Экспресс - диагностика школьной зрелости у ребенка — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Экспресс - диагностика школьной зрелости у ребенка

2021-12-07 22
Экспресс - диагностика школьной зрелости у ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(Ориентировочный графический тест Керна - Иразека)

Для определения школьной зрелости ребенка родите­лям проще всего использовать тест Керна-Иразека.

Этот тест состоит из трех заданий: нарисовать челове­ка, скопировать рукописную фразу из трех коротких слов и срисовать десять точек, расположенных в форме пя­тиугольника. Выполнение ребенком этих заданий дает общее представление об уровне его, психического раз­вития, степени зрелости моторики, восприятии непо­средственно воздействующих в данный момент на орга­ны чувств предметов и явлений реального мира, мышле­ния, целенаправленной деятельности и социального развития.

Для проведения этого теста нужен чистый лист бумаги и простой карандаш. На одной стороне листа кто-то из роди­телей должен написать фразу из трех слов: «Он ел суп» (в верхней части листа слева - размеры заглавной буквы 1,5 см, остальных букв - 1 см), а затем нарисовать 10 точек в виде пятиугольника (в нижней части листа - расстояние между точками по 1 см, диаметр точек - 2 мм) (см. об­разец).

После этого ребенка надо попросить нарисовать на чи­стой стороне листа человека: «Нарисуй, пожалуйста, муж­чину. Так, как ты это сумеешь». Если ребенок начнет рисо­вать женщину, настоять, чтобы он рисовал мужчину, но без всяких подсказок.


После небольшого отдыха ребенку показывают напи­санную на левой стороне листа фразу и просят скопиро­вать ее на правой стороне листа такими словами: «Посмо­три, здесь что-то написано. Ты еще не учился писать, но попробуй, может быть, ты сумеешь. Хорошенько посмо­три, как это написано, и здесь рядом (справа) на этом пустом месте напиши тоже так».

К третьему заданию дается такая инструкция: «По­смотри - здесь точки. Попробуй нарисуй здесь рядом такие же».

Во время выполнения задания ребенка необходимо хвалить, не торопить его, не разрешать делать исправ­ления.

После того как ребенок выполнил все три задания, необходимо правильно оценить полученные результаты (лучше всего вместе со специалистами).

Для оценки выполнения трех заданий используется пя­
тибалльная шкала. Наивысший балл - 1, самый худший
балл - 5.                                                           .

Задание «Нарисуй мужчину»

1 балл - рисование мужской фигуры. Нарисованы
голова, туловище, конечности. Голова с туловищем соеди­
нена шеей. Голова не больше туловища, на ней прорисо­
ваны детали (во/юсы, уши, глаза, рот, нос). Руки заканчи­
ваются кистью, ноги отогнуты (просматривается ступня),
фигура имеет мужскую одежду и нарисована синтетиче­
ским способом (контур цельный, видно, что ноги растут из
туловища, а не прикреплены к нему).

2 балла - выполнение всех требований, кроме синте­
тического способа рисования. Можно не учитывать три де­
тали (шея, волосы, пальцы, но не лицо), если фигура на­
рисована синтетическим способом.

3 балла - фигура должна иметь голову, туловище, ко­
нечности. Ноги и руки нарисованы двумя линиями. Допу­
скается отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев,
ступней.

4 балла - примитивный рисунок с головой и тулови­
щем. Конечности нарисованы одной линией каждая. Воз­
можно обозначение рук или ног.


 


 


Плохие привычки хороших детей.


260


,


Его Величество Ребенок!..


261


 


     


5 баллов - отсутствие четкого изображения туловища. Вместо рисунка каракули.

Задание «Копирование слов»

1 балл - хорошо и полностью скопированный образец.
Буквы могут быть больше образца, но не более чем в два
раза. Первая буква должна быть заглавной. Буквы написа­
ны в три слова на горизонтальной линии. От горизонтали
возможно отклонение вверх или вниз не более чем на
30 градусов.

2 балла - образец хорошо написан. Размеры букв мо­
гут превышать образец. Строчка может уходить вверх или

вниз.                                                                     г

3 балла - видна разбивка на три части. Четыре буквы

прописаны отчетливо.


 

4 балла - с образцом совпадают хотя бы две буквы.
Строка видна.

5 баллов — каракули, черкание.

Задание «Срисовывание точек»

1 балл - точное копирование образца. Незначительные
отклонения от строки или столбца. Может быть уменьше­
ние или увеличение образца, но не больше чем в два раза.
Рисунок параллелен образцу.

