Глупость, гнев, самообладание — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Глупость, гнев, самообладание

2021-05-27 21
Глупость, гнев, самообладание 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Глупый путник, когда заупрямился его осёл, в ярости осыпал животное бранью, потом принялся нещадно хлестать его сыромятной плёткой и забил до смерти. После этого ему пришлось плестись пешком и вдобавок нести на себе поклажу, взвалив её на плечи. Гнев его самого превратил в осла. Более того, гнев превратил его в раба, ибо переноска тяжестей – это удел рабов. Изнемогая от жары, изрыгая брань и проклятия, глупец тащил тяжесть подобно длинноухому вьючному животному.

В конце концов, когда идти с грузом стало невмоготу, он бросил своё добро под куст и из последних сил добрался до города. Наутро он нанял погонщика и привёл его в то место, где был спрятан груз, но всё уже растащили воры. Глупец лишился своего осла, своих вещей, за которыми он ездил в другое селение, и надо было ещё платить погонщику за напрасное беспокойство.

Мудрый же, в отличие от глупца, не раб своих чувств, но их господин. Когда его осёл заупрямится, мудрый хоть и почувствует, что в его сердце закипает гнев, однако он не станет давать ему воли. Даже если он очень торопится, он не будет бить осла, а даст ему отдых и, хоть потеряет на этом час времени, всё равно сохранит своё добро и своего осла, и не должен будет платить погонщику, и не придётся ему тащить на плечах груз, изнемогая от жажды и жары.

 

Алчность, угодливость и невозможность

 

Суфий сказал:

– Никто не поймет человека, пока не осознает связи между алчностью, угодливостью и невозможностью.

– Это – головоломка, – сказал ученик, которую я не в состоянии постичь.

Суфий промолвил:

– Не ищи понимания с помощью решения головоломок, когда его можно достичь посредством опыта.

Он повел ученика на ближайший базар, туда, где продавались халаты.

– Покажи‑ка мне свой самый лучший халат, – сказал суфий лавочнику, – и притом самый дорогой.

Ему принесли самое красивое одеяние и назвали очень высокую цену.

– Это именно то, чего мне хочется, – промолвил суфий. – Вот только я бы предпочел, чтобы воротник был расшит блестками и оторочен мехом.

– Ничего нет легче, – тут же ответил продавец. – Именно такой халат лежит у меня в мастерской за магазином.

Он на несколько мгновений исчез и вернулся с наспех пришитыми к тому же самому халату мехом и блестками.

– И сколько же стоит этот? – спросил суфий.

– В двадцать раз больше, чем предыдущий, – ответил лавочник.

– Превосходно, – воскликнул суфий. – Я беру оба.

 

Скорпион и черепаха

 

Однажды скорпион попросил черепаху перевезти его через реку. Черепаха отказывалась, но скорпион упросил ее.

– Ну, хорошо, – согласилась черепаха, – только дай слово, что ты меня не ужалишь.

Скорпион дал слово. Тогда черепаха, посадила его на спину и поплыла через реку. Скорпион сидел смирно всю дорогу, но у самого берега больно‑пребольно ужалил черепаху.

– Как тебе не стыдно, скорпион? Ведь ты же дал слово! – закричала черепаха.

– Ну и что? – хладнокровно спросил черепаху скорпион. – Скажи, почему ты, зная мой нрав, согласилась везти меня через реку?

– Я всегда стремлюсь помочь каждому, такова уж моя природа, – ответила черепаха.

– Друг мой, – ответил ей скорпион, – твоя природа – помогать всем, а моя – всех жалить. Так что же, свою природу ты превратишь теперь в великую добродетель, а мою назовешь подлостью?

 

Ослик

 

Как‑то раз отец со своим сыном и осликом в полуденную жару путешествовал по пыльным улицам города. Отец сидел верхом на осле, а сын вел его за уздечку.

– Бедный мальчик, – сказал прохожий, – его маленькие ножки едва поспевают за ослом. Как ты можешь лениво восседать на осле, когда видишь, что мальчишка совсем выбился из сил?

Отец принял его слова близко к сердцу. Когда они завернули за угол, он слез с осла и велел сыну сесть на него.

Очень скоро повстречался им другой человек. Громким голосом он сказал:

– Как не стыдно! Малый сидит верхом на ослике, как султан, а его бедный старый отец бежит следом.

Мальчик очень огорчился от этих слов и попросил отца сесть на ослика позади него.

