Организация и методы исследований — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация и методы исследований

2021-05-27 28
Организация и методы исследований 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Организация исследований

Вся программа исследования была выполнена в три этапа.

На первом этапе был проведен анализ научно-методической литературы с целью теоретического обоснования проблемы. Изучалась литература по проблемам физического воспитания детей младшего школьного возраста в целом, и развития гибкости, в частности. Изучались различные методы тренировки гибкости у спортсменов различных направлений и, непосредственно, пловцов.

Второй этап предусматривал проведение педагогического эксперимента. Для решения поставленных задач было сформировано 2 группы школьников 2-го года обучения плаванию (средний возраст 10 - 11 лет) спортивного комплекса "Кировец" города Донецка. Под наблюдением находились 20 человек. Из них 10 человек составили контрольную группу, 10 человек - экспериментальную группу. В течение года разрабатывался комплекс физических упражнений, изучались наиболее информативные тесты для определения гибкости у детей младшего школьного возраста, занимающихся плаванием, определялась эффективность разработанного комплекса.

На третьем этапе по окончании педагогического эксперимента проводилась обработка данных, полученных в ходе эксперимента, их анализ и интерпретация.

 

Методы исследования

Для решения поставленных задач в работе нами были использованы следующие методы:

1.Теоретический анализ и обобщение литературных источников.

2. Педагогическое наблюдение.

3. Тестирование.

4. Педагогический эксперимент.

5. Метод математической статистики.

1. Анализ специальной научной литературы осуществлялся на протяжении всего исследования в следующих направлениях: теория и методики физического воспитания и спорта, воспитание физических качеств, возрастная физиология. Всего в нашей работе было проанализировано источников. Результаты анализа научно-методической литературы по данной теме позволили выявить недостаточную разработанность данной проблемы.

2. Педагогическое наблюдение.

В ходе подготовки к проведению педагогического эксперимента проводились наблюдения за работой тренеров-преподавателей по плаванию с целью изучения практического опыта по проведению учебно-тренировочных занятий. В частности особое внимание уделялось организационно-методическим особенностям проведения упражнений на растяжение (содержание, методы, соответствие возрастным особенностям и т.д.).

3. Для определения уровня развития гибкости нами использовались следующие тесты:

Тест 1. Наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке.

Наклон производится на устойчивой гимнастической скамейке. Выполняется наклон вперед – вниз, стараясь дотянуться руками до пола. Результат измеряется по расстоянию от плоскости скамейки до конца третьего пальца руки. Учитывается зафиксированный результат в сантиметрах.

Тест 2. Разгибание в коленных суставах.

Выполняется упор сидя сзади. Необходимо максимально выпрямить колени, стопы согнуть (взять на себя). Держать 3 секунды. Измеряется расстояние от пола до пяток в сантиметрах.

Тест 3.Выкруты прямых рук назад с использованием гимнастической палки (подвижность в плечевых суставах). Испытуемый, взявшись за концы гимнастической палки (веревки), выполняет выкрут прямых рук назад.Подвижность плечевого сустава оценивают по расстоянию между кистями рук при выкруте: чем меньше расстояние, тем лучше показатели гибкости данного сустава, и наоборот.

Тест 4. Прогибание назад в упоре лежа на бедрах.

Испытуемый лежа на животе прогибается назад в упоре на руки. Максимально приблизить затылок к ягодицам. Удерживать 3 секунды. Оценивается расстояние от головы до пола. Измеряется в сантиметрах (см).

Тест 5. Мост.

Исходное положение: стойка ноги врозь, руки вверх. Испытуемый выполняет мост с максимальным прогибанием. Измеряется расстояние от пяток до конца третьего пальца рук. Измеряется в сантиметрах (см).

 Измерять различные параметры движений в суставах следует, исходя из соблюдения стандартных условий тестирования:

1) одинаковые исходные положения звеньев тела;

2) одинаковая (стандартная) разминка;

3) повторные измерения гибкости проводить в одно и то же время, поскольку эти условия так или иначе влияют на подвижность в суставах.

4. Педагогический эксперимент проходил на базе спортивного комплекса "Кировец" города Донецка.

Педагогический эксперимент был направлен на определение эффективности использования экспериментальной методики направленной на развитие гибкости с использованием статических упражнений у пловцов 10-11 лет.

Нами были сформированы две группы: экспериментальная и контрольная. Группы состояли из девочек и мальчиков в возрасте 10-11 лет в количестве 10 человек в каждой.

Контрольная группа занималась развитием гибкости по общепринятой методике. Эта методика включала в себя формы, методы и средства. К основным средствам обучения в контрольной группе относились группы общеразвивающих, специальных и имитационных упражнений на суше, а также упражнения на воде для закрепления и совершенствования техники спортивных способов плавания.

