Ингола Ламмерс Юрген Бергманн — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Ингола Ламмерс Юрген Бергманн

2021-05-27 36
Ингола Ламмерс Юрген Бергманн 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ингола Ламмерс Юрген Бергманн

Милан. Путеводитель

 

 

Текст предоставлен издательством http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=182861

«Милан. Путеводитель»: Дискус Медиа; С.‑Петербург; 2008

ISBN 978‑3‑86574‑155‑4, 978‑5‑940591‑11‑5

Аннотация

 

Столица Ломбардии во все времена славилась не только богатством, но и тонким вкусом и культом прекрасного. Для одних эталон прекрасного – творения Леонардо или Браманте, для других – оперы Верди в театре «Ла Скала», для третьих – мода от Армани и Гуччи. Это все Милан, и не только это: есть еще базилики и дворцы, футбольные клубы и стадионы, а совсем рядом знаменитые озера прохладных альпийских предгорий.

Исторический обзор приводит важнейшие события из истории Милана. Все главные достопримечательности города и окрестностей перечислены в одном кратком списке с комментариями. Отдельные подробные очерки посвящены лучшим местам для покупок, миланской кухне, культурной афише Милана и творчеству Леонардо да Винчи.

В конце каждой главы справочный раздел с нужными адресами, часами работы, рекомендациями по ресторанам и магазинам. В завершающем разделе «Информация для туристов» вы найдете много фактов и советов, которые пригодятся вам еще до начала путешествия в Милан, и мини‑разговорник.

 

Ингола Ламмерс, Юрген Бергманн

Милан. Путеводитель

 

Дорогие читатели! Актуальность и Достоверность Информации – это понятия, которые для нас для нас всегда пишутся с Большой Буквы. Наши корреспонденты постоянно ведут реестры изменений, происходящих в туристической среде, а картографы вносят поправки в карты, адаптируя их к новой ситуации и новым версиям текстов. Но мир путешествий живёт своей, очень бурной и насыщенной событиями, жизнью. Поэтому мы не можем взять на себя ответственность за стопроцентную достоверность данных о часах работы музеев, транспорта, ресторанов, развлекательных учреждений и т. д. Мы будем рады любой поправке или дополнительной информации, присланной Вами!

Наш адрес: Nelles Verlag, Machtflingerstr. 11, D‑81379 München, Germany. Tel. +49 (89) 3571940, Fax +49 (89) 35719430, E‑Mail: Info@Nelles‑Verlag.de, Internet: www.Nelles‑Verlag.de. В России и СНГ направляйте, пожалуйста, Ваши замечания в ООО «Дискус Медиа», 192029, С.‑Петербург, Общественный пер., 5. Тел./факс (812) 322 9860, Internet www.touristmaps.ru.

 

Условные обозначения

 

 

Галерея Виктора‑Эммануила II.

 

 

Собор Санта Мария Нашенте.

 

Исторический обзор

 

Античность

 

V–IV вв. до н. э. Кельтское племя инсубров вытесняет этрусков из долины реки По.

222 год до н. э. Вторжение римлян. На перекрёстке нескольких дорог возникает Mediolanum («Срединный город»).

49 год до н. э. Отныне Медиолан является столицей римской провинции Gallia Cisalpina («Галлия по эту сторону Альп»).

313 год. Миланский «Эдикт терпимости»: император Константин предоставляет христианам свободу вероисповедания.

373 год. Епископом Милана становится Амвросий. Город переживает первый период культурного расцвета.

452 год. Гунны под предводительством Аттилы захватывают и опустошают город.

 

Средневековье

 

568 год. В Северную Италию вторгаются лангобарды. Их столицей становится город Павия.

774 год. Карл Великий распространяет свою власть на Северную Италию и становится королём Ломбардии (Лангобардии), которая, таким образом, попадает во владение династии Каролингов.

В 774 году Карл Великий стал королём Ломбардии.

 

800 год. В Риме Папа Римский Лев III венчает Карла Великого на трон римского императора.

888 год. После распада империи Каролингов на итальянский трон восходит маркграф Фриульский.

891 год. Гвидо Сполетский, король Италии, объявляет города Милан, Комо, Павию, Сеприо, Бергамо, Лоди, Кремону, Брешию, Мантую, Пьяченцу, Парму, Реджо и Модену провинцией Ломбардия.

1155 год. В Павии происходит коронация императора Фридриха Барбароссы, принявшего на себя титул короля Италии.

