Здоровое питание ребенка школьного возраста — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Здоровое питание ребенка школьного возраста

2021-12-07 30
Здоровое питание ребенка школьного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПИТАНИЯ, БИОТЕХНОЛОГИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩИ

 

ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКА

Пособие для родителей

Москва 2021

УДК 613.2

ББК 51.230

П 94

 

П94

                                    Пособие составлено сотрудниками ФГБУН

                                     «ФИЦ питания и биотехнологии»

                                    Исполнители: к.м.н. Е.А. Пырьева,д.м.н. М.В.

                                    Гмошинская, к.м.н. А.И.

                                   Сафронова, к.т.н. Георгиева О.В., Е.А. Нетунаева,

                                   М.И. Тимошина

 

                                   ISBN: 978-5-91556-565-3

 

Рецензенты:

Горелова Ж.Ю. – главный научный сотрудник ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, доктор медицинских наук, профессор

Дубровская М.И. – профессор кафедры госпитальной педиатрии имени акад. В.А. Таболина педиатрического факультета РНИМУ имени Н.И. Пирогова, доктор медицинских наук, профессор

 

ISBN: 978-5-91556-565-3

© ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии»

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................... 4

1. Здоровое питание ребенка школьного возраста.............................................. 5

2. Обеспечение потребностей в пищевых веществах и энергии........................ 5

3. Питьевой режим школьника............................................................................ 14

4. Как правильно составить рацион школьнику................................................ 16

5. Воспитание культуры питания........................................................................ 22

6. Организация питания детей школьного возраста в период дистанционного обучения ….23

Приложение 1.................................................................................................................... 26

Приложение 2.................................................................................................................... 27

Приложение 3.................................................................................................................... 28

Приложение 4.................................................................................................................... 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................. 30

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Организация питания ребенка – ответственная задача. Ведь цель питания состоит не просто в утолении чувства голода, но и в обеспечении гармоничного роста и развития, здо­рового, активного образа жизни, устойчивости к неблагоприятным факторам внешней сре­ды, высоким умственным и эмоциональным нагрузкам, профилактики заболеваний. Кро­ме того, важно сформировать у школьника правильное отношение к питанию. Известно, что пищевые привычки, заложенные в детском возрасте, сохраняются во взрослой жизни, влияют на показатели здоровья взрослого. Пища предназначена не просто для утоления чувства голода, она должна обеспечить ребенка всей гаммой пищевых веществ в достаточ­ном количестве и правильном соотношении, т.е. рацион должен быть сбалансированным. О сбалансированности рациона питания можно говорить только при условии разнообра­зия включенных в него продуктов и блюд. Кроме того, питание человека – это элемент культуры, национальных традиций и должно обладать высокими вкусовыми качествами.

Проблемы с организацией питания характерны для большинства школьников. Ребе­нок в этом возрасте становиться более самостоятельным, в том числе при выборе пищи, ослабевает родительский контроль за питанием, растет роль окружающей среды в форми­ровании вкусовых предпочтений (фактора рекламы, примера сверстников и пр.). Среди характерных нарушений питания детей школьного возраста: отсутствие полноценных за­втраков, «перекусы» вместо основных приемов пищи, «нагруженность» ужина и его сдвиг в сторону более позднего времени, употребление пищевой продукции, содержащей боль­шое количество жиров и простых углеводов, в том числе за счет популярности фаст-фуда.

Анализ структуры питания детей и подростков, проведенный при участии ФГБУН «ФИЦ пи­тания и биотехнологий», выявил существенные недостатки в рационах питания школьников: высокое потреблении жиров, соли – более чем у 50% детей, добавленных сахаров – у 65%. Одновременно 36-38% школьников недополучают молочные продукты, 74% – рыбу, 29-35% – овощи и фрукты. У 66,4% детей в РФ выявляется недостаток витаминов (главным образом витамина Д, группы В и бета-каротина). Также остро стоит проблема недостаточности йода.

Такие нарушения приводят к росту числа случаев заболеваний, связанных с питанием, отрицательно сказываются на развитии детей, на способности к обучению, повышают вос­приимчивость к инфекциям, являются причиной роста числа случаев ожирения и избытка массы тела.

