Освидетельствование предполагаемого места захоронения — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Освидетельствование предполагаемого места захоронения

2021-06-02 66
Освидетельствование предполагаемого места захоронения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

После повторной расчистки конструкции от грунта, проведенной 31 июля 2002 г… выяснилось, что она представляет собой трапециевидный в плане каменный фундамент утраченного ныне надмогильного камня, сложенный без связующего раствора из крупных блоков тесаного белого камня в два‑три ряда и ориентированный длинной стороной параллельно продольной оси храма. Блоки по внешним признакам аналогичны белокаменным блокам, из которых сложены стены церкви. Размеры фундамента: внешняя длина – 210 см, внутренняя длина – 160 см; внешняя/внутренняя ширина западного торца – 122/58 см; внешняя/внутренняя ширина восточного торца ‑104/55 см. Южная стенка фундамента отстоит от цоколя южной стены храма на 60–84 см. Толщина верхнего ряда кладки составляет около 20 см, толщина второго ряда – 22–32 см. Третий ряд кладки имеет лишь западная стенка, и его толщина в среднем составляет 17 см. Северная стенка фундамента заглублена в грунт на 85 см, южная – на 55 см.

В ходе выборки из внутренней полости фундамента грунта, который просеивался через металлическую сетку, выяснилось, что до глубины 0,8 м он заполнен слоем мусора, содержащего предметы последней четверти XX века – осколки стеклянных бутылок и оконного стекла, алюминиевые крышки от водочных бутылок Кашинского ликероводочного завода, обрывки полусгнившей хлопчатобумажной ткани и др., а также многочисленные обломки красного кирпича и белого камня. В заполнении фундамента встречены также фрагменты ромбовидных керамических плиток, покрытых коричневой поливой и чернолощеных, которыми, очевидно, был некогда вымощен пол храма. Найдено также несколько крупных костей (частично изъяты для исследования). Между блоками первого и второго яруса кладки южной стенки найдена медная копейка Елизаветы Петровны, отчеканенная

Под слоем мусора на глубинах 70–80 см открылся слой рыхлого желтого песка, на котором, как выяснилось, и покоился нижний ярус кладки фундамента. В толще песка найдены крупные куски обуглившейся древесины, разрозненные костные останки четырех человек (изъяты для исследования), 18 фрагментов сероглиняных, красноглиняных (в том числе ангобированных), белоглиняных и чернолощеных керамических сосудов XVI–XVII вв. В восточной половине фундамента встречен также белокаменный щебень, куски красного кирпича и осколки оконного стекла XX века.

На глубинах, начиная с 1 м у восточного торца фундамента и 1,3–1,4 м у его западного торца в толще песка прослежены две параллельные полосы темного древесного тлена, отстоящие друг от друга на 0,4–0,5 м и представляющие собой остатки боковых стенок деревянного гроба. Аналогичные полосы – остатки торцовых стенок гроба – прослежены под торцовыми стенками фундамента. Внутри остатков гроба залегают кости человеческого скелета, лежащего вытянуто на спине головой к западу – захоронение № 1. Бедренные кости ног располагаются параллельно, отстоя одна от другой на 23–25 см. Берцовые кости правой ноги несколько смещены в сторону от оси захоронения. На костях стопы правой ноги сохранились остатки погребальной обуви из тонкой темно‑коричневой кожи. Плечевые кости прижаты к туловищу, руки слегка согнуты в локтях таким образом, что кисти рук покоятся на лобке. Череп раздавлен грунтом, что не позволило достоверно установить его ориентацию. Ось погребения не вполне соответствует оси фундамента, а отклоняется от нее приблизительно на 15° к югу, так, что стопа левой ноги находится под серединой восточного торца фундамента, а череп залегает под его юго‑западным углом. Кости скелета перекрыты тонкой прослойкой древесного тлена от крышки гроба. Его дно, сохранившееся в виде слоя древесного тлена, располагается на материке – плотном однородном белом песке, который залегает на глубине 145 ему восточного и 170 см у западного торца фундамента. Рядом с изголовьем гроба найдено три фрагмента керамических сосудов (сероглиняного, белоглиняного и чернолощеного), которые датируются XVI–XVII вв.

После окончания расчистки захоронения № 1 и его графической и фотофиксации, обнаруженные останки по решению Комиссии были изъяты для дальнейшего лабораторного исследования, а данный участок храма приведен в первоначальное состояние.

 

МЕДИКО‑АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ОСМОТР КОСТНЫХ ОСТАНКОВ

 

1. Костные останки, собранные при расчистке мусора в храме

Костные останки представлены в двух заполненных доверху картонных ящиках размерами 60x35x40 см. В основном это кости крупных домашних животных (корова, свинья). Меньшее число костей относится к мелким домашним животным (собака, кошка) и птицам (гуси, куры).

