Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2021-06-02 | 24 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
НАРУШЕНИЯТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧИ
Направление: 44.03.03
Специальное(дефектологическое) образование
Уровень образования: бакалавриат
Направленность (профиль): Логопедия
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 4
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.. 7
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.. 17
4. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ. 19
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ.. 24
6. ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 25
7. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ.. 25
8. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ.. 26
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 27
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.
Нарушение темпо-ритмической организации речи -тяжелые и стойкие формы речевой патологии. Сложныйсимптомокомплекс языковых и неязыковых расстройств оказывает отрицательное влияние на речевую коммуникацию, на развитие познавательной деятельности и часто препятствует формированию полноценной личности. Студенту-бакалавриата факультета коррекционной педагогики необходимы разносторонние и глубокие знания о данной речевой патологии, основанные на ранее полученных сведениях дисциплин медицинского цикла, психологии, психолингвистики, чтобы в будущей практической деятельности уметь анализировать характер патологии и находить оптимальные пути ее решения.
|
В процессе обучения и практической подготовки будущих бакалавров в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья на базе учреждений образования, социальной сферы и здравоохранения ключевая роль принадлежит курсу «Психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушением темпо-ритмической организации речи»
Дисциплина «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением темпо-ритмической организации речи.» (Б1.В.ОД.7) является дисциплиной базовой части основной профессиональной образовательной программы.
Очная форма обучения.
Трудоемкость дисциплины составляет 5ЗЕТ (180часов), из них 72часа – аудиторная работа:(36 часов – лекционные занятия, 36 часов – семинарские занятия) и самостоятельная работа студентов (63 часа); 45 часов отводится на подготовку и сдачу экзамена. Дисциплина изучается в течение 5 семестра. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается экзаменом в 5 семестре.
Заочная форма обучения.
Трудоемкость дисциплины составляет 5 ЗЕТ (180 часов), из них 20часов – аудиторная работа:(10 часов – лекционные занятия, 10 часов – семинарские занятия) и самостоятельная работа студентов 151 час; 9 часов отводится на подготовку и сдачу экзамена. Дисциплина изучается в течение 3 курса. При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов. Курс завершается экзаменом.
1.2. Необходимые для дисциплин ы знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.
Курс «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушением темпо-ритмической организации речи» тесно связан с дисциплинами «Логоритмика», «Фонетическая ритмика», «Заикание»,«Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности», «Специальная педагогика», являющимися взаимосвязанными и взаимодополняющими в процессе изучения особенностей лиц с отклонениями в развитии и возможностями оказания им коррекционной помощи. Для освоения дисциплины студентам необходимы знания теоретических основ анатомии, физиологии и психологии человека, основных закономерностей развития ребенка, представления о деятельности сенсорных систем; умения структурировать, обобщать, систематизировать изучаемый материал, использовать имеющиеся социо-гуманитарные, естественнонаучные знания в осмыслении ключевых вопросов логопедии, специальной психологии. Студентам необходимы навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, составления мультимедийных презентаций.
|
1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.
При изучении дисциплины студенты-магистры знакомятся с базовыми понятиями логопедии, основными факторами и видами нарушений психического развития.Благодаря этому курсу у бакалавров должны актуализироваться и сформироваться глубокие и устойчивые представления о сущности нарушенного развития, его закономерностях и специфических особенностях. Это позволит им понимать психологические механизмы нарушений различных сторон речи и психики при разнообразных поражениях и применять полученные знания в практической и научно-исследовательской деятельности, а также при изучении других дисциплин. Материал излагается в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
Курс «Нарушения темпо-ритмической организации речи» тесно связан с дисциплинами: «Логоритмика», «Фонетическая ритмика», для которых сформированные в данной дисциплине знания и умения, помогают овладеть базовыми знаниями и умениями.
1.4. Цели дисциплины: Формирование у студентов необходимых представлений о теоретико-методологических основах логопедии, ее базовых категориях, принципах, своеобразии методов и приемов, о закономерностях психического развития при различных видах нарушений, правильного понимания сущности нарушений нормального хода развития.
Задачи дисциплины.
- Формирование у студентов системы знаний и умений, связанных с современным пониманием нормального и отклоняющегося развития, вопросами коррекции, компенсации, реабилитации и социально-психологической адаптации детей, подростков и взрослых с ограниченными возможностями здоровья.
|
- Формирование понимания сущности нарушения темпа и ритма речи, как речевой патологии;
- Формирование понимания сущности заикания как наиболее сложной формы нарушения темпо-ритмической организации;
- Формирование умений и навыков по выявлению причино-комплекса нарушения темпа и ритма речи, заикания;
- Формирование умения организовывать коррекцию нарушений темпо-ритмической стороны речи у детей разных возрастных групп;
1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.
