Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Мысли о богослужении Православной Церкви — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Мысли о богослужении Православной Церкви

2021-12-11 25
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Мысли о богослужении Православной Церкви 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Видеоматериалы:

1. Азбука Православия. Средняя часть храма

https://youtu.be/WSlw8pS5SYQ?list=PLLOPkspL3vp0JO-kakgE-a8cXGQRz0jfR

2. Иконостас.Храм в который мы идем.(Андрей Ткачев)

https://youtu.be/IkZ1RrUMmoY?list=PLi5-pBBQ3Ut_KqYR3e4I4a-dZiYYx0-Bc

 

 

[1] Мелизматическое пение – это способ распева текста, при котором на один его слог приходится много (четыре и больше) звуков мелодии.

[2] Деисис (от греч. δεησις — "прошение, моление", встречается также неправильная русская форма - "Деисус") - композиция из трех икон - в центре икона Иисуса Христа Пантократора, слева икона обращенной к Нему Богородицы, справа - Иоанна Крестителя, представленных в традиционном жесте молитвенного заступничества. В иконописи первоначально выполнялся на одной доске. Позже появились Деисисы на трёх отдельных досках и многочастные Деисисы.

Может включать в себя аналогичные изображения апостолов, св. отцов, св. мучеников и пр. Основной догматический смысл деисисной композиции — посредническая молитва, заступничество за род людской перед лицом грозного Небесного Царя и Судии. В послеиконоборческую эпоху икона Деисис помещалась на архитраве невысокой алтарной преграды византийского храма, а затем, уже на русской почве, превратился в деисисный чин высокого иконостаса.

 

 

II.4. Православный храм. Богослужебная утварь.

1. Потир

2. Дискос

3. Копие

4. Лжица

5. Звездица

6. Тарелочки

7. Ковшики

8. Губа

9. Покровцы и воздух

10. Высокий подсвечник

11. Кадило

12. Чаша для освящения воды

13. Дикирий и трикирий

14. Рипиды

15. Орлецы

16. Предносный крест

При совершении богослужения используются различные предметы, имеющие как практическое, так и символическое значение. К числу таковых относятся антиминс, напрестольное Евангелие, потир, дискос, звездица, копие, лжица, покровцы и воздух, кадило и другие предметы богослужебной утвари, а также предметы, употребляемые за архиерейским богослужением.

О некоторых предметах, в частности об антиминсе, уже шла речь при рассмотрении устройства алтаря.

1. Потир

При совершении литургии используется потир (сосуд для питья) — чаша круглой формы на высокой подставке с круглым основанием. Чаша, как правило, бывает серебряной или посеребренной. В некоторых древних храмах употреблялись чаши, сделанные из чистого золота и украшенные драгоценными камнями. В более бедных храмах могла использоваться чаша из стекла, олова, меди, железа и даже дерева. Во время литургии в чашу вливается вино, которое после призывания Святого Духа становится Кровью Христа. Евхаристическая чаша символизирует ту чашу, из которой Христос на Тайной Вечери причастил Своих учеников. Поэтому к чаше относятся с особым благоговением: по окончании литургии она многократно омывается теплой водой; хранится она в особом месте; к чаше могут прикасаться только священнослужители.

На потирах обычно изображается образ Христа Спасителя (на той стороне, которой во время богослужения потир повернут к священнику), слева — образ Матери Божией, справа — Иоанна Предтечи, а с противоположной от священника стороны — крест.

Любовь православных русских людей к богослужению была очень велика. Эта любовь переносилась и на все предметы, которые участвовали в богослужении. Особенно это относилось к сосудам, на которых происходило пресуществление, превращение хлеба и вина в Святые Дары Тела и Крови Господних.

Поэтому сосуды эти, по возможности, украшались и многие были настоящими произведениями искусства, вершиной ювелирного мастерства своего времени. Христиане не стремились при этом к мирской пышности или роскоши, но они всеми силами старались принести лучшее от себя в дар Богу, сделать сосуды соответствующими величию Таинства. Важна не пышность сама по себе, а стремление посвятить лучшее Богу, как знак своего благоговения и любви к Нему.

Драгоценные металлы, камни и украшения — это только символы добродетелей, которых ждет от нас Бог.

