Реформа российской ракетно-космической отрасли — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Реформа российской ракетно-космической отрасли

2021-12-07 29
Реформа российской ракетно-космической отрасли 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Постоянные читатели, возможно, помнят, что в предыдущем обзоре я предположил, что начатая в декабре 2013 года реформа ракетно-космической отрасли, возможно, вскоре даст свои первые плоды. Так и случилось. Правда, плоды эти пока оптимизма не внушают. Более того, заставляют задуматься в их эффективности и целесообразности. А также в возможности достижения с помощью этих шагов тех перемен, которые от отрасли ожидаю. В этом я не согласен с вице-премьером правительства РФ Дмитрием Рогозиным, считающим, что отрасль выбирается из кризиса. До этого еще далеко.

Я и раньше не тешил себя особыми надеждами относительно Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК), силами которой ведется реформа. Создание промышленного монстра, на мой взгляд, может лишить отечественную космонавтику стимула создавать что-то новое, революционное. Уже всем надоело летать вокруг Земли и только мечтать о других планетах. Пора сделать следующий шаг. И чем быстрее мы начнем это движение, тем лучше.

Пока же ОРКК решает кадровые вопросы, вопросы акционирования предприятий, получением в свою собственность госпакетов акций, формулирует стратегию своего развития. На это уйдет весь следующий год. А, может быть, и больше. До этого момента новая корпорация не будет иметь четких целей в своей деятельности, кроме «оптимизации производства». А для наукоемкой отрасли этого мало.

Другой движитель реформ – Федеральное космическое агентство (Роскосмоса), также действует «ни шатко, ни валко». С одной стороны, это понятно – полномочия ОРКК и Роскосмоса четко не разделены. Но, с другой стороны, и у космического ведомства нет четких целей.

Осенью минувшего года в средствах массовой информации появились некоторые положения Федеральной космической программы на 2016-2025 годы. Планируется сделать многое. Но, вновь скажу, что, несмотря на затратность программы, а на нее просят более двух триллионов рублей, её цели вряд ли можно назвать отвечающими «велению времени и стремлению нации».

Мне кажется, что для прорыва отечественной космонавтике нужна некая «сверх цель». Полет на Луну или Марс подойдут. И все остальные проекты надо строить именно вокруг этой сверх цели. И всем тогда станет «ясно и понятно»: куда и зачем мы идем. И куда придем. А до этого момента так и будем «толкаться» близ Земли.

 

Такова моя версия основных событий 2014 космического года.

А теперь подробнее об уже сказанном и о многом другом.


II. ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ

В ушедшем году в космос стартовали четыре пилотируемых корабля, что на один запуск меньше, чем годом ранее. Все состоявшиеся полеты были плановыми и проходили по программе МКС. Все полеты провела Россия.

Еще два полета, начатые в 2013 году, завершились весной 2014 года.

 

Космический корабль (КК) «Союз ТМА-10М» с экипажем экспедиции МКС-37/38 [командир корабля, бортинженер МКС-37, командир МКС-38 Олег Валерьевич Котов, Россия (3-й полет в космос); бортинженер-1 корабля, бортинженер МКС-37/38 Сергей Николаевич Рязанский, Россия (1-й полет в космос); бортинженер-2 корабля, бортинженер МКС-37/38 Майкл Скотт Хопкинс (англ. Michael Scott Hopkins), США (1-й полет в космос)] стартовал с космодрома Байконур (1-я площадка) поздним вечером 25 сентября 2013 г.

К Международной космической станции корабль причалил на следующее утро, менее чем через шесть часов после старта.

В ходе полета было проведено большое количество технических, технологических, геофизических, медицинских и других экспериментов.

Космонавты приняли и разгрузили грузовые корабли «Прогресс М-21М», «Сигнус Orb-1» (англ. Sygnus Orb-1) и «Прогресс М-22М».