1162 год. Милан берёт на себя руководство Лигой Ломбардских городов (Lega Lombarda), в которую на тот момент входят, кроме него, города Бергамо, Лекко, Кремона, Мантуя и Брешия.

1176 год. Lega Lombarda наголову разбивает рыцарей Фридриха I Барбароссы. В мирном договоре, подписанном в Констанце (1183 г.), император признаёт автономию ломбардских общин.

XII–XIII вв. Для ирригации Ломбардской низменности заложен первый Большой канал, Naviglio Grande.

1277 год. Власть в Милане переходит к династии Висконти.

1386 год. Начало строительства кафедрального собора.

1395 год. Герцогом Ломбардии становится Джан Галеаццо Висконти.

 

Новое время

 

1450 год. Франческо Сфорца, зять последнего Висконти, становится герцогом Миланским. С приходом к власти династии Сфорца, особенно при Людовико Сфорца по прозвищу «Мавр» (il Moro), начинается новая эпоха культурного расцвета. Сфорца приглашает в Милан Леонардо да Винчи и Донато Браманте.

1499–1500 гг. Людовик XII, король Франции, захватывает Милан. Людовико Сфорца изгнан из страны.

1525 год. Император Карл V одерживает победу над Францией. Теперь Милан платит подати Габсбургам.

1560–1631 гг. Контрреформация при епископах Карло и Федерико Борромео.

1714 год. После войны за испанское наследство Милан и вся Ломбардия достаются Австрии, где в это время правит императрица Мария‑Терезия.

1796 год. После битвы с австрийцами под городом Лоди Милан оккупирует Наполеон. Провозглашается «Цизальпинская республика», включающая Ломбардию, долину Вельтлин, а также Болонью, Феррару, Модену и Реджо. Милан становится её столицей.

1801–1802 гг. Превращение Цизальпинской Республики в Итальянскую Республику, столицей которой остаётся Милан. Наполеон объявляет себя президентом.

1805 год. Наполеон венчается в Милане на королевский трон железной короной Лангобардов.

1814–1815 гг. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс возвращает Ломбардию Австрии.

1815–1831 год. Возникают тайные союзы «Карбонарии» (Carbonari) и «Молодая Италия» (Giovane Italia, под руководством Джузеппе Мадзини). Они борются за свободу и объединение Италии (Рисорджименто, «Обновление»).

1848 год. В ходе Рисорджименто поднимается восстание против австрийской армии под руководством партизана и национального героя Гарибальди.

Джузеппе Гарибальди – борец за объединение Италии под властью Виктора‑Эммануила II.

 

1859 год. Виктор‑Эммануил II одерживает победу над Австрией; вскоре Милан оказывается в составе нового государства Италия с конституционно‑монархическим строем.

1919 год. Италия насильственно присоединяет Южный Тироль. Муссолини основывает в Милане Фашистскую партию.

1922 год. Будущий дуче Муссолини объявляет «Поход на Рим». 31 октября Эммануил III передаёт Муссолини бразды правления.

1936 год. На Соборной площади Милана Муссолини объявляет о заключении союза с фашистской Германией («ось Рим – Берлин»).

1944 год. Союзная авиация бомбит Милан. Большая часть города разрушена.

1945 год. Партизаны расстреливают Муссолини и выставляют его тело в Милане на всеобщее обозрение.

1946 год. Референдум о провозглашении Итальянской Республики. Король отрекается от престола. Милан вместе с Ломбардией становится экономическим центром Италии.

1955 год. Строительство небоскрёба «Пирелли». Экономический подъём, большой приток мигрантов из Южной Италии.

1968 год. Город потрясают студенческие беспорядки, выступления рабочих и террористические акты.

1977 год. Область Ломбардия получает автономию.

 

События последнего времени

 

1990 год. Начало расследования дел о коррупции в отношении судей, партий и политических деятелей. Первые аресты в «миланской коррупционной трясине».

1994 год. Миланский предприниматель Сильвио Берлускони основывает партию «Вперёд, Италия!» (Forza Italia) и, вместе с партией «Лига Севера» (Lega Nord), получает правительственное большинство. В декабре после провала коалиции он оставляет пост главы правительства.

1996 год. На парламентских выборах побеждают социалисты во главе с Романо Проди. Берлускони и его правые союзники терпят поражение. Однако в Северной Италии сепаратистская партия «Лига Севера» во главе с Умберто Босси получает 40 % голосов.

