Статья 20. Разрешительный порядок осуществления деятельности, связанной с государственной тайной, и режим секретности — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Статья 20. Разрешительный порядок осуществления деятельности, связанной с государственной тайной, и режим секретности

2021-12-07 50
Статья 20. Разрешительный порядок осуществления деятельности, связанной с государственной тайной, и режим секретности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации имеют право осуществлять деятельность, связанную с государственной тайной, после предоставления им Службой безопасности Украины специального разрешения на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной. Предоставление разрешения осуществляется на основании заявок органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций и результатов специальной экспертизы о наличии условий для осуществления деятельности, связанной с государственной тайной. В целях определения наличия условий для осуществления деятельности, связанной с государственной тайной, Служба безопасности Украины может создавать специальные экспертные комиссии, в состав которых включать специалистов органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по согласованию с их руководителями. Результаты специальной экспертизы о наличии условий для осуществления деятельности, связанной с государственной тайной, оформляются соответствующим актом. Разрешение на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной, предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям по результатам специальной экспертизы при условии, что они: в соответствии с компетенцией, государственными задачами, программами, заказами, договорами (контрактами) принимают участие в деятельности, связанной с государственной тайной; имеют помещение для проведения работ, связанных с государственной тайной, хранилища для хранения засекреченных документов и иных материальных носителей секретной информации, которые отвечают требованиям по обеспечению секретности указанных работ, исключают возможность доступа к ним посторонних лиц, гарантируют сохранение носителей секретной информации; соблюдают предусмотренные законодательством требования режима секретности работ и других мер, связанных с использованием секретной информации, порядка допуска лиц к государственной тайне, приема иностранных граждан, использования государственных шифров и криптографических средств и т. п.; имеют режимно-секретный орган, если иное не предусмотрено настоящим Законом. Руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, которые осуществляют деятельность, связанную с государственной тайной, должны быть ознакомлены с действующим законодательством о государственной тайне. Срок действия разрешения на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной, устанавливается Службой безопасности Украины и не может превышать 5 лет. Его продолжительность зависит от объема работ (деятельности), осуществляемых органом государственной власти, органом местного самоуправления, предприятием, учреждением, организацией, степени секретности и объема связанных с этими работами (деятельностью) сведений, составляющих государственную тайну. Разрешение на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной, может быть отменено Службой безопасности Украины на основании акта проведенной ею проверки, заключения которого содержат данные о несоблюдении органом государственной власти, органом местного самоуправления, предприятием, учреждением, организацией условий, предусмотренных настоящей статьей. Органам государственной власти, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям, осуществляющим деятельность, связанную с государственной тайной, по результатам специальной экспертизы предоставляются соответствующие категории режима секретности, которые указываются Службой безопасности Украины в разрешениях на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, которым предоставлено указанное в настоящей статье разрешение, приобретают право на доступ к конкретной секретной информации согласно решению органов государственной власти, уполномоченных государственным экспертом по вопросам тайн принимать такие решения. По согласованию с этими органами осуществляется передача секретной информации или ее материальных носителей органам государственной власти, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям и организациям, имеющим разрешение на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной. Порядок предоставления, переоформления, приостановления действия или отмены разрешения на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной, форма акта специальной экспертизы о наличии условий для осуществления деятельности, связанной с государственной тайной, форма разрешения на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной, и категории режима секретности устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

Статья 21. Режимно-секретные органы

В органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях, осуществляющих деятельность, связанную с государственной тайной, в целях разработки и осуществления мер по обеспечению режима секретности, постоянного контроля за их соблюдением создаются на правах отдельных структурных под

Разделений режимно-секретные органы (далее - РСО). Создание, реорганизация или ликвидация РСО осуществляются по согласованию со Службой безопасности Украины. В своей работе РСО взаимодействуют с органами Службы безопасности Украины. В состав РСО входят под

Разделения режима, секретного делопроизводства и другие под

Разделения, непосредственно обеспечивающие охрану государственных тайн, в зависимости от специфики деятельности органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях со значительным объемом работ, связанных с государственной тайной, вводится должность заместителя руководителя по вопросам режима, на которого возлагаются обязанности и права руководителя РСО. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях с незначительным объемом работ, связанных с государственной тайной, где штатным расписанием не предусмотрено создание РСО, учет и хранение секретных документов, а также меры по обеспечению режима секретности осуществляются лично их руководителями или специально назначенным приказом руководителя работником после создания необходимых условий, обеспечивающих режим секретности. На них распространяются обязанности и права работников РСО. Назначение лиц на должности заместителей руководителей по вопросам режима, начальников РСО и их заместителей, а также издание приказа о возложении на отдельного работника обязанностей по обеспечению режима секретности осуществляется по согласованию с органами Службы безопасности Украины и РСО вышестоящих органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций. РСО комплектуются специалистами, которым предоставлен допуск к государственной тайне со степенью секретности "совершенно секретно", если характер выполняемых работ не требует допуска к государственной тайне со степенью секретности "особой важности".

