Г. Духовная грамота (завещание) Патриарха Иова — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Г. Духовная грамота (завещание) Патриарха Иова

2021-06-02 27
Г. Духовная грамота (завещание) Патриарха Иова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Духовная грамота (завещание) была написана Патриархом в трудные времена. Лжедмитрий наступал, дни царя Бориса Годунова были сочтены. В России началась Смута. Патриарх предвидел, что впоследствии он может быть лишен возможности спокойно осмыслить свои земные дела. Потому, не дожидаясь, когда пожар гражданской войны охватит столицу, Иов продиктовал и собственноручно подписал грамоту и велел привесить к ней на малиновом шнурке личную красного воска печать, такую же, как на грамоте об учреждении патриаршества в России.

Воспроизводится по СГГиД. М… 1819. Т. 2. № 82.

«Во имя пресвятыя и пребезначальныя животворящие единосущ‑ныя неразделимыя Троица, Отца, и Сына, и Святого Духа!

Аз, раб божий, смиренный грешный Иев патриарх царствующаго града Москвы и всеа Русии, неизреченными его судьбами превысокия и неведомыя Премудрости Божия человеколюбия, ими ж той сам един весть, повелением блаженныя памяти великого государя царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии самодержца избран и поставлен бых, рукоположением преосвящ(енн)аго Дионисия митрополита всеа Русии и прочими архиепископы, и епископы, и освященным собором возведен на престол на Коломенскую епископию пречистой Богородице честнаго и славнаго ея Успения в лето 7089 U 581) апреля в 16 день. И тамо бывшу ми на престоле четыре лета, и оемь месяц, и двадесять пять дней.

Божиим изволением, и повелением блаженныя памяти царя и и государя великого князя Феодора Ивановича всеа Русии самодержца, и рукоположением того же пресвященнаго Дионисия митрополита всеа Русии и с прочими архиепископы, и епископы, и со освященным собором поставлен и возведен на Ростовскую архиепископию к пречистой Богородице честнаго и славнаго ея Успения и великих чюдотворцев ростовских епископов Леонтия, Исайя, Игнатия и Иякова в лето 7094 (1586) генваря в 9 день. И бывшу ми на престоле Ростовские архиепископия год без единого месяца.

И потом неизреченным промыслом превысокого Божия человеколюбия и повелением блаженныя памяти великого государя царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Русии самодержца избран и понужден бых от него, государя, аз, смиренный, на великую митрополию царствующаго града Москвы и всеа Русии. И рукоположением от бывших ту архиепископов, и епископов, и всего освященнаго собора Руския, митрополия возведен и поставлен в митрополиты на превеликий престол, в великую соборную апостольскую церковь пречистыя Богородица честнаго и славнаго ея Успения и великих чюдотворцов московских и всеа Русии Петра, и Алексея, и Ионы, в царствующий град Москву Руския митрополия в лето 7095 (1586) декабря в 11 день на память преподобнаго отца нашего Даниила Столпника.

И правящу ми престол Руского митрополия два лета, и месяц един, и четырнадцать дний. И благословением Бога Отца вседержителя, и споспешением сопрестольного и единородного Сына его Бога и Господа Исуса Христа, и содействием Пресвятого и животворящего Духа того единого божества и единого существа неразделимыя Троица неизреченными судьбами и превысоким промыслом, прииде бо в царствующий превысочайший славный и преименитый град Москву пресвятейший Вселенский патриарх Константинопольский кир Иеремия к славнейшему и пресветлейшему, благочестивому ж и православному к милостивому государю Богом венчанному царю и великому князю Феодору Ивановичю всеа Русии самодержцу неких ради потреб – или паче реку неизреченным промыслом Содетеля все, веры ради благочестиваго царя.

Истинного же благочестия ревнитель, христолюбивый царь и великий князь Феодор Иванович всеа Русии, осияваем благодатию Пресвятого Духа, желанием и любовию побеждаем, о еже снискати премирное и достохвальное богатьство, како бы украсити превысочайший престол великия Росийския церкви патриаршеским достоинством, полагает совет с супругою своею благочестивою и христолюбивою царицею великою княгинею Ириною и возвещает царскую свою мысль ближнему своему приятелю и истинному доброхоту и правителю Руския земля Борису Феодоровичю.

Он же, слышав совет благ от уст самодержавных, вельми возрадовася душею, ведый, яко Божиим хотением сицево тщание бысть и вера благочестиваго царя. Вкупе ж и сам Богом подвизаем трудолюбным подвигом и великим радением, возвещает благое трудолубие у Христолюбиваго царя святейшему Вселенскому патриарху Константинопольскому кир Иеремию. И совета блага просит от его понеже и сам от многаго благого.