2 балла - число и расположение точек соответствует
образцу. Можно не учитывать отклонения не более трех
точек на половину расстояния между точками."                  ,«<,

3 балла - рисунок в целом соответствует образцу, не
превышая его по ширине и высоте более чем в два раза.
Число точек может не соответствовать образцу. Но их не
должно быть больше 20 и меньше 7, возможен разворот
на 180 градусов.

4 балла — контур рисунка не соответствует образцу,
но состоит из точек.

5 баллов - каракули, черкание.

После оценки каждого задания все баллы суммиру­ются. Минимальное количество баллов - 3, максималь­ное •— 15.

Если Ваш ребенок набрал в сумме по всем трем зада­ниям 3—б баллов, то у него высокий уровень психологиче­ской готовности к школе. Если у Вашего ребенка 7-12 бал­лов, то это свидетельствует о среднем уровне готовности к школе. Общее количество баллов от 13 до 15 указывает на низкий уровень готовности, и ребенок нуждается в до­полнительном обследовании его нервно-психического развития и особенностей интеллекта.

«Ориентировочный тест школьной зрелости — вербальное мышление»

(И. Иразек)

Помимо ориентировочного графического теста, для бо­лее правильной оценки школьной зрелости можно ис­пользовать и тест на вербальное (словесное) мышление,


262

Его Величество Ребенок!..


 


Плохие привычки хороших детей...

позволяющий представить в общих чертах кругозорре-бенка, мышление, способ высказывания и т. д.

Тест состоит из 20 вопросов. Вопросы в тесте предъя­вляют требования к умственным операциям, нуждающим­ся лишь в минимуме приобретенных знаний (сравнение по основным признакам, аналогия, постижение цели).

Перед тем как Ваш ребенок начнет отвечать на вопро­сы, ему необходимо дать приблизительно такую инструк­цию: «Сейчас я буду задавать тебе вопросы, постарайся подумать и ответить».

Когда ребенку трудно ответить на какой-нибудь во­прос, желательно, чтобы при помощи каких-то наводящих вопросов и сопостановлений Вы помогли бы ему.

Тест ВМ

(ориентировочный тест школьной зрелости — вербальное мышление)

И. Иразек

1. Какое животное больше - лошадь или собака? Ло­
шадь = 0, неправильный ответ = -5.

2. Утром мы завтракаем, а в полдень...?
Обедаем. Мы едим суп, макароны и мясо = 0.
Полдничаем, ужинаем, спим и др. неправильные отве­
ты = -3'. Н                                V •!;

3. Днем светло, а ночью...?

темно = 0, неправильный ответ = -4.

4. Небо голубое, а трава?

Зеленая = 0, неправильный ответ = - А.

5. Черешни, груши, сливы, яблоки... это что?
Фрукты = 1, неправильный ответ = -1.

6. Почему раньше, чем поезд проедет, вдоль пути опу­
скаются шлагбаумы?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилями. Чтобы никто не попал под поезд и т. п. = 0, неправильный ответ = -1.

7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Одесса?
Города = 1, станции = 0, неправильный ответ =,-1.

8. Который час? (Показать на бумажных часах четверть
седьмого, без пяти минут восемь, четверть двенадцатого
•и пять минут.)


Хорошо показано ~ 4, показано только четверть, целый час, четверть и час правильно = 3, не знает часов = 0.

9. Маленькая корова - это теленок, маленькая соба­
ка - это..., маленькая овечка это...?

 

Щенок, ягненок — 4, только одно из двух данных = 0, неправильный ответ = -1.

 

10. Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем?
Что у них одинакового?

 

На кошку, потому что у них четыре ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0, на кошку (без приведения знаков подобия) = -1, на курицу = -3.

11. Почему во всех автомобилях тормоза?          .,
Две причины (тормозить с горы, затормозить на пово­
роте, остановиться в случае опасности столкновения, во­
обще остановиться после езды) = 1, одна причина = 0,
неправильный ответ (например, он ехал бы без тормо­
за) = -1.

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Два общих признака (они из дерева и из железа, у них рукояти, можно ими забивать гвозди, это инструменты, с задней стороны они плоские) = 3, одно подобие = 2, не­правильный ответ = 0.

 

13. Чем похожи друг на друга белка и кошка?
Определение, что это млекопитающее, или приведение

двух общих признаков (у них по четыре ноги, хвост, шерсть, шкурка, это звери, умеют лазить по деревьям) = 3, одно подобие = 2, неправильный ответ = 0.

 

14. Чем отличается гвоздь и винт? Как бы ты их узнал,
если бы они тут лежали рядом с тобой, на столе?

У винта нарезка (резьба, такая закрученная линия во­круг зарубки) = 3. Винт завинчивается, а гвоздь забивает­ся, или: У винта гайка = 2, неправильный ответ = 0.

