Тема: «Общая характеристика процесса общения» — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Тема: «Общая характеристика процесса общения»

2021-06-02 22
Тема: «Общая характеристика процесса общения» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема: «Общая характеристика процесса общения»

1. Психология ( от греч. «психо» — душа, «логос» — учение, знание «знание о душе») - это наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы (что иногда называют душой) с целью объяснить поведение человека, а также особенности поведения людей, отдельных групп и коллективов.

Психология общения – это раздел психологии, изучающий закономерности общения и взаимодействия людей, решает проблемы общения и взаимоотношений между людьми.

 Предметом психологии общения является специфика (особенности) процессов общения.

Психология общения встречается в любой сфере деятельности, где работает больше двух людей.

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует.

Происходит это в ходе накопления житейского опыта, но этого опыта бывает недостаточно, например, для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя, а иногда и просто для продуктивных и цивилизованных отношений между людьми). По этой причине в знании его закономерностей, накоплении навыков и умений их учета и использования необходимо постоянно совершенствоваться.

Психология общения изучает:

1) Закономерности общения и взаимодействия людей;

2) Роль общения в системе межличностных отношений.

Предметом психологии общения является специфика (особенности) процессов общения.

Предмет психологии общения исследует такие явления, как:

o восприятие и понимание людьми друг друга,

o подражание,

o внушение и убеждение,

o сплоченность и конфликтность;

o  совместную деятельность

o  межличностные отношения.

 

П. 2.                        Содержание, цели, функции общения

     

Общениеэто процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Субъектами общения могут являться не только люди, но и другие живые организмы, но лишь на уровне человека процесс общения опосредован речью и становится осознанным.

Содержание общения:

 - это информация, передаваемая в межиндивидуальных контактах от одного живого существа к другому;
- сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии живого существа;
- информация о наличных потребностях;
данные об эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев, печаль, сострадание и т.п.);
- информация о состоянии внешней среды;
сигналы об опасности или присутствии где-то положительных факторов.

Содержанием общения может быть:

- передача информации (например, учитель математики объясняет ученикам теорему Пифагора);

- передача умений и навыков (учитель физкультуры обучает спортсменов технике прыжка в высоту);

- групповая деятельность (бригада каменщиков строит дом).

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности.

У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определённым действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия.

У человека количество целей увеличивается. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Цель общения определяется целью той деятельности, в рамках которой оно осуществляется (передать или получить информацию, понять другого человека, воздействовать на него).

Средства общения могут быть вербальными (когда в основном используется смысловое содержание слов) и невербальными (с применением жестов, мимики и интонации).

Цели общения:

1. Совместная деятельность.

Обслуживание деятельности (это общение на производстве, работе, учебе)

2. Обучение новому.

3. Установление взаимопонимания.

Общение – самоцель (общение с другом, близкими людьми, с искусством и т.п.)

4. Развитие человека.

Приобщение к опыту, к знаниям, ценностям.

Функции общения.

В процесс общения входят разнообразные функции, наиболее важными из которых являются:

- обмен информацией (например: покупатель узнает у продавца цену товара и интересуется возможностью скидок);

- воздействие на других людей (например: налоговый инспектор призывает предпринимателя вовремя сдавать налоговую декларацию и т.п.);

- соблюдение социальных условий (например: это слова – здравствуйте, спасибо, пожалуйста, будьте добры и т.п.);

- выражение своих чувств (например: учитель выражает недовольство опозданием ученика);

- получение обратной связи о себе (например: студент спрашивает у своего друга насколько он убедительно выглядел во время выступления на студенческой конференции),

В характеристике общения важны его функции. Б. Ломов выделяет три функции общения:

- Информационно-коммуникативная функция общения включает в себя процессы формирования, передачи и приема информации.                                                                                                                                 

Информационно-коммуникативная функция раскрывается также в процессах передачи и приема информации партнерами по общению.

 В реальных процессах общения между людьми информация не просто передается — принимается, но и формируется, что является очень важным моментом для творческого продуктивного общения.

Это не только выравнивание различий в исходной информированности партнеров, но и стремление понять взгляды и установки друг друга, сопоставить их, выразить свое согласие или несогласие, прийти к определенным согласованным или новым результатам.

- Регулятивно-коммуникативная функция заключается

в корректировке поведения, в воздействии на поведение партнеров в процессе их общения.

Благодаря всеобщему общению человек осуществляет регуляцию не только модели собственного поведения, но и поведения многих других людей, реагирует на их действия;

Благодаря общению человек получает возможность регулировать не только свое собственное поведение, но и поведение других людей.                              Происходит взаимная «подстройка» действий.                                                     Через глубинные психологические механизмы общения — заражение, подражание, внушение и убеждение, можно оказывать управляющее воздействие на человека, глубина которого зависит от индивидуальных свойств партнеров общения.

Эффективно-коммуникативная функция общения характеризует эмоциональную оболочку человека. Общение особенно влияет на эмоциональное состояния человека. В эмоциональной сфере проявляется отношение человека к окружающей среде, в том числе и социального.

Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в процессе общения людей. Потребность в общении часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние.

В процессе общения людей может изменяться интенсивность (напряженность, запас внутренних сил) эмоциональных состояний партнеров: происходит либо сближение этих состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление. Человек в общении может эмоционально разрядиться или, наоборот, усилить эмоциональную напряженность.