2. Дискос

С таким же благоговением принято относиться к дискосу (круглое блюдо, круг) — небольшому круглому блюду на подставке с круглым основанием, на которое во время литургии кладется хлеб, предназначенный для совершения Евхаристии и называемый Святым Агнцем.

Дискос обычно изготавливается в паре с потиром из того же материала, что и потир, и украшается аналогичным образом. Дискос является напоминанием о том блюде, с которого Христос на Тайной Вечери взял хлеб, чтобы раздать его ученикам. Дискос круглый, а круг является символом вечности — он не имеет ни начала, ни конца. Это означает вечность Церкви Христовой.

Часто на дне дискоса выгравированы два ангела, стоящих на коленях перед Агнцем, который изображен между ними. Агнец, или ягненок, — это животное, которое в древности приносили в жертву за грехи людей. Таким Агнцем стал для всего человечества Господь Иисус Христос, принявший смерть на кресте за грехи всего мира. Поэтому по краю дискоса часто делают надпись: “Се Агнец Божий, вземляй грехи мира” (Ин.1:29). Эти слова сказал о Христе Иоанн Креститель.

3. Копие

Для разрезания евхаристического хлеба употребляется копие — плоский нож с заостренным наконечником (наподобие наконечника копья), вставленный в деревянную ручку.

Этот предмет богослужебной утвари символизирует копье, которым были пронзены ребра распятого Спасителя (см.:Ин.19:34). Он употреблялся на литургии, вероятно, уже в V-VI веках, а возможно, и ранее. Упоминание о копие встречается у свт. Германа Константинопольского, прп. Феодора Студита, в византийских литургических рукописях.

Копием священник пронзает с правой стороны вырезанного Агнца во время богослужения.

Копие имеет и еще одно назначение. В Требнике есть последование, которое совершает священник над копием, омывая его водой с особой молитвой. Эта вода дается больному.

4. Лжица

Для причащения мирян в Православной Церкви употребляется лжица — небольшая ложка с крестом на конце рукояти, изготавливаемая из серебра, золота, олова или других металлов, не окисляющихся с течением времени.

Лжица, как и звездица, была введена в употребление святителем Иоанном Златоустом. Причащение с помощью лжицы духовно означает, что верующие соединяются с Богом через Церковь, питающую их духовной пищей.

5. Звездица

Еще одним предметом, употребляемым за Божественной литургией, является звездица — изделие из двух металлических дуг, которые при помощи болта и гайки соединены крестообразно. Звездица ставится на дискос над евхаристическим хлебом во время проскомидии. Она предохраняет Агнца и частицы, расположенные на дискосе, от смещения, когда дискос накрывается покровами. В качестве литургического символа звездица ассоциируется с Вифлеемской звездой (см.:Мф.2:9).

 

Звездицу стал использовать во время богослужения святитель Иоанн Златоуст, до этого знали только потир и дискос.

6. Тарелочки

Тарелочки, которые употребляются при богослужении, не имеют подставок. Обычно их делают из серебра. На одной из них изображен Крест, на другой — образ Богоматери с Младенцем. На тарелочке с Крестом из служебной просфоры обычно вырезают Агнец. На второй, с образом Богоматери, вынимают частички из просфор в честь Богородицы, святых, а также о здравии и о упокоении членов Церкви. На тарелочке с Крестом есть надпись: “Кресту Твоему поклоняемся, Владыко”, а на тарелочке с образом Богородицы: “Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу”.

На тарелочке с Крестом после освящения Даров Тело Христово раздробляется, разрезается на более мелкие частицы для причащения мирян.

При богослужении употребляются обычно еще несколько неглубоких тарелочек с теми же изображениями и надписями, но большего размера. На них кладут просфоры, а также части большой служебной просфоры, оставшиеся после вырезания из нее Агнца. Эти части называются антидором и даются после литургии тем, кто еще не ел в этот день.

7. Ковшики

Ковшики с ручкой особой формы также используются при богослужении. Из них во время приготовления Даров наливается в чашу вода и вино, а после освящения Даров и соединения Тела Христова с Кровью в чаше, туда из ковшика добавляется теплая вода, означающая благодать Святого Духа. Теплая вода символизирует также и теплоту веры церковного народа, соединяющегося с Господом в Святом Причащении.