Планируемые результаты обучения
№ п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) | Конкретизированные цели освоения дисциплины | ||
Знать | уметь | Владеть | ||
1 | ОПК-3 Способен осуществлять образовательно-коррекционный процесс с учетом психофизических, возрастных особенностей и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся | З.1 – общие и специфические закономерности темпо-ритмической организации речи 3.2-причины нарушения темпо-ритмической стороны речи, механизмы заикания с точки зрения различных теоретических обоснований; 3.3 –адекватную методику обследования при различных формах темпо-ритмических нарушений; З.4 – формы коррекционной работы:индивидуальная, подгрупповая, групповая; | У.1 – реализовывать умения и навыки по выявлению причино-комплекса нарушения темпа и ритма речи, заикания; У.2 –обосновывать теоретическое и практическое значение темпо-ритмическойорганизации речи для диагностики и коррекционно-логопедической работы | В.1 – навыками анализа основополагающих исследований в области логопедии; В.2 – навыками анализа причин и механизмов формирования темпо-ритмической стороны речи. |
2 | ПК-3 Готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ОВЗ | |||
3 | ПК-1 Способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ | З.5 – современные подходы к организации и проведению психолого-педагогического изучения детей с нарушением темпо-ритмической стороны речи; З.6 – специфику использования методов психологической, логопедической диагностики при проведении психолого-педагогического обследования лиц с нарушением темпо-ритмической стороны речи. | У.4 – осуществлять дифференцированный подход к диагностике развития детей с нарушением темпо-ритмической стороны речи с учетом структуры нарушений У.5– определять условия проведения психолого-педагогического обследования лиц с нарушением темпо-ритмической стороны речи на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития | В.4 – приемами адаптации диагностических методик с учетом структуры нарушений |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
|
2.1. Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
Очная форма обучения
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | ||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | Всего | ||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I | Раздел I.Клинико-физиологическая характеристика темпо-ритмической организации речи. | 10 | - | 10 | 12 | 32 |
I.1 | Общие сведения о нарушениях темпо-ритмической организации речи: объект, предмет, цель, задачи | 4 | - | 2 | 4 | 10 |
I.2 | Виды нарушений темпо-ритмической стороны речи несудорожного характера. | 4 | - | 4 | 4 | 12 |
1.3 | Характерисникатахилалии, брадилалии. Баттаризм. Полнерн. Прерывистый темп речи. Физиологические итерации. | 2 | - | 4 | 4 | 10 |
II | Раздел II Этиология и патогенез заикания. | 8 | - | 8 | 18 | 34 |
II.1 | Предрасполагающие и производящие причины. | 2 | - | 4 | 6 | 12 |
II.2 | Симптоматика заикания. | 2 | - | 6 | 8 | |
II.3 | Классификации нарушений темпо-ритмической стороны речи. | 4 | - | 4 | 6 | 14 |
III | Раздел III. Обследование нарушений темпо-ритмической стороны речи. | 6 | - | 6 | 18 | 30 |
III. 1 | Сбор анамнестических данных. Психолого-педагогические сведения. Логопедическое заключение. | 2 | - | 2 | 6 | 10 |
III. 2 | Клиническое обследование. Параметры дизонтогенеза | 2 | - | 2 | 6 | 10 |
III. 3 | Формы нарушения темпо-ритмической стороны речи.Симптоматика. | 2 | - | 2 | 6 | 10 |
IV | Раздел IV. Коррекционно-логопедическая работа по устранению заикания. | 12 | - | 12 | 15 | 39 |
IV.1 | Мероприятия по оздоровление психосоматики и нервной системы заикающегося. | 4 | - | 4 | 4 | 12 |
IV.2 | Требования к содержанию логопедического занятия. Методика проведения занятия. | 4 | - | 4 | 4 | 12 |