 Принятие в РСО временных работников не допускается. Основными задачами РСО являются:

 а) недопущение необоснованного допуска и доступа лиц к секретной информации;

б) своевременная разработка и реализация совместно с другими структурными подразделениями органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций мер, обеспечивающих охрану государственной тайны;

в) предупреждение разглашения секретной информации, случаев утрат материальных носителей этой информации, завладения секретной информацией иностранными государствами, иностранными юридическими лицами, иностранцами, лицами без гражданства и гражданами Украины, которым не предоставлен допуск и доступ к ней;

г) выявление и закрытие каналов просачивания секретной информации в процессе деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации;

д) обеспечение введения мер режима секретности при выполнении всех видов работ, связанных с государственной тайной, и при осуществлении внешних отношений;

е) организация секретного делопроизводства;

ґ) осуществление контроля за состоянием режима секретности в органах государственной власти, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях и на подчиненных им объектах.

РСО имеют право:

а) требовать от всех работников органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, а также командированных неуклонного выполнения требований законодательства по обеспечению охраны государственной тайны;

б) принимать участие в рассмотрении проектов штатных расписаний органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации и подведомственных им учреждений, предприятий в части, касающейся РСО, вносить предложения по структуре и численности работников этих органов;

в) принимать участие в проведении аттестации работников, выполняющих работы, связанные с государственной тайной, а также в рассмотрении предложений по выплате в установленном нормативными актами порядке компенсации за работу в условиях режимных ограничений;

г) привлекать специалистов органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации к осуществлению мер по охране государственной тайны; д) осуществлять проверки состояния и организации работы по вопросам защиты государственной тайны и обеспечению режима секретности в под

Разделениях органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, а также в подведомственных им учреждениях и предприятиях, давать соответствующие рекомендации;

е) осуществлять проверки соблюдения режима секретности на рабочих местах работников, имеющих допуск к государственной тайне, содержимому спецхранилищ (помещений, сейфов, металлических шкафов, спецчемоданов, спецпапок и т. п.), наличия документов, изделий и иных материальных носителей секретной информации;

ґ) подымать перед руководителем органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации вопросы о назначении служебных расследований по фактам нарушений режима секретности и секретного делопроизводства, о привлечении лиц к ответственности согласно закону, а также давать рекомендации по обязательным для выполнения указаниям руководителям под

Разделений органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации и подведомственных им учреждений, предприятий по вопросам обеспечения режима секретности;

ж) принимать участие в служебных расследованиях, в установленном порядке требовать от работников органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации письменных объяснений по фактам разглашения ими секретных сведений, утраты материальных носителей секретной информации, других нарушений режима секретности;

з) вносить предложения руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации о прекращении работ, связанных с государственной тайной, в структурных под

Разделениях, если условия для их выполнения не отвечают требованиям режима секретности; опечатывать помещения, где ведутся такие работы или хранятся материальные носители секретной информации;

и) получать от граждан, которым оформляются документы на допуск к государственной тайне, анкетные данные;

 i) использовать средства связи и вести в установленном порядке почтово-телеграфную переписку с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями и их РСО по вопросам обеспечения режима секретности;

є) иметь печать с наименованием РСО, а также другие печати и штампы установленной формы. Передача функций РСО каким-либо другим подразделениям органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации не допускается.

