Направленность (профиль): Логопедия — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Направленность (профиль): Логопедия

2021-06-02 24
Направленность (профиль): Логопедия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 НАРУШЕНИЯТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ

 

Направление: 44.03.03

Специальное(дефектологическое) образование

 

Уровень образования: бакалавриат

Направленность (профиль): Логопедия

 

                                                       

 


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 4

2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.. 7

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.. 17

4. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ. 19

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ.. 24

6. ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 25

7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ.. 25

8. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ.. 26

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 27

 



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

Нарушение темпо-ритмической организации речи -тяжелые и стойкие формы речевой патологии. Сложныйсимптомокомплекс языковых и неязыковых расстройств оказывает отрицательное влияние на речевую коммуникацию, на развитие познавательной деятельности и часто препятствует формированию полноценной личности. Студенту-бакалавриата факультета коррекционной педагогики необходимы разносторонние и глубокие знания о данной речевой патологии, основанные на ранее полученных сведениях дисциплин медицинского цикла, психологии, психолингвистики, чтобы в будущей практической деятельности уметь анализировать характер патологии и находить оптимальные пути ее решения.

В процессе обучения и практической подготовки будущих бакалавров в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения ключевая роль принадлежит курсу «Психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушением темпо-ритмической организации речи»

Дисциплина «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением темпо-ритмической организации речи.» (Б1.В.ОД.7) является дисциплиной базовой части основной профессиональной образовательной программы.

Очная форма обучения.

Трудоемкость дисциплины составляет 5ЗЕТ (180часов), из них 72часа – аудиторная работа:(36 часов – лекционные занятия, 36 часов – семинарские занятия) и самостоятельная работа студентов (63 часа); 45 часов отводится на подготовку и сдачу экзамена. Дисциплина изучается в течение 5 семестра. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается экзаменом в 5 семестре.

Заочная форма обучения.

Трудоемкость дисциплины составляет 5 ЗЕТ (180 часов), из них 20часов – аудиторная работа:(10 часов – лекционные занятия, 10 часов – семинарские занятия) и самостоятельная работа студентов 151 час; 9 часов отводится на подготовку и сдачу экзамена. Дисциплина изучается в течение 3 курса. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается экзаменом.

 

1.2. Необходимые для дисциплин ы знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

Курс «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением темпо-ритмической организации речи» тесно связан с дисциплинами «Логоритмика», «Фонетическая ритмика», «Заикание»,«Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Специальная педагогика», являющимися взаимосвязанными и взаимодополняющими в процессе изучения особенностей лиц с отклонениями в развитии и возможностями оказания им коррекционной помощи. Для освоения дисциплины студентам необходимы знания теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, основных закономерностей развития ребенка, представления о деятельности сенсорных систем; умения структурировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал, использовать имеющиеся социо-гуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов логопедии, специальной психологии. Студентам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций.

1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

При изучении дисциплины студенты-магистры знакомятся с базовыми понятиями логопедии, основными факторами и видами нарушений психического развития.Благодаря этому курсу у бакалавров должны  актуализироваться и сформироваться глубокие и устойчивые представления о сущности нарушенного развития, его закономерностях и специфических особенностях. Это позволит им понимать психологические механизмы нарушений различных сторон речи и  психики при разнообразных поражениях и применять полученные знания в практической  и научно-исследовательской деятельности, а также при изучении других дисциплин. Материал излагается в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

Курс «Нарушения темпо-ритмической организации речи» тесно связан с дисциплинами: «Логоритмика», «Фонетическая ритмика», для которых сформированные в данной дисциплине знания и умения, помогают овладеть базовыми знаниями и умениями.

1.4. Цели дисциплины: Формирование у студентов необходимых представлений о теоретико-методологических основах логопедии, ее базовых категориях, принципах, своеобразии методов и приемов, о закономерностях психического развития при различных видах нарушений, правильного понимания сущности нарушений нормального хода развития.

Задачи дисциплины.

- Формирование у студентов системы знаний и умений, связанных с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, вопросами коррекции, компенсации, реабилитации и социально-психологической адаптации детей, подростков и взрослых с ограниченными возможностями здоровья.