В ходе полета космонавты Олег Котов и Сергей Рязанский совершили три выхода в открытый космос. Во время первого из них, состоявшегося 9 ноября 2013 г., в открытый космос был вынесен факел предстоящей зимней Олимпиады в г. Сочи.

А во время второго, осуществленного 27 декабря 2013 г., был установлен рекорд продолжительности работы в открытом космосе в российских скафандрах – 8 часов 7 минут.

Майкл Хопкинс дважды работал «за бортом». Причем оба раза был «вынужден» чинить систему охлаждения на американском сегменте станции.

На Землю экипаж возвратился 11 марта 2014 г.

 

КК «Союз ТМА-11М» с экипажем экспедиции МКС-38/39 [командир корабля, бортинженер МКС-38/39 Михаил Владиславович Тюрин, Россия (3-й полет в космос); бортинженер-1 корабля, бортинженер МКС-38/39 Ричард Алан Мастраккио (англ. Richard Alan Mastraccio), США (4-й полет в космос); бортинженер-2 корабля, бортинженер МКС-38, командир МКС-39 Коити Ваката (яп. 若田 光一), Япония (4-й полет в космос)] стартовал с космодрома Байконур (1-я площадка) 7 ноября 2013 г.

К Международной космической станции корабль причалил в тот же день, затратив на сближение и стыковку 6 час. 13 мин., чуть больше, чем другие корабли типа «Союз ТМА», стыковавшиеся со станцией по «короткой схеме».

В ходе полета было проведено большое количество технических, технологических, геофизических, медицинских и других экспериментов.

Космонавты приняли и разгрузили грузовые корабли «Прогресс М-22М», «Прогресс М-23М» и «Дрэгон SpX-3» (англ. Dragon SpX-3).

Ричард Мастракиио в последних числах декабря 2013 г. дважды покидал борт станции и работал в открытом космосе – вместе с Майклом Хопкинсом чинил систему охлаждения на американском сегменте МКС.

А в апреле 2014 г. Мастраккио еще один раз вышел в открытый космос – менял вышедший из строя запасной компьютер.

На Землю космонавты вернулись 14 мая 2014 г.

 

КК «Союз ТМА-12М» с экипажем экспедиции МКС-39/40 [командир корабля,  бортинженер МКС-39/40 Александр Александрович Скворцов, Россия (2-й полет в космос); бортинженер-1 корабля, бортинженер МКС-39/40 Олег Германович Артемьев, Россия (1-й полет в космос); бортинженер-2 корабля, бортинженер МКС-39, командир МКС-40 Стиве Рэй Свонсон (англ. Steven Ray Swanson), США (3-й полет в космос)] стартовал с космодрома Байконур (1-я площадка) 25 марта 2014 г.

Из-за сбоя в работе системы сближения стыковка с Международной космической станцией состоялась через двое суток, 27 марта, а не через 6 часов, как это было запланировано. На программе полета этот «казус» никак не отразился.

В ходе полета было проведено большое количество технических, технологических, геофизических, медицинских и других экспериментов.

Космонавты приняли и разгрузили грузовые корабли «Сигнус Orb-2» (англ. Sygnus Orb-2), «Прогресс М-24М» и ATV-5 «Жорж Леметр» (фран. ATV-5 Georges Lemaître).

Российские космонавты совершили два выхода в открытый космос, а Свонсон один раз покидал борт станции.

На Землю космонавты вернулись 11 сентября 2014 г.

 

КК «Союз ТМА-13М» с экипажем экспедиции МКС-40/41 [командир корабля,  бортинженер МКС-40, командир МКС-41 Максим Викторович Сураев, Россия (2-й полет в космос); бортинженер-1 корабля, бортинженер МКС-40/41 Грегори Рид Вайзман (англ. Gregory Reid Wiseman), США (1-й полет в космос); бортинженер-2 корабля, бортинженер МКС-40/41 Александр Гёрст (нем. Alexander Gerst), ФРГ (1-й полет в космос)] стартовал с космодрома Байконур (1-я площадка) 28 мая 2014 г.

