Основы философского понимания мира — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Основы философского понимания мира

2021-05-27 19
Основы философского понимания мира 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основы философского понимания мира

Вы будете изучать:

* философское учение о мире;

* философское осмысление природы;

* теорию познания. Цели модуля:

* проследить постоянное обновление взглядов философов на раз­витие природы и познания;

* познакомить с современной философской картиной мира;

* дать основные понятия философской онтологии и гносеологии;

* представить смысл проблем, занимавших мыслителей;» "объяснить различие между философской и религиозно-мифоло­гической картинами мира.

После изучения модуля вы сможете:

» знать такие разделы философии, как онтология и гносеология;» понимать причину измений представлений о мироустройстве;

* ориентироваться в современных научных теориях о строении мира;

* иметь представление о сложности процесса познания мира и его

противоречиях;» различать типы философских позиций в понимании мира.

Литература

Основная

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М, 2002.

2. Горбачев В. В. Концепции современного естествознания: Учеб.

пособие для студентов вузов. — М., 2003.

3. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Философия: Справочник студен­та. - М., 1999.

4. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М., 2000.

5. Философия. Хрестоматия / Сост. П. С. Гуревич. — М., 2002.

Дополнительная литература

1. Антология мировой философии. В 4 т. — М., 1969-1971.

2. Никифоров А. Л. Природа философии. — М., 2001.

3. Пригожий И., Стенерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог чело­века с природой. — М., 1986.

4. Рассел Б. История западной философии. — М., 1999.

5. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. - СПб., 1997.

6. Смит Л., Рейпер В. Путешествие по миру мысли. Введение в ис­торию философии. — 2000.

7. Степи» В.С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. — М., 1994.

8. Тарное Р. История западного мышления. — М., 1995.

9. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и ас­пирантов. — СПб., 2003.

Философское учение о бытии

В философии есть разделы, посвященные определенному кругу проблем. Философское учение о бытии принято называть онтологией. Онтология включает в себя такие вопросы, как происхождение мира, его универсальные связи, основные характеристики и законы. Как воз­ник наш мир, каковы его характеристики, по каким законам он разви­вается и куда направлено его развитие — все это вопросы онтологии.

Философское осмысление мира в онтологии осуществляется с по­мощью категорий как предельно общих понятий. Важно учитывать, что философские категории не являются неизменными, застывшими понятиями, в ходе процесса общественного познания их содержание развивается. Многие философские категории взаимообусловлены.

Самыми общими понятиями онтологии и философии являются ка­тегории «бытие» и «небытие». Все, что существует, составляет бытие. То, чего не существует, относится к небытию, В философской литера­туре в качестве синонимов понятия «бытие» часто употребляются понятия «существование», «мир», «космос», «действительность», «ре­альность». Синонимами понятия «небытие» служат понятия «несуще­ствование», «ничто».

Все существующее в мире имеет одну общую черту — оно есть, оно существует: галактики и планеты, растения, животные и люди, обще­ство и культура. В то же время все существующее имеет разные спосо­бы и формы существования. В этом заключается философский прин­ цип многообразия мира.

Философия стремится выяснить вопрос о существовании как мира, так и человека. Поэтому она нуждается в особой категории, фиксиру­ющей существование мира, человека и сознания — категории бытия. Философы исходили из того, что такая идея позволяет мысленно объ­единить самые различные предметы и явления мира лишь по одному признаку — их существованию: природа и общество, люди и их действия, мысли и чувства существуют и образуют целостное единство мира.

МАТЕРИЯ — это философская категория, означающая первооснову материального бытия.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Как соотносятся понятия «бытие» и «материя»: что их объединя­ет и в чем их различие, какова взаимосвязь между ними?

2. Перечислите основные характеристики сознания.

3. Что такое материальное? Что такое идеальное?

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Что такое гносеология и какие именно вопросы обсуждаются в этой части философии?

2. В чем суть спора между гностицизмом и агностицизмом?

3. Как менялось представление о субъекте познания в истории фи­лософии?

Диалектика и категории

Термин «диалектика» имеет свою длительную историю. В антич­ной философии под «диалектикой» (от греч. сНа1еЫНге — искусство вести спор, ученую беседу) вначале понимали такой способ ведения ученой дискуссии, при котором достижение истины происходит пу­тем столкновения противоположных мнений. Считается, что первым в философский лексикон термин «диалектика» ввел Сократ. Аристо­тель считал диалектикой науку о вероятных мнениях, он называл эту часть своего учения «первой философией» или «мудростью». В сред­ние века и в Новое время диалектикой называли формальную логику.

С начала XIX в., после создания Гегелем универсальной теории по­знания и учения о бытии, диалектикой стали называть всеобщий ме­тод познания, который рассматривает все предметы и явления как раз­вивающиеся и взаимосвязанные, а также учение о бытии, основанное на этом методе.

Метафизика и диалектика являются всеобщими (универсальными) методами познания.

ДИАЛЕКТИКА — это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и в развитии.

МЕТАФИЗИКА это способ познания, рассматривающий все предметы и явления вне всеобщей связи и вне развития.

Термин «метафизика» имеет два основных значения. Метафизи­кой называют тип философии, изучающий сверхчувственные, недоступные для опытного познания принципы бытия, а также метод познания, рассматривающий предметы и явления как статичные (внут­ренне неизменные) и изолированные друг от друга.

Термин «метафизика» (от греч, после,— физика) появился в I в. до н. э., когда греческий философ Андроник Родосский, упорядочивая сочинения Аристотеля, объединил в одно целое его тру­ды «о первых родах сущего» (по собственно философской проблема­тике) и поместил их вслед за физическими трактатами философа под одним наименованием «Метафизика». Так термин «метафизика» стал синонимом слова «философия» и в этом значении был популярен до середины XIX в.

С ХУП-ХУШ вв., когда естествознание стало противопоставлять­ся философии (в первую очередь в методологическом плане), за сло­вом «метафизика» постепенно стало закрепляться значение «умозри­тельное, отвлеченное от конкретности, вне-опытное знание». После создания Гегелем в начале XIX в. диалектического учения метафизи­ка приобрела значение «старой, или додиалектической, философии». В философии марксизма за ней закрепилось еще более узкое значе­ние — «антидиалектический метод познания».

Другими словами, метафизика создает статичную, неподвижную картину мироздания, составные части которого не зависят друг от дру­га и могут рассматриваться изолированно. Диалектика же создает ди­намическую, развивающуюся картину мира, все составные части, ко­торого взаимообусловлены, взаимосвязаны.

Метафизика и диалектика как способы познания зародились еще в античности и прошли многовековую историю. Расцвет метафизики, как способа научного познания приходится на ХУП-ХУШ вв., рас­цвет диалектики — на Х1Х-ХХ вв.

Метафизический метод лежал в основе бурного развития естество­знания в ХУП-ХУШ вв., благодаря ему наука этого периода сделала колоссальный прорыв вперед по сравнению с предыдущими эпохами. Метафизический метод ввел в науку приемы анализа, систематизации предметов и явлений. Крупнейшим достижением метафизической ме­тодологии является открытие законов механического движения, т. е. движения, понимаемого как изменение положения тел в пространстве без учета изменений их внутренних свойств.

С помощью диалектического метода были достигнуты основные успехи науки Х1Х-ХХ вв., особенно в обществознании. Содержание диалектики раскрывается в ее основных категориях, принципах и за­конах. Можно сказать, что человеческое мышление диалектично по своей природе. Правда, уровни диалектического мышления на разных этапах развития человечества различны.

Существуют два основных принципа диалектики: принцип всеоб­щей связи и принцип развития. Принцип всеобщей связи является отражением организованности и упорядоченности мира, в котором все связано со всем. 11од связью понимается зависимость между явления­ми, отражение взаимообусловленности их существования и развития. Но связи не существует без взаимодействия. Именно в силу универ­сальности взаимодействия осуществляется взаимная связь всех струк­турных уровней бытия, материальное единство мира.

Взаимодействие раскрывает процесс воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимо­действие носит объективный, универсальный и активный характер. Без изучения взаимодействия нельзя понять ни свойств, ни структу­ры, ни законов действительности. Без выяснения форм и содержания различных видов связи и взаимодействия в природе и обществе не­возможно было бы разрешить адекватно проблему развития, являю­щуюся вторым фундаментальным принципом диалектики.

Принцип развития является результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия. Ведь в мире нет ничего окончатель­но завершенного, все находится в процессе становления и изменения. Принцип движения материи в совокупности с принципом всеобщей связи дает нам принцип развития мира. Развитие есть не что иное, как необратимое, определенно направленное и закономерное измене­ние материальных и идеальных объектов, приводящее к возникнове­нию нового качества.

Но закономерно встает вопрос о том, что является источником раз­вития. Все многообразие точек зрения по проблеме источника разви­тия можно свести к двум основным: метафизической и диалектиче­ской. Первая считает источником развития внешнее воздействие, тогда как вторая — борьбу противоположных сил и тенденций, т. е. противо­речие.

ПРОТИВОРЕЧИЕ — взаимодействие противоположных сторон предме­ тов и явлений.

Противоречие является философской проблемой. Одни философы предполагают, что диалектические противоречия свойственны как природе, обществу, так и нашему мышлению. Уже древнекитайские мыслители понимали мир как борьбу двух первоначал «Инь» и «Ян».

Другие же считают, что существует только противоречия в мышлении человека, т. е. логические противоречия. Логические противоречия были отмечены уже в античной философии (знаменитые апории Зе

нона).

Наиболее существенные и закономерные связи и отношения реаль­ной действительности и познания отражаются в философских кате­гориях. Впервые учение о категориях было систематически изложено в трактате Аристотеля «Категории», где выделялись наиболее общие понятия о мире. По Канту, категории — это априорные (т. е. доопытные) формы рассудка, которые характеризуют структуру мышления субъекта познания. Большинство важнейших диалектических катего­рий получили свое обоснование в философской системе Гегеля в иде­алистической интерпретации. В теории диалектического материализ­ма категории рассматриваются как результат обобщения социального опыта и развития познания. Понимание роли и значения категорий различается в философских теориях. В ряде направлений современ­ной философии, например в позитивизме или экзистенциализме, про­блеме категорий не уделяется внимание. Так, например, позитивизм и неопозитивизм обращаются в первую очередь к анализу не категорий, а терминов языка. В экзистенциализме появляется принципиально новая трактовка категорий, связанная с проблематикой человеческо­го существования и сущности человека.

КАТЕГОРИИ — это всеобщие понятия, отражающие наиболее существен­ ные взаимосвязи между развивающимися явлениями.

Основными категориями современной диалектики являются: сущ­ность и явление; содержание и форма; система, элемент, структура; целое и часть; единичное, особенное и всеобщее; причина и следствие; возможность и действительность.; необходимость и случайность; сво­бода и необходимость; прерывность и непрерывность; количество и ка­чество и др.

Сущность и явление — важнейшие диалектические категории, в ко­торых выражаются основные свойства всех существующих в мире объектов. Сущность и явление всегда взаимосвязаны. Сущность — это внутреннее, недоступное чувствам содержание предмета, его смысл. Явление — это обнаружение отдельных свойств сущности, доступное чувствам. Другими словами, явление — это внешние свойства предме­та, которые человек познает опытным путем через органы чувств: зре­ние, слух и др. Сущность предмета человек может постичь только с по­мощью разума.

Содержание — это то, из чего состоит предмет или явление. Фор­ ма — это порядок, в котором сосуществуют эти составные части, спо­соб внешнего выражения содержания. Содержание изменчиво, под­вижно. Форма удерживает его в устойчивом равновесии. В предмете постоянно происходит борьба между содержанием и формой. На оп­ределенном этапе содержание сбрасывает старую форму, которая тор­мозила его развитие, и приобретает новую. В современной науке кате­гория «форма» близка к категории «структура». Система (от греч. ау&ета — составленное из частей, соединенное) — это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов. Элемент (от лат. е1етеп- Тит — первоначальное вещество) — это неделимая в пределах данной системы ее составная часть. Элемент является не только неделимой, но и необходимой составной частью системы. Если хотя бы один эле­мент системы отсутствует, это будет уже другая система. Количество элементов, порядок их расположения, существующие между ними связи характеризуют структуру системы. Структура (от лат. з1гис- Шга — строение) — это совокупность связей между элементами сис­темы. Элементы составляют содержание системы, а структура — ее форму.

Категориями, отображающими не только свойства объективного мира, но и ступени его познания, являются единичное, особенное и всеобщее. Вначале объект предстает перед познающим его субъек­том как нечто единичное. Единичное (частное) — это отдельное, огра­ниченное во времени и пространстве, обособленное от всех других. Затем субъект замечает в ряде объектов некоторые повторяющиеся свойства. Общие свойства, присущие ряду объектов какого-либо клас­са, составляют содержание особенного. Свойства, присущие всем без исключения объектам какого-либо класса, являются всеобщим.

Диалектика считает, что изолированных явлений не существует. Каждое явление было обусловлено какими-то другими, предшеству­ющими явлениями и само определяет, обусловливает какие-либо последующие явления. Причина — это явление, обусловливающее, порождающее другое явление. Следствие — явление, порожденное другим явлением. В диалектике есть положение о существовании при­чинности как такой связи явлений, где одно явление (причина) про­изводит другое явление (следствие).

ДЕТЕРМИНИЗМ — это учение об объективной взаимосвязи и взаимо­обусловленности явлений материального и духовного мира. ИНДЕТЕРМИНИЗМ — это учение, отрицающее объективность причинной связи

Необходимость и случайность — это категории, отражающие тин существующей связи между явлениями. То, что обязательно должно было произойти, вызвано необходимой связью явлений. То, что могло бы и не произойти, вызвано случайной связью между явлениями. Необходимость — это тип связи между явлениями, определяемый ос­новными, существенными причинами. Случайность — это тип связи между явлениями, определяемый побочными, несущественными фак­торами.

Проблема категорий является одной из центральных философских проблем, поскольку теснейшим образом связана с темой сознания. Категории являются всеобщими и необходимыми мыслительными формами, организуют сам процесс мышления и познания.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Что такое диалектика? Что такое метафизика?

2. Почему противоречие является философской проблемой? \\. Какое место в истории философии занимало учение о катего­риях?

Картины мира

Процесс познания может осуществляться в различных видах. На разных этапах истории общества возникали и развивались различные способы осознания мира. В рамках религиозно-мифологического мышления возникла первая «картина мира», т. е. система представле­ний о природе, обществе и человеке. Желание понять и объяснить ок­ружающий мир было проявлением особенностей человека как куль­турного существа. Мифы объясняли окружающий мир, а мифология стала особым способом духовной жизни. Мифология имела огромное значение для самопознания человечества.

Религиозно-мифологическая картина мира. Уже на достаточно раннем этапе развития мифология была связана с мистическими обрядами и стала существенной частью религиозных верований. Мифология включала в себя зачатки религии, философии, различных форм искусства, знаний. Мифологическое мышление выражалось не только в устном или письменном тексте, но и в действии: обрядах, ритуалах, песнях и танцах.

Изучение широкого круга мифов и различных мифологических и религиозных систем позволило исследователям установить, что у разных народов повторяется ряд тем, образов и мотивов. На этом ос­новании были выделены различные типы мифов. Каждый из них от­вечает на один из самых существенных вопросов об устройстве мира. Так, в космогонических мифах, объясняющих происхождение мира — «космоса», присутствуют две основные идеи: идея развития мира и идея его творения. Мир, согласно мифологическому мышлению, со­творен богами. Но как возникли сами боги? На этот вопрос отвечают разнообразные теогонические мифы. Происхождение человека объяс­няют аитропогонические мифы. Человек, согласно мифологии, хотя и творение богов, но существо земное. Боги создают человека из глины, земли, пыли (Вавилон), из дерева (кельтская и скандинавская мифо­логия), из различных частей своего тела (индийский миф о Пуруше).

В мифологической картине мира даются ответы на все главные, «вечные?» вопросы человека об устройстве мира и о смысле его соб­ственного существования. Данная картина мира обладает целым ря­дом особенностей, представляя собой систему образно-символическо­го, а не понятийного мышления. Образно-символическое мышление эмоционально, конкретно и тесно связано с искусством. В мифологи­ческой картине мира не существует причинно-следственных связей, они заменены образном. Любое явление природы и общественной жизни объясняет образец, случай, миф. Мифологическое мышление предлагает многовариантность объяснения одного и того же явления. Мир природы и общества в мифологической картине мира персони­фицируется, на него переносятся человеческие качества. Сами же боги выступают как символы явлений природы, общественной жизни и че­ловеческих качеств (так, например, в греческой мифологии Зевс — бог грома, Афина — богиня политической мудрости, а Афродита — боги­ня красоты и любви), В мифологической картине мира не выделяются субъект и объект, все отношения понимаются как субъект-субъектные. Мир представлялся единым и неотделимым от человека.

В мифологии перед нами предстает универсальная картина, по­строенная на совершенно иных основаниях, чем при абстрактно-по­нятийном мышлении, характерном для современного мышления. Мир был преломлен через систему субъективных образов и оказывался сконструированной реальностью. События в этой реальности интер­претировались через систему мифологических персонажей, именно они, а не мир как таковой обладали реальностью. Мифологическая модель мира основана на собственной логике. Часто создается целая система классификации мира (как некий аналог системы категорий), позволяющая упорядочить бытие.

Вопрос о соотношении мифологии и религии не имеет однозначно­го решения. Мифология была исходной точкой для возникновения религии. Многие мифы вошли в состав религиозных систем и служат для разъяснения религиозных обрядов. Мифологию и религию объ­единяет представление о существовании воображаемой реальности. Религиозная модель мира по своему типу сходна с мифологической, хотя и обладает рядом особенностей, характерных в первую очередь для мировых религий. Содержание мифа представлялось абсолютно реальным, в то время как религия удваивает мир, утверждает веру в существование сверхъестественного. Для мифологии характерно было слабое развитие понятийно-абстрактного мышления и доминирова­ние образного восприятия мира, в религиях же (особенно мировых) возникает развитая теология и создаются церковные организации.

Как уже отмечалось, в мифологии объясняется и оправдывается существующий в мире и обществе порядок, смысл существования че­ловека. Но миф выполнял не только функцию объяснения мира, со­здания его картины. Он утверждал принятую в обществе систему цен­ностей, поддерживал определенные образцы поведения, что позволяет говорить о социализирующей функции религиозно-мифологического мышления. Есть и еще одна весьма значимая функция, которую вы­полняют религии и мифологии, — психотерапевтическая.

Миф как первая историческая форма целостного понимания мира был одним из важнейших источников философского знания. Доволь­но долго философия существовала в форме предфилософии, тесно связанной с мифологией и религией, что в особенности было характерно для восточной философии (например, для буддизма и даосизма). В западной философии период средневековья также характеризуется нераздельностью религиозного и философского знания. Религиозно-мифологическое мышление и свойственная ему картина мира не исче­зают, а сохраняются в сознании людей наряду с элементами фило­софского и научного знания. Об этом свидетельствует сохранение и широкое распространение мифов мировых религий (буддизма, хрис­тианства, ислама), а также появление «неомифологии». Сознание со­временного человека оказывается неомифологическим, поскольку весьма распространены так называемые «новые мифы»: политические, околонаучные, мифы массовой культуры.

Философская картина мира отличается от религиозно-мифологи­ческой тем, что представляет мир в системе понятий, что свойственно абстрактному, понятийно-логическому мышлению. Главное отличие философской картины мира— это попытка рационального объяснения. Особенно это было характерно для античной философии, кото­рая до сих пор рассматривается как начало философского знания. Именно в античной философии проблемы онтологии и гносеологии были отделены от образного восприятия. Философия в ее истинном значении реализовалась именно в Древней Греции. Если для Востока были характерны религиозно-мифологические системы мировоззре­ния и разработка в первую очередь этической проблематики, то в ан­тичности получил развитие доказательный тип мышления, основан­ный на разработке разнообразных приемов и типов доказательств, что позднее стало предметом такой философской дисциплины, как логика.

Рационалистическое преодоление мифологического сознания при­вело к тому, что проблемы стали ставиться в рациональной форме с обоснованием и доказательством утверждений. Рационалистическая традиция, зародившаяся в античности, имела огромное цивилизаци-онное значение. Неслучайно ее появление связывают с «античным чудом»: обществом, где появилась такая политическая форма, как де­мократия.

Единой философской картины мира не существует. В истории фи­лософии предлагались и до сих пор предлагаются различные «модели мира». Монизм и дуализм, материализм и идеализм, метафизика и диалектика, гностицизм и агностицизм предлагают совершенно раз­ные подходы к пониманию реального мира. Философия хотя и стро­ится на принципах доказательности и обоснования, преодолевая тем самым миф, сохраняет с ним изначальное родство. В философию пе­реходит установка на целостное понимание мира. Она, как и миф, при­нимает некоторые истины на веру, что придает философским принци­пам черты категоричности, свойственные мифологии. В философии сохраняется также установка на сознательное конструирование осо­бых реальностей, которые не всегда могут верифицироваться (прове­ряться) действительностью.

Научная картина мира самая поздняя по времени своего появле­ния. Наука является такой сферой деятельности, функцией которой стала выработка и систематизация субъективных знаний о действи­тельности. Связь между наукой и философией весьма сложна. Фило­софию объединяет с наукой стремление к построению знания в теоре­тической форме, к логической доказательности выводов.

Научная картина мира создает целостный образ предмета исследо­вания, формируя его с помощью фундаментальных принципов и по­нятий науки. Научное познание отличается рядом существенных черт. Важнейшей особенностью научного познания является его систематизированность. Научные знания существуют не в разрозненном, а в обоб­щенном, систематизированном виде, в виде теорий. Второй особенно­стью научного познания является его самоконтроль, выражающийся и наличии методологии — обосновании применяемых методов по­знания.

Третья особенность — стремление к формализации. Оно выражает­ся в первую очередь в строгости языка науки. Научные знания фикси­руются в виде точных понятий; суждения и умозаключения науки формулируются в виде принципов и законов. Стремление к точности языка науки приводит к ее математизации — замене словесных поня­тий математическими символами и формулами. Кроме того, процесс научного познания осуществляется в определенных организационных условиях, с соблюдением установленных форм и принципов. Наука существует и как социальный институт.

Научное познание осуществляется на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом. На эмпирическом уровне научного познания проис­ходят сбор опытных данных, фиксация фактов, их первичная систематизация, создание понятий. Фактом (от лат. сделанное, со­вершенное) называют объективно существующее событие или явление. Научный факт — это описание факта на языке науки. Научным фак­том называют знание о единичном событии или явлении. Собирая единичные факты, исследователи проводят их первичную систематиза­цию (фиксируют в перечнях, таблицах, графиках и т. п.) и подводят под понятие, т. е. группируют частные факты вокруг одного правила, формулируемого в виде понятия. Научное понятие — это утвержде­ние о существенных признаках объектов.

На теоретическом уровне научного познания понятия системати­зируются, формулируются принципы и законы, выдвигаются гипоте­зы и создаются научные теории. Научные утверждения, из которых <ч роятся теории, бывают двух видов: основные (исходные) и вывод­ные. Основные утверждения, на которых базируется теория, называ­ются научными принципами. Выводные утверждения, которые дока­зываются данной теорией, называются научными законами.

Научный принцип (от лат. первоначало) —это осново­полагающее начало, исходный пункт теории или концепции. Научные законы — это отражение в науке существенных, необходимых связей в объективном мире. Научным законом называется формулировка объективно существующих необходимых связей мира при помощи научных понятий. Высшей формой существования научного знания является теория. С помощью теорий происходят наиболее полное обобщение фактов и выявление основных закономерностей их суще. ствования. Теория (от греч.  — наблюдение, рассматривание исследование, рассуждение) — это система обобщенного знания о су­щественных закономерностях какой-либо отдельной части действи­тельности. Теория направлена на развитие дальнейшей преобразова­тельной деятельности человека — практики.

Научная картина мира не остается неизменной. Долгое время суще­ствовало представление о приращении научного знания как о линей­ном прогрессе. Детальные исследования истории науки раскрыли иную картину и заставили отказаться от общепринятого взгляда на научный прогресс. Оказалось, что научный прогресс делится на две фазы: длительный период постепенного продвижения в пределах име­ющейся парадигмы и короткий период революционных перемен и смены парадигмы. Самым ярким примером из истории физики явля­ется смена теории Ньютона на теорию Эйнштейна.

В научной картине мира результаты исследования приобретают мировоззренческое значение и включаются в культуру.

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

1. Каковы особенности религиозно-мифологической картины мира?

2. Почему в рамках философской картины мира существуют раз­личные модели мира?

3. Охарактеризуйте научную картину мира.

Обобщение по пятому модулю

Вы ознакомились с основами философского понимания мира, та­кими разделами философии, как онтология и гносеология. Философ­ские представления о бытии были представлены в онтологии, пробле­мам познания посвящена такая часть философии, как гносеология. Вам были представлены основные понятия, такие как материя и сознание, диалектика и метафизика. Мы уяснили смысл проблем, занимавших мыслителей на протяжении всей истории философии. Теперь вы име­ете представление о сложности процесса познания мира и его проти­воречиях. Вы научились различать типы философских позиций в по­нимании мира. Стали понимать причины изменений представлений о мироустройстве. Вы знаете о том, что мифология и религия, филосо­фия и наука предлагают разные картины мира, и понимаете различия между ними.

5.7. Основные понятия и термины

Атрибут (от лат. придаю, наделяю) — необходимое, су­щественное, неотъемлемое свойство объекта.

Вещество — вид материи, который в отличие от физического поля обладает массой покоя.

Вещь в себе — в философии И. Канта сущность предмета, которая не может быть познана.

Закон — характеристика необходимых, устойчивых, существенных, повторяющихся связей между явлениями. Закон выражает связь меж­ду предметами, между составляющими сущность предмета элемента­ми, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Существуют законы функционирования и законы развития.

Истина — адекватное отражение объекта познающим субъектом.

Качество — существенная определенность объекта, благодаря ко­торой он является именно этим, а не иным объектом. Благодаря каче­ству объект мыслится как нечто отграниченное от других объектов и одновременно характеризует весь класс однородных объектов.

Количество — общее в вещах, которое безразлично к конкретному содержанию и качественной определенности объекта.

Космос — в философии древних греков видимая или умопостигае­мая нами часть Вселенной, подчиняющаяся принципу целостности, гармонии и разумному пониманию.

Мера — философская категория, выражающая диалектическое един­ство количественных и качественных характеристик объекта, грани-па, в пределах которой количественные изменения не влекут за собой качественных изменений.

Метафизика — ранее (а также в некоторых современных системах философствования) синоним философии вообще. Противоположный диалектике философский метод, отрицающий качественное самораз­витие бытия через борьбу противоположностей.

Парадигма — модель постановки проблем, принятая в качестве об­разца решения исследовательских задач.

Практика — сторона предметной деятельности, характеризующая­ся изменением и преобразованием природы и общества.

Прогресс — направление развития, характеризующиеся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Противоречие — взаимодействие противоположных, взаимоисклю­чающих сторон и тенденций, предметов и явлений, находящихся одновременно во внутреннем единстве и взаимопроникновении, которое выступает источником самодвижения и развития. Всякое развитие есть возникновение противоречий, их разрешение и возникновение новых противоречий.

Психика (от греч. душа) — свойство высокоорганизован­ной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объек­тивной реальности.

Развитие — необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. В результате развития возника­ет повое качественное состояние объекта, которое выступает как из­менение его состава или структуры. Способность к развитию состав­ляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.

Регресс тип развития, для которого характерен переход от выс­шего к низшему. Содержанием регресса являются процессы деграда­ции, понижения уровня организации, застой, возвращение к изжив­шим себя формам и структурам.

Софистика — рассуждение, основанное на преднамеренном нару­шении законов и принципов формальной логики, представление лжи вместо истины. Софистика абсолютизирует относительность челове­ческого познания.

Хаос — в мировоззрении древних греков неорганизованное состоя­ние Вселенной, не подчиняющееся принципу целостности, являюще­еся причиной уничтожения его организованных частей.

Упражнения и задачи

(второй уровень понимания материала)

1. Выпишите из «Философского словаря» и «Философской энцик­лопедии» определение понятий «бытие», «субстанция», «мате­рия». Что их объединяет и в чем их различие, какая между ними взаимосвязь?

2. Как соотносятся по своему содержанию понятия «бытие» и «ма­терия»?

3. Вспомните, как шло формирование философского понятия ма­терин.

4. Какой метод мышления критикует Г. В. Ф. Гегель: «Противоре­чие — вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить. Все где-либо существующее есть некое конкретное и, следовательно, внутри самого себя раз­личное и противоположное».

5. Можно ли согласиться с Дж. Бруно: «Если мы хорошо обдумаем, то увидим, что уничтожение есть не что иное, как возникновение, и возникновение есть не что иное, как уничтожение; любовь есть ненависть: ненависть есть любовь?»

6. Разъясните мысль Гераклита: «Гомер был не прав, молясь, чтобы борьба исчезла с лица земли; ибо если бы его молитва исполни­лась, все вещи погибли бы».

7. Что означает тезис «единство мира состоит в его материально­сти»? Подтверждает ли развитие пауки данный тезис?

8. Приведите примеры, подтверждающие высказывание известно­го средневекового врача Парацельса: «Все есть яд, и все есть ле­карство, тем или другим делает лишь доза».

9. К соблюдению какого принципа в поведении призывает древне­индийский афоризм: «Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневливым. Упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку»?

10. Хорошо известно остроумное высказывание Марка Твена: «Ког­да мне было 15 лет, я считал, что мой отец знает все, а я — ничего; в 25 лет я находил, что знаю все, а мой отец — ничего; а когда мне исполнилось 35 лет, я увид


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.084 с.