Ручка ковшика делается в виде царской короны с крестом на вершине. Часто ковшик имеет надпись: “Теплота веры исполнь Духа Святаго”.

По окончании литургии горячей водой из ковшика омывается Святая чаша.

8. Губа

Губа (губка) используется для собирания мелких частиц Святого Агнца с дискоса и тарелки. Другая губка, которой отирают Святую Чашу, находится постоянно на жертвеннике. Она напоминает нам губку, намоченную в уксусе с желчью, которую поднял воин на копье к губам страдающего от жажды Спасителя на Голгофе.

Сегодня вместо губки для отирания чаши часто используется плат из красной материи.

9. Покровцы и воздух

Для покрытия потира и дискоса во время литургии употребляются покровцы — матерчатые кресты с квадратным средокрестием. Эта квадратная середина, обычно с твердой прокладкой, покрывает верх сосуда, а четыре конца креста спускаются вниз, покрывая его по бокам с четырех сторон. В Древней Церкви покровцы использовались для защиты Святых Даров (евхаристических хлеба и вина) от пыли, а также мух и других летающих насекомых.

Для этой же цели использовался возд у х — матерчатый плат прямоугольной формы.

 

Покровы и возд у х напоминают нам о времени рождения в мир Спасителя, уложенного в ясли и спеленутого, как обычный младенец. Покровы — это символические младенческие пелены Богомладенца.

Но одновременно покровы — это и великолепные одежды славы Христа Вседержителя, поэтому они делаются обычно из парчи и украшаются шитьем.

Воздух — один из древних предметов церковной утвари. Он упоминается в V веке Феодором Мопсуестийским, в VIII — Германом Константинопольским, после X — многочисленными литургическими рукописями. В византийской и древнерусской традициях были распространены воздухи внушительных размеров (до 1 м в длину) с изображением «Положения во гроб», «Распятия», «Спаса Нерукотворного с предстоящими».

В современной русской практике воздух представляет собой прямоугольный плат размером приблизительно 60х80 см с изображением четырехконечного креста посередине: на великом входе диакон перекидывает воздух через левое плечо. В греческой практике воздух — такой же четырехугольный плат, но с приделанными к двум его верхним углам длинными лентами: на великом входе диакон надевает воздух на спину, а ленты завязывает спереди.

10. Высокий подсвечник

В некоторые моменты богослужения, когда совершается литургическая процессия (в частности, на малом и великом входе Божественной литургии), в ней участвует свещеносец со свечой, вставленной в высокий подсвечник. Свещеносцев может быть двое: в этом случае они, как правило, держат подсвечник в форме высокого шеста. Такую же свечу держит в руках диакон в некоторые моменты богослужения (в частности, во время каждения, совершаемого священником вместе с диаконом в начале всенощного бдения и на полиелее).

За богослужением, совершаемым правящим архиереем епархии, на солее с левой стороны от царских врат, напротив иконы Пресвятой Богородицы, стоит свещеносец с примикирием — свечой, вставленной в высокий подсвечник.

11. Кадило

В богослужении Православной Церкви употребляется кадило — сосуд, состоящий из чаши и крышки, подвешенных на цепях к ручке, за которую его держит священнослужитель. К цепям прикрепляются бубенцы, производящие звон во время каждения. Кадило употребляется для воскурения фимиама, для чего в него кладется раскаленный уголь, а поверх угля — ладан (душистая древесная смола).

Каждение — сжигание благовонного фимиама на углях в специально предназначенном для этого сосуде — является одним из наиболее древних элементов богослужения. Обычай каждения за богослужением унаследован христианской Церковью от древнееврейского культа.

О каждении неоднократно упоминается в Библии. Согласно книге Исход, Бог через Моисея повелел Аарону совершать каждение перед ковчегом завета (см.:Исх.30:7-8). Моисей «поставил золотой жертвенник в скинии собрания пред завесою и воскурил на нем благовонное курение, как повелел Господь Моисею» (Исх.40:26-27). О каждении говорится в Апокалипсисе: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр.8:3-4). Поскольку видения Апокалипсиса, как предполагают ученые, в некоторой степени отражают литургическую практику ранней Церкви, можно предположить, что уже во времена Иоанна Богослова каждение совершалось за богослужением в христианских общинах.