1997 год. В декабре умирает знаменитый миланский театральный режиссёр Джорджо Стрелер.

1998 год. Отставка Проди. Новым главой правительства становится Массимо д’Алемо с Союзом левых сил.

2001 год. Сильвио Берлускони заключает коалицию с правой партией «Лига Севера» и таким образом вновь становится премьер‑министром Италии. В адрес Берлускони постоянно звучат обвинения в связи с мафией.

2003–2004 гг. Массовые протесты против Берлускони, который поддерживает США в иракской войне.

2004 год. После трёхлетней реставрации вновь открыт театр «Ла Скала».

2007 год. Мэр Милана Летиция Моратти, консерватор и ярая католичка, запрещает художественную выставку, посвящённую гомосексуализму: у одной из выставленных на ней женских фигур обнаружились черты сходства с Папой Римским. Из‑за транспортных проблем и смога городской совет принимает решение о введении платы за въезд в центр города по рабочим дням с 7 до 19 ч.

 

 

Милан

 

** Собор Санта Мария Нашенте (Dom Santa Maria Nascente): Третий по величине собор Европы, в котором самое замечательное – это роскошные гробницы, огромные витражи и фантастический вид на город, открывающийся с террасы крыши.

** Галерея Виктора‑Эммануила II (Galleria Vittorio Emanuele II): В этом нарядном пассаже вы получите сразу два удовольствия: от экскурсии по магазинам и от великолепной архитектуры.

** Театр «Ла Скала» (Teatro alla Scala): Вечер, проведённый в этом оперном театре – пожалуй, самом знаменитом театре мира, – вы не забудете никогда.

** Замок Сфорца (Castello Sforzesco): Величественная крепость, резиденция династии Сфорца, с несколькими музеями на её территории.

** Пинакотека Брера (Pinacoteca di Brera): Шедевры европейской живописи в одной из лучших картинных галерей Европы, расположенной в квартале Брера.

** «Золотой квадрат»: В самом дорогом и шикарном квартале Милана, на улице Монтенаполеоне (Via Montenapoleone), одеваются те, кто побогаче.

** Музей Польди‑Пеццоли (Museo Poldi‑Pezzoli): Крупнейшая из миланских коллекций, находившихся ранее в частном владении, представляет картины, оружие и другие сокровища искусства.

** Амвросианская пинакотека (Pinacoteca Ambrosiana): Истинным украшением этого собрания являются произведения венецианских и ломбардских мастеров, в том числе Караваджо.

** Базилика Сант‑Амброджо (Sant’Ambrogio): Настоящее сокровище среди романских церквей Италии IX–XI вв.

** Санта Мария делле Грацие (Santa Maria delle Grazie): Фреской «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи прославил эту церковь на весь мир – да и самого себя тоже.

** Сан‑Лоренцо Маджоре (San Lorenzo Maggiore): Эта церковь с огромным куполом, часовнями и мозаичными панно считается одной из главных достопримечательностей Милана.

** Сант‑Эусторджо (Sant’Eustorgio): Одна из важнейших паломнических церквей Северной Италии с самой высокой в городе колокольней.

** Монументальное кладбище (Cimitero Monumentale): Это огромное кладбище больше похоже на экстравагантный парк скульптур, нежели на город усопших.

* Парк Семпионе (Parco Sempione): Самый популярный парк Милана, созданный в стиле английской ландшафтной архитектуры.

* Национальный музей науки и техники «Леонардо да Винчи» (Museo Nazionale della Scienza e della Tecnologia «Leonardo da Vinci»): Здесь изобретательский дух гения‑универсала нашёл своё выражение в многочисленных деревянных моделях и рисунках.

* Навильи (Navigli) и Дарсена (Darsena): Прогулка вдоль старых каналов, окружённых ресторанами и лавками старьевщиков, настраивает на созерцательный лад.

 

Экскурсии из Милана

 

** Бергамо (Bergamo): Живописный исторический центр – настоящее открытие в путешествии по городам Северной Италии.

** Виджевано (Vigevano): Пьяцца Дукале (Piazza Ducale) считается старейшей и красивейшей в Италии площадью в стиле ренессанс.

** Павийская Чертоза (Certosa di Pavia): Бывший картезианский монастырь – один из выдающихся культурных памятников Ломбардии.

** Озеро Комо (Lago di Como): Многократно воспетая жемчужина среди озёр Северной Италии, окружённая садами, виллами и очаровательными городками.