Состыковался с МКС по «короткой схеме».

В ходе полета было проведено большое количество технических, технологических, геофизических, медицинских и других экспериментов.

Космонавты приняли и разгрузили грузовые корабли «Сигнус Orb-2», «Прогресс М-24М», ATV-5 «Жорж Леметр» и «Дрэгон SpX-4» (англ. Dragon SpX-4).

Максим Сураев совершил один выход в открытый космос, а его коллеги дважды покидали борт станции.

На Землю космонавты вернулись 10 ноября 2014 г.

КК «Союз ТМА-14М» с экипажем экспедиции МКС-41/42 [командир корабля,  бортинженер МКС-41/42 Александр Михайлович Самокутяев, Россия (2-й полет в космос); бортинженер-1 корабля, бортинженер МКС-41/42 Елена Олеговна Серова, Россия (1-й полет в космос); бортинженер-2 корабля, бортинженер МКС-41, командир МКС-42 Барри Юджин Уилмор (англ. Barry Eugene Wilmore), США (2-й полет в космос)] стартовал с космодрома Байконур (1-я площадка) 25 сентября 2014 г.

Состыковался корабль с МКС по «короткой схеме».

В ходе полета космонавтам предстоит провести большое количество технических, технологических, геофизических, медицинских и других экспериментов.

Космонавты приняли и разгрузили грузовые корабли «Прогресс М-25М» и «Дрэгон SpX-5» (англ. Dragon SpX-5).

В ходе полета Александр Самокутяев совершил один выход в открытый космос.

На Землю космонавты должны возвратиться в марте 2015 г.

 

КК «Союз ТМА-15М» с экипажем экспедиции МКС-42/43 [командир корабля,  бортинженер МКС-42/43 Антон Николаевич Шкаплеров, Россия (2-й полет в космос); бортинженер-1 корабля, бортинженер МКС-41/42 Саманта Кристофоретти (итал. Samantha Christoforetti), Италия (1-й полет в космос); бортинженер-2 корабля, бортинженер МКС-42, командир МКС-43 Тэрри Уэйн Вёртс (англ. Terry Wayne Virts), США (2-й полет в космос)] стартовал с космодрома Байконур (31-я площадка) 23 ноября 2014 г.

Состыковался с МКС по «короткой схеме».

В ходе полета космонавтам предстоит провести большое количество технических, технологических, геофизических, медицинских и других экспериментов.

Космонавты приняли и разгрузили грузовой корабль «Дрэгон SpX-5».

На Землю космонавты должны возвратиться в мае 2015 г.

 

КОСМОНАВТЫ

На околоземной орбите в 2014 году работали 18 космонавтов. На три человека меньше, чем годом ранее. Что не удивительно – китайцы в минувшем году в космос не летали.

Из тех, кто побывал на орбите в минувшем году, девять космонавтов имели российское гражданство, шестеро – американское, один, точнее одна, – итальянское, один – японское и один – немецкое.

В 2014 году в космосе побывало пятеро «новичков»: двое россиян, один американец, один немец и одна итальянка.

Среди тех, кто летал в минувшем году, были две женщины: россиянка Елена Серова и итальянка Саманта Кристофоретти.

Кстати, Серова стала первой россиянкой, полетевшей на борт МКС за годы её эксплуатации. И четвертой нашей соотечественницей, побывавшей в космосе за все годы космической эры. Таким образом, перерыв в российских «женских» полетах в космос составил 17 лет.

А Кристофоретти стала первой итальянкой, отправившейся на орбиту.  

Шесть космонавтов – россияне Олег Котов, Сергей Рязанский и Михаил Тюрин, американцы Майкл Хопкинс и Ричард Мастраккио, японец Коити Ваката – отправились на орбиту еще в 2013 году, а возвратились на Землю весной 2014 года. Еще шестеро – россияне Александр Самокутяев, Елена Серова и Антон Шкаплеров, американцы Барри Уилмор и Терри Вёртс, итальянка Саманта Кристофоретти – встретили наступление 2015 года на околоземной орбите. Их возвращение на Землю запланировано на следующую весну.

