Распознавание типов воспитания по рисункам — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Распознавание типов воспитания по рисункам

2021-12-07 25
Распознавание типов воспитания по рисункам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Приведем примеры наиболее часто встречающихся вари­антов рисунков различных типов воспитания детей.

1. Кумир семьи. При этом типе воспитания ребенок чаще
всего начинает рисовать семью с изображения себя, причем
его фигура в центре листа бумаги. Родители находятся чуть по­
одаль, любуясь им. Величина фигур их ниже или вровень с ве­
личиной фигуры их кумира. Художник выделяет себя яркими
нарядами, на голове его нередко красуется корона. А малень­
кие девочки-кумиры почти всегда отождествляют себя с юнв^-
ми принцессами. Наряд родителей гораздо прозаичнее и слу­
жит серым фоном для сравнения. На этом фоне выглядит
кумир, как будто праздник среди будней (рис. 3).

2. Гиперопека. Ребенок начинает рисовать семью с того,
кто больше всего его опекает. Затем рисует рядом с ним себя.
Обычно гиперопекаемые дети находятся вплотную к маме с па­
пой или, по крайней мере, крепко держат их за руки. Вернее,
крепко держат за руки ребенка сами мама с папой. Когда ребе­
нок на рисунке что-то делает, родители любуются им, не спу­
ская с него восхищенный взгляд. При этом типе воспитания ре­
бенок ниже ростом, чем родители, лишь иногда бывая вровень
с ними. Его одежда очень схожа по расцветке с нарядом мамы
или папы, а иногда обоих сразу: он не стремится, как кумир,
быть праздником на фоне будней, прекрасно понимая, что ги­
перопека для него - своеобразная китайская стена, вселяющая
лишний раз уверенность в себе.

3. Гипоопека. При этом типе воспитания ребенок чаще все­
го выражает свое отношение к происходящему различными ва­
риантами рисунков. Нередки случаи, когда он, тщательно изо­
бражая всю свою семью, вдруг «забывает» среди  всех
нарисовать себя. А на вопросы: «Где ты?», «Почему забыл?» -
придумывает самые обыденные версии, оправдывающие в дан­
ный миг отсутствие его: «В детском саду», «Гуляю во дворе»,
«Учительница задержала в школе».

Полярный этому варианту вариант, когда ребенок почему-то из всех членов семьи предпочитает рисовать лишь только самого себя, при этом утверждая, что никого нет дома: родите­ли ушли в кино, к кому-то в гости, не пришли с работы...

Когда ребенок все-таки рисует полностью свою семью, он лишний раз подчеркивает разобщенность ее членов большими промежутками пространства между ними, невольно наводя­щими на мысль, что каждый член семьи здесь существует толь-


+ Ужа


Плохие привычки хороших детей.


318


Диагностика семьи


319


 


ко сам по себе, ему нет никакого дела до других, тем более до юного художника. Рисуя полностью свою семью, себя ребенок размещает в отдалении от всех, довольно обособленно и оди­ноко. И это создает иллюзию одновременного присутствия -отсутствия его среди других.

Довольно часто при гипоопеке дети изображают себя лишь только контурами. Фигуры их намного ниже фигур других даже тогда, когда эти «другие» реально ниже юного художника. Как правило, рисунок при гипоопеке вмещает в себя и холодные, и теплые тона, их разные нюансы и оттенки. Когда художник, не­смотря на этот метод воспитания, боготворит своих родителей, он не жалеет на них самых ярких красок. Себя ж ребенок, даже наряжая, не видит празднично одетым. В его нарядах обязатель­но найдется хоть одна деталь, но выкрашенная в холодные тона, причем из всех этих тонов преобладает черный цвет.

4. Безнадзорность. Безнадзорные дети чаще всего отказы­
ваются от рисования. Они просто не знают, что такое семья. По­
сле долгих раздумий, поддавшись на уговоры, согласившись
участвовать в пробе, ребенок рисует себя в виде маленького,
крохотного человека в огромном пространстве. Совершенно
один, человечек, которого можно рассматривать под микро­
скопом, наряжен в одежду холодных тонов. Траурный цвет
этих тонов -словно душа его, вывернутая наизнанку, перепол­
ненная одиночеством. Безысходностью и ненужностью веет
от этой души.

