Наконечники стрел найденные нашими следопытами. ( 1 и 3 наконечники стрел найдены в д. Маслово, а 2 в дер. Б. Чекавино.) — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наконечники стрел найденные нашими следопытами. ( 1 и 3 наконечники стрел найдены в д. Маслово, а 2 в дер. Б. Чекавино.)

2021-12-07 48
Наконечники стрел найденные нашими следопытами. ( 1 и 3 наконечники стрел найдены в д. Маслово, а 2 в дер. Б. Чекавино.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наконечники стрел найденные нашими следопытами. (1 и 3 наконечники стрел найдены в д. Маслово, а 2 в дер. Б. Чекавино.)

 Штатная структура Кичменгско-Городецкой крепости, составлена на основании информации взятой из данных летописей Новгородского княжества, т.к. сама система крепостей на севере Новгородского княжества создавалась по образцу и подобию Новгородской крепости.

Введение.

Впервые после школы с иерархией крестьянских сословий на Руси я столкнулся в 90 –е годы ХХ века, когда прочитал родословную рода Поповых, составленную моим земляком и дальним родственником, жителем деревни Ананино, Поповым Александром Ильичём. В ней говорилось, что родоначальник рода Поповых в нашей местности, черносошный крестьянин деревни Чекавино, Попов Василий Яковлевич. Тогда я занимался своей родословной, и мне было недосуг подробно повторять и вспоминать уроки истории: о месте черносошных крестьян в крестьянских сословиях России. Но на днях, в марте 2021 года, в социальной сети «Одноклассники» я посмотрел видео фильм «Воломы», часть – 1, производства «КЭП маршрут» созданный московскими энтузиастами. В этом видеофильме даёт пояснения к фильму местный житель села Сараево Кичменгско-Городецкого района, учитель истории и краевед нашего края - Рыбин Михаил Ревокатович. В своём пояснении к фильму он рассказал, что черносошные крестьяне нашего края сравнимы с казаками, оба эти сословия в разные годы стояли на защите пограничных рубежей России. Черносошные крестьяне охраняли северные рубежи Новгородского, позже Московского княжеств и Российской империи до средины ХVII века, (Историческая справка Кичменгско-Городецкого краеведческого музея) а казаки охраняли южные рубежи России начиная с первой половины ХV века (По С.М.Соловьёву). Получив такую информацию, я решил разобраться с ролью черносошных крестьян, при несении военной службы, так как мои предки были черносошными крестьянами, и скорее всего, несли службу в крепости. А это требовало разобраться с организационной структурой крепости, с организацией управления крепостью, ведением боевой работы в крепости и причиной создания системы крепостей на севере России. На Севере появляются служивые русские люди из Новгорода Великого, Ростово-Суздальского княжества, Московских земель. Борьба между этими тремя русскими центрами за влияние на Севере, богатом природными ресурсами, продолжалась до XV в, т.е. до тех пор, пока северные земли окончательно не вошли в состав Московского княжества, а потом и Российского государства.
С XI-XII веков начинаются связи коми-зырян с Новгородом. Новгородские купцы были посредниками в установлении отношений Руси, главным образом торговых, с народами, жившими дальше на северо-запад и северо-восток от Русских княжеств. Причиной походов новгородцев на восток и в северные страны было стремление к обогащению, овладению промыслом пушнины, изделиями из кости и рыбой.

Пушнина в те времена была «валютой». Во время этих походов новгородские ушкуйники продвигались реками, речками и волоками по лесам. Эти молодцы были под стать викингам, а может быть, в чем-то даже и превосходили их своей удалью.

