Облет Луны и возвращение на Землю — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Облет Луны и возвращение на Землю

2021-12-07 22
Облет Луны и возвращение на Землю 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КОСМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СТРАН МИРА В 2014 ГОДУ

(Шестнадцатый ежегодный обзор)

Железняков А.Б.,

академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского

 

Санкт-Петербург

2015


За последние четверть века мы как-то отвыкли связывать то, что происходит в космосе, с тем, что «творится» на нашей планете. В такой «забывчивости» нет ничего удивительного. Такова человеческая натура: мы очень быстро забываем плохое и столь же быстро привыкаем к хорошему.

А этим хорошим в последние годы была совместная работа представителей разных стран на просторах Вселенной, ставшая главенствующим фактором в развитии мировой космонавтики. И, надо сказать, весьма продуктивным фактором.

За два с половиной десятилетия было реализовано множество крупных международных проектов.

Это и Международная космическая станция (МКС), на которой трудятся, сменяя друг друга, космонавты из России, США, Канады, Японии и европейских стран.

Это и «Морской космодром», реализованный в рамках международной кооперации Россией, США, Норвегией и Украиной.

Это и программа «Союз» в Куру», совместное детище России и стран Европейского космического агентства.

Это и многочисленные научные спутники и межпланетные станции, на борту которых мирно соседствуют приборы и оборудование, изготовленное в разных частях света.

Да и многое другое. Всего и не перечислишь.

Мы привыкли к такому положению вещей и наивно полагали, что так будет всегда. Что покорять Луну, Марс, космические просторы мы будем вместе. И только вместе.

Но минувший год напомнил нам о взаимосвязи между освоением космоса и обстановкой на Земле. Своеобразное проявление «эффекта бабочки», если хотите. Правда, не во времени, а в пространстве.

О том, что послужило причиной этих метаморфоз, я не буду писать, сохраняя традиционную аполитичность своих ежегодных обзоров. Скажу только, что резко обострившаяся в 2014 году международная обстановка пагубно отразилась на космонавтике. Теперь мы не сможем реализовать многие наши планы, не сможем воплотить в жизнь многие наши задумки.

Точнее, воплотить-то воплотим, но гораздо позже. Да и обойдется это человечеству гораздо дороже.

В качестве примера приведу уже упомянутый выше проект МКС. Если в начале прошлого года, когда на «земном шарике» была относительная «тишь да блажь», все участники программы намеревалась работать на борту станции, как минимум, до 2024 года, то уже весной выяснилось, что у России «свои взгляды» по данному вопросу и работать вместе на орбите мы будем только до 2020 года. А дальше, «ребята, как знаете…». Мы же намерены строить свою орбитальную космическую станцию.

К счастью, «космический развод» произойдет не мгновенно. Полеты на МКС будут продолжаться. И мы еще сможем узнать результаты годовых полетов российско-американских экипажей и увидим новые корабли, которые будут швартоваться к «причалам» станции. В космосе нет границ. И в этом его уникальность.

И еще скажу о надежде, которой продолжает жить мировое научное сообщество.

Только надежда и остается тем, кто занимается космическими исследованиями, и в нашей стране, и в европейских странах, и в США, и в Японии. Все мы надеемся, что обстановка на Земле в ближайшее время стабилизируется, «горячие головы» поостынут и мы вернемся на путь конструктивного диалога и плодотворного сотрудничества. Как это было всего год назад.

Конечно, нельзя ожидать, что «сломанное в одночасье» также быстро вернется в нормальное русло. Разрушать легко. А восстанавливать гораздо труднее. На это потребуются годы. Но чем раньше мы начнем это делать, тем быстрее всё возвратится «на круги своя». Лично мне этого очень хочется.

А пока давайте поговорим о том, чем космонавтика в 2014 году может по-настоящему гордиться. И что «год грядущий нам готовит».

I. ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ ГОДА

 

Несмотря на многочисленные проблемы в мировой экономике, несмотря на сложности межгосударственных отношений, несмотря на природные и техногенные катаклизмы, минувший год подарил нам много интересного, необычного, важного.

 

Оседлав комету»

Слово «комета» происходит от греческого ‘kome’ – «волос». Однокоренное ему слово ‘kometes’ («длинноволосый») указывает на их необычный вид.

Кометы действительно выглядят на звездном небе весьма странно. Но они фантастически красивы, особенно в лучах заходящего или восходящего солнца.

Их считали предвестниками бедствий и предсказателями долгожданных побед. Они внушали суеверный ужас и приносили несказанную радость.

