Каждый из перечисленных образов многосложен, в различных видах и жанрах искусства предстает различными гранями. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Каждый из перечисленных образов многосложен, в различных видах и жанрах искусства предстает различными гранями.

2021-06-02 29
Каждый из перечисленных образов многосложен, в различных видах и жанрах искусства предстает различными гранями. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С особой очевидностью жанрообразующий потенциал родовых художественных образов выступает в живописи, где образует множество автономных моноструктурных жанров – к примеру, портретных или пейзажных. Может входить на правах составляющего элемента в более сложный – полиструктурный жанр, как тот же портретный образ – в историческую или бытовую картину. В процессе исторической динамики образа мира каждый из родовых художественных образов периодически оказывается системообразующим и формирует особую систему жанров

Романтизм в русской живописи – творческий метод, предшествовавший реализму и сосуществовавший с ним (романтические мотивы можно обнаружить в творчестве не только таких «старых романтиков, как И.К.Айвазовский, но и у А.К.Саврасова и даже И.И.Левитана). Романтическая система художественного мышления также может показаться привнесенной из Европы. Однако логичность ее развития, наличие проторомантических элементов в русской живописи XVIII века служат доказательством более органичного – по сравнению с классицизмом -  появления русского романтизма на корнях доморощенного революционного мировосприятия и мировоззрения.

Романтическая система жанров в русской живописи проходит стадии становления и расцвета, несколько опережая реалистическую: «героический» (по определению А.П.Валицкой) романтизм первой четверти XIX века фокусируется на образе человека. Начиная с 1820-х годов внимание романтиков привлекает общество в особом, романтическом аспекте, когда внимание сосредоточивается на связях личности и окружающей ее социальной среды - от ближайшей - семейной, до все более дальней. Этап “трагического» (по периодизации того же автора) романтизма ознаменован расцветом исторической картины, в которой воплощается конфликт личности и человечества в целом с силами рока, выступающего в разных обличьях. Третья - природоцентрическая - стадия романтической системы растягивается до конца XIX столетия, обнаруживается в пейзажной живописи (И. И. Айвазовский, А. И. Куинджи, отчасти Ф. А. Васильев, А. К. Саврасов и др.) и в конце концов смыкается со становлением пантеистического символизма, резонирует со сходным этапом системы реалистической и сверхсистемы русской живописи Нового времени в целом.

Исследователи утверждают, что «русский романтизм не выработал в живописи стройной и единой стилевой системы», хотя «еще в 1820-е годы художественная критика справедливо отмечала, что романтический стиль отличается живописностью, экспрессивностью, стремится говорить со зрителем на языке цветовых и светотеневых контрастов»[30]. «Как мировоззрение романтизм строился на определенном понимании действительности. Сущность романтизма – в концепции двоемирия, где постулируется разрыв мира «мечты» и мира собственно действительности”[31]. В реальном мире романтизм ищет отблески мира идеального.

Объективно романтизм в русской живописи оказался промежуточным явлением между двумя фазами ее развития – «портретоцентрической» (ХУШ – первая треть Х1Х вв.) и «социоцентрической» (середина Х1Х – начало ХХвв.)

А. П. Валицкая признает: «Именно портрет, как наиболее «романтический» жанр изобразительного искусства, стал ведущим в первой четверти XIX века, поскольку он отражал интерес романтиков к личности и ее отношениям с миром»[32]. Уточним: не стал, а оставался ведущим – центральным в системе жанров.

В. Турчин, выявляя национальные варианты европейского живописного романтизма (в Англии наиболее примечательна романтическая пейзажная живопись, во Франции – «картины исторического сюжета»), подтверждает: в «России он (романтизм. – Н. Я.) с наибольшей силой выразился в живописном портрете…»[33].

Бесспорно, наиболее яркие романтические произведения в русской живописи – это портреты. Романтическое мировидение, рассматривающее человека как «связь миров, повсюду сущих», а «прекрасный портрет» как произведение, изображающее «данное лицо в идеальной его сущности, в какой оно явилось бы при полном, беспрепятственном развитии в хорошую или дурную сторону”[34], освобождает русский портрет от сословной оболочки и обогащает портретный образ многогранностью и вариативностью потенций. Однако качества романтического мировидения, очевидно присутствующие в творчестве не только К.П.Брюллова и Ф.А.Бруни, но и А.Г.Венецианова и А.А.Иванова, дают основания считать, что романтизм в русской живописи совершил первый шаг к социоцентрической жанровой системе.