IV.3 | Методики коррекционно-логопедической работы по устранению заикания у детей дошкольного, школьного возраста Логопедическая работа с заикающимися подростками и взрослыми. | 4 | - | 4 | 7 | 15 |
ИТОГО: | 36 | - | 36 | 63 | 135 | |
Контроль | 45 | |||||
ВСЕГО: | 180 |
|
Заочная форма обучения
№ п/п | Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) | Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | ||||
Л | ЛР | ПЗ | СРС | Всего | ||
1 | 2 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I | Раздел I.Клинико-физиологическая характеристика темпо-ритмической организации речи. | 4 | - | 2 | 45 | 71 |
I.1 | Общие сведения о нарушениях темпо-ритмической организации речи: объект, предмет, цель, задачи | 2 | - | 15 | 27 | |
I.2 | Виды нарушений темпо-ритмической стороны речи несудорожного характера. | 2 | - | 15 | 27 | |
1.3 | Характерисникатахилалии, брадилалии. Баттаризм. Полнерн. Прерывистый темп речи. Физиологические итерации. | - | 2 | 15 | 17 | |
II | Раздел II Этиология и патогенез заикания. | 2 | 2 | 35 | 69 | |
II.1 | Предрасполагающие и производящие причины. | 1 | - | 5 | 26 | |
II.2 | Симптоматика заикания. | 1 | - | 15 | 26 | |
II.3 | Классификации нарушений темпо-ритмической стороны речи. | - | 2 | 15 | 17 | |
III | Раздел III. Обследование нарушений темпо-ритмической стороны речи. | 2 | - | 2 | 30 | 34 |
III. 1 | Сбор анамнестических данных. Психолого-педагогические сведения. Логопедическое заключение. | 1 | - | 5 | 6 | |
III. 2 | Клиническое обследование. Параметры дизонтогенеза | 1 | - | 1 | 10 | 12 |
III. 3 | Формы нарушения темпо-ритмической стороны речи.Симптоматика. | - | 1 | 15 | 16 | |
IV | Раздел IV. Коррекционно-логопедическая работа по устранению заикания. | 2 | - | 4 | 36 | 52 |
IV.1 | Мероприятия по оздоровление психосоматики и нервной системы заикающегося. | 1 | - | 1 | 5 | 17 |
IV.2 | Требования к содержанию логопедического занятия. Методика проведения занятия. | 1 | - | 15 | 16 | |
IV.3 | Методики коррекционно-логопедической работы по устранению заикания у детей дошкольного, школьного возраста Логопедическая работа с заикающимися подростками и взрослыми. | - | 3 | 16 | 19 | |
ИТОГО: | 10 | - | 10 | 151 | 171 | |
Контроль | 9 | |||||
ВСЕГО: | 180 |
2.2. Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)
Раздел I.Клинико-физиологическая характеристика темпо-ритмической организации речи. (32часа) | |||
Требования к результатам освоения раздела: ОПК-3: З.1; З.2; З.3; У.2; В.1;В.2 ПК-1: З.5; З.6; У.4; У.5; В.4 ПК-3 | |||
Содержание раздела
Лекция 1
Кол-во часов: 4
План:
1. История изучения нарушений темпо-ритмической стороны печи.
2. Теоретический и практический аспект изучения нарушений темпо-ритмической стороны речи.
3. Предмет, объект, цель и задачи изучения нарушений темпо-ритмической стороны речи.
Список литературы:
[ 1; 3]
Информационное сопровождение:
1. Мультимедийная презентация «Нарушения темпо-ритмической стороны речи»
Практическое занятие 1
Кол-во час: 2
Лекция 2
Кол-во часов: 2
План:
1. Научно-теоретические основы исследования проблемы заикания.
2. Рече-моторные нарушения вследствие замедленной обработки слуховой информации.
3. Нарушение темпо-ритмической стороны речи вследствие расстройств последовательности артикуляционных движений.
4. Заикание и особенности синтеза речи.
Список литературы:
[1;2; 3]
Информационное сопровождение:
1. Мультимедийная презентация «Нарушения темпо-ритмической стороны речи».
Практическое занятие 2
Кол-во часов: 4
Форма проведения:дискуссия
Изучаемые вопросы:
1.Заикание и функциональнаяассиметрия полушарий
2.Психологический аспект изучения нарушений темпо-ритмической стороны речи.
3.Психические особенности, проявляющиеся в ограничении речи.Логофобии.
Список литературы:
[ 1; 3]
Информационное сопровождение:
«Фильм о заикании»
Лекция 3
Кол-во часов:2
План:
1.Симптоматика тахилалии и брадилалии.
2.Баттаризм, полнерн, симптоматика, причины, диагностика.
3.Физиологические латерации.