Об ушкуйниках известно немного. Как видно из истории Новгорода, когда молодые ушкуйники с возрастом превращались в солидных руководителей княжества, они не любили рассказывать о своих прошлых подвигах. Однако, для новгородцев пройти в молодости школу ушкуйничества считалось обычным делом. Свое именование ушкуйники получили от парусно-гребного судна особой постройки, которое называлось ушкуй. Это судно использовалось как для военных, так и для торговых целей. «Ушкуйники имели первоклассное вооружение. Это были профессиональные бойцы, умело действовавшие как в пешем, так и в конном строю». Ушкуйники не стремились к единой цели. Одни из отрядов ушкуйников наносили удары по врагам Великого Новгорода и более всего искали воинских подвигов. Некоторые ватаги ушкуйников почти ничем не отличались от разбойников и, проводя разгульную жизнь, прежде всего, искали добычи. Поэтому в летописях чередуются сведения то о подвигах, то о злодействах ушкуйников. Местами они должны были волочить – тащить свои суда-ушкуи до верховьев Кубенских и Северо-Двинских притоков.

Черносошные крестьяне

Население Русского Севера практически одинаково в этническом отношении. Жители Архангельской и Вологодской областей в совсем недавнем историческом прошлом были зырянами, чудью. На Севере России основная масса крестьян были - чёрносошные крестьяне, т.е. государственные, к черносошным крестьянам относились и монастырские крестьяне.

 

Быт черносошных крестьян.

Крестьянская община.

Черносошными назывались земледельцы лично свободные и владевшие общинными землями. Нельзя сказать, что обрабатываемый земельный участок был их полностью в личной собственности – скорее, крестьянам принадлежало право до некоторой степени распоряжаться своим наделом. Так, они могли продать его, передать по наследству, передать кому-то в пользование. При этом покупатель (или лицо, получившее землю), был обязан «тянуть и общинные разрубы» (иными словами, уплачивать все подати и пошлины, наложенные общиной) или сразу выкупить участок, уплатив все пошлины. Тем самым купленный участок «обелялся». Черносошные крестьяне в России XVI-XVII вв. были уникальным явлением: у них не было господина, это были свободные крестьяне. Этим их правовой статус отличался от статуса владельческих. Черносошные «сидели» на землях, формально принадлежавших вождю племени, позднее князю, а потом – государю. Но князь в данном случае владел землей не как частный собственник, а как представитель государственной власти. Поэтому крестьяне считались государственными. Черносошные крестьяне жили преимущественно на малоосвоенных окраинах страны с суровым климатом, а потому часто вынуждены были заниматься охотой, рыболовством, пушным промыслом, собирательством и торговлей.

 С появлением подвижных плавучих средств, таких как «ушкуи», стало возможно передвижение по рекам с помощью вёсел и парусов. Появились и торговые пути по руслам рек, что привело к увеличению количества потенциальных врагов. С севера набеги осуществляли  представители иностранных государств, норвежцы и шведы. С восточного направления разорением местного населения занимались «вятичи», с южного направления не давали покоя казанские татары, волжские и камские булгары. Для отражения вражеских нападений местным племенам приходилось объединяться и совместными усилиями отражать набеги. В первую очередь, по этой причине, наши предки почти без сопротивления вошли в состав Новгородского княжества, а позднее и Московского. Крепости или остроги в нашей местности появились ещё при племенном устройстве жизни наших народов. На начальном этапе это были отдельные огороженные частоколом укреплённые сооружения, с целью защиты от набегов соседних племён, желавших поживиться за счёт соседей.

 

Городище, Чекавино.

 Возьмём, к примеру, деревню Городище, в нашей местности ещё остались следы таких деревень, в своё время укреплённых поселений. Мы и не задумывались, откуда взялись эти название «Городище». Эта деревня Городище стояла на горе, а под горой, ниже деревни Городище, стояла деревня Чекавино, уже потом её назвали Малое Чекавино, с появлением на правом берегу Юга деревни с таким же названием. Сейчас этих деревень ни Городище, ни Малое Чекавино нет, остались только останки полуразрушенных строений. Обе эти деревни стояли на левом берегу реки Юг. Связка этих деревень не случайна, не случайно и то, что на правом берегу реки Юг, появилась деревня Большое Чекавино. Дело в том, что деревня Городище ещё при племенном устройстве жизни нашего края была небольшим острогом, для отражения набегов других племён. Вятичи, камские булгары и другие племена часто досаждали и разоряли местное население. А деревня Городище стояла на возвышенности и на мысу рек Пыжуг и Юг, её огородили частоколом, в ней могли укрыться и противостоять врагу жители близлежащих деревень под руководством своего вождя племени.

