К труппе Театра РСФСР Первого — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

К труппе Театра РСФСР Первого

2021-05-27 30
К труппе Театра РСФСР Первого 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Настоящим те из артистов, которые разделяют взгляды на задачи и цели театра его руководителя, те, которые, несмотря на организационные недочеты и промахи, готовы продолжать наш трудный и длинный путь борьбы и исканий и впредь, когда открываются широкие перспективы гигантской творческой работы, — приглашаются сообщить об этом секретарю театра.

Записавшиеся будут приглашены в назначенное время, о котором будет объявлено особо, для заслушивания доклада заведующего художественной частью о дальнейших работах Театра РСФСР Первого в предстоящем летнем сезоне.

Комитет Трех В. Мейерхольд

Режиссерская коллегия Бебутов

Секретарь театра Л. Колпакчи

12/IV – 21 г.

Приложение № 3

Пора кончать

В «неделю профсоюзов» все театры были бесплатны для членов профсоюзов, преимущественно, по моему мнению, для рабочих. Билеты распределялись специальной комиссией.

Тем не менее, я в один вечер посетил два театра и одну студию МХТ с исключительной целью наружного осмотра публики и категорически утверждаю, что процент рабочих и низших служащих в студии был равен нулю, а в театрах нужно было долго всматриваться, дабы уловить затерявшихся в общей массе вылощенных интеллигентов и разряженных дам — один или два десятка рабочих и работниц. Отличить совсем не трудно.

Вообще с театральной Сухаревкой нужно раз навсегда покончить. Я приведу случай, из которого следует сделать надлежащий вывод. По примеру «Летучей мыши», на подмостках которой одно время нашли приют остатки оперетки Потопчиной для ночных кабаре, представители милиции в ночь с 20 на 21 сего февраля в Третьем Театре РСФСР (бывш. Корш) натолкнулись на следующую картину.

{84} Обычно спектакль в этом театре оканчивается в 10 – 12 часов вечера, между тем, прибыв на Богословский переулок в 12 часов ночи, милиция заметила, что в театре полное освещение, а все двери заперты на ключ. На стук представителей милиции появившийся за стеклянной дверью швейцар сбегал раньше куда-то наверх и спросил у кого-то разрешение — открыть или не открывать, и после каждого усиленного стука в дверь он это проделал три раза.

Наконец, двери открываются, и вошедшие убедились, что недавно ликвидированная Сухаревская площадь переселилась в этот театр, субсидируемый Республикой. Буфет открыт, на стойке несколько дюжин приборов ножей и вилок, большое количество пирожных, мяса, хлеба, повидлы, сахара, свежих яблок и т. п.

На заданный вопрос продавщица ответила, что пирожное отпускается с кремом по 1200 рублей и без крема по 1000 рублей за штуку, бутерброд с мясом 250 рублей и т. п. В фойе театра были зажжены все люстры. Председатель правления театра объяснил, что это закрытый концерт для своих сотрудников и рабочих, коих имеется свыше 300 человек, что продукты получены из МПК [Моспотребкооперации] бесплатно для удовлетворения рабочих и служащих, а концерт и вечеринка, как это гласил большой плакат, расписанный местным художником, якобы разрешен ОНО [Отделом народного образования] Городского района и должен продлиться до трех часов ночи. Письменного разрешения милиции предъявлено не было. По проверке лиц, находившихся на концерте, оказалось, что ни одного рабочего в театре нет, была избранная публика в числе 70 – 75 человек, состоящая исключительно из видных артистов и несколько человек со стороны, сотрудников Наркомпочтеля, различных военных учреждений и даже находящихся в командировке из Донской области. Был один представитель ТЕО, ведающий распределением между театрами продуктов, предметов и мануфактуры. Оказавшийся на концерте рабочий театра бутафор, восемнадцатилетний юноша, на мой вопрос, получил ли он свою долю из буфета, наивно ответил: «Откуда же мне взять для этого денег?» А низшие служащие театра, по ночам обслуживающие этих господ, тут же жаловались начальнику 2‑го района милиции, что такие вечеринки не редкость и что господа жрут, а им ничего не дают. Такие закрытые концерты и вечеринки в театрах, действительно, не редкость, причем это делается без дежурства представителей милиции и пожарной инспекции.