Слышав же се святейший Вселенский патриарх Иеремие, вельми возрадовась душею и благодарная воздате всесильному и премудрому Богу о благости Господня и всемощныя его силы, иже от своего исполнения преподатетолико благосердие и веру о Святем Дусе сыну своему, Богом венчанному царю и государю великому князю Феодору Ивановичю всеа Русии самодержцу, такоже и тебе, правителю Руския земли и искреннему доброхоту царскому, толико попечением и трудолюбезный подвиг ко исполнению православныя христианския веры и к велелепию и к превысочайшей чести святыя превеликия соборныя апостольския церкви; благодатию же Пресвятого и животво‑рящаго Духа и праведныя ради веры самодержавнаго государя желание сердец ваших исполнит премилосердный Бог, по реченному: «Аще что просите с верою, во имя мое, дасться вам».

И Божиим превысоким человеколюбием, и изволением о Святем Дусе блаженныя памяти сына моего, Богом венчаннаго царя и государя великого князя Феодора Ивановича всеа Русии самодержца, паче ж попечением и труды истиннаго по благочестии поборника, искренняго доброхота и ближнего приятеля царева, о Святем Дусе присно возлюбленнаго ми сына и государя правителя Руския земли Бориса Феодоровича, ныне же, Божиею милостию, Богом венчаннаго царя и государя и самодержца всея Руския земли, благословением и рукоположением святейшего Вселенского патриарха Константинопольского кир Иеремия, по уставу и по правилом божественных апостол и святых отец, и по совету преосвященных митрополитов, и архиепископов, и епископов, и всего освященнаго собора великого Росийского скифетродержания и Греческаго, аз, смиренный Иев, избран и поставлен на патриаршество в преименитом и царствующем граде Москве в соборной апостольской церкви пречистыя Богородица честнаго и славнаго ея Успения на превысочайший престол руских первопрестольников и великих святителей и чюдотворцев Петра, и Алексея, и Ионы в лето 7097 (1589) генваря в 26 день на память пРеподобнаго отца нашего Ксенефонта и чад его.

По поставлении же нашего смирения на патриаршество, отец мой и брат о Святем Духе святейший Вселенский патриарх кир Иеремия свои престол в Констянтинъград отъиде. И тамо, созвавшу ему собор святейших вселенских патриархов Александрейского, и Антиохейского, и Ерусалимского, такоже и преосвященных митрополитов, и архиепископов, и епископов греческих, иже под их областию сущих, и соборне о поставлении нашего смирения великим утверждением утвердиша и писмены написаша, яко и по нас в род и род Росийской церкве патриаршеским благолепием украшатися и поставлятись патриархом в царствующем граде Москве избранием и повелением благочестивых царей и великих князей всеа Русии от сущих ту митрополитов, и архиепископов, и епископов, иже под нашим патриаршеством во области Росийскаго скифетродержания. И таковое писание своими руками подписаша и печатьми запечатлеша, яко и во веки быти тому непоколебиму и неподвижиму. И прислаша к самодержавному великому государю царю и великому князю Феодору Ивановичю всеа Русии самодержцу с преосвященным Дионисием митрополитом Терновским на большее утверждение.

Повнегда же приимшу ми той превеликий престол и правящу, пребых на нем лет…

(далее в подлиннике оставлено пустое место, ибо дни жизни и патриаршества Иова еще не были отмерены).

Весть же Бог, в колико рыдание и слезы впадох, отнеле ж взыде на мя сан святительства, ово немощи ради своея, понеж не имущу ми довола духовнаго, ино ж о бедах человеческих паствы моея много болезновах и лютыми напастьми погружаем бых. Еще ж к сим в многи скорби и в печали впадох о преставлении о Святем Дусе сына моего, благовернаго и благороднаго христолюбового царя и великого князя Феодора Ивановича, государя и самодержца всеа Русии. И всяко вещем сопротивное нападе на мя: озлобление и клеветы, укоризны, рыдания ж и слезы – сия убо вся мене смиренаго достигоша.

Паки ж премудраго содетеля, благаго и преблагаго промысленика, человеколюбца Бога Господа нашего Исуса Христа и пречистыя Богородицы молением, и великих чюдотворцев Петра, и Алексея, и Ионы, и всех святых молитвами ко всещедрому и всесильному в Троицы славивому Богу, паче же чюдотворных и многочюдесных икон подвигом, повелением и благословением сестры его, благочестивые великия государыни царицы и великия княгини иноки Александры (в миру царицы Ирины Федоровны, урожденной Годуновой), изранием же и молением нашего смирения, и всего освященнаго собора, и многочисленнаго православия всенароднаго множества великого Росийского государства, взыде на превысочайший царский престол премудрый храбрый великий государь царь и великий князь Борис Феодорович всеа Русии и венчася царским венцем и святыми бармами от нашего смирения и всего освященнаго собора. Сего ради от печали свободу приях, и порадовахся вельми о нем, государе, и во благоден‑СВ°ии пребывах, понеже бо зело всячески меня преупокои во вся дни живота моего.

