходящее имя.

Игрушка:

– Большое вам спасибо. Теперь у меня тоже есть имя и я могу с вами познакомиться!

 

Подведение итогов.

Обсуждение вопросов: что понравилось на занятии больше всего? какое задание показалось лёгким (трудным)? какие пожелания на следующие занятия? и т. д.

 

Занятие 2

Речевая разминка.

– Сегодня мы отправляемся в первое путешествие. Поедем мы на поезде, а чтобы нам было удобнее и быстрее добираться, разучим скороговорку:

 

Поезд едет скрежеща:

Же, Це, Че, Ша, Ща. Дети хором проговаривают скороговорку несколько раз.

 

 

2. Проверка домашнего задания.

– Первый город, в котором мы побываем, называется Город самых простых загадок. В нём всего четыре улицы: Цвет, Форма, Размер, Вещество. А посередине города есть площадь, на которую выходят все улицы. Вначале мы отправляемся на улицу Цвет, но нам преграждает дорогу Стражник…

Учитель показывает на доске рисунки детей, давая краткий положительный отзыв о каждом.

 

Задание Стражника.

Из всех рисунков учитель выбирает наиболее красочный портрет Стражника и от его лица предлагает задание (остальные портреты используются поочерёдно на последующих занятиях):

– Этот грозный Стражник пропустит нас, только если мы сможем выполнить его задания. Каждый ряд получает свой вариант задания: первому ряду нужно назвать всё, что красного цвета, второй ряд называет всё, что жёлтое, а третий – только то, что бывает синим. Причём покрашенные предметы называть не следует. Например, лист бумаги, карандаш, забор, парта и т. д. могут быть любого цвета, но такой ответ не засчитывается. Итак, будьте внимательны и постарайтесь выполнить задание Стражника без ошибок.

Выполнение упражнения происходит следующим образом: все ученики сидят и по одному с каждого ряда называют соответствующие объекты, например огонь, солнце, море, помидор, апельсин, слива и т. д. Ученик, который дал правильный ответ, встаёт. Таким образом, к концу выполнения задания весь класс стоит.

 

Практическая работа.

Учитель:

– Ой, ребята, пока мы с вами добирались, на улице Цвет произошла беда! Злая колдунья Стёрка все краски заточила в своё подземелье, и осталось только три цвета, про которые мы говорили: синий, жёлтый и красный. И если мы не освободим все остальные цвета, они могут исчезнуть, а вместе с ними исчезнут зелёная трава и коричневые медведи, голубые колокольчики и рыжие белки, и многое‑многое другое…

(Учитель предлагает детям дополнить перечень.)

– Их надо обязательно освободить, но как это сделать? Может быть, Игрушка нам подскажет?

Игрушка:

– Да, я знаю. Нужно, чтоб засияла радуга. Тогда злое волшебство потеряет свою силу и все цвета снова будут с нами.

Учитель:

– Но как сделать радугу? Она ведь бывает только после дождя.

Игрушка:

– Не только. Радугу можно сделать и самим: взять и нарисовать.

Учитель:

– Но как? В радуге ведь семь цветов, а у нас только три!

Игрушка:

– А я знаю, как сделать радугу из трёх цветов, и ребята, наверное, тоже знают.

Оборудование для демонстрации: на столе учителя в ряд стоят семь прозрачных баночек или стаканов с водой; три баночки гуаши (синяя, красная, жёлтая) и кисточка.

Вначале вместе с детьми нужно вспомнить последовательность цветов радуги: «Каждый охотник желает знать…» Затем учитель окрашивает воду в первом стакане в красный цвет, в третьем – в жёлтый и в шестом – в синий. После этого, смешивая эти краски, получаются все остальные цвета радуги. Учитель комментирует, как это делать: оранжевый находится между красным и жёлтым, значит, нужно смешать красную и жёлтую краски; зелёный – между жёлтым и синим и т. п.

Игрушка:

– Ура, победа! Мы освободили все краски, да здравствует разноцветный мир!

 

6. Домашнее задание.

Нарисовать цветной домик и его жильцов.

Например, в жёлтом домике живут солнышко, цыплёнок, одуванчик, лимон: в красном домике – мак, клубника, малина, вишня, помидор, огонь и т. п.

 

Придумывание загадок.

Учитель сообщает, что на улице Цвет растёт много цветов, деревьев, овощей и фруктов, и предлагает детям ответить, почему это так.