Теперь мы будем смотреть на кометы совершенно иначе. Потому, что смогли «оседлать» одну из представительниц этого «племени».

Прибытие европейского межпланетного зонда «Розетта» (англ. Rosetta)[1] к комете 67Р / Чурюмова-Герасименко и посадку модуля «Филы» (англ. Philae)[2] на поверхность её ядра можно назвать ярчайшим событием в космонавтике в 2014 году. Это произошло впервые в истории. В XXI веке это выражение применительно к космическим исследованиям мы слышим не часто.

«Розетта» отправилась на свидание с кометой еще десять лет назад. За это время «творение рук человеческих» совершило четыре гравитационных маневра (три в поле тяготения Земли, один – Марса), совершило пролеты близ астероидов (2867) Штейнса и (21) Лютеция, провело изучение межпланетного пространства.

И, наконец, в августе прошедшего года межпланетный зонд вплотную приблизился к комете. Рандеву космического аппарата и небесного тела произошло в полумиллиарде километров от Земли. Еще три месяца ушло на изучение кометы, выбора на поверхности ядра места для посадки «Филы», проверку научного оборудования.

Апофеозом миссии стал спуск посадочного модуля на поверхность ядра. Репортаж из Центра управления космическими полетами в немецком Дармштадте в прямом эфире вели все крупнейшие телекомпании мира. Конечно, видеть происходящее в реальном времени мы не могли – сигнал от «Розетты» шел к Земле 28 минут. Но та атмосфера, которая царила в Центре, запомнится надолго.

И вот наступил тот волнующий миг, когда зал, где находились специалисты, взорвался аплодисментами. «Филы» сообщил: «Приземление! Мой новый адрес: 67Р».

Не всё произошло так, как хотелось бы: зонд сел не в том районе, в котором планировалось, оказался в затененной части ядра кометы, не смог надежно зафиксироваться на её поверхности. Из-за этого и проработал-то всего 56 часов.

Тем не менее, это была победа, так как «Филы», несмотря на ограниченность времени, успел сделать многое: передал на Землю снимки поверхности в месте посадки, провел бурение, изучил химический и изотопный состав ядра, и так далее.

Через трое суток зонд «уснул». И хотя он «обещал» проснуться, но, вероятнее всего, мы расстались с ним навсегда.

Впрочем, это еще не конец миссии. Работа с самой «Розеттой» будет продолжена. Зонд будет находиться на орбите вокруг ядра кометы около года, пока та будет приближаться к Солнцу, и еще около полугода, пока комета будет лететь назад к орбите Юпитера.

Возможно, с помощью зонда удастся установить, способствовали ли кометы зарождению жизни на Земле. По крайней мере, первые данные с «Филы» говорят о том, что на поверхности ядра есть органические молекулы. Таким образом, теория привнесения жизни на нашу планету из космоса имеет право на существование, по крайней мере.

Быть может, удастся выяснить и ещё что-нибудь интересное. Посмотрим.

Первый полет «Ориона»

До первого полета человека на Марс еще очень далеко. Даже при самом благоприятном стечении обстоятельств, а на это вряд ли можно рассчитывать, пилотируемая экспедиция к Красной планете стартует с Земли не ранее 2030 года. С большей вероятностью можно говорить о середине XXI века.

Но один из первых шагов по организации такого путешествия был сделан в декабре минувшего года – свой первый испытательный рейс совершил американский космический корабль «Орион» (англ. Orion), как раз и предназначенный для полетов в дальний космос.

Полет прошел успешно. Тяжелая ракета-носитель «Дельта-4 Хэви» (англ. Delta-4 Heavy), стартовавшая с мыса Канаверал, вывела корабль на низкую околоземную орбиту, по которой он совершил один виток вокруг Земли. Затем были включены двигатели «Ориона» и он вышел на новую орбиту с высотой в апогее почти 6 тысяч километров. Это в 14 раз выше, чем летают пилотируемые корабли сегодня.

А потом было возвращение домой. В земную атмосферу спускаемый аппарат вошел со второй космической скоростью, пережил огромные температурные и динамические нагрузки и благополучно приводнился в Тихом океане.

Продолжительность миссии составила менее 4,5 часов.

И хотя на борту аппарата не было космонавтов, да и летал он недолго и вблизи Земли, потенциал у «Ориона» огромен. Когда-нибудь он обязательно уйдет в глубины космоса, чтобы на межпланетных трассах собирать новые крупицы знаний для всего человечества.

4. Вокруг Красной планеты

Пока человек еще только готовится к полету на Марс, автоматы активно осваивают окрестности Красной планеты. В минувшем году сразу две межпланетные станции вышли на ареоцентрическую орбиту.