Тот культ чувства, который все исследователи видят в романтизме – в противовес классицистическому культу разума, – наиболее явственно воплощается в сюжетной исторической картине, пафос которой А. П. Валицкая видит «в столкновении противоречивых страстей и во взаимодействии с обстоятельствами, с чувствами и волей других людей», «человеческого чувства и внешних, враждебных ему сил: исторических обстоятельств, рока, божественной воли, стихий природы», утверждая, что в «постдекабристский период русского романтизма ведущим жанром живописи становится историческая картина»[35]. Романтизм в русской живописи (а) не был вполне реализован, и (б) будучи вроде бы антагонистом реализма, в сути своей скорее существовал как явление переходное к нему[36]. Ни один из этих выводов не стоит ставить под сомнение. Отметим лишь, что уже они дают основания утверждать, что романтизм, как и предшествующий ему классицизм, в русской живописи вплавлены в единую систему жанров, развивающуюся согласно внутренней логике художественного – жанрового процесса на протяжении почти полутора столетий и создающую портретоцентрическую картину мира, предшествующую системе социоцентрической.

Русская реалистическая живопись естьнациональный видовой вариант европейского реализма.

Салон, «салонное искусство» - яркий пример понятия, пришедшего в Россию из Франции и в значительной мере изменившего свое значение. Попытки отыскать содержательно-формальные параметры салонной живописи как некоего конкретно-исторического явления оказываются малопродуктивными, поскольку так же, как академизм, само оно переменчиво и многолико. В принципе, салонным в России традиционно именуют искусство, ориентированное на продажу, а потому управляемое вкусами и потребностями рынка.

Символизм – (а) направление в литературе и искусстве, ориентированное на создание образа идеальной, или духовной реальности; (б) творческий метод европейского искусства второй половины Х1Х века; (в) творческий метод изобразительного русского искусства и литературы второй половины Х1Х-начала ХХвв. Жанровая модель русской живописи дает возможность вывести общую формулу символизма, способную послужить для анализа конкретных художественных реалий. Предмет символизма, его содержательная основа, – духовная реальность в ее двух ипостасях: как макровселенная Духа, внеположенная человеку, и как микромир его собственной духовной вселенной. В этом принципиальное отличие символизма от реализма, предмет которого – реальная жизнь человека и общества. Способ преобразования предмета у символизма и реализма также отличны друг от друга: символизм распредмечивает живопись, дематериализует ее, ибо создает образ мира, сотканного из тонких духовных материй, в то время как трансформации видимой реальности, производимые реализмом в процессе динамики живой смыслопорождающей формы и всегда исполненные смысла, никогда не выходят за пределы миметического правдоподобия и имеют неявный характер. Символизм существует в логике «идеального» направления искусства, поскольку смыкается со средневековым в функции Богопознания, с барокко и романтизмом в их обращенности к миру человеческой души. Жанровая система символизма в ее элементном составе и структурной специфике требует особого исследования и особого подхода – столь же особого, как средневековая. Необходимо заметить, что в сущности символизм и реализм замечательно дополняют друг друга в познании мира, поскольку один метод создает образ мира материального, а второй устремлен в глубины мира идеального – «тонких материй».

Система – способ описания целостности, состоящей из необходимого и достаточного количества элементов, соединенных между собой такими структурными связями, которые обеспечивают способность описываемой целостности к функционированию. Система как целостность обладает надсистемными качествами, не сводимыми к тем, которыми обладают отдельные элементы. Каждый элемент системы может в свою очередь быть первоэлементом, но может в свою очередь представлять собою системное целое. Сложные системы являют собою иерархически организованные системы систем. Так, в основе жанровой системы лежит жанр. Жанры складываются в родовые единства, семейства, пласты, стягивающиеся в конкретно-исторические системы, в свою очередь связанные в сверхсистемы.

Система динамическая – способ описания и исследования (изучения) развивающейся целостности.  


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.