- Формирование понимания сущности нарушения темпа и ритма речи, как речевой патологии;

- Формирование понимания сущности заикания как наиболее сложной формы нарушения темпо-ритмической организации;

-  Формирование умений и навыков по выявлению причино-комплекса нарушения темпа и ритма речи, заикания;

-   Формирование умения организовывать коррекцию нарушений темпо-ритмической стороны речи у детей разных возрастных групп;

1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.

Планируемые результаты обучения

№ п/п

Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП)

Конкретизированные цели освоения дисциплины

Знать уметь Владеть
1 ОПК-3 Способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся       З.1 – общие и специфические закономерности темпо-ритмической организации речи 3.2-причины нарушения темпо-ритмической стороны речи, механизмы заикания с точки зрения различных теоретических обоснований;  3.3 –адекватную методику обследования при различных формах темпо-ритмических нарушений; З.4 – формы коррекционной работы:индивидуальная, подгрупповая, групповая;   У.1 – реализовывать умения и навыки по выявлению причино-комплекса нарушения темпа и ритма речи, заикания; У.2 –обосновывать теоретическое и практическое значение темпо-ритмическойорганизации речи для диагностики и коррекционно-логопедической работы В.1 – навыками анализа основополагающих исследований в области логопедии; В.2 – навыками анализа причин и механизмов формирования темпо-ритмической стороны речи.  
2 ПК-3 Готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ          
3 ПК-1 Способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ   З.5 – современные подходы к организации и проведению психолого-педагогического изучения детей с нарушением темпо-ритмической стороны речи; З.6 – специфику использования методов психологической, логопедической диагностики при проведении психолого-педагогического обследования лиц с нарушением темпо-ритмической стороны речи.   У.4 – осуществлять дифференцированный подход к диагностике развития детей с нарушением темпо-ритмической стороны речи с учетом структуры нарушений У.5– определять условия проведения психолого-педагогического обследования лиц с нарушением темпо-ритмической стороны речи на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития   В.4 – приемами адаптации диагностических методик с учетом структуры нарушений

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

Очная форма обучения

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
I Раздел I.Клинико-физиологическая характеристика темпо-ритмической организации речи. 10 - 10 12 32
I.1 Общие сведения о нарушениях темпо-ритмической организации речи: объект, предмет, цель, задачи 4 - 2 4 10
I.2 Виды нарушений темпо-ритмической стороны речи несудорожного характера. 4 - 4 4 12
1.3 Характерисникатахилалии, брадилалии. Баттаризм. Полнерн. Прерывистый темп речи. Физиологические итерации. 2 - 4 4 10
II Раздел II Этиология и патогенез заикания. 8 - 8 18 34
II.1 Предрасполагающие и производящие причины. 2 - 4 6 12
II.2 Симптоматика заикания. 2 -   6 8
II.3 Классификации нарушений темпо-ритмической стороны речи. 4 - 4 6 14
III Раздел III. Обследование нарушений темпо-ритмической стороны речи. 6 - 6 18 30
III. 1 Сбор анамнестических данных. Психолого-педагогические сведения. Логопедическое заключение. 2 - 2 6 10
III. 2 Клиническое обследование. Параметры дизонтогенеза 2 - 2 6 10
III. 3 Формы нарушения темпо-ритмической стороны речи.Симптоматика. 2 - 2 6 10
IV Раздел IV. Коррекционно-логопедическая работа по устранению заикания. 12 - 12 15 39
IV.1 Мероприятия по оздоровление психосоматики и нервной системы заикающегося. 4 - 4 4 12
IV.2 Требования к содержанию логопедического занятия. Методика проведения занятия. 4 - 4 4 12
IV.3 Методики коррекционно-логопедической работы  по устранению заикания у детей дошкольного,  школьного возраста Логопедическая работа с заикающимися подростками и взрослыми. 4 - 4 7 15
  ИТОГО: 36 - 36 63 135
  Контроль         45
  ВСЕГО:         180

 

 