– Люди добрые, видали вы где‑либо подобное? – заголосила женщина под чадрой. – Так мучить животное! У бедного ослика уже провис хребет, а старый и молодой бездельники восседают на нем, будто он диван, о несчастное существо!

Не говоря ни слова, отец и сын, посрамленные, слезли с осла. Едва они сделали несколько шагов, как встретившийся им человек стал насмехаться над ними:

– Чего это ваш осел ничего не делает, не приносит никакой пользы и даже не везет кого‑нибудь из вас на себе?

Отец сунул ослику полную пригоршню соломы и положил руку на плечо сына.

– Что бы мы ни делали, – сказал он, – обязательно найдется кто‑то, кто с нами будет не согласен. Я думаю, мы сами должны решать, как нам путешествовать.

 

О сомнениях

 

Один немолодой, но достаточно богатый человек, взял в жёны первую красавицу Востока и полюбил её всей душой. Целый год прожили они счастливо, но, вот, пришло время отправляться богатому человеку за очередным товаром с караваном верблюдов. А поскольку был он далеко не молод и вовсе не красив, в отличие от своей жены, вполне естественно, его одолевала ревность. Он очень боялся измены и оттого повелел своему доброму старому слуге приглядывать за всем, что будет происходить в его доме. Минуло три месяца, и купец возвратился домой, накупив различных товаров и великолепных подарков для своей любимой жены. На пороге его дома сидел и горько плакал старый преданный слуга, который поведал о том, что якобы в сундуке, который стоит в комнате прекрасной хозяйки, сидит молодой любовник. Опечалился тогда богатый купец и стал думать, как же ему поступить. Он думал так:

– Если теперь я созову людей дабы обличить её в неверности, войду к ней в комнату и открою сундук, а там никого не окажется, моя жена отвернётся и уйдёт от меня, а я слишком сильно её люблю, чтобы пережить такое. Если же я открою сундук и застану там любовника, то по законам моей страны, мою жену, как изменницу изобьют палками и прогонят прочь, выходит я опять же потеряю её, а ведь я её слишком сильно люблю.

Долго мучился богатый купец сомнениями на пороге своего дома и в итоге приказал своему верному слуге зарыть сундук в саду не открывая.

 

Неблагоприятное время

 

Жил когда‑то в Багдаде богатый купец. Надёжен был его дом; он владел большими и малыми поместьями; корабли его с ценными товарами ходили в Индию. Унаследованные от отца богатства он приумножил своими усилиями, приложенными в должном месте в благоприятное время, а также благодаря мудрым советам и руководству западного короля, как называли в то время султана Кордовы. Но вдруг счастье изменило ему. Дома и земли были захвачены жестоким правителем; корабли, направлявшиеся в Индию, утонули, застигнутые тайфуном; несчастья обрушились на его семью. Даже близкие друзья, казалось, перестали понимать купца. И тогда он решил добраться до Испании, чтобы просить помощи у своего прежнего покровителя, и отправился через западную пустыню. Бедствия одно за другим подстерегали купца в дороге. Осёл его подох, сам он был захвачен разбойниками и продан в рабство, из которого ему с большим трудом удалось вырваться на свободу. Лицо беглеца, обожжённое солнцем, напоминало выдубленную кожу. Грубые жители деревень, через которые он проходил, гнали его прочь от своих дверей. И только дервиши делились с ним скудной пищей и давали тряпьё, чтобы прикрыть наготу. Иногда ему удавалось добыть немного свежей воды, но чаще приходилось довольствоваться солоноватой, мало пригодной для питья. Наконец он достиг дворца западного короля. Но и здесь его ждали неудачи. Стража пинками отгоняла от ворот оборванца, придворные не захотели с ним разговаривать. Пришлось бедняге наняться на какую‑то грязную работу во дворце. Скопив немного денег, он купил себе приличную одежду, явился к главному гофмейстеру и попросил допустить его к королю. Когда‑то купец был близок к монарху, пользовался его благосклонностью, и об этом счастливом времени у него сохранились самые живые воспоминания. Но так как нищета и унижение наложили свой отпечаток на манеры купца, церемониймейстеру стало ясно, что никак нельзя ввести этого человека в высокое присутствие, пока он не получит несколько необходимых уроков светского обхождения и не научится владеть собой. Наконец, спустя уже три года после того, как он покинул Багдад, купец вошёл в тронный зал султана Кордовы. Король сразу его узнал, усадил на почётное место рядом с собой и попросил рассказать о своей жизни.