 

Примерный вид огороженной частоколом деревни расположенной на мысу двух рек.

После того, как князем Великого Устюга, под давлением Великого Московского князя, было принято решение о совершенствовании системы крепостей на севере России (созданной ещё при Новгородском княжестве для охраны торговых путей по рекам Ветлуга, Вохма, Молома, Юг, Сухона, Северная Двина), было решено перестроить городок (крепость) в месте впадения реки Кичменга в реку Юг. По планам, крепость расширялась, увеличивалось количество численного состава военного гарнизона, соответственно, требовались и большие объёмы поставок оружия для защитников крепости. Поскольку объёмы поставок из действующих кузниц для новой крепости были недостаточны, а места для постройки новых кузниц в Малом Чекавино не хватало, то решено было построить новые кузницы на правом берегу реки Юг. Так, на правом берегу реки Юг, появилась новая деревня -Большое Чекавино, в ней стали жить мастеровые люди, они производили разную военную продукцию. В кузницах и мастерских деревни Большое Чекавино изготавливалось военное снаряжение и оружие. Изготовление данного военного инвентаря осуществлялось в деревне Большое Чекавино, но и внутри крепости на реке Кичменга, работали свои кузницы и мастерские для восполнения запасов оружия, потраченного в ходе боя. Поэтому и создавались мастерские в разных деревнях для гарантированного создания запасов оружия. К тому же, рассредоточение мастерских в нескольких местах позволяло в большей степени вероятности создавать достаточные запасы оружия. А наши предки были рачительными людьми, всё делали расчётливо и основательно. Тем более, что опыт был, по информации из прошлых лет мы знаем, что крепость на реке Кичменга неоднократно подвергалась набегам и три раза была сожжена. (Из летописи о Кичменгском Городке, в справке краеведческого музея села Кичменгский Городок).

А название деревень Малое и Большое Чекавино произошли потому, что звуки от стука молотков, разносившихся из этих деревень были слышны на всю округу, а те, кто слышал эти звуки, называли их чеканкой.

 

Немного расскажу о людях, первоначальных жителях, проживавших в деревне Большое Чекавино:  

«В деревне Большое Чекавино много лет назад проживало два рода, род Чекавинских, люди этого рода предположительно, работали в кузницах, занимались обработкой металла. И род Поповых, представители второго рода, со слов участника Великой Отечественной Войны, жителя деревни Ананино Попова Александра Ильича, собравшего сведения о роде Поповых в церковных книгах города Великий Устюг и по данным отдела ЗАГС Кичменгского Городка, занимались обработкой дерева.

     

Фамилия Чекавинских в наших краях доморощенная и появилась от названия деревни Чекавино. 

Старинная карта местности, примерно XVIII век.

А вот род Поповых появился в нашей местности то ли из Великого Новгорода, то ли из Архангельска, точно неизвестно. Известно только то, что в нашу местность приехало два брата Поповых, оба брата были плотниками. Василий Яковлевич поселился в деревне Чекавино и стал черносошным крестьянином, основал род Поповых, о втором брате никакой информации нет.

Родословная Чекавинских.

Вот ветвь родословной Поповых по линии моего дедушки, Попова Михаила Павловича, жителя деревни Большое Чекавино.

Ограждение частоколом.