Заочная форма обучения

п/п

Наименование раздела

(формулировки изучаемых вопросов)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л ЛР ПЗ СРС Всего
1 2 4 5 6 7 8
I Раздел I.Клинико-физиологическая характеристика темпо-ритмической организации речи. 4 - 2 45 71
I.1 Общие сведения о нарушениях темпо-ритмической организации речи: объект, предмет, цель, задачи 2 -   15 27
I.2 Виды нарушений темпо-ритмической стороны речи несудорожного характера. 2 -   15 27
1.3 Характерисникатахилалии, брадилалии. Баттаризм. Полнерн. Прерывистый темп речи. Физиологические итерации.   - 2 15 17
II Раздел II Этиология и патогенез заикания. 2   2 35 69
II.1 Предрасполагающие и производящие причины. 1 -   5 26
II.2 Симптоматика заикания. 1 -   15 26
II.3 Классификации нарушений темпо-ритмической стороны речи.   - 2 15 17
III Раздел III. Обследование нарушений темпо-ритмической стороны речи. 2 - 2 30 34
III. 1 Сбор анамнестических данных. Психолого-педагогические сведения. Логопедическое заключение. 1 -   5 6
III. 2 Клиническое обследование. Параметры дизонтогенеза 1 - 1 10 12
III. 3 Формы нарушения темпо-ритмической стороны речи.Симптоматика.   - 1 15 16
IV Раздел IV. Коррекционно-логопедическая работа по устранению заикания. 2 - 4 36 52
IV.1 Мероприятия по оздоровление психосоматики и нервной системы заикающегося. 1 - 1 5 17
IV.2 Требования к содержанию логопедического занятия. Методика проведения занятия. 1 -   15 16
IV.3 Методики коррекционно-логопедической работы по устранению заикания у детей дошкольного, школьного возраста Логопедическая работа с заикающимися подростками и взрослыми.   - 3 16 19
  ИТОГО: 10 - 10 151 171
  Контроль         9
  ВСЕГО:         180

2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Раздел I.Клинико-физиологическая характеристика темпо-ритмической организации речи. (32часа)

Требования к результатам освоения раздела: ОПК-3: З.1; З.2;  З.3; У.2; В.1;В.2

                                                         ПК-1: З.5; З.6; У.4; У.5; В.4      ПК-3

Содержание раздела

Лекция 1

Кол-во часов: 4

План:

1. История изучения нарушений темпо-ритмической стороны печи.

2. Теоретический и практический аспект изучения нарушений темпо-ритмической стороны речи.

3. Предмет, объект, цель и задачи изучения нарушений темпо-ритмической стороны речи.

 

Список литературы:

[ 1; 3]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Нарушения темпо-ритмической стороны речи»

Практическое занятие 1

Кол-во час: 2

Лекция 2

Кол-во часов: 2

План:

1. Научно-теоретические основы исследования проблемы заикания.

2. Рече-моторные нарушения вследствие замедленной обработки слуховой информации.

3. Нарушение темпо-ритмической стороны речи вследствие расстройств последовательности артикуляционных движений.

4. Заикание и особенности синтеза речи.

 

Список литературы:

[1;2; 3]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Нарушения темпо-ритмической стороны речи».

Практическое занятие 2

Кол-во часов: 4

Форма проведения:дискуссия

Изучаемые вопросы:

1.Заикание и функциональнаяассиметрия полушарий

2.Психологический аспект изучения нарушений темпо-ритмической стороны речи.

3.Психические особенности, проявляющиеся в ограничении речи.Логофобии.

Список литературы:

[ 1; 3]

Информационное сопровождение:

«Фильм о заикании»

                        Лекция 3

Кол-во часов:2

План:

1.Симптоматика тахилалии и брадилалии.

2.Баттаризм, полнерн, симптоматика, причины, диагностика.

3.Физиологические латерации.

 

Список литературы:

[1;2; 3]

Информационное сопровождение:

1.Мультимедийная презентация: «Характеристика заикания у детей»

Практическое занятие 3

Кол-во часов: 4

Форма проведения: выполнение творческого задания «Сравнительная схема нарушений темпо-ритмической стороны речи:тахилалия, брадилалия, баттаризм, полтерн.»

Изучаемые вопросы:

1. Причины, симптомы, диагностика тахилалии и брадилалии.

2. Баттаризм, как синтаксическое расстройство речи.

3. Полтерн. Характеристика.

Список литературы:

[2; 3]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийные презентации;

2. Схемы: «Сравнение нарушений темпо-ритмической стороны речи. Симптоматика»

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Балла

 

-Подготовка докладов на тему: «Психо-физиологический аспект темпо-ритмической стороны речи.