Список литературы:
[1;2; 3]
Информационное сопровождение:
1.Мультимедийная презентация: «Характеристика заикания у детей»
Практическое занятие 3
Кол-во часов: 4
Форма проведения: выполнение творческого задания «Сравнительная схема нарушений темпо-ритмической стороны речи:тахилалия, брадилалия, баттаризм, полтерн.»
Изучаемые вопросы:
1. Причины, симптомы, диагностика тахилалии и брадилалии.
2. Баттаризм, как синтаксическое расстройство речи.
3. Полтерн. Характеристика.
Список литературы:
[2; 3]
Информационное сопровождение:
1. Мультимедийные презентации;
2. Схемы: «Сравнение нарушений темпо-ритмической стороны речи. Симптоматика»
Самостоятельная работа
Инвариантная часть
Балла
-Подготовка докладов на тему: «Психо-физиологический аспект темпо-ритмической стороны речи.
Список литературы:
Балла
[2; 5; 9; 11; 13; 15; 16; 18; 26; 28; 35; 38;39]
Баллов
Список литературы:
[2; 5; 9; 11; 13; 15; 16; 18; 26; 28; 35; 38;39]
Балла
Балла
Паспорт оценочных средств по разделу
Наименование оценочного средства
- Таблица «Клинико-физиологическая характеристика темпо-ритмической организации речи».
- Схемы: «Хронологическая таблица развития учения о заикании»
- Таблица «Сравнительная характеристика:тахилалия и брадилалия»
-Рефераты по исследованиям: Селиверстов В.И., Рау Е.Ю, Белякова Л.И.
- Контрольная работа по разделу.
Раздел II.Этиология и патогенез заикания. (34 часов) | |||
Требования к результатам освоения раздела: ОПК-3: ПК-1: З.1; В.2 ПК-3: У.4; У.5 | |||
План лекций | План семинарских занятий | ||
Лекция 4. Практическое занятие 4 Кол-во часов: 4 Форма проведения: дискуссия. Изучаемые вопросы: 1. Эндогенные факторы возникновения различных отклонений в развитии. 2. Экзогенные факторы возникновения различных отклонений в развитии. Список литературы: [2; 3] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Причины возникновения заикания». 2. Видеофрагменты, подготовленные студентами «Причины возникновения заикания». | |||
Лекция 5 Кол-во часов: 2 План: 1. Социально-психологические симптомы 2. Виды судорог:форма, локализация, частота. 3. Фонетико-фонематические нарушения. 4. Лексико-грамматические нарушения. 5. Нарушения формирования фразовой речи. 6. Нарушение ударения, интонации, ритма. 7. Нарушение моторики: общей, мелкой, артикуляционной. 8. Характерологические особенности заикающегося(феномен фиксированности) Список литературы: [2; 4] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Понятие нормы и патологии в современной науке о человеке». 2.Симптоматика заикания в работах:Сикорского И.А., Шкловского В.М. для сравнительного анализа
| |||
Лекция 6 Кол-во часов: 4 План: 1. Классификация как один из методов познания общих закономерностей темпо-ритмической организации речи. 2. Принципы построения классификаций при изучении заикания. 3. Степени заикания: легкая, средняя, тяжелая. 4. Типы течения заикания:постоянный, волнообразный, рецидивирующий. Список литературы: [2; 3] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Классификации нарушений темпо-ритмической стороны речи».