Самым главным для строительства городка (крепости) было удачно выбранное для укрепления место. Нужен был остров или мыс реки, который не затопляется во время самого сильного половодья. Таким местом, в нашем случае, было слияние рек Кичменга и Юг. Следующей задачей является строительство укрепления на этом месте. Скорее всего, в начале был построен частокол из заостренных вверху бревен высотой около 3-4 метров. В последствии стены городка делали рублеными, то есть они состояли из клетей-срубов. На всей территории древней Руси в XI веке наиболее распространённым типом укреплений оставались поселения, подчиненные рельефу местности, т. е. укрепления островные и мысовые. На землях, где было много болот, часто использовали для этой цели болотные островки. Однако, во всех районах Руси чаще всего употребляли не островной, а полуостровной, т. е. мысовой, прием расположения укреплений. Удобные, хорошо защищенные природой мысы при слиянии рек, ручьев, оврагов можно было найти в любых географических условиях, чем и объясняется их широчайшее применение. Иногда строили еще мысовые укрепления, где вал, как это было до Х века, шел с одной только напольной стороны, со стороны рва, однако вал теперь сооружали гораздо более мощный и высокий. Большей же частью, как в островных, так и в мысовых укреплениях XI в. вал окружал поселение по всему периметру. В процессе возведения вала срубы, по мере их сооружения, постепенно плотно забивались лесом. Как и во всех других случаях, лицевая стенка срубов была расположена под гребнем вала, а так как вал имел огромные размеры, то его лицевая часть, лишенная внутреннего каркаса, по-видимому, вызывала сомнения: боялись, что она может оползти. Поэтому, в основании лицевой части вала устроили еще дополнительную конструкцию из ряда невысоких срубов. Источник: Б.А. Рыбаков, П.А. Раппопорт.

Наши предки были очень щепетильны в вопросах веры. Где-то надо справлять службы, отпевать умерших жителей, крестить новорожденных, венчать молодых. Поэтому одной из главных задач после постройки укрепления, являлось строительство часовни, а затем и церкви. Для удобства это культовое сооружение располагалось внутри укрепления. Кроме этого, церковь выполняла функцию донжона или главной башни замка. «По рассказам в городке, она имела кругом себя крытый ход или галерею, который может быть, устроен был с целью последней защиты для укрывшихся в церкви». (А.Глубоковский).

 

 

Крепость на реке Кичменга.

Крепостные войска составляли постоянный гарнизон крепости. Они состояли из пехотных полков и отдельных батальонов. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, 1890-1907г)

Рисунок из музея района.

Крепость на реке Кичменга.

В России крепости существовали с древнейших времен, однако, единая система управления ими сформировалась и получила законодательное оформление в течение XVII – XVIII веков. Следует отметить, что во время Ивана Грозного сосуществовало 2 вида крепостей – обычных и регулярных. Все они были снабжены различными конструктивными особенностями, которые создавались, исходя из ландшафта местности.

В Российской Империи была создана целая система крепостей. Исходя из проведённых раскопок на городище, где стояла крепость и составленной схемы реконструкции крепости, можно сделать вывод, что гарнизон нашей крепости состоял из 900 - 1000 человек. Возглавлял крепость Комендант крепости, он же был и начальником гарнизона, позднее командир полка. В его подчинении было 9-10 сотских с защитниками крепости и постоянный состав. Сотским подчинялись воины сотни, приписанные к данной сотне. К военнослужащим постоянного состава относились лица, постоянно проживающие с семьями на территории крепости. Это были: начальник гарнизона, штабные работники крепости, дружинники, а позднее стрельцы, интенданты (тыловики), – создающие запасы продовольствия и обмундирования, обеспечивающие питание, банно-прачечное обслуживание защитников крепости; служба вооружения, отвечающая, за создание запасов оружия. (Стрел, копий, боевых топоров, луков, пороха, ядер, свинца, пищалей). К постоянному составу относились и лекари, духовенство и пожарная команда.

Русские стрельцы.