Егда же бех на Коломенской епископьи, и на Ростовской архиепис‑копьи тако же и в митрополитех, и на патриаршеском степени, яко не могу по достоянию изрещи превеликия его царския милости к себе, смиренному, но за еже ко мне благодения и великого его царского милосердия Христос, великий дарователь, воздаст ему праведную свою мзду в нынешний век и в будущий!

Преходящим же летом и да… (в подлиннике пропуск для заполнения количества лет) лет возраста моего доспевшу, паки постиже мя старость, впадох в частныя разлияныя телесныя болезни, ими же и ныне содержим есть, человеколюбие от Бога наказуем, ничто ж ми ино возвещаще, разве смерть и Страшный суд владыки моего Христа Бога.

Первое убо сам исповедую Богом преданую апостольскую и отеческую веру православия истинного благочестия, еже во святую Троицу, и елико святая Церковь священная догматы прияла от Бога, и от святых апостол, и от святых божественных отец вселенских седми соборов и поместных святых отец и особ сущих, любезне из глубины сердца многою верою приемлю и почитаю, яко же исповеданием моим написано – то и предах святей божественней Церкви, внегда вначале рукополагахся преосвященным Дионисием митрополитом и всем освященным собором на Коломенскую епископию, також и на Ростовскую архиепископью, потом же и на великий престол Руския митрополия рукоположением от сущих ту архиепископов и епископов, таже и на превысочайшую степень патриаршества святейшим Вселенским патриархом Констянтинопольким кир Иеремием и освященным собором Росийского скифетродержания и Греческаго. 1акоже и всех молю, наказую, яко присная ми чада, вся священная и апостольская и отечесткая предания цела и неподвижима во веки соблюдати.

Да елицы сих от жития сего отъидоша и елицы еще живи суще, всем подаю о Христе любезное целование и конечное прощение, и сам от нихтакожде от всех вкупе прощения прошу. И всем святейшим всселенским патриархом прежде представльшимся и еще живым сущим даю мир, и любовь, и прошение, и сам от них такожде благословения и прощения желаю получити.

Господину и о Святем дусе брату моему святейшему Вселенскому Патриарху Константинопольскому преставльшемуся кир Иеремею Мир и любовь, и прощение, и сам от него такоже благословения прощения прошу.

Православным царем, и царицам, и чадом их преставльшимся и живым сущим даю мир, и благословение, и прощение, и сам от них такоже прощение желаю получити.

Благоверным великим князем, и великим княгиням, и их благородным чадом всеа Русии представльшимся подаю мир, и благословение, и прощение, и сам от них такоже прощение желаю получити.

Благоверному и христолюбивому преставльшемуся царю великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии, во иноцех Ионе, даю благословение и прощение, такоже и сам от него прошу прощения.

Благоверному и христолюбивому о Святем Дусе сыну моему преставльшемуся царю великому князю Феодору Ивановичю всеа Русии даю благословение и прощение, також и сам от него желаю прощение получити.

Благоверному царевичю князю Ивану Ивановичю преже почившему даю мир, и благословение, и прощение, и сам от него також прощения прошу прияти.

Благоверной государыне царевне и великой княжне Феодосье преставльшейся подаю мир, и благословение, и прощение, такоже и сам от нея желаю прощения получити.

Преставльшимся государю Феодору Ивановичю и его благоверной супруге Стефаниде, во иноцех Сундулее, иже израстивши нам прекрасный плод благочестия, Богом венчаннаго царя нашего, подаю мир, и благословения, и прощение, такоже и сам от них прощения желаю получити.

Благоверной христолюбивой государыни царице и великой княгине иноке Александре Феодоровне всеа Русии мир, и благословение, и конечное прощение, також и сам от нея благословение и прощение прошу.

Богом избранному, благоверному и христолюбивому и святым елеом помазанному о Святем Дусе, присно возлюбленному ми сыну и государю, Богом венчанному царю и великому князю Борису Феодоровичю всеа Русии самодержцу подаю мир, и благословение, и конечное прощение, и сам от него того же прошу прощения получити.

Благоверной и христолюбивой государыне царице и великой княгине Марие подаю мир, и благословение, и конечное прощение, и от нея також прощение желаю получити.

Государю благоверному и христолюбивому царевичю князю Федору Борисовичю всеа Русии даю мир, и благословение, и конечное прощение, и сам от него також желаю прощение получити.

Христолюбивой государыне царевне и великой княжне Ксение Борисовне подаю мир, и благословение, и конечное прощение, и от нея желаю також прощение получити.

