Формирование навыка охвата нотного текста по вертикали. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Формирование навыка охвата нотного текста по вертикали.

2021-12-07 22
Формирование навыка охвата нотного текста по вертикали. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чтение с листа для пианистов более сложная задача, чем скажем, для скрипача, или виолончелиста. Это связано с тем, что фортепианная ткань, как правило, многомерна, требует осмысления по нескольким линиям сразу: по горизонтали и вертикали. Охват текста по вертикали дается легче в связи с привычкой читать словесный текст. Наиболее сложным для чтения фортепианной музыки является навык быстрого охвата текста по вертикали. Для приобретения этого навыка ученику предлагается:

· пьеса аккордового склада (Р.Шуман «Северная песня»):

 

аккордовая последовательность исполняется в форме быстрой гармонической фигурации, начиная от баса вертикаль переводится в горизонталь;

· текст, изложенный в виде гармонической фигурации, играется сомкнутыми аккордами – при этом вырабатывается умение определять гармоническую логику арпеджированного текста, ускоряя восприятие развернутой вертикали (например «Пьеса» Ю.Литовко):

 

 

или «Этюд» Р.Шумана:

 

 

· Записать пьесу гомофонного, полифонического, или аккордового склада на трех, или четырех нотных станах, а затем исполнить ее по партитуре.

 

Освоение гамм и стереотипных функциональных последований.

Известно, что для верного чтения нот необходимо досконально знать тональность.

Для лучшего запоминания гамм их следует играть, начиная с любой ступени. Полезны также и упражнения, которые призваны решить две задачи. Кроме ладового ощущения, они приучают стереотипным последованиям звуков, наиболее часто встречающихся в произведениях (чаще в аккомпанементе). Такие функциональные последования как:

 

I- V7 –I; I –IV- V7- I.Эти последования можно играть в разных тональностях и создавать фактурный аккомпанемент, приближающийся к реальному.

Для того, чтобы ученик учился видеть нотный текст заранее, проигрывая пьесу, видел последующие ноты, можно снова применить прием постепенного закрывания листом нот, которые расположены чуть впереди, так, чтобы учащийся их успевал увидеть заранее и запомнил.

 

Развитие навыка ускоренного восприятия нотного текста и зрительной памяти.

Среди упражнений, развивающих навык ускоренного восприятия нотного текста есть «фотографирование». Ученику предлагается увидеть нотный текст за несколько секунд, и тут же закрывается листом бумаги определенный отрывок (мотив, фраза, предложение), который он должен запомнить, мысленно представить в звучании, а затем сыграть. В момент исполнения читается и запоминается следующий. Постепенно увеличивается скорость и объем запоминания фразы. Чтобы развить зрительную память у начинающего музыканта, надо научить читать сначала на 1 такт вперед простейших песенок, или попевок, закрывая по полтакта, затем по такту. Позже, усложняя репертуар, можно перейти на игру с закрытием тактов более сложных пьес.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.