По сигналу тревоги, которую получали с сигнальных вышек и от вестовых, начинала работать вся система мобилизации и оповещении о приближении врага. Старосты деревень оповещали жителей деревни, каждому из которых было предписано собирать членов своей семьи, скот, брать ружья, копья, луки, вилы, топоры и убывать в укреплённую частоколом деревню, (городище) или в основную крепость. Третья часть населения деревень укрывалась в местных непроходимых болотах, где дорогу для прохода знали только местные жители. Посреди болот на участке суши стояли заранее подготовленные землянки рубленые домики, где и укрывались люди. В случае, если враг смог подобраться к их укрытиям, деревенские жители оборонялись с помощью вил, ружей и топоров. Разбивка жителей деревень на несколько групп была не случайной. В том случае, если крепость или городище были взяты врагом и сожжены, как это бывало, оставались жители деревни, укрывшиеся в болоте, а значит, благодаря этим жителям, деревня могла вновь возродиться.

По сигналу тревоги начинали действовать, как обслуживающий персонал, так и защитники крепости.

 

 Ниже по течению рек Кичменга и Юг выставлялись боновые перекрытия, с помощью бонов перегораживались реки так, чтобы как можно дольше задержать врага на период сбора защитников крепости. Дать время для укрытия местного населения, не позволить, чтобы враг  смог в короткое время подойти к населённым пунктам и к крепости по суше и по руслам рек.

 

 

Боновые заграждения, запань

 

По берегам рек и на тропинках и дорогах в лесу устанавливались капканы и делались замаскированные ямы-ловушки. В крепость прибывали защитники крепости с семьями и занимали свои места в соответствии со штатным расписанием. На вышках воины разведчики несли службу по разведке местности. Вестовые на лошадях скакали по деревням и в Устюг.

 

 

 

Вестовые.

Вот как было написано в древних летописях о Кичменгском Городке: «В древности же селение называлось, Городком-крепостью и предназначено было отражать набеги врагов, прежде всего казанских татар. А ежели это не удастся самим, это сделать, то в случае появления татарвы, наказано было сообщать о появлении захватчиков в Устюг. Для этого на сигнальных башнях зажигались костры, такие же костры зажигались на пути, по течению реки Юг, силами дозорных, эти сигналы свидетельствовали о приближении врага. А в Устюге за два дня до приближения врага могли готовиться к отражению нападения.

Смутное время.

К началу смутного времени крепость Кичменгского Городка по данным исторической справки краеведческого музея была только переоборудована и подготовлена к боевой работе. Вот что пишет о ней в писцовых книгах Устюжского уезда 1622 – 1626 г.г. писец Никита Вышеславцев: «В Кичменгской –же волости Городок Кичменгский на реке Югу, деревянный рублен в клёцки, а в нём на воротах колокольня, да башня отводная в 40 городен, а городня по 3 сажени и того с вороты и с башнею 140 сажен, а на городе 25 пищалей ручных, да 11 пищалей затинных, да полчетверти пуда зелья, да полтрети свинчу, 5500 ядер железных». Применительно к огнестрельному оружию слово пищаль впервые упоминается около 1399 года.

Смутное время в России.

Смутное время или смута период истории России с 1598 – 1613 годы, ознаменованный стихийными бедствиями польско-шведской интервенции и тяжелейшим государственно политическим и социально экономическим кризисом.

  В этом процессе поучаствовала и крепость на реке Кичменга. Вот, что написано в исторической справке Краеведческого музея Кичменгско Городецкого района: «Роль крепости Городок играл до средины XVII в. В 1549 году, при царе Иоане Васильевиче, городок вновь был отстроен наместником Устюгским, Петром Серебрянным. … Изгнанные поляки из Москвы разбрелись шайками по всей стране и занимались разбоем и грабежом. Одна из таких шаек во главе с полковником Яцким 22 января 1613 года, подойдя к Сольвычегорску, разорила его, а потом повернула к Устюгу и не сумев его взять повернула … и дошли до Кичменгского Городка … Защитники крепости разгромили польский отряд, побили больше 700 человек и освободив 300 человек своих сограждан. Оставшихся преследовали на расстояние до 300 вёрст …».