Но все эти растения тоже необычные: они появляются только тогда, когда про них придумаешь загадку. Учитель называет различные объекты растительного мира (берёза, ромашка, слива, арбуз, одуванчик, мак, ландыш, мухомор и др.) и предлагает сочинить про них загадки.

При подведении итогов можно сравнить загадки, придуманные детьми, с литературными загадками.

Примеры загадок:

• «Белые сапожки, зелёные серёжки». (Берёза)

• «Синий мундир, жёлтая подкладка, в середине сладко». (Слива)

• «Беленькие горошки на зелёной ножке». (Ландыш)

• «На верхушке стебелька – солнышко и облака». (Ромашка)

• «Берег зелёный, вода красная, рыбки чёрные». (Арбуз)

Вывод: при составлении загадок надо не только называть цвета, но и использовать сравнения.

Например, про ромашку может быть загадка: «Жёлтая серединка и белые лепестки», а можно придумать так: «Жёлтое солнышко, белые лучики» или: «Жёлтая ладошка с беленькими пальчиками».

 

Подведение итогов.

 

Занятие 3

Изменение цвета в природе

 

Оборудование:

схемы – приёмы разрешения противоречий, иллюстрации хамелеона, осьминога.

 

Речевая разминка.

Учитель сообщает, что в очередное путешествие дети поедут на машине, и предлагает разучить слова:

 

Стоп, машина.

Стоп, машина.

Стоп, машина.

Стоп!

 

После нескольких повторений задание усложняется: нужно сказать вслух только два первых слова («Стоп, машина…»), а всё остальное предложение – про себя. Последнее слово «стоп» тоже произносится вслух.

Упражнение учит детей согласовывать ритм, добиваясь синхронности.

 

Задание Стражника.

– Перед нами снова Стражник, который нас пропустит, только если мы сможем отгадать его загадку. А загадка такая: «Что это: зимой и летом одним цветом, но не ёлка?» Повторять ответы друг друга нельзя – это будет считаться ошибкой. И лучше придумать не один ответ, а сразу несколько.

После этого – быстрая проверка по цепочке: пары называют слово хором и встают.

 

3. Проверка домашнего задания.

Учитель показывает все домики, находя положительное в каждом рисунке. Причём критерии оценки могут быть самыми разными: художественное выполнение, оригинальность, аккуратность, разнообразие, общее количество объектов и др.

 

Физкультминутка «Зоопарк».

Учитель называет различных живых существ (заяц, медведь, лягушка, слон, обезьяна, змея, крокодил, рыба и др.), которые нужно изобразить.

 

Чтение стихотворения.

Учитель предлагает послушать историю, которая произошла с осьминожками (читает стихотворение Э. Успенского «Разноцветная семейка).

В процессе чтения учитель останавливается в «проблемных» местах и предлагает детям ответить на вопросы:

 

Была у детишек плохая черта –

они как хотели меняли цвета.

 

– Почему это плохая черта?

 

Нет, он купаться нисколько не хочет,

просто он голову маме морочит.

 

– Как купать детей?

 

Баловаться отучу, всех сейчас поколочу!

 

– Как осьминожкам избежать наказания?

 

Я своих маленьких пальцем не трогаю,

с вами сейчас поквитаться хочу:

дайте я вашего поколочу!

 

– Правильно ли рассуждал чужой папа?

Как нужно «выбирать», чтобы больше не ошибиться? …Ну когда ж наши мамы вернутся: мамы‑то в детях своих разберутся!

– А как без мам разобраться, где чьи дети?

 

Подведение итогов.

 

Занятие 4

Цвет в рукотворном мире

 

Оборудование:

бархатная бумага, шерстяные нити.

 

Речевая разминка.

Желательно с сюжетом на тему движения, например:

 

На лошадке ехали,

До угла доехали.

Сели на машину,

Налили бензину.

На машине ехали,

До реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот!

 

Можно повторить несколько раз хором с увеличением темпа.

 

Задание Стражника.

– На этот раз Стражник приготовил для вас очень сложное задание. На прошлом занятии мы говорили, что многие животные могут изменять свой цвет. Но человек ведь тоже относится к живым существам, значит, он тоже должен уметь менять свой цвет или хотя бы изменять цвет каких‑то отдельных частей. Придумайте ситуации, когда такое может быть.