И кому послит Бог быти по нас брату нашему первопрестольнику К ысочайшем степени Росийскаго патриаршества, оставляю мир и благословение, и прощение, також и сам от него прощение прошу прияти.

Преосвященным митрополитом, и архиепископом, и епископом, под приделом нашего патриаршества прежде почившим, и в наши лета преставльшимся, и ныне еще живым сущим, и елико по нас поставлены будут, подаю о Христе мир, и благословение, и конечное прощение, також и сам от них желаю благословения и прощения получити.

Також и всем повсюду православным митрополитом, и архиепископом, и епископом, и всему священническому чину и иноческому оставляю мир и благословение и от них такоже прошу прощения пряти.

Такоже и всем боляром, и вельможам, и дворяном, и всему христолюбивому воинству, и всем православным христианом, и с их женами и з детьми – оставляю мир, и благословение, и прощение, и сам от них також от всех прошу прощение прияти.

И аще кого будет есмь запретил вниманием или невниманием, а кто будет разрешения от мене не поискал забвением, или простотою, или за оскудение ума – и тех всех о Святем Дусе имею разрешены и прощены во всех летех моих, отнележ поставлен был на степень святительства.

И аще кто будет на мя в чем позазрел, или пороптал явно, или втайне изрекл – митрополит, или архиепископ, или епископ и от всякого священническаго и иноческаго чину, и от вельмож, и от всех мирских человек, мужей и жен – елицы исповедаша ми и прощение пояша – да будут прощени и благословени в сий век и в будущий.

Аще ж кто стыдением, или небрежением, или забвением, за оскудения ума своего ни во что ж вместиша сия, или опасением, бояся мене, не исповедаша ми, или уже умерше, или еще живи суще – тем всем даю благословение и прощение, понеже сие мое есть и моя область, данное ми от Пресвятого и животворящаго Духа, еже разре‑шати их и прощати; и от них такоже прошу прощение получити.

Тем же убо всех разрешаю, и благословляю, и прощаю.

А которых есмь священников и дьяконов по правилам святых постол и святых отец по великим каноном от священства возбранил их достоинство – и тех прощаю, а священствовати отнюдь не повеваю и не благословляю, понеже сие не моея власти есть, еже их Разрешати ко священству.

Елицы ж по Христову евангельскому словеси сотвориша, же рече Господь: «Слушай вас, мене слушает, и приемлей вас, мене приемлет; приемляй пророка во имя пророче, мзду пророчю приемлет; приемляй праведника во имя правиднича, мзду праведничю приемлет», – и сицево сотвориша, и возлюбиша, и почтиша нас, Господа ради и Евангелия, егда бехом во епископех, и во архиепископех, такоже и митрополитех и на великом степени патриаршества – буди на тех милость Божия, и пречистыя Богородицы, и великих чюдотворцев Петра, и Алексея, и Ионы, и всех святых, такоже и нашего смирения благословения, да воздаст им Господь Бог праведную свою мзду в сий век и в будущий: се уже предаю многогрешную свою душу в щедроты человека любия Божия.

Тебе же, Богом избранному, благочестивому и христолюбивому, Святем Дусе сыну святые Церкве и нашего смирения, Богом венчанному царю государю великому князю Борису Феодоровичу всеа Русии самодержцу, и сыну твоему, благоверному и благородному государю царевичю князю Феодору Борисовичю всеа Русии, завещаю по данней ми власти от Пресвятого и животворящаго Духа: да соблюдете в веки неподвижиму и непоколебиму православную нашу, чистую, непорочную и пречестнейшую християнскую веру греческаго закона, иже во всей поднебесней яко солнце сияет православие во области скифетродержания великого нашего царского благородия и господства.

Також и о дому пречистыя Богородица и великих чюдотворцов Петра, и Алексея, и Ионы молю вашу царскую державу, о еже попечение велие имейте и сохраните вся живущая в нем под кровом царския своея десницы, яко да збудется на тебе, о Богом возлюбленный сыну, Божие слово, пророком реченное: «А(з) возздвигохтя царя правде, и призвах тя царя правдою, и приях тя за руку десную твою, и укрепихтя, да послушают тебе языцы, и крепость всяку нечестивым царем разрушу, и двери оттворю, и грады сопротивных не затворятся тебе, аз пред тобою пойду, и горы поравнаю, и двери медяные сокрушу, и затворы железныя сломлю!» Се твердое и честное крепкое царство да даст тебе Господь Бог в руце твои, и сынови твоему, и сыновом сынов твоих в род и род до века.