Наследники русских воинов.

Не все сейчас помнят, а лет через 30 никто и знать не будет, что у нас на Ременье, была дислоцирована отдельная радиолокационная рота ПВО.

Рота выполняла задачи по разведке воздушного пространства и выдаче боевой информации на внештатный пункт наведения Правдинского истребительного авиационного полка, обеспечивала наведение истребителей Миг -31 на воздушные цели и выдавала разведывательную информацию, от своих средств разведки через батальон, на командный пункт Горьковской радиотехнической бригады ПВО.

Офицеры и прапорщики роты.

 

А. Чаиркин.

 

Всех окружных деревень

Бедый свет в окно струится

Тесно связана с рекой

И тайга сдесь бесконечна

Как сам северный застой.

А дороги здесь капризны

Среди клюквенных болот

И народ от томной жизни

 Сдесь почти - что полиглот.

Говор северный, поморский

Подугор река течёт

Что к тебе меня влечёт.

Генной памятью наследства

От монголов и татар

В жилах наших по соседству

Будоражит кровь как встарь.

Вот, что связано с тобой

И тисками горечь в жалость

Болью давит сердце мне

Чтоб не жить как взападне.

В область выстроить дорогу

Да тайгу не вырубать

Возвратиться понемногу

Занимайся скотоводством

Ешб картошку, сей ячмень

Одолев тоску и лень.

Горько мне смотреть на лица

И на тень от деревень,

Но живёт ещё столица.

Городок ты, а не город

Весь в проблемах и нужде

Ты держи сухим свой порох

Младший брат самой Москве.

Сколько малых городишек

Умирает от тоски

Так на окнах три доски.

Всё бежит народ от скуки

Покидая отчий край

Породила мать на муки

Сам себя и выручай.

Ох Кичмень ты град столица

Как замшелый старый пень

Уплывёт тайга с водицей

Знай наступит этот день.

Будешь сеять ты сосёнки,

Чтобы дыры залатать

В твоём парке два лосёнка

Будут в камне мать сосать.

Видел я такое где – то

Может видели и Вы?

С грустью тема для сюжета

Но стучат всё топоры.

Белой ночи свет струится

На дома природы сень

Белой ночию мне не спится.

Я в столице деревень.

 


P. S.

Времена ушкуйников для нашей местности было самым благодатным временем: "Наши предки научились защищать себя, для этого строили городища. В то время наше местное население приростало за счёт южных и центральных земель России, т. к. набеги татар и булгар изгоняли людей с насиженных мест и они уходили на север. Пополняли наш край и Новгородцы побывавшие в наших краях вместе с ушкуйниками. А сейчас население района, после войны уменьшилось в более чем в три раза. Думаю, региональные власти смогут решить эту проблему, привлекая людей для жизни на севере по подобию дальневосточных земель, решив вопрос без процентных кредитов для строительства личного жилья для  фермеров и теплиц для желающих заниматься сельским хозяйством. Нужны государственные влияния для возрождения комбинатов и фабрик для переработки сельхоз продукции.

Литература:

1.Историческая справка Кичменгско Городецкого краеведческого музея.

 


2. Васильев С.Ю., Суворов А.В. Новые материалы к археологической карге долины р. Юг Великий Устюг. Вып.2. (Под ред. В.А.Саблина. Вологда: Легия, 2000.)

3. Гомзиков Н. Древнее ледника (Заря Севера. 2000. №109, №112, №115)

5. История северного крестьянства. (Под ред. В.Т.Пашуто. Архангельск: СЗКИ, 1984. Т.1. Гл.1.)

6. Матвеев А.К. Происхождение основных пластов субстратной тононимии Русского Севера.

7. Рыбин М.Р. О Доне, о Воне, о казаках... (Заря Севера. 2002. №43.)

8. Славяне и скандинавы. (М.: Прогресс, 1986.)

