Всероссийская олимпиада школьников по литературе — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Всероссийская олимпиада школьников по литературе

2021-12-07 24
Всероссийская олимпиада школьников по литературе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Всероссийская олимпиада школьников по литературе

Школьный этап

Учебный год

Задания для 9 класса

 

Задания рассчитаны на 90 - 120 минут. Максимальный балл за работу –84 балла.

Часть первая

Из каких произведений эти герои? Кто их автор? Каков жанр произведения?

А) Очумелов.

Б) Лаэрт.

В) Наталья Савишна.

Г) Княгиня Волконская.

Ключи: А) А.П. Чехов, «Хамелеон», рассказ. Б) В. Шекспир, «Гамлет», трагедия.

 В) Л.Н. Толстой, «Детство», повесть. Г) Н.А. Некрасов, «Русские женщины», поэма.

Критерии оценивания: каждый правильный ответ – 1,5 балла

                                      (по 0,5 балла за автора, за название и за жанр).

 Допускается написание фамилии автора без инициалов или с одним именем (Лев Толстой). Но любые ошибки в инициалах суммарно снижают оценку на 0,5 балла.

Максимально – 6 баллов.

2. Сгруппируйте стихотворения по тематическому принципу:

 «Я вас любил», «И.И.Пущину» («Мой первый друг, мой друг бесценный»), «К Чаадаеву», «Арион», «19 октября», «Осень», «Вновь я посетил…», «Вольность», «Я помню чудное мгновенье…», «Пророк», «Зимнее утро», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Поэту», «Зимний вечер», «Пора, мой друг, пора…», «Эхо», «Во глубине сибирских руд…».

Ключи:

Вольнолюбивая лирика (тема свободы): «К Чаадаеву», «Арион», «Вольность», «Во глубине сибирских руд…»;

Любовная: «Я вас любил…», «Я помню чудное мгновенье…», «На холмах Грузии…»;

Лирика дружбы: «И.И.Пущину», «19 октября»;

Философская: «Вновь я посетил…», «Пора, мой друг, пора…»;

О назначении поэта и поэзии: «Пророк», «Я памятник себе воздвиг…», «Поэту», «Эхо»;

О природе: «Осень», «Зимнее утро», «Зимний вечер».

Критерии оценивания: тематическая группа выделена правильно и стихотворения верно с ней соотнесены - 3 балла.  Возможны варианты формулировок, например: вольнолюбивая / свободолюбивая / тема свободы; пейзажная лирика / описание природы; философская лирика / тема быстротечности жизни / стихи о времени и вечности).

Если стихотворение однозначно ошибочно отнесено не к своей группе или тематически не идентифицировано (не вошло ни в какую группу) – штраф 0,5 балла за каждый случай.

Максимально – 18 баллов.

Итого за первую часть работы максимально 24 балла.

Часть вторая

Прочитайте приведённый материал и письменно ответьте на вопрос.

В критике существуют разные точки зрения на жанровую природу «Крохоток».

Б. Кодзис полагает, что Солженицын «возродил жанр лирической миниатюры [или стихотворения в прозе] и придал ей свежий и весьма мобильный характер». (Кодзис Б. Лирические миниатюры Александра Солженицына).

Другая точка зрения на жанр «Крохоток» принадлежит Л. Колобаевой, которая настаивает на том, что «Крохотки» Солженицына - это малый эпос. В «Крохотках» отражается не только субъективное авторское впечатление от тех или иных моментов жизни, но и сама суть, смысл, скрытый в этом моменте. «Крохотки» - «это чаще всего «сгущенные» до грани афоризма рассказы, самый малый эпос». (Колобаева Л. «Крохотки»).

К какому жанру Вы отнесёте «Крохотки» А.И. Солженицына? Обоснуйте свой ответ, перечислив особенности жанра, отражённые в данных произведениях. Опирайтесь на анализ предложенных текстов Солженицына.

А.И. Солженицын. «Крохотки». 1958-1963

Утёнок

Маленький жёлтый утёнок, смешно припадая к мокрой траве беловатым брюшком и чуть не падая с тонких своих ножек, бегает передо мной и пищит: «Где моя мама? Где мои все?»

А у него не мама вовсе, а курица: ей подложили утиных яиц, она их высидела между своими, грела равно всех. Сейчас перед непогодой их домик – перевёрнутую корзину без дна – отнесли под навес, накрыли мешковиной. Все там, а этот затерялся. А ну-ка, маленький, иди ко мне в ладони.

И в чём тут держится душа? Не весит нисколько, глазки чёрные – как бусинки, ножки – воробьиные, чуть-чуть его сжать – и нет. А между тем – тёпленький. И клювик его бледно-розовый, как наманикюренный, уже разлапист. И лапки уже перепончатые, и жёлт в свою масть, и крыльца пушистые уже выпирают. И вот даже от братьев отличился характером.

А мы – мы на Венеру скоро полетим. Мы теперь, если все дружно возьмёмся, – за двадцать минут целый мир перепашем.