Ведомо же буди се державе твоей, о Богом возлюбленный сыну, Богом венчанный царю! Отнеле ж аз смиренный Божиим неизреченным промыслом и повелением самодержца, блаженныя памяти о Святем дусе сына моего и государя, Богом венчаннаго царя великого князя Феодора Ивановича всеа Русии возведен бых на великий престол Руския митрополия, потом же и на превысочайший степень патриаршества тоя же великия Росийския церкве – и в та лета великия его царские неизреченныя милостыни, и его благоверныя супруги благочестивыя и христолюбивыя государыни царицы великия княгини ныне же. Божиею милостию, иноки Александры, и их [дщери блаженныя памяти благоверныя царевны великия и княжны Феодосьи многия и неизчетныя дачи заздравныя и покойныя быша ко мне смиренному.

Тако же и от тебя, великого государя царя и великого князя Бориса Феодоровича всеа Русии самодержца, и твоея государевы благоверныя и христолюбивыя царицы, государыни нашея великия княгини Марьи, и ваших благородных чад, благовернаго государя царевича князя Феодора Борисовича всеа Русии и благоверныя государыни царевны великия княжны Ксении, многия дачи и неизреченныя милостыни заздравныя и заупокойныя ко мне, богомольцу вашему.

К тому ж и патриархальные наши всякие доходы и пошлины, что братия наша, прежние митрополиты, имали на себя ж. И тем вашим царским жалованием, заздравными и заупокойными милостнными деньгами, и своими патриархальными и пошлинными доходы владел аз, смиренный Иев патриарх, а ин никто же у мене тем не владел.

Весть ж Бог, яко в том приобретения и корысти себе не стяжах, а делал аз теми келейными деньгами в дом пречистые Богородица великих чюдотворцев Петра, и Алесея, и Ионы в ризницу шапки, и саки, и патрахели, стихари, и поручи, и поясы, кадила и лампады сребряные. Тако же и на свой келейной обиход делал панагеи златыя и сребряныя позолочены, с камением и з жемчюги, и посохи сребряныя чеканныя и резныя с финифты позолочены, и манатьи, и шубы, и ряски.

Еще же давал есмь и в церковное сооружение великих трех святителей чюдотворцов Петра, и Алексея, и Ионы, что на нашем патриаршем дворе на сенех, в каменное церковное, и келейное, и дворовое дело, и в казну казначеем нашим на всякие наши дворовые обиходы.

Да тою ж своею келейною денежною казною строил домовыя села пречистыя Богородица, которыя запустели прежде нас, иные ж, грех наших, в наши лета повыгорели. И в тех селех аз смиренный соружал Церкви, и ставил наши патриарши дворы для ради наших приказчиков и всяких ради наших обиходов, и християн населял, и на подмогу им деньги давал, и всячески нуждным и погорелым христианом от себя всяко помогал.

И втом бы вашем царском жалование, заздравных и заупокойных милостынных денежных дачах, и в наших патрахельных и в пошлинных доходех, что мы имали к себе в келию, никто и никакое человек по нас не пострадал.

О Богом возлюбленный сыну! Во всех сих написанных молю тя и завещаю соблюдати. Благодать же, милость, мир Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа буди на тебе, о Святем Дусе сыну моем, самодержавном великом государе благоверном и христолюбивом Богом венчанном царе и великом князе Борисе Феодоровиче всеа Русии. Тако же и на единородной сестре твоей, благоверной великой государыне царице и великой княгине иноке Александре всеа Русии, и на твоей государеве супруге, благоверной и христолюбивой государыне царице великой княгине Марие, и на ваших благородных чадех, благочестивом и христолюбивом государе царевиче князе Феодоре Борисовиче всеа Русии и на благородной государыне царевне великой княжне Ксение Борисовне.

Тако же и на преосвященных митрополитех, и на архиепископех, и на епископех, и на всем освященном соборе, и на болярех, и на вельможах, и на христолюбивом воинстве, и на всех православных християнех да будет мир, и милость Божия, и пречистыя Богородица, и великих чюдотворцов Петра, и Алексея, и Ионы, и сех святых молитва, и нашего смирения благословение ныне, и присно, и в непроходимыя веки. Аминь.

Писана сия прощальная и разрешенная духовная грамота в Богом хранимом преименитом царствующем граде Москве в дому пречистые Богородицы на нашем патриаршам дворе в лето 7113 (1604)».

На обороте грамоты рукой Патриарха Иова написано:

«Смиренный Иев Божиею милостию патриарх царствующего града Москвы и всеа Великия Росии сию свою духовную грамоту и прощачьную грамоту всем православным християном подписах своею многогрешною рукою и запечатати велел».

На обороте по склейке листов удостоверяющая подпись:

«К сей духовной патриархов духовный отец священиоинок Феодосей руку приложил».

1687 г.