15. Футбол, прыжок в высоту, теннис, плавание... это?
Спорт (физкультура) = 3. Игра (упражнение, гимнасти­
ка, состязания) = 2.

Неправильный ответ = 0.

16. Какие ты знаешь транспортные средства?

Три наземных транспортных средства и самолет или ко­рабль = 4. Только три наземных транспортных средства или полный перечень (и с самолетом или кораблем), но


 


 

 


Плохие привычки хороших детей..


264


Его Величество Ребенок!..


265


 


только после объяснения «Транспортные средства - это то, на чем мы куда-нибудь передвигаемся» = 2. Непра­вильный ответ = 0.

17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая

между ними разница?

Три признака (седые волосы или отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит, чаще бывает болен, скорее умрет, чем молодой) = 4, одно или два различия = 2, неправильный ответ (у не­го палка, он курит) = 0.

18. Почему люди занимаются спортом?

Две причины (чтобы они были здоровыми, закаленны­ми, сильными, чтобы они были подвижнее, чтобы они держались прямо, чтобы не были толстыми, это для них развлечение, они хотят добиться рекорда — победить

и др.) = 4.

Одна причина = 2. Неправильный ответ (чтобы что-ни­будь уметь. Они делают ставку и выигрывают деньги) = 0.

19. Почему это аморально (неправильно, плохо), когда
кто-нибудь уклоняется от работы?

Остальные должны работать на него (или другое выра­жение того, что вследствие этого несет ущерб кто-то дру­гой). Он ленивый или мало зарабатывает и не может себе ничего купить •= 2. Неправильный ответ = 0.

20. Почему на письмо нужно наклеивать марку?

Так платят за пересылку (перевозку) этого письма = 5. Тот, другой, должен был бы уплатить штраф = 2. Непра­вильный ответ - 0.

После ответов ребенка на все вопросы подсчитывается общая сумма баллов (+ и -), полученных по отдельным

вопросам.

Общая сумма баллов +24 и выше характеризует пока­затель вербального интеллекта как высокий.

Сумма баллов от +14 до +23 — показатель вербального интеллекта выше среднего.

Сумма баллов от 0 до +13 — средний показатель вер­бального интеллекта.

Сумма баллов от -1 до -10 ~ ниже среднего.

Сумма баллов от -11 и меньше - низкий показатель вербального интеллекта.


Если показатель вербального интеллекта ниже средне­го и тем более низкий, необходимо дополнительное об­следование нервно-психического развития ребенка и ре­шение вопроса об особенностях обучений будущего первоклассника.

Больной ребенок

«Мамочка говорит, что шишки в лесу растут. А доктор сказал, что я набил шишку и заболел. Как можно набить ее, если она растет...»

(Женя А., 5,5

Теперь Вы знаете, какими могут быть дошкольники. При­мерные границы «нормы» их и даже грани нормы с патоло­гией. Какой скачок способен совершить ребенок от возраст­ного кризиса «я — сам» до школьной зрелости своей. Как он, взрослея, удаляется от Вас, пытаясь разорвать свою зависи­мость, не понимая, что зависимость навеки, она была и бу­дет в его родословной. И никуда, пожалуй, от нее не деться. Возможно только изменить нюансы. И он меняет их, мечтая стать самостоятельным и разорвать все цепи, не мнимо, как во время кризиса трех лет, а до невероятности реально. И он идет по этому пути, каким бы ни казался путь тяжелым, ведь где-то там, «вдали, за перекрестком», его и в самом деле ждет «Виват, свобода!» и лейтмотив ее — «раскрепощение» от Вас, раскрепощение, которое он начал, когда впервые закричал: «Я — сам! Я — сам! Я — сам!»

Но как бы ни хотел ребенок Ваш «раскрепоститься», бывают эпизоды в жизни малыша, когда он снова жаждет «плена», мечтая стать зависимым от Вас. Когда зависи­мость ему - как панацея, как эликсир от многих бед, баль­зам на раны. Когда в ней — утешение, отрада. Когда свобо­ду он предпочитает ей и Ваше сопереживание ему подобно чуду.

Когда, чтобы ее добиться, малыши даже с полярными чертами напоминают близнецов «без рытвин и ухабов» индивидуальности...

Когда упрямый превращается в покорного, гиперактив­ного не сдвинешь с места, а аутичный начинает говорить.


! привычки хороших детей.


266


Его Величество Ребенок!..


267


 


Когда все эти непонятные метаморфозы происходят у Вас буквально на глазах и только ради одного, чтобы Вы не просили и не оставили ребенка, а были б рядом с ним, простив его былую нестандартность, которая, наверно, раздражала Вас, мешала Вам и ставила в тупик. Ту нестан­дартность, о которой он когда-то догадался по Вашим косым взглядам и упрекам, угрозам, чтению нотаций и по-,| стоянным мерам перевоспитания его. Ту нестандарт­ность... бывшую когда-то даже причиной гордости его.