** Лаго Маджоре (Lago Maggiore): Ботанические сады, дворцы, прогулки на лодках к Борромейским островам (в том числе к Изола Белла) позволят в полной мере насладиться красотой здешней природы.

Садовые террасы на острове Изола Белла, входящем в группу Борромейских островов. Эти места привлекают многих гостей Милана.

 

 

Приглашение к путешествию

 

Benvenuti a Milano – добро пожаловать в Милан, в этот ультрамодный, современный, динамичный, открытый всему миру, но в то же время консервативно‑католический город, гордящийся своим готическим собором, самым большим к югу от Альп.

Большинство туристов приезжает в Милан, чтобы насладиться искусством – кафедральным собором, произведениями да Винчи, оперным театром. Но едут и ради моды: сюда манят громкие имена, дорогие костюмы, яркие подиумы и изобилие творческой мысли, а можно полюбоваться итальянским интерьерным дизайном где‑нибудь на модной Миланской мебельной выставке.

Неписаный закон здесь велит неизменно fare bella figura: в любой жизненной ситуации «делать хорошую мину». Быть стильным, скромным и всегда изысканным: этот рецепт прост, но не дёшев. Но в Милане для него есть все ингредиенты!

Милан, лежащий в жаркой долине реки По на высоте 100 м над уровнем моря, насчитывает 1,3 млн. жителей. В черте «большого» Милана проживают 7 млн. человек. Многие из них переехали в расцветающую промышленную столицу, в «двигатель Италии», из более бедных южных регионов с начала 1960‑х годов. Именно в Милане возникли такие всемирно известные марки, как «Альфа Ромео», «Пирелли» и «Армани».

Второй по величине город Италии любят называть la città più città («самым городским городом») Италии или её «неформальной столицей». В главном городе Ломбардии разместились итальянская биржа, важнейшие итальянские банки, издательства и средства массовой информации. Город владеет крупнейшей выставочной территорией и двумя всемирно известными футбольными клубами.

Рим – сильный соперник не только на футбольном поле. Меткая поговорка гласит: Milano produce i soldi, Roma li spende – «Милан деньги зарабатывает, а Рим их тратит». Недаром некоторые миланцы и ломбардцы мечтают о создании на севере Италии независимого государства «Падания».

 

Достопримечательности

 

**Милан

 

Вид с крыши собора на Соборную площадь и на портал торгового пассажа «Галерея Виктора‑Эммануила II».

 

 

 

 

**Собор Санта Мария Нашенте

 

Величественный Миланский собор (il Duomo), ** Санта Мария Нашенте (Santa Maria Nascente, Пресвятой Богородицы) (1), – это символ города и главный объект внимания его гостей. Этот гигантский храм из белого мрамора гордо возвышается в самом центре города. В остальной части Италии посмеиваются над собором, для постройки которого, как писал Гёте, «пришлось целой горе мрамора навязать самые безвкусные формы», и называют его «torta di marzapane» («марципановый торт»). Поэт Генрих Гейне считал его игрушкой для великанов, Марк Твен – чудом света. В любом случае он является одной из главных достопримечательностей Европы. Однако некоторые пуристы бывают прямо потрясены, обнаружив на фасаде этого гигантского готического собора элементы барокко. В самом деле, декоративное убранство фасада отличается изобилием фигур, проработанных до мельчайших деталей и искусно размещённых на его поверхности.

 

История строительства

 

Инициатива возведения собора принадлежит герцогу Джану Галеаццо Висконти, который, несмотря на свою беспринципность и властолюбие, был покровителем искусства и науки. Он отдал распоряжение о постройке в 1386 году, но к моменту его смерти в 1402 году была закончена лишь коробка здания. В общей сложности строительство этого роскошного собора длилось более четырёх столетий, и каждая эпоха привносила в его архитектуру свои акценты и свои характерные черты. Из‑за эпидемий чумы и политических переворотов, а главным образом из‑за организационных проблем, строительные работы то и дело прерывались. Архитекторы менялись чаще, чем при постройке других готических соборов: до конца XV века над ним успели потрудиться 10 итальянских и даже 9 иностранных архитекторов. При этом нередко возникали ожесточённые споры, особенно в вопросах завершения сводчатых перекрытий, статики и пропорций огромных нефов. Среди зарубежных корифеев упомянем здесь архитекторов немецкой школы – Иоганна фон Фрайбурга, Ульриха фон Энзингена и Генриха III Парлера из швабского города Гмюнда, а из французов – парижанина Никола де Бонавентюра.