 

КНИГА ПИСЦОВАЯ ПИСЬМА И МЕЖЕВАНЬЯ ВАСИЛИЯ СУХОВО‑КОБЫЛИНА ДА ПОДЬЯЧЕГО ДМИТРИЯ ГОРЮХИНА 195‑ГО ГОДА

 

Воспроизводится по книге Ф. И. Зубарева «Старица и Вознесенский монастырь». Старица, 1914. С. 124.

… В Старице на посаде на городской стороне реки Волги Вознесенской девичь монастырь, а в нем церковь Вознесенье Господа и Спаса нашего Иисуса Христа да в пределе Знамение Пречистые Богородицы, каменная, четвероугольная. А по сказке того монастыря игуменьи Марфы с сестрами: строения де церковь и в церкви местные иконы, и книги, и ризы, и колокола, и вская церковная утварь – великих государей вкладчиков. А в том монастыре служит белой поп Григорей Васильев да брат его дьякон Алексий да брат ж их дьячок Василей да понамарь Алексей Федорович. А жалованья им идет – денежной руги 26 рублев 30 алтынь на год да им же хлебнаго жалованья за хлеб деньгами 18 рублев; а емлють они тое ругу в городе Старице из таможенных доходов по грамотам великих государей из Приказу Болшие Казны. А мера тому монастырю по ограде вкруг 25 сажень. Да подле того монастыря против северных ворот огород, владеет того монастыря игуменья с причетники церковными; мерою того огорода от монастыря по стороне в длину 35 сажень, поперек в конце 2 сажени, а в другом 21 сажень. Да подле того ж монастыря место поповское, что живал того ж монастыря поп Павел, мерою того места по воротам 26 сажень, в заднем конце 29 сажень, по сторонам по 30 сажень, а ныне на том месте живут внучата его. Во дворе поп Григорей, у него сын Якушко дву лет; во дворе дьякон Алексий, у его сын Фетка4‑хлет, Пронка году, да дьячек Васка; двор понамарев лешки Федорова; подле дьячкова двора и промеж монастыря место устое дьячково, мерою по улице 9 сажень, в заднем конце 4 сажени, по стороне по 12‑ти сажень.

 

1760‑е гг. ОПИСЬ, УЧИНЕННАЯ О СОСТОЯЩЕМ ТВЕРСКОЙ ЕПАРХИИ В ГОРОДЕ СТАРИЦЕ ВОЗНЕСЕНСКОМ ДЕВИЧЕ МОНАСТЫРЕ, О ЦЕРКВЯХ, РИЗНИЦЕ, О КЕЛЬЯХ, И О ПРОТЧЕМ НА ОСНОВАНИИ ДАННЫХ УКАЗА ИНСТРУКЦИИ И ФОРМЫ

 

Воспроизводится по: РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 114.

В городе Старице Вознесенской Девичь монастыре близ реки Волги на городовой стороне растояние от города Твери в семьдесят трех верстах с половиною, а в котором году оно монастырь построен нет и по какому Указу Грамоте или повелению о том за згорением в прошлые давные годех во оном монастыре древяннои церкви в которой имелось множество разных писем и не справится не почем, но токмо имеется в том монастыре присланная в прошлом 190‑м году (1682 – А.Ш.) в старицкую воеводскую Канцелярию, Блаженныя и вечной славы достойныя памяти Государя царя и великого князя Феодора Алексеевича всеа великие и малые и белые России самодержца. И с приказу болшие казны грамота о проивождение того монастыря игуменье Марфе с пятнадцатью сестрами жалованья.

В том монастыре церковь каменная о дву апартаментах, в верхнем апартаменте во имя Вознесения Господня, а в нижнем Знамения Пресвятыя Богородицы; на церкви одна глава, обита жестью, на ней крест железной позолочен, крышка на церкве тесовая выкрашена зеленою. краскою; на том алтаре глава обита жестью ж, на ней крест железной позолочен, крышка тесовая ж, выкрашена краскою, оная церковь мерою в длину на двенатцати, а поперег на пяти саженях, близ оной церкви колокольня каменная ж, на каменных столбах, покрыта тесом и выкрашена зеленою краскою, глава опаена жестью, крест железной позолочен, на колокольне колоколов больших и малых пять, ко входным дверем верхней церкви с земли две лесницы каменныя, длины от церкви до входу каждой лесницы мерою по четыре сажени, по полтретья аршина; на лесницах перила деревянные, выкрашены зеленою краскою. Та церковь построена по Указу правительствующего Сената по ведению святейшего Синода, и по челобитью вышеписанного девичья монастыря монахини, что ныне игуменья Ксанфиппа и по присланному строенной стате канторы в старицкую воеводскую канцелярию выданою иной суммою двумя тысячи сто ж тридцати шести рублями пятдесять двумя копейками и показанною игуменью собрашими в доброхотию дателеи сумою.

В верхней церкви Вознесения Господня.

