Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения, яко благ, обрезует: дает спасение днесь миру; радуется же в вышних и Создателев иерарх, и светоносный, Божественный таинник Христов Василий. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения, яко благ, обрезует: дает спасение днесь миру; радуется же в вышних и Создателев иерарх, и светоносный, Божественный таинник Христов Василий.

2021-12-11 28
Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения, яко благ, обрезует: дает спасение днесь миру; радуется же в вышних и Создателев иерарх, и светоносный, Божественный таинник Христов Василий. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2. Крещение Господне, или Богоявление

2.1. История и тардиции Праздника Крещения Господня

Установление праздника Богоявления восходит к апостольским временам. Свидетельство об этом находим в 42-й главе 5-й книги и в 33-й главе 8-й книги Апостольских постановлений: «Богоявления праздник да празднуют, понеже в тот день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Его Отцу в Крещении и Утешителю Святому Духу, в виде голубине, показавшу предстоящим свидетельствованного». До IV века этот праздник не разделялся с праздником Рождества Христова и отмечался с ним в один день – 6 января.

Когда наступил тридцатый год жизни Христа на земле, и настало время Его явления людям, то, как говорит Евангелие, «был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (Лк.3:2). Господь сказал ему, чтобы он шел крестить в Иордане народ и дал ему знак, по которому он должен был узнать пришедшего в мир Христа: на Спасителя должен сойти Дух Святой.

Иоанн ходил вдоль реки Иордан и проповедовал крещение и покаяние для того, чтобы Господь простил людям грехи. О том, что в мире перед пришествием Спасителя будет такой человек, как Иоанн, предсказывал еще пророк Исайя, живший за семь веков до Рождества Христова. Ко времени прихода Иисуса Христа израильский народ понимал, что пророчества и обетования о приходе Мессии, который спасет человека, должны вскоре исполниться и напряженно ожидал этого. Поэтому когда на Иордан пришел Иоанн Креститель, иереи и левиты пришли к нему и стали допытываться, не он ли Христос. Иоанн же ответил, что он не только не Христос, но даже не смеет расстегнуть ремень Его сандалий: «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф.3:11). Тем не менее, к Иоанну стекалась креститься вся Иудея: «И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мк. 1:5).

Пришли к нему и фарисеи, само наименование которых стало позже синонимом лицемерия, и не верившие в загробную жизнь циничные саддукеи. Но они, считавшиеся учителями народа, «цветом нации» были обличены Иоанном: «Иоанн приходившему креститься от него народу говорил: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Лк. 3:7,8). Проповедь Иоанна была так сильна, что приходившие к нему реально по слову пророка меняли свою жизнь: отдавали одежду неимущему, никого не обижали, не клеветали, довольствовались своим жалованьем, не вымогали лишние налоги.

Но когда на Иордан пришел Христос, тон Иоанна из обличительного стал абсолютно смиренным. Он узнал своего Бога, несмотря на то, что Тот пришел в виде простого человека, а не могущественного и славного царя. Когда Христос сошел в воду, чтобы принять крещение, Иоанн пришел в полное недоумение, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф.3:14). Но Господь успокоил Иоанна и повелел исполнить над собой все, что исполнял он над всеми приходящими. Конечно, Христос не имел нужды в покаянии, Ему не надо было очищаться, сойдя в иорданские воды. Но Он сошел в реку, чтобы очистить водное естество и сделать его живоносным.

Иоанн со страхом крестил своего Господа, и Иисус сразу же после Крещения вышел из воды. Существует предание, что святой Иоанн Предтеча каждого крестившегося у него человека погружал в воду до шеи и так держал его, пока он исповедовал ему все свои грехи.

Только после этого Иоанн разрешал ему выйти из реки. Но Христос не имел грехов, и поэтому Ему не нужно было и задерживаться в воде для исповеди. В Евангелии написано, что Он «тотчас» вышел из реки после Крещения. И в этот момент над Ним открылось небо, блеснул свет, похожий на молнию, и Дух Божий в виде голубя сошел на Иисуса. Вот как описывает этот момент евангелист Матфей: «крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:16-17).