Человеческие кости включают фрагменты трех бедренных костей (двух левых и одной правой), три фрагмента левой тазовой кости и неповрежденную правую локтевую кость.

Фрагменты двух бедренных костей (правой и левой) и правая локтевая кость, судя по большим габаритным размерам и выраженному мышечному рельефу, принадлежали мужчине зрелого возраста, без признаков старческих изменений, все другие кости – женщине пожилого возраста с признаками инволюции деформирующего артрита.

Костные останки плотные, серовато‑бежевого цвета, дефекты кортикального слоя и растрескивания отсутствуют. Кости лишены жирового компонента, сухие и обладают специфическим запахом… Указанные особенности свидетельствуют о сравнительно небольших сроках захоронения (около 100–200 лет).

2. Костные останки из заполнения фундамента

Представлены перемешанными костями четырех человек:

– ребенок в возрасте 18±4 месяца – начало прорезывания второго молочного моляра (разрозненные кости черепа, ребра, позвонки, длинные трубчатые кости, лопатки, тазовые кости);

– ребенок в возрасте 3 года ± 6 месяцев – полный набор молочных зубов, неполный колпачок коронки первого постоянного моляра (объем костного материала примерно такой же, как и у первого ребенка);

– пожилая женщин (правая большая берцовая);

– мужчина (фрагмент левой бедренной кости, три поясничных позвонка, три ребра).

При извлечении из грунта кости влажные, имеют яркий буровато‑оранжевый цвет. При высыхании их цвет приобретает вид костей п. 1 ¦ Состояние костных останков примерно такое же, как и костей п. 1.

Одна и та же половозрастная принадлежность костей взрослых людей, описанных в пунктах 1 и 2, и их анатомо‑морфологические особенности свидетельствует о принадлежности двум скелетам – мужчине и женщине.

3. Непотревоженное захоронение № 1

Располагается в остатках деревянного гроба на глубине 145 – 1 70 см от поверхности фундамента. Захоронение включает фрагменты мозгового и лицевого отделов черепа, двух шейных позвонков, верхнего грудного позвонка, нескольких ребер, костей таза (из области запирательного отверстия), костей предплечья (лучевая, локтевая), костей кисти (запястные, пястные), длинных трубчатых костей нижней конечности (бедренные, большие берцовые), надколенников, и костей стопы (таранная, ладьевидная, клиновидная).

Судя по степени стертости зубов (на полное сечение коронок), прижизненному отсутствию ряда зубов, в том числе первых моляров, и выраженному зарастанию черепных швов (с внутренней и наружной поверхностей), данные костные останки принадлежали лицу старческого возраста (не менее 60–70 лет).

Кости тонкие, небольших размеров, без выраженного костного рельефа, что указывает на их принадлежность скелету женщины небольшого роста субтильного телосложения.

Череп фрагментирован и включает лобную, теменную вместе с затылочной, височные и отдельные лицевые кости. Фрагменты костей лишь частично сопоставляются друг с другом ввиду наличия множественных мелких дефектов.

На черепе имеются следы механической травмы. На левой теменной кости в заднем ее отделе обнаружен дырчатый дефект правильной округлой формы, размерами 16x18 мм. Судя по характеру краев, данный дефект возник от ударного воздействия тупого твердого орудия округлой формы в направлении сзади наперед и несколько слева направо и снизу вверх.

При сопоставлении фрагментов левых височной и теменной костей, обнаружен дефект кости неправильно‑округлой формы размерами 21x17 мм. Данное повреждение скорее всего причинено тупым твердым предметом, действовавшим в направлении сверху вниз и слева направо. Минимальное расстояние между указанными дефектами кости 48 мм. Каких‑либо признаков заживления в области указанных дефектов не определяется.

Костные останки влажные, темно‑коричневого цвета, имеют множественные трещины и дефекты кортикального слоя. При незначительном физическом усилии подсохшее костное вещество крошится до пудрообразной консистенции. Эмаль зубов буроватая, дантин темно‑коричневый. На поверхности зубов множественные паутинообразные трещины. Отмеченное состояние костей свидетельствует о давности захоронения в несколько сотен лет (300–400 лет).

 

ВЫВОДЫ

 

1 При освидетельствовании предполагаемого места захоронения схимонахини Пелагии Ланяевой в церкви Вознесения г. Старицы Комиссия изучила ранее выявленную на уровне древнего пола конст‑пукцию из белокаменных блоков и обнаружила под ней непотревоженное захоронение, обозначенное нами № 1, а также разрозненные костные останки четырех человек (см. ниже).