Особым архитектурным достижением был огромный средокрестный купол (купол на квадратном основании, Tiburio). Свои проекты для этого купола предлагали даже такие гении Возрождения, как Леонардо да Винчи и Донато Браманте, но до осуществления дело не дошло. К 1500 году Джан Джакомо Дольчебуоно и другие итальянские архитекторы всё же завершили купол в готическом стиле.

В конце концов, работы по возведению этого великолепного здания взял под свой контроль Наполеон I Бонапарт, поскольку он собирался венчаться на титул короля Италии (1805 г.) именно в Миланском соборе. Но завершить фасад так и не удалось.

Постройка этого шедевра была закончена лишь в 1959 году. Но к этому времени уже пора было начинать капитальную реставрацию. В итоге собор стал памятником, напоминающим и о драматических страницах итальянской истории: в нём нашлось место даже для архитектуры периода фашизма. Здесь в камне высечены фигуры Папы Римского Пия XI, Муссолини и кардинала Гаспарри, в то время папского представителя. Именно они в 1929 году подписали Латеранские соглашения, признающие, в частности, полную независимость государства Ватикан.

 

Масштабы собора

 

Миланский собор – сооружение во многих отношениях уникальное. Он является третьим по величине храмом Европы – после собора Святого Петра в Риме и Севильского собора. Его внутреннее пространство с самыми красивыми в Италии окнами‑витражами, разделено на пять нефов, длина с внешней стороны составляет 157 м, ширина на уровне поперечного нефа равна 92 м. Общая площадь собора – 11 700 м2.

Зал собора – без скамей, как было принято в Средние века, – мог бы вместить почти 40 000 человек. До 1959 года это было самое высокое здание в городе. Затем появился небоскрёб «Пирелли». Тем самым впервые было нарушено соглашение, по которому все новые дома должны были строиться не выше дома Богородицы.

 

Внутри собора

За импозантным * фасадом скрываются замечательные шедевры искусства, встреча с которыми сулит множество впечатлений. Войдя в собор через правый боковой портал (1) (центральный вход чаще всего закрыт), вы первым делом видите гробницу Ариберто да Интимиано (2) с драгоценным распятием (оригинал находится в Музее собора). Ариберто, бывший с 1018 по 1045 г. архиепископом Милана, оказал сильное влияние на политику немецких кайзеров Генриха II и Конрада II в отношении Италии: поначалу он поддерживал их, а позднее вёл с ними ожесточённую борьбу.

На полу видна латунная полоска (3), которая тянется вдоль всей передней стены. Ближе к полудню посетители сразу поймут, что она обозначает: это меридиан, на который в астрономический полдень падает солнечный луч. Это явление можно наблюдать благодаря проделанному в крыше собора отверстию.

Рядом с порталом находится спуск, ведущий к останкам раннехристианской базилики Санта Текла (Basilica Santa Tecla) (4), церкви‑предшественницы нынешнего храма. Здесь в 387 году святой Амвросий, покровитель и епископ Милана, крестил отца церкви Августина. Этот епископ, очень почитаемый в народе, создал ряд трудов, посвящённых толкованию библии и догматике, а также первую христианскую этику. В комплекс базилики входили отдельный баптистерий и епископский дворец.

В * мраморном полу XVI века воплотились фантазии Пеллегрино Тибальди. Плиты белого мрамора из Кандольи инкрустированы затейливыми барочными узорами из красного и чёрного мрамора, привезённого из Тессина и Варенны. Строительная мастерская собора регулярно проводит реставрацию, следя за сохранением рисунка узоров.

Оригинально выглядит купель (5) в северном боковом продольном нефе, изготовленная из римской порфировой чаши. В эпоху поздней античности и в ранний византийский период этот ценный материал держался в запасе для создания императорских статуй и сооружений.

Собор прославился своими искусно выполненными ** витражами. Один из самых красивых и старых витражей (1470–1475 гг.) изображает житие Христа (6). К вершинам этого вида искусства относится и витраж над малой часовней Креста с изображением матери императора Константина I Великого: «Обретение истинного креста святой Еленой» (7) (1570–1577 гг.).

Примечательная особенность Миланского собора – * опоясывающие кольца высотой примерно 6 м на пилястрах вместо обычных капителей. Вверху они украшены монументальными фигурами святых.