Общий «налет» в 2014 году составил 2016,1 чел.-дн. (5,52 чел.-лет). Это на 72 чел.-дн. меньше, чем годом ранее. Расхождение незначительное, поэтому говорить о каких-либо тенденциях не приходится.

А всего за период с 1961 по 2014 год включительно земляне пробыли в космосе 123,7 чел.-лет.

 

 

             
Олег Котов Сергей Рязанский Майкл Хопкинс Михаил Тюрин Ричард Мастраккио
             
Коити Ваката Александр Скворцов Олег Артемьев Стиве Свонсон Максим Сураев
         
  Грегори Вайзман   Александр Гёрст   Александр Самокутяев   Елена Серова   Барри Уилмор
             
      Антон Шкаплеров   Саманта Кристофоретти   Терри Вёртс    

 

По состоянию на 01.01.2015 г. в орбитальных космических полетах приняли участие 538 человека из 35 стран. Из числа летавших в космос, 479 мужчин и 59 женщин.

Продолжительность полетов космонавтов в 2014 году в порядке убывания приведена в таблице 1 (для тех, кто стартовал в 2013 году, а возвратился на Землю в 2014 году, и для тех, кто завершит полет только в 2015 году, указано время «налета» в 2014 году):

Таблица 1

 

№№ п/п Фамилия, имя, отчество Продолжительность пребывания в космосе
     
1 Скворцов Александр Александрович 169:05:05:44
2 Артемьев Олег Германович 169:05:05:44
3 Свонсон Стивен Рэй 169:05:05:44
4 Сураев Максим Викторович 165:08:01:09
5 Вайзман Грегори Рид 165:08:01:09
6 Гёрст Александр 165:08:01:09
7 Тюрин Михаил Владиславович 133:01:58:30
8 Мастраккио Ричард Алан 133:01:58:30
9 Ваката Коити 133:01:58:30
10 Самокутяев Александр Михайлович 097:03:35:00
11 Серова Елена Олеговна 097:03:35:00
12 Уилмор Барри Юджин 097:03:35:00
13 Котов Олег Валерьевич 069:03:23:50
14 Рязанский Сергей Николаевич 069:03:23:50
15 Хопкинс Майкл Скотт 069:03:23:50
16 Шкаплеров Антон Николаевич 038:02:58:46
17 Кристофоретти Саманта 038:02:58:46
18 Вёртс Терри Уэйн 038:02:58:46

 

Рассказывая о космонавтов, хочу также вспомнить о тех героях космоса, которые в минувшем году ушли в мир иной.

В 2014 году их оказалось семеро: Валерий Николаевич Кубасов, Дэйл Аллан Гарднер (Dale Allan Gardner), Уильям Рид Поуг (William Reid Pogue), Вуббо Окелс (Wubbo Ockels), Генри Уоррен Хартсфилд (Henry Warren Hartsfield), Стиве Рэй Нэйджил (Steven Ray Nagel) и Анатолий Николаевич Березовой.

.

Валерий Николаевич Кубасов родился 7 января 1935 г. в г. Вязники, Владимирская обл., Россия. Окончил Московский авиационный институт. С 1959 г. работал в ОКБ-1 (позднее – ЦКБЭМ, НПО «Энергия», РКК «Энергия»).

В 1966 г. был зачислен в отряд космонавтов ЦКБЭМ.

Совершил три полета в космос: в октябре 1969 г. в качестве бортинженера корабля «Союз-6»; в июле 1975 г. в качестве бортинженера корабля «Союз-19» по программе ЭПАС (Экспериментальный полет «Аполлон» - «Союз»); в мае-июне 1980 г. в качестве командира корабля «Союз-36».