22 сентября к Марсу прибыл американский зонд MAVEN (от англ. Mars Atmosphere and Volatile EvolutioN – «Эволюция атмосферы и летучих веществ на «Марсе»). Его миссия продлится не менее одного года. Основной ее целью является изучение современного состояния и эволюции атмосферы Марса, в частности, потери планетой своей атмосферы.

Это далеко не первый американский межпланетный зонд, который будет изучать Красную планету

А вот для индийцев зонд «Мангальян» (дев. मंगलयान) стал первым национальным аппаратом на ареоцентрической орбите. Он прибыл к Марсу на два дня позже американского.

Его задачи не столь масштабны, как у заокеанского собрата. Индийцы, в основном, намерены с его помощью осваивать технологии работы у других планет: маневрирование на орбите, отработка систем навигации и связи, проверка работы бортовых систем. А научные исследования – это уже программа-максимум.

В таком подходе нет ничего удивительного. Всё-таки «Мангальян» для индийцев первый межпланетный аппарат. Одно то, что ему удалось улететь с околоземной орбиты, преодолеть миллионы километров космических просторов и выйти на орбиту вокруг Марса является выдающимся достижением для ученых и инженеров Индии. Причем, они сделали это «с первого раза».

В погоню за астероидом

В конце года в Японии в погоню за астероидом (162173) 1999 JU3 отправился межпланетный зонд «Хаябуса-2» (яп. 小惑星探査機). Его полет рассчитан на шесть лет, а результатом миссии должна стать доставка на Землю грунта с поверхности малой планеты.

По идеологии, конструкции и принципу забора грунта «Хаябуса-2» аналогичен своему предшественнику зонду «Хаябуса» (яп. 探査機). Но «избавлен» от тех недостатков, которые были выявлены у «первенца». Так, например, устранены дефекты вспомогательной двигательной установки, выявленные в ходе предыдущей миссии. Кроме того, увеличен ресурс маховиков системы ориентации. Усовершенствована и система забора грунта с учетом предполагаемых различий в составе и состоянии астероида.

В 2018 году «Хаябуса-2» приблизится к астероиду и произведет забор грунта с помощью посадочного модуля MASCOT[4], созданного немецкими и французскими специалистами. Также на поверхность малой планеты будут спущены два нано-ровера MINERVA-2[5].

Пробыв вблизи/на астероида полтора года, космический аппарат отправится в сторону дома. Доставка грунта на Землю ожидается в 2020 году.

На борту зонда размещен микрочип, на котором записаны имена, послания и фотографии землян, пожелавших «отправиться» в межпланетное путешествие вместе с японским космическим аппаратом.

 

9. «Ангара» учится летать

 

Последние лет шесть, как минимум, все мы задавались одним вопросом: «Когда же полетит «Ангара»?». Действительно, ожидание первого старта нового российского носителя затянулось до неприличия. Был момент, когда уже казалось, что этого не случится никогда.

И всё-таки первый старт состоялся. Даже не один первый старт, а два первых старта.

Летом минувшего года в свой первый полет отправился прототип легкой ракеты – «Ангара-1.2ПП». Это был пуск по суборбитальной траектории, без вывода спутников на орбиту. Но он был первый. И в этом его значимость.

Полет прошел нормально. Штатно отработали ступени, бортовое и наземное оборудование, что позволило говорить о скором начале летных испытаний носителя. Их запланировали на 2016 год.

А в последних числах декабря в космос отправилась тяжелая версия ракеты – «Ангара-А5». И этот полет на радость конструкторов прошел нормально. Во время этого пуска на геостационарную орбиту был доставлен макет полезной нагрузки.

Пройдет еще несколько лет и «Ангара» во всех своих версиях будет выводить на околоземную орбиту и на траекторию полета к другим планетам спутники и межпланетные зонды. А там, глядишь, и космонавты «пересядут» на новую ракету.

Честно признаюсь, я не являюсь поклонником «Ангары». На мой взгляд, двадцать лет разработки космической техники, даже с учетом всех финансовых, технических и организационных трудностей – это нонсенс. О какой новизне можно говорить, если используются технические решения прошлого века.

Но я желаю «Ангаре» счастливых полетов и надежного служения российской космонавтике. Пусть лучше она, чем ничего.

II. ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ

В ушедшем году в космос стартовали четыре пилотируемых корабля, что на один запуск меньше, чем годом ранее. Все состоявшиеся полеты были плановыми и проходили по программе МКС. Все полеты провела Россия.