Статья 22. Допуск граждан к государственной тайне

В зависимости от степени секретности информации устанавливаются следующие формы допуска к государственной тайне: форма 1 - для работы с секретной информацией, которая имеет степени секретности "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно"; форма 2 - для работы с секретной информацией, которая имеет степени секретности "совершенно секретно" и "секретно"; форма 3 - для работы с секретной информацией, которая имеет степень секретности "секретно", а также следующие сроки действия допусков: для формы 1 - 5 лет; для формы 2 - 10 лет; для формы 3 - 15 лет. Допуск к государственной тайне со степенями секретности "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно" предоставляется дееспособным гражданам Украины в возрасте от 18 лет, которые нуждаются в нем по условиям своей служебной, производственной, научной или научно-исследовательской деятельности или обучения, приказом либо письменным распоряжением руководителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения или организации, где работает, состоит на службе или обучается гражданин. В отдельных случаях, которые определяются министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, по согласованию со Службой безопасности Украины гражданам Украины в возрасте от 16 лет может предоставляться допуск к государственной тайне со степенями секретности "совершенно секретно" и "секретно", а в возрасте от 17 лет - также к государственной тайне со степенью секретности "особой важности". Допуск к государственной тайне руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации предоставляется приказом либо письменным распоряжением должностного лица, назначающего его на должность, а в случае, когда орган государственной власти, орган местного самоуправления, предприятие, учреждение, организация не подчинена другому органу государственной власти, органу местного самоуправления, предприятию, учреждению, организации или не относится к сфере их управления, допуск к государственной тайне предоставляется указанному руководителю приказом либо письменным распоряжением руководителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, которая является заказчиком работ, связанных с государственной тайной. Если потребность гражданина в сведениях, составляющих государственную тайну, не связана с местом работы, службы или обучения, допуск может предоставляться по месту осуществления деятельности, связанной с государственной тайной. Предоставление допуска предусматривает: определение необходимости работы гражданина с секретной информацией; проверку гражданина в связи с допуском к государственной тайне; взятие гражданином на себя письменного обязательства по сохранению государственной тайны, которая будет ему доверена; получение в письменной форме согласия гражданина на предусмотренные законом ограничения прав в связи с его допуском к государственной тайне; ознакомление гражданина с мерой ответственности за нарушение законодательства о государственной тайне. Решение о допуске гражданина к государственной тайне принимается не позднее 5 дней после поступления в орган государственной власти, орган местного самоуправления, на предприятие, в учреждение, организацию заключений по материалам его проверки в связи с допуском к государственной тайне.

Статья 23. Отказ в предоставлении допуска к государственной тайне

Допуск к государственной тайне не предоставляется в случае:

1) отсутствия у гражданина обоснованной необходимости в работе с секретной информацией;

2) содействия гражданином деятельности иностранного государства, иностранной организации либо их представителей, а также отдельных иностранцев или лиц без гражданства, что причиняет ущерб интересам национальной безопасности Украины, или участия гражданина в деятельности политических партий и общественных организаций, деятельность которых запрещена в порядке, установленном законом;

3) отказа гражданина взять на себя письменное обязательство по сохранению государственной тайны, которая будет ему доверена, а также при отсутствии его письменного согласия на предусмотренные законом ограничения прав в связи с допуском к государственной тайне;

 4) наличия у гражданина судимости за тяжкие преступления, не погашенной либо не снятой в установленном порядке;

5) наличия у гражданина психических заболеваний, которые могут причинить ущерб охране государственной тайны, в соответствии с перечнем, утвержденным Министерством здравоохранения Украины и Службой безопасности Украины.

 В предоставлении допуска к государственной тайне может быть отказано также в случае:

 1) сообщения гражданином при оформлении допуска недостоверных сведений о себе;

 2) постоянного проживания гражданина за границей или оформления им документов на выезд для постоянного проживания за границей;

3) неисполнения гражданином обязанностей по сохранению государственной тайны, которая ему доверена или доверялась ранее.

Статья 24. Проверка граждан в связи с допуском их к государственной тайне

Проверка граждан в связи с их допуском к государственной тайне осуществляется органами Службы безопасности Украины в месячный срок в порядке, установленном настоящим Законом и Законом Украины "Об оперативно-розыскной деятельности". В ходе проверки органами Службы безопасности Украины выясняются наличие либо отсутствие обстоятельств, предусмотренных пунктами 2 и 4 части первой и частью второй статьи 23 настоящего Закона. Наличие либо отсутствие обстоятельств, предусмотренных пунктами 1, 3 и 5 части первой статьи 23 настоящего Закона, выясняется органом государственной власти, органом местного самоуправления, предприятием, учреждением, организацией, оформляющей допуск. Мотивированное заключение органа Службы безопасности Украины, осуществлявшего проверку, о невозможности предоставления гражданину допуска к государственной тайне является обязательным для выполнения должностными лицами, уполномоченными принимать решение о предоставлении допуска к государственной тайне, но не исключает повторного запроса по этому поводу в случае изменения обстоятельств, при которых допуск к государственной тайне признан невозможным.

Статья 25. Обжалование гражданином отказа в предоставлении допуска к государственной тайне

Должностные лица, уполномоченные принимать решение о предоставлении допуска к государственной тайне, обязаны в пятидневный срок письменно уведомить гражданина о причинах и основаниях отказа в предоставлении допуска. Гражданин имеет право обжаловать этот отказ в порядке подчиненности должностному лицу высшего уровня либо в суд.