Как после потопа Ной узнал о его окончании, потому что к нему в ковчег влетел голубь с оливковой веточкой в клюве, так и голубь, сходящий на Господа, показал, что кончился потоп греха, в котором гибло человечество. В виде голубя Святой Дух явился потому, что эта птица кротка, незлобна, чиста, любит людей: так и Святой Дух — это источник чистоты и любви, Он — Учитель кротости, везде проникающий, все Собою наполняющий, Которым все живет. Однако как голубь не любит мест, где сваливают мусор, так и Святой Дух удаляется от людей, которые загрязняют свою душу множеством грехов и не очищают их покаянием.

В то же время, когда Святой Дух сходил на Иисуса, из раскрывшихся небес послышался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Так при реке Иордан миру явилась Святая Троица: Бог Отец говорил, Бог Сын крестился, и Бог Дух Святой сходил в виде голубя. Поэтому праздник Крещения называется еще и праздником Богоявления. Бог явил людям тайну, которая была до этого времени скрыта от мира: Бог один, но имеет три Лица: Отец, Сын и Святой Дух.

С того времени Иисус начал Свое служение.

Подобно тому, как воды реки Иордан приняли в себя Святое тело Спасителя и освятились от Него, все воды земли, по нашей вере, освящаются в этот день. Церковь установила освящать в праздник Крещения и накануне его воду особым чином. Этот чин называется Великим. Только на Крещение (и в канун его) вода в Церкви освящается Великим чином. Такая вода называется Крещенской, или Богоявленской. Ее набирают в запас, на весь год, а часто хранят многие годы.

Крещенская вода используется в храме для освящения икон, облачений, крестов, утвари, для печения просфор, а дома ее пьют больные, ей окропляют дома, квартиры и вещи.

Эта вода называется еще Великая агиасма (греч.), то есть великая святыня.

Накануне праздника, в Крещенский сочельник, Церковь предписывает строгий пост, так же как и в Рождественский сочельник.

2.2. Особенности богослужения в Праздник Богоявления

Как говорилось выше, Богоявление первоначально было праздником, когда одновременно вспоминалось рождение Христа от Девы и Его Крещение от Иоанна в Иордане. Лишь в конце IV века на христианском Востоке Рождество стали праздновать отдельно от Богоявления. Однако изначальное родство обоих праздников оставило свой след в православном богослужении. Структура богослужений обоих праздников идентична: и тому и другому празднику предшествует Навечерие, когда часы совершаются отдельно и служится Литургия Василия Великого, соединенная с вечерней, на которой читаются соответствующие событию паремии.

О связи между Рождеством и Богоявлением говорит и святитель Григорий Богослов в проповеди, которую церковный Устав предписывает читать на утрени в праздник Богоявления: «Мы уже отпраздновали достойным образом Рождество... Ныне же другое деяние Христово и другое таинство... Христос просвещается — озаримся и мы с Ним! Христос погружается в воду — сойдем и мы с Ним, чтобы с Ним выйти!.. Приходит Иисус, освящающий, может быть, и самого Крестителя, но во всяком случае — всего ветхого Адама, чтобы похоронить его в воде... Восходит Иисус из воды и возносит с Собою мир и видит разверзающиеся небеса (Мк.1:10), которые Адам закрыл для себя и своих потомков...».

Связь между Рождеством и Богоявлением прослеживается и во многих богослужебных текстах, в которых два праздника сравниваются между собой: проводится параллель между событиями, сопровождавшими рождение в мир Спасителя, и событиями, связанными с Его Крещением от Иоанна:

«Светел убо мимошедший праздник, светлейший же, Спасе, приходящий: он Ангела имеяше Благовестника, и сей Предтечу обрете предуготовителя. Он кровем изливаемым, яко безчаден, рыдаше Вифлеем: и сей, водам благословенным, многочадна познавается купель».

«Тогда звезда волхвом возвести, ныне же Отец миру Тя показа...».

«Светлейший солнца бысть прешедший праздник Рождества Христова, ясен и пресветел показася приходяй Божественнаго явления Его. Во он пастырие, со Ангелы славословяще, поклонишася Богу вочеловечшемуся: в сем же Владыце Иоанн прикоснувся десною рукою, с трепетом глаголаше: освяти мене и воды, Единый имеяй велию милость».