5. Воспитание по типу «Золушки». При этом типе воспи­
тания ребенок начинает рисовать семью обычно с того брата
или с той сестры, которому или которой его противопоставля­
ют в доме. За братом или за сестрой рисуются родители, а сам
художник оставляет себе место где-то в отдалении от всех или
вообще не оставляет, подчеркивая этим, что он лишний и не­
нужный в собственной семье. Все на рисунке сфокусировано
на сопернике ребенка. Его фигура выше ростом, чем рисующе­
го, монументальнее, значительнее. Он - или в центре, в окру­
жении родных, или же - первый среди всех. Им восхищаются,
любуются... особенно когда он что-то делает (рис. 6). И если
даже «Золушка» во сто крат лучше его делает какие-то задания,
родителе не придают «ее» заданиям особого значения. При
этом типе воспитания ребенок не умеет и не в силах скрыть его
подтачивающую ревность. Поэтому рисунок переполнен хо­
лодными тонами. И, мстя сопернику, художник часто наряжает
его прозаичнее и будничнее, чем себя, нередко этим затрудняя
Ваш анализ и трактовку данного рисунка.

6. «Ежовые рукавицы». При этом типе воспитания ребенку
очень тяжело нарисовать семью всю в целом. Боясь кого-то из


родителей или обоих сразу, он хочет «нейтрализовать» свой страх хотя бы Рта бумаге. Поэтому обычно на рисунке нет именно того из членов всей его семьи, кто держит его в этих «рукави­цах». Зато себя ребенок окружает любыми родственниками, кроме своих родителей, и даже дальними знакомыми, короче говоря, теми людьми, кто хоть в какой-то Мере, но способен, пу­скай даже на время, смягчить его участь, уменьшив степень ди­скомфорта. Когда ребенку на рисунке приходится изобразить родителей, тогда обычно он в своем сюжете не оставляет места для себя, во всяком случае, не раскрывает истинной причины.

При этом типе воспитания размер фигуры у ребенка на ри­
сунке намного ниже, чем размер фигур его родителей, причем
не просто ниже, а умышленно занижен.                                Л

Как правило, тот член семьи, который держит юного худож­ника в «ежовых рукавицах», изображен им с необычно боль­шим ртом, чаще всего раскрытым, или с огромными когтисты­ми руками.

Когда ребенок таким типом воспитания родителями бу­квально доведен до белого каления и так боится их, что хоть и хочет, но никак не смеет «позабыть» нарисовать «мучителя», то он рисует его чаще всего без какого-либо рта вообще или сов­сем без рук, чтоб хотя бы таким наивным способом уменьшить пленивший его страх.

Как правило, рисунок переполнен холодными тонами. Все теплые тона принадлежат лишь тем, кто дарит ласку и жалеет юного художника, хотя бы на каплю облегчая этим его жизнь.

7. Воспитание по типу повышенной моральной ответ­ ственности. На первый взгляд обычно кажется, что все рисун­ки таких детей - всего лишь навсего одна из многих копий ти­пичного рисунка при гиперопеке. Но это только на первый взгляд. На самом деле при повышенной ответственности ху­дожник точно так же, как и при гиперопеке, мечтает показать себя нам в выгодном для него свете, то чем-то занятым, то что-то делающим, чтоб обратить хотя бы на это часть нашего вни­мания.

Однако, сам того не сознавая, как правило, ребенок высвет­ляет в таких рисунках все нюансы и оттенки родительского вос­питания в семье. И если при гиперопеке родители действи­тельно не в силах отвести свой восхищенный взгляд от действий юного художника, при этом типе воспитания их взгляд совсем не восхищенный, скорее оценочный и даже чуть предвзятый. И цветовая гамма на рисунке бывает самой раз­ной. Однако чаще всего член семьи, который заложил фунда­мент повышенной ответственности у ребенка, окрашен им на­много холоднее, чем другие. По крайней мере, на нем есть


     


320

Плохие привычки хороших детей...