|
Практическое занятие 5. Кол-во часов: 4 Форма проведения: семинар Изучаемые вопросы: 1. Этиологический признак с учетом клинической картины нарушения. 2. Церебро-органический признак. 3. Формообразующий признак. 4. Фонологический признак. Список литературы: [2; 3] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Критерии и сущность классификаций нарушений темпо-ритмической стороны речи». | ||
Самостоятельная работа | |||
Инвариантная часть | Вариативная часть | ||
Балла Балла Балла Баллов | 1. Видеофрагменты по теме «Причины возникновения нарушений темпо-ритмической стороны речи» – 3 2. Обзор материалов сайтов по проблеме– 5 | ||
Паспорт оценочных средств по разделу | |||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | Наименование оценочного средства | ||
ПК-1: З.1 Знать как организовать коррекционно-развивающую образовательную среду,быть готовым к выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты ребенка с ОВЗ ПК-1: В.3 Владеть навыками анализа психики ребенка с ОВЗ на основе выделения условий, источников и движущих сил психического развития, с учетом педагогических условий воспитания и социального окружения | - Схемы «Нарушение темпо-ритмической стороны речи разной этиологии». - Конспект «Предрасполагающие и производящие причины заикания». - Индивидуальное собеседование. - Коллоквиум по теме 2.4. - Контрольная работа. | ||
ПК-3: У.4 Осуществлять дифференцированный подход к диагностике развития детей с ОВЗ с учетом структуры нарушений | - Мультимедийная презентация «Причины возникновения нарушений темпо-ритмической стороны речи» - Видеофрагменты по теме «Причины возникновения заикания» - Схемы «Нарушение темпо-ритмической стороны речи разной этиологии.». - Коллоквиум по теме 2.4. - Контрольная работа. | ||
ПК-3: У.5 Определять условия проведения психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития | - Конспект параграфа учебника «Логопедия»;«Критерии и сущность классификаций нарушений темпо-ритмической организации речи» с последующим анализом. - Схемы «Заикание при различных вариантах дизонтогенеза». - Коллоквиум по теме 2.4. - Контрольная работа. | ||
Раздел III.Обследование нарушений темпо-ритмической стороны речи (30 часов) | |||
Требования к результатам освоения раздела:
ОПК-3, ПК-1: З.4; ПК-3 | |||
Содержание раздела Кол-во часов: 2 План: 1.Особенности психолого-педагогического обследования детей с нарушением темпо-ритмической стороны речи. 2.Анамнестические сведения. Психолого-педагогические сведения. Параметры дизонтогенеза. 3 Логопедическое заключение. Список литературы:[2; 3] Информационное сопровождение: 1.Мультимедийная презентация: «Психолого-педагогическое обследование заикающегося ребенка». 2.Схемы «Онтогенез речевого развития заикающегося ребенка при различных вариантах дизонтогенеза».
| Практическое занятие 6 Тема III. 1Обследование темпо-ритмической стороны речи. Кол-во часов: 2 Форма проведения: деловая игра «Сбор анамнестических данных». Изучаемые вопросы: 1. Психолого-педагогические сведения. 2. Клиническое обследование. 3. Параметры дизонтогенеза. 4. Логопедическое заключение. 5. Составление таблицы-схемы «Обследование заикающегося ребенка»: - Анкетные данные - Анамнез - Речевое развитие в онтогенезе - Логопедическое заключение Список литературы: [2; 3] Информационное сопровождение: 1. Материалы для заполнения таблицы «Обследование заикающегося ребенка», подготовленные студентами. 2. Схемы «Онтогенез речевого развития заикающегося при различных вариантах дизонтогенеза». 3. Конспект параграфа учебника: Логопедия «Механизмы формирования системных нарушений в психическом развитии заикающегося ребенка». | ||
Лекция 8 Кол-во часов: 2 План: 1.Различные принципы классификации заикания. 2. Алгоритм сбора анамнестических данных. 3. Логопедическая трактовка клинического обследования. 4.Сущность логопедического обследования при заикании. Список литературы: [2; 3] Информационное сопровождение: 1.Мультимедийная презентация «Классификация типов нарушения темпо-ритмической стороны речи» (Белякова Л.И.) 2.Мультимедийная презентация «Характеристика речи детей из заиканием» (И.Ю.Абелева). Лекция 9 Кол-во часов: 2 План: 1.Невротическая форма заикания. Симптоматика. 2Неврозоподобная форма заикания. Симптоматика. Список литературы: [2; 3] Информационное сопровождение: 1.Мультимедийная презентация: «Формы заикания». 2. Мультимедийная презентация «Симптоматика заикания при разных формах». | Практическое занятие 7 Тема III.2.Клиническое обследование. Параметры дизонтогенеза. Кол-во часов: 2 Форма проведения: дискуссия. Изучаемые вопросы: 1. Различные принципы классификации заикания. 2. Алгоритм сбора анамнестических данных 3. Психолого-педагогическое обследование заикающегося. 4. Логопедическая трактовка клинического обследования. 5. Сущность логопедического обследования при заикании Список литературы: [2; 3] Информационное сопровождение: 1. Мультимедийная презентация «Классификация типов нарушений темпо-ритмической стороны речи» (БеляковаЛ.И.). 2. Мультимедийные презентации «Характеристика речи детей с заиканием (И.Ю.Абелева)». ---------------------------------------------------------------------- Практическое занятие:8 Тема III.3 Формы нарушений темпо-ритмической стороны речи.Симптоматика. Кол-во часов:2 Форма проведения: семинар. Изучаемые вопросы: 1.Невротическая форма заикания. Симптоматика. 2.Неврозоподобная форма заикания.Симптоматика. Список литературы:[2; 3] Информационное сопровождение: 1.Мультимедийная презентация: «Формы заикания» 2.Мультимедийная презентация: «Симптоматика заикания при разных формах». | ||
Самостоятельная работа | |||
Инвариантная часть | Вариативная часть | ||
Тема III. 1Обследование темпо-ритмической стороны речи.Сбор анамнестических данных.Психолого-педагогические сведения. Логопедическое заключение. 1.Различные принципы классификации заикания. Анализ литературных источников, систематизация данных. Теоретические источники: 2.Таблица-схема различных видов классификации с психофизиологическим обоснованием принципов классификации.
