Авторское «я» репортажа – это «я действующее». — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Авторское «я» репортажа – это «я действующее».

2021-05-27 34
Авторское «я» репортажа – это «я действующее». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЛИДЫ, употребляемые в репортажах:

· Возможен «суммирующий» лид, который выделяется как «врез».

· Часто репортаж начинается с цитаты или реплики.

· Хороший лид – эмоциональное описание ситуации.

· Популярны лиды с вопросительной интонацией.

· Желательна демонстрация поступка или неожиданного факта.

· Часто в таких материалах используют шокирующие лиды.

Репортажная динамичная картина события – как бы сиюминутный отклик, сохраняющий взволнованность очевидца. Факт, увиденный как происшествие – в движении, красках, звуках, ритмах, очень привлекателен для аудитории. Во-первых, потому что он по-особому достоверен, поскольку внимателен к этапам действия, к его ритму, голосам участников. А во вторых, потому что этот способ отклика на событие дня вовлекает читателя в сопереживание и соучастие.

Литературная форма репортажа «размывает стену» между прессой дела и прессой развлечений. В современной прессе репортаж встречается часто. Перед читателем наглядно предстают экстремальные ситуации, бедствия, катастрофы, пик спортивных состязаний, свидетельства мужественных поступков и свидетельства обвинения, добытые во время «командировок на войну» – потому что репортаж заостряет и наглядно укрупняет события; хроника происшествий (Дом переехал...) – потому что репортаж разворачивает события во времени; любопытные очерки будней – потому что репортер «работает через деталь»; рассказы об открытиях и подводящие к проблеме наблюдения – потому что тут уместна репортажная поэтапность, постепенность знакомства с новым, и еще многое другое – просто потому, что так интереснее...

При помощи репортажа можно:

· усилить конфликтность действия, привнести конфликт в изображение какой-то ситуации (например, показав воробья, влетевшего в окно во время скучного собрания...);

· «инсценировать» любое противостояние;

· воссоздать ритм и «дыхание» любого происшествия (вызвав, соответственно, у читателя определенную гамму чувств: в «мажоре» или в «миноре»);

· наглядно объяснить («показать на пальцах», обучая или утоляя любопытство).

Репортажи используют на разных тематических направлениях, в разных изданиях, поскольку возможности такой литературной работы, ее воздействия на читателей разнообразны: позабавить, развлечь, воодушевить, стимулировать интерес, взволновать...

Средствами репортажа проясняют непонятное в научно-популярном тексте, передают радость преодоления препятствий, подчеркивают драматизм событий. (Так, читая репортаж, мы увидели на месте преступления, где был застрелен в упор премьер-министр Израиля, окровавленные листочки, выпавшие из его кармана, с текстом песни о мире, которую минуту назад пела вся площадь...)

Репортаж может многое. Но при условии, что в нем будут сплетены впечатления, наблюдения и воссозданные эпизоды так, чтобы ощущался неповторимый ритм, неповторимая атмосфера не остановленного «кусочка жизни», а фрагмента живого богатства движения.

Работая над репортажем, важно:

· Показывать людей, их поступки, и позволять им говорить.

· Позаботится о «подтексте» (эмоциональных оценках).

· Инсценировать событие, подобно пьесе, насыщая диалогами.

· Поддерживать движение, не прерывая его.

· Нарисовать картинку в воображении читателя.

Современные репортеры все шире и профессиональнее используют зарисовки и репортажи для колоритной, детализированной и впечатляющей подачи важных новостей. Сообщения репортеров помогают ориентироваться в сегодняшнем дне: новости радуют, настораживают, предостерегают. И кроме того, дают остроту сопереживания современности, создавая ее эмоциональный фон.

Контрольные вопросы

1. Что такое тема репортажа?

2. Чем отличается репортажный стиль от иных способов изложения?

3. Как можно «организовать ритм» в репортерском сообщении?

4. Расскажите о назначении реплик в структуре репортажа. Приведите примеры их удачного использования.

5. Какие «роли» могут быть у людей в репортажном действии?

6. Расскажите об «эмоциональных оценках» и метафорах репортажа.

7. Что такое «наблюдение за наблюдателем»?

8. Как в репортаже проявляется авторское «я»?

9. Что может репортаж?