Самая знаменитая гробница в соборе – * мавзолей Джана Джакомо Медичи (8) по прозванию Медегино (Medeghino). В 1563 году его брат, Папа Римский Пий IV, заказал создание этой усыпальницы скульптору Леоне Леони. На ней Джан Джакомо Медичи (1495–1555) изображён между двумя аллегорическими женскими фигурами Войны и Мира и бронзовыми рельефами речных богов Адды и Тессина. Сам он одет как полководец и закутан в широкий плащ, чтобы скрыть изувеченную левую ногу.

В южном поперечном нефе стоит * статуя святого Варфоломея (9) (1562 г.) с содранной кожей, работа скульптора Марко д’Аграте. Это произведение по натуралистичности напоминает анатомическую модель.

От первого этапа строительства собора, когда ведущим архитектором был Джан Галеаццо Висконти, сохранились ещё и цокольные рельефы на портале южной ризницы (10) (1393 г.) работы рейнского мастера Ганса фон Фернаха.

В * крипте (11) собора хранятся замечательные сокровища, а также гроб св. Карло Борромео (1538–1584) из горного хрусталя (в восьмиугольной часовне). Этот кардинал из дворянского рода Борромео вёл решительную борьбу с протестантизмом, а в 1565 году стал архиепископом Милана.

Главный алтарь (12) на хорах собора (куда могут входить только священники) создал Пеллегрино Тибальди. Работу над этим творением из мрамора и бронзы он начал в 1581 году, но завершена она была только в 1927 году архитектором Дзакки из Чезены. Над алтарём находится * дарохранительница – святилище, состоящее из восьми позолоченных бронзовых колонн и купола с фигурой торжествующего Христа. Это произведение выполнил Пеллицони по эскизу Тибальди. Позади главного алтаря в 1560 году появился балдахин в форме храма, который покоится на 12 колоннах, символизирующих 12 апостолов. Здесь на рельефе показаны сцены из жития Христа.

Деревянные хоры состоят из * верхнего и нижнего рядов (13). Места в верхнем ряду предназначались для каноников. Картины Джузеппе Меда, Камило Прокаччини и Амброзиуса Фиджини изображают эпизоды из жития святого Амвросия. Прекрасная резьба по дереву на хорах принадлежит братьям Тауринам из Руана, а также Паоло де Гаццису и Вирджилио дель Конте.

** Витражи в апсиде, созданные в XIX веке братьями Бертини, – это, пожалуй, самые большие из всех известных Средневековые витражей. Они изображают сцены из Ветхого Завета (14), Апокалипсиса (15) и Нового Завета (16).

Портал северной ризницы (17), завершённой в 1389 году, украшает картина «Христос наш Господь и Судия».

Перед алтарём «Мадонны с деревом» в стиле рококо работы Лелио Буцци возвышается знаменитый чёрный ** подсвечник Тривульцио (18), романский бронзовый семисвечник 5‑метровой высоты (XII век). Автором этого шедевра считают лотарингского мастера Никола да Вердуна. Бронзовую ножку канделябра украшают библейские персонажи из Ветхого и Нового Завета (среди них три волхва перед Марией с младенцем, сидящей на троне) и аллегорические фигуры (в том числе кардинальских добродетелей и искусств). Центром композиции служат четыре дракона, на которых опирается подсвечник. Своё название он получил в честь Джованни Баттиста Тривульцио, принесшего его в дар собору в 1562 году.

 

**Терраса на крыше собора

 

Вид с мраморной ** террасы на крыше собора (terrazzi) прекрасен почти в любую погоду. Самая необычная (и самая воздушная) «пешеходная зона» Милана обещает гостям незабываемую прогулку. Попасть на крышу собора можно с помощью лифта (19) или – для любителей спортивных достижений – по лестнице, преодолев почти 500 ступенек. В ясные, солнечные дни отсюда открывается фантастический ** вид на город вплоть до долины реки По, и видны даже покрытые снегом альпийские вершины!

Terrazzi – это и в самом деле особый мир. К некоторым из почти 4000 фигур, украшающим фиалы, фронтоны и пилоны собора, можно подойти довольно близко. Происхождение многих из них неизвестно. Полагают, что их делали ломбардские подмастерья именитых архитекторов в качестве учебных работ – тоже неплохой способ создания шедевров. А вот Madonnina, восседающая на верхушке собора на высоте почти 110 м и покрытая 3900 листами сусального золота, даже с террасы остаётся такой же недосягаемой, как и снизу.