Еще два полета, начатые в 2013 году, завершились весной 2014 года.

 

Космический корабль (КК) «Союз ТМА-10М» с экипажем экспедиции МКС-37/38 [командир корабля, бортинженер МКС-37, командир МКС-38 Олег Валерьевич Котов, Россия (3-й полет в космос); бортинженер-1 корабля, бортинженер МКС-37/38 Сергей Николаевич Рязанский, Россия (1-й полет в космос); бортинженер-2 корабля, бортинженер МКС-37/38 Майкл Скотт Хопкинс (англ. Michael Scott Hopkins), США (1-й полет в космос)] стартовал с космодрома Байконур (1-я площадка) поздним вечером 25 сентября 2013 г.

К Международной космической станции корабль причалил на следующее утро, менее чем через шесть часов после старта.

В ходе полета было проведено большое количество технических, технологических, геофизических, медицинских и других экспериментов.

Космонавты приняли и разгрузили грузовые корабли «Прогресс М-21М», «Сигнус Orb-1» (англ. Sygnus Orb-1) и «Прогресс М-22М».

В ходе полета космонавты Олег Котов и Сергей Рязанский совершили три выхода в открытый космос. Во время первого из них, состоявшегося 9 ноября 2013 г., в открытый космос был вынесен факел предстоящей зимней Олимпиады в г. Сочи.

А во время второго, осуществленного 27 декабря 2013 г., был установлен рекорд продолжительности работы в открытом космосе в российских скафандрах – 8 часов 7 минут.

Майкл Хопкинс дважды работал «за бортом». Причем оба раза был «вынужден» чинить систему охлаждения на американском сегменте станции.

На Землю экипаж возвратился 11 марта 2014 г.

 

КК «Союз ТМА-11М» с экипажем экспедиции МКС-38/39 [командир корабля, бортинженер МКС-38/39 Михаил Владиславович Тюрин, Россия (3-й полет в космос); бортинженер-1 корабля, бортинженер МКС-38/39 Ричард Алан Мастраккио (англ. Richard Alan Mastraccio), США (4-й полет в космос); бортинженер-2 корабля, бортинженер МКС-38, командир МКС-39 Коити Ваката (яп. 若田 光一), Япония (4-й полет в космос)] стартовал с космодрома Байконур (1-я площадка) 7 ноября 2013 г.

К Международной космической станции корабль причалил в тот же день, затратив на сближение и стыковку 6 час. 13 мин., чуть больше, чем другие корабли типа «Союз ТМА», стыковавшиеся со станцией по «короткой схеме».

В ходе полета было проведено большое количество технических, технологических, геофизических, медицинских и других экспериментов.

Космонавты приняли и разгрузили грузовые корабли «Прогресс М-22М», «Прогресс М-23М» и «Дрэгон SpX-3» (англ. Dragon SpX-3).

Ричард Мастракиио в последних числах декабря 2013 г. дважды покидал борт станции и работал в открытом космосе – вместе с Майклом Хопкинсом чинил систему охлаждения на американском сегменте МКС.

А в апреле 2014 г. Мастраккио еще один раз вышел в открытый космос – менял вышедший из строя запасной компьютер.

На Землю космонавты вернулись 14 мая 2014 г.

 

КК «Союз ТМА-12М» с экипажем экспедиции МКС-39/40 [командир корабля,  бортинженер МКС-39/40 Александр Александрович Скворцов, Россия (2-й полет в космос); бортинженер-1 корабля, бортинженер МКС-39/40 Олег Германович Артемьев, Россия (1-й полет в космос); бортинженер-2 корабля, бортинженер МКС-39, командир МКС-40 Стиве Рэй Свонсон (англ. Steven Ray Swanson), США (3-й полет в космос)] стартовал с космодрома Байконур (1-я площадка) 25 марта 2014 г.

Из-за сбоя в работе системы сближения стыковка с Международной космической станцией состоялась через двое суток, 27 марта, а не через 6 часов, как это было запланировано. На программе полета этот «казус» никак не отразился.

В ходе полета было проведено большое количество технических, технологических, геофизических, медицинских и других экспериментов.

Космонавты приняли и разгрузили грузовые корабли «Сигнус Orb-2» (англ. Sygnus Orb-2), «Прогресс М-24М» и ATV-5 «Жорж Леметр» (фран. ATV-5 Georges Lemaître).

Российские космонавты совершили два выхода в открытый космос, а Свонсон один раз покидал борт станции.

На Землю космонавты вернулись 11 сентября 2014 г.