Примеры изменений цвета, придуманные детьми: загорел (стал коричневым), испугался (побледнел), стыдно (покраснел), заболел желтухой (пожелтел), ушибся (синяк фиолетовый), не чистил зубы (почернели), обморозился (уши побелели).

 

3. Проверка домашнего задания.

Учитель демонстрирует всех осьминожков и даёт положительные отзывы о каждом.

 

Фантазирование.

– Живые существа могут изменять свой цвет, а предметы не могут. А давайте пофантазируем, представим, что окружающие нас предметы тоже могут изменять свой цвет, причём по нашему желанию. Например, доска (одежда, парта, дом). Где и для чего можно было бы их использовать?

– …

 

Физкультминутка.

Желательно проведение танцевальной паузы под мелодию детской песни («Оранжевая песенка», «Дети любят рисовать» или др.).

 

Упражнение «Ниткопись».

Каждому ученику учитель даёт небольшой лист бархатной бумаги и несколько шерстяных нитей контрастного цвета. Если из нити составить рисунок, а потом нить прижать к ворсу, изображение фиксируется.

Учитель предлагает детям сделать несколько рисунков.

В дальнейшем это упражнение можно использовать на уроках при изучении букв и цифр.

 

Подведение итогов.

 

Занятие 5

Улица «Форма»

 

Оборудование:

портрет Стражника из геометрических фигур, плоские и объёмные фигуры.

 

Речевая разминка.

Скороговорка или стихотворение на тему движения, например:

 

Раз, два – стоит ракета,

Три, четыре – самолёт.

Раз, два – хлопок в ладоши,

А потом на каждый счёт.

Раз, два, три, четыре –

Руки выше, плечи шире.

Раз, два, три, четыре –

И на месте походили.

 

2. Проверка домашнего задания.

После демонстрации всех работ на доске учитель предлагает придумать, как выбрать самый необычный портрет Игрушки:

Игрушка:

– Ой, как много моих портретов! Какие они все разные, красивые, интересные! Спасибо вам, ребята! Только как мне выбрать из них один самый необычный портрет – я не знаю.

Учитель:

– Не волнуйся, класс тебе поможет.

Игрушка:

– А как?

Учитель:

– А сейчас каждый ученик посмотрит внимательно на свой рисунок и на другие рисунки, а потом скажет, чем его рисунок отличается от всех остальных, чем он не похож на другие, что в нём необычного…

Дети высказываются по цепочке, в случае затруднений учитель помогает, обращая внимание на существенные отличительные признаки.

Игрушка:

– Получается, что все мои портреты необычные и оригинальные. Спасибо вам, ребята. Я устрою выставку и позову своих друзей. Вот будет интересно!

Учитель:

– Да, будет очень интересно, но ты не забыла, что нам надо в дорогу: в путешествие по Стране загадок?

Игрушка:

– Нет, не забыла и даже приготовила ребятам сюрприз: я тоже нарисовала необычный портрет.

 

Задание Стражника.

На доске нарисован Стражник, состоящий из различных геометрических фигур.

Учитель:

– Какой‑то у тебя Стражник необычный, почему это так?

Игрушка:

– Потому что он охраняет вход на улицу… А пускай ребята сами отгадают…

– …

Игрушка:

– Правильно, эта улица называется «Форма». На ней живут разные фигуры. А Стражник приготовил на этот раз вам целых два задания: одно лёгкое – назовите, из каких фигур он сам состоит.

– …

Игрушка:

– А второе – потруднее: какие ещё геометрические фигуры вы знаете?

– …

Учитель:

– Наши ребята справились со всеми заданиями Стражника.

Игрушка:

– Молодцы, добро пожаловать на улицу Форма!

 

Физкультминутка.

Желательно с сюжетом на тему «Цирк», например:

 

Циркач умеет гарцевать,

Зверей и птиц дрессировать,

И на трапеции вертеться,

И на канате танцевать!

 

5. Домашнее задание.

Игрушка:

– Я однажды смотрела мультфильм про цирк, там артист подбрасывал шарики, а потом из них получилась лошадка – её назвали Лошарик.

Учитель:

– Да, это очень интересный мультфильм, мне он тоже нравится, и ребята, наверное, его видели или читали книжку про Лошарика.

Игрушка:

– На нашей улице Форма тоже есть цирк, в котором выступают самые разные животные, и не только из шариков, но и из треугольников, квадратов, овалов и других фигур. Только сейчас все звери на гастролях, они очень много ездят, такие знаменитые, а в цирке некому выступать…

Учитель:

– Не грусти, ребята могут помочь сделать новых зверей для цирка.