Экспериментальная группа занималась по разработанному нами комплексу с использованием статических упражнений.

5. Метод математической статистики использовался при обработке и анализе полученных данных в педагогическом эксперименте.

Порядок действий:

а) Вычислить среднюю арифметическую величину:

Вычисления этого показателя производилось путем сложения всех полученных значений (которые называются вариантами) и деления вычислительной суммы на количество вариант:

,

где - (сигма) знак суммирования;

V – полученные в исследовании значения (варианты);

n - количество вариант.

По этой формуле вычисляется так называемая простая средняя арифметическая величина. Применяется она во тех случаях, когда имеется небольшое количество вариант.

б) Вычислить среднее квадратическое отклонение.

Величина среднего квадратического отклонения является показателем рассеивания, то есть отклонения вариант, которые получены в исследовании, от них средней величины, и тем самым призвана дополнять характеристику группы явлений.

,где

 Vмакс – наибольшее значение варианты;

Vмин – наименьшее значение варианты;

К – табличный коэффициент (при n=10, К=3,08).

в) Вычислить стандартную ошибку среднего арифметического значения (m) по формуле:

г) Вычислить среднюю ошибку разности по формуле:

д) По специальной таблице определить достоверность различий. Для этого полученное значение (t) сравнивается с граничным при 5 %-ном уровне значимости (t 0,05) при числе степеней свободы f = nнач + n кон – 2.

 

 

РАЗДЕЛ III.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Гибкость - одно из важнейших качеств пловца, которое обеспечивает пловцу свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий во время гребка (Вакулов А.Д., 2003).

В последнее время в теории и практике физической культуры и спорта возрос интерес к статическим упражнениям как средствам развития гибкости. При выполнении данных упражнений занимающийся, постепенно увеличивая амплитуду, достигает максимального ее значения при комфортном растягивании с фиксацией данного положения. Преимуществом этих упражнений является то, что в процессе их выполнения улучшается подвижность в суставах, приобретается навык глубокого расслабления, отмечается положительное влияние на психоэмоциональное состояние занимающихся.

При подборе упражнений для нашей методики мы учитывали возраст занимающихся (10-11 лет), то есть упражнения были доступными, понятыми и не вызывают больших затруднений при выполнении. Также нами учитывались специфика плавания: упражнения были направлены на те суставы, подвижность в которых особенно важна для пловцов, и недостаток ее может существенно влиять на технику плавания.

Так как у пловцов 10-11 лет, как девочек, так и мальчиков, в этом возрасте еще достаточно сложно определить плавательную специализацию, то работа по развитию гибкости должна строиться с учетом общей специфики ее проявления при занятиях плаванием. Таким образом, при подборе упражнений с амортизаторами, наибольшее внимание уделяется упражнениям, влияющим на увеличение подвижности в плечевых суставах по всем осям (сгибание, разгибание рук в различных исходных положениях). Для суставов нижних конечностей, особенно голеностопных, рекомендуются комбинированные упражнения, увеличивающие подвижность одновременно в нескольких суставах (коленные - тазобедренные; коленные -голеностопные), а также упражнения, влияющие только на голеностопные суставы (сгибания, разгибания, движения внутрь, наружу). Для увеличения подвижности во всех отделах позвоночника рекомендуются наклоны, повороты туловища из различных исходных положений.

Данные научно- методической литературы свидетельствуют о том, что значительного улучшения результатов в развитии подвижности в суставах можно добиться через 2 - 4 месяца регулярных занятий.

Проведение работы по развитию гибкости юных пловцов с использованием статических упражнений планировались на три этапа.

На первом, обще-подготовительном этапе, в течение одного месяца разучивались комплексы упражнений на гибкость, при этом осуществляется контроль за правильностью выполнения упражнения, концентрацией внимания на растягиваемых группах мышц, правильном дыхании. Дыхание во время выполнения упражнения - поверхностное, во время отдыха - свободное. Растягивание осуществлялось в статическом режиме при индивидуально-максимальном растянутом положении, при субъективно-комфортном ощущении. Время удержания для упражнений активного характера - 20-30 секунд, для упражнений пассивного характера - 30-40 секунд.

На втором, развивающем этапе, в течение последующих трех месяцев группа занималась по разработанной нами методике в развивающем режиме, до тренировки в воде. Занятия проводились ежедневно (6 раз в неделю), в среднем 20-25 минут. Улучшение эластичности мышц и связок на суше позволяет выполнять плавательные движения в воде с оптимальной амплитудой при совершенствовании элементов техники.

Третий, поддерживающий, этап развития гибкости – упражнения выполнялись в поддерживающем режиме (3 раза в неделю.)