После ухода из отряда космонавтов продолжал работать в РКК «Энергия» научным консультантом.

Умер 19 февраля 2014 г.

 

Дэйл Аллан Гарднер родился 8 ноября 1948 г. в г. Фермонт, шт. Миннесота, США. Окончил Университет Иллинойса. В 1970 г. поступил на службу в ВМС США.

В январе 1978 г. был зачислен в отряд астронавтов НАСА (8-й набор).

Совершил два полета в космос: в августе-сентябре 1983 г. в качестве специалиста полета шаттла «Челленджер» (англ. Challenger) по программе STS-8; в ноябре 1984 г. в качестве специалиста полета шаттла «Дискавери» (англ. Discovery) по программе STS-51A.

Ушел из НАСА в 1986 г. и вернулся на службу в ВМС США. Ушел в отставку в октябре 1990 г.

Умер 19 февраля 2014 г.

 

Уильям Рид Поуг родился 23 января 1930 г. в г. Окема, шт. Оклахома. В 1951 г. окончил Баптистский университет Оклахомы и получил степень бакалавра наук по педагогике.

С 1951 г. – в ВВС США. Участник войны в Корее.

В 1966 г. был зачислен в отряд астронавтов НАСА (5-й набор).

Совершил один полет в космос в качестве пилота третьей экспедиции на станцию «Скайлэб» (англ. Skylab) (ноябрь 1973 г. – февраль 1974 г.).

Ушел из НАСА в 1975 г. В дальнейшем работал в промышленности, занимался общественной деятельностью.

Умер 3 марта 2014 г.

 

Вукко Окелс родился 28 марта 1946 г. в г. Алмело, Нидерланды. В 1973 г. получил степень доктора физики и математики в университете Гронингена. В 1978 г. защитил диссертацию на основе своих экспериментальных работ в Институте ядерных ускорителей в Гронингене.

С 1980 г. проходил подготовку к полету в космос в НАСА по программе сотрудничества американского и европейского космического агентств.

Совершил один полет в космос в октябре-ноябре 1985 г. в качестве специалиста полета шаттла «Челленджер» по программе STS-61A.

Вскоре после полета ушел из отряда астронавтов, но остался работать в Европейском космическом агентстве..

Умер 18 мая 2014 г. от почечного рака.

 Генри Уоррен Хартсфилд родился 21 ноября 1933 г. в г. Бирмингем, шт. Алабама. В 1954 г. окончил Университет Обурна в Алабаме и получил степень бакалавра наук по физике.

С 1955 г. – в ВВС США.

В 1969 г. был зачислен в отряд астронавтов НАСА (7-й набор).

Совершил три полета в космос: в июне-июле 1982 г. в качестве пилота шаттла «Колумбия» (англ. Columbia) по программе STS-4; в августе-сентябре 1984 г. в качестве командира экипажа шаттла «Дискавери» по программе STS-41D; в октябре-ноябре 1985 г. в качестве командира экипажа шаттла «Челленджер» по программе STS-61A.

Умер 17 июля 2014 г. из-за осложнений, полученных после операции на позвоночнике.

 

Стивен Рэй Нэйджил родился 27 октября 1946 г. в г. Кэнтон, шт. Иллинойс. В  1969 г. окончил Университет Иллинойса и получил степень бакалавра наук по авиации и астронавтике.

С 1969 г. – в ВВС США.

В 1978 г. был зачислен в отряд астронавтов НАСА (8-й набор).

Совершил четыре полета в космос: в июне 1985 г. в качестве специалиста полета шаттла «Дискавери» по программе STS-51G; в октябре-ноябре 1985 г. в качестве пилота шаттла «Челленджер» по программе STS-61A; в апреле 1991 г. в качестве командира экипажа шаттла «Атлантис» (англ. Atlantis) по программе STS-37; в апреле-мае 1993 г. в качестве командира экипажа шаттла «Колумбия» по программе STS-55.