 

Вокруг **Соборной площади

 

Площадь ** Пьяцца дель Дуомо (Piazza del Duomo, Соборная площадь) (2) – это самое сердце города. Отсюда начинаются ознакомительные экскурсии для приезжих: ведь большинство городских достопримечательностей находится вблизи от этой оживлённой площади. Конная статуя Виктора‑Эммануила II, стоящая в её центре, воздвигнута в честь итальянского короля, которому Милан обязан очень многим – в 1859 году он освободил Ломбардию от австрийского господства. Прекрасный вид на площадь и на собор открывается из кафе, расположенного на 8‑м этаже известного универмага * La Rinascente (Piazza del Duomo, 1; выше, на девятом этаже, находится салон знаменитого парикмахера Альдо Копполы). Этот элегантный центр косметики и высокой моды, где начинали свою карьеру Армани и Карден, стоит в начале главной торговой улицы * Корсо Витторио Эммануэле II (Corso Vittorio Emanuele II). На ней вас ждут филиалы фешенебельных фирм Max Mara, Moreschi, Bruno Magli и Pollini. Тут же вы найдёте и магазины для покупателей со средним достатком, такие как H&M, Zara или Furla.

 

Королевский дворец, *Музей современного искусства и *Музей собора

 

На южной стороне Соборной площади стоит Королевский дворец (Palazzo Reale) (3) постройки XVIII века, бывшая резиденция Висконти и испанских правителей. Сейчас дворец вместе с пристройкой Аренджаро (1939–1956 гг.) стал постоянным местом проведения выставок. На втором этаже хранятся коллекции * Музея современного искусства (Museo d’Arte Contemporanea), в которые входят знаменитые произведения XIX и XX вв., в том числе работы Боччони, Де Кирико и Сирони.

Расположенный в левом крыле дворца * Музей собора (Museo del Duomo) рассказывает об истории создания собора. На наглядной деревянной модели можно проследить этапы его строительства. Среди художественных произведений, наряду со скульптурами и церковной утварью, особое место занимают витражи и гобелены, вывезенные из собора для лучшей сохранности. Самая известная картина этого собрания – «Иисус среди книжников» Тинторетто (1530 г.).

 

Палаццо Марино

 

Дворец Палаццо Марино (Palazzo Marino) (10), здание муниципалитета, стоящее на юго‑восточной стороне Пьяцца делла Скала, выглядит очень помпезно. Здание было заложено в 1558 году по проекту Галеаццо Алесси и предназначалось для банкира Томмазо Марино. Однако достроено оно было лишь в 1892 году, после того, как в нём уже 32 года заседал городской совет.

 

Пикколо Театро

 

Направившись от театра «Ла Скала» по улицам Виа Сан‑Далмацио (Via San Dalmazio) и Виа Б. Порроне (Via B. Porrone), вы выйдете к Малому театру, или «Пикколо Театро» (Piccolo Teatro) (11). Этот драматический театр часто называют ещё «Teatro Strehler», в честь великого театрального и оперного режиссёра Джорджо Стрелера, который скончался в 1997 году. Его авангардистские постановки в немалой степени повлияли на формирование облика Малого театра. С самого начала этот театр был задуман как сцена для «маленьких людей», и благодаря этому он завоевал много зрительских симпатий. Театр открылся в 1947 году постановкой пьесы Горького. Эта премьера была программной: двери театра должны быть открыты не только для аристократии, но и для рабочих и студентов.

Если вы понимаете по‑итальянски или хорошо знаете пьесу, не упустите возможность посмотреть здесь какой‑нибудь спектакль. Здешние постановки Гольдони и Брехта вошли в легенду.

 

**Замок Сфорца

 

Если пройти по улице Виа Данте (Via Dante), сравнительно новой пешеходной зоне, вы попадёте прямо к въезду на территорию замка Сфорца, к площади Ларго Каироли (Largo Cairoli) со стоящей на ней конной статуей итальянского борца за свободу Джузеппе Гарибальди (12).

С 1450 года герцог Франческо Сфорца и его сын Людовико Моро (Мавр) занялись строительством грандиозного ** замка Сфорца (Castello Sforzesco) (13), крепости, которая одновременно должна была служить семейной резиденцией. Раньше, в XIV веке, на этом месте находился замок династии Висконти. Однако после смерти Филиппо Марии Висконти в 1447 году здание сильно пострадало от грабежей и вандализма, так что всё пришлось строить заново. Подъёмные мосты и стены толщиной 4 м сделали это мощное сооружение неприступным. Со временем замок превратился в роскошную резиденцию, настоящую жемчужину эпохи Ренессанса, где обитал один из самых блистательных дворов Европы. Здесь с большим размахом устраивались ночные балы, организатором которых обычно был Леонардо да Винчи. Для увеселения гостей он изобретал разнообразные курьёзные забавы. Знать чувствовала себя на высоте, а новый герцог Милана управлял отсюда делами своего города. Ярким общественным событием того времени стало бракосочетание Людовико Моро и Беатриче д’Эсте (1491 г.).