Каждение является одним из способов воздания чести, благоговейного поклонения святыне, будь то икона, крест или священный предмет. По учению Церкви, честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу. Каждение перед иконой Христа является возданием чести Христу, каждение перед образом Богородицы или святого — один из способов почитания Богородицы или святого. Символично, однако, что священнослужитель кадит не только образы святых, но и всех присутствующих в храме, тем самым воздавая честь каждому человеку как созданному по образу и подобию Божию. Человек, находящийся в храме, как бы приравнивается к иконе, и каждение напоминает ему о том, что он призван к духовному совершенству, святости и обожению.

12. Чаша для освящения воды

Это большая чаша на низкой круглой подставке. Она ставится на стол. С противоположной от священника стороны чаши, обращенной во время молебна к алтарю, обычно делаются подсвечники для трех свечей. Иногда, если таких подсвечников нет на сосуде, свечи прилепляются на край. Три горящих свечи означают огонь благодати Святой Троицы.

Святая вода, которая освящается в этом сосуде, укрепляет душевные и телесные силы.

13. Дикирий и трикирий

Особой принадлежностью архиерейской службы являются дикирий и трикирий — два ручных фигурных светильника, в которые вставляются соответственно две или три свечи.

Употребление дикирия и трикирия на патриаршей литургии восходит к XII веку.

Первоначально эти светильники воспринимались как атрибуты учительского достоинства, принадлежащего не всем епископам, а только царям и патриархам. Об этом говорит в XII веке патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон, настаивая на том, что правом осенять народ светильниками обладают цари и патриархи, автокефальные архиепископы Болгарии и Кипра, а также те немногие из митрополитов, которые получают такое право от царя.

Впоследствии дикирием и трикирием стали пользоваться за богослужением все архиереи.

Символически трикирий толкуется как указание на три Лица Святой Троицы, дикирий — как указание на две природы Иисуса Христа. Свечи на трикирии и дикирии могут быть соединены верхними концами вместе, так чтобы образовывалось единое пламя; более распространены

светильники с перекрещенными свечами, концы которых направлены в разные стороны.

14. Рипиды

Принадлежностью архиерейского богослужения являются рипиды (опахало). В IV веке они представляли собой опахала на длинных шестах, предназначенные для того, чтобы отгонять летающих насекомых от Святых Даров. В «Апостольских постановлениях» так описывается начало литургии верных: «Два же диакона с той и другой стороны жертвенника пусть держат

из тонких кож, или из павлиньих перьев, или из полотна рипиду и тихо отгоняют малых летающих насекомых, чтобы не попали в чаши». Помимо перечисленных материалов, рипиды также изготовлялись из пергамента и расписывались разноцветными красками. Впоследствии, когда рипиды утратили свое утилитарное значение, их стали изготовлять из дерева и металла, покрывать золотом и украшать драгоценными камнями. Рипиды могли иметь разные формы, в том числе форму круга, овала, квадрата, ромба, восьмиконечной звезды. На рипидах иногда имелась надпись: «Свят, Свят, Свят».

15. Орлецы

Орлецы представляют собой круглые коврики с изображением орла, парящего над городом.

Орлецы постилаются под ноги епископа во время богослужения так, чтобы голова орла была обращена в ту сторону, в которую епископ станет лицом. Изображение орла, парящего над городом, символизирует основную функцию епископа, которая по-гречески определяется словом (наблюдение, контроль).

Орлецы вошли в употребление в Византии в XIII веке в качестве награды императора Константинопольским патриархам. На византийском орлеце изображался двуглавый орел — герб империи. На русских орлецах получили распространение изображения одноглавого орла. Русский чин поставления епископа, датируемый 1456 годом, упоминает орлец, на котором должен стоять митрополит у престола. В этом же чине повелевается на помосте, сооружаемом для епископской хиротонии, изображать «орла единоглавна».

16. Предносный крест

При богослужении, совершаемом предстоятелем Поместной Церкви (например, Патриархом Московским и всея Руси), употребляется предносный крест, водруженный на высокий шест. Иподиакон с таким крестом во время литургии стоит справа от царских врат, напротив свещеносца. При входе предстоятеля в храм, при выходе из храма и во время других литургических процессий иподиакон с крестом шествует впереди предстоятеля.