Список литературы:                                                               

Балла

[2; 5; 9; 11; 13; 15; 16; 18; 26; 28; 35; 38;39]

Баллов

Список литературы:

[2; 5; 9; 11; 13; 15; 16; 18; 26; 28; 35; 38;39]

Балла

Балла

 

 

1. Составление таблицы «Клинико-физиологическая характеристика темпо-ритмической организации речи»                           -3 2. Подготовка докладов: «Психофизиологический аспект темпо-ритмической организации речи»    -3 3. Конспектирование статьи Л.С. Выготского «Основные проблемы дефектологии» – 3 4. Обзор материалов сайтов по проблеме – 5

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ОПК-3 Способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся   ПК-1: З.5 Способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ  

- Таблица «Клинико-физиологическая характеристика темпо-ритмической организации речи».

- Схемы: «Хронологическая таблица развития учения о заикании»

- Таблица «Сравнительная характеристика:тахилалия и брадилалия»

 

-Рефераты по исследованиям: Селиверстов В.И., Рау Е.Ю, Белякова Л.И.

 

- Контрольная работа по разделу.

       

 

Раздел II.Этиология и патогенез заикания. (34 часов)

Требования к результатам освоения раздела:

ОПК-3: ПК-1: З.1; В.2

ПК-3: У.4; У.5

План лекций

План семинарских занятий

Лекция 4.

Практическое занятие 4

Кол-во часов: 4

Форма проведения: дискуссия.

Изучаемые вопросы:

1. Эндогенные факторы возникновения различных отклонений в развитии.

2. Экзогенные факторы возникновения различных отклонений в развитии.

Список литературы:

[2; 3]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Причины возникновения заикания».

2. Видеофрагменты, подготовленные студентами «Причины возникновения заикания».

Лекция 5

Кол-во часов: 2

План:

1. Социально-психологические симптомы

2. Виды судорог:форма, локализация, частота.

3. Фонетико-фонематические нарушения.

4. Лексико-грамматические нарушения.

5. Нарушения формирования фразовой речи.

6. Нарушение ударения, интонации, ритма.

7. Нарушение моторики: общей, мелкой, артикуляционной.

8. Характерологические особенности заикающегося(феномен фиксированности)

Список литературы:

[2; 4]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Понятие нормы и патологии в современной науке о человеке».

2.Симптоматика заикания в работах:Сикорского И.А., Шкловского В.М. для сравнительного анализа

 

Лекция 6

Кол-во часов: 4

План:

1. Классификация как один из методов познания общих закономерностей темпо-ритмической организации речи.

2. Принципы построения классификаций при изучении заикания.

3. Степени заикания: легкая, средняя, тяжелая.

4. Типы течения заикания:постоянный, волнообразный, рецидивирующий.

Список литературы:

[2; 3]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Классификации нарушений темпо-ритмической стороны речи».

 

Практическое занятие 5.

Кол-во часов: 4

Форма проведения: семинар

Изучаемые вопросы:

1. Этиологический признак с учетом клинической картины нарушения.

2. Церебро-органический признак.

3. Формообразующий признак.

4. Фонологический признак.

Список литературы:

[2; 3]

Информационное сопровождение:

1. Мультимедийная презентация «Критерии и сущность классификаций нарушений  темпо-ритмической стороны речи».

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Балла

Балла

Балла

Баллов

1. Видеофрагменты по теме «Причины возникновения нарушений темпо-ритмической стороны речи» – 3 2. Обзор материалов сайтов по проблеме– 5

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ПК-1: З.1 Знать как организовать коррекционно-развивающую образовательную среду,быть готовым к выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты ребенка с ОВЗ ПК-1: В.3 Владеть навыками анализа психики ребенка с ОВЗ на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом педагогических условий воспитания и социального окружения

- Схемы «Нарушение темпо-ритмической стороны речи разной этиологии».

- Конспект «Предрасполагающие и производящие причины заикания».

- Индивидуальное собеседование.

- Коллоквиум по теме 2.4.

- Контрольная работа.

  ПК-3: У.4 Осуществлять дифференцированный подход к диагностике развития детей с ОВЗ с учетом структуры нарушений  

- Мультимедийная презентация «Причины возникновения нарушений темпо-ритмической стороны речи»

- Видеофрагменты по теме «Причины возникновения заикания»

- Схемы «Нарушение темпо-ритмической стороны речи разной этиологии.».