Балла Баллов 6. Контрольная работа по разделу. Баллов Балла 9. Карты обследования заикающегося ребенка. 10. Сущность логопедического заключения при заикании. Список литературы: [12; 21;31;26] 3 балла 11. Таблица медицинских исследований с психофизиологическим обоснованием каждого диагноза. Балла | 1. Составление модели«Соотношение онтогенеза, микрогенеза и функционального генеза в условиях нарушенного развития» при различных вариантах отклоняющегося развития – 7 2. Составление мультимедийной презентации «Характеристикатипов нарушений психического развития детей с заиканием» - 5 | ||
Паспорт оценочных средств по разделу | |||
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка | Наименование оценочного средства | ||
ПК-3готов к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с заиканием | - Проверка таблицы: «Подробный план сбора анамнестических данных о заикающемся ребенке; дать психо-физиологическое обоснование возможным нарушениям этиопатогенеза». - Проверка таблицы «Проверка карты обследования заикающегося ребенка» - Участие в дискуссии. - Групповое собеседование по темам самостоятельной работы. - Контрольная работа. | ||
ПК-1: У.4 Способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с заиканием У.4 Уметь осуществлять дифференцированный подход к диагностике развития детей с ОВЗ с учетом структуры нарушений. | - Проверка таблицы «Характеристикамедицинских исследований с психофизиологическим обоснованием каждого диагноза » - Участие в деловой игре «Психолого-педагогическое обследование ребенка с заиканием». - Сущность логопедического заключения при заикании. - Групповое собеседование по темам самостоятельной работы. | ||
Содержание раздела Тема IV.2 Требования к проведению логопедического занятия. Методика проведения занятия. Основные принципы к проведению логопедического занятия при заикании. Специфика занятия. Структурные компоненты занятия. Методика построения логопедического занятия при заикании и его проведения. Логоритмика, как основа комплексной коррекции заикания. Содержание речевого материала. Требования к организации логопедического занятия. Оснащенность логопедического занятия наглядностью и ТСО. Учет структуры нарушения. Учет возрастно-характерологических особенностей. Учет отношения заикающегося к своему дефекту. Коррекция и развитие чувства ритма. Коррекция и развитие пространственной ориентировки. Развитие всех видов моторики. Коррекционно-психическое воздействие.Разнообразие приемов и методик в коррекционно-логопедической работе. Лекция 10 Кол-во часов:4 План: 1.Дидактические приемы коррекции заикания. 2.Современные подходы к коррекции заикания. 3. Содержание речевого материала. 4.Коррекционно-логопедическая работа по устранению заикания.
Список литературы: [2;4] Лекция 11 Тема IV.2Логопедические занятия с заикающимися детьми и методические требования к ним. Кол-во часов:4 План: 1.Структура и особенности логопедического занятия при заикании. 2. Методика проведения индивидуального и фронтального занятия с заикающимися дошкольниками. 3. Анализ логопедического занятия. Список литературы: [2;3] Информационное сопровождение: 1.Мультимедийная презентация: «Логопедическое занятие с заикающимися детьми» 2.План-схема логопедического занятия. Лекция 12 ---------------------------------------------------------------- Кол-во часов:4 План:
Список литературы: [2;3] Информационное сопровождение: Баллов Баллов Баллов | 1. Конспект параграфа учебника «Логопедия»«Методики устранения заикания у детей дошкольного возраста. -3 2. Конспект параграфа учебника «Логопедия» «Методики устранения заикания у детей школьного возраста» - 3 3. Конспект параграфа учебника «Логопедия» «Устранение заикания у подростков и взрослых–3 4. Анализ методики Богомоловой -3 | |||||
Паспорт оценочных средств по разделу |
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!