Упражнения

1. Предложите несколько способов, как можно передать в репортаже замедленный ритм и ритм «марша».

2. В репортаже – «командировка на войну», взятом из текущей прессы, подчеркните детали, создающие «эффект соучастия», и сюжетные эпизоды, в которых принимает участие автор.

3. Напишите фрагмент предполагаемого репортерского сообщения «Машина несется в пруд» – о самоотверженном поступке водителя, резко свернувшего с трассы, чтобы не задавить ребенка.

4. Подготовьте два фрагмента репортажного наблюдения: «замедление движения» и «убыстрение ритма» (например, прибытие и отправление поезда метро).

5. Напишите репортаж, зафиксировав и обработав реплики (например: «митинг», «нервная очередь»).

6. Подготовьте фрагмент репортажа, используя метод «маски».


ИНТЕРВЬЮ

Ключевые понятия:

· источник,

· блиц-интервью,

· вопрос «с закрытым концом»,

·  вопрос «с открытым концом»,

· «воронка»,

· «накат вопросов»,

· личный вопрос,

· вопрос «в досыл».

 

Цели и формы работы интервьюера многообразны: блиц-интервью, беседа, полемика, портрет и т. д., как многообразны и объекты его внимания («очевидец», «эксперт», «звезда», «интересный собеседник»...). Во всех случаях успех или неуспех работы связаны с качеством подготовки (тематической и психологической), с умением продумывать вопросы, профессионально точно вести интервью. Творческое состояние – состояние взаимодействия с другим человеком, который становится «источником» (сведений или идей).

 Варианты   общения   и   модели   интервью

Репортеры сетуют: мы плохо пользуемся возможностями интервью, вопросы наши способны усыпить не только читателя, но и интервьюируемого... Подготовка системы вопросов позволяет журналисту видеть тему в разветвлениях, проблемных узлах, помогая «понимать ответы», узнавать в словах собеседника намеченные точки разговора. Изучается предварительно (насколько возможно) и личность будущего собеседника – надо быть уверенным в правильности предполагаемого тона и манеры общения. Намечаются вопросы для создания определенной атмосферы беседы (например, эпатирующий вопрос, «примиряющий» вопрос, вопросы «поддержки и одобрения» и др.). Важно особо продумать вопросы, заведомо «неудобные» будущему собеседнику. Вопросник – не жесткий план, от которого нельзя будет уклониться, он нужен для самоконтроля и проверки возможностей общения в прихотливом течении беседы.

Журналист, по необходимости, использует вопросы двух типов: вопросы с завершенным («закрытым») концом, с прицелом на быстрый и точный ответ, на «точку» в споре; и вопросы с незавершенным («открытым») концом, которые дают возможность собеседнику размышлять. Выбор зависит от предмета и обстановки беседы, реакции партнера. Соответственно, есть две модели интервью:

- Можно начинать с вопросов с открытым концом, что обеспечивает спокойное течение беседы вплоть до кульминации или заключительной части, когда их сменяют вопросы с закрытым концом (интервью-»воронка»). Эту модель используют для «портретов», интервью, сосредоточенных на проблеме, интервью с экспертами.

- Вторая модель предлагает сразу ключевые вопросы в жестком варианте, – вопросы с закрытым концом, преимущественно их и использует, лишь изредка перемежая мягкими вопросами с открытым концом («опрокинутая воронка»). Эта модель употребляется в общении с политиками и «звездами» и в форме «блиц».

Интервью – событие, которое журналист «сочинил» сам (составил «сценарий», придумал канву основных «реплик» и ходы для самовыражения партнера и собственной импровизации). Главная сложность – в хороших, точных переходах от одной темы к другой; непрерывном, без провалов, течении беседы. Интервью по телефону нежелательны (особенно, если источник – нервный человек), к ним прибегают лишь для оперативного отклика, когда эксперт вне досягаемости (за городом, за океаном...); или когда человек хорошо знаком, его характер, стиль общения достаточно изучены.

Главная задача интервьюера – предоставить возможность собеседнику высказаться, что предполагает профессиональные усилия по стимулированию этого высказывания, изобретение все новых способов поддержки собеседника, направленной на рождение его «золотого слова». (На практике, однако, не редкость совершенно неадекватная такой цели манера поведения журналистов.)


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.