Сложность организации питания ребенка школьного возраста заключается в том, что она складывается из двух составляющих – питания во время пребывания в школе и в до­машних условиях. Только в случае их гармонизации можно реализовать принципы здоро­вого питания.

Питьевой режим школьника

Вода является не просто средством для утоления жажды, она - важнейшая составная часть организма и необходима для правильного функционирования всех органов и си­стем. Вода требуется для переваривания и всасывания пищи, работы кровеносной систе­мы; регуляции температуры тела, для выведения продуктов обмена веществ и токсинов, поступающих из внешней среды или образующихся в результате различных заболеваний. Кроме того, она служит для организма источником минеральных элементов, например, фтора и кальция. Как недостаток, так и избыток минеральных солей в воде неблагоприя­тен для здоровья.

Вода поступает в наш организм и с жидкостями, и с пищевыми продуктами. Содержа­ние воды в продуктах очень различно, особенно много ее в овощах и фруктах. Например, количество воды в свежих огурцах превышает 95%.

Потребность младших школьников в воде составляет около 1000 мл в сутки, а старших до 1500 мл. Речь идет именно о питьевой воде. Дополнительные количества воды потре­буются при жаркой погоде (выше 25°С), низкой влажности, повышенной физической на­грузке (если ребенок занимается спортом), в период заболеваний. Как показывает практика, питьевой режим современных школьников далек от опти­мального. Дети отучились пить воду. Вода подменяется компотами, морсами и другими сладкими напитками, что приводит к избыточному поступлению в организм углеводов. Следует помнить что чай, кофейный напиток, какао, а также нектары, соки, компоты и др., являются пищевыми продуктами и не могут заменять воду. Они используются в составе приемов пищи: завтрака, обеда, полдника, ужина.

Приучать ребенка утолять жажду водой следует с раннего возраста. Не надо застав­лять пить сразу большое количество (кружками, стаканами), надо научить пить глотками в промежутках между приемами пищи. Вода дома должна быть в свободном доступе. Это может быть и бутилированная вода, кипяченая вода комнатной температуры. Хорошо ее поставить на рабочий стол ребенка, который много времени проводит за выполнением домашних заданий. Воду следует давать с собой ребенку на прогулки, на занятия.

Качество воды имеет важное значение. Питьевая вода в большинстве случаев берет­ся из открытых водохранилищ, соответственно, сначала она проходит несколько этапов очистки и далее подвергается обеззараживанию (хлорированию, озонированию) и дезо­дорированию (т.е. ее состав приводят к необходимой норме). На качество водопроводной воды влияет и состояние водопроводной сети, которое не везде одинаково. Качество род­никовой воды зависит от особенностей почвы той местности, в которой протекает родник. Иногда из-за утечек промышленных отходов оно может страдать.

Наиболее гарантированным составом обладает вода промышленного производства (бутилированная). Питьевая бутилированная вода, предназначенная для ежедневного потребления, различается по категории (первая, высшая), в зависимости от состава и ко­личества минеральных солей в ней (уровня минерализации).

Воды первой категории не подвергаются хлорированию и отвечают всем требованиям безопасности. К водам высшей категории предъявляются более жесткие требования. Они полезны, поскольку содержат необходимые для нашего организма количества важных ми­кроэлементов – кальция, магния, калия, бикарбонатов, йода, фтора.

Существуют воды с высоким содержанием отдельных минеральных веществ, что при­дает им особые свойства. Такие воды относятся к лечебным (с наибольшим присутствием минералов) или к лечебно-столовым. Лечебные и лечебно-столовые воды применяются по назначению врача у детей и взрослых. Они нуждаются в дозировании и не подходят для постоянного использования.

На этикетках бутылок с водой всегда указывается, к какому виду она относится и ка­ков ее состав, а также каковы условия ее хранения и сколько она может храниться после вскрытия. Пластиковые бутылки для воды повторно использовать не следует.

Кипяченую воду в кувшине надо менять ежедневно, емкость мыть.

Воспитание культуры питания

Понятие здорового питания неотделимо от культуры питания. Основы культуры пи­тания закладываются на протяжении всего периода детства и первостепенное значение в ее формировании принадлежит семье. Задача родителей прививать к еде правильное отношения, и самый эффективный способ – собственный пример. Дети наблюдательны и склонны подражать взрослым, они перенимают отношение к питанию, вкусовые предпо­чтения родителей. Вряд ли ребенок будет хорошо воспринимать овощи, если отец пред почитает жареный картофель. На выбор пищи старших школьников значительное влияние оказывает окружающая среда, реклама, сверстники, причем чаще негативно.