 

КК «Союз ТМА-13М» с экипажем экспедиции МКС-40/41 [командир корабля,  бортинженер МКС-40, командир МКС-41 Максим Викторович Сураев, Россия (2-й полет в космос); бортинженер-1 корабля, бортинженер МКС-40/41 Грегори Рид Вайзман (англ. Gregory Reid Wiseman), США (1-й полет в космос); бортинженер-2 корабля, бортинженер МКС-40/41 Александр Гёрст (нем. Alexander Gerst), ФРГ (1-й полет в космос)] стартовал с космодрома Байконур (1-я площадка) 28 мая 2014 г.

Состыковался с МКС по «короткой схеме».

В ходе полета было проведено большое количество технических, технологических, геофизических, медицинских и других экспериментов.

Космонавты приняли и разгрузили грузовые корабли «Сигнус Orb-2», «Прогресс М-24М», ATV-5 «Жорж Леметр» и «Дрэгон SpX-4» (англ. Dragon SpX-4).

Максим Сураев совершил один выход в открытый космос, а его коллеги дважды покидали борт станции.

На Землю космонавты вернулись 10 ноября 2014 г.

КК «Союз ТМА-14М» с экипажем экспедиции МКС-41/42 [командир корабля,  бортинженер МКС-41/42 Александр Михайлович Самокутяев, Россия (2-й полет в космос); бортинженер-1 корабля, бортинженер МКС-41/42 Елена Олеговна Серова, Россия (1-й полет в космос); бортинженер-2 корабля, бортинженер МКС-41, командир МКС-42 Барри Юджин Уилмор (англ. Barry Eugene Wilmore), США (2-й полет в космос)] стартовал с космодрома Байконур (1-я площадка) 25 сентября 2014 г.

Состыковался корабль с МКС по «короткой схеме».

В ходе полета космонавтам предстоит провести большое количество технических, технологических, геофизических, медицинских и других экспериментов.

Космонавты приняли и разгрузили грузовые корабли «Прогресс М-25М» и «Дрэгон SpX-5» (англ. Dragon SpX-5).

В ходе полета Александр Самокутяев совершил один выход в открытый космос.

На Землю космонавты должны возвратиться в марте 2015 г.

 

КК «Союз ТМА-15М» с экипажем экспедиции МКС-42/43 [командир корабля,  бортинженер МКС-42/43 Антон Николаевич Шкаплеров, Россия (2-й полет в космос); бортинженер-1 корабля, бортинженер МКС-41/42 Саманта Кристофоретти (итал. Samantha Christoforetti), Италия (1-й полет в космос); бортинженер-2 корабля, бортинженер МКС-42, командир МКС-43 Тэрри Уэйн Вёртс (англ. Terry Wayne Virts), США (2-й полет в космос)] стартовал с космодрома Байконур (31-я площадка) 23 ноября 2014 г.

Состыковался с МКС по «короткой схеме».

В ходе полета космонавтам предстоит провести большое количество технических, технологических, геофизических, медицинских и других экспериментов.

Космонавты приняли и разгрузили грузовой корабль «Дрэгон SpX-5».

На Землю космонавты должны возвратиться в мае 2015 г.

 

КОСМОНАВТЫ

На околоземной орбите в 2014 году работали 18 космонавтов. На три человека меньше, чем годом ранее. Что не удивительно – китайцы в минувшем году в космос не летали.

Из тех, кто побывал на орбите в минувшем году, девять космонавтов имели российское гражданство, шестеро – американское, один, точнее одна, – итальянское, один – японское и один – немецкое.

В 2014 году в космосе побывало пятеро «новичков»: двое россиян, один американец, один немец и одна итальянка.

Среди тех, кто летал в минувшем году, были две женщины: россиянка Елена Серова и итальянка Саманта Кристофоретти.

Кстати, Серова стала первой россиянкой, полетевшей на борт МКС за годы её эксплуатации. И четвертой нашей соотечественницей, побывавшей в космосе за все годы космической эры. Таким образом, перерыв в российских «женских» полетах в космос составил 17 лет.

А Кристофоретти стала первой итальянкой, отправившейся на орбиту.  

Шесть космонавтов – россияне Олег Котов, Сергей Рязанский и Михаил Тюрин, американцы Майкл Хопкинс и Ричард Мастраккио, японец Коити Ваката – отправились на орбиту еще в 2013 году, а возвратились на Землю весной 2014 года. Еще шестеро – россияне Александр Самокутяев, Елена Серова и Антон Шкаплеров, американцы Барри Уилмор и Терри Вёртс, итальянка Саманта Кристофоретти – встретили наступление 2015 года на околоземной орбите. Их возвращение на Землю запланировано на следующую весну.