Ушел из отряда астронавтов в 1995 г., но продолжал работать в НАСА.

Умер 21 августа 2014 г. от меланомы.

 

Анатолий Николаевич Березовой родился 11 апреля 1942 г. в пос. Энем, Октябрьский р-н, Адыгейская автономная область (ныне Республика Адыгея), Краснодарский край, Россия. В 1965 г. окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков им. А.Ф. Мясникова.

В 1970 г. был зачислен в отряд космонавтов ЦПК ВВС.

Совершил один полет в космос: с мая по декабрь 1982 г. в качестве командира 1-й основной экспедиции на борт орбитальной станции «Салют-7».

После ухода из отряда космонавтов работал в Федерации космонавтики России.

Умер 20 сентября 2014 г. от сердечной недостаточности.

 

Кроме вышеназванных космонавтов, в 2014 году умер американский летчик-испытатель Уильям Харви Дана (англ. William Harvey Dana), имевший «крылья гражданского астронавта» (англ. Civilian Astronaut Wing).

 

Уильям Харви Дана родился 3 ноября 1930 г. в г. Пасадине, шт. Калифорния, США. В 1952 г. окончил Военную академию США в Вест-Пойнте со степенью бакалавра наук. В 1958 г. окончил Университет Южной Калифорнии со степенью магистра по аэронавтике.

С 1952 г. по 1959 г. служил в качестве боевого пилота. Участник войны в Корее.

С 1959 г. – летчик-испытатель НАСА. Принимал участие в испытаниях всех аппаратов с несущим корпусом, предшественников «Спейс Шаттла» (англ. Space Shuttle).

В 1960 г. был включен в группу астронавтов по программе X-20 Dyna-Sour, однако вскоре покинул её.

С 1965 г. – в группе пилотов по программе X-15. Совершил 16 полетов. Во время двух из них поднялся на высоту более 80 км (1 ноября 1966 г. на высоту 93543 м; 21 августа 1968 г. на высоту 81534 м), что и дало возможность считать его астронавтом по версии ВВС США..

После завершения летной карьеры, работал в Летно-исследовательском центре имени Драйдена..

Умер 6 мая 2014 г.

 

И еще об одной потере минувшего года хочу упомянуть в данном разделе. 31 октября в катастрофе ракетоплана «Энтерпрайз», о которой было рассказано выше, погиб летчик-испытатель Майкл Олсбери. Он не успел стать астронавтом ни по одной из ныне действующих версий. Но стал «жертвой космонавтики». В любом случае, он достоин памяти.

Майкл Тайнер Олсбери родился 19 марта 1975 г. в г. Санта-Клара, шт. Калифорния, США. В 1998 г. получил степень бакалавра наук по авиационной технике в Политехническом университете штата Калифорния.

С 1998 г. работал летчиком-испытателем в компании «Скалед Композитес» (англ. Scaled Composites). Участник испытаний ракетопланов «СпейсШипВан» (англ. SpaceShipOne) и «СпейсШипТу».

Погиб 31 октября 2014 г.

 

ВНЕКОРАБЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В 2014 году было выполнено 7 выходов в открытый космос. Это на четыре выхода меньше, чем было совершено в 2013 году.

Четыре выхода были осуществлены из российского модуля «Пирс» и три – из американского модуля «Квест» (англ. Quest). Такое же количество раз использовались российские скафандры «Орлан-МК» (№№ 4,5 и 6) и американские EMU[6] (№№ 3003, 3005, 3010 и 3011).

Несмотря на сокращение числа выходов, во внекорабельной деятельности участвовали столько же космонавтов, что и годом ранее – 11.

Россияне Александр Скворцов и Олег Артемьев, а также американец Грегори Рид Вайзман по два раза покидали борт станции. Все остальные космонавты работали в космосе по одному разу.

Общая продолжительность пребывания космонавтов в открытом космосе в 2014 году составила 3 дн. 1 час. 38 мин. Это более чем на два дня меньше, чем в 2013 году.

