Какие проявления может иметь обусловленная родительская “любовь”? — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Какие проявления может иметь обусловленная родительская “любовь”?

2021-12-07 27
Какие проявления может иметь обусловленная родительская “любовь”? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Например, в виде воспитания по типу повышенной моральной ответственности, для которого лейтмотивом является стратегия: “Ты должен быть всегда безупречно честным, правильным, правдивым…” Вариантов может быть множество – но всегда происходит подгонка родителями своего ребенка под жесткие стандарты: “надо”, “должен”, “обязан”. Конечно, эти правила очень важны в воспитании ребенка, но самое важное – не перегнуть палку, ведь, “буква убивает, дух животворит” (2 Послание апостола Павла к Коринфянам; 3:6).

Выхолощенные правила, усиленно навязываемые родителями, не подкрепленные истинной, безусловной любовью, могут серьезно исказить развитие личности ребенка. Будучи взрослым, человек, воспитанный на таких установках, зачастую чувствует себя бесконечным должником, старается снискать расположение и снисходительность особенно значимых лиц, начальников, духовных наставников…

***

Спутником такого человека может стать глубинное чувство вины за несоответствие родительским стандартам и ожиданиям, которое будет толкать его на попытку “искупления” вины через достижения, активную деятельность, заискивания.… Многие из таких людей становятся специалистами “помогающих” профессий – социальными работниками, сотрудниками интернатов, буквально сгорая на работе. А иногда попытки преодолеть чувство вины проявляются в виде асоциальных действий, употребления алкоголя, наркотиков. Такой человек будет пытаться бежать от внутреннего дамоклова меча, забываясь с помощью психоактивных веществ, но от себя не убежишь.… Приведем пример такого вида “любви”.

Леночка росла очень послушным, “правильным” ребенком, так как мама и бабушка, которые воспитывали ее, всегда говорили: “Ты должна быть примерной во всех отношениях, если ты не будешь слушаться, то такую мы тебя любить не будем”. Родители Леночки рано развелись, и все попытки матери снова выйти замуж не увенчались успехом. Не последнюю роль в этом разводе сыграла властная, даже деспотичная, бабушка, которая регулярно вмешивалась в семейную жизнь своей дочери, направляя ее на “путь истинный”, что окончилось разводом, впрочем, так же, как и у остальных трех сестер и брата: все они потерпели фиаско на семейном поприще.

Мама Лены – “вечная жертва”, очень послушная и управляемая, однако  постоянно “бедная” и “несчастная”. Она внушала дочке мысль, что вряд ли ей суждено в жизни чего-то добиться, ее удел быть послушной, но “никем” и “ничем”. И тогда Елена решила достичь в своей жизни многого. Она хорошо училась в школе, в УПК, будучи старшеклассницей, блестяще окончила курсы секретаря-машинистки. После школы поступила в плановый институт на вечернее отделение и устроилась на работу в банк.

Работодательница, видя ее страстное стремление работать, приняла Лену на работу и ни разу не пожалела: она оказалась ценным сотрудником – грамотный работник, очень исполнительный и ответственный человек. Твердо встав на ноги, Лена дарила дорогие подарки бабушке и маме, старалась им во всем угодить и ждала тепла и похвалы от самых близких ей людей. Но, увы.… Все ее старания были тщетны: мать воспринимала все как должное, упрекала Лену в своей несостоявшейся жизни, постоянно вмешивалась в личную жизнь дочери. Лена очень страдала.

Сверстницы влюблялись, выходили замуж, рожали детей, а она училась и работала, работала, работала.… У нее не было первой любви, романтических отношений, только масса комплексов и горечь от того, что самые дорогие люди не могут просто порадоваться за нее, за ее достижения. После очередного неприглядного поступка матери Лена решила: “Все! Хватит! Больше не буду везти на себе неблагодарных людей, буду жить своей жизнью!” Потихоньку она стала выстраивать границы в отношениях со своими родственниками, не позволяя им вмешиваться в ее жизнь. Вышла замуж в 28 лет за доброго, хорошего человека. Но, к сожалению, такое отношение со стороны родных, сказывалось и в собственном браке, проявившись в том, что Лена подспудно ждала манипуляций со стороны мужа, не могла ему довериться полностью. Тем не менее, она пытается перестраиваться, старается избавиться от ненужных барьеров; ведь ей нужно совсем немного – человеческого тепла, любви и внимания близких. Это так мало, но так много для нее.

Какие еще варианты могут быть у обусловленного принятия?

Еще одним вариантом может быть амбициозная родительская “любовь”, когда родитель пытается увидеть в своем ребенке реализацию своих неосуществленных планов, надежд, устремлений. И тогда ребенок обречен на постоянные попытки подтверждения собственной значимости, стараясь соответствовать и добиваясь, добиваясь, добиваясь… Амбициозная любовь – это любовь с условием: “Если ты исполняешь мои мечты, воплощаешь мои мечты в жизнь, я тебя люблю. Если нет, то я отношусь к тебе иначе”. Эта ситуация для ребенка очень сложна, так как он оказывается перед выбором: жить, отказавшись от своей индивидуальности, но сохранить родительское одобрение, или стараться найти себя, но утратить его. Часто такой выбор для ребенка оказывается непосильным, что опять же влечет за собой серьезные психологические и соматические проблемы.

В психологии в этом контексте говорят о наличии у родителей эталона воспитанной личности. С эталоном воспитанной личности многие родители связывают не столько целостный образ, сколько отдельные значимые (для самого родителя) качества, области достижения. Чаще всего они являются проекцией опыта воспитания самих родителей или компенсацией недополученного ими в детстве, например: мать или отец, мечтавшие о карьере музыканта, пытаются сделать музыканта из собственного ребенка, компенсируя свой пробел. Причем само желание или нежелание ребенка и его возможности, способности к музыкальному образованию, как правило, не учитываются.

***

Приведем типичный, к сожалению, пример.

Аня и Антон росли в семье достаточно образованных, интеллигентных родителей. Отец получил два высших образования, хотел поступить в аспирантуру, но “случилась” перестройка и нужно было перестраиваться, чтобы заработать деньги и выбиться в люди. Занялся бизнесом, какая уж тут аспирантура?! Мать закончила педагогический, но карьера педагога тоже не сложилась: нужно было ухаживать за детьми, да и платят немного, какой смысл? Вся надежда – на детей, им нужно дать полноценное образование, чтобы они преуспели в этой жизни.

Начался процесс обучения, больше всех “досталось” Ане: музыкальная школа, школа искусств, компьютерный лицей и парочка мелких кружков – все это навалилось на девочку. Правда, благодаря стараниям матери, она действительно стала оправдывать ее ожидания, особенно в плане музыки – стала успешно выступать на конкурсах, занимать призовые места. Только болеть стала часто. Сын тоже не остался “обделенным”: заботливая мама определила его к престижному педагогу-лингвисту, стали усиленно изучать языки, компьютер. Антон тоже радовал успехами своих родителей, только проблема та же – болезни замучили. А так все хорошо, дети “выбиваются” в люди.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.