Богатство – свобода или рабство? — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Богатство – свобода или рабство?

2021-05-27 31
Богатство – свобода или рабство? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Пришёл бывший бедняк к мудрецу и сказал:

– Сегодня я богач, и ни от кого не завишу. Это вчера мной помыкал всяк, кому не лень, а сегодня я независим.

Мудрец:

– Ха, скажи ты мне, любезный: на ночь ты сегодня свой караван остановил по своему желанию и душевному стремлению, или чтобы твои верблюды могли поесть, попить, поспать, в конце концов.

Богач:

– Ну конечно, чтобы животные могли привести себя в порядок.

Мудрец:

– Ну, вот видишь, хоть ты и богат, а живёшь как твоей скотине угодно.

 

Большая разница

 

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Я счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» – спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и как сказать».

 

Бедняк и толкователь снов

 

Однажды к толкователю снов пришел простодушный бедняк и сказал:

– Меня постоянно тревожит один и тот же сон. Мне снится, что я был один в разрушенном селении, и, куда бы я не обращал там свой взгляд, везде были одни руины, и вдруг среди этих развалин я провалился в какое‑то подземелье и оказался в сокровищнице.

Толкователь снов, услышав этот рассказ, решил посмеяться над бедным простаком и важно заявил ему:

– Такой сон может увидеть не каждый, и я уверен, что он – вещий. Поэтому ты подбей железом свои башмаки и ступай за холмы. Там ты найдешь развалины. Походи среди них, останавливаясь в разных местах, и где остановишься, ударяй посильнее ногой в землю. Там, где твоя нога провалится, ты разрой эту яму своими руками, и если найдешь подземный ход, знай, что он приведет к тому месту, где ты найдешь свое богатство.

Простодушный бедняк поверил насмешнику и в точности исполнил его указание. Но как только он оказался среди руин и сделал два шага, его нога провалилась, и в месте провала оказался подземный ход. Простак спустился в него и… нашел клад. Его искренность и вера помогли ему.

 

Сын нищего

 

Когда Мастер Салим из Исфахана пришел в город Хайдарабад в Индии, люди соперничали друг с другом за право стать его учениками.

Некоторые надеялись добиться этого с помощью богатства, другие – благодаря безукоризненному знанию традиций. И все они желали сидеть у ног Салима.

Однако, завершая свое пребывание там, Салим не оставил преемника, а с собой взял одного только сына нищего.

Прошло более десяти лет, и его доверенный представитель Музаффар прибыл в Хайдарабад, чтобы продолжить там учение. И лишь после того, как людям стали очевидны великие достоинства вновь прибывшего, он открыл им, что он – тот самый сын нищего, которого когда‑то избрал Салим.

История сына нищего мгновенно приобрела широкую известность. О ней заговорили как о чуде и сочли ее уроком. Но при этом люди были склонны видеть в происшедшем только одну сторону.

Однажды, когда Музаффар сидел у себя в окружении почитателей и учеников, кто‑то сказал ему:

– Как это возвышенно и справедливо, что главой всех стал наименьший! Скажите, когда, будучи в доме Мастера, вы проходили испытания, предшествующие превращению обыкновенного человека в суфийского шейха, не причиняло ли вам дополнительные страдания то, что вы – сын нищего?

Музаффар ответил:

– Да, это было для меня в какой‑то степени болезненно. Но мои переживания не идут ни в какое сравнение с переживаниями одного из моих соучеников.

Его спросили:

– И каково же было его происхождение? Вероятно, это был какой‑нибудь еретик?

Музаффар промолвил:

– Это был сын царя.

 

Нужный момент

 

Жил один старый дровосек, бедный и одинокий, который зарабатывал себе на жизнь тем, что рубил дрова и продавал их.

В лесу росло дерево бодхи, под которым Гаутама Будда стал просветленным.

Бодхи означает просветление.

Каждый раз, когда он шел в лес, он проходил мимо дерева бодхи, которое росло на краю леса и каждый раз дровосек видел под деревом бодхи старика, который тихо сидел там всегда – летом, зимой, в сезон дождей. Прежде чем войти в лес, дровосек всегда припадал к его ногам, и каждый раз старик улыбался и говорил: «Ну и идиот же ты!» Дровосек никак не мог понять:

«Почему? Я припадаю к его ногам, а он вместе того, чтобы благословить меня, улыбается и говорит: „Ну и идиот же ты!“ Однажды он набрался мужества и спросил: „Что ты имеешь в виду?“» Старик сказал: «Я имею в виду вот что: ты всю свою жизнь рубишь деревья, а если ты немного углубишься в лес, ты найдешь медную шахту. Только идиот может не заметить ее! А ты всю свою жизнь ходишь по этому лесу… За один день ты можешь набрать столько меди, что, продав ее, обеспечишь себя на неделю, тебе не надо будет рубить дрова каждый день, ведь ты уже стар». Дровосек не мог поверить в это, ведь он хорошо знал весь лес: «Он, должно быть, дурачит меня. А, может, и нет… от меня не убудет, если я отправлюсь поглубже в лес и поищу эту медную шахту». Он углубился в лес и нашел медную шахту. Он сказал себе: «Теперь я знаю, почему он постоянно называл меня идиотом, работающим каждый день в таком преклонном возрасте».

И он стал ходить в лес только один раз в неделю. Но старая традиция продолжалась: он подходил к старику, сидевшему под деревом, припадал к его ногам, а тот улыбался и говорил: «Ну и идиот же ты!» И однажды дровосек спросил: «Почему ты продолжаешь называть меня идиотом? Ведь я же нашел медную шахту». Старик сказал: «Ты не знаешь всего. Если ты пойдешь еще дальше в лес, ты найдешь серебряную шахту». Дровосек сказал: «Но почему же ты не сказал мне об этом раньше?» Старик сказал: «Ты сперва не поверил даже в медную шахту – разве ты поверил бы в серебряную? Просто пойти немного дальше!» И на этот раз у дровосека тоже были сомнения, но не очень большие, у него стало появляться доверие к старику. И он нашел серебряную шахту.

Он вернулся к старику и сказал: «Теперь, когда я нашел серебряную шахту, я буду приходить один раз в месяц. Мне будет недоставать тебя. Мне будет недоставать твоих благословений. Мне стало нравиться слышать от тебя: „Ну и идиот же ты!“» Но старик сказал: «Ты все еще идиот, ничего не изменилось». Дровосек сказал: «Даже теперь, когда я нашел серебряную шахту?» Старик сказал: «Да, даже теперь. Ты просто идиот, и больше ничего – ведь если ты пойдешь еще дальше в лес, ты найдешь что‑то». «Должно быть, он дурачит меня. Если там есть золото, почему же он сидит под этим деревом в лохмотьях, в дождь и в зной, завися от людей, которые приносят ему еду. Иногда они приносят еду, иногда нет. Я думаю, что на этот раз он, наверное, дурачит меня! Но он всегда оказывался прав. Этот старик какой‑то загадочный».

Он пошел в лес и нашел большую золотую шахту. Он не мог поверить своим глазам, ведь он всю свою жизнь работал в этом лесу… Он набрал много золота, вернулся к старику и сказал: «Я думаю, ты больше не будешь говорить, что я – идиот». Старик сказал: «Нет, я буду продолжать говорить это. Приходи завтра, ибо это еще не конец, это только начало». Дровосек сказал: «Что? Золото – только начало?» Старик сказал: «Приходи завтра. Еще дальше в лесу ты найдешь алмазы, – но и это не конец. Но я не скажу тебе всего, а не то ты не заснешь ночью. Иди домой. Завтра утром сперва найди алмазы, а затем приходи ко мне».

Дровосек действительно не мог заснуть всю ночь. Бедный дровосек… он представить себе не мог, что станет владельцем всех этих шахт – медной, серебряной, золотой… а теперь алмазы!

И старик говорил, что это только начало. Дровосек все думал и думал… что же может быть ценнее алмазов? Утром он вышел из дому очень рано – старик еще спал. Он припал к его ногам. Старик открыл глаза и сказал: «Ты пришел? Я знал, что ты придешь рано, ты не мог заснуть. Сперва иди, и найди алмазы». Дровосек сказал: «А ты не скажешь мне, что может быть ценнее алмазов?» Старик сказал: «Сперва найди алмазы – всему свое время, иначе ты сойдешь с ума». Дровосек нашел алмазы и, пританцовывая, пришел к старику. Он сказал: «Теперь ты не можешь сказать, что я – идиот. Я нашел алмазы!»

Но старик сказал: «Все равно ты – идиот». Дровосек сказал: «Тогда я не отстану от тебя, пока ты не объяснишь мне, почему я – идиот». Старик сказал: «Ты же видишь, что я знаю об этих шахтах – о серебре, золоте, алмазах – и меня они не волнуют. Ибо есть нечто большее, но не в лесу, а в тебе самом – не снаружи, а внутри. И поскольку я нашел это, мне нет дела до всех этих алмазов. Теперь тебе решать: ты можешь остановиться на алмазах, но запомни, что останешься идиотом. И я сам тому доказательство – ведь я знаю об этих шахтах, но не стал возиться с ними. Это может помочь тебе понять, что есть нечто большее, но найти его можно только внутри самого себя».

Дровосек выбросил алмазы. Он сказал: «Я буду сидеть рядом с тобой. Пока ты не скажешь, что я больше не идиот, я не уйду отсюда!» Он был простым, невинным дровосеком. Образованным людям бывает очень трудно двигаться внутрь себя. Для дровосека это было не очень трудно. Вскоре он вошел в глубокое безмолвие – радость, блаженство, благословение.

И старик тронул его за плечо и сказал: «Вот ты и добрался до нужного места. Теперь тебе не надо ходить в лес. И ты больше не идиот, ты стал мудрецом. Ты можешь открыть глаза, и ты увидишь тот же мир, но уже в ином свете… те же краски, но теперь они стали психоделическими… те же люди, но теперь они не просто скелеты, обтянутые кожей, а светящиеся духовные существа… тот же космос, но впервые он стал океаном сознания».

Дровосек открыл глаза. Он сказал: «Ты странный человек. Почему ты ждал так долго? Я приходил сюда почти всю мою жизнь и всегда видел тебя, сидящим под этим деревом. Ты мог бы сказать мне об этом раньше». Старик сказал: «Я ждал подходящего момента, когда ты созреешь, когда ты сможешь не только услышать, но и понять. Путешествие длинное, но не надо останавливаться при каждом достижении. Ибо каждое достижение наполняет тебя таким удовлетворением, что ты даже вообразить не можешь, что может быть нечто большее».

 

Бедный брахман

 

Триста лет назад в Кришнанагаре жил очень бедный брахман. Царь Раджа Кришначандра был наслышан об учёном брахмане и однажды решил навестить его, предложить свою помощь.

– Как я могу помочь тебе? – спросил царь.

– Благодарю тебя. Мне ничего не нужно, – ответил брахман.

– Мне больно видеть, как столь учёный человек живёт как простой бедняк, – продолжал царь.

– У меня всё есть, – ответил брахман. – Нам с учениками жертвуют немного риса, рядом растёт тамариндовое дерево. Мы готовим рис с тамариндом и предлагаем его Богу.

Тот, кто помнит о Боге, удовлетворён даже той малостью, которую имеет, ведь богат не тот, у кого много, а тот, кому достаточно.

 

Бедный самурай

 

Жил в Японии бедный самурай. Давно не было войны, а он ничем другим не мог заниматься, кроме как воевать. Денег не было совсем, а жить на что‑то надо было. Он уже продал всё, что имел. Остался только самурайский меч, и он решил его заложить. Но самурай не может быть без меча! И чтобы никто не увидел, что у него больше нет меча, он сделал себе деревянный меч и носил его с собой. Он надеялся, что скоро его дела поправятся, и он выкупит у ростовщика свой меч.

Но тут началась война. И все узнали, что у этого самурая нет самурайского меча. И тогда, чтобы смыть позор, самураю пришлось сделать харакири деревянным мечом.

 

Совет

 

Как‑то раз один человек сказал Насреддину:

– Я очень беден. Так жить совершенно невозможно. Как ты думаешь, не покончить ли мне с собой? У меня шестеро детей и жена, еще есть моя овдовевшая сестра и престарелые отец и мать. Выжить становится все труднее и труднее. Можешь ли ты что‑нибудь посоветовать?

– Ты можешь заняться двумя вещами, и обе они помогут, – ответил Насреддин. – Одна – начни печь хлеб, потому что людям, чтобы жить, приходится есть, так что ты никогда не прогадаешь.

– А другая? – спросил человек.

– Начни шить саваны для мертвецов, потому что, если люди живы, они умрут. Это тоже недурной заработок. Оба эти дела хороши – и хлеб, и саваны.

Через месяц этот человек вернулся. Он был совсем печален и выглядел даже еще более отчаявшимся.

– Похоже, ничего не выйдет. Я вложил все, что смог наскрести, в дело, как ты посоветовал, но, кажется, все против меня.

Насреддин удивился:

– Как такое может быть? Людям нужно есть хлеб, пока они живы, а когда они умирают, их родственникам приходится покупать саван.

– Ты не понимаешь, – ответил человек. – В нашей деревне никто не живет и никто не умирает. Они все просто влачат существование.

 

Делёж гусей

 

Один бедняк обнаружил зимой, что у него осталось очень мало запасов. «Пойду‑ка я к богачу, – подумал он, – и попрошу у него взаймы зерна для своей семьи до нового урожая». Однако к богачу не принято было ходить с пустыми руками. Взял бедняк жирного гуся, поджарил его и понёс богачу.

Богач принял гуся, поблагодарил его и говорит:

– Как же мне разделить его на шесть членов моей семьи: меня, жену, двух сыновей и двух дочерей?

Умный бедняк подумал и сказал:

– Я разделю его, и каждому достанется его доля.

Он отрезал голову гуся и подал её богачу:

– Это – тебе, тебе всё можно. Ты – глава всей семьи.

Затем он отрезал заднюю часть и дал её госпоже и сказал:

– Тебе – хвост. Самое вкусное место. Ты присматриваешь за домашними делами, все тебя любят.

После этого он отрезал лапки и отдал их сыновьям, говоря:

– Вам – ножки, чтобы вы топали ими в доме своего отца до самой смерти.

Затем оторвал крылышки и подал их дочерям хозяина, добавив:

– А вы быстро улетите из этого дома, и вот вам по крылышку.

– Вот видите, – продолжал бедняк, – я каждому выделил его долю. А то, что осталось, это моё, – и взял себе всего гуся.

Засмеялся хозяин и дал ему зерна и денег.

Прослышал один не очень бедный человек, что богач даёт за гусей зерно и деньги и решил поджарить пять гусей и отнести их богачу. Богач поблагодарил его и сказал:

– Нас ведь шесть человек, а гусей пять. Как их поделить между нами поровну?

Думал, думал человек и ничего не мог придумать. Тогда решили послать за бедняком.

Пришёл бедняк, взял одного гуся и отдал его господину и его жене.

– Теперь вас трое, – сказал он.

Затем взял второго гуся и передал его двум сыновьям господина:

– Теперь и вас трое.

Потом взял третьего гуся и отдал его двум дочерям хозяина – их тоже стало трое.

После этого он взял оставшихся двух гусей себе и добавил:

– Теперь и нас трое.

Засмеялся богач и дал ему пшеницы и денег, а не очень бедного человека выгнал.

 

 

Словарь незнакомых слов

 

Гаутама Будда (Сиддхартха Гаутама – около 560 или 624 г. до Р. X.) – основоположник буддизма.

Гашиш (перс, «хаше'ша» – «сено, сухая трава») – общее название целого ряда психотропных продуктов из конопли, представляющих собой смолу каннабиса.

Дервиш – странствующий бедняк, отгоняющий духов. То же, что и «каландар» или «календер» – мусульманский аналог монаха, аскета, приверженец суфизма.

Дзэн – одна из важнейших школ китайского и всего восточно‑азиатского буддизма, сформировавшаяся в Китае. В широком смысле дзэн – это школа мистического созерцания или учение о просветлении, появившееся на основе буддийского мистицизма.

Кадий – мусульманский судья, в ведении которого находятся гражданские дела, включая брак, наследование и другие сферы частной жизни.

Маляк аль‑Мовт – один из самых близких к Аллаху ангелов, который в соответствии с Его волей забирает души умерших.

Мамон – один из представителей «силы бесовской», противостоящей Богу и ангелам. Образ божества богатства. Мамон – демоническое существо, бес; фантастический зверь, который обитает под землей.

Мулла – господин, владыка. Служитель религиозного культа у мусульман; обычно избирается верующими из своей среды.

Саньясин – человек, который не налагает никаких обязательств на себя, который принимает жизнь такой, как она есть, и проживает ее очень естественно, спонтанно, каждый ее миг.

Сопхеа – старинный титул судьи.

Символика цвета на Востоке. В Китае на цветовую символику наложило отпечаток конфуцианство. По канону пурпурный цвет обозначает добродетель, зеленый – гуманность, красный – церемониал и порядок, желтый – веру, белый – истину, долг, самопожертвование, черный – мудрость и знание.

Суфизм – мистико‑аскетическое направление в классической арабо‑мусульманской философии. Под этим термином объединяются все мусульманские учения, целью которых является разработка теоретических основ и практических способов постижения человеком Бога. Суфизм – это путь очищения души от скверных качеств и привития похвальных качеств духу.

Суфии – своеобразные исламские монахи.

Харакири – в Японии в эпоху феодализма и позднее вид самоубийства путём вспарывания живота.

Эфенди – в Османской империи форма обращения. Применялась к очень широкому кругу лиц, в частности к духовенству, чиновникам, иностранцам.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.