Суммарное время пребывания космонавтов в открытом космосе в 2014 году (в порядке убывания) приведено в таблице 2.

Таблица 2.

№№ п/п Фамилия, имя, отчество (страна) Количество выходов Суммарная продолжительность пребывания в открытом космосе
       
1 Скворцов Александр Александрович 2 12:47
2 Артемьев Олег Германович 2 12:47
3 Вайзман Грегори Рид 2 12:47
4 Уилмор Барри Юджин 1 06:34
5 Герст Александр 1 06:13
6 Котов Олег Валерьевич 1 05:58
7 Рязанский Сергей Николаевич 1 05:58
8 Сураев Максим Викторович 1 03:41
9 Самокутяев Александр Михайлович 1 03:41
10 Мастраккио Ричард Алан 1 01:36
11 Свонсон Стивен Рэй 1 01:36

 

Все совершенные выходы в открытый космос проводились по программе работ на борту МКС.

 

ВКД-367 [7]. 27 января. Олег Котов и Сергей Рязанский (оба – Россия). Повторный монтаж и подключение канадских камер высокого и среднего разрешения фирмы «УртеКаст Корп.» (англ. UrtheCast Corp.) на модуле «Звезда», снятие адаптера WIF[8] с концевого захвата-эффектора на плече B манипулятора SSRMS[9], демонтаж съемной кассеты-контейнера СКК[10] № 2-СО[11] на модуле «Пирс». Продолжительность 5 час. 58 мин.

ВКД-368. 23 апреля. Ричард Мастраккио и Стивен Свонсон (оба – США). Замена мультиплексора-демультиплексора EXT[12]-2 и открытие дверец на правом и левом блоках распределения вторичного питания SPDA[13] на секции S0. Продолжительность 1 час. 36 мин.

ВКД-369. 19 июня. Александр Скворцов и Олег Артемьев (оба – Россия). Монтаж активной фазированной антенной решетки Единой командно-телеметрической системы на модуле «Звезда» для связи с Землей через спутники-ретрансляторы системы «Луч», перемещение второго комплекта плазменно-волнового комплекса эксперимента «Обстановка 1-й этап», взятие проб-мазков с иллюминатора № 2 в рамках эксперимента «Тест» и замена несущей фермы на переходную балку с переустановкой антенны системы высокоскоростной передачи информации и приемопередатчика ТМ/ТС и выбрасыванием несущей фермы. Продолжительность 7 час. 36 мин.

ВКД-370. 18 августа. Александр Скворцов и Олег Артемьев (оба – Россия). Ручной запуск российско-перуанского наноспутника НС-1 («Часки-1»), монтаж оборудования EXPOSE-R2 и взятие проб-мазков с иллюминатора № 13 в рамках эксперимента «Тест» на модуле «Звезда», установка блока контроля давления и осаждения, снятие второй панели эксперимента «Выносливость» и замена съемной кассеты-контейнера СКК № 1-М2 на СКК № 2-М2 на модуле «Поиск», демонтаж контейнера № 3 оборудования «Биориск-МСН» с модуля «Пирс». Продолжительность 5 час. 11 мин.

ВКД-371. 7 октября. Грегори Рид Вайзман (США) и Александр Герст (Германия). Перенос отказавшего модуля насосов контура A системы терморегулирования американского сегмента с Мобильной базовой системы на внешнюю платформу ESP[14]-2, замена светильника на телекамере ETVCG[15] на Лабораторном модуле «Дестини» (англ. Destiny), установка блока MTRA для запасного электропитания мобильного транспортера. Продолжительность 6 час. 13 мин.

