Переоценка художественных форм — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Переоценка художественных форм

2021-05-27 31
Переоценка художественных форм 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Критический обзор художественных направлений и стилей с точки зрения очерченной теории искусства и пролетарской идеологии дополнит все сейчас сказанное о формах пролетарского театра.

Обзор этот не может не привести к отрицательным выводам о пригодности существующих форм для нового искусства: ими можно воспользоваться, но их нельзя принять.

Есть театр, ставящей своей задачей изображать жизнь, или в фотографически и граммофонно точном виде (натурализм), или в типовых обобщающих образах (реализм). Мы знаем, что художественный процесс не может и не должен дать ту или иную копию и иллюзию жизни, что всякое искусство отражает классовую природу своих творцов и воспринимателей. Пролетарский театр преображает жизнь сквозь призму классовой психологии и идеологии и отсюда он не реалистичен и не натуралистичен.

Есть театр, ставящий на первое место форму. Или эта форма внешне сковывает содержание, будучи для него прокрустовым ложем (классицизм). Или пред нами реставрация и стилизация старых форм с одновременным сохранением старой же идеологии. Или содержание вовсе оставляется в стороне и главное внимание обращается на форму, которой приписывается самодовлеющее значение (эстетизм). {100} Пролетарский театр глубоко содержателен и создает свои новые формы, отвечающие этому новому содержанию.

Есть театр, который увлечен работою над материалом, материалом вещным, настолько, что в этом увлечении опустошается живое содержание искусства. Творец поглощается заботами об экспрессивности этого материала и заданиями к нему конструктивного порядка. Его конечная веха — супрематизм. Пролетарскому театру чужд всякий фетишизм, в том числе фетишизм материала.

Театр как и всякое искусство, может избрать аналитический путь. Он может задаться целью отыскать основные элементы бытия и их реализовать, представив сущее в разложенном виде (кубизм) Он может исходить от граней существующей культуры и принять эту часть за целое, например, ее динамизм и машинизм (футуризм). Пролетарская культура синтетична, она строит новый мир, как полновластная и безраздельная наследница всех прошлых культур, как культура класса — хозяина всего бытия, всей жизни.

Наконец, в театре, как во всяком искусстве, бывает и своеобразная художественно преломленная идеология, которая не имеет откровенно аристократического или буржуазного вида, но при ближайшем анализе оказывается упадочной и реакционной. Вот ряд примеров.

Театр мистерии и арлекинады. Но мистерия — сценическое воплощение религиозной, т. е. авторитарной, идеологии. Но арлекинада — основана на ложной идее вечности театральных типов, на самом деле созданных определенными культурными эпохами. Так бьет в глаза противоречие этих стилей позитивизму и релятивизму, этим основным чертам пролетарской идеологии.

{101} Театр символическою и марионеточною стиля. Но символизм есть перевод на язык искусства метафизического и мистического дуализма. Но марионетками являются люди в представлении лишь тех классов, которые, оказавшись «не у дел» в данную историческую эпоху, усвоили безнадежно пассивное миросозерцание. Как все это чуждо классу, строителю и борцу за новый земной мир!

Театры гротеска и импрессионизма. Гротеск, как и импрессионизм, при всем их различии, имеют одно общее, они возникают на почве раздробленности, разъединенности психологии. Гротеску всегда присуще внутреннее противоречие, некое самоотрицание. Импрессионизм — это порождение нервного горожанина заката капитализма, когда цельная личность падает до суммы мелких случайных настроений. Стальной гигант, всеобщий организатор, созидатель мира без социальных антагонизмов, как сверху вниз он должен посмотреть на эти продукты больной души, обреченной на смерть!

Я далеко не исчерпал своей темы. Это сделать не так легко. Но, если я хотя частично, хотя приблизительно наметил место пролетарского театра; меньше того, — если я показал возможность поставить и разрешить проблему формы этого театра, я могу спокойно положить перо, в надежде, что оно для той же цели снова будет взято другими руками.

{102} М. Загорский
Театр и зритель эпохи революции
(Из черновых набросков по анкетным материалам Первого Театра Р. С. Ф С. Р.)


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.