Проверочные вопросы:

1. Что представляют собой и как используются в богослужении потир и лжица?

2. Каково символическое значение дискоса и копия?

3. Что это звездица и что она собой знаменует?

4. Что собой представляет кадило? Каково его происхождение?

5. Что собой представляют и когда используются дикирий и трикирий?

6. Каково происхождение рипид? При каком богослужении они используются?

7. Каково назначение воздуха и покровцов?

Источники и литература по теме

Источники:

1. Симеон Солунский, свт. Премудрость нашего спасения. 53. Какое значение в предложении имеет святой дискос и иные принадлежности. 64. Что означают звездица, священные покровы и воздух [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunskij/premudrost_nashego_spaseniia/3. (дата обращения: 01.11.2015). // Там же. 81. Что означают светильник и каждение по всему храму. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunskij/premudrost_nashego_spaseniia/4 (дата обращения: 01.11.2015).

Основная учебная литература:

1. 1. Иларион (Алфеев), митр. Православие. В 2-х томах. –– М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009. 1840 с. Том 2. Раздел IV. Храм и икона. Глава I. 4. Устройство храма и церковная утварь. Богослужебная утварь. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/pravoslavie-tom-2/1_4_1 (дата обращения: 01.11.2015).

2. 2. Лоргус А., свящ., Дудко А., свящ. и др. Книга о Церкви. – М.: Паломник, 2005. Глава 2. Православный храм. Богослужебная утварь. [Электронный ресурс]. – URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/pravoslavie-tom-2/1_4_2 (дата обращения: 01.11.2015).

Дополнительная литература:

1. Кадило. Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravenc.ru/text/1319774.html (дата обращения: 01.11.2015).

2. Звездица. Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravenc.ru/text/182741.html (дата обращения: 01.11.2015).

3. Дикирий. Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravenc.ru/text/172026.html (дата обращения: 01.11.2015).

4. Воздух. Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravenc.ru/text/155094.html (дата обращения: 01.11.2015).

5. Дискос. Православная энциклопедия. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.pravenc.ru/text/178542.html (дата обращения: 01.11.2015).

Видеоматериалы:

1. Предметы.Храм в который мы идем (Андрей Ткачев)

https://youtu.be/-sW_gtPszzY?list=PLi5-pBBQ3Ut_KqYR3e4I4a-dZiYYx0-Bc

 

 

II.5. Православный храм. Облачения диаконов, священников и епископов. Одежда монахов

1. Облачение диаконов

2. Облачения священников

3. Облачение архиереев - епископов, архиепископов, митрополитов и Патриарха

4. Одежда монахов

За православным богослужением все священнослужители облачаются в соответствующие их сану священные одежды. Ризы — это богослужебные одеяния духовенства. Еще в Ветхом Завете сходные одеяния были сделаны по повелению Божию для священников.

Ризы предназначены только для богослужения, чтобы показывать славу и благолепие Божественного мира. После богослужения облачения снимаются и остаются в храме.

Богослужебные облачения — это образ одежд праведности и чистоты. Каждое богослужение — это встреча со Христом, пир духовный, на который нельзя войти не в брачной одежде (см. притчу в Евангелии от Матфея 22, 11—14). Ризы освящаются по особому чину и таинственно содержат в себе благодатную силу.

1. Облачение диаконов

Диаконы облачаются в стихарь и орарь, на руки одеваются поручи.

Стихарь — это общее одеяние для священства всех степеней. У диаконов и чтецов стихарь — верхнее богослужебное одеяние, сшитое чаще всего из парчи. У священников и архиереев стихарь— нижнее одеяние, более простое и мягкое, его называют еще подризником, потому что поверх него надевают прочие ризы.

 

Стихарь — самое древнее богослужебное одеяние. Его прообраз — подир ветхозаветных священников. Сам же стихарь является образом хитона Господня и багряницы Его, одежды страданий.

Хитон — “не сшитый, а весь тканый сверху” — одежда земных странствий Христа. Багряница — длинная красная одежда, напоминавшая багряницу царей, которую, насмехаясь, надели римские воины на Христа перед казнью.