ВКД-372. 15 октября. Грегори Рид Вайзман и Барри Уилмор (оба – США). Замена блока последовательного шунтирования SSU[16] на секции S4, перенос якоря APFR[17] и держателя инструментов с секции P1 на S0, демонтаж неисправной телекамеры ETVCG с секции P1, перенос приемопередатчика беспроводной видеосистемы WETA[18] № 2 с секции P1 на Узловой модуль «Гармония» (англ. Harmony) и установка вместо него новой телекамеры ETVCG. Продолжительность 6 час. 34 мин.

ВКД-373. 22 октября. Максим Сураев и Александр Самокутяев (оба – Россия). Демонтаж со Служебного модуля «Звезда» и выбрасывание радиометрического комплекса РК[19]-21-8, снятие защитной крышки с оборудования EXPOSE-R2, демонтаж с Малого исследовательского модуля «Поиск» и выбрасывание антенн 2АСФ1-М-ВКА № 1 и № 2 радиотехнической системы «Курс», взятие проб-мазков с иллюминатора ВЛ[20] № 2 в рамках эксперимента «Тест» на Стыковочном отсеке «Пирс». Продолжительность 3 час. 41 мин.

 

Как видим, и в минувшем году внекорабельная деятельность была относительно редким явлением. Не всякий космонавт, побывавший на борту МКС, может «похвастаться» тем, что он во время полета покидал борт станции.

 

СУБОРБИТАЛЬНЫЕ ПОЛЕТЫ

В 2014 году не состоялось ни одного суборбитального пилотируемого полета.

Хотя всё первое полугодие владелец компании «Вирджин Галактик» Ричард Брэнсон называл конец ушедшего года, как время начала регулярных полетов ракетоплана «Энтерпрайз». Однако в сентябре он объявил, что начало эксплуатации летательного аппарата откладывается до весны следующего года. По его словам, необходимо было доработать ряд бортовых систем, чтобы обеспечить безопасность полетов.

Однако, сделать это, похоже, не успели, потому что 31 октября «Энтерпрайз» разбился во время очередного испытательного полета. Подробнее об этом уже было рассказано выше.

Теперь очень сложно назвать сроки, когда суборбитальный космический туризм станет реальностью. «Вирджин Галактик» потребуется не один месяц, чтобы устранить выявленные в ходе расследования недостатки, внести необходимые изменения в конструкцию ракетоплана, построить следующий экземпляр и провести его летные испытания.

Даже если не возникнет новых осложнений, наступивший год вряд ли станет первым годом суборбитальных космических полетов: «Вирджин Галактик» еще долго не оправится от «потрясения», а другие участники гонки гораздо дальше от конечного результата, чем Брэнсон.

Вероятнее всего, первые туристы отправятся за границу атмосферы и космоса где-то в 2016 году. Но это будут единичные полеты. Более или менее регулярные полеты ракетопланов начнутся в 2017-2018 году. Если, конечно, не будет новых аварий.

Да, еще один момент, связанный с суборбитальным туризмом.

В обзоре за 2013 год я поднимал вопрос о том, как называть участников таких полетов. Хотелось найти всем понятный термин, отражающий суть «процесса». К сожалению, этого сделать не удалось. Пару месяцев на форуме журнала «Новости космонавтики» этот вопрос обсуждался, но потом дискуссия «сошла на нет», так и не принеся результата.

В принципе, учитывая сложившуюся ситуацию, у нас есть еще не менее двух лет, чтобы как-то «определиться» и что-то предложить. Но это должно быть простое и всем понятное определение. Без всяких там «не менее 75 минут», «не менее 100 километров» и так далее, и тому подобное. Чем сложнее будет определение, чем больше в нём будет цифр и допущений, тем меньше шансов, что оно приживется в умах людей.

В нынешнем обзоре я не буду делать, для «затравки», никаких предложений на этот счет. Буду надеется, что читатели сами «помогут» мне в этом.

А пока, Бога ради, не называйте будущих участников суборбитальных полетов космонавтами.

 

РЕКОРДЫ

Абсолютные мировые рекорды в ушедшем году не обновлялись и приведены в таблице 3.

 

Таблица 3

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.