Общий «налет» в 2014 году составил 2016,1 чел.-дн. (5,52 чел.-лет). Это на 72 чел.-дн. меньше, чем годом ранее. Расхождение незначительное, поэтому говорить о каких-либо тенденциях не приходится.

А всего за период с 1961 по 2014 год включительно земляне пробыли в космосе 123,7 чел.-лет.

 

 

             
Олег Котов Сергей Рязанский Майкл Хопкинс Михаил Тюрин Ричард Мастраккио
             
Коити Ваката Александр Скворцов Олег Артемьев Стиве Свонсон Максим Сураев
         
  Грегори Вайзман   Александр Гёрст   Александр Самокутяев   Елена Серова   Барри Уилмор
             
      Антон Шкаплеров   Саманта Кристофоретти   Терри Вёртс    

 

По состоянию на 01.01.2015 г. в орбитальных космических полетах приняли участие 538 человека из 35 стран. Из числа летавших в космос, 479 мужчин и 59 женщин.

Продолжительность полетов космонавтов в 2014 году в порядке убывания приведена в таблице 1 (для тех, кто стартовал в 2013 году, а возвратился на Землю в 2014 году, и для тех, кто завершит полет только в 2015 году, указано время «налета» в 2014 году):

Таблица 1

 

№№ п/п Фамилия, имя, отчество Продолжительность пребывания в космосе
     
1 Скворцов Александр Александрович 169:05:05:44
2 Артемьев Олег Германович 169:05:05:44
3 Свонсон Стивен Рэй 169:05:05:44
4 Сураев Максим Викторович 165:08:01:09
5 Вайзман Грегори Рид 165:08:01:09
6 Гёрст Александр 165:08:01:09
7 Тюрин Михаил Владиславович 133:01:58:30
8 Мастраккио Ричард Алан 133:01:58:30
9 Ваката Коити 133:01:58:30
10 Самокутяев Александр Михайлович 097:03:35:00
11 Серова Елена Олеговна 097:03:35:00
12 Уилмор Барри Юджин 097:03:35:00
13 Котов Олег Валерьевич 069:03:23:50
14 Рязанский Сергей Николаевич 069:03:23:50
15 Хопкинс Майкл Скотт 069:03:23:50
16 Шкаплеров Антон Николаевич 038:02:58:46
17 Кристофоретти Саманта 038:02:58:46
18 Вёртс Терри Уэйн 038:02:58:46

 

Рассказывая о космонавтов, хочу также вспомнить о тех героях космоса, которые в минувшем году ушли в мир иной.

В 2014 году их оказалось семеро: Валерий Николаевич Кубасов, Дэйл Аллан Гарднер (Dale Allan Gardner), Уильям Рид Поуг (William Reid Pogue), Вуббо Окелс (Wubbo Ockels), Генри Уоррен Хартсфилд (Henry Warren Hartsfield), Стиве Рэй Нэйджил (Steven Ray Nagel) и Анатолий Николаевич Березовой.

.

Валерий Николаевич Кубасов родился 7 января 1935 г. в г. Вязники, Владимирская обл., Россия. Окончил Московский авиационный институт. С 1959 г. работал в ОКБ-1 (позднее – ЦКБЭМ, НПО «Энергия», РКК «Энергия»).

В 1966 г. был зачислен в отряд космонавтов ЦКБЭМ.

Совершил три полета в космос: в октябре 1969 г. в качестве бортинженера корабля «Союз-6»; в июле 1975 г. в качестве бортинженера корабля «Союз-19» по программе ЭПАС (Экспериментальный полет «Аполлон» - «Союз»); в мае-июне 1980 г. в качестве командира корабля «Союз-36».

После ухода из отряда космонавтов продолжал работать в РКК «Энергия» научным консультантом.

Умер 19 февраля 2014 г.

 

Дэйл Аллан Гарднер родился 8 ноября 1948 г. в г. Фермонт, шт. Миннесота, США. Окончил Университет Иллинойса. В 1970 г. поступил на службу в ВМС США.

В январе 1978 г. был зачислен в отряд астронавтов НАСА (8-й набор).

Совершил два полета в космос: в августе-сентябре 1983 г. в качестве специалиста полета шаттла «Челленджер» (англ. Challenger) по программе STS-8; в ноябре 1984 г. в качестве специалиста полета шаттла «Дискавери» (англ. Discovery) по программе STS-51A.

Ушел из НАСА в 1986 г. и вернулся на службу в ВМС США. Ушел в отставку в октябре 1990 г.

Умер 19 февраля 2014 г.

