Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2021-12-07 | 45 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
По опыту многих стран давно известен принцип, что если возникает серьезная социальная проблема, то для ее разрешения помимо принятия других мер необходимо проведение хорошо подготовленной рекламной кампании, требующей больших капиталовложений.
Большинство компаний развитых государств, занимающихся социальной рекламой, действуют по принципу «профилактика дешевле, чем лечение». Именно этим объясняется столь обширный спектр социальных проблем, для решения которых в этих государствах социальную рекламу используют для обращения внимания общественности на проблемы детей-даунов, больных раковыми заболеваниями, диабетом, СПИДом, торговли детьми, беженцев, переработки радиоактивных и других жизненно опасных отходов.
Список проблем, к разрешению которых обращается социальная реклама, можно расширить, но главное — не перечисление, а то, что эти насущные проблемы действительно решаются.
Мотивы, используемые в обращениях социальной рекламы и определяющие ее цели и задачи, можно условно объединить в две большие группы: эмоциональные и нравственные.
Эмоциональные мотивы в социальной рекламе «играют» на желании получателей избавиться от отрицательных эмоций и добиться положительных. Естественно, эта цель достигается в соответствии с рекламным обращением путем покупки рекламируемого товара (услуг): мотивы значимости и самореализации, свободы, открытия (любопытство и влечение к новизне), гордости и патриотизма, любви, радости и юмора, которые ис-
144
пользуются в рекламе подарков, игрушек, средств ухода за детьми и др.
Нравственные и социальные мотивы апеллируют к чувствам справедливости и порядочности. Часто в рекламных обращениях подчеркивается необходимость решения таких острых социальных проблем, как защита окружающей среды, охрана правопорядка, борьба с беспризорностью, употреблением наркотических средств и т.д.
|
Таким образом, многие проблемы, возникающие в обществе, можно решить с помощью социальной рекламы: от проблемы отношений отцов и детей до проблемы межнациональной розни.
Вследствие социально-экономических преобразований, происходящих в России, которые приводят к коренным переменам в жизни общества, трансформации социальной системы, необходимости восстановления утраченных социальных связей, социальная реклама в данный момент является актуальной проблемой российского общества.
Общественное мнение как элемент культурно-идеологической подсистемы и взаимодействия со всеми остальными ее подсистемами — нормативной, организационной и информационно-коммуникативной реализует прежде всего социологические функции.
Общественное мнение должно включаться в предметное поле теории социальной работы и не должно игнорироваться социальными службами, государственными и муниципальными структурами.
Таким образом, главная цель социальной рекламы — изменить отношение общественности к какой-либо социальной проблеме, а в долгосрочной перспективе — выработать новые социальные ценности, восприятие социальной рекламы как одного из способов работы с общественным мнением, понимание ее воспитательной и адаптивной функций.
Важной стратегической целью социальной рекламы должно стать ознакомление общественности с деятельностью так называемого «третьего сектора» — сектора некоммерческих благотворительных организаций и социальных служб, создание верного представления об их работе.
К причинам медленного становления социальной рекламы в России относятся следующие:
а) трудности с размещением социальной рекламы в российских СМИ. Рекламодатели, работающие в области социальной рекламы, часто получают отказ от размещения их продукта на телевидении, так как все рекламное время уже продано наиболее состоятельным рекламодателям, а поставить социальную рекламу в прайм-тайм очень сложно;
|
145
б) отсутствие адаптации социальной рекламы к целевой ауди
тории. В России очень мало внимания уделяется тому? что для раз
личных типов целевой аудитории социальной рекламы необходи
мы различные информационные носители: Интернет, газеты и
журналы, телевидение, радио, наружная реклама и т.д. Чаще все
го бывает так, что социальная реклама, рассчитанная, скажем,
на подростков, не доходит до своего адресата, так как передается
(показывается) не по тем коммуникационным каналам, с кото
рыми подростки непосредственно общаются;
в) невысокое качество технического и творческого исполнения.
