ОСК 4.         Ставь ТИРЕ между ПОДЛЕЖАЩИМ — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

ОСК 4.         Ставь ТИРЕ между ПОДЛЕЖАЩИМ

2021-12-07 63
ОСК 4.         Ставь ТИРЕ между ПОДЛЕЖАЩИМ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

и С К А З У ЕМЫМ


СУЩ. в Им. п. (Кто? Что?)


СУЩ. в Им. п. (Кто? Что?)


                                                                                                                                                                           


СУЩ. в Им. п. (Кто? Что?)


ЭТО


СУЩ. в Им. п. (Кто? Что?)


v Задание 9. Прочитай выразительно текст. В скобках запиши по какому правилу (1 или 2) поставлены в предложениях тире. Подчеркни грамматическую основу.

Раньше было много дубов в лесу. Теперь дубы – редкие гости. () Но иногда в лесу и в поле можно увидеть старый дуб.

Дуб – теплолюбивое дерево. (_) В лесах далёкого севера дубов не увидишь. На высоких горах я видел много разноцветных дубов. Стволы старых дубов возносились высоко в небо.

Дуб – это нежное дерево. (_) Оно боится крепких морозов. Дуб растёт медленно. Учёные утверждают, что дубы – это долгожители. (_) Маленькие дубки медленно поднимаются из желудей над землёй. Нужно запастись терпением на долгое время, тогда вырастет красивый дуб. Для настоящего дуба нужна не одна человеческая жизнь.

(По И. Соколову-Микитову)

v Задание 10. Выпиши из текста только предложения, где нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. Поставь тире в этих предложениях. Подчеркни грамматическую основу предложения.

Самая близкая к человеку птица это скворец. Появляются скворцы весной. Прилёт скворцов верный признак близкой весны. Весенняя песня скворца бодра и хороша. Скворцы хорошие подражатели многим птицам. То вдруг скворец пустит соловьиную трель, а то закрякает дикой уткой. Скворцы образцы семейной жизни. Скворец и скворчиха вместе устраивают гнездо. Скворчиху скворец услаждает звонкими песнями.

Я люблю наблюдать за жизнью скворцов.

(По И. Соколову-Микитову)


 

v Задание 11. Продолжи следующие предложения, обозначь в них грамматические основы. Оцени свои знания по русскому языку.

1. Фонетика – это                                                                                                                  

 

2. Морфема – это                                                                                                                  

 

3. Окончание – это _                         _                                                     

 

4. Словосочетание – это                                                                                                  

 

5. Предложение – это                                                                                                         

 

 


Так обозначается графически предложение


Так обозначаются второстепенные члены предложения


v Задание 12. Выполни графическое письмо данного предложения. Сколько второстепенных членов предложения, столько и должно быть кружочков.

О б р а з е ц:

 Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком.

 

(С. Есенин)


Высоко в небе потянулись журавлиные стаи.

 

Печальными криками прощаются они с родиной.

 

Журавли зимуют в теплой Африке.

 

Задание необычное! По графическим обозначениям определи все известные тебе члены предложения. Расскажи, на какие вопросы они отвечают.

А теперь в предложениях подчеркни все члены предложения условными обозначениями. Будь внимательным, задавая вопросы!

 

Сегодня Гжель – основной центр русской керамики. Изделия с фирменным сине-белым цветочным узором поражают фантазией и мастерством художников.

Превосходную белизну гжельской глины по достоинству оценил великий русский учёный М.В. Ломоносов.

Все члены предложения могут быть однородными!

     

В графических рисунках их обозначают в кружочках. Вот так:


ОСК 5.


ВСЕГДА СТАВЬ ЗАПЯТУЮ


1

2

И            И           И

3

А

4

НО

v Задание 13. Прочитай выразительно данный текст. Расставь недостающие запятые. Подчеркни однородные члены предложения. В скобках после предложений укажи номера правил по ОСК 5.

Зима в этом году стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и быстро таял. Мокрые вороны садились на печные трубы толкались каркали друг на друга.() Около мельницы вода не замерзала а стояла чёрная и в ней кружились льдинки. ()

Но вдруг наступила непогода. В печных трубах завыл засвистел ветер, вздул снег. ()

(По К. Паустовскому)

v Задание 14. Орфографическое рисование. Запиши пропущенную в слове букву любимым цветом. Проставь цветом недостающие запятые. Подчеркни однородные члены предложения.

Январский снег

Январский снег силён и сп..коен. Пуш..стым одеяло накрыва..т он поля и гнёт к земле дерев..я.

Со..нце выгл..нет утром загорит(?)ся высоко поднимет(?)ся в бездонное небо и в..сит потом вверху, как лампочка в х..лодильнике. Светит но не греет.

Идёш(?) через поле по тропинке и ногу став..шь осторожно, как канатоходец. Сдела..шь шаг и по пояс провалиш(?)ся в сыпучее снежное болото.