Организуйте правильное питание для всех членов семьи. Делайте акценты на важность здорового питания, обсуждайте выбор продуктов и их правильное сочетание, привлекайте ребенка к составлению семейного меню (например, на следующий день, на праздники).

Совместные приемы пищи наглядно закрепляют культуру питания. Собираясь всей семьей за сервированным столом хотя бы один раз в день (в рабочие дни это, как пра­вило, ужин), вы демонстрируете ребенку как правильно принимать пищу в комфортной обстановке, без фонового просмотра телевизора и гаджетов, не торопясь, с аппетитом. Слово аппетит в переводе с латинского означает стремление, желание. Аппетит – это эмоциональное побуждение к приему пищи с заранее предвкушаемым удовольствием от предстоящей еды. Еда «с удовольствием» (с аппетитом) улучшает переваривание пищи. Совместный прием пищи не касается, безусловно, совместного потребления фаст-фуда.

Психологи выделяют три основных типа поведения родителей при организации пи­тания ребенка. Первый – авторитарный, когда родители организуют правильное питание ребенку, стараются его контролировать, устанавливая жесткие границы. Второй - пря­мо противоположный – либеральный. Родители в этом случае идут на поводу пищевым предпочтениям ребенка, предоставляя преимущественно свободный выбор продуктов. И третий – поддерживающий, сочетающий обучение в семье правилам здорового питания с учетом вкусовых предпочтений ребенка (выбирать, безусловно, нужно из «правильных» продуктов и блюд). Дети, чьи родители демонстрируют авторитарный или либеральный тип поведения, чаще страдают от избыточной массы тела. Если родители нашли баланс между правильным питанием и индивидуальными особенностями ребенка, меньше риск как избыточного питания, так и недостаточного.

Таким образом, в руках родителей есть эффективный инструмент для предупреждения проблем, связанных с неправильным питанием, в том числе избыточного веса и ожирения -это воспитание культуры питания.

Приложение 1

 

Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей и подростков школьного возраста в Российской Федерации*

Показатели (в сутки)

Возрастные группы

    От 7 до 11 лет

От 11 до 14 лет

От 14 до 18 лет

       

Мальчики

Девочки

юноши девушки Энергия (ккал) 2100

2500

2300

2900 2500 Белок, г 63

75

69

87 75 * в т.ч. животный (%)

60

% по ккал

12

Жиры, г 70

83           77

97

83

Жир, % по ккал

30

Углеводы, г 305

363         334

421

363

Углеводы, % по ккал

58

в т.ч. сахар % по ккал

< 10

Витамины

Витамин С, мг 60

70           60

90

70

Витамин В1, мг 1,1

1,3

1,5

1,3

Витамин В2, мг 1,2

1,5

1,8

1,5

Витамин В6, мг 1,5

1,7          1,6

2,0

1,6

Ниацин, мг 15,0

18,0

20,0

18,00

Витамин В12, мкг 2,0

3,0

Фолаты, мкг 200

300-400

400

 

Пантотеновая кислота, мг 3,0

3,5

5,0

4,0

Биотин, мкг 20

25

50

Витамин А, мкг рет. экв 700 1000

800

1000

800

Витамин Е, мг ток экв 10,0 12,0

12,0

15,0

15,0

Витамин D, мкг  

10,0 80           70

 

 

Витамин К, мкг 60

 

 

120

100

Минеральные вещества

Кальций, мг 1100

1200

Фосфор, мг 1100

1200

Магний, мг 250

300         300

400

400

Калий, мг 900

1500

2500

               

 

Хлориды, мг 1700 1900 2300
Железо, мг

12,0                           15,0               18,0

Цинк, мг 10,0

12,0

Йод, мг 0,12

0,13                           0,15

Медь, мг 0,7 0,8 1,0
Селен, мг 0,03 0,04 0,05
Хром, мкг 15 25 35
Фтор, мг 3,0 4,0 4,0

*Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп насе­ления Российской Федерации. Методические рекомендации. МР 2.3.1.2432-08 (в настоящее время идет подготовка новой редакции документа).