Между прочим, перед концертом кто-то говорит вступительное слово, посвященное «памяти Шопена», а так как театр закрыт на замок и там исключительно своя избранная публика, то кто мне поручится, что вступительное слово не было посвящено «памяти генерала Врангеля».

{85} Нужно обратить серьезное внимание и раз навсегда покончить с крылатыми фразами «искусство должно быть свободно», «искусство аполитично» и т. п. буржуазной дребеденью. Нужно всеми мерами прекратить спекуляции театральными билетами и вечеринки, устраиваемые «в память Шопена» с Сухаревским рынком, и дать действительный доступ широкой массе рабочих и трудящихся туда, где они могут, помимо заслуженного отдыха и развлечения освобождать свой мозг от религиозных и других обывательских предрассудков.

Александр Глузман

Приложение № 4[18]

РСФСР

Раб. Крест. Правит. Нар. Комисс. Проев.

Отдел

Нар. образования

Художеств. п/Отдел

8 апреля 1921 г.

№ 2428

Мандат

На основании состоявшегося постановления на совместном совещании ТЕО Главполитпросвета и Художественного сектора Губполитпросвета МСР и КД [Московский совет рабочих и крестьянских депутатов] сад и театры «Аквариум» передаются на летний сезон 1‑му Театру РСФСР (Зимний театр), Теревсату (Летняя сцена) и учреждениям физической культуры Всевобуча.

{86} Предлагается осуществить передачу в кратчайший срок, а 1‑му Театру РСФСР и другим поименованным здесь учреждениям с представителем Худсектора совершить приемку «Аквариума» с тем, чтобы летний сезон в нем был открыт 1 мая 1921 года.

Завед. худож. сектором Губполитпросвета (подпись)

Управдел (подпись)

 

Стенограмма заседания по вопросам театрализации допризывной физической культуры
18 июля 1921 года

Председатель т. Подвойский.

Присутствовали тт. Луначарский, Мейерхольд, Алейников, Иванов, Руссо, Соколов А., Соколов И.

Начало в 15 час. 30 мин.

 

Доклад тов. Мейерхольда.

 

Тов. Соколов читает постановление.

 

Тов. Подвойский: Мне кажется, что здесь прежде всего нужно разрешить вопросы, так сказать, порядка программного; желательно или нет признать необходимость театрализации физкульта. Это первый вопрос. Вторым вопросом являются методы осуществления этой программы в ближайшее время. Вот три вопроса, которые нам предстоит разрешить.

По первому вопросу я позволю себе отметить следующее. Мы к вопросу о театрализации подошли вплотную еще с осени прошлого года. Анатолий Васильевич [Луначарский] был на ипподроме, когда мы давали праздник в честь 2‑го конгресса Коминтерна. В этот день допризывниками были исполнены различные физические упражнения. Тогда на всех нас произвела большое впечатление масса действующих лиц, исполняющих различные упражнения, по-видимому, без всякого видимого руководства. Это было нечто мистическое, сверхъестественное.

Но несомненно А. В., может быть, скажет, что это была лишь показная сторона дела. Об этом говорить не приходится. Но особенно большое впечатление произвели эти упражнения на массу смотрящей публики. Несомненно то, что этот праздник произвел громадное впечатление на всю массу. Ведь вы сами знаете, какое впечатление производит масса людей, двигающихся хотя бы на параде. Там не думается о том, какая работа была произведена прежде, чем добиться этих стройных согласованных движений. Не думается о той громадной работе, которая была проделана перед парадом и началась задолго до него. Потребовалось очень много усилий, чтобы согласовать {87} движения этой массы, дать им известную закругленность и законченность. Мы об этом не думаем, когда принимаем парад. На параде мы видим только плоды долгой и трудной работы, видим результаты этой работы. То же самое и в этих упражнениях. Мы здесь видели плоды долгой и очень трудной работы.