- Коллоквиум по теме 2.4.

- Контрольная работа.

  ПК-3: У.5 Определять условия проведения психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития

- Конспект параграфа учебника «Логопедия»;«Критерии и сущность классификаций нарушений темпо-ритмической организации речи» с последующим анализом.

- Схемы «Заикание при различных вариантах дизонтогенеза».

- Коллоквиум по теме 2.4.

- Контрольная работа.

       

 

Раздел III.Обследование нарушений темпо-ритмической стороны речи (30 часов)

Требования к результатам освоения раздела:

 

ОПК-3, ПК-1: З.4;

ПК-3

Содержание раздела

Кол-во часов: 2

План:

1.Особенности психолого-педагогического обследования детей с нарушением темпо-ритмической стороны речи.

2.Анамнестические сведения.

Психолого-педагогические сведения.

Параметры дизонтогенеза.

3 Логопедическое заключение.

Список литературы:[2; 3]

Информационное сопровождение:

1.Мультимедийная презентация:

«Психолого-педагогическое обследование заикающегося ребенка».

2.Схемы «Онтогенез речевого развития заикающегося ребенка при различных вариантах дизонтогенеза».

 

 

Практическое занятие 6 Тема III. 1Обследование темпо-ритмической стороны речи. Кол-во часов: 2 Форма проведения: деловая игра «Сбор анамнестических данных». Изучаемые вопросы: 1. Психолого-педагогические сведения. 2.  Клиническое обследование. 3. Параметры дизонтогенеза. 4. Логопедическое заключение. 5. Составление таблицы-схемы «Обследование заикающегося ребенка»: - Анкетные данные - Анамнез - Речевое развитие в онтогенезе - Логопедическое заключение Список литературы: [2; 3] Информационное сопровождение: 1. Материалы для заполнения таблицы «Обследование заикающегося ребенка», подготовленные студентами. 2. Схемы «Онтогенез речевого развития заикающегося при различных вариантах дизонтогенеза». 3. Конспект параграфа учебника: Логопедия «Механизмы формирования системных нарушений в психическом развитии заикающегося ребенка».

Лекция 8

Кол-во часов: 2

План:

1.Различные принципы классификации заикания.

2. Алгоритм сбора анамнестических данных.

3. Логопедическая трактовка клинического обследования.

4.Сущность логопедического обследования при заикании.

Список литературы:

[2; 3]

Информационное сопровождение:

1.Мультимедийная презентация «Классификация типов нарушения темпо-ритмической стороны речи» (Белякова Л.И.)

2.Мультимедийная презентация «Характеристика речи детей из заиканием» (И.Ю.Абелева).

                         Лекция 9

Кол-во часов: 2

План:

1.Невротическая форма заикания. Симптоматика.

2Неврозоподобная форма заикания. Симптоматика.

Список литературы: [2; 3]

Информационное сопровождение:

1.Мультимедийная презентация: «Формы заикания».

2. Мультимедийная презентация «Симптоматика заикания при разных формах».

Практическое занятие 7 Тема III.2.Клиническое обследование. Параметры дизонтогенеза. Кол-во часов: 2 Форма проведения: дискуссия. Изучаемые вопросы: 1. Различные принципы классификации заикания. 2. Алгоритм сбора анамнестических данных 3. Психолого-педагогическое обследование заикающегося. 4. Логопедическая трактовка клинического обследования. 5. Сущность логопедического обследования при заикании Список литературы: [2; 3] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Классификация типов нарушений темпо-ритмической стороны речи» (БеляковаЛ.И.). 2. Мультимедийные презентации «Характеристика речи детей с заиканием (И.Ю.Абелева)». ---------------------------------------------------------------------- Практическое занятие:8   Тема III.3 Формы нарушений темпо-ритмической стороны речи.Симптоматика. Кол-во часов:2 Форма проведения: семинар. Изучаемые вопросы: 1.Невротическая форма заикания. Симптоматика. 2.Неврозоподобная форма заикания.Симптоматика. Список литературы:[2; 3]   Информационное сопровождение: 1.Мультимедийная презентация: «Формы заикания» 2.Мультимедийная презентация: «Симптоматика заикания при разных формах».    