– Ваше величество, – сказал купец, – в последние годы судьба была ко мне крайне жестока. Я лишился имущества, был изгнан из наследственных владений, потерял свои корабли и окончательно разорился. Три года я добирался к вам. В течение этого времени я переносил все невзгоды, какие только могут выпасть на долю человека, – умирал от голода и жажды в пустыне, страдал от одиночества, был в плену у разбойников, жил среди людей, язык которых я не понимал. Теперь я перед вами и отдаюсь на волю вашей королевской милости.

Король обернулся к гофмейстеру:

– Дай ему сто овец и назначь придворным пастухом. Пусть он пасёт их вон на том холме, и помоги ему справиться с этой работой.

Купец был слегка разочарован тем, что щедрость монарха оказалась меньшей, чем он надеялся, и он удалился после надлежащего приветствия. Когда он привёл стадо на бедное пастбище, которое указал король, овцы заболели чумой и все до единой полегли. Неудачливый пастух возвратился во дворец.

– Ну, как твои овцы? – спросил король. – Как только я привёл их на пастбище, всё стадо погибло.

Король подозвал гофмейстера и сказал:

– Дай этому человеку пятьдесят овец, и пусть он заботится о них, пока не получит следующего распоряжения.

Испытывая горечь и стыд, пастух погнал своё новое стадо на пастбище. Животные стали мирно щипать траву, как вдруг из леса выскочили дикие собаки. Испуганное стадо бросилось к крутому обрыву и погибло в пропасти. В великой печали купец пришёл к королю и поведал ему ещё об одной неудаче.

– Ну что же, – сказал король, – теперь возьми двадцать пять овец. Потеряв всякую надежду, в отчаянии, что всё у него идет из рук вон плохо, купец снова повёл стадо на пастбище. Вскоре каждая овца принесла по два ягнёнка, потом ещё по два, и стадо его стало увеличиваться. Последний приплод был особенно удачным: ягнята родились крупными, с красивой шерстью и вкусным мясом. Купец понял, что ему выгодно продавать часть своих овец и покупать по низкой цене маленьких и худосочных; он их выкармливал, пока они не становились сильными и здоровыми, как овцы его стада. Через три года он возвратился ко двору в богатой одежде, чтобы рассказать о своих успехах. Его тут же привели к королю.

– Тебе удалось стать хорошим пастухом? – спросил король.

– И в самом деле, ваше величество, каким‑то непостижимым образом ко мне вернулась удача. Я смело могу сказать теперь, что мои дела идут благополучно, хотя любви к занятию пастуха я всё ещё не испытываю.

– Прекрасно, – сказал король, – а теперь прими от нас в дар королевство Севилью. Пусть все знают, что отныне ты – король Севильи.

С этими словами монарх коснулся его плеча жезлом. Не сдержавшись, купец в изумлении воскликнул:

– Но почему вы не сделали меня королём сразу, когда я пришёл к вам? Неужели вы испытывали моё терпение, и так уж достаточно испытанное судьбой?

Король засмеялся:

– Позволь сказать тебе, что если бы ты получил трон Севильи в тот день, когда повёл на холм сто овец, от этого королевства не осталось бы камня на камне.

 

Насреддин и ученик

 

К Насреддину в дом пришёл человек, желающий стать его учеником. В доме было холодно и, ожидая пока жена принесёт горячий суп, Мулла сосредоточенно дул себе на руки.

Новичок, зная о том, что каждое действие просвещённого суфия имеет скрытый смысл, спросил его, почему он это делает.

– Чтобы согреться, конечно, – ответил тот.

Вскоре им принесли трапезу, и Насреддин подул на свой суп.

– Зачем вы это делаете, Мастер? – спросил ученик.

– Для того чтобы охладить суп, конечно, – ответил Насреддин.

После этого ученик покинул дом Муллы, так как не мог доверять человеку, использующему одни и те же средства для достижения противоположных результатов.

 

Красота

 

Как‑то раз один из учеников решил показать Насреддину прекрасный озёрный пейзаж, которого тот никогда не видел.

– Какая красота! – воскликнул Насреддин. – Но если бы только, если бы только…

– Что «если бы только», Мулла?

– Если бы только они не напустили сюда воды!

 

Принять себя

 

Вы не можете быть никем иным, а лишь тем, кто вы есть. Расслабьтесь! Существованию вы нужны именно таким.