Эти негативные факторы не могли не вызвать беспокойства
среди тех специалистов, которые стремятся изменить ситуацию к лучшему. Поэтому неудивительно, что в последнее время было высказано много предложений, как можно стимулировать СМИ для размещения ими социальной рекламы.
Если мы действительно хотим наладить производство столь специфической рекламы, то начинать надо не с мотивации СМИ, государственных или некоммерческих структур, а с создания единого координационного центра, способного взять на себя руководство всем процессом производства социальной рекламы и нести ответственность за конечный результат.
8.5. Государство как рекламодатель социальной
рекламы
В социальной рекламе, не приносящей прямых доходов, основным рекламодателем могут быть только государство и его институты.
Государственная социальная реклама. Это направление должно пропагандировать здоровый образ жизни — одно из социально ориентированных направлений деятельности как государственных структур, так и некоммерческих организаций. Главная цель социальной рекламы этого вида —- сформировать здоровую нацию. Одновременно преследуются и такие цели: для государства — достижение нужных экономических показателей, для некоммерческих организаций — получение грантов (рис. 8.2).
Государство как таковое с самого зарождения инициировало социально-информационные потоки, направленные на пропаганду здорового образа жизни, однако это была не социальная реклама, а предписания государственной власти, которые носили силу закона.
|
Так, в Англии по указанию Елизаветы I Тюдор (1533 — 1603) курильщиков с 1585 г. приравняли к ворам и водили с веревкой на шее. Английский монарх Яков I Стюарт (1566—1625) объявил в 1604 г. курение вредным, неблагочестивым и неподходящим для цивилизованного человека занятием. Свой знаменитый труд «О вреде
146
табака» он закончил словами: «...привычка, противная зрению,
невыносимая для обоняния, вредная для мозга, опасная для легких...».
В России в царствование царя Михаила Федоровича (1596 — 1645) уличенных в курении в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй — отрезанием носа или ушей.
При Алексее Михайловиче (1629—1676) в специальном «Уложении» от 1649 г. было «...велено всех, у кого будет найдено бого-
147
мерзкое зелье, пытать и бить на козле кнутом, пока не признаются, откуда зелье получено». Частных же торговцев табаком повелевалось «...пороть и ссылать в дальние города».
Порой государству была выгодна и контрсоциальная реклама. Так, в кабаках в XVII в. висело объявление: «По указу царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси великие и малые — питухов от кабаков не отзывать, не гоняти — ни жене мужа, ни отцу сына, ни брату, ни сестре, ни родне иной, покуда оный питух до креста не пропьется».
Социальная реклама государственных институтов. Из всего множества государственных структур социальную рекламу более-менее регулярно используют лишь Государственная инспекция по безопасности дорожного движения (ГИБДД), налоговые органы России, да иногда Министерство обороны с призывами отдать долг Родине. Правда, назвать такую рекламу социальной можно с большой оговоркой. Причина в том, что названные государственные институты, используя для рекламы какую-то социально значимую ценность, преследуют и свои цели, например поднятие престижа, улучшение имиджа и др.
Рассмотрим российскую социальную рекламу на примерах. Некоторое время назад ГИБДД размещало социальную рекламу, которая оказалась весьма действенной: вдоль автомобильных трасс были установлены щиты с изображением изуродованного мужчины. Надпись под этим изображением никого не оставляла равнодушным: «Не все, кто садится за руль пьяным, умирают». Многим также знаком плакат с изображением женщины с ребенком на руках и надписью: «Мы ждем тебя дома». Таким образом, ГИБДД использует два типа социальной рекламы: агрессивного и позитивного характера.
|
Кроме того, ГИБДД апеллирует к социальным ценностям: семье, домашнему очагу, здоровью и т.д., преследуя и свои цели: уменьшение показателей по ДТП и повышение престижа службы дорожного автоинспектора в глазах населения.