Царские двери резные и Евангелисты живописные по резьбе вы‑серебряно и позолочено.

Над царскими дверми образ Вечере Тайные живописные, над Тайною Вечерью херувимы резные вызолочены.

Местные образов.

По правою сторону царских дверей образ всемилостивого Спаса, писан живописью.

Образ Вознесения Господня живописи он же.

По левою сторону образ Пресвятые Богородицы живописи он же.

Образ святых праведных Захария и Елисаветы живописи он же.

Вверху образ Господа Саваофа живописи он.

Оные месные образа все в иконостасе.

Пред местными образами Спасителевым, Пресвятые Богородицы и Вознесения Господня и святых праведников Захария и Елисаветы, четыре лампады медные позалоченые.

На аналое образ Знамения Пресвятые Богородицы с затворами в киоте, на нем венец и цепь сребреные позолочены, пополем оклад сребренои же чекани он.

На южных дверех образ архистратига Михаила.

На северные дверех образ архистратига Гавриила.

Над царскими дверьми и над местными образами праздничные тринадцать образов живописные.

В среднем поясе образ Воскресения Христоса со пророки.

В верхнем поясе три образа Страстей Господня.

Над дверьми и над пророками и страстми вырезаны херувими.

Над поясами в небе на кресте Распятие Господне и при нем предстоящие образ Пресвятые Богородицы да Иоанна Богослова.

Пред тем образами подъемная лампада медная позолочена.

Во в том олтаре на престоле одежда обирийная желтая, крест и подзументу серебренаго.

Покровь тавтяно, опушка кругом, камчатая, красная.

На престоле Евангелие александрийской бумаги новой печати, середине на верхней деке образ Спасителев на престоле сидящей и евангелисты сребреные чеканные. Белые на другой средина и наугольники сребреные, гладкие, белые и петли сребреные.

На престоле крест благословящей, обложен сребром, чеканной, вызолочен на кипарисе.

Другой крест благословящей сребреной.

Сосуды.

Потир сребреной, внутри вызолочено.

Дискос сребреной.

Два блюдца, Звезда, лжица сребреные белые.

Воз духи.

Три воздуха сребреной материи, на ней кресты из золотой сетки, обложены бархатою малиновым, подложены выбайкою.

Два воздуха из разные матерей, над оном наклеен образ Спаси‑телев, на другой образ Знамения Пресвятыя Богородицы и вынизаны жемчугом персидским кругом, оные обложено обирью в алое подложеною выбайкою.

Воздух штофорной цветной, на нем крест золотаго позументу, опушен обирью красною, подложен выбайкою.

Три воздуха штофорные, цветные кресты, позументу золотаго, опушка биринннаю, подложены выбайкою.

Два воздуха штофные, желтые, опушены штофою цветным, кресты сетки сребреной, обложены сеткою сребреною.

Воздух сребреной, материи алой, опушен грезетом цветным, крест сетки сребреной, обложены сребреною подложен выбайкою.

Три воздуха штофу голубаго, с травами, сребреными кресты позументу золотаго, опушены тафтою алое, подложены тафтою ж белою.

Покров, да два воздуха из разной матерей, опушены обирью дикою, подложены выбайкою.

Три воздуха муровые, сребреные, травчетые кресты позументу золотнаго, опушены грезетом голубым, подложены выбайкою.

Воздух материи золотной, опушка цветная парчевая, крест сетки сребреной.

Плащаница писана на красной, по отласу малиновому.

Пелена желтаго отласу, напищена бахрамою шелковою, зеленою, крест сетки сребреной.

Пелена тренцерелевая помаранцовая.

Пелена камчатая цветная, пунцовая, крест позументу золотнаго, опушена лентами голубыми.

Пелена желтая грезентовая, опушена грезентом голубым, крест позументу сребренаго.

Пелена синяго отласу, опушка кановатная.

У царских дверей завеса обири малиновой.

Два кадила медные. _¦

В олтаре на горнем месте образ Рождества Христова. За престолом образ Пресвятые Богородицы Казанские, на нем венец и пополям оклад сребряной.

Ризы.

Ризы парчи сребреной, оплечье бархату малиноваго, наподоинике

грезеватой.

Ризы парчи золотной по белой земле, оплечье штофу золотаго, наподоинике грезеватой.

Ризы парчи серебреной, оплечье, парчи голубой травчато сребреной, обложено позументом золотым, наподоинике отласу голубаго.

Ризы пукетовые, оплечье парчи желтой, наподоинике грезету

красного.

Ризы жамчатые, оплечье штофу золотаго, обложено позументом золотым.

Ризы отласные, травчатые, оплечье золотое.

Ризы камчатые красные, оплечье камки желтой, обложено сеткою сребреною, на подойнике отласной вишневой.