Спустя некоторое время, в период испанского и австрийского господства, замок снова превратился в военную крепость: его использовали как казармы, разместив в нём более 3000 солдат в целях поддержания императорской власти. С этих пор он постепенно стал приходить в упадок. В 1893–1905 гг. были развёрнуты масштабные реставрационные работы под руководством архитектора Луки Бельтрами, который спас замок Сфорца от окончательного разрушения.

 

Корте Дукале

 

В задней части замка находятся жилые комнаты герцогов, расположенные асимметрично вокруг двух внутренних дворов: Корте Дукале (Corte Ducale) и Кортиле делла Роккетта (Cortile della Rocchetta). Здесь размещаются превосходные музейные залы, ** Городские музеи замка Сфорца (Civici Musei del Castello), называемые также «Коллекцией античного искусства» (Raccolte d’Arte Antica). Знакомство с ними помогает понять многое в истории этой влиятельной семьи и города Милана в целом. Да и всё сооружение, сменившее за несколько веков так много различных хозяев, может служить хорошим наглядным пособием по истории.

Первый этаж: Вход в ** Музей скульптур находится в Корте Дукале (Corte Ducale) (7). Коллекция представляет итальянскую скульптуру, прежде всего ломбардскую, от античности до эпохи барокко. Главный её экспонат – ** мавзолей Бернабо Висконти (8), созданный Бонино да Кампионе для миланского герцога в 1363 году. Саркофаг с изображениями сцен Страстей Христовых покоится на коринфских колоннах, подобно балдахину, а на нём установлена конная статуя самого герцога. Перед ней стоят олицетворения Храбрости и Мудрости, указывая тем самым на добродетели Бернабо и любого достойного правителя.

В нескольких залах есть фрески работы Леонардо. К примеру, в * Сала делле Ассе (Sala delle Asse) (9) башни Торре Фальконьера (Torre Falconiera) мастер создал полную иллюзию полога дубового леса: на стенах зала – корни и стволы, а на своде – листва и ветви на фоне голубого неба.

В комнате Салетта Негра (Saletta Negra) (10), которая по желанию Людовико была расписана в чёрном цвете по случаю смерти его супруги, есть табличка с философской надписью: «В конце печальным становится всё, что смертные принимали за счастье».

К главным достопримечательностям этой части замка относится и * Cappella Ducale (11) (Герцогская капелла), которую в 1472 году ломбардские художники Бонифацио Бембо и Стефано де Федели расписали фресками по заказу Галеаццо Марии Сфорца. Здесь изображён, в частности, герб династии Сфорца на голубом фоне, а также сцены Благовещения и Воскресения.

Среди самых знаменитых произведений искусства, хранящихся в Музее скульптур, упомянем скульптурную группу * Пьета Ронданини (Pietà Rondanini) работы Микеланджело Буонаротти (1564 г.), изображающую Деву Марию с мёртвым сыном. Она находится в Сала дельи Скарлиони (Sala degli Scarlioni) (12). Это последнее произведение старого мастера, оставшееся незавершённым. Грубый камень и почти экспрессионистская пластика фигур придают скульптуре особую привлекательность.

Второй этаж: Весь верхний этаж Корте Дукале, куда можно попасть по старинному пандусу, занимает коллекция картин и мебели. * Пинакотека насчитывает около 230 шедевров, среди них «Мадонна со святыми» Филиппо Липпи, «Воскресение» Венециано, «Мадонна с младенцем» Джованни Беллини и творения многих других художников эпохи Возрождения.

Среди множества предметов мебели в стилях ренессанс и барокко особого внимания заслуживает роскошная * скамья церковных хоров из Торрекьяра (XV век).

Рядом с замком Сфорца раскинулся любимый горожанами парк Семпионе.

 

 

Кортиле делла Роккетта

 

Ансамбль Кортиле делла Роккетта (Cortile della Rocchetta) (13) создал Донато Браманте, ко


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.