7 Указанная в п. 1 конструкция из белокаменных блоков является фундаментом на котором некогда был установлен утраченный ныне надмогильный камень. Судя по расположению фундамента у южной стены основного объема храма, речь может идти только о камне схимонахини Пелагии Ланяевой. упомянутом в Описи 1903 года.

3. Ориентация продольной оси захоронения № 1, отклоняющейся приблизительно на 15° к югу от продольных осей фундамента и ныне существующего здания церкви, скорее всего соответствует ориентации продольной оси древней церкви, существовавшей здесь в период, когда было совершено захоронение.

4. Хорошее топографическое соответствие фундамента захоронению № 1 свидетельствует, что могильный камень, ранее находившийся на фундаменте, был призван отмечать именно данное захоронение.

5. Судя по облику белокаменных блоков, из которых сложен фундамент, аналогичных блокам, из которых возведены стены ныне существующей церкви Вознесения, построенной в 1763 г., а также по ориентации продольной оси фундамента вдоль продольной оси церкви Вознесения, указанный фундамент был сложен в ходе строительства ныне существующего здания церкви. На строительство фундамента во второй половине XVIII в. указывает находка среди блоков кладки медной копейки Елизаветы Петровны, отчеканенной в 1 758 г.

6. Обломки керамических сосудов, встреченные в слое, в котором совершено захоронение № 1, в том числе у изголовья гроба, датируются XVI–XVII веками и позволяют отнести захоронение к тому же периоду времени.

7. Остатки кожаной погребальной обуви, найденные в захоронении № 1, имеют многочисленные аналогии в русских городских и, в особенности, монастырских некрополях XI–XVII вв.

8. Предметы последней четверти XX столетия, встреченные в заполнении фундамента и слое, в котором было совершено захоронение № 1, свидетельствуют о том, что в этот период времени неустановленными лицами предпринимались раскопки внутри фундамента, не достигшие захоронения.

9. Разрозненные костные останки, найденные в слое песка выше захоронения, по‑видимому, относятся к более поздним, чем захоронение № 1 погребениям, разрушенным при строительстве фундамента и при раскопках последней четверти XX века.

10. Разрозненные костные останки, в различное время собранные в слое мусора, заполняющего внутреннее пространство храма и фундамента, происходят из захоронений, некогда совершенных в пределах существующего ныне здания церкви и разрушенных как при его строительстве, так и в последующее время, в основном, в XX столетии.

11. В слое мусора, вывезенного при расчистке храма, и в заполнении фундамента храма выше непотревоженного захоронения №] обнаружены части четырех человеческих скелетов, два из которых принадлежали детям первых лет жизни, а остальные – мужчине и женщине зрелого и старческого возраста. Давность захоронений не менее 100–200 лет.

12. Непотревоженное захоронение № 1 принадлежало пожилой женщине (свыше 60–70 лет) небольшого роста и субтильного телосложения. Давность захоронения около 300–400 лет.

13. На фрагментированном черепе женщины из захоронения № 1 обнаружены два повреждения в виде дырчатых дефектов кости размерами 16x18 мм и 21x17 мм, не имеющих признаков заживления. Данные повреждения возникли от двух сильных ударов тупым предметом с округлой ограниченной поверхностью соударения, диаметром около 17–18 мм.

14. Факт создания в XVIII в. надмогильного сооружения над значительно более древним захоронением означает, что оно особо почиталось.

1 5. С учетом изложенного выше, с высокой степенью вероятности можно опознать захоронение № 1 как останки схимонахини Пелагии Ланяевой. Наличие на черепе погребенной механических повреждений, если они носят прижизненный характер, свидетельствует о ее мученической кончине, что вполне согласуется с особым почитанием захоронения.

16. Для окончательного решения вопроса об основных групповых признаках личности погребенной из захоронения № 1. установления особенностей и давности захоронения, прижизненное или посмертное механических повреждений черепа и др. требуется детальное лабораторное исследование в условиях специализированного судебно‑медицинского учреждения.

__________________ Н.П. Будаков

__________________ Игумен Гермоген

__________________С.Ю. Журавлев

__________________ В.Н. Звягин

__________________ В.Н. Соколов

__________________ А.К. Станюкович

___________________А.В. Шитков

 

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. Балдина О. Д. От Валдая до Старицы. М., 1968. С. 58.

2. Там же. С. 89.

3. Там же. С. 92.

4. Крылов И. П. Старица и ее достопримечательности. Вып. 2., Старица. 1915. С. 43.