В литургических текстах подчеркивается, что если благодаря Рождеству Христову освятилась вся земля, то в Крещении Господнем было освящено естество воды:

«Земля освятися Рождеством Твоим святым, Слове, поведающим небесем звездою славу Твою. Ныне же водное естество благословися, Тебе плотию крещшуся, и род земнородных к первому взыде паки благородию».

Господь создал воду как стихию жизни, но грех человеческий сделал ее источником смерти. Когда Господь создавал воду, Дух Божий носился над водою (Быт.1:2), наполняя воду Своей животворной энергией. Но когда грех человеческий умножился на земле, вода жизни стала водой смерти и в водах Великого потопа погибло ветхое человечество. Библейский потоп в христианской традиции является символом обновления — смерти ветхого человека и рождения человека нового.

Перед пришествием Христа на землю Иоанн Предтеча крестил людей в водах Иорданских. Люди сходили в эти воды ветхими, а выходили новыми, обновленными покаянием. Иисус Христос пришел к Иордану не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить Иорданские воды, преобразить их и наполнить жизнью. И вода смерти, напоенная человеческим грехом, стала источником жизни, потому что Сам Бог Своей человеческой плотью сходил в нее и наполнил ее Своим Божеством.

В богослужебных текстах Крещение Господа в Иордане рассматривается как неотъемлемая часть Божественного плана спасения человечества. Богу надлежало не только принять на Себя человеческую плоть, но и сойти в воды Иордана, чтобы привести к свету сидящих во тьме: «Из Девы возсиявый в Вифлееме плотию, ко Иордану ныне тщится, скверну отмыти земнородных, к свету приводя во тьме сущия, крещением божественным. Спасти хотя заблуждщаго человека, не не сподобился еси в рабий зрак облещися: подобаше бо Тебе, Владыце и Богу, восприяти наша за ны, Тебе бо крещшуся плотию, Избавителю, оставления сподобил еси нас. Огнем Божества Невещественным в плоть вещественну одеявся, Иорданскою облагается водою воплощейся от Девы Господь...».

 

Прообразами Крещения, согласно христианской традиции, являются различные события Ветхого Завета. Некоторые из них перечислены в подборке паремий, читаемых на вечерне перед началом литургии Василия Великого (в большинстве эпизодов присутствует вода):

1) рассказ о сотворении мира (Быт.1:1-13);

2) повествование о переходе евреев через Чермное море (Исх.14:15-18; 21-23; 27-29);

3) рассказ о превращении Моисеем горьких вод Мерры в сладкие (Исх.15:22-25);

4) рассказ о том, как Иордан расступился перед священниками, несшими ковчег Завета (Нав.3:7-8,15-17);

5) рассказ о вознесении Илии на небо (4Цар.2:6-14);

6) повествование об очищении Неемана (4Цар.5:9-14);

7) призыв Исаии к духовному очищению (Ис.1:16-20);

8) рассказ о том, как Иаков готовился к встрече с Исавом (Быт.32:1-10);

9) рассказ о том, как младенец Моисей был извлечен из воды (Исх.2:5-10);

10) рассказ о том, как роса сходила на руно Гедеона (Суд.6:36-40);

11) рассказ о жертвоприношении Илии (3Цар.18:30-39);

12) рассказ о том, как Елисей сделал здоровыми воды Иерихона (4Цар.2:19-22);

13) пророчество Исаии о новозаветной Церкви (Ис.49:8-15).

Некоторые богослужебные тексты включают в себя монологи или диалоги действующих лиц крещенской истории. Беседа Иоанна Предтечи и Христа (см.:Мф.3:13-15) воспроизводится, в частности, в следующих текстах:

«Како простру руку и прикоснуся верху Держащаго всяческая? Аще и от Марии еси Младенец, но вем Тя, Бога Превечнаго, по земли ходиши, певаемый от Серафим, и раб Владыку крещати не научихся. Непостижиме Господи, слава Тебе».

«Пророче прииди ко Мне, простри руку, и крести Мя скоро».

«Пророче остави ныне, и крести Мя хотяща, исполнити бо приидох всяку правду».