(По С. Иванову)


                                   

 

v Задание 15. Выпиши предложения с союзом «и». Распредели их в две колонки: когда перед союзом «и» запятая не ставится, а когда она должна обязательно разделять части сложного предложения. Внимание! Знаки препинания в этих предложениях не расставлены!

Большие почки зеленеют на липе перед моим окном и на каждой почке сверкает капля. От почки к почке по тонкому сучку скатывается капля сливается с другой и падает на землю. А по коре дерева бежит сплошная вода и распределяется по веточкам.

(По М. Пришвину)

 

Рассмотри картинки. На какие тематические группы их можно распределить. Запиши эти тематические группы, перечисляя названия изображённых объектов.


 

        

     

.

 

v Задание 16. Расскажи о правописании обобщающих слов (ОС) при однородных членах предложения, используя ОСК 6. Запиши и приведи свои примеры. Нарисуй схему условного обозначения.

 

                                                                _                                                   

 

 


v Задание 17. Лови ошибку! В данном тексте ученик допустил пунктуационные ошибки при обобщающих словах. Выставь красным цветом правильную пунктуацию, над обобщающим словом надпиши

«ОС». Каким членом предложения является обобщающее слово и однородные члены предложения? Подчеркни условными обозначениями.

Дымковская игрушка – искусство рукотворное. Каждая игрушка уникальна и единственна. Традиционными в дымковской игрушке являются такие фигурки всадники, петухи, индюки, кони. В женских фигурах большое значение имеют выразительные детали нарядные прически, головные уборы, оборки на рукавах, передниках, пелеринки, муфты, зонтики, сумочки.

Историческая, бытовая, сказочно-былинная, музыкально- фольклорная основные темы дымковской игрушки.

Рассмотри внимательно варианты дымковской игрушки- свистульки. Расскажи друзьям и одноклассникам о её особенностях и темах.

   

v Задание 18. Продолжи предложения, пользуясь материалами учебника по природоведению. Запиши их. Построй схемы с указанием однородных членов предложения.

1. Мы получили информацию о самых больших планетах Солнечной системы: …

2. На глобусе ученики показывали материки: ….

3. Материки и остова делят Мировой океан на отдельные океаны: …

 

                                         _                                                                          

 

 

 


v Задание 19. Закончи предложение обобщающим понятием. Поставь нужный знак препинания.

Запятая, двоеточие, тире                                                                                               

                                                                _                                                  . Определение, дополнение, обстоятельство                                                          

                                                                                                                        . Приставка, корень, суффикс _                                                                    

                                                                                                                        _.

     

 

 

v Задание 20. Прочитай выразительно предложения из известной тебе сказки. Расставь любимым цветом недостающие знаки препинания. Поставь над обращениями букву «О». Выпиши обращения из каждого предложения отдельно.

Из какой сказки данные предложения?

А что у тебя в руках девушка? Плохи твои дела голубушка. Не время теперь для подснежников. Да я и сама знаю дедушка. Братец Январь уступи мне на час своё место. Ты катись, катись колечко на весеннее крылечко. Буря ты раздуй огонь костра. Стужа скуй котёл из серебра. Прощайте братья месяцы! Прощай Апрель! Догорай костёр до тла, будет пепел и зола. Разлетайся синий дым по кустарникам седым.

(С.Я. Маршак)

 

          


v Задание 21. Прочитай выразительно текст. Выпиши грамматические основы простых и сложных предложений и распредели их на две группы: простые – слева; сложные предложения – справа.

Ежата

Ежата родятся слепыми, глухими, беззубыми. Через двое суток они начинают покрываться темными иголками. Проходят две недели, и у ежат прорезываются острые зубки. На одиннадцатый

день ежата умеют уже шаром сворачиваться.

Когда родятся ежата, отец удаляется и больше к потомству своему не возвращается. Заботится о ежатах мать.

 

               

Рассмотри схемы постановки знаков препинания при ПРЯМОЙ РЕЧИ, где А, а – слова автора; «П» – прямая речь.

А: «П». А: «П»! А: «П»?

 

«П», – а. «П?» – а. «П!» – а.

 

Расскажи о правилах постановки знаков препинания, опираясь на данные схемы и выбирая для примера данные ниже предложения. Будь внимателен!

Павел сказал: «Через полчаса подъедем к Москве». Павел спросил: «Сколько осталось до Москвы»?

Павел воскликнул радостно: «Ура! Подъезжаем»!

«Через полчаса подъедем к Москве», – сказал Павел.

«Скоро ли Москва?» – спросил Павел.

«Скоро Москва!» – громко и весело объявил проводник.

«Помогите, пожалуйста, – попросила мама, – вынести чемодан из вагона».

«Ура! Приехали!» - закричал я во всё горло. – Москва!»


            

v Задание 22. Запиши номера предложений, где прямая речь состоит из двух и более предложений.