5. Балдина О. Д. Указ. соч. С. 92.

6. Историческое описание… С. 37.

7. Полное собрание русских летописей (далее – ПСРЛ). Т. XXIV. Типографская летопись. Пг, 1921. С. 25.

8. Пресняков А. Е. Завещание Василия III //В книге: Сборник статей по русской истории, посвященных С. Ф. Платонову. Пг., 1922. С. 71–80.

9. Юрганов А. Л. Старицкий мятеж //Вопросы истории. 1986, № 6.

10. Князь Андрей Старицкий умер 10 декабря 1537 года; ПСРЛ. Т. XXIV. С. 25.

11. ПСРЛ. Т. XIII. Летописный сборник, именуемый Тверской летописью. СПб., 1863. С. 118.

12. Там же. С. 135, 140.

13. Татищев В. Н. История Российская. Т. VI., М., 1966. С. 153, 156.

14. ПСРЛ. Т. XXXIV. С. 27–28.

15. ПСРЛ. Т. XIII. С. 215, 219–220, 224–225.

16. РК. С. 143.

17. Татищев В. Н. Указ. соч. С. 256.

18. РК. С. 162, 164, 167. 178.

19. Там же. С. 195.

20. Карамзин М. Н. История государства Российского. Т. IX., М., С. 23.

21. Каргалов В. В. Полководцы X–XVI вв. М., 1989. С. 240.

22. РК.С. 189, 211,222,224.

23. Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964. С. 477–478.

24. Там же. С. 82.

25. ПСРЛ. Т. XIII. С. 137.

26. Зубарев Ф. И. Что такое Старица и откуда произошло его название. Старица. 1913. С. 2.

27. Там же. С. 368.

28. Там же.

29. Скрынников Р. Г. Царство террора. СПб., 1992. С. 161

30. ПСРЛ. Т. XIII. С. 370. '

31. Там же.

32. Там же. С. 372.

33. Там же. С. 400: ДДГ. С. 422–424.

34. Сборник Русского исторического общества (далее – Сб. РИО) СПб., Т. 71. С. 77.

35. Послание Иоаганна Таубе и Элерта Крузе //Русский исторический журнал. Пг., 1922. Кн. 8. С. 45–46.

36. Карамзин М. Н. Указ. соч. М., 1993. Т. IX–XII. С. 59.

37. ПСРЛ. Т. XXXIV. С. 195.

38. Зимин А. А. Указ. соч. С. 477.

39. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. М. 1979. С 9.

40. ПСРЛ. Т. XIII. С. 392.

41. Тверские епархиальные ведомости. 1889., 1 февраля. С. 215.

42. Тверской патерик. Краткие сведения о Тверских местно чтимых святых. Казань. 1907. С. 102.

43. Там же.

44. Там же. С. 103.

45. Там же. С. 104.

46. Там же.

47. Там же.

48. Там же. С. 105.

49. Там же.

50. Там же. С. 106.

51. Орлов К. Иов, первый Патриарх Московский и Всероссийский. Тверь., 1907. С. 3.

52. Там же.

53. Тверские епархиальные ведомости, 1898, С. 104.

54. Соколов Н. К. Иов Патриарх Всероссийский и его время // Московские университетские известия, 1871, С. 2.

55. Архимандрит Феофилакт (Моисеев). Святитель Иов – первый русский патриарх. Тверь. 1996. С. 7–8.

56. ПСРЛ. Т. XIII. С. 400; ДДГ. С. 422–424.

57. Архимандрит Феофилакт. Указ. соч. С. 9.

58. Борисов Н. Церковные деятели средневековой Руси XII–XVI вв. М., 1988. С. 163.

59. Скрынников Р. Г. Святители и власти. Л., 1990. С. 273–274.

60. Там же. С. 274.

61. Орлов К. Указ. соч. С. 22–23.

62. Там же. С. 23.

63. Там же. С. 24.

64. Архимандрит Феофилакт. Указ. соч. С. 20–25.

65. Орлов К. Указ. соч. С. 40.

66. Там же.

67 Анпилов Н. Новые документы о России к. XVI – н. XVII вв. М… 1967. С. 77–78.

68. Историческое описание… С. 42.

69. Там же.

70. Костомаров Р. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Т. I. 5‑е изд., СПб., 1907. С. 592–594.

71. Скрынников Р. Г. Борис Годунов. М., 1983. С. 153.

72. Ключевский В. О. Курс русской истории. Ч.З., М… 1908. С. 28 – 30.

73. ПСРЛ. Т. XIV. С. 65.

74. Скрынников Р. Г. Указ. соч. Л., 1986. С. 148.

75. Там же. С. 149.