В сознании автоводителей, да в общем-то и всех граждан страны прочно закрепилось, что ГИБДД — коррупционная служба, ее сотрудники занимаются поборами на дорогах. А использование социальных мотивов в рекламе, да и просто напоминания об осторожности на дорогах могут быть восприняты населением, по мнению руководства ГИБДД, положительно по отношению к ГИБДД.
Коснемся другого примера. В Москве во время призывных кампаний в Вооруженные Силы (апрель-—июнь, октябрь—декабрь) можно наблюдать наружную рекламу следующего характера: на большом наземном щите красочное изображение какого-либо вида или рода Вооруженных Сил с надписью: «Есть такая профессия — Родину защищать». Действительно, великолепная социальная идея,
148
заложенная в сознании более старшего поколения еще со времен фильма «Офицеры».
В наши дни, когда престиж армии настолько низок, что дальше некуда, когда призывники десятками тысяч «косят» от срочной службы, данная реклама с изображением, к слову, самых престижных войск, например морской пехоты или воздушно-десантных, да еще и в очень выгодном ракурсе призвана хоть как-то улучшить представление молодежи об армии.
В данном случае государство преследовало цели по улучшению показателей прибытия призывников в военкоматы для отправки в части и соединения и пропаганду службы по контракту.
Вернемся к указанной выше рекламе налоговиков, которые обладают, пожалуй, наибольшей коллекцией рекламных роликов, плакатов и т.д. Все мы помним, конечно, фразы, ставшие штампами: «Пропало желание — заплати налоги», «Заплати налоги и спи спокойно», «Пора выйти из тени» и т.д.
Налоговый орган, избрав для своей рекламы не поддающуюся сомнению идею о том, что налоги необходимо платить вовремя и полностью, думается, больше других госструктур пытается поддерживать свой имидж как организации, стоящей на защите интересов государства. Дело в том, что в общественном сознании чаще всего сохраняются эпизоды, когда люди в масках врываются на предприятия, в банки, офисы, кабинеты руководителей компаний, предприятий и т.д. И налоговики пытаются с помощью социальной рекламы трансформировать сложившийся в сознании людей свой негативный имидж. Конечно, налоговый орган имеет непосредственный коммерческий интерес в такой рекламе, так как существование самого органа непосредственно зависит от собранных налогов, а вовремя и полностью сданные налогоплательщиками налоги избавляют налоговиков от значительной части работы, вызывающей у многих людей негативное отношение к налоговому органу.
|
8.6. Коммерческие организации и социальная реклама
В России существуют социально ответственные компании, которые своим примером показывают важность социальной помощи и поддержки населения. Например, компания «Лукойл-Пермь» занимается добычей нефти в районе заповедного оз. Нюхти, в связи с чем геолого-разведочные работы и эксплуатация скважин велись и ведутся с соблюдением особого регламента, предусматривающего выполнение комплекса дополнительных природоохранных мероприятий общей стоимостью более 10 млн долл. США.
Нефтяники «Лукойл-Перми» строго соблюдают все сложные и дорогостоящие методики. В результате у местных властей и экологов нет к ним претензий.
149
На примере работы на берегах оз. Нюхти компания «Лукойл-Пермь» наглядно показала, что может с успехом решать самые сложные производственные задачи, осваивая без ущерба для экологии, населения и других природопользователей водо- и природоохранные территории. Более того, нефтяники обеспечивают ускоренное и комплексное развитие этих территорий за счет создания производственной инфраструктуры, сотен и тысяч новых рабочих мест, существенно пополняя доходную часть местного и областного бюджетов.
Компания «ВымпелКом», расположенная в Москве, проводит активную благотворительную деятельность. В компании принята концепция оказания адресной помощи конкретным лицам или социально значимым объектам. «ВымпелКом» на постоянной основе взаимодействует с Реабилитационным центром для детей и подростков «Отрадное», оказывает реальную помощь детям, обеспечивая их путевками в санатории, пансионаты, лагеря отдыха в период летних школьных каникул, покупает необходимые оборудование и инвентарь для центра. Деньги поступают от компании напрямую, а также собираются на специальных благотворительных аукционах, которые периодически проводятся среди сотрудников «ВымпелКома», что позволяет всем сотрудникам компании внести свой вклад в помощь детям.
