Понятие «общение» в психологии. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Понятие «общение» в психологии.

2021-06-02 22
Понятие «общение» в психологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С момента своего рождения и до конца жизни, человек находится в процессе постоянного общения и взаимодействия с другими людьми. Статистики подсчитали, что до 70% времени в жизни большинства людей занимают процессы общения.

В общении мы передаем, друг другу разнообразную информацию; обмениваемся знаниями, мнениями, убеждениями; заявляем о своих целях и интересах; усваиваем практические навыки и умения, а также нравственные принципы, правила этикета и традиции.

Общениенеобходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья.

Общатьсязначит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют.

Дж. Рокфеллер говорил: «Умение общаться с людьми — такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в этом мире».

Общение это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, осуществляемый между людьми как равными партнерами, приводящий к возникновению психологического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании.

Общениеэто процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения могут являться не только люди, но и другие живые организмы, но лишь на уровне человека процесс общения опосредован речью и становится осознанным.                                                         

В общении они передают друг другу разнообразную информацию: - обмениваются мнениями, суждениями, знаниями, убеждениями, идеями, результатами своей деятельности; - заявляют о своих потребностях, интересах, целях; приобретают практические умения и навыки; - усваивают нравственные принципы и правила этикета, обычаи, обряды, традиции; - ведут поиск путей и мер преодоления возникающих трудностей и проблем; принимают коллективные решения.

Общение – это многогранный процесс, изучаемый разными науками:

- психологией,
- философией,
- социологией,
- педагогикой,
 и многими др.

Решающее воздействие на трудовую деятельность людей оказывают материальные и психологические факторы (это то, что он думает, и еще больше то, что он чувствует);

В труде велика роль подсознательных факторов, смутных влечений;

настроение людей, чувства являются продуктом не только их собственной психики, но и результатом воздействия на них психики групповой, корпоративной данной рабочей группы.

Человеку необходимо владеть собой для эффективного взаимодействия с другими людьми, т.к. общение развивается на уровне тесной взаимосвязанности субъектов.

 Поэтому часто говорят не просто об общении, а о психологии общения.

При всем разнообразии этих психологических явлений основным источником их возникновения выступает сфера общения между людьми.

Если бы не было общение, мы бы не стали теми, кто мы есть. Без общения мы не смогли бы услышать бабушкины сказки, смастерить летающего змея, сходить с друзьями в поход, понять объяснения преподавателя и многое другое. Перефразируя известное выражение, можно утверждать: «Скажи, с кем ты общаешься, и я скажу, кто ты есть».

Основные свои черты каждый из нас приобретает через личный опыт общения, через непосредственные контакты в семье, учебном заведении и вообще в обществе. Это так называемая микросредаобщения. Именно в микросреде человек познает более широко социальный мир и общается с ним, т.е. испытывает влияние микросреды.

Макросреда – это общение с наукой, культурой, идеологией, законами, общественными нормами.

Микросреда — это ближайшее окружение, все то, что непосредственно влияет на человека. В ней он формируется и реализует себя как личность.

Местом встречи микро- и макросреды, гранью, на которой они взаимодействуют, является малая группа, где протекает жизнь каждого из нас.

 

П. 2.                        Содержание, цели, функции общения

     

Общениеэто процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Субъектами общения могут являться не только люди, но и другие живые организмы, но лишь на уровне человека процесс общения опосредован речью и становится осознанным.

Содержание общения:

 - это информация, передаваемая в межиндивидуальных контактах от одного живого существа к другому;
- сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа;
- информация о наличных потребностях;
данные об эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, сострадание и т.п.);
- информация о состоянии внешней среды;
сигналы об опасности или присутствии где-то положительных факторов.

Содержанием общения может быть:

- передача информации (например, учитель математики объясняет ученикам теорему Пифагора);

- передача умений и навыков (учитель физкультуры обучает спортсменов технике прыжка в высоту);

- групповая деятельность (бригада каменщиков строит дом).

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.

У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определённым действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия.

У человека количество целей увеличивается. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Цель общения определяется целью той деятельности, в рамках которой оно осуществляется (передать или получить информацию, понять другого человека, воздействовать на него).

Средства общения могут быть вербальными (когда в основном используется смысловое содержание слов) и невербальными (с применением жестов, мимики и интонации).

Цели общения:

1. Совместная деятельность.

Обслуживание деятельности (это общение на производстве, работе, учебе)

2. Обучение новому.

3. Установление взаимопонимания.

Общение – самоцель (общение с другом, близкими людьми, с искусством и т.п.)

4. Развитие человека.

Приобщение к опыту, к знаниям, ценностям.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.