76. Там же.

77. Архимандрит Феофилакт. Указ. соч. С. 72.

78. Там же.

79. Там же. С. 76.

80. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Т. 8. М., 1963. С. 183.

81. История о первом Патриархе… С. 13.

82. Там же.

83. Тверской патерик… С. 45.

84. Там же. С. 39.

85. Историческое описание… С. 58.

86. Там же. С. 46.

87. История о первом Патриархе… С. 12.

88. Скворцов Д. Дионисий Зобниковский, архимандрит Троицкого Сергиева монастыря. Историческое исследование. Тверь., 1890. С.54.

89. Историческое описание… С. 46–47.

90. Там же. С. 47.

91. Там же.

92. Там же.

93. Исторический вестник. 1881. С. 21.

94. Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. Т. 2. М., 1961. С. 79–80.

95. Там же. С. 81.

96. Скворцов Д. Указ. соч. С. 176–187.

97. Историческое описание… С. 49.

98. Там же. С. 50

99. Там же.

100. Зубарев Ф.И. Город Старица и Вознесенский монастырь. Старица, 1914. С. 96.

101. Российский Государственный архив древних актов (далее – РГАДА). Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 456. Л. 21 об; Зубарев Ф. И. Указ. соч С 123.

102. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Кн. 459. Л. 35; Зубарев Ф. И. Указ соч. С. 124.

103. Крылов И.П. Материалы для истории города Старицы. Старица 1904. С.32. '

104. Крылов И.П. Старица и ее достопримечательности. Старица 1903. С. 28.

105. РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 114. Л. 2–2 об.

106. Там же. Л. 8 об.

107. Там же. Л. 10 об.

108. Государственный архив Тверской области (далее – ГАТО). Ф. 160. Оп. 14. Д. 199‑1. Л. 1.

109. Там же.

110. Там же. 4 об.

111. ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 200‑1. Л. 1–1 об.

112. Там же. Д. 219‑1. Л. 2–2 об.

113. Там же. Л. 3.

114. Там же. Д. 23679. Л. 13–13 об.

115. Зубарев Ф.И. Указ. соч. С. 132.

116. Там же. С. 131.

117. ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Д. 287. Л. 29об‑31.

118. Зубарев Ф.И. Указ. соч. С. 179–180.

119. Там же. Оп. 14. Д. 211‑1. Л. 2–2 об.

120. Там же. Д. 207. Л. 1–1 об.

121. Там же. Л. 3.

122. Там же. Л. 17.

123. Там же. Л. 19.

124. ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 220‑1. Л. 1.

125. Там же. Л. 3.

126. Там же. Оп. 14. Д. 254‑1. Л. 1.

127. Зубарев Ф.И. Указ. соч. С. 128.

128. Там же.

129. Там же.

130. ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 19115. Л. 1–3.

131. Там же. Л. 3, 4, 7.

132. Там же. Л. 29–30 об.

133. Крылов И.П. Указ. соч. С. 27–28.

134. Зубарев Ф.И. Указ. соч. С. 113.

135. Тверской патерик. Краткие сведения о тверских местно чтимых святых. Тверь., 1991. С. 46.

136. ГАТО. Ф. 103. Оп. 1. Д. 287. Л. 31.

137 Материалы для истории Тверской епархии. Тверь., 1898. С. 29–30; Орлов К. Патриарх Иов. Тверь., 1907; Зубарев Ф.И. Указ. соч.

138. Материалы для истории Тверской епархии. С. 29–30.

139. Зубарев Ф.И. Указ. соч. С. 96–97, 130.

140. Там же. С. 97.

141. Тверские епархиальные ведомости. 1889, № 6. Часть неофициальная. С. 189–215.

142. Зубарев Ф.И. Указ. соч. С. 132–133.

143. Там же. С. 132.

144. Там же. С. 133.

145. Митрополит Макарий. История Русской Церкви. Т. 10. СПб., 1881.С.107.

146. Цветков Д. Старица и окрестности. М., 1986. С. 11–12.

147. Историческое описание… С. 63.

148. Там же. С. 64.

149. Памятники литературы Древней Твери / Вступительная статья, переводы и комментарии В. 3. Исакова. Тверь., 2002. С. 95–96.

150. Вестник Старицкого Уездного Исполнительного Комитета от 28 апреля 1918 г.

151. Там же, от 18 сентября 1918 г.

152. ГАТО. Ф. Р‑1829. Оп. 2. Д. 74. Л. 115–116.

153. ГАТО. Ф. Р‑1829. Оп. 2. Д. 74. Л. 123.

154. Там же. Ф. 160. Оп. 1. Д. 32429. Л. 1 об.

155. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991. С. 29.

156. ГАТО. Ф. Р‑1320. Оп. 2. Д. 108. Л. 153.

157. Вестник Старицкого Уездного Исполнительного Комитета от 14 апреля 1918 г.

158. Там же. От 9 августа 1918 г.

159. ГАТО. Ф. Р‑1320. Оп. 2. Д. 97. Л. 18.

160. Там же. Ф. Р‑1829. Оп.1. Д. 59. Л. 3–3 об.

161. Там же. Л. 1.

162. Там же. Ф. 488. Оп. 5. Д. 62. Л. 140 об.

163. Там же. Ф. Р‑56. Оп. 1. Д. 130. Л. 66.

164. Шитков А.В. Заложник эпохи. Старица., 2000. Илл. 10.

165. Станюкович А.К. Гробница преподобного Никиты Столпника, Переславского Чудотворца. Звенигород., 2001. С. 7–9.

166. См. подробнее об этом: Звягин В. Н. Опыт медико‑криминалистического исследования церковных захоронений. // Проблемы комплексного изучения церковных и монастырских некрополей (под редакцией д. и. н. А. К. Станюковича. Звенигород., 2003. С. 165–222.

 

БИБЛИОГРАФИЯ ИСТОЧНИКИ

 

1. Государственный архив Тверской области (ГАТО):

Ф. 103 – Тверская ученая архивная комиссия. Оп. 1. Д. 234, 287, 19115.

Ф. 160 – Тверская духовная консистория. Оп. 1. Д; 200/1, 219/1, 220/1.Д. 3577, 3818, 10562, 11881, 19115,22444,25921; Оп. 2. Д. 4485, 4491,4496,4501,4619,4622,4660; Оп. 14.Д. 151, 165/13, 197/1, 198/1,199/1,200/1,207,211/2,211/3,211/5,214,219/1,220,220/1,253,254/1,259/1,262/1,263/1,264/1,264/2,264/3,266/1,267/1.

Ф. 189 – Успенский мужской монастырь (Старицкий уезд). Оп. 1. Д. 11,12,79,210,220.

Ф. Р‑56 – Областной краеведческий музей Калининского областного управления культуры. Оп. 1.Д. 1,28,57, 130, 125, 133, 197, 199.

Ф. Р‑1320 – Старицкий уездный исполнительный комитет. Оп. 2. Д. 21, 97, 108,120,142.

Ф. Р‑1829 – Отделы управления исполкомов (Старицкий) уездных Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Оп. 1.Д. 15, 59, 74; Оп. 2. Д. 74.

2. Историческая библиотека Тверской епархии. Тверь., 1879., Т. 1.

3. ПСРЛ. Т. VII. Воскресенская летопись. СПб., 1856.

4. ПСРЛ. Т. VIII. Продолжение летописи по Воскресенскому списку. СПб., 1859.

5. ПСРЛ. Т. XV. Летописный сборник, именуемый Тверской летописью. СПб., 1863.

6. ПСРЛ. Т. XV. Вып. I. Рогожский летописец. М., 1965.

7. ПСРЛ. Т. XXXV. Летописи белорусско‑литовские. М., 1980.

8. Разрядная книга 1475–1598 гг. М, 1966.

9. РГАДА: Ф. 280. Оп. 3. Д. 114; Ф. 281. Оп. 1. Д. 11675; Ф.1209. Оп. 1.Кн. 456, 459.

10. Сборник русского исторического общества. Т. 71. СПб., 1887.

11. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел. М., 1819.

12. Татищев В.Н. Собрание сочинений. Т. VI. История Российская. Ч. 4. М, 1996.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

13. Александрова Н. Второе рождение Успенского монастыря // Газ. «Старицкий вестник», 1 февраля 1997 год.

14. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991.

15. Анпилов Н. Новые документы о России конца XVI – начала XVII вв. М., 1967.

16. Атеизм в СССР: становление и развитие. М., 1986.

17. Афанасий (Сахаров), епископ. О поминовении усопших по уставу Православной Церкви. СПб., 1999.

18. Балдин В.И., Манушина Т.Н. Древнерусское искусство Троице‑Сергиевой Лавры. М., 1996.

19. Балдина О.Д. От Валдая до Старицы. М., 1968.

20. Беляев Л.А. Русское средневековое надгробие. М, 1996.

21. Борзаковский В. С. История Тверского княжества. СПб., 1876.

22. Борисов Н. Церковные деятели средневековой Руси XIII–XVI вв. М, 1988.

23. Вениамин, архиепископ. Новая Скрижаль или Объяснение о Церкви, о Литургии и о всех службах и утварях церковных. Т. II (репринт с издания 1899 г.). М, 1992.