Но никогда! – никогда, со всем нашим атомным могуществом, мы не составим в колбе, и даже если перья и косточки нам дать, – не смонтируем вот этого невесомого жалкенького жёлтенького утёнка…

Гроза в горах

Она застала нас в непроглядную ночь перед перевалом. Мы выползли из палаток – и затаились.

Она шла к нам через Хребет.

Всё было – тьма, ни верха, ни низа, ни горизонта. Но вспыхивала раздирающая молния, и отделялась тьма от света, выступали исполины гор, Белала-Кая и Джугутурлючат, и чёрные сосны многометровые около нас, ростом с горы. И лишь на мгновение показывалось нам, что есть уже твёрдая земля, – и снова всё было мрак и бездна.

Вспышки надвигались, чередовались блеск и тьма, сиянье белое, сиянье розовое, сияние фиолетовое, и всё на тех же местах выступали горы и сосны, поражая своей величиной, – а когда исчезали, нельзя было поверить, что они есть.

Голос грома наполнил ущелья, и не слышен стал постоянный рёв рек. Стрелами Саваофа молнии падали сверху в Хребет, и дробились в змейки, в струйки, как бы разбрызгиваясь о скалы или поражая и разбрызгивая там что живое.

И мы… мы забыли бояться молнии, грома и ливня – подобно капле морской, которая не боится ведь урагана. Мы стали ничтожной и благодарной частицей этого мира. Этого мира, в первый раз создававшегося сегодня – на наших глазах.

Отраженье в воде

В поверхности быстрого потока не различить отражений ни близких, ни далёких: даже если не мутен он, даже если свободен от пены – в постоянной струйчатой ряби, в неугомонной смене воды отраженья неверны, неотчётливы, непонятны.

Лишь когда поток через реки и реки доходит до спокойного широкого устья, или в заводи остановившейся, или в озерке, где вода не продрогнет, – лишь там мы видим в зеркальной глади и каждый листик прибрежного дерева, и каждое пёрышко тонкого облака, и налитую голубую глубь неба.

Так и ты, так и я. Если до сих пор всё никак не увидим, всё никак не отразим бессмертную чеканную истину, – не потому ли, значит, что ещё движемся куда-то? Ещё живём?..

 

Общие критерии оценивания задания 1:

1. Ответ с обоснованием своей точки зрения (перечисление особенностей жанра). Шкала баллов: 0 – 3 – 5 - 7 - 10. При необходимости, для более точной оценки, проверяющий может поставить промежуточные баллы (2, 4, 6, 8 или 9).

10 - проявлено на высоком уровне, отлично (верно названы 4 и более жанровых особенностей).

7 – хорошо (верно названы 3 жанровые особенности).

5 -  удовлетворительно (верно названы 2 жанровых особенности).

3 - проявлено слабо (названа 1 жанровая особенность).

0 - никак не проявлено.

Оцениваетсяполнота и глубина понимания жанровой природы текстов, точность формулировок. Для получения высокого балла должны быть названы не одна-две, а несколько жанровых особенностей.Поощряется умелое владение литературоведческой терминологией (сюжет, композиция, лирический герой, повествователь, стилистические особенности, ритм, риторические вопросы и т.п.).

 

Удовлетворительно.

Проявлено слабо.

Никак не проявлено.

При необходимости, для более точной оценки, проверяющий может поставить промежуточные баллы (2 или 4).

Поощряется привлечение текста из всех трёх предложенных текстов «Крохоток». Баллы снимаются за отсутствие опоры на текст, а также за обильное цитирование или пересказ фрагментов текста без аналитических операций над ним.

 

Максимально – 25 баллов.

Хорошо.

Удовлетворительно.

Проявлено слабо.

Никак не проявлено.

В сравнительном анализе должны быть выявлены похожие черты, общие для жанра «Крохоток» А.И. Солженицына и миниатюр Солоухина, Розанова и Ремизова: ёмкость выражения состояния души лирического героя; мысли, чувства, ощущения, питающие лирическую миниатюру; философский подтекст; особая роль автора-повествователя и т.п.

Оцениваетсяуровень понимания жанрово-стилистических особенностей текстов, точность формулировок. Поощряется умелое владение литературоведческой терминологией. Баллы снимаются за отсутствие в сочинении сопоставительной композиции и/или сравнительных конструкций (так же, как …, как… так и…, у всех авторов…, каждый из писателей… и т.п.).

2. Опора на тексты всех трёх произведений (Солоухина, Розанова и Ремизова). Шкала баллов: 0 –3 –5 - 7 – 10. Баллы снимаются за отсутствие опоры на текст какого-либо из авторов, а также за обильное цитирование или пересказ фрагментов текста без аналитических операций над ним.

3.  Ответ на дополнительный вопрос. Могут быть названы «Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева, «Мгновенья» Ю.Бондарева, «Афоризмы житейской мудрости» А. Шопенгауэра и т.п.  За каждое верно названное произведение с автором – 3 балла, только произведение или только автор – 2 балла. Максимально – 5 баллов. Шкала баллов: 0 – 2 – 3 - 4 - 5

Всероссийская олимпиада школьников по литературе

Школьный этап

Учебный год

Задания для 9 класса

 

Задания рассчитаны на 90 - 120 минут. Максимальный балл за работу –84 балла.

Часть первая


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.