Ризы камчатые желтые, оплечье золотое.

Ризы бымажные, оплечье бархатное, шиты золотом, наподоинике зеленою.

Ризы камчатые белые, оплечье тавтяное, наподоинике камки красной.

Ризы грезету коришневаго, оплечье и наподоинике обири желтой. Ризы камчатые василковые, оплечье штофу травчетаго, наподоинике отласной, крапиднаго цвета.

Ризы тавтиные черные, обложены лентами желтыми.

Ризы тафтиновые полосатые, оплечье и наподоинике тафты зеленой.

Ризы камчатые вишневые, оплечье травчатое, ветхие.

Ризы камчатые, оплечье и наподоинике выбачатые.

Епитрахелеи.

Епитрахей обири белой, шита серебром, кресты сетки сребреной, обшиты бархатом красным.

Епитрахей парчи золотой по белой земле кресты часу золотаго. Епитрахей пукетовая, опушка обиринная красная, кресты позументу сребренаго.

Епитрахей тафтяная, трафчетая, на ней кресты и ленты шелковые.

Епитрахей грезету чернаго, обложена отласу коришневой.

Епитрахей грезету вишневаго, на ней кресты парчи сребреной.

Епитрахель тафтановая черная.

Епитрахель камчатая вишневая.

Подризников.

Подризник камчатой красной, на рукавах опушка и наподойник камки зеленой.

Подризник камчатой голубой, оплечье и наподойник камчатые трафтатые.

Стихарей.

Стихарь сребреной с травами шелковыми, оплечье бархату мали‑новаго, на рукаве опушка и наподойник грезету травчетого.

Стихарь парчи серебреной с травами шелковыми разными, оплечье и на рукаве опушка устриновая алая, наподойник тренцере левой алой, около оплечье обложено позументу серебреным.

Стихарь пукетовой белой, оплечье штофное, по желтой земле на рукаве, опушка и наподойник грезету алого.

Стихарь грезету чернаго, штофорное трафчетое, наподойник камчатой красной.

Стихарь алой тренцерелевой, оплечье и наподойник обшит галсу‑ном белым.

Стихарь камки желтой, оплечье трафчатое.

Стихарь камки вишневой, оплечье штофу трафчетаго, наподойник камки голубой.

Орарей.

Орарь гасу сребренаго, подложен тафтою.

Орарь собранои из разных матерей.

Орарь ленты атласной алой, на нем кресты позументу серебренаго.

Орарь тафтяной полосатой.

Поручей.

Поручи парчи голубой, кресты позументу золотаго, обшиты позументом золотым же, на ней восемь пуговиц сребреные.

Поручи пукетовые, кресты позументу золотнаго.

Поручи штофу белого, кресты позументу серебренаго, на ней четыре пуговицы серебреные.

Поручи обири голубой, кресты позументу серебренаго.

Поручи камчатые красные.

Поручи камки коришневой.

В нижнем апартаменте.

В церкви Знамения Пресвятые Богородицы; царские двери резные золоченые.

Над дверми образ Воскресения Христова.

По правую сторону царских дверей местные образа.

Образ Вознесения Господня, на нем три венца сребреные чеканные.

Образ Арсения Епископа и благовернаго князя Михаила Тверский, Чудотворцов и Александра Невскаго, на нем же образ Спасителев, живописнаго мастерства.

По левую сторону царских дверей образ Знамения Пресвятыя Богородицы, на нем венец и чаща серебреные, убруч низан из мелкаго

Ж Образа святые триех святителей Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго.

Над местными образами праздников четыре иконы.

В деиисусе образ Спасителев, образ Богородичен, Иоанна Предтеча, и архангелов Михаила и Гавриила, и святых апостолов Петра и Павла.

На южных дверей образ архидиакона Лаврентия.

Над дверми образ Спасителев.

На северной дверми образ архидиакона Стефана.

Над дверми образ Пречистыя Богородицы Смоленския.

На нем венец серебреной чеканной, позолочен.

Перед местными образами шесть лампад медные.

Во стом алтаре на престоле одежда атласу краснаго, обшита гасом серебреным.

На нем же покров тафтяной полосатой.

На престоле Евангелие, средина и евангелисты сребреные, чеканные, облечено бархатом красным.

Крест благословящей сребреной.

Сосуды.

Дискос: два блюдца оловянные.

Звезда, да лжица сребреные.

За престолом образ Пречистыя Богородицы владимирские, на нем венец серебреной позолочен.

За правым клиросом образ живоначальныя Троицы.

Образ Николая Чудотворца, на нем три венца сребренные ветхие. Образ преподобныя Пелагеи, на нем венец сребреной белой, вверху онаго образа на облацех образ Спасителев, на нем венец серебреной белой же.

За левым клиросом образ Успения Преч<


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.224 с.