9. Чайкина Ю.И. Географические названия Вологодской области. Топонимический словарь. Архангельск: СЗКИ, 1988г.



Наконечники стрел найденные нашими следопытами. (1 и 3 наконечники стрел найдены в д. Маслово, а 2 в дер. Б. Чекавино.)

 Штатная структура Кичменгско-Городецкой крепости, составлена на основании информации взятой из данных летописей Новгородского княжества, т.к. сама система крепостей на севере Новгородского княжества создавалась по образцу и подобию Новгородской крепости.

Введение.

Впервые после школы с иерархией крестьянских сословий на Руси я столкнулся в 90 –е годы ХХ века, когда прочитал родословную рода Поповых, составленную моим земляком и дальним родственником, жителем деревни Ананино, Поповым Александром Ильичём. В ней говорилось, что родоначальник рода Поповых в нашей местности, черносошный крестьянин деревни Чекавино, Попов Василий Яковлевич. Тогда я занимался своей родословной, и мне было недосуг подробно повторять и вспоминать уроки истории: о месте черносошных крестьян в крестьянских сословиях России. Но на днях, в марте 2021 года, в социальной сети «Одноклассники» я посмотрел видео фильм «Воломы», часть – 1, производства «КЭП маршрут» созданный московскими энтузиастами. В этом видеофильме даёт пояснения к фильму местный житель села Сараево Кичменгско-Городецкого района, учитель истории и краевед нашего края - Рыбин Михаил Ревокатович. В своём пояснении к фильму он рассказал, что черносошные крестьяне нашего края сравнимы с казаками, оба эти сословия в разные годы стояли на защите пограничных рубежей России. Черносошные крестьяне охраняли северные рубежи Новгородского, позже Московского княжеств и Российской империи до средины ХVII века, (Историческая справка Кичменгско-Городецкого краеведческого музея) а казаки охраняли южные рубежи России начиная с первой половины ХV века (По С.М.Соловьёву). Получив такую информацию, я решил разобраться с ролью черносошных крестьян, при несении военной службы, так как мои предки были черносошными крестьянами, и скорее всего, несли службу в крепости. А это требовало разобраться с организационной структурой крепости, с организацией управления крепостью, ведением боевой работы в крепости и причиной создания системы крепостей на севере России. На Севере появляются служивые русские люди из Новгорода Великого, Ростово-Суздальского княжества, Московских земель. Борьба между этими тремя русскими центрами за влияние на Севере, богатом природными ресурсами, продолжалась до XV в, т.е. до тех пор, пока северные земли окончательно не вошли в состав Московского княжества, а потом и Российского государства.
С XI-XII веков начинаются связи коми-зырян с Новгородом. Новгородские купцы были посредниками в установлении отношений Руси, главным образом торговых, с народами, жившими дальше на северо-запад и северо-восток от Русских княжеств. Причиной походов новгородцев на восток и в северные страны было стремление к обогащению, овладению промыслом пушнины, изделиями из кости и рыбой.

Пушнина в те времена была «валютой». Во время этих походов новгородские ушкуйники продвигались реками, речками и волоками по лесам. Эти молодцы были под стать викингам, а может быть, в чем-то даже и превосходили их своей удалью.

Об ушкуйниках известно немного. Как видно из истории Новгорода, когда молодые ушкуйники с возрастом превращались в солидных руководителей княжества, они не любили рассказывать о своих прошлых подвигах. Однако, для новгородцев пройти в молодости школу ушкуйничества считалось обычным делом. Свое именование ушкуйники получили от парусно-гребного судна особой постройки, которое называлось ушкуй. Это судно использовалось как для военных, так и для торговых целей. «Ушкуйники имели первоклассное вооружение. Это были профессиональные бойцы, умело действовавшие как в пешем, так и в конном строю». Ушкуйники не стремились к единой цели. Одни из отрядов ушкуйников наносили удары по врагам Великого Новгорода и более всего искали воинских подвигов. Некоторые ватаги ушкуйников почти ничем не отличались от разбойников и, проводя разгульную жизнь, прежде всего, искали добычи. Поэтому в летописях чередуются сведения то о подвигах, то о злодействах ушкуйников. Местами они должны были волочить – тащить свои суда-ушкуи до верховьев Кубенских и Северо-Двинских притоков.