Приложение 2

Масса пищевых продуктов в мерах объема*

 

Приняты следующие объемы емкостей в мл:

Стакан граненый (ст)         200

Столовая ложка (ст.л)       18

Чайная ложка (ч.л)           5

Продукт

Масса, граммы

    Стакан Ложка столовая Ложка чайная Мука 130 25 8 Хлопья овсяные Геркулес 70 12 3 Крупы 170 25 8 Сахар-песок 160 25 7 Мед натуральный - 30 9 Какао-порошок - 25 9 Молоко, кефир, простокваша, сливки, кумыс и др. 200 18 5 Молоко сгущенное с сахаром, кофе, какао со сгущенным молоком - 30 12 Сметана 200 20 8 Творог   17 5 Масло растительное - 17 5

 

Майонез - 15 4
Масло сливочное растопл. - 17 5
Вишня, черешня 130 - -
Малина, смородина 150 - -
Соки овощные, компоты плодово ягодные 200 18 5
Варенье, джемы - 40 15
Семечки подсолнечные очищенные 45 - -
Семечки тыквенные очищенные 60 - -
Курага 180 - -
Изюм - 25 7
Кетчуп - 30 8
Клюква 145 23 7

* Скурихин И.М., Тутельян В.А. Таблицы химического состава и калорийности российских продуктов питания. Справочник. М.: ДеЛи принт, 2007. 276 с.

Приложение 3

Масса 1 штуки пищевых продуктов в граммах*

 

ПРОДУКТ Масса 1 шт., г

КОЛБАСНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

Сардельки 100 Сосиски 50 Яйца куриные 47

ФРУКТЫ

Гранат 12 5 Банан 100 Хурма 85 Инжир 40 Груша 120 -13 0

 

Киви 80
Мандарин 30-50
Курага без косточек 8

МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ

Сырки глазированные 50
Сырки плавленые 30 и 100
Мороженое 100 и 250

КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ

Сахар-рафинад  
Быстрорастворимый 5
Прессованный 7,5
Карамель 6
Конфеты шоколадные 12
Ирис 7
Мармелад 12
Пастила 15
Зефир 33
Вафли 14
Пирожные 75
Шоколад Сникерс, Марс, Баунти и т.п 58

 

Горсть семян подсолнечника (нетто) – 6 г.

Объем полной порции 1-ых блюд в предприятиях общепита, в т.ч. в стационаре - 500 мл,

1/2 порции 250 мл.

* Скурихин И.М., Тутельян В.А. Таблицы химического состава и калорийности российских продуктов питания. Справочник. М.: ДеЛи принт, 2007. 276 с.

Приложение 4

Пищевые продукты, рекомендованные для использования в питании детей школьного возраста

Продукты для ежедневного использования Продукты для использова­ния в питании несколько раз в неделю Продукты, которые не реко­мендуется включать в раци­он питания детей школьного возраста
Нежирные сорта мяса: говядины; свинины, баранины и др; мясо птицы (кур, индейки и др), кролика. Молоко и молочные продукты: • Молоко 2,5-3,2% жирности • Сметана 10–15% жирности • Кисломолочные продукты (йогурт, кефир, ряженка, простокваша, ацидофилин, биолакт и др) жирностью 2,5-3,2%; • Сыры неострые Все виды овощей и фруктов, включая быстрозамороженные Все виды фруктов, включая быстрозамороженные Фрукты (яблоки, груши, бананы Крупы (рис, пшено, овсяная, гречневая, кукурузная, ячменная и др) и макаронные изделия. Хлеб: ржаной, ржано-пшеничный, пшеничный или из смеси муки с добавлением цельного зерна Напитки: соки из фруктов и овощей, нектары (лучше с мякотью), морсы, компоты Чай некрепкий черный и/или зеленый Колбасно-сосисочные изделия: не чаще 1-2 раз в нед Мясные субпродукты (печень, сердце, язык) - не чаще 1 раза в 7-10 дней. Рыба и рыбопродукты не менее 2 раз в неделю: треска, хек, минтай, ледяная рыба, судак, окунь, горбуша, лосось, форель, сельдь (вымоченная) и др. Блюда из яйц - 2 раза в неде­лю: омлеты; яйца отварные Творог 5-9% жирности жирности; Сухофрукты и орехи Консервы: зеленый горошек; кукуруза сахарная; икра кабачковая, баклажанная Напитки: некрепкий кофе, какао Кондитерские изделия: пастила, шоколад, зефир, пряники, печенье, мармелад, конфеты Непрожаренное мясо и рыбу, непастеризованное молоко, Продукты, приготовленные во фритюре. Маринованные овощи и фрукты (огурцы, томаты, сливы, яблоки) Кондитерские изделия (в том числе торты, пирожные), со­держащие большие количества крема Энергетические напитки