24. Вестник Старицкого Уездного Исполнительного Комитета от 14 апреля, 28 апреля, 9 августа, 18 сентября 1918 г.

25. Воронин Н.Н. Зодчество Северо‑Восточной Руси XII–XV веков Т.2. М., 1962.

26. Генеральное соображение по Тверской губернии, извлеченное из подробного топографического и камерального по городам и уездам описаниям 1783–1784 гг.//Тверская старина, 1993,№ 4–5.

27. Гордиенко Н.С. Новые православные святые. Киев., 1991.

28. Греч А.Н. Венок усадьбам // Памятники Отечества. М, 1995.

29. Дионисий (Клюев), монах. Святые старицкой земли. / Старица‑путь длиною в семь веков 1297–1997 гг. Научно‑практическая конференция, посвященная 700‑летию г. Старицы Доклады и сообщения. Тверь., 1997.

30. Ёлкина И.И., Насырова Н.Ш, Станюкович А.К. Церковная археология и реставрация Православных святынь в Звенигородском музее // Звенигородская земля. История, археология, краеведение Звенигород, 2001.

31. Елкина И.И., Станюкович А.К. Полевая консервация, реставрация и исследования археологического текстиля (находки в усыпальнице бояр Романовых Московского Новоспасского монас‑тыря) // Естественнонаучные методы в полевой археологии. Вып. 3. М., 2000.

32. Зимин А.А. Опричнина Ивана Грозного. М., 1964.

33. Зубарев Ф.И. Что такое Старица и откуда произошло его название. Старица, 1913.

34. Зубарев Ф.И. Город Старица и Вознесенский монастырь. Старица, 1914.

35. Историческое описание Старицкого Успенского монастыря. Составлено настоятелем Старицкого монастыря игуменом Арсением. Тверь, 1896.

36. История о первом Патриархе Иове Московском / Русская историческая библиотека, издававшая Археологической комиссией. Т. XIII. СПб., 1881.

37. Канонизация святых в XX веке. М., 1999.

38. Карамзин М.Н. История государства Российского. Т. IX–XII. Калуга, 1996.

39. Каргалов В.В. Полководцы X–XVI вв. М., 1989.

40. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 2. М., 1961.

41. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871; репринтное изд. – М., 1988.

42. Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. 3. М., 1908.

43. Ключевский В.О. Сочинения. Т. VI. М., 1959.

44. Козлов В.Ф. Гибель церковных колоколов в 1920‑1930‑е годы / Знаменитые колокола России. М., 1994.

45. Костомаров Р.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Т. 1. 5‑е изд. СПб., 1907.

46. Крылов И.П. Исторический очерк Старицкого Успенского монастыря. Старица, 1910.

47. Крылов И.П. Материалы для истории города Старицы. Вып. 1. Старица, 1905.

48. Крылов И.П. Старица и ее достопримечательности. Вып. 2. Старица, 1915.

49. Кудрявцев М., диакон. История православного монашества в Северо‑Восточной России со времен преп. Сергия Радонежского. М., 1881.

50. Левин М., Хворостова Е. О чем рассказали летописи: Заметки археологов. Вып. 8 // Газ. «Верный путь», 24 августа 1982 г.

51. Мавродин В.В. Образование единого русского государства. М., 1951.

52. Макарий, митрополит. История Русской Церкви. Т. 10. СПб., 1881.

53. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX – начала XX в. М., 1984.

54. Материалы для истории Тверской епархии. Тверь., 1898.

55. Маштафаров А.В. Старицкие монастыри в документах XVI в. // Русский дипломатарий. Вып. 4. М., 1998.

56. Михайловская О. Возрождение // Газ. «Старицкий вестник», 25 декабря 1996 г.

57. Мусин А., диакон. Погребальный обряд древнерусского монастыря: Студийский устав, письменные памятники, данные археологии // Памятники старины. Концепции. Открытия. Версии. Т. II. СПб‑Псков, 1997.

58. Нива, 1877, № 6.

59. Орлов К. Иов, первый Патриарх Московский и Всероссийский. Тверь., 1907.

60. Памятники литературы Древней Твери. Тверь. 2002.

61. Переяслов Н.В. Памятники – это память… // Газ. «Старицкий вестник», 8 июня 1991 г.

62. Переяслов Н.В. «Это мое служение Господу…» // Газ. «Старицкий вестник», 12 сентября 1992 г.

63. Петров Д.П. Памятники русского зодчества в Старице // Газ. «Верный путь», 7 марта, 1 апреля 1989 г.