1. Вот Иван к царю явился, поклонился, подбодрился, крякнул дважды и спросил: «А пошто меня будил?» 2. «Что, Иванушка, не весел? Что головушку повесил?» – говорит ему конёк, у его вертяся ног. 3. На другой день, утром рано, разбудил конёк Ивана: «Гей! Хозяин! Полно спать! Время дело исправлять!» 4. Говорит ему конёк: «Вот уж есть чему дивиться! Тут лежит перо Жар-птицы, но для счастья своего не бери себе его». 5. «Ах, Иванушка Петрович!» – молвил Месяц Месяцович.

 

v Задание 23. Прочитай предложения (знаки препинания не расставлены). Подчеркни двумя чертами глаголы говорения. Цветной записью расставьте недостающие знаки препинания при прямой речи и обращении.

1. Незнайка побежал во всю прыть домой и давай кричать Братцы! Спасайся! 2. Почему мы вниз полетели? Забеспокоились малыши. 3. За дверью снова раздались шаги, а потом послышался чей- то шёпот Где он? 4. Терпеть не могу зубной порошок! Проворчал Незнайка. Невкусный! 5. Не надо вставать больной! строго сказала Медуница.

     


v Задание 24. Прочитай рассказ. Обрати внимание на оформление диалога в рассказе. Подумай и напиши, что хотела сказать автор этого рассказа В. Осеева.

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело звенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

Дели по одному, — сказал Миша.

Мальчики разложили печенье на две кучки.

Ровно? — спросил Вова. Миша смерил глазами кучки.

Да, бабушка, налей чаю!

Бабушка подала чай. Кучки печенья быстро уменьшались.

Вкусно, — говорил Миша.

Мама и бабушка молчали. Но вот печенье съели. Вовка вздохнул и вылез из-за стола. Миша посмотрел на маму. Она мешала ложечкой чай, а бабушка жевала корочку хлеба.

     

Собака, почему ты лаешь?

Волков пугаю.

Собака, ты почему хвост поджала?

Волков боюсь. (По К. Ушинскому)

                      К УЛЬТУРА РЕЧИ

Говорить кое-как – значит и мыслить кое- как: неточно, приблизительно, неверно.

А.Н. Толстой

v Задание 25. Диалог можно расписать по ролям. Прочитай такой диалог. Какое чувство вызывает речь мальчика? Какие слова, по твоему мнению, совершенно неуместны в данной речевой ситуации?

Доктор: Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему же вы не здороваетесь, молодой человек?

Вася: Чао!

Доктор: На что вы жалуетесь?

Вася: Прихворнул я, что-то горло дерёт, башка болит.

Доктор: Температуру измеряли?

Вася: Да я градусник вчера кокнул!


Доктор: А как же лечились вчера, например?

Вася: Дрыхнул весь день, аж надоело.

Доктор: Да… Тяжёлый случай. Но лекарствами здесь не поможешь.

У вас очень болен язык. Его срочно нужно лечить.

Запиши этот диалог, используя подходящие этой речевой ситуации синонимы, подбирая слова автора для некоторых реплик. Соблюдай правила оформления диалога. Подумай, как закончился бы диалог при правильном обращении пациента. Запиши.

 

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

 

 

Просто о сложном расскажут стишки. Их прочитай и скорей заучи –

В памяти будут понятий ключи!

     


                      Ф ОНЕТИКА. Г РАФИКА. О РФОГРАФИЯ. О РФОЭПИЯ

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок…


         
 

v Задание 1. Прочти транскрипции и запиши слова.

[П'ЭТ'], [П'АТ'], [ПАj'ОТ], [j'ОГУРТ], [М'ОТ].


Н.В. Гоголь


 


[А]


ГЛАСНЫЙ ЗВУК летит, как птица, и преграды не боится!

Чистым голосом рождён,

речь певучей сделал он!

Гласных звуков только шесть. Их легко пропеть, прочесть!

[И]       [О]             [У]         [Э]


[Ы]


 
Чтобы передать звучание слова, используется специальная фонетическая запись – ТРАНСКРИПЦИЯ.


                 

Точно бабочка в движенье,

ГЛАСНЫЙ ЗВУК БЕЗ УДАРЕНЬЯ.

С УДАРЕНЬЕМ, как с сачком, побежим за мотыльком.

Вот м[А]ст'ы ведут в с [А]д'ы над потоками воды. Перекинем м'Остик в с'Ад – и пятёрки станут в ряд. Сл[И]доп'ыт отыщет сл'Ед, расцв[И]тёт вишнёвый цв'Ет. Ударенье – верный друг, не обманывает слух!


v Задание 2. Спиши текст, вставляя пропущенные безударные гласные буквы. Надпиши над вставленной гласной её звук.

Я ст..ял на б..регу л..сного озера. Вокруг озера росло много чудесных д..ревьев. От ветки к ветке перел..тали в..сёлые птицы. Их тени ск..льзили по тёмной поверхности.

Вот листок срывается с дерева, ц..пляется за сучки, падает в воду. Потом он б..жит по в..де. Этот листок похож на корабль. А со дна слабо светятся з..лёные растения.

Я мог часами с..деть у в..ды. За озером на горизонте видны широкие п..ля, голубеют деревеньки, л..са, чащи.

(По М. Пришвину)

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.