всегда хотя бы один темный мазок, скорее всего черный - сво­еобразный индикатор подлинного отношения ребенка к изо­браженному им члену своей семьи. Простой, обычный индика­тор, срывающий все маски.

Взгляните на рисунок 7. Вы видите своеобразный третей­ский суд. Суд над ребенком, первый раз принесшим домой тройку. Глаза родителей, как дула пистолетов, готовы выстре­лить в одну мишень. И эта мишень - первоклассник, съежив­шийся в кресле, мечтающий с ним слиться воедино, исчезнуть, раствориться в нем, чтоб только бы не видеть этот разъярен­ный взгляд своих родителей. Взгляд-пытку и взгляд-наказание. Взгляд, говорящий больше, чем слова. Сюжет пропитан чер­ным цветом. Все люди выглядят, как негры. И только ваза с яр­кими цветами на столе да вспыхнувший «огонь» ковра вселяют в нас какую-то надежду. Ребенок справится когда-нибудь, чуть позже, с возложенной внезапно на него тяжелой миссией повышенной ответственности. Он выстоит, он выдержит, он победит...

8. Воспитание «в культе болезни». И на рисунке культ
всегда есть культ, какой бы он не был. Пусть даже несмотря на
то, что это - всего-навсего лишь культ болезни. При этом типе
воспитания рисунок будто бы пронизан всепоглощающим эго­
центризмом. Над всеми властвует ребенок. И Вы невольно кон­
центрируете на его фигуре свое внимание. Как и кумир или как
при гиперопеке - ребенок на таком рисунке чаще всего в цен­
тре. Вокруг него те, кто ухаживает постоянно за ним в доме.
Обычно это мама или бабушка. На долю других членов семьи
редко остается место на бумаге. Довольно часто дети даже на
рисунке изображают, как они болеют, а рядом с ними те, кто
опекает их вседенно и всенощно, вернее — постоянно. Но как
бы ни казался нам печальным иногда такой сюжет, «больной»
предпочитает его все-таки раскрасить теплыми тонами.

9. Воспитание по типу «кронпринца». «Кронпринцы»
первыми рисуют вещи. Мир вещизма окружает их со всех сто­
рон буквально с самого рождения, мир вещизма, а не мир лю­
дей. Затем «кронпринц» обычно на рисунке изображает само­
го себя, играющего с этими вещами. Родителей он вспоминает
редко. Гораздо чаще он помещает рядом с собой своих друзей,
которые способны разделить с ним одиночество, играя вместе
с маленьким «кронпринцем» его заморскими, бесценными иг­
рушками. Нередки случаи, когда «кронпринцы» «заменяют»
рисунок собственной семьи рисунком комнаты с вещами.

10. Противоречивое воспитание. Такой тип воспитания
довольно трудно уловить по одному рисунку. Ребенок чаще
всего «группирует» отдельных членов семьи в маленькие груп-


Рисунок девочки 10 лет Сауле Р. «Моя семья». Тип воспитания — смена образцов воспитания.

Кумир, которого отвергли из-за рождения в семье других детей. И хотя главный на рисунке- это Дом, его Очаг, ребенок, словно Карлсон, где-то там на крыше дома (или за ней). А в доме бывшему кумиру просто нет места.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

321

Диагностика семьи

пы. Себя он помещает рядом с тем, к кому больше всего привя­зан. А тех из родственников, кто ему «мешает», обычно разме­щает в отдалении. Нередки случаи, когда художник в виде «буфера» рисует своих бабушек и дедушек даже тогда, когда их нет уже в живых.

11. Смена образцов воспитания (рис. 1). Рисунок чаще всего выявляет причину смены типа воспитания ребенка, а не сам тип, тип; собственно которого и нет. *

При появлении в семье новорожденного бывший кумир обычно «забывает» нарисовать его среди родных или, изобра­жая малыша рядом с родителями, не оставляет места для себя. Когда из дома навсегда уходит папа, ребенок еще долго про­должает рисовать его в семье, как будто ничего и не произо­шло, нередко даже начиная свой рисунок именно с отца.^а-верное, он просто вспоминает о добром и прекрасном прошлом, которое бы хотелось возвратить и сделать его снова настоящим.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.