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нутрициология и клиническая диетология: национальное руководство / под редакци­ей В. А. Тутельяна, Д. Б. Никитюка. - Москва: Гэотар-Медиа, 2020. - 652 с.

2. Мартинчик А.Н., Батурин А.К., Кешабянц Э.Э., Фатьянова Л.Н., Семенова Я.А., Базарова Л.Б., Устинова Ю.В. Анализ фактического питания детей и подростков России в воз­расте от 3 до 19 лет // Вопр. питания. 2017. Т. 86. № 4. С. 50-60.

3. Скурихин И.М., Тутельян В.А. Таблицы химического состава и калорийности россий­ских продуктов питания. Справочник. М.: ДеЛи принт, 2007. -276 с.

4. Детское питание: Руководство для врачей 4-е изд., перераб. и доп. /под ред. Тутельяна В.А., Коня И.Я. - Москва: МИА, 2017. - 784 с.

5. Инновации в детском питании: Ежегодное издание с каталогом и видеоприложениями. Выпуск 2.2020 / Под ред. В.А. Тутельяна, Д.Б. Никитюка, И.Я. Коня, Е.А. Пырьевой. – М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2020. – 224 с.

6. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. Методические рекомендации. МР 2.3.1.2432-08.

7. Коденцова В.М. Витамины. М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2015. - 408 с.

8. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения (Утв. главным государственным санитарным вра­чом Российской Федерации 27 октября 2020 г).

9. Мартинчик А.Н., Батурин А.К., Баева В.С., Пескова Е.В., Ларина Т.И., Забуркина Т.Г. Альбом порций продуктов и блюд. М.: Красный пролетарий, 1995. - 64 с.

10. Пырьева Е.А., Гмошинская М.В., Олюшина Е.А., Котова Н.В., Сафронова А.И., Мкоян С.Ю., Алешина И.В. Особенности питания современных школьников различных воз­растных групп//Фарматека. 2020. № 9. С. 74-80.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ПИТАНИЯ, БИОТЕХНОЛОГИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩИ

 

ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКА

Пособие для родителей

Москва 2021

УДК 613.2

ББК 51.230

П 94

 

П94

                                    Пособие составлено сотрудниками ФГБУН

                                     «ФИЦ питания и биотехнологии»

                                    Исполнители: к.м.н. Е.А. Пырьева,д.м.н. М.В.

                                    Гмошинская, к.м.н. А.И.

                                   Сафронова, к.т.н. Георгиева О.В., Е.А. Нетунаева,

                                   М.И. Тимошина

 

                                   ISBN: 978-5-91556-565-3

 

Рецензенты:

Горелова Ж.Ю. – главный научный сотрудник ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, доктор медицинских наук, профессор

Дубровская М.И. – профессор кафедры госпитальной педиатрии имени акад. В.А. Таболина педиатрического факультета РНИМУ имени Н.И. Пирогова, доктор медицинских наук, профессор

 

ISBN: 978-5-91556-565-3

© ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии»

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................... 4

1. Здоровое питание ребенка школьного возраста.............................................. 5

2. Обеспечение потребностей в пищевых веществах и энергии........................ 5

3. Питьевой режим школьника............................................................................ 14

4. Как правильно составить рацион школьнику................................................ 16

5. Воспитание культуры питания........................................................................ 22

6. Организация питания детей школьного возраста в период дистанционного обучения ….23

Приложение 1.................................................................................................................... 26

Приложение 2.................................................................................................................... 27

Приложение 3.................................................................................................................... 28

Приложение 4.................................................................................................................... 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................. 30

