Об увековечении памяти народного артиста Союза ССР К. С. Станиславского — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Об увековечении памяти народного артиста Союза ССР К. С. Станиславского

2021-05-27 47
Об увековечении памяти народного артиста Союза ССР К. С. Станиславского 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

[xlix] Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР напечатано в газете «Правда» 2 сентября 1938 г.

К. С. Станиславский скончался 7 августа 1938 г. Похороны состоялись 8 августа на Ново-Девичьем кладбище. У могилы К. С. Станиславского Вл. И. Немирович-Данченко сказал:

«Это стихийное стремление отдавать себя всего, целиком, осуществлению тех глубоких идей, которые его волновали, это горение, охватывавшее всех остальных, и было залогом, самым подлинным залогом успеха Художественного театра.

… Пока моя мысль волнуется в стенах Художественного театра, около того, что создано Художественным театром, я вижу разрывы между искусством Станиславского и другими художественными течениями театра. Станиславский говорил, что искусство становится богаче, если в нем могут быть другие течения. Важно, чтобы конечная цель была бы настоящим торжеством правды. Как искусство переливается за границы театра, широко и далеко, как оно вливается в души всего народа, какими путями и что именно в искусстве проникает и наполняет сердца народа — в этом разберется история. Здесь же, на наших глазах, начинается бессмертие Станиславского.

… И мне хотелось бы, чтобы все находящиеся здесь, у гроба, мои товарищи по Художественному театру дали только одну клятву: клянемся относиться к театру с той глубокой и священной жертвенностью, с какой относился Станиславский». (Вл. И. Немирович-Данченко, Театральное наследие. Статьи, речи, беседы, письма, т. I, стр. 394).

{457} Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении Московского ордена Ленина Художественного Академического театра СССР имени М. Горького орденом Трудового красного знамени

[l] Печатается по тексту газеты «Правда» от 27 октября 1938 г.

Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР

[li] Изложение постановления опубликовано в газете «Правда» от 27 октября 1938 г.

Печатается по тексту постановления, хранящемуся в архиве Музея МХАТ.

Вл. И. Немирович-Данченко. Речь на торжественном заседании в день сорокалетнего юбилея МХАТ

[lii] Печатается с небольшими сокращениями по тексту кн.: Вл. И. Немирович-Данченко, Театральное наследие, т. I. Статьи, речи, беседы, письма, стр. 151 – 153.

По просьбе Вл. И. Немировича-Данченко текст его выступления на торжественном заседании прочитал В. И. Качалов.

В Совнаркоме СССР. Об увековечении памяти народного артиста Союза ССР Вл. И. Немировича-Данченко

[liii] Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР напечатано в газете «Правда» 26 апреля 1943 г.

Вл. И. Немирович-Данченко скончался 25 апреля 1943 г.

М. Н. Кедров. Пятидесятилетие Московского Художественного театра

[liv] Статья опубликована в газете «Культура и жизнь» 21 октября 1948 г., откуда и перепечатывается с небольшими сокращениями.

Н. М. Шверник, из речи при вручении орденов, медалей и грамот о присвоении почетных званий работникам МХАТ

[lv] Текст речи опубликован в «Ежегоднике МХТ» за 1948 г., т. 1, М., «Искусство», 1950, стр. 154 – 156, откуда и перепечатывается с некоторыми сокращениями.

4 ноября 1948 г. работники МХАТ, удостоенные правительственных наград, были приглашены в Кремль для получения орденов, медалей и грамот о присвоении почетных званий. Правительственные награды в торжественной обстановке вручил Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. М. Шверник, обратившийся к награжденным с речью.

{458} От лица награжденных выступили народные артисты СССР В. О. Топорков и О. Н. Андровская, заслуженные деятели искусств РСФСР И. Я. Гремиславский и С. А. Мозалевский.

В. О. Топорков сказал в своем выступлении: «Празднование 50‑летия Московского Художественного театра вылилось в грандиозную демонстрацию небывалого подъема культурного уровня народов нашей страны. Не только весь артистический мир, но и вся советская интеллигенция, рабочие, колхозники, воины Красной Армии — все активно принимали участие в этом народном празднестве.

Мы, работники МХАТ, были потрясены тем могучим потоком сердечных приветствий, поздравлений, знаков внимания, которые хлынули на нас. И мы бесконечно счастливы, видя, какое значение придают Партия и Правительство работе нашего театра» («Ежегодник МХТ» за 1948 г., т. I, стр. 153).

Вместе с народом

[О продолжении спектаклей в Театре Совета рабочих депутатов]

[lvi] Текст протокола, подписанный председателем собрания Вл. И. Немировичем-Данченко и секретарем В. И. Нероновым (артистом МХТ), хранится в архиве Музея МХАТ.

Публикуется впервые.

Этот документ характеризует серьезные идейные расхождения в коллективе МХТ в первые месяцы становления Советской власти. Вместе с тем он определяет ведущую творческую задачу театра, выраженную на собрании К. С. Станиславским, — «служение демократии», служение народу.

Вопрос о возобновлении спектаклей Художественного театра в театре Совета рабочих депутатов после Октябрьской революции обсуждался неоднократно и, как видно из упоминаемых в документе протоколов от 6 и 7 ноября 1917 г., вызвал острую дискуссию среди присутствовавших членов Товарищества. В одном из этих протоколов записано: «… В общем настроении наметились два главных течения: одно в сторону решительной необходимости какого-нибудь протеста, другое — в сторону полнейшего отмежевания всех деятелей искусства от всякого вмешательства в политику…»

Что же касается возобновления спектаклей в самом здании Художественного театра, прерванных Октябрьским восстанием, то в протоколах 6, 7 и 8 ноября записаны высказывания членов Товарищества и решение: «Пока условия художественных спектаклей не обеспечены, театр не может возобновить своей деятельности. Эти условия обнимают и внешнее спокойствие для публики и моральное состояние артистов».

В новых, советских условиях Художественный театр возобновил свои спектакли 21 ноября 1917 г. А 5 февраля 1918 г. Правление приняло решение: «Дать первый общедоступный утренник в воскресенье 3 марта (“Смерть Пазухина”), значительно понизив цены и озаботившись распределением билетов по фабричным и заводским организациям».

{459} А. П. Зуева. Актер и народ

[lvii] Воспоминания опубликованы в многотиражной газете МХАТ «Горьковец» 7 ноября 1939 г., откуда и перепечатываются с небольшой редакционной правкой, сделанной автором для настоящего издания.

[lviii] Голлидей София Евгеньевна — артистка Второй студии МХТ с 1918 по 1920 г.

[lix] Александрова Мария Федоровна — артистка Второй студии МХТ с 1916 по 1925 г.

[Письмо фабкома фабрики бывш. «Циндель»]

[lx] Публикуется впервые; подлинник письма хранится в архиве Музея МХАТ.

Сведений о том, состоялся ли такой вечер, нет.

[Первая шефская поездка]

[lxi] Публикуется впервые, по машинописной копии с подлинными подписями К. С. Станиславского, Вл. И. Немировича-Данченко и других. Хранится в архиве Музея МХАТ.

На документе — надпись: «Президиум ВЦИК предлагает всем лицам и учреждениям оказывать содействие группе артистов Московского Художественного театра. Член Президиума ВЦИК, Секретарь ВЦИК А. Енукидзе. 8/IX».

В состав шефской бригады входили артисты МХАТ М. А. Жданова, И. М. Москвин, Л. М. Леонидов, В. Л. Ершов, И. И. Гудков, администратор Ю. Л. Любицкий, технический работник И. И. Дмитриев и артисты Большого театра — В. В. Макарова-Шевченко, Б. М. Евлахов и Л. А. Барабейчик.

В концертную программу были включены сцены и монологи из спектакля «На дне», инсценированные рассказы Чехова и вокальные номера.

Вспоминая об этой поездке, Л. М. Леонидов рассказывал: «Тогда на фронте мне впервые пришлось почувствовать и убедиться, насколько чуткими зрителями были бойцы, как тонко они понимали искусство. Я до сих пор не могу забыть этих зрителей. Наэлектризованная аудитория целиком захвачена происходящим на сцене. В зале — тишина. И только иногда доносятся отдельные реплики, идущие от самого сердца. Это кто-то из бойцов по-своему комментирует полные философского смысла и глубины высказывания Луки или реплики опустившегося Барона. И какой шквал аплодисментов, радостных криков обрушивается затем на нас…» («Красная звезда», 8 сентября 1935 г.)

[lxii] После организации в апреле 1917 г. «Кооперативного Товарищества МХТ» и избрания нового Правления право окончательного решения важнейших вопросов оставалось за обоими основателями театра — К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко, которые стали именоваться «Представителями Московского Художественного театра».

[lxiii] Румянцев Николай Александрович — артист, Председатель Правления МХТ, в дальнейшем заведующий финансовой и административной частью, работал в театре с 1902 по 1925 г.

{460} Подгорный Николай Афанасьевич — артист МХТ, неоднократно занимал руководящие должности, в театре работал с 1903 по 1947 г.

Горюнов Иван Николаевич — заведующий бутафорией, неоднократно избирался председателем месткома, работал в театре с 1917 по 1927 г.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.