Но мы, к большому сожалению, не могли показать эту работу с наиболее выгодной стороны, потому что у нас нет соответствующих руководителей-режиссеров. У нас есть так называемые черновые работники, которые отделывают малейшие детали, но нет таких работников, которые могли бы показать всю эту работу лицом. Здесь уже нужен театральный режиссер. Тут мы вплотную подходим к театру. Только театр может дать творческую работу, которая выразит весь смысл наших упражнений, дать в наиболее выгодном свете их лучшие стороны. Нам театр именно нужен для такой работы, а не как кто-то смотрящий и оценивающий нашу работу. Мы в театре ищем своего сотрудника. Нам необходимо, чтобы театрализация началась сейчас же, немедленно, ибо задачи наши не терпят, и нам время терять нельзя. Мы совместно с театром доведем нашу работу до апофеоза. В этом направлении у нас уже были некоторые попытки во время парада на Красной площади. Мы стремились к тому, чтобы вошедшие на площадь части разлились по ней театрально, но у нас это не удалось, потому что не было соответствующих руководителей, а были только работники, хорошие работники, но не умеющие показать свою работу лицом.

Итак, программа театрализации стоит на очереди. Это нужно для того, чтобы приблизиться к массовому труду. Этот труд везде и всюду нам нужен, и мы к правильному его проведению стремимся. Это нам надо всегда помнить. Во всех наших работах нам нужен художественный элемент, чего без содействия театра мы дать физической культуре не можем. Что касается основного вопроса, то мы здесь стоим перед необходимостью во что бы то ни стало его разрешить.

Далее, что касается программы, то она уже нащупывается. Мне думается, что мы на сегодняшнем заседании должны все это зафиксировать в ряде определенных тезисов, благо здесь присутствуют начальники обоих заинтересованных ведомств — и Наркомпроса, и Всевобуч.

 

Тов. Луначарский. … Всякое выступление перед народом, перед большой массой есть ни что иное, как спектакль, в котором выступает сорганизованный народ. Так было во времена греков, так есть и сейчас в странах, где спорт стоит на достаточной степени развития. Я думаю, что никакое совершенство не может быть достигнуто путем только упорного труда. Для этого нужны еще кой-какие задатки, заложенные в самую натуру человека. За кулисами, конечно, трудятся и трудятся с большим упорством, но ведь «закулисы» не {88} есть еще театр. Театр есть лишь на сцене. За кулисами совершается лишь подготовительная работа. Попытка внести элементы… приводит лишь к большей затрате дополнительных, так называемых черных сил…

Самое физическое движение должно быть поставлено так, чтобы на площадке допризывнику не было скучно, а чтобы допризывники трудились более или менее с наслаждением…

Первое. Не знаю, ясно ли товарищ Подвойский нащупал эту норму. Я боюсь, что это будет подготовкой к параду и притом очень мучительной. Ее надо сократить, выработать известные методы, которые сократили бы эту работу, тейлоризировать ее. Для этого надо пригласить «театрального человека», который бы заботился о внешности. Это, по-моему, испортит всю работу…

Второе. Искусство должно развернуть человеческий организм, человеческое тело… Вот эта задача есть художественная, она научна. Но вот другая задача — это дать понять окружающей массе эту красоту и художественность. Показать эту работу лицом. И вот уже здесь начинание театра. Всякий парад есть уже спектакль. Всякое массовое действие есть манифестация театра. И когда за это берется художник, то он не может, не умеет показать, не умеет придать этой манифестации художественность. Здесь нужен театральный режиссер, которого мы еще не имеем.

Теперь вы говорите: «Отдайте нам Первый Театр РСФСР!», «Отдайте нам цирк и сад “Аквариум”!». Но, сами судите, разве это возможно? Мы еще не знаем вашей работы. Вы сначала нам покажите вашу работу, покажите, что вы сделали в этой отрасли, хотя бы на одной из ваших площадок. Заинтересуйте нас этим делом, и тогда мы вам, может быть, отдадим не только эти три театра, а, может быть, гораздо больше. С этого, по-моему, следует начать. Вы переговорите об этом с Моссоветом, но прежде надо сделать так, чтобы они поняли всю полезность этого начинания. Поступать же иначе — это значит устраивать такое дело, которое мы сами еще хорошо не знаем и не вполне поняли.