Однажды король пришел в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Дуб сказал, что он умирает потому, что не может быть таким высоким, как сосна. Обратившись к сосне, король нашел ее опадающей потому, что она не может давать виноград подобно виноградной лозе. А лоза умирала потому, что она не может цвести, словно роза. Вскоре он нашел одно растение, радующее сердце, цветущее и свежее. После расспросов он получил такой ответ:

– Я считаю это само собой разумеющимся, ведь когда ты посадил меня, ты хотел получить радость. Если бы ты хотел дуб, виноград или розу – ты посадил бы их. Поэтому я думаю, что не могу быть ничем другим, кроме того, что я есть. И я стараюсь развивать свои лучшие качества.

Ты здесь потому, что существование нуждалось в тебе таком, какой ты есть! В ином случае кто‑то другой был бы здесь. Ты воплощение чего‑то особенного, существенного, чего‑то очень важного. Подумай, какое внимание Универсума было уделено именно тебе!

Ты избран – не Будда, не Христос, не Кришна. Их дело сделано, они внесли свой вклад в существование. Сейчас ты здесь, чтобы внести свой вклад. Взгляни на себя. Ты можешь быть только собой… невозможно, чтобы ты стал кем‑то другим. Ты можешь радоваться и цвести, или можешь завянуть, если ты не принимаешь себя.

 

Мудрость Муллы

 

Однажды завязался спор между Муллой Насреддином и дервишем, выдававшим себя за мудреца.

Мулла задал ему несколько вопросов, но дервиш не ответил ни на один. Наконец дервиш рассердился и сказал:

– Я могу задать тебе такие вопросы, что на них не ответил бы даже твой дед.

– На свете нет такой вещи, которой я бы не знал – ответил Мулла.

– Знаешь ли ты, где центр земли? – спросил дервиш.

Мулла воткнул свою палку в землю и сказал:

– Здесь!

– Докажи! – закричал дервиш.

– Если не веришь, можешь произвести вычисления.

Дервиш задал второй вопрос:

– Сколько звёзд на небе?

– Столько, сколько волос на моём осле.

– А где доказательства?

– Не веришь, – ответил Мулла, – иди и сосчитай.

– А сколько волос у меня в бороде? – спросил дервиш.

– Столько, сколько на хвосте моего осла.

Дервиш рассвирепел:

– Ты лжёшь!

Мулла спокойно ответил:

– Я не вру. Вот твоя борода, а вот хвост моего осла. Тяни по волоску из своей бороды и из хвоста моего осла – и если счёт не совпадёт, тогда и упрекай.

 

Защита

 

Как‑то раз Кришна спокойно обедал у себя дома. Царица Ракмини, его жена, сама подавала ему еду. Вдруг Кришна вскочил из‑за стола и побежал через сад на улицу. Взволнованная и недоумевающая Ракмини выбежала вслед за ним. На полпути она встретила мужа, он возвращался домой. Войдя в дом, он спокойно сел за стол и как ни в чем не бывало, продолжил трапезу. Ракмини спросила его:

– Что произошло? Почему ты так неожиданно прервал обед и побежал на улицу?

Кришна ответил:

– Я почувствовал, что один из моих учеников нуждается в помощи, все его существо притягивало меня. Жители деревни бросали в него камни и оскорбляли его. Он же стоял беззащитный и молился.

Ракмини удивленно спросила:

– Так почему же ты вернулся?

– Сначала, когда он стоял беззащитный перед людьми, которые ему угрожали, все Бытие стало на его защиту. Но когда он не выдержал и поднял камень в ответ, я понял, что он решил полагаться только на свои силы.

 

Думай о хорошем

 

Насреддин вёз своего друга в тележке на большой скорости. Его друг, заметив указатель, воскликнул:

– Мулла! Мы едем не в ту сторону!

– Почему ты всегда думаешь о плохом? Посмотри, например, на какой скорости мы мчимся! – был ответ.

 

 

Богач, бедняк

 

 

 

Бедняк

 

Жил‑был бедняк. Всю свою жизнь работал у богачей. Нанялся он как‑то к одному богачу за четверть десятины хлеба. Пришло время сеять, засеял и он своё маленькое поле. Когда зерно наливаться стало – упал иней и четверть десятины хлеба заморозило у бедняка, а у богатого хлеб целым остался. Год бедняк бесплатно работал на богатого.

На другой год он опять нанялся. Хозяин его с ближним соседом‑богачом поспорил:

– Мой батрак может четверть хлеба выжать до заката солнца. Если он не выжнет, возьмёшь его на весь год работать бесплатно.

