ПРОСТРАНСТВО— это форма существования материальных объектов, характеризующаяся протяженностью и объемом. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

ПРОСТРАНСТВО— это форма существования материальных объектов, характеризующаяся протяженностью и объемом.

2021-05-27 27
ПРОСТРАНСТВО— это форма существования материальных объектов, характеризующаяся протяженностью и объемом. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основными свойствами пространства являются трехмерность, од­нородность, изотропность (одинаковость свойств по всем направле­ниям).

ВРЕМЯ — это форма существования материальных объектов, характе­ризующаяся последовательностью и длительностью.

Важнейшими свойствами времени являются одномерность, необра­тимость, однородность.

Философское осмысление категорий пространства и времени пред­полагает решение проблемы их объективности: являются ли простран­ство и время объективно существующими реалиями или же представля­ют собой субъективные способы восприятия мира человеком. В истории философии были сторонники и той и другой позиции.

Если для обыденного восприятия пространство и время являются очевидными и привычными, то при философском их осознании воз­никают сложные вопросы. Их решение возможно лишь при использо­вании достижений современных наук как естественных, так и гумани­тарных.

Еще одним направлением философского анализа пространства и времени является проблема их абсолютности и относительности. После создания в начале XX в. общей теории относительности совре­менная наука считает пространство и время относительными катего­риями, зависящими от еще одного фактора существования материи — движения. Пространство и время, как формы существования материи, выводятся из движения как атрибут материи, выражающего способ ее существования.

ДВИЖЕНИЕ — свойство (атрибут) материи, которое заключается в ее спо­ собности изменяться, переходить из одного состояния в другое.

Материя не может существовать вне движения, поэтому движение называют способом существования материи. Движение, как философ­ская категория, служит для обозначения фундаментального свойства материи — существовать и проявлять себя только в перемещении, вза­имодействии и изменении, через которые она формирует свои объек­ты и процессы, а также воздействует на наши органы чувств.

Аристотель наличие движения обосновывал через идею вечного аб­солютно неподвижного перводвигателя (Бог). У И. Ньютона и Р. Декарта Бог подобен мастеру-часовщику, запускающему механизм ми­ровых часов, которые далее идут по своим собственным законам. Ге­гель источник движения видел во внутренней противоречивости яв­лений.

Согласно Гегелю, в природе существуют три основных формы дви­жения: механическая, химическая и органическая. Ф. Энгельс пред­ложил другую классификацию: он выделил такие формы материи, как механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная.

Движение многообразно. Каждому уровню организации материи соответствует своя форма движения. Существуют качественно раз­личные уровни движения материи, при этом качественное своеобра­зие одного уровня не может объясняться качественным своеобразием другого. Классификация форм материи существенно изменилась в свя­зи с достижениями современной науки.

В современной философии естествознания принято выделять три основных группы движения материи.

1. В неорганической природе— пространственные перемещения,

движение элементарных частиц и полей — электромагнитных, гра­витационных и др., движение и превращение атомов и молекул, тепловые процессы, звуковые колебания, геологические формы движения материи, изменения космических систем.

2. В живой природе — обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции, управления и воспроизводства, экологические системы и т. д.

3. Общественные формы движения материи — многообразие про­явлений деятельности людей.

Между всеми формами движения материи существуют единство и взаимное влияние. Однако высшие формы движения материи каче­ственно отличны от низших и несводимы к ним.

Каждая форма движения материи имеет свою неповторимую спе­цифику. Однако имеются общие закономерности, свойственные всем формам движения материи, они характеризуют связь и взаимодействие между ними. Эта связь проявляется прежде всего в том, что высшее включает в себя низшее как одну из своих генетических предпосылок и в то же время как свой собственный момент. То есть закономерно­сти, присущие низшим уровням организации материи (физическому по отношению к химическому, химическому по отношению к биоло­гическому и т. п.), распространяются на высшие уровни, являясь не­обходимыми, но не выступая в качестве специфических.

В XIX в. Ф. Энгельс назвал вопрос об отношении мышления к бы­тию, сознания к материи основным вопросом философии. В истории философии последователи марксизма старались увидеть в первую оче­редь борьбу материализма с идеализмом. Развитие философии в XX в. показало, что исчезает прежний интерес к вопросу о первичности ма­терии или сознания. Современные философы уже не претендуют на системотворчество, т. е. рассмотрение всего круга онтологических, гносеологических и социальных проблем в целом. Возникает своего рода «специализация» на тех или иных проблемах. Антропологизация философского знания в XX в. также не способствовала интересу к он­тологическим проблемам. (Так, например, основным вопросом фило­софии для экзистенциализма становится вопрос о смысле человече­ской жизни.)

В философии XX в. проблема материи осмысляется далеко не все­ми философскими течениями. В настоящее время дальнейшее изуче­ние проблем материи и ее качественных характеристик продолжается преимущественно в философии естествознания и в философии науки.

В философском понимании категории «материя» противопостав­ляется категория «сознание». Сознание является одним из основных понятий классической западной философии. Сознанием называют способность человека к мышлению. Синонимами слова «сознание» в истории философии служили такие понятия, как «идеальное», «дух», «всеобщая идея», «божественный разум», «объективный разум», «ми­ровая воля», «внутренний мир», «осознанное бытие» и т. д.

Сознание как первооснова идеального мира стала впервые осмыс­ляться в философии платонизма. Платон ввел в философию понятия «идеальное», «идеальный мир», которые противопоставлялись поня­тиям «материальное», «материальный мир». Идеальный мир, по Пла­тону, существует объективно, независимо от существования человека. В средние века получило распространение понимание сознания как идеальной первопричины мира, как Бога. Человек в средневековом представлении обладает лишь слабым отблеском божественного со­знания. Начиная с эпохи Возрождения сознание стало воспринимать­ся в первую очередь как атрибут человеческого бытия. Философией Нового времени был выделен ряд свойств сознания как такового (под­ робнее см.: 3.4. Философия Нового времени, 3.5. Философия Просве­щения).

Немецкая классическая философия, раскрыв диалектику индиви­дуального и социального, показала различные уровни организации сознания, его активность и историзм.

Сущностной характеристикой сознания является его идеальность, которая выражается в том, что составляющие его образы не обладают ни свойствами отражаемых в нем предметов действительности, ни свойствами нервных физиологических процессов, благодаря которым эти образы возникли. В них не существует ни грана вещества, харак­терного для окружающей действительности и для мозга. Они лишены веса, пространственных характеристик и других физических свойств. Идеальность — это системная характеристика всего человеческого об­щества в целом. Объективные идеалисты, такие как Платон и Гегель, совершенно верно поняли «объективность сознания» — его «незави­симость» от индивидуального мышления. Но сам факт объективности сознания был истолкован ими мифически: Платон связывал его с су­ществованием особого «мира идей», а Гегель — с мировым духом.

Представление об объективности сознания, кажущееся абсурдным для обыденного восприятия, на самом деле является философски не­обыкновенно глубоким. Формы сознания складываются в ходе исто­рии независимо от воли и мышления отдельного человека. Философы открывают существование объективных мыслительных форм, кото­рые определяют индивидуальное сознание. Так, например, хотя язык, религия, мораль, искусство созданы людьми, но они существуют неза­висимо от сознания каждого отдельного человека (объективно). Пра­вила языка, религиозные верования, нравственные представления, эс­тетические идеалы изменяются, но сам процесс изменения носит объективный характер.

Сознание социально, поскольку оно не является физиологической функцией.человеческого мозга. Мыслит не мозг, а человек с помощью мозга, причем человек, включенный в систему общества. Сознание является функцией не мозга, а общества в целом. Объяснить тот или иной факт сознания можно, обращаясь к истории общества в целом, отдельных цивилизаций или культур, а отнюдь не к особенностям строения человеческого мозга.

Сознание можно определить как специфически человеческий спо­ соб адаптации к среде путем изменения не внутреннего строения че­ловека, а окружающей среды. Новый способ адаптации потребовал формирования устойчивых обшностей людей (существование стадной организации приматов — предков человека облегчало переход к груп­повому характеру человеческой деятельности), постоянной координа­ции действий, входящих в общность индивидов в процессе создания ими условий своего существования. Постоянное, устойчивое общение между индивидами становится одним из условий специфически человеческой адаптации. Средством удовлетворения этой потребности явился язык.

Сознание существует в знаково-символической форме. Способом выражения и сохранения сознания является язык, понятый как систе­ма знаков. Поскольку мышление идеально, то передано оно может быть только с помощью знака или символа. В отличие от мышления, оперирующего идеальными объектами, язык материален, так как и знаки, и символы репрезентируют свои значения через материальные носители, без которых они невозможны. Другими словами, язык — это материальное выражение нематериальных (идеальных) построений.

Знаком или символом принято называть чувственный объект (пред­мет, явление), который является заместителем другого предмета (яв­ления). Сознание существует как символическая деятельность. Мысль (идеальное) «зашифрована» или «закодирована» в знаке или симво­ле. Сознание, таким образом, предстает как деятельность, заключаю­щаяся в «зашифровке» и «расшифровке» знаков. Философы называ­ют это процессом «опредмечивания» и «распредмечивания».

Сам термин «сознание» подталкивает к его отождествлению с со­вместным знанием. Осознание окружающей действительности высту­пает прежде всего в виде знаний о ней. Именно знания обеспечивают человеку возможность ориентироваться в мире, без чего немыслима его адаптация. Более того, знания обеспечивают возможность опере­жающего отражения действительности, что создает возможность для целеполагания, представляющего собой одно из качественных отли­чий сознания от других форм общения. Будучи отражением мира, со­знание имеет творческий характер, активно воздействует на окружа­ющий мир, преобразует его в соответствии с потребностями общества. Одновременно происходит процесс творения носителя этого сознания и его самосознания.

Одна из проблем, стоящих перед философией, это проблема проис­хождения и развития сознания. В истории философии существуют различные точки зрения при ответе на этот вопрос. Одни философы, придерживающиеся материалистической трактовки, связывают появ­ление и развитие сознания с биологической эволюцией и антропосо-циогенезом (т. е. считают сознание «вторичным» по отношению к ма­терии). Другие же предполагают, что сознание развивается по своим собственным законам и может быть понято исключительно из самого себя. Последовательно проведенная такая позиция означает идеали­стическое понимание сознания (т. е. его «первичность» по отношению к материи).

Объективные идеалисты считают, что мир существует независимо от сознания человека. Первоосновой существования, по их мнению, является не сознание человека, а объективное до человека и независи­мо от человека существующее сознание, «абсолютный дух», «мировой разум», «Бог» и т. д. Уже отмечалось, что объективный идеализм абсо­лютизирует такую характеристику сознания, как его объективность.

Субъективные идеалисты считают, что мир существует в зависимо­сти от человеческого сознания. Они полагают, что мир — это лишь со­вокупность ощущений мыслящего субъекта, т. е. порождение нашего сознания. В таком понимании также есть реальная основа: наше зна­ние — это не что иное, как идеальная (мыслительная) конструкция, которая во многом определяется особенностями познающего субъек­та. Если объективные идеалисты исходят из объективности сознания, то субъективные идеалисты — из его субъективности. Последователь­ный субъективизм приводит к солипсизму (от лат. 50/И5 — один и грзе — сам) — течению, согласно которому мир и остальные люди существу­ют только в сознании человека.

И материализм, и идеализм существуют со времен зарождения фи­лософской мысли. Вопрос о первичности или вторичности сознания по отношению к материи принципиально неразрешим, ответ на не­го недоказуем и принимается в качестве базисного постулата фило­софских концепций (См. подробнее: 13. «Границы» философского зна­ ния),

Философия различает индивидуальное сознание (духовный мир одной личности) и общественное сознание (духовный мир общества в целом). Одной из наиболее актуальных проблем философского изу­чения феномена сознания является определение его структуры. В со­временной научной литературе выделяют три основных сферы созна­ния: познавательную, эмоциональную и ценностно-волевую.

Познавательная сфера сознания состоит из области чувственных процессов и области рационального мышления. К области чувствен­ ных, сенситивных (от лат. чувство, ощущение) процессов тео­рия сознания относит ощущения, восприятия и представления, возни­кающие в результате воздействия на органы внешних чувств человека. К области рационального (от лат. разум) мышления относят понятийное мышление (мышление с помощью языка), образное мыш­ление (воображение), внимание, память.

Эмоциональная сфера сознания включает в себя все душевные пе­реживания, внутренние чувства человека. Кратковременные пере­живания называют эмоциями (от фр. етпопоп — волнение). К ним относятся, например, радость, страх, печаль, восхищение, страдание. Ус­тойчивые, длительные переживания принято называть чувствами или внутренними чувствами. К ним относят любовь, ненависть, горе-счастье, сострадание и др.

Ценностно-волевая сфера сознания состоит из внутренних целей человека и духовных усилий к достижению этих целей. В сознании человека формируются определенные нормы, жизненные установки, ценности, идеалы, они выступают в виде целей, к которым стремится человек. Способность осуществлять свои желания, стремление к дос­тижению целей называется волей.

Кроме познавательной, эмоциональной и ценностно-волевой сфер в структуре сознания иногда выделяют еще две области: область под­сознания, в которое включают инстинкты, рефлексы, сновидения, комплексы и т. и., и область сверхсознания, к которому относят инту­ицию, озарение, совесть.

Еще одной важной стороной философского осмысления сознания является проблема источников духовного развития человека, или про­блема источников сознания.

Под источниками сознания понимают те факторы, которые созда­ют, видоизменяют, направляют процессы сознания. Важнейшим ис­точником сознания является внешний материальный мир, который оказывает основное влияние на развитие сознания. Вторым источни­ком сознания считается социокультурная среда, в которой формиру­ется сознание человека. Третий источник сознания — духовный опыт самого человека, его переживания, осмысления, внутренние усилия (внутренняя работа духа).

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Как соотносятся понятия «бытие» и «материя»: что их объединя­ет и в чем их различие, какова взаимосвязь между ними?

2. Перечислите основные характеристики сознания.

3. Что такое материальное? Что такое идеальное?


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.