Уже много лет «ВымпелКом» оказывает безвозмездную помощь Московской службе спасения (МСС), обеспечивая телефонными аппаратами и бесплатной телефонной связью оперативные подразделения службы. Компания обеспечивает все оперативные автомобили МСС бесперебойной телефонной связью, устойчиво работающей во всех районах столицы и области, а также она выделила спасателям телефонный номер 911, известный сегодня практически всем москвичам.
Другим примером взаимодействия «ВымпелКома» со службами, которые занимаются спасением людей, стала поддержка компанией Центрального отряда Министерства по чрезвычайным ситуациям России (Центроспас). «ВымпелКом» обеспечил сотовой телефонной связью ряд основных экипажей «Центроспаса».
Поскольку социальная реклама еще не устоявшееся явление в России, то под нее нередко «маскируется» откровенно коммерческая реклама. Взять хотя бы наклейки на телефонах-автоматах с надписью: «Этот таксофон может спасти человеку жизнь. Не ломайте его!» и подписью — радиостанция «Серебряный дождь» с указанием частоты, на которой она работает. Или: «Этот лифт сохраняет ваше здоровье. Берегите его», а рядом реклама телефонных карт компании «Зебрателеком».
Главное, чтобы бизнес не повторил ошибок политики, когда в период избирательных кампаний кандидаты стали использовать социальную рекламу в качестве своей предвыборной платформы,
150
что впоследствии нанесло непоправимый вред восприятию социальной рекламы в обществе.
Социальная реклама не должна содержать в своем послании автора или компанию, благодаря которой и на чьи средства проводится та или иная социальная акция. Она должна предназначаться для всего общества в целом, затрагивать наиболее важные его проблемы.
Говорить о том, что занятие благотворительностью или социальной рекламой не приносит никакой прибыли компаниям, будет неправильным. Можно составить список весьма ощутимых «дивидендов от социальной активности», например:
приносит известность, улучшает имиджевый и репутационный капиталы компании на региональном и общенациональном уровнях;
освещает деятельность фирмы в средствах массовой информации;
дает пример поведения для сотрудников фирмы, ее клиентов, покупателей, партнеров;
улучшает внутрифирменные взаимоотношения и взаимоотношения с инвесторами;
открывает доступ к неосвоенным рынкам;
создает возможность обращения к целевым группам;
ассоциируется с высококачественным или престижным мероприятием;
привлекает новых работников;
демонстрирует социальную ответственность фирмы;
создает предпосылки для налоговых льгот.
Этот список можно продолжить, но уже из перечисленного ясно, что социально ответственный бизнес с помощью социальной рекламы, социального ПР и других социально значимых технологий может быть примером для всего общества в целом.
Контрольные вопросы и задания
1. Как отличить коммерческую рекламу от некоммерческой?
2. Какие некоммерческие организации, действующие на российском рекламном рынке, вы знаете?
3. Для чего используется социальная реклама? Каковы ее основные цели и задачи?
4. Какие особенности социальной рекламы существуют в России?
5. Какова роль государства в пропаганде идей социальной рекламы? Какие направления государственной социальной рекламы можно выделить? Какие государственные институты в России занимаются социальной рекламой?
6. Укажите причины, которые могут вызвать повышенный интерес российских предпринимателей к социальной рекламе.
151
Задания для самостоятельной работы
1. Подберите материалы и подготовьте отчет по международному опыту проведения социальной рекламы.
2. Подберите рекламные материалы и подготовьте краткий отчет по результатам проведения государством социальной рекламы. Дайте оценку рекламным материалам, укажите их недостатки.
3. Подберите рекламные материалы и подготовьте отчет по результатам проведения российскими коммерческими организациями социальной рекламы. Дайте оценку рекламным материалам, укажите их недостатки.
РАЗДЕЛ II
ПЛАНИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 9
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!