Освоение техники чтения с листа. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Освоение техники чтения с листа.

2021-12-07 25
Освоение техники чтения с листа. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

 

 

 I. Введение. Освоение техники чтения с листа. ………………………………………………………………….………..…..…....3

 

II. Упражнения для развития навыков чтения…………………………………………………………….……………….…..……...…4

 

 

1) Упражнения на развитие двигательной реакции. ……………………………………………………….……........…4

2) Освоение навыка позиционных смен.……………………………….……….………………….………………….………..…….4

3) Освоение аппликатурной техники.………….………………………………………………………………………………………....5

4) Развитие навыка упрощения нотного текста……………………………………………………………………..…..………7

5) Формирование навыка охвата нотного текста по вертикали.………………..………………….……….…...7

6) Освоение гамм и стереотипных функциональных последований.………………………………….……...9

7) Развитие навыка ускоренного восприятия нотного текста и зрительной памяти……………9

8) Ансамблевая форма музицирования………………………………………………………………………………………………..…10

9) Формирование навыка восприятия группировки длительностей……………………………….…………10

10) Формирование навыка игры без остановок………………………………………………………………………...…….…..11

III. Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………..…….…….………...12

IV. Список литературы…………………………………………………………………………………………………………………………..………………….13

I. Введение

Освоение техники чтения с листа.

 

Выработка навыка чтения с листа является предметом серьезного и упорного труда. Умение чтения с листа нот приходит путем целенаправленных и продуманных тренировок, здесь не должно быть места ссылкам на «прирожденную» способность учащихся.

Освоение техники чтения с листа состоит в том, чтобы выработался механизм перехода от знакового символа к звучащему. Этот процесс - сложен. Сначала – это зрительное восприятие, затем - звуковое представление и, наконец, - двигательный импульс. При чтении с листа в сознании происходят два процесса: превращение нотых символов, воспринимаемых зрительно в звуковые образы, то есть в ритмы, мелодии, гармонические последовательности.

Одновременно с этим происходит и второй процесс: превращение звуковых образов в движения, способные их произвести в реальном звучании. Самым сложным моментом в обучении игре с листа на инструменте является процесс звукомоторной связи. Учащийся должен суметь воплотить в движениях рук зрительно-слуховые представления. Поэтому с первых уроков нужно добиваться, чтобы у учащегося выработалось представления о связи мелодического комплекса с соответствующим движением.

 

 


II. Упражнения для развития навыков чтения

Упражнения на развитие двигательной реакции.

 

Двигательная реакция на ритмический рисунок развивается с помощью упражнений, состоящих в воспроизведении остинатных ритмических фигур по нотной записи. Ориентировка рук без помощи зрения облегчается тем, что исполняемые по нотам пьесы выдержаны в одной позиции.

Первое задание- выработка навыка в исполнении и умении бегло прочитать наиболее часто встречающиеся в первоначальной фортепианной литературе элементы мелодии в движении вверх и вниз. Этому способствует игра «Бус»- звуков, идущих последовательно. Задача учащегося, не глядя на клавиатуру, воспроизвести правильные звуковые последования. Затем можно вводить «Бусы», где мелодия располагается скачками. Позже вводится игра «Двойных бус»- то есть игра двойными нотами, а чуть позже игра трезвучий («Снеговиков»).

Для развития навыка чтения с листа не глядя на клавиатуру, можно применять «слепой метод». Руки при этом находят нужные клавиши наощупь.

На первоначальном этапе знакомства с клавиатурой ученик с закрытыми глазами должен научиться определять группы из 2-х и 3-х черных клавиш.

Прорабатывать различные интервалы, аккорды, играть обеими руками в симметричном зеркальном движении.

 

Развитие навыка ускоренного восприятия нотного текста и зрительной памяти.

Среди упражнений, развивающих навык ускоренного восприятия нотного текста есть «фотографирование». Ученику предлагается увидеть нотный текст за несколько секунд, и тут же закрывается листом бумаги определенный отрывок (мотив, фраза, предложение), который он должен запомнить, мысленно представить в звучании, а затем сыграть. В момент исполнения читается и запоминается следующий. Постепенно увеличивается скорость и объем запоминания фразы. Чтобы развить зрительную память у начинающего музыканта, надо научить читать сначала на 1 такт вперед простейших песенок, или попевок, закрывая по полтакта, затем по такту. Позже, усложняя репертуар, можно перейти на игру с закрытием тактов более сложных пьес.

 

Заключение

Чтение с листа - один из кратчайших, наиболее перспективных путей, ведущих в направлении общемузыкального развития учащегося. Умение читать с листа создает базу для быстрого освоения нотного материала, а значит высвобождает время на занятии для решения других музыкальных задач, которые приводят к совершенствованию фортепианной игры. Читая музыку с листа, ученик имеет дело с произведениями, которые не обязательно в дальнейшем разучивать, осваивать исполнительском плане. Нет необходимости специально штудировать их, совершенствовать в техническом плане. Эти произведения, говоря словами Сухомлинского «…не для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать. Постигать, наконец изумлять.»


Список литературы:

1. Брянская Ф. «Навык чтения с листа, его структура и принципы развития».

 

2. Смирнова Т. «Интенсивный курс обучения игре на фортепиано».

 

3. Баренбойм Л. «Путь музицирования».

 

4. Рябов И.М. Рябов С.И. «Чтение с листа в классе фортепиано».

Содержание

 

 

 I. Введение. Освоение техники чтения с листа. ………………………………………………………………….………..…..…....3

 

II. Упражнения для развития навыков чтения…………………………………………………………….……………….…..……...…4

 

 

1) Упражнения на развитие двигательной реакции. ……………………………………………………….……........…4

2) Освоение навыка позиционных смен.……………………………….……….………………….………………….………..…….4

3) Освоение аппликатурной техники.………….………………………………………………………………………………………....5

4) Развитие навыка упрощения нотного текста……………………………………………………………………..…..………7

5) Формирование навыка охвата нотного текста по вертикали.………………..………………….……….…...7

6) Освоение гамм и стереотипных функциональных последований.………………………………….……...9

7) Развитие навыка ускоренного восприятия нотного текста и зрительной памяти……………9

8) Ансамблевая форма музицирования………………………………………………………………………………………………..…10

9) Формирование навыка восприятия группировки длительностей……………………………….…………10

10) Формирование навыка игры без остановок………………………………………………………………………...…….…..11

III. Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………..…….…….………...12

IV. Список литературы…………………………………………………………………………………………………………………………..………………….13

I. Введение

Освоение техники чтения с листа.

 

Выработка навыка чтения с листа является предметом серьезного и упорного труда. Умение чтения с листа нот приходит путем целенаправленных и продуманных тренировок, здесь не должно быть места ссылкам на «прирожденную» способность учащихся.

Освоение техники чтения с листа состоит в том, чтобы выработался механизм перехода от знакового символа к звучащему. Этот процесс - сложен. Сначала – это зрительное восприятие, затем - звуковое представление и, наконец, - двигательный импульс. При чтении с листа в сознании происходят два процесса: превращение нотых символов, воспринимаемых зрительно в звуковые образы, то есть в ритмы, мелодии, гармонические последовательности.

Одновременно с этим происходит и второй процесс: превращение звуковых образов в движения, способные их произвести в реальном звучании. Самым сложным моментом в обучении игре с листа на инструменте является процесс звукомоторной связи. Учащийся должен суметь воплотить в движениях рук зрительно-слуховые представления. Поэтому с первых уроков нужно добиваться, чтобы у учащегося выработалось представления о связи мелодического комплекса с соответствующим движением.

 

 



Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.