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Организация питания ребенка – ответственная задача. Ведь цель питания состоит не просто в утолении чувства голода, но и в обеспечении гармоничного роста и развития, здо­рового, активного образа жизни, устойчивости к неблагоприятным факторам внешней сре­ды, высоким умственным и эмоциональным нагрузкам, профилактики заболеваний. Кро­ме того, важно сформировать у школьника правильное отношение к питанию. Известно, что пищевые привычки, заложенные в детском возрасте, сохраняются во взрослой жизни, влияют на показатели здоровья взрослого. Пища предназначена не просто для утоления чувства голода, она должна обеспечить ребенка всей гаммой пищевых веществ в достаточ­ном количестве и правильном соотношении, т.е. рацион должен быть сбалансированным. О сбалансированности рациона питания можно говорить только при условии разнообра­зия включенных в него продуктов и блюд. Кроме того, питание человека – это элемент культуры, национальных традиций и должно обладать высокими вкусовыми качествами.

Проблемы с организацией питания характерны для большинства школьников. Ребе­нок в этом возрасте становиться более самостоятельным, в том числе при выборе пищи, ослабевает родительский контроль за питанием, растет роль окружающей среды в форми­ровании вкусовых предпочтений (фактора рекламы, примера сверстников и пр.). Среди характерных нарушений питания детей школьного возраста: отсутствие полноценных за­втраков, «перекусы» вместо основных приемов пищи, «нагруженность» ужина и его сдвиг в сторону более позднего времени, употребление пищевой продукции, содержащей боль­шое количество жиров и простых углеводов, в том числе за счет популярности фаст-фуда.

Анализ структуры питания детей и подростков, проведенный при участии ФГБУН «ФИЦ пи­тания и биотехнологий», выявил существенные недостатки в рационах питания школьников: высокое потреблении жиров, соли – более чем у 50% детей, добавленных сахаров – у 65%. Одновременно 36-38% школьников недополучают молочные продукты, 74% – рыбу, 29-35% – овощи и фрукты. У 66,4% детей в РФ выявляется недостаток витаминов (главным образом витамина Д, группы В и бета-каротина). Также остро стоит проблема недостаточности йода.

Такие нарушения приводят к росту числа случаев заболеваний, связанных с питанием, отрицательно сказываются на развитии детей, на способности к обучению, повышают вос­приимчивость к инфекциям, являются причиной роста числа случаев ожирения и избытка массы тела.

Сложность организации питания ребенка школьного возраста заключается в том, что она складывается из двух составляющих – питания во время пребывания в школе и в до­машних условиях. Только в случае их гармонизации можно реализовать принципы здоро­вого питания.

Здоровое питание ребенка школьного возраста

Здоровое питание – ежедневный рацион, полностью обеспечивающий физиологиче­ские потребности человека в энергии, пищевых и биологически активных веществах, со- стоящий из пищевой продукции, отвечающей требованиям безопасности и характеризую­щейся оптимальными показателями качества, создающий условия для нормального роста, физического и интеллектуального развития и жизнедеятельности, способствующий сохра­нению здоровья человека, в том числе репродуктивного, и профилактике заболеваний.

Таким образом, здоровое питание школьника должно не просто обеспечить ребенка все­ми необходимыми пищевыми веществами и энергией в оптимальном количестве, но и спо­собствовать укреплению здоровья и профилактике заболеваний. Очевидно, что это понятие не применимо к отдельному продукту или блюду, здоровым может быть питание в целом.

Каковы же составляющие здорового питания школьника:

1. Количество поступающей с питанием энергии должно соответствовать энерготра­там, а содержание пищевых веществ - физиологическим потребностям организма;

2. В питании присутствуют все основные группы пищевых продуктов для обеспече­ния его разнообразия.

3. Соблюдается правильный режим питания.

4. В рацион желательно включать специализированные пищевые продукты, которые отличает гарантированное качество, контроль за содержанием жиров, поваренной соли, легкоусвояемых сахаров. В них могут дополнительно вводиться витамины, минералы, пищевые волокна и биологически активные компоненты.

5. Способы приготовления пищи должны способствовать максимальному сохране­нию пищевой ценности исходных продуктов.

6. Важно учитывать индивидуальные особенности ребенка и прививать культуру питания.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.132 с.