 

Уильям Рид Поуг родился 23 января 1930 г. в г. Окема, шт. Оклахома. В 1951 г. окончил Баптистский университет Оклахомы и получил степень бакалавра наук по педагогике.

С 1951 г. – в ВВС США. Участник войны в Корее.

В 1966 г. был зачислен в отряд астронавтов НАСА (5-й набор).

Совершил один полет в космос в качестве пилота третьей экспедиции на станцию «Скайлэб» (англ. Skylab) (ноябрь 1973 г. – февраль 1974 г.).

Ушел из НАСА в 1975 г. В дальнейшем работал в промышленности, занимался общественной деятельностью.

Умер 3 марта 2014 г.

 

Вукко Окелс родился 28 марта 1946 г. в г. Алмело, Нидерланды. В 1973 г. получил степень доктора физики и математики в университете Гронингена. В 1978 г. защитил диссертацию на основе своих экспериментальных работ в Институте ядерных ускорителей в Гронингене.

С 1980 г. проходил подготовку к полету в космос в НАСА по программе сотрудничества американского и европейского космического агентств.

Совершил один полет в космос в октябре-ноябре 1985 г. в качестве специалиста полета шаттла «Челленджер» по программе STS-61A.

Вскоре после полета ушел из отряда астронавтов, но остался работать в Европейском космическом агентстве..

Умер 18 мая 2014 г. от почечного рака.

 Генри Уоррен Хартсфилд родился 21 ноября 1933 г. в г. Бирмингем, шт. Алабама. В 1954 г. окончил Университет Обурна в Алабаме и получил степень бакалавра наук по физике.

С 1955 г. – в ВВС США.

В 1969 г. был зачислен в отряд астронавтов НАСА (7-й набор).

Совершил три полета в космос: в июне-июле 1982 г. в качестве пилота шаттла «Колумбия» (англ. Columbia) по программе STS-4; в августе-сентябре 1984 г. в качестве командира экипажа шаттла «Дискавери» по программе STS-41D; в октябре-ноябре 1985 г. в качестве командира экипажа шаттла «Челленджер» по программе STS-61A.

Умер 17 июля 2014 г. из-за осложнений, полученных после операции на позвоночнике.

 

Стивен Рэй Нэйджил родился 27 октября 1946 г. в г. Кэнтон, шт. Иллинойс. В  1969 г. окончил Университет Иллинойса и получил степень бакалавра наук по авиации и астронавтике.

С 1969 г. – в ВВС США.

В 1978 г. был зачислен в отряд астронавтов НАСА (8-й набор).

Совершил четыре полета в космос: в июне 1985 г. в качестве специалиста полета шаттла «Дискавери» по программе STS-51G; в октябре-ноябре 1985 г. в качестве пилота шаттла «Челленджер» по программе STS-61A; в апреле 1991 г. в качестве командира экипажа шаттла «Атлантис» (англ. Atlantis) по программе STS-37; в апреле-мае 1993 г. в качестве командира экипажа шаттла «Колумбия» по программе STS-55.

Ушел из отряда астронавтов в 1995 г., но продолжал работать в НАСА.

Умер 21 августа 2014 г. от меланомы.

 

Анатолий Николаевич Березовой родился 11 апреля 1942 г. в пос. Энем, Октябрьский р-н, Адыгейская автономная область (ныне Республика Адыгея), Краснодарский край, Россия. В 1965 г. окончил Качинское высшее военное авиационное училище летчиков им. А.Ф. Мясникова.

В 1970 г. был зачислен в отряд космонавтов ЦПК ВВС.

Совершил один полет в космос: с мая по декабрь 1982 г. в качестве командира 1-й основной экспедиции на борт орбитальной станции «Салют-7».

После ухода из отряда космонавтов работал в Федерации космонавтики России.

Умер 20 сентября 2014 г. от сердечной недостаточности.

 

Кроме вышеназванных космонавтов, в 2014 году умер американский летчик-испытатель Уильям Харви Дана (англ. William Harvey Dana), имевший «крылья гражданского астронавта» (англ. Civilian Astronaut Wing).

 

Уильям Харви Дана родился 3 ноября 1930 г. в г. Пасадине, шт. Калифорния, США. В 1952 г. окончил Военную академию США в Вест-Пойнте со степенью бакалавра наук. В 1958 г. окончил Университет Южной Калифорнии со степенью магистра по аэронавтике.

С 1952 г. по 1959 г. служил в качестве боевого пилота. Участник войны в Корее.