Я не сомневаюсь в том, что «Аквариум» был бы очень подходящ для Всевобуча со всеми своими многочисленными дорожками. Он был бы очень хорош для массовых упражнений Всевобуча. Но вот по отношению к Театру РСФСР — что там будет делать Всевобуч? Я думаю, что по-прежнему будут {89} ставиться «Зори» и «Мистерия-буфф», но он будет только несколько независим, но по существу нового там ничего не будет.

Конечно, я вполне сознаю, что массовый театр хорош. Театр РСФСР [Первый] именно и хорош как массовый, как театр революционный, и поступать с ним так легко не следует. Надо над этим подумать. Будет ли он развиваться по-прежнему или из сближения со Всевобучем выйдет что-нибудь новое, это еще не совсем ясно, это еще дело будущего. Я просил бы мне сказать об этом более конкретно.

Я должен еще знать, что Всевобуч намерен сделать с цирком. Я вполне согласен, что нет никаких данных, чтобы в Москве было два цирка. Если мы оставим только один цирк, то, пожалуй, будет даже лучше. Более целесообразно. В одном цирке мы сможем дать более хорошую программу, чем в двух…

 

Тов. Мейерхольд. … Я хотел бы сказать о двух периодах: о периоде тренировки и о периоде непосредственно перед спектаклем. Я понял, что Анатолий Васильевич сказал, что как будто тренировка совсем не нужна. Это неправильно. Конечно, тренировка — работа очень скучная, и поэтому с площадок теперь замечается даже некоторое дезертирство. Но этой скуки избежать очень трудно. Ведь когда спортсмен тренируется, ему бывает тоже очень скучно. Но он тренируется, видя в дальнейшем для себя некоторую пользу.

Но интересно то, что когда допризывник у вас на площадке устанет от долгой и скучной тренировки, то он все-таки с удовольствием идет в клуб или художественный кружок. Нам это необходимо учесть. Значит, занятия в клубе или художественном кружке допризывники считают для себя как бы некоторым отдыхом.

Конечно, театр хорош сам по себе, точно также и спорт хорош сам по себе. Но вместе с тем они взаимно дополняют друг друга. Если же мы эти две вещи будем отделять друг от друга, то получится то, с чем мы сейчас боремся в театре. В театральных школах у нас до сих пор почти не занимались гимнастикой. Если когда в школу и приходил учитель гимнастики, то он занимался там часок-другой, и этим дело кончалось. Вот теперь мы работаем над этим созданием такой программы, куда бы входили и многие элементы гимнастики. Мы предполагаем посвятить гимнастике весь первый курс. И если окажется этого мало, то можем захватить и часть второго курса.

Тов. Алейников говорит, что нужно учить театру, но говорить так, это значит забегать вперед лет на двадцать пять. Но мы тоже хотим иметь это в зародыше. Но мы знаем, что это будет лишь через двадцать пять лет, и для этого нам нужно войти в теснейший контакт со Всевобучем…

{90} Пролеткульт сейчас зарылся чересчур во внутренних переживаниях, зарылся в психологизме. Конечно, и там есть некоторые работники, прорывающие фронт…

Что касается Второго Театра РСФСР, то мы не мечтаем, что он перейдет в ведение Всевобуча, но вместе с тем надо заметить, что без Всевобуча массовые сцены мы ставить не в состоянии.

Теперь относительно цирка. Я думаю, что полезно было бы [одно] отделение программы отдать Всевобучу с тем, чтобы в этом отделении Всевобучем исполнялись [номера], которые теперь в цирке исполняются. Именно упражнения на турнике и т. д. Теперь цирк ударился в сторону варьете, и поэтому введение в программу упражнений Всевобуча оживит работу цирка…

 

Тов. Подвойский. Мне кажется, что затрагивать посторонние вопросы на собрании не представляется целесообразным.