И все же, несмотря на это, Ваш малыш готов пойти на компромисс и с ней расстаться, чтоб только угодить Вам, резко изменив бытующее мнение о нем, хоть это означа­ет в какой-то мере для него потерю самого себя, потерю собственных завоеваний и побед. И тем не менее малыш идет на это жертвоприношение Вам, словно божеству. Не оттого, что он так лицемерит, а оттого, что в эти трудные моменты и в самом деле Вас считает божеством. И эти > трудные моменты наступают всегда, когда малыш забо­левает.

• А заболев, ребенок уже пленник собственных эмоций. В болезни малыша преобладает обычно эмоциональный

компонент.

Больной малыш напоминает клубок отрицательных эмоций, которые переплелись друг с другом, словно в ко­сах, и не понять, какая из них затмевает остальные.

Как правило, толчком цепных реакций высвобождения всех отрицательных эмоций, окрашивающих вдруг жизнь ребенка в мрачные тона, чаще всего бывает боль. От ело-1 ва «боль» произошло «больной». Обычно малыши чув­ствительны даже к малейшей боли. Они не могут подавить ее сознательно, как это удается взрослым или старшим де­тям, и оттого пугаются ее. Боль, словно спрут, присоски щупалец которого не отпускают малыша и обнажают его

беззащитность.

Малыш, изнемогающий от боли, - это мольба о мило­сердии и сострадании к себе. И если Ваши нервы на преде­ле и Вы запаникуете в присутствии ребенка, у малыша по­явится страх перед болью, который лишь усилит боль.

А сильная боль снова увеличит страх ребенка, и он еще сильнее испугается его. Страх перед болью в совокупности


со страхом страха, интенсивно нарастая, загоняет малыша в капкан.

И он, боясь, весь умывается слезамц, а,на;лице его на­писано страдание, стремящееся вырваться наружу, и в звуке голоса его, и в интонации, а главное.— в особенно­стях поведения в позе. Малыш теряегевою смелость и не способен уже больше положиться на себя.

Страх перед болью может закрепиться по типу самого обычного условного рефлекса и проявляться в любых об­стоятельствах в дальнейшем даже тогда, когда речь будет заходить лишь о намеках на предполагаемую боль.

Поэтому, когда малыш напуган Вами своей болезнью и врачами, диагностическими процедурами,., уколами, ле­карствами и прочим и видит во всем этом лишь угрозу сво­ему существованию, интуитивно ощущая непонятную ему опасность, он ищет способы, как это избежать. И избега­ет... мчась «за помощью» к своим родителям, ища контак­та на любых условиях, чтоб только бы зарыться в Вашу нежность и сострадание поглубже, целиком, так, как улит­ка зарывается в свой домик, где раковина для неё броня. И он роль раковины видит в Вас и в Ваших чувствах. А Ва­ши крепкие объятия дают ему надежду, и беззащитность начинает отступать на дальний план.

Поэтому Вам надо и необходимо осуществить такой контакт с ребенком, согреть его родительской любовью, которая сама способна исцелить. Поэтому Вам надо и необходимо как можно раньше дать понять ребенку, что все страдания его лишь краткий эпизод, который вместе с ним Вы выдержите, веря, что он исчезнет раз и навсегда.

И если Вы в действительности любящий родитель, то это не составит Вам особого труда, так как эмоции детей довольно часто в самом деле кратковременны и эфемер­ны, как «мимолетные видения», которые едва возможно уловить.

И ручки Вашего ребенка, обнимающие Вас, и Ваши ру­ки, обнимающие Вашего ребенка, отгонят страх и победят его. А побежденный страх заменит радость победителя, оповещающая всем о том, что путь к выздоровлению от­крыт и «подняты шлагбаумы», конечно, при условии, что


Плохие привычки хороших детей.


268


Его Величество Ребенок!..


269


 


Ваш малыш не болен очень грозным и опасным для него

заболеванием.

Больной малыш - это страдающий ребенок, и, если он считает, что в его болезни виноваты Вы, отчаявшись, он I может выплеснуть свой гнев и агрессивность на Вас каска­дом необдуманных обидных слов или физическими дей­ствиями, выражающими злость.

Когда же Ваш ребенок убежден в том, что его болезнь -возмездие за нехорошие поступки, он боль воспринимает искуплением вины.

Больной малыш страдает очень часто не только лишь от основных симптомов своего заболевания, но также оттого, что жизнь меняет свой привычный ритм. Болезнь ограни­