Черносошные крестьяне

Население Русского Севера практически одинаково в этническом отношении. Жители Архангельской и Вологодской областей в совсем недавнем историческом прошлом были зырянами, чудью. На Севере России основная масса крестьян были - чёрносошные крестьяне, т.е. государственные, к черносошным крестьянам относились и монастырские крестьяне.

 

Быт черносошных крестьян.

Крестьянская община.

Черносошными назывались земледельцы лично свободные и владевшие общинными землями. Нельзя сказать, что обрабатываемый земельный участок был их полностью в личной собственности – скорее, крестьянам принадлежало право до некоторой степени распоряжаться своим наделом. Так, они могли продать его, передать по наследству, передать кому-то в пользование. При этом покупатель (или лицо, получившее землю), был обязан «тянуть и общинные разрубы» (иными словами, уплачивать все подати и пошлины, наложенные общиной) или сразу выкупить участок, уплатив все пошлины. Тем самым купленный участок «обелялся». Черносошные крестьяне в России XVI-XVII вв. были уникальным явлением: у них не было господина, это были свободные крестьяне. Этим их правовой статус отличался от статуса владельческих. Черносошные «сидели» на землях, формально принадлежавших вождю племени, позднее князю, а потом – государю. Но князь в данном случае владел землей не как частный собственник, а как представитель государственной власти. Поэтому крестьяне считались государственными. Черносошные крестьяне жили преимущественно на малоосвоенных окраинах страны с суровым климатом, а потому часто вынуждены были заниматься охотой, рыболовством, пушным промыслом, собирательством и торговлей.

 С появлением подвижных плавучих средств, таких как «ушкуи», стало возможно передвижение по рекам с помощью вёсел и парусов. Появились и торговые пути по руслам рек, что привело к увеличению количества потенциальных врагов. С севера набеги осуществляли  представители иностранных государств, норвежцы и шведы. С восточного направления разорением местного населения занимались «вятичи», с южного направления не давали покоя казанские татары, волжские и камские булгары. Для отражения вражеских нападений местным племенам приходилось объединяться и совместными усилиями отражать набеги. В первую очередь, по этой причине, наши предки почти без сопротивления вошли в состав Новгородского княжества, а позднее и Московского. Крепости или остроги в нашей местности появились ещё при племенном устройстве жизни наших народов. На начальном этапе это были отдельные огороженные частоколом укреплённые сооружения, с целью защиты от набегов соседних племён, желавших поживиться за счёт соседей.

 

Городище, Чекавино.

 Возьмём, к примеру, деревню Городище, в нашей местности ещё остались следы таких деревень, в своё время укреплённых поселений. Мы и не задумывались, откуда взялись эти название «Городище». Эта деревня Городище стояла на горе, а под горой, ниже деревни Городище, стояла деревня Чекавино, уже потом её назвали Малое Чекавино, с появлением на правом берегу Юга деревни с таким же названием. Сейчас этих деревень ни Городище, ни Малое Чекавино нет, остались только останки полуразрушенных строений. Обе эти деревни стояли на левом берегу реки Юг. Связка этих деревень не случайна, не случайно и то, что на правом берегу реки Юг, появилась деревня Большое Чекавино. Дело в том, что деревня Городище ещё при племенном устройстве жизни нашего края была небольшим острогом, для отражения набегов других племён. Вятичи, камские булгары и другие племена часто досаждали и разоряли местное население. А деревня Городище стояла на возвышенности и на мысу рек Пыжуг и Юг, её огородили частоколом, в ней могли укрыться и противостоять врагу жители близлежащих деревень под руководством своего вождя племени.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.172 с.