Однако, сами того не понимая, они облекли Царя мира в подобающую Ему одежду. Подвиг и страдания Спасителя освободили и очистили верующих в Него. Вот почему для подризника, имеющего форму Господнего хитона, в Церкви был принят белый цвет. В светоносные белые одеяния чистоты и непорочности облачены ангелы, и праведные люди надевают белые одежды в знак того, что Своей Кровию и страданиями Своими Христос искупил их от гибели.

По форме стихарь — образ земной одежды и одежды страданий Христа, а по цвету — одеяние света Божественной славы, соответствует белым ризам Христа в Преображении, и потому это богослужебное одеяние имеет двойной смысл. Белый цвет стихаря означает свет, чистоту, непорочность и радость в Царстве Божием. Надевая стихарь, священнослужитель читает слова из псалма: “Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждою веселия одея мя, яко жениху возложи ми венец, и яко невесту украси мя красотою”.

Стихарь и подризник — одежда в виде длинной до пят рубахи без ворота, расширяющейся книзу. У стихаря, верхней богослужебной одежды диаконов и клириков, широкие рукава, на которые внизу нашиты широкие цветные полосы. Они знаменуют собой узы, которыми связали Господа, когда Его вели на суд.

Такая же полоса нашивается поперек груди, поднимается на плечи, через плечи опускается двумя концами на спину и соединяется поперек спины. Она знаменует кровавые язвы Христа и одновременно иго Христово, которое несут на себе Его служители: “Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем...”. На спине нашит крест в напоминание о том кресте, который Господь нес на Голгофу (Мф.11, 29).

Полоса нашивается и по подолу стихаря, знаменуя собою путы, которыми связали ноги Спасителя в темнице. Нашитые на стихаре полосы означают также Божественную силу и благодать, даваемую Христом Своим служителям. По бокам с обеих сторон стихаря — разрезы в знамение прободенных ребер Спасителя.

Подризник священников и епископов, как нижняя богослужебная одежда, делается с узкими рукавами, имеющими разрезы на концах. К разрезу пришивается тесьма или шнурок, которым стягивается рукав у запястья.

Эти шнурки знаменуют собою путы, связавшие руки Спасителя, ведомого на суд, так же, как полосы, нашитые на рукавах стихаря. На спине подризника — только крест, а полосы, знаменующие иго Христово, нашиваются на надетые сверху подризника фелонь или саккос. На подоле, потому что он выступает из-под верхней одежды и виден всем, нашивается полоса, как и на стихаре, с тем же значением. По бокам подризника такие же разрезы, как и на стихаре. Подризник надевается при служении литургии.

Орарь — длинная полоса из парчовой или другой цветной материи, которую диаконы носят на левом плече поверх стихаря. Концы ораря свободно свисают вниз. Взяв в правую руку нижний передний конец ораря, диакон поднимает его вверх, когда произносит ектении (прошения), концом ораря осеняет себя крестным знамением, указывает им в положенных случаях порядок богослужебных действий.

 

На литургии, при пении “Отче наш...”, готовя себя к принятию Святых Таин, диакон опоясывается орарем через плечи крест накрест по груди и спине. После причащения диакон снова распоясывает орарь и пристегивает его на левом плече.

Орарь есть принадлежность только диаконов и название свое получил от греческого глагола «оро», что значит смотрю, стерегу, наблюдаю. Второе значение слова орарь – полотенце, лентион (от лат. «orarium») или – молиться (от лат. глагола «oro»).

Господь Иисус Христос на Тайной вечери, собираясь умыть ноги ученикам Своим, снял с Себя верхнее одеяние и, взяв полотенце, препоясался, потом влил воду в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Этим Он, по Его словам, дал ученикам пример служения высших низшим (Ин. 13, 4, 5, 15). Этим Господь явил образ и Своего служения делу духовного очищения человечества. Евангельское свидетельство дает возможность предположить, что это полотенце – лентион, которым препоясался Господь, было довольно длинным, если им можно было отирать ноги, оставаясь препоясанным им. Нет сомнения в том, что память об этом полотенце твердо сохранялась у апостолов. И вполне возможно, что, когда они вынуждены были из числа самых достойных мужей посвятить через рукоположение первых диаконов для служения при трапезах, для попечения, наблюдения за порядком в раздаянии ежедневных потребностей верующим, они снабдили этих диаконов полотенцами. Это имело двойное значение. Такие полотенца могли иметь вполне практическое применение во время братских трапез и в то же время являлись образом служения братиям, который дан был Христом, и отличительным знаком первых диаконов. С этих времен длинный лентион является в Церкви священным знаком служения Богу и людям. С прекращением общих братских трапез христиан обязанности диаконов сосредоточились на наблюдении за чинностью и порядком богослужений, уходом за святыми предметами алтаря, возглашении прошений и вообще в сослужении иереям и епископам.