Статья 26. Переоформление и отмена допуска к государственной тайне

Переоформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется: в случае истечения срока действия допуска к государственной тайне при необходимости дальнейшей работы с секретной информацией; в случае потребности повышения гражданину формы допуска при необходимости работы с секретной информацией высшей степени секретности; в случае необходимости проведения дополнительной проверки, связанной с возможным возникновением обстоятельств, предусмотренных пунктами 2 и 4 части первой и частью второй статьи 23 настоящего Закона. Отмена ранее предоставленного допуска к государственной тайне возможна в случае возникновения или выявления обстоятельств, предусмотренных статьей 23 настоящего Закона, а также после прекращения гражданином деятельности, в связи с которой ему был предоставлен допуск, утраты гражданства Украины или признания его недееспособным. По просьбе гражданина его допуск к государственной тайне отменяется в течение трех дней со времени обращения по поводу отмены допуска. Решение о переоформлении либо отмене допуска принимается должностными лицами, уполномоченными принимать решение о его предоставлении. Это решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном частью второй статьи 25 настоящего Закона. Гражданин, которому отменен допуск к государственной тайне, если исполнение трудовых либо служебных обязанностей требует доступа к государственной тайне, а перемещение на другое рабочее место либо другую должность невозможно, может быть в предусмотренном законодательством порядке переведен на другую работу или службу, не связанную с государственной тайной, либо уволен. Порядок предоставления, переоформления и отмены гражданам допуска к государственной тайне устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Статья 27. Доступ граждан к государственной тайне

Доступ к государственной тайне предоставляется дееспособным гражданам Украины, которым предоставлен допуск к государственной тайне и которые нуждаются в нем по условиям своей служебной, производственной, научной либо научно-исследовательской деятельности или обучения. Решения о предоставлении доступа к конкретной секретной информации и ее материальным носителям принимают в форме приказа либо письменного распоряжения руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, в которых выполняются работы, связанные с государственной тайной, или хранятся материальные носители секретной информации. Отказ предоставить гражданину Украины доступ к конкретной секретной информации и ее материальным носителям возможен лишь в случае отсутствия оснований, предусмотренных частью первой настоящей статьи, и может быть обжалован в порядке, установленном частью второй статьи 25 настоящего Закона. Президенту Украины, Председателю Верховной Рады Украины, Премьер-министру Украины, Председателю Верховного Суда Украины, Председателю Конституционного Суда Украины, Генеральному прокурору Украины, Председателю Службы безопасности Украины доступ к государственной тайне всех степеней секретности предоставляется по должности после взятия ими письменного обязательства по сохранению государственной тайны. Иностранцам и лицам без гражданства доступ к государственной тайне предоставляется в исключительных случаях на основании международных договоров Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, или письменного распоряжения Президента Украины с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности Украины на основании предложений Совета национальной безопасности и обороны Украины.


Статья 28. Обязанности гражданина по сохранению государственной тайны

Гражданин, которому предоставлен допуск к государственной тайне, обязан: не допускать разглашения каким-либо способом государственной тайны, которая ему доверена или стала известной в связи с исполнением служебных обязанностей; не принимать участия в деятельности политических партий и общественных организаций, деятельность которых запрещена в порядке, установленном законом; не содействовать иностранным государствам, иностранным организациям либо их представителям, а также отдельным иностранцам и лицам без гражданства в осуществлении деятельности, которая причиняет ущерб интересам национальной безопасности Украины; выполнять требования режима секретности; уведомлять должностных лиц, предоставивших ему допуск к государственной тайне, и соответствующие режимно-секретные органы о возникновении обстоятельств, предусмотренных статьей 23 настоящего Закона, или иных обстоятельств, препятствующих сохранению доверенной ему государственной тайны, а также о своем выезде из Украины; соблюдать иные требования законодательства о государственной тайне.

Статья 29. Ограничение прав в связи с допуском и доступом к государственной тайне

Гражданин, которому был предоставлен допуск и доступ к государственной тайне в порядке, установленном законодательством, и который реально был ознакомлен с ней, может быть ограничен в праве выезда на постоянное место проживания в иностранное государство до рассекречивания соответствующей информации, но не более чем на пять лет со времени прекращения деятельности, связанной с государственной тайной. Не ограничивается выезд в государства, с которыми Украина имеет международные договоры, предусматривающие такой выезд и согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины. На гражданина также распространяются ограничения свободы информационной деятельности, вытекающие из настоящего Закона.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.