 

Тов. Соколов приводит пример о влиянии музыки на работу. Далее он говорит о необходимости создания нового вида гимнастики — индустриальной гимнастики.

 

РСФСР

НКП

Главполитпросвет.

Комитет Республики

Отдел Художественный

22 июля 1921 г.

№ 588

В Политпросвет Горрайона

Во исполнение постановления Особого совещания от 18 июля под председательством начальника главного управления Всевобуча тов. Подвойского с участием наркома по просвещению т. Луначарского, председателя Всероссийского бюро режиссеров т. Мейерхольда и членов коллегии Тефизкульта об организации «Городка Тефизкульта» на территории Первого Театра РСФСР, цирка (бывш. Никитина) и сада (бывш. «Аквариум») поручается начальнику Тефизкульта тов. Мейерхольду В. Э. и его помощнику (заместителю) тов. Соколову И. В. заключить договор с Горрайоном об использовании для работ по театрализации физической культуры сада бывш. «Аквариум» со всеми находящимися на его территории помещениями, сооружениями и инвентарем.

Зав. худ. отд. Главполитпросвета (подпись)

Секретарь (подпись)

{91} В коллегию МОНО

Несмотря на то, что художественный сектор Губполитпросвета выдал Первому Театру РСФСР (1‑й Театр МОНО) мандат на занятие помещения бывш. сада «Аквариум» на летний сезон, Горрайон воспрепятствовал этому, ссылаясь на то, что он намерен использовать всю названную территорию [по] плану, выработанному им самим.

В план Театра РСФСР Первого, известный художественному сектору Губполитпросвета, входит следующая программа:

 

В закрытом театре.

В то время как в Театре РСФСР Первом (бывш. театр Зон) в течение мая и июня исполняется «Мистерия-буфф» Маяковского, премьера которой состоится 1 мая, с утверждения Центральной комиссии по проведению первомайских празднеств при МК РКП на территории сада «Аквариум» в помещении закрытого театра другой частью труппы, усиливаемой новой группой артистов, исполняется следующий репертуар:

1) «Вильгельм Телль» и «Песнь о колоколе»,

2) «Свадьба Фигаро»,

3) «Нора»,

4) «Жорж Данден»,

5) «Женщины в народном собрании» (Аристофан),

7) «Смерть Тарелкина» (Сухово-Кобылин),

8) «Буря» (Шекспир),

9) «Спартак» (Волькенштейн),

10) «Близнецы» (Плавт).

Но центральной работой театра для этого летнего сезона является осуществление подготовляемой уже три месяца (с привлечением хора, оркестра, певцов) трагедии на музыке, в которой драматическое действие в течение монологов и диалогов прерывается пантомимой, мелодрамой и музыкально-вокальными моментами вагнеровской партитуры. Это «Кола ди Риенци — последний римский трибун», либретто Р. Вагнера, фрагмент романа Оттона Бульвера[19].

 

Открытая сцена.

В летнем помещении на открытой сцене состоятся спектакли Теревсата по следующей программе:

Сезон откроется политическим обозрением «17-21 (Путешествие Бульбуса)», сочинение Арго, Адуева и Деге [Д. Г. Гутмана], постановка Д. Гутмана и {92} Кригеля, декорации художников Комарденкова, музыка Фельдмана. Следующей программой пойдет «Школа человеколюбия» Е. Зозули, «Светопреставление» Эренбурга[20].

В саду предполагаются постановки ряда «Агит-Петрушек» на темы дня.

К третьей программе намечены «Город в кольце»[21], «Екатерина Великая»[22] и др.

 

На открытых площадках.

Кроме того на той же территории «Аквариума» на открытых площадках будут происходить спортивно-театральные выступления и другие лабораторные работы Всевобуча согласно тезисов резолюции, принятой на Всероссийском совещании политпросветов 1 – 8 ноября 1920 года. Соглашение Всевобуча и ТЕО Главполитпросвета предусматривает необходимость объединенной работы двух названных организаций. Необходимо немедленно приступить к осуществлению разработанной программы по театрализации физической культуры под наблюдением подотдела Тефизкульта при ТЕО Главполитпросвета и при участии художественного сектора Главполитпросвета, от которого уже получено принципиальное согласие на это новое начинание, где скрещиваются политпросветительская работа одного учреждения и специальная (по оздоровлению физической культуры) другого.

Так как осуществление трагедии на музыке «Риенци» вызвало необходимость организовать оркестр при Первом Театре РСФСР и таковой уже организован согласно представленной и утвержденной сметы, это дает возможность использовать таковой как для массовых пантомим на основе новых сценариев, так и для симфонических концертов {93} по новой программе с преобладанием героической музыки, как, например, 9‑я симфония Бетховена с новым текстом хора «К радости».

 

Лит-Агит.

Литературно-агитационная часть Первого Театра РСФСР в летнее время предполагает особенно интенсивно развить агитацию и пропагандистскую работу, стесненную зимой рамками коридоров театра. С этой целью будут предприняты следующие работы:

1) На территории сада будет раскинуто несколько специальных плакатных витрин, отражающих всю созидательную работу Республики в плакатах, диаграммах, рисунках и фотографиях.

2) Будет выстроен специальный киоск РОСТА с радиоприемником, работа которого будет демонстрироваться тут же на глазах у зрителей, а телеграммы которого будут тут же опубликовываться на специальных экранах. Переговоры по этому поводу уже начаты с РОСТА.

3) В саду будет несколько книжных витрин, демонстрирующих все новинки книжного и журнального дела в Республике.

Кроме того будет функционировать читальня, в которой будут все периодические издания и брошюры. Читальня будет открыта для публики с утра до вечера.

4) Широко будет проведен опрос зрителей об их впечатлении, а также требованиях и запросах, предъявляемых ими к современным зрелищам и развлечениям, путем особых анкетных листов.

5) По понедельникам по соглашению с культотделом Всерабиса будут происходить доклады, лекции, дискуссии по всем вопросам театральной и общественной жизни.

 

Сообщая эту программу летнего сезона, мы надеемся на то, что коллегия МОНО, дополнив ее своими указаниями, удовлетворит нашу просьбу о предоставлении нам помещений «Аквариума» на летнее время.

 

Председатель правления театра.

Заведующий художественной частью.

Заведующий Лит-Агит.

Председатель режиссерской коллегии.

Бюро комячейки.

Председатель месткома.

Верно: секретарь театра Лев Колпакчи

2/IV-21 г.

{94} Приложение № 5

Письмо в редакцию [23]
К постановке «Мистерии-буфф»

В целом ряде центральных и местных учреждений, партийных организаций, а также в круге лиц, плохо ориентирующихся в событиях театральной жизни Москвы, упорно циркулируют слухи о том, будто бы постановка на немецком языке «Мистерии-буфф» в цирке организована и осуществлена Первым Театром РСФСР.

Так, например, наш театр получил выписку из одного протокола одной комиссии, где, вменяя в вину Театру РСФСР Первому расточительную затрату на постановку «Мистерии-буфф» в цирке, сообщается предложение немедленно и вместе с тем закрыть Первый Театр РСФСР[24].

«Бездонная бочка», статья тов. Н. Овсянникова в «Коммунистическом труде» (№ 373, 28 июня 1921 г.) приветствует решение Комиссии трех о закрытии Театра РСФСР Первого и также инкриминирует ему затрату на постановку «Мистерии-буфф» сотни миллионов.

Указывая на то обстоятельство, что постановка названной пьесы в Первом Театре РСФСР стоила 27 миллионов, Театр РСФСР Первый считает долгом довести до всеобщего сведения, что никакого участия в инкриминируемой ему постановке «Мистерии-буфф» в цирке он не принимал.

Зав. худ. частью В. Мейерхольд

Председатель режиссерской коллегии В. Бебутов

 

«Коммунистический труд»
от 7 июля 1921 года за № 381

К закрытию Театра РСФСР
(письмо в редакцию)

В номерах 141 «Известий» и 376 «Коммунистического труда» напечатано письмо В. Мейерхольда и В. Бебутова. Все это письмо от начала до конца не соответствует точному положению дела.

Авторы письма, одновременно распространяющие резолюцию на ту же тему от имени коллектива театра, утверждают и в резолюции, и в письме, что причиной закрытия театра послужила постановка «Мистерии-буфф» в цирке Саламонского, с которой Первый Театр РСФСР не имеет ничего общего.

{95} Комиссия, постановившая о закрытии Первого Театра РСФСР, обсуждала два вопроса: о Первом Театре РСФСР и о специальной постановке «Мистерии-буфф» в цирке Саламонского.

По первому вопросу постановлено: немедленно все постановки Первого Театра РСФСР воспретить и самый театр закрыть, по второму — предложить ТЕО Главполитпросвета снять «Мистерию-буфф». Оба постановления в мотивировочной части указывают на расточительность расходов этих предприятий.

Первый Театр РСФСР кроме «Мистерии-буфф» и «Зорь» в текущем году ни одной новой пьесы не поставил и тем не менее с 1 января поглотил, как совершенно правильно ставил вопрос Овсянников в «Коммунистическом труде», сотни миллионов рублей, а если учесть все снабжение, то свыше миллиарда.

Он превысил расходы театра бывш. Корш, у которого отдельные постановки стоили необычайно дорого, в то же время Первый Театр РСФСР не дал ни одного спектакля, в отличие от всех остальных театров, для рабочего населения в районах.

Резолюция, подписанная теми же авторами, обвиняет комиссию в том, что она явилась орудием в руках «злонамеренных спецов из тех, которые свили себе прочное гнездо в правительственных учреждениях для проведения шулерских приемов своей безответственной и спекулятивной игры». На такое обвинение комиссии, созданной при партийном органе, отвечать, разумеется, нечего — на него достаточно указать пальцем. Приходится констатировать, что разложение в актерской среде, судя по такого рода пунктам, зашло дальше, чем об {96} этом докладывал пишущий эти строки на Губернской конференции работников искусств.

Совершенно ложно утверждение, будто постановка «Риенци», задуманная Первым Театром РСФСР, не может преодолеть совершенно чудовищных волокит незаинтересованных «междуведомственных комиссий».

Смета на эту постановку задержана Художественным сектором все по тем же причинам, так как стоимость ее исчисляется сотнями миллионов, а со снабжением приближается к миллиарду.

«Если бы ко времени получения постановления указанной комиссии, — пишут авторы в пункте четвертом резолюции, — Театр РСФСР Первый не был распоряжением наркопред Луначарского передан в ведение ТЕО Главполитпросвета, то постановление это вызвало бы в коллективе названного театра ту растерянность, которая, несомненно, приостановила бы текущую работу». Это единственный правдивый пункт. Постановление о закрытии [театра] предполагало приостановку работы, разумеется, вне зависимости от того, будет ли растерянность в Первом Театре РСФСР или не будет. К сожалению, приходится констатировать, что еще один театр, закрытый органом Московского совета, нашел сейчас же покровительство центральных органов Наркомпроса.

Заведующий худ. сектором Губполитпросвета М. Бек

 

Примечание: «Мистерия-буфф» шла и идет в двух театрах — в помещении бывш. театра Зон и в Государственном цирке. Что касается официальной стоимости постановки в помещении Зон, то таковая действительно обошлась в 27 миллионов рублей единовременно, но, как пишет т. Бек, итого эти спектакли стоили сотни миллионов рублей, а вместе с материальным снабжением свыше миллиарда. Что касается постановки той же «Мистерии-буфф» в цирке, то она сразу же обошлась в 550 миллионов рублей.

Н. Овсянников

{97} Приложение № 6

РСФСР Московский

Совет Раб., Крест, и Красноар. Деп.

Художествен, п/отдел

1‑й Театр

9 июля 1921 г.

№ 729

 

Ввиду исключительного значения готовящейся в Первом Театре РСФСР постановки революционной трагедии на музыке Вагнера «Риенци» прошу вас, подведомственные мне учреждения, содействовать скорейшему продвижению смет как финансовых, так и материальных.

Нарком А. Луначарский

С подлинным верно: секретарь (подпись)

Приложение № 7[25]

РСФСР

НКП

Главный Полит.‑Просветит.

Комитет Республики

Отдел Художеств.

2 сентября 1921 г.

№ 279

[В] Масткомдрам

Художественный отдел ГПП уведомляет, что взамен театра б. Незлобина, который представлен вам быть не может, в ваше распоряжение на основании постановления плановой комиссии и по соглашению с наркомом по просвещению передается Театр РСФСР Первый (б. Зон), где вам надлежит принять здание со всем инвентарем и со всеми делами.

Художественному совету Масткомдрам поручается создание одного показательного театра Масткомдрам путем соединения лучших сил обеих трупп для дальнейшей работы в плане Масткомдрам.

{98} Зав. режиссерско-постановочной частью т. Ильину поручается формирование новой труппы и прием дел в этой области от Театра РСФСР Первого.

Зав. ЛИТО тов. Смолину поручается прием ЛИТО от Театра РСФСР Первого.

Зав. административной частью Масткомдрам т. Сахновскому поручается прием административно-технических дел Театра РСФСР Первого, а также и всей материальной части, для чего организовать комиссию, состав которой определить Руководящей коллегии Масткомдрам.

Зав. худ. отд. В. Плетнев

Секретарь Смолин

С подлинным верно:

ответственный руководитель МКД [Масткомдрам]

Зубцов

РСФСР

НКП

Главный Полит.‑Просветит.

Комитет Республики

Отдел Художеств,

2 сентября 1921 г.

№ 280

Театру РСФСР Первому

На основании постановления плановой комиссии ГПП и по соглашению с наркомом по просвещению Театр РСФСР Первый со всем инвентарем и оборудованием должен быть передан Мастерской коммунистической драматургии, на которую возложена также коренная реорганизация труппы театра в смысле создания одной труппы Масткомдрам и укомплектования ее силами труппы [Театра] РСФСР Первый для работы в плане Масткомдрам.

Одновременно с сим финотделу ТЕО дано распоряжение о ликвидации финансовых дел Театра РСФСР Первого.

Подлинный подписали:

Зав. худ. отделом Плетнев

Секретарь Смолин

С подлинным верно.

{99} Всероссийский

Производствен. Союз

Работников Искусств

Московский Губотдел

ГУБРАБИС

5 сентября 1921 г.

№ 7373

Первому Театру РСФСР

Копия в Масткомдрам

 

ЭКО Губрабиса на основании распоряжения зав. ЭКО МГСПС тов. Пур предлагает Вам до окончательного выяснения вопроса о слиянии Вашего театра с Масткомдрам спектаклей не прекращать и билеты сдавать своевременно в МГСПС для распределения.

Всякая попытка со стороны участников Масткомдрам к срыву спектакля будет рассматриваться как акт нарушения профессиональной дисциплины.

Зав. ЭКО Губрабиса П. Лебедев

Вр. Секретарь Н. Козлов

С подлинным верно.

В Первый Театр РСФСР

Настоящая выписка из протокола препровождается для исполнения в отмену постановления МГО Всерабиса от 5‑го сего сентября за № 7363.

Управдел Николаева

Выписка из протокола заседания президиума МГО Всерабиса
5 сентября 1921 года

Слушали: Отношение ЭКО Губрабиса Первому Театру РСФСР за №№ 7363, 64 от 5 сентября 1921 года.

Постановили: В отмену постановления ЭКО Губрабиса просить Художественный подотдел ГПП о разрешении в течение недели, впредь до разрешения вопроса настоящего, продолжать спектакли в Театре РСФСР Первый.

Исх. № 7399 от 6 сентября 1921 г.

С подлинным верно: управделами Николаева

Получено 6 сентября в 3 часа дня.

С. Браиловский

{100} НКП

Главный

Полит.‑Просветит.

Комитет Республики

Отдел Художеств.

6 сентября 1921 г.

№ 235


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.172 с.