Орарь, как полагают, был прообразован в ветхозаветной Церкви особым убрусом (полотенцем), которым в иудейских синагогах с возвышенного места давали знак возглашать «Аминь» при чтении Закона и Пророков. В христианской Церкви диаконы, возвышая орарь на амвоне, также, как бы предуготовляют верующих к последующему молитвословию. Некоторые толкователи видят одно из значений ораря в том, что он своими передним и задним концами означает соответственно Новый и Ветхий Заветы. Поэтому, если диакон перед причащением не соединит Ветхого Завета с Новым, то есть не опояшется орарем, как было указано, то не приобщается. Орарь содержит в себе и другие высокие значения, По толкованию святого Иоанна Златоуста, блаженного Симеона, архиепископа Солунского, и других отцов Церкви, орарь является знамением невещественных ангельских крыл, так как и сами диаконы в Церкви представляют образ ангельского служения. На древних орарях изображали слова ангельского песнопения «Свят, Свят, Свят». Блаженный Симеон, архиепископ Солунский, по этому поводу замечает, что диакон «когда намеревается причаститься Святых Даров, тогда он подражает тем шестокрылатым серафимам, которые двумя крылами закрывают свои лица, двумя – ноги, и двумя летают, восклицая: «Свят, Свят, Свят». Действительно, крестообразное опоясание диакона орарем перед причащением в точности соответствует опоясанию ангелов по персям, о котором говорится в Откровении Иоанна Богослова. Даже Сам Господь Иисус Христос предстает Тайновидцу опоясанным также золотым поясом, являя образ Своего служения делу спасения людей. Крестообразно опоясанный поверх стихаря орарь является также принадлежностью иподиаконов. В отличие от диаконов эти низшие клирики всегда имеют орарь опоясанным по персям. Прислуживая епископу за богослужением, они тоже являют образ ангелов – служителей, опоясанных золотыми поясами. В этом отношении они изображают низшие ангельские чины. Иподиаконы имеют посвящение, но не в священный сан. Диакон – первая священная степень. Орарь, носимый им почти всегда на одном левом плече, означает именно благодать священного сана, но только первой степени священства, дающей диакону право быть служителем, но не совершителем таинств.[1] Однако и эта благодать священного диаконского сана есть иго и ярем работания Богу и людям, есть крестоношение. Символическое выражение и этих духовных истин содержит в себе диаконский орарь. С другой стороны, орарь напоминает диакону о необходимости в своей службе и жизни подражать ангелам, всегда готовым к быстрому исполнению воли Божией, хранящим непорочность и чистоту, пребывающим в совершенном целомудрии.

Итак, орарь соединяет в себе следующие духовные значения. Он знаменует – ангельские крыла, готовность к исполнению воли Божией, силу и крепость, отсутствие греховных влечений; благое бремя служения Христу и крестную ношу; Божию благодать священного сана; Ветхий и Новый Заветы, их нераздельность во Христе; двойственный характер служения диакона: Богу и людям.

Поручи, или нарукавники — это широкая полоса плотной материи с изображением креста посередине, обшитая по краям лентой иного оттенка. Охватывая руку в запястье, поручи соединяются с внутренней стороны руки шнуром. При этом знамение креста оказывается на внешней стороне руки. Поручи надевают на каждую руку. Они знаменуют собой Божию силу, крепость и мудрость, которые дает Господь священнослужителям для совершения Таинств. Не человеческие руки священнослужителей, а Сам Господь совершает Таинства.