64. Православный церковный календарь на 1992 год. М., 1991.

65. Рикман Э.А. Обследование городов Тверского княжества // Краткие сообщения института истории материальной культуры Вып 41.М., 1951.

66. Рогозянский А. Страсти по мощам. Из истории гонений на останки святых в советское время. СПб., 1998.

67. Русское православие. Вехи истории. М., 1990.

68. Сахаров A.M. Города Северо‑Восточной Руси XIV–XV веков М., 1959.

69. Скворцов Д. Дионисий Зобниковский, архимандрит Троицкого Сергиева монастыря. Историческое исследование. Тверь., 1890.

70. Скрынников Р.Г. Борис Годунов. М.,'983.

71. Скрынников Р.Г. Святители и власти. М., 1990.

72. Скрынников Р.Г. Царство террора. СПб., 1992.

73. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых СПб., 1862; репринтное изд. – М., 1990.

74. Смирнов Д.И. Возрождение Старицкого монастыря // Газ «Старицкий вестник», 31 января 1998 г.

75. Смирнов Д.И. Дионисий – защитник Отечества // Газ «Верный путь», 18 января 1990 г.

76. Смирнов Д.И. Дионисий – местночтимый святой / В кн.: Имена в истории края. Тверь, 1997.

77. Смирнов Д.И. Монастыри – школы православия // Газ. «Старицкий вестник», 21 марта 1998 г.

78. Смирнов Д.И. Святой Герман // Газ. «Верный путь», 18 мая 1990 г.

79. Смирнов Д.И., Петров Д. А., Шитков А. В. Летопись древнего города. Тверь., 1996.

80. Соболев А.Н. Мифология славян. Загробный мир по древнерусским представлениям. СПб., 2000.

81. Соколов Н.К. Иов – Патриарх Всероссийский и его время // Московские университетские известия. 1871.

82. Соколова В.Н. Дамаскин из Старицы // Газ. «Верный путь», 6 декабря 1988 г.

83. Соколова В.Н. Игумен Дамаскин (Дамиан Кононов). Тверь., 1977.

84. Сорина Х.Д., Урбан Ю.И. Из истории Верхневолжья: Период феодализма. Курс лекций. Вып. 1., Ч. 1. Калинин., 1976.

85. Станюкович А. К. Гробница преподобного Никиты Столпника, Переславского чудотворца. Звенигород. 2001.

86. Стариков В. Каменное зодчество XIV–XVI веков в Старице // Газ. «Верный путь», 17 октября 1968 г.

87. Старицкий инок: начало пути // Газ. «Старицкий вестник», 24 июня 1998 г.

88. Тверская старина. Январь‑февраль 1912 г. Старица.

89. Тверские епархиальные ведомости. 1884, 1, 15 января; 1889. 15 января, 1 февраля, 1 апреля, 15 октября; 1898. 15 февраля; 1901. 1 ноября; 1907. 1 февраля, 1 марта.

90. Тверской патерик. Краткие сведения о Тверских местно чтимых святых. Казань., 1907; репринтное издание: Тверь, 1991.

91. Феофилакт (Моисеев), игумен. Святитель Иов – первый русский патриарх (К 400‑летию учреждения патриаршества)//Богословские труды. Сборник 30. М., 1990.

92. Феофилакт (Моисеев), архимандрит. Святитель Иов – первый русский патриарх. Тверь, 1996.

93. Цветков Д.А. Памятники древнего зодчества // Газ. «Верный путь», 26 декабря 1965 г.

94. Цветков Д.А. Старица и окрестности. М., 1977; 1986.

95. Шитков А.В. Где пустуют храмы, пустуют и души // Истина и жизнь. № 4. 1999.

96. Шитков А.В. Жестокая судьба Успенского… // Газ. «Старицкий вестник», 24 июля 1996 г.

97. Шитков А.В. Заложник эпохи. Старица., 2000.

98. Шитков А.В. «… Любовь к родному пепелищу…» // Газ. «Старицкий вестник», 17 апреля 1996 г.

99. Шитков А.В. Первый патриарх Иов – 400 лет // Газ. «Верный путь», 4 февраля, 7 февраля 1989 г.

100. Шитков А.В. Поруганная святыня // Газ. «Старицкий вестник», 27 июля 1996 г.

101. Шитков А.В. По ком молчит колокол?.. // Газ. «Старицкий вестник», 25 июля 1991 г.

102. Шитков А.В. Прохожий, остановись… // Газ. «Старицкий вестник», 1 августа 1991 г.

103. Шитков А.В. Там, где ветры пели панихиду // Газ. «Труд», 20 сентября 2002 г.

 

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.241 с.