Призвал хозяин батрака и говорит:

– До захода солнца обязательно кончи жать четверть десятины у моего соседа‑богача. Если не кончишь, тогда на этого богача год бесплатно работать будешь.

Пошёл бедняк. Пришёл, смерил свою четверть десятины, давай жать. Жал, жал, один только сноп остался – тут солнце закатилось. Пришлось ему год бесплатно работать.

На третий год опять нанялся – с условием, что за работу получит пегого жеребёнка. Когда три дня осталось до конца срока – жеребёнка волки задрали. И третий год он на хозяина бесплатно работал.

Подумал бедняк: «Надо отсюда уйти. Что‑то мне не везёт. Пойду в другие края, буду там работать, может, счастье мне улыбнётся».

Решил так и пошёл. По непроходимому лесу шёл. Перед рассветом попал он к большому озеру. Лёг там на берегу и уснул. Проснулся, видит: девять лебедей летят. Прилетели, спустились на берег, крылья сняли, положили, нижнюю одежду тоже сняли, положили – и превратились в девять прекрасных девушек. Самая младшая из них была всех красивей. Стали они купаться. Бедняк вышел, взял у младшей одежду и спрятал под камень. Вернулся в кусты и думает:

– Что будет, то будет.

Вскоре девять девушек из воды вышли, стали одеваться. А у младшей нет крыльев и одежды. Искали, искали – не могли найти. Восемь девушек превратились в лебедей и улетели, а младшая осталась.

– Отец твой Эсэгэ‑малан говорил, что муж у тебя будет, – сказали ей, улетая, остальные. – Наверно, одежду твой муж земной спрятал.

Осталась девушка одна, плачет, ищет, бегает. Подошла к кустам, а там бедняк сидит в изорванной одежде, страшный. Спрашивает она:

– Одежду ты спрятал?

– Нет, – говорит.

– Если одежду отдашь, я тебе всё богатство отдам.

– Нет, – говорит, – я не прятал.

Эсэгэ‑малан ночью спустился с неба и сказал своей дочери:

– Теперь ты своего мужа нашла, будешь на земле жить.

Дал ей долю богатства и ушёл.

На другое утро встали они. Красавица девушка пишу готовит, бедняка кормит. Так прошла вторая, третья ночь. На четвёртое утро встали, бедняк себе домик сделал. Так они и остались здесь жить. Восемнадцать лет жили. За восемнадцать лет у них шесть сыновей родилось и шесть дочерей. Бедняк уже стариком стал. Сыновья большие стали, и дочери большие стали.

Однажды он говорит:

– Пойду я к своему тестю, к Эсэгэ‑малану. Ведь за целых восемнадцать лет, как я на тебе женился, двенадцать ребят у нас родилось, а я ещё и в гостях не бывал у своего тестя. Жена отвечает:

– Прямо на восток иди. Там будет большая гора. На ту гору поднимешься, там опять гора. На той горе шёлковая верёвка будет. Ты её в руки возьми и на скалу поднимись. Как поднимешься, заходи в первый дом. Там никого не будет, только стол для тебя с угощением поставлен будет. В этом доме Хирута, начальник над инеем, живёт, тот, который твою четверть десятины заморозил. Потом дальше пойдёшь, опять дом будет, там опять стол для тебя будет приготовлен, пища разная. В этом доме начальник над солнцем живёт, который не дождался тебя, когда один сноп у тебя остался. А дальше пойдёшь, опять дом увидишь. Там будет последний стол для тебя же поставлен. В этом доме начальник над волками живёт, которые твоего пегого жеребёнка съели.

Старик собрался, пошёл. Шёл, шёл и к горе пришёл. На гору поднялся, опять дальше пошёл. Шёл, шёл, опять гора, с этой горы спущена шёлковая верёвка. Он верёвку взял, поднялся по ней наверх. Видит – дом стоит. В дом зашёл – там стол стоит, разная еда приготовлена. Он еду съел, остатки опрокинул, одну ножку сломал у стола и дальше пошёл. Шёл, шёл, опять дом стоит. Зашёл туда – там снова стол со всякими яствами. Он их съел, остатки опрокинул и две ножки сломал у стола. Опять дальше пошёл. Третий дом стоит. Он туда зашёл. Ещё лучше, красивее стол стоит, ещё лучше яства на нём. Опять поел, остатки еды опрокинул, три ножки сломал у стола. Потом дальше направился.