Домашнее задание (аппликация): изготовить друзей Лошарика – животных, состоящих из одинаковых геометрических фигур, придумать им название и подписать.

 

Игра на внимание.

Когда учитель называет слово «круг», дети большой и указательный пальцы сводят в колечко, когда звучит слово «шар» – дети сжимают пальцы в кулак.

Игра может проходить в быстром темпе с выбыванием игроков.

 

Подведение итогов.

 

Занятие 6

Изменение формы

 

Оборудование:

кубики, схемы – приёмы разрешения противоречий.

 

Речевая разминка.

Желательно с сюжетом на тему движения, например:

 

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот – задом наперёд.

А за ним комарики –

На воздушном шарике!..

Едут и смеются,

Пряники жуют. (К. Чуковский)

 

Можно проговорить несколько раз с ускорением темпа.

 

Задание Стражника.

Назвать круглые предметы, которые есть в классе.

Игрушка быстро начинает перечислять предметы круглой формы: мяч, плафон, апельсин, воздушный шарик и т. п.

Учитель комментирует ответы Игрушки, указывая на то, что она поспешила и поэтому её ответы, хоть и правильные, но не очень интересные, очевидные. А чтобы Стражник пропустил, нужно дать оригинальный ответ, а для этого следует подумать…

 

Физкультминутка.

Эстафета: какой ряд быстрее построит башню из кубиков.

 

5. Проверка домашнего задания.

Учитель показывает все работы, отмечая положительные стороны каждой:

– И теперь Игрушка не будет грустить, потому что в цирке снова начнутся выступления!

 

Подведение итогов.

 

Занятие 7

Замок похожестей‑непохожестей

 

Оборудование:

изображение замка,

предметы различной формы.

 

Речевая разминка.

Игрушка:

– А давайте сегодня в путешествие на метро отправимся! Мне так нравится на эскалаторе кататься, его ещё «лесенка‑чудесенка» называют…

Разучивается стихотворение про метро, например:

 

То вверх, то вниз бежит перо,

Рисуя букву М.

Как бы спускаешься в метро

И вверх идёшь затем. (С. Маршак)

 

Задание Стражника.

На доске нарисован замок необычной, причудливой формы, для того чтобы в него попасть, надо ответить на вопросы: на что похож этот замок? что напоминает он сам или его отдельные части?

Затем учитель предлагает детям самим определить тему занятия.

 

3. Проверка домашнего задания.

Проводится в группах: каждая группа получает по несколько поделок и придумывает, на что они похожи. Делается вывод о том, что даже самая необычная фигура на что‑нибудь похожа.

 

Придумывание загадок.

Учитель показывает какой‑либо предмет (гвоздь, лампочка, ремень, шапка, расчёска и др.) и спрашивает: на что он похож?

Из ответов детей выбираются 3–4 наиболее интересных.

Затем обсуждается, чем исходный объект отличается от придуманного сравнения, и составляются загадки по схеме: «как…, но не…».

Например:

 

«Как змея, но не ползёт;

как дорога, но по ней не ходят;

как хвост, но мух не отгоняет». (Ремень)

 

После этого учитель показывает ещё один предмет для составления коллективной загадки.

В конце работы необходимо обобщить последовательность составления загадки:

• выбрать предмет;

• придумать, на что он похож и чем отличается;

• вставить слова «как …, но не…»;

• прочитать готовую загадку.

Примеры загадок, придуманных детьми:

 

«Как лес, но не растёт;

как ёжик, но не колется;

как грабли, но мусор не убирает». (Расчёска)

«Как колобок, но с лучиками;

как грелка, но без воды;

как лампа, но не включается». (Солнышко)

«Как капелька, но не течёт;

как солнце, но не на небе;

как груша, но не съешь». (Лампочка)

 

В процессе работы подчёркивается её творческий характер: «Ребята, вы сами придумали загадку. Такой ещё никто никогда не придумывал, а вы смогли это сделать!»

 

Подведение итогов.

Желательно провести в виде обсуждения вопроса: на что похожа Игрушка? (С обоснованием ответа.)

 

Занятие 8

Геометрические головоломки

 

Оборудование:

конверты с игрой «Головоломка Пифагора».

 

Речевая разминка.

Желательно с сюжетом на т


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.447 с.