При надевании правой поручи читается молитва: “Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги и множеством славы Твоея стерл еси супостаты”. В этой молитве, как мы видим, говорится и о том, что поручи защищают священнослужителя от демонских козней при совершении Таинств.

При надевании левой поручи произносится другая молитва: “Руце Твои сотвористе мя и создасте мя, вразуми мя и научуся заповедем Твоим”.

Поручи имеют также значение уз, которыми были связаны руки Спасителя, ведомого на суд.

2. Облачения священников

Полное облачение священника включает: подризник, епитрахиль, поручи, набедренник, палицу, пояс, фелонь.

Епитрахиль — одеяние священника, представляющее собой двойной орарь, охватывающий шею и двумя концами спускающийся на груди вниз. Начиная с XV века архиерей, посвящая диакона в сан священника, огибал его шею диаконским орарем, так что оба его конца опускались равномерно вниз и соединялись один с другим. Сейчас форма епитрахили немного изменилась, но также ее два конца скрепляются на груди священника.

Символическое значение епитрахили в том, что священник, по сравнению с диаконом, приобретает сугубую (двойную) благодать, дающую ему право совершать Таинства Церкви. Такая благодать — это и большее иго, сугубая ответственность, поэтому орарь накидывают на шею священника, подобно ярму.

Епитрахиль, по объяснению блаженного Симеона, архиепископа Солунского, означает как бы ярмо, в которое священник при рукоположении впрягается для работы Господу. Священник подражает Господу и в служении людям, и в несении духовного креста.

Все богослужения священник может совершать только в епитрахили.

Фелонь — верхнее богослужебное одеяние священников и в некоторых случаях епископов. Фелонь шьется без рукавов, изображая одежду Спасителя во время поругания.

Вырез для головы и подол фелони обшиты полосами ткани. Такие же полосы охватывают фелонь вокруг по спине, груди и предплечьям. Они знаменуют собой язвы на теле Господа Иисуса Христа с истекавшей на них кровью, то есть то же, что полосы на оплечиях стихаря, так как иерейский стихарь-подризник надевается под фелонь.

Кроме того, на фелонь нашивается полоса, пересекающая грудь ниже предыдущей и идущая вдоль всей фелони. Это напоминание о Крови Христа, истекшей на Кресте из его пробитой копьем груди. Все вместе четыре полосы символизируют четыре Евангелия, благовестниками которых являются епископы и священники. Все эти полосы означают также Божественное охранение, благодать, силу и премудрость, окружающие священнослужителя при совершении им Таинств Церкви.

 

На спине в верхней части фелони так же, как и на стихаре, помещается знамение креста. Ниже под крестом нашивается восьмиконечная звезда, означающая наступление Царствия Небесного, новое небо и новую землю, так как восемь — число будущего века. В двух символах - кресте и восьмиконечной звезде обозначены на фелони начало и конец спасения человечества во Христе.

Древние фелони по покрою представляли собой круг с круглым вырезом в центре для головы. Круг символизирует полноту Божественной благодати.

Ныне фелонь, если разрезать ее по центру на груди, представляет собой полукруг. Форму полного круга теперь имеет только архиерейская одежда - саккос. Жесткая верхняя часть фелони - символ ярма и ига Христова, которые несет на себе священник. Фелонь означает сияние Божественной славы и крепости, Божественного света, одеяние праведности и духовной радости. Поэтому в молитве при надевании фелони читается: “Священницы Твои, Господи, облекутся в правду, и преподобные Твои радостию возрадуются всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь”.

Епитрахиль, поручи и фелонь составляют малое священническое облачение, в котором служат часы, повечерия и требы[1]. На литургию священник надевает полное облачение. Основой полного облачения является подризник. Поверх него сначала надевается епитрахиль, потом поручи, пояс, набедренник, палица, фелонь. Набедренник и палица — это награды духовенству, поэтому их надевают не все священники.

Пояс — полоса материи с отделкой в виде нашитых лент другого цвета или оттенка по краям, с крестом посередине. Пояс символизирует силу, крепость, власть и готовность к служению. Христос, опоясываясь длинным полотенцем и омывая ноги Своим ученикам, дает образ Своего служения людям. Надевая пояс, священник читает молитву: “Благословен Бог, препоя


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.106 с.