С 1959 г. – летчик-испытатель НАСА. Принимал участие в испытаниях всех аппаратов с несущим корпусом, предшественников «Спейс Шаттла» (англ. Space Shuttle).

В 1960 г. был включен в группу астронавтов по программе X-20 Dyna-Sour, однако вскоре покинул её.

С 1965 г. – в группе пилотов по программе X-15. Совершил 16 полетов. Во время двух из них поднялся на высоту более 80 км (1 ноября 1966 г. на высоту 93543 м; 21 августа 1968 г. на высоту 81534 м), что и дало возможность считать его астронавтом по версии ВВС США..

После завершения летной карьеры, работал в Летно-исследовательском центре имени Драйдена..

Умер 6 мая 2014 г.

 

И еще об одной потере минувшего года хочу упомянуть в данном разделе. 31 октября в катастрофе ракетоплана «Энтерпрайз», о которой было рассказано выше, погиб летчик-испытатель Майкл Олсбери. Он не успел стать астронавтом ни по одной из ныне действующих версий. Но стал «жертвой космонавтики». В любом случае, он достоин памяти.

Майкл Тайнер Олсбери родился 19 марта 1975 г. в г. Санта-Клара, шт. Калифорния, США. В 1998 г. получил степень бакалавра наук по авиационной технике в Политехническом университете штата Калифорния.

С 1998 г. работал летчиком-испытателем в компании «Скалед Композитес» (англ. Scaled Composites). Участник испытаний ракетопланов «СпейсШипВан» (англ. SpaceShipOne) и «СпейсШипТу».

Погиб 31 октября 2014 г.

 

ВНЕКОРАБЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В 2014 году было выполнено 7 выходов в открытый космос. Это на четыре выхода меньше, чем было совершено в 2013 году.

Четыре выхода были осуществлены из российского модуля «Пирс» и три – из американского модуля «Квест» (англ. Quest). Такое же количество раз использовались российские скафандры «Орлан-МК» (№№ 4,5 и 6) и американские EMU[6] (№№ 3003, 3005, 3010 и 3011).

Несмотря на сокращение числа выходов, во внекорабельной деятельности участвовали столько же космонавтов, что и годом ранее – 11.

Россияне Александр Скворцов и Олег Артемьев, а также американец Грегори Рид Вайзман по два раза покидали борт станции. Все остальные космонавты работали в космосе по одному разу.

Общая продолжительность пребывания космонавтов в открытом космосе в 2014 году составила 3 дн. 1 час. 38 мин. Это более чем на два дня меньше, чем в 2013 году.

Суммарное время пребывания космонавтов в открытом космосе в 2014 году (в порядке убывания) приведено в таблице 2.

Таблица 2.

№№ п/п Фамилия, имя, отчество (страна) Количество выходов Суммарная продолжительность пребывания в открытом космосе
       
1 Скворцов Александр Александрович 2 12:47
2 Артемьев Олег Германович 2 12:47
3 Вайзман Грегори Рид 2 12:47
4 Уилмор Барри Юджин 1 06:34
5 Герст Александр 1 06:13
6 Котов Олег Валерьевич 1 05:58
7 Рязанский Сергей Николаевич 1 05:58
8 Сураев Максим Викторович 1 03:41
9 Самокутяев Александр Михайлович 1 03:41
10 Мастраккио Ричард Алан 1 01:36
11 Свонсон Стивен Рэй 1 01:36

 

Все совершенные выходы в открытый космос проводились по программе работ на борту МКС.

 

ВКД-367 [7]. 27 января. Олег Котов и Сергей Рязанский (оба – Россия). Повторный монтаж и подключение канадских камер высокого и среднего разрешения фирмы «УртеКаст Корп.» (англ. UrtheCast Corp.) на модуле «Звезда», снятие адаптера WIF[8] с концевого захвата-эффектора на плече B манипулятора SSRMS[9], демонтаж съемной кассеты-контейнера СКК[10] № 2-СО[11] на модуле «Пирс». Продолжительность 5 час. 58 мин.

ВКД-368. 23 апреля. Ричард Мастраккио и Стивен Свонсон (оба – США). Замена мультиплексора-демультиплексора EXT[12]-2 и открытие дверец на правом и левом блоках распределения вторичного питания SPDA[13] на секции S0. Продолжительность 1 час. 36 мин.

ВКД-369. 19 июня. Александр Скворцов и Олег Артемьев (оба – Россия). Монтаж активной фазированной антенной решетки Единой командно-телеметрической системы на модуле «Звезда» для связи с Землей через спутники-ретрансляторы системы «Луч», перемещение второго комплекта плазменно-волнового комплекса экспер<


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.184 с.