Река Иордан в литургических текстах персонифицируется, подобно тому, как это бывает на мозаиках и фресках, изображающих Крещение Господне. Автор одного из текстов вступает в разговор с Иорданом:

«Иордане реко, что удивился еси, зря Невидимаго нага? Видех и вострепетах, — рече, — и како бо Сего не хотех устрашитися и зайти? Ангели Его устрашишася, зряще, ужасеся небо, и земля вострепета, и смятеся море, и вся видимая и невидимая. Христос явися на Иордане освятити воды».

Основное внимание авторов литургических текстов уделяется богословскому осмыслению Крещения Господня в сотериологической перспективе. Подчеркивается, что, в отличие от тех людей, которые приходили к Иоанну креститься во очищение грехов, Христос не нуждался в таком очищении, так как был безгрешен. Он сошел в воды Иордана не для очищения, а для того, чтобы освятить эти воды, а людей через Таинство крещения омыть от греховной нечистоты:

«Скверну омываяй человеков, сим очищся во Иордане, имже, восхотев, уподобися, еже бе пребыв, сущия во тьме просвещаяй Господь...».

Погружение в воду — символ смерти, а выход из воды — символ духовного обновления и воскресения. Вместе с Христом в воды Иордана сходит ветхий Адам, олицетворяющий все человечество:

«Безначальне, струям спогребшася Тебе, Слове, новаго преводиши, истлевшаго лестию, Сего несказанно от Отца прием глас державен: Сей возлюбленный, равен же Мне Отрок естеством».

Благодаря тому, что Христос принял крещение в Иордане, стало возможным крещение «водою и Духом», которое открывает верующим вход в Церковь. Избиение младенцев в Вифлееме лишило ветхозаветную Церковь ее чад, но крещение дарует новозаветной Церкви новых чад:

«Неплодная древле и безчадная люте, днесь веселися, Христова Церковь: водою и Духом сынове тебе родишася...».

В Древней Церкви Богоявление называли «днем светов», а Таинство крещения — «просвещением». Свою крещенскую проповедь святитель Григорий Богослов посвящает главным образом теме Божественного света. В богослужебных текстах эта тема также находит отражение:

«Свет от Света, возсия мирови Христос, Спас наш, явлейся Бог. Сему, людие, поклонимся».

«Истинный Свет явися, и всем просвещение дарует. Крещается Христос с нами, Иже всякия вышши чистоты. Влагает священие воде, и душам сие очищение бывает, земное являемое, и выше небес разумеваемое. Банею спасение, водою же Дух: погружения ради, иже к Богу наш восход бывает. Чудесна дела Твоя, Господи, слава Тебе».

Праздник Крещения Господня являет Иисуса Христа как Богочеловека, обладающего двумя природами. Как человек Он приходит креститься, а как Бог делает крещение спасительным для всего рода человеческого:

«О преславнаго чудесе! Иже Духом Святым крещаяй и огнем на Иордан грядет креститися от Иоанна: Бог не наг, ниже человек прост, но во двою естеству, един Тойжде Сын Единородный, ищай убо крещения, яко человек, от смертнаго, взимая же, яко Бог, грех мира, и подая всем велию милость».

Крещение Иисуса от Иоанна во Иордане было первым в истории человечества событием, когда были явлены три Лица Святой Троицы: Господь Иисус Своей плотью погрузился в воду, Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, а голос Бога Отца говорил: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:13-17). Тринитарный аспект праздника нашел отражение в богослужебных текстах, посвященных этому событию:

«Троицы явление во Иордане бысть, Самое бо Пребожественное Естество, Отец, возгласи: Сей крещаемый — Сын возлюбленный Мой, Дух же прииде к Подобному...».

«Явльшуся Тебе во Иордане, Спасе, и крещшуся Тебе от Предтечи, Христе, возлюбленный Сын свидетельствован был еси, темже и Собезначален Отцу явился еси, Дух же Святый на Тя схождаше, Имже и просветившеся, вопием: славу Богу, Сущему в Троице».

Подобно тому как за Рождеством следует Собор Пресвятой Богородицы, на второй день празднования Крещения Господня совершается Собор Иоанна Предтечи. В этот день Церковь вспоминает Иоанна Крестителя, того, о ком Сам Христос сказал, что из рожденных женами не восставал больший его (Мф.11:11).

Цвет облачений духовенства на Богоявление — белый.

Тропарь Богоявления, глас 1-й:

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак Богоявления, глас 4-й:


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.