Такой вариант распределения тренировочного времени пловцов 10-11 лет в течение года, на наш взгляд, является оптимальным. То есть, в подготовительном периоде, на первом и втором этапах развития гибкости, планируется втягивающая работа в воде. В это время на суше проходит максимальное воздействие на увеличение подвижности в суставах. Далее, в середине года, на поддерживающем этапе, когда объем и интенсивность нагрузок растет, объем работы на гибкость снижается (3 раза в неделю), что позволяет планировать развитие физических качеств и специальную работу на суше. И, наконец, в конце года, когда растет число соревнований, идет подготовка к сдаче контрольно-переводных нормативов, упражнения на гибкость включается только в ежедневную разминку на суше, что позволяет оптимально спланировать время для специальной работы, участия в соревнованиях и восстановления юных спортсменов.

В начале эксперимента для выявления исходного уровня развития гибкости у пловцов 10-11лет проведено контрольное тестирование. Результаты представлены в таблицах 2 и 3.

                                                                                                 Таблица 2

Тестирование уровня гибкости в контрольной группе до начала педагогического эксперимента

 

 

ФИО Тест 1 Наклон вперед (см) Тест 2 Разгибание в коленных суставах (см) Тест 3 Выкрут (см) Тест 4 Прогибание  (см) Тест 5 Мост (см)
Морозова А.В. 14,5 3,5 38 22 13
Володин А.П. 17 7 18 9 8
Харичев  А.Н. 13,5 4 29 13 14
Цибина А.А. 13,5 2 32 18 11
Чугунова А.М. 13 2,5 25 19 13
Самойленко Т. 14 5 33 20 19
Кузнецов А. П. 15 4,5 29 24 10
Син С.В. 18 3 25 13 13
Кантемиров Е.Т 16,5 5 19 15 13
Кожевников Э. 14,5 3 22 13 14
Средний показатель 14,95 3,95 27 16,6 12,8

Таблица 3

Тестирование уровня гибкости в экспериментальной группе до начала педагогического эксперимента

ФИО Тест 1 Наклон вперед (см) Тест 2 Разгибание в коленных суставах (см) Тест 3 Выкрут (см) Тест 4 Прогибание  (см) Тест 5 Мост (см)
Олифиренко Н. 12,5 6 25 15 11
Алексеев Д.М. 14 3,5 20 14 10
Егорова С.Л. 11,5 4,5 28 12 15
Глушков Н.А. 15,5 5 32 22 13
Теплова С.И. 13,5 5 28 17 13
Иванов А.Н. 15 2 46 22 21
Иванова О.Н. 14,5 3 35 25 12
Чернышова Э. 16 1,5 25 14 10
Сапон П.Р. 16 3,5 18 11 13
Буда А.В. 19,5 3 15 15 15
Средний показатель 14,8 3,7 27,2 16,7 13,3

Далее после окончания эксперимента, было проведено повторное тестирование гибкости. Результаты тестирования представлены в таблицах 4 и 5.

Таблица 4

Тестирование уровня гибкости в контрольной группе после окончания эксперимента

ФИО Тест 1 Наклон вперед (см) Тест 2 Разгибание в коленных суставах (см) Тест 3 Выкрут (см) Тест 4 Прогибание  (см) Тест 5 Мост (см)
Морозова А.В. 15 4,5 38 21 12
Володин А.П. 17 7 17 10 8
Харичев  А.Н. 13,5 4,5 29 12 11
Цибина А.А. 13 3 30 18 10
Чугунова А.М. 13,5 3 25 17 13
Самойленко Т. 14 4,5 32 20 18
Кузнецов А. П. 15,5 5 25 24 12
Син С.В. 19 3,5 24 10 13
Кантемиров Е.Т 16 5 19 15 12
Кожевников Э. 15 3,5 22 12 13
Средний показатель 15,15 4,05 26,1 15,9 12,2

                                                                                                 Таблица 5

Тестирование уровня гибкости в экспериментальной группе после окончания эксперимента

ФИО Тест 1 Наклон вперед (см) Тест 2 Разгибание в коленных суставах (см) Тест 3 Выкрут (см) Тест 4 Прогибание  (см) Тест 5 Мост (см)
Олифиренко Н. 13 6 24 13 10
Алексеев Д.М. 15 3,5 16 13 8
Егорова С.Л. 12,5 4,5 27 9 14
Глушков Н.А. 15 5 32 21 12
Теплова С.И. 14 5,5 27 16 9
Иванов А.Н. 15,5 2,5 38 20 19
Иванова О.Н. 14,5 3,5 35 25 12
Чернышова Э. 16,5 1,5 23 13 10
Сапон П.Р. 16 3,5 18 12 11
Буда А.В. 19,5 4,5 16 15 14
Средний покозатель 15,15 4 25,6 15,7 11,9

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.