Самостоятельная работа

Инвариантная часть

Вариативная часть

Тема III. 1Обследование темпо-ритмической стороны речи.Сбор анамнестических данных.Психолого-педагогические сведения. Логопедическое заключение.

1.Различные принципы классификации заикания.

Анализ литературных источников, систематизация данных.

Теоретические источники:

2.Таблица-схема различных видов классификации с психофизиологическим обоснованием принципов классификации.

 

Балла

Баллов

6. Контрольная работа по разделу.

Баллов

Балла

9. Карты обследования заикающегося ребенка.

10. Сущность логопедического заключения при заикании.

Список литературы: [12; 21;31;26]

                                                             3 балла

11. Таблица медицинских исследований с психофизиологическим обоснованием каждого диагноза.

Балла                                       

1. Составление модели«Соотношение онтогенеза, микрогенеза и функционального генеза в условиях нарушенного развития» при различных вариантах отклоняющегося развития – 7 2. Составление мультимедийной презентации «Характеристикатипов нарушений психического развития детей с заиканием» - 5

Паспорт оценочных средств по разделу

Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка

Наименование оценочного средства

ПК-3готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с заиканием    

-  Проверка таблицы: «Подробный план сбора анамнестических данных о заикающемся ребенке; дать психо-физиологическое обоснование возможным нарушениям этиопатогенеза».

- Проверка таблицы «Проверка карты обследования заикающегося ребенка»

- Участие в дискуссии.

- Групповое собеседование по темам самостоятельной работы.

- Контрольная работа.

ПК-1: У.4 Способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с заиканием У.4 Уметь осуществлять дифференцированный подход к диагностике развития детей с ОВЗ с учетом структуры нарушений.

- Проверка таблицы «Характеристикамедицинских исследований с психофизиологическим обоснованием каждого диагноза »

- Участие в деловой игре «Психолого-педагогическое обследование ребенка с заиканием».

- Сущность логопедического заключения при заикании.

- Групповое собеседование по темам самостоятельной работы.

     

 

Содержание раздела

Тема IV.2 Требования к проведению логопедического занятия. Методика проведения занятия.

Основные принципы к проведению логопедического занятия при заикании. Специфика занятия. Структурные компоненты занятия. Методика построения логопедического занятия при заикании и его проведения. Логоритмика, как основа комплексной коррекции заикания. Содержание речевого материала. Требования к организации логопедического занятия. Оснащенность логопедического занятия наглядностью и ТСО. Учет структуры нарушения. Учет возрастно-характерологических особенностей. Учет отношения заикающегося к своему дефекту. Коррекция и развитие чувства ритма. Коррекция и развитие пространственной ориентировки. Развитие всех видов моторики. Коррекционно-психическое воздействие.Разнообразие приемов и методик в коррекционно-логопедической работе.

Лекция 10

Кол-во часов:4

План:

1.Дидактические приемы коррекции заикания.

2.Современные подходы к коррекции заикания.

3. Содержание речевого материала.

4.Коррекционно-логопедическая работа по устранению заикания.

 

Список литературы: [2;4]

Лекция 11

Тема IV.2Логопедические занятия с заикающимися детьми и методические требования к ним.

Кол-во часов:4

План:

1.Структура и особенности логопедического занятия при заикании.

2. Методика проведения индивидуального и фронтального занятия с заикающимися дошкольниками.

3. Анализ логопедического занятия.

Список литературы:

[2;3]

Информационное сопровождение:

1.Мультимедийная презентация: «Логопедическое занятие с заикающимися детьми»

2.План-схема логопедического занятия.

                Лекция 12

----------------------------------------------------------------

Кол-во часов:4

План:

  1. Методики устранения заикания у дошкольников.
  2. Методики устранения заикания у детей школьного возраста.
  3. Методики устранения заикания у подростков.
  4. Методики устранения заикания у взрослых заикающихся.

Список литературы: [2;3]

Информационное сопровождение:

Баллов

Баллов

Баллов

1. Конспект параграфа учебника «Логопедия»«Методики устранения заикания у детей дошкольного возраста. -3 2. Конспект параграфа учебника «Логопедия» «Методики устранения заикания у детей школьного возраста»                                                              - 3 3. Конспект параграфа учебника «Логопедия» «Устранение заикания у подростков и взрослых–3 4. Анализ методики Богомоловой                      -3

Паспорт оценочных средств по разделу


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.276 с.