Коммуникативные свойства личности в теории деятельности — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Коммуникативные свойства личности в теории деятельности

2021-06-02 25
Коммуникативные свойства личности в теории деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коммуникативные свойства личности в теории деятельности

Теория деятельности или деятельностный подход — школа советской психологии, основанная А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л. С. Выготского. Время создания теории деятельности — 1920—1930 гг.

Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л. С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего.

Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание — это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается.

 Леонтьев уточняет положение Рубинштейна:«Сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность – оно «встроено» в деятельность и неразрывно с ней».[7]

Теория деятельности С.Л. Рубинштейна

Наиболее существенные особенности деятельности Рубинштейн проанализировал в статье «Принцип творческой самодеятельности». Он отнес к ним:
1) субъектность (деятельность всегда осуществляется субъектом, точнее субъектами);
2) содержательность, реальность, предметность (деятельность не бывает символической и фиктивной);
3) неразрывная связь с творчеством;
4) связь деятельности с самостоятельностью.
    Ученый выдвинул следующие идеи относительно природы человека, отражающие суть деятельностного подхода.
1. Всякое действие человека исходит из мотивов и направляется на цель.
2. Деятельность и сознание образуют единство. Сам факт осознания своей деятельности изменяет характер ее протекания и, таким образом, перестает быть простой совокупностью ответных реакцийна внешние раздражители.
3. Осознанность действия зависит от отношения, складывающегося в ходе самой деятельности. Таким образом, сознательное действие — это действие, которое сопровождается сознанием.
4. Поведение человека не сводится к простой совокупности реакций, оно включает систему сознательных действий, которая отличается от реакции иным отношением к объекту.

5. Действие — это сознательный акт деятельности, который направляется на объект. Действие становится поступком по мере того, как его отношение к субъекту поднимается в план сознания и превращается в сознательное отношение.
6. Единство сознания и поведения раскрывается в самом их содержании. Их единство основывается на единстве сознания и бытия, объективное содержание которого проявляется через сознание.
7. Через деятельность субъекта его психика становится познаваема для других. Для познания психики нужно исходить из принципа единства внутренних и внешних проявлений.
8. Деятельность понимается как взаимодействие субъекта с окружающим миром; это процесс, через который реализуется отношение человека к окружающему миру.
9. Виды человеческой деятельности определяются по характеру основного продукта, который создается в деятельности и является ее целью: практическая (трудовая) и теоретическая (познавательная) деятельность.
    Научные исследования и работы Рубинштейна отличаются последовательностью изложения истории и методологии психологии, объединением их в целостную теоретическую и историческую систему. [8]

Список литературы

1. Бабудоржиева Э.Д. Исследование проблемы коммуникативных и организаторских способностей в психологии // Вестник Бурятского государственного университета. – 2012. № 5. С. 41 – 45

2. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения: учебное пособие – 3-е изд. –М:Педагогика, 1986. -136 с.

3. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с.

4. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2006.

5. Мамедова А.В. Коммуникативная деятельность – основа формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста // Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2013. № 2. С. 77 – 80

6. Руденский Е.В. Социальная психология. Курс лекций. - М.: ИНФРА-М Новосибирск: НГАЭиУ, Сибирское соглашение, 1999. 224 с.

7. psychologies.ru

8. psychologos.ru

 

 

Коммуникативные свойства личности в теории деятельности

Теория деятельности или деятельностный подход — школа советской психологии, основанная А. Н. Леонтьевым и С. Л. Рубинштейном на культурно-историческом подходе Л. С. Выготского. Время создания теории деятельности — 1920—1930 гг.

Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельно и независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л. С. Выготского и на философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего.

Базовый тезис теории формулируется следующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельность определяет сознание.

На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейн формирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельность и сознание — это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуют органическое единство (но не тождество). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций на внешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается как реальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения. Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в том числе через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается.

 Леонтьев уточняет положение Рубинштейна:«Сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность – оно «встроено» в деятельность и неразрывно с ней».[7]


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.