Смотрит – недалеко стоит большой дом. Кругом собаки, часовые у ворот.

– Здравствуй! – говорит бедняк.

Седой старик отвечает:

– Здравствуй, здравствуй. Ох, мой зять пришёл!

Это Эсэгэ‑малан сам сидел. Поставил он красивый золотой стол, давай кормить и поить зятя всякими разными закусками.

В это время заходит начальник над инеем и говорит:

– Эсэгэ‑малан, я твоему зятю как гостю пишу приготовил, хороший стол поставил. Он без меня пришёл, ел, а остатки опрокинул, у стола одну ножку сломал. Почему твой зять так буянит?

Эсэгэ‑малан спрашивает бедняка:

– Ты зачем у стола ножку сломал?

Бедняк отвечает:

– Когда я у богатого человека жил, четверть десятины сеял. За эту плату мне нужно было год работать. Начальник над инеем мой хлеб весь заморозил, а у богача не заморозил. Оттого я и ножку у стола сломал. Раз мне вред делают, я тоже так поступаю.

Эсэгэ‑малан говорит начальнику над инеем:

– Я вам говорил, что бедняка и нищего надо от богатого отличать, а ты наоборот делаешь. Раз ты первый вред сделал, то сам виноват.

Оправдался бедняк.

В это время заходит начальник над солнцем:

– Эсэгэ‑малан, я твоему зятю как гостю стол приготовил, пищу разную. Он мою пищу ел, а остатки опрокинул и две ножки у стола сломал. На земле девять дней уже солнце не показывалось, ночь была: еле‑еле эти ножки починил.

Эсэгэ‑малан своего зятя спрашивает:

– Зачем ты остатки еды опрокинул да две ножки сломал?

Бедняк отвечает:

– Послал меня однажды богач к соседу сжать четверть десятины до захода солнца. Я четверть десятины отмерил, жать начал, думал: «Выжну – заработаю». Когда один сноп осталось сжать, солнце закатилось, меня не подождало. Я тогда год на богача бесплатно работал. Вот почему я две ножки сломал.

Эсэгэ‑малан начальнику солнца говорит:

– Почему ты не подождал? Раз ты вред делал, сам виноват. Я вам всегда говорю, что бедняка от богатого нужно отличать, а вы наоборот делаете.

Через некоторое время заходит начальник волков и говорит:

– Я твоему зятю стол приготовил как гостю. А он у моего стола три ножки сломал.

Эсэгэ‑малан спрашивает у бедняка:

– Ты зачем три ножки сломал?

Тот отвечает:

– Я у одного богатого человека жил, за работу он мне жеребёнка должен был отдать. Три дня осталось до срока, а тут моего жеребёнка волки съели, а у богатого лошадей не тронули.

Эсэгэ‑малан говорит начальнику волков:

– Бедняки одного жеребёнка имеют, и то вы его съели. Я вам давно говорю, что нельзя бедняков трогать. Раз сами виноваты, зачем жаловаться пришли?

Так бедняк снова оправдался.

 

Богач и бедняк

 

Жил‑был бедный ремесленник. Поработав в мастерской, он, случалось, навещал богатого человека, жившего неподалеку. Ремесленник стучал в дверь, осторожно входил и, оказавшись в богатых покоях перед знатным господином, снимал шляпу и отвешивал почтительный поклон.

– Что тебе, братец, от меня надобно? – спросил его однажды хозяин дома. – Вижу, как ты то и дело приходишь меня навестить, отвешиваешь поклон, а затем молча уходишь ни с чем. Коли ты нуждаешься в чем‑нибудь, то сделай милость, проси, не стесняйся!

– Благодарю вас, ваша милость, – с почтением ответил ремесленник. – Я прихожу к вам, чтобы отвести душу и посмотреть, как живет богатый человек. Такую роскошь можем себе позволить только мы, простолюдины. К сожалению, вы, знатные богачи, лишены этой благодати и вам негде отвести душу, ибо вокруг вас обитают одни только бедняки, вроде меня.

 

Тяжелая ноша

 

Однажды шел по пустыне вор и нес на своей спине бурдюк с награбленными сокровищами. И ноша его была тяжела.

Долго он шел под палящим солнцем пустыни, страдая от жары и от тяжести своего драгоценного груза. И чем дальше он шел, тем сильнее и сильнее его мучила жажда, тем сильнее и сильнее давила вниз тяжелая ноша, отнимавшая у него последние силы. «Брось бурдюк с драгоценностями, – советовал ему внутренний голос. – Быть может, налегке ты сумеешь дойти до воды и выживешь». Но не слушал вор свой внутренний голос и упорно терял силы, сгорбившись под своими драгоценностями.

И вот, когда последние силы готовы были оставить его, и вор почти падал в изнеможении, он увидел неподалеку бурдюк, видимо, брошенный путником, проходившим здесь до него. Собрав остаток сил, вор радостно устремился к нему как к последней своей надежде напиться воды. Но, открыв бурдюк, вор не обнаружил в нем ни капли воды – он был доверху набит сокровищами.

 

Торг

 

Один бедный человек, купаясь, утонул в реке. Его тело, немного ниже по течению, случайно выловил проживающий поблизости богач. Родственник бедняка, узнав об этом, пришел к богачу с просьбой отдать ему тело. Богач, однако, потребовал выкуп. Не обладая нужной суммой, бедняк предложил свою цену за тело родственника, гораздо ниже требуемой. Богач наотрез отказался отдать утопленника за столь малую, по его мнению, сумму. Ни о чем не договорившись, они расстались. Не зная, как поступить, богач пошел за советом к местному мудрецу и обрисовал ему ситуацию.

– Будь спокоен, – ответил мудрец, – больше он нигде его не купит.

Через некоторое время к мудрецу пришел бедняк и пожаловался на действия богача.

– Будь спокоен, – ответил мудрец, – больше он никому его не продаст.

 

О богаче и бедняке

 

Богач и бедняк были соседями, и однажды богач услышал, как бедняк, молясь Богу, просил:

– Боже, пожалуйста, дай мне тысячу динаров но, если ты дашь мне на один динар меньше, я не возьму.

Тогда богач положил в мешок девятьсот девяносто девять динаров и, чтобы посмотреть, как поступит бедняк, ночью подбросил бедняку этот мешок.

Деньги со звоном упали на пол. Тут бедняк подсчитал деньги и обнаружил, что одного динара не хватает. Он спрятал деньги и сказал:

– Ничего. Завтра он добавит мне ещё один динар.

После этого богач сказал бедняку:

– Это я бросил тебе деньги. Я слышал, как ты сказал, что, если не будет хватать одного динара, ты не возьмёшь деньги, и поэтому решил испытать тебя. А сейчас отдай мне мои деньги обратно.

А бедняк отвечает ему:

– Это мои деньги, и я их не отдам.

Тогда богач предложил бедняку пойти с ним к судье. А бедняк говорит ему:

– Я готов пойти, но у меня нет одежды. Дай мне одежду.

И богач решил, что лучше дать ему одежду и уговорить его явиться к судье, чем лишиться тысячи динаров. Поэтому он купил бедняку одежду и, когда тот оделся, повёл его к судье.

Когда они явились к судье, богач стал рассказывать, как всё было:

– Я слышал, как этот бедняк, молясь, просил Бога дать ему тысячу динаров. Он сказал, что, если одного динара не будет хватать, он не возьмёт деньги. Вот я и решил испытать его. Я бросил ему в дом мешок с деньгами, в котором до тысячи динаров не хватало одного. Он подсчитал деньги и, увидев, что до тысячи динаров не хватает одного динара, спрятал деньги, сказав: «Завтра он мне добавит». Но ведь я сделал это для того, чтобы испытать его. На самом деле Бог не бросал ему денег с неба. Когда же я попросил его вернуть мне мои деньги, он сказал, что не отдаст.

Судья спросил бедняка:

– Он говорит правду?

И бедняк ответил:

– Что вы, господин судья! Не верьте ему. Он ещё скажет, что и эта одежда принадлежит ему.

Богач не дал ему договорить и закричал:

– Теперь ты, может, скажешь, что и эту одежду не я купил тебе?

Тут судья сказал богачу:

– Что за вздор ты несёшь! Теперь ты уже говоришь, что и его одежда принадлежит тебе. Ясно, что твоё обвинение – ложное.

И судья вынес приговор в пользу бедняка.

 

Богатые, бедные и рай

 

Один купец рассказывал, что в Руме он знал богатого человека, дочь которого никогда не радовалась. Когда купец после многолетнего отсутствия вновь посетил своих румских друзей, он узнал, что они потеряли все свое состояние и стали нищими. Он огорчился за них и заплакал кровавыми слезами, но в этот миг к нему с веселым смехом выбежала девушка. Увидав его слезы, она озабоченно спросила, не потерял ли он что‑либо. Он объяснил ей причину своего огорчения и выразил удивление ее веселости. Она ему ответила: «Когда мы были богаты, я боялась божьего наказания, а теперь я надеюсь, что когда‑нибудь рай будет мне наградой».

 

Мешок с бутылками

 

Богатый увидел на улице бедного крестьянина, подошел к нему и сказал:

– Дорогой, иди возьми тот мешок с бутылками и отнеси ко мне домой, а я дам тебе хорошие советы, и ты не будешь таким бедным.

– Очень хорошо, – ответил крестьянин, взвалил мешок на плечо и пошел рядом с богачом.

– Дорогой, – сказал в пути богатый, – если тебе будут говорить, что хлеб из овса лучше, чем из пшеницы, не верь, если скажут, что чистое масло лучше прелого сыра, опять не верь.

Так дошли они до дома богача. Когда поднимались по ступенькам, крестьянин неожиданно бросил мешок и сказал:

– Ага, если скажут, что хоть одна бутылка осталась цела, не верь.

 

Жизни богача и бедняка

 

Жили‑были богач и бедняк. Бедняку терять было нечего и он веселился, гулял, шашлык кушал, водку пьянствовал – в общем отрывался. А богач – не ел, не спал, не отдыхал, а все сидел и трясся над своим золотом. И вот однажды надоело богачу такое положение.

– Что это такое, – подумал он, – я богач, у меня много денег, и я не могу нормально жить.

И тогда решил он отдать все свое золото бедняку. И вот, с тех пор, богач стал жить и веселиться, а бедняк изменился. Теперь он перестал есть, пить, отдыхать – стал трястись над своим золотом.

Так сделай так, чтобы ни деньги, ни слава, ни любовь не помешали остаться тебе счастливым и веселым человеком.

 

Что ты ешь?

 

Однажды к мулле пришёл богач.

– Что ты ешь обычно? – спросил его мулла.

– Мне довольно малого, – ответил богач, – хлеб с солью и вода – вот и всё, что я ем.

– Ты должен каждый день есть мясо и пить вино, как все состоятельные люди, – упрекнул его мулла.

Пока купец не дал обещание выполнить его просьбу, равин не отпускал богатого гостя.

– Учитель, отчего ты просил богатого человека изменить привычный образ жизни? – спросил ученик.

– Если он будет ежедневно есть мясо, – ответил равин, – он поймёт, что бедняку нужен хлеб; пока же он довольствуется хлебом и водой, он думает, что бедняки могут есть камни.

 

Женихи

 

У одного философа была дочь. За неё сватались двое: бедный и богатый. Философ выдал дочь замуж за бедняка. Когда его спросили, почему он так поступил, философ ответил:

– Богатый жених глуп, и я опасаюсь, что он вскоре обеднеет. Бедный жених – умён, и я надеюсь, что со временем он разбогатеет.

 

Доброта в наследство

 

Рассказывали, что, когда аш‑Шафи, да смилуется над ним Господь, смертельно заболел в Египте, он сказал: «Передайте такому‑то, чтоб он обмыл меня». Когда он скончался, тому передали весть о его смерти, он пришел и сказал: «Принесите мне его книжку с записями». Ему принесли, он посмотрел в нее и обнаружил, что за аш‑Шафи был долг в семьдесят тысяч дирхемов. Он переписал его на себя, избавив аш‑Шафи от долга, и сказал: «Вот этого обмывания он от меня и хотел». Абу Сайд ал‑Харкуши рассказывал: «Приехав в Египет, я стал искать дом человека, принявшего на себя долг аш‑Шафи. Мне указали на него, я увидел его внуков, навестил их и обнаружил в них черты добра и достоинства.» Я сказал: «Его признаки добра перешли к ним, и в них воплотилась его благодать, согласно речению Всевышнего: „А отец их был праведен“».

 

Бедность и богатство

 

Пришли Бедность и Богатство к одному человеку и спрашивают:

– Кто из нас красивее?

Испугался человек, думает: «Если скажу, Бедность красивее, так Богатство рассердится и уйдет, а скажу, Богатство прекрасно, так Бедность обидится и меня замучает».

Подумал немного, а потом говорит:

– Пока вы так на месте стоите, я не могу решить. Вы пройдитесь.

Стали они прохаживаться туда‑сюда…

Поглядел на них человек и говорит:

– Ты, Бедность, очень хороша со спины, когда уходишь! А ты, Богатство, просто прекрасно в момент прихода!

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.174 с.