Общение с другими тесно связано с возможностями и формами общения человека с самим собой.

Поляризация – черно-белое видение мира, в котором все вещи и явления бывают плохими или хорошими, прекрасными или ужасными и в котором нет места для компромиссов, т.к. существуют только крайности.

Аутокоммуникация при некоторых психологических ситуациях может резко ослабиться. Общение с самим собой — механизм осуществления самосознания.

 

Аутокоммуникация – естественное условие психологической активности человека, постоянное общение с самим собой, приводящее при определенных обстоятельствах к внутриличностному конфликту.

Общение с самим собой – механизм осуществления самосознания.           Общение с другими тесно связано с возможностями и формами общения человека с самим собой. Общение с самим собой – механизм осуществления самосознания.

Средства общения.

Чтобы общение между людьми стало возможным необходимы определенные средства, с помощью которых налаживается и поддерживается связь.

Средства общения – это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения; способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Они бывают вербальные и невербальные.                                                                                                 Вербальные средства общения – слова с закрепленными за ними значениями. Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя.

Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:
1) диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника;
2) монологическую речь – речь, которую произносит один человек.

Общение осуществляется при помощи вербальных и невербальных средств. Вербальные — это речевые средства общения (лат. verbalis — устный, словесный).

Вербальные средства общения — это речь, язык, слово.

Речь как средство вербального общения является одновременно и источником информации, и способом воздействия на собеседника.

В про­цессе реального общения люди используют для передачи сообще­ний чаще всего именно речь, язык. Язык как средство коммуни­кации является самым продук­тивным инструментом человеческого взаимопонимания. Это не просто средство выражения мыслей и чувств. В процессе овладе­ния языком мы также овладеваем и культурой, которая в свою очередь обусловливает наше восприятие, мыслительный процесс и поведение. А поскольку культура может быть понята как комму­никация, язык является коммуникативным процессом в чистом виде в каждом известном нам обществе.

Невербальные — это неречевые средства (мимика, жесты, прикосновения и др.).

К средствам общения относятся:

· язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения;

· интонация – эмоциональная выразительность речи, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе;

· мимика, жесты, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы;

· расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных и национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

 

 

Цель общения

Люди вступают в общение, преследуя определенные цели.

 

Основные виды общения.

Выделяют следующие виды общения:

1. формальное общение (применяется техника «контакт масок») – общение при котором отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

2. Примитивное общение - когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.

3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы содержание, и средства общения ролями партнеров по общению (врач и пациент; кондуктор и пассажир и т.п.) и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4.Деловое общение – целью которого является организация и оптимизация (процесс нахождения лучшего) того или иного вида деятельности: производственной, научной, учебной.                                                                            При таком общении учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

Деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности;

5. Духовное, межличностное общение (друзей) – раскрываются глубинные структуры личности, характеризуется полным взаимопониманием.              Это общение, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации.

Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7.интимно-личностное общение возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.

Рекомендации для поддержания психологического контакта с собеседником

1. Старайтесь сопровождать ваш диалог с человеком открытой и дружеской улыбкой. Ничто не располагает так к откровенности и не обезоруживает, как доброжелательное лицо собеседника.

2. Стремитесь во время диалога расположиться так, чтобы между вами и партнером не было значительных препятствий и барьеров. Дистанция во время разговора должна находиться в «комфортной зоне» (при мерно от 80-120 см).

3. Избегайте закрытых поз (скрещенные руки и ноги или спрятанные руки под стол), так как для подсознания они являются сигналом за щиты и обороны. Люди испытывают больше доверия к собеседнику, когда видит его руки расположенными ладонями вверх.

4. Во время разговора старайтесь голову держать прямо, как можно чаше и дольше смотреть в глаза собеседника.

5. Тональность речи и ее громкость должны соответствовать тональности собеседника.

 

 

 

 

Тема: «Общая характеристика процесса общения»

1. Психология ( от греч. «психо» — душа, «логос» — учение, знание «знание о душе») - это наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы (что иногда называют душой) с целью объяснить поведение человека, а также особенности поведения людей, отдельных групп и коллективов.

Психология общения – это раздел психологии, изучающий закономерности общения и взаимодействия людей, решает проблемы общения и взаимоотношений между людьми.

 Предметом психологии общения является специфика (особенности) процессов общения.

Психология общения встречается в любой сфере деятельности, где работает больше двух людей.

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от среды, в которой живет, от людей, с которыми взаимодействует.

Происходит это в ходе накопления житейского опыта, но этого опыта бывает недостаточно, например, для овладения особыми профессиями (педагога, актера, диктора, следователя, а иногда и просто для продуктивных и цивилизованных отношений между людьми). По этой причине в знании его закономерностей, накоплении навыков и умений их учета и использования необходимо постоянно совершенствоваться.

Психология общения изучает:

1) Закономерности общения и взаимодействия людей;

2) Роль общения в системе межличностных отношений.

Предметом психологии общения является специфика (особенности) процессов общения.

Предмет психологии общения исследует такие явления, как:

o восприятие и понимание людьми друг друга,

o подражание,

o внушение и убеждение,

o сплоченность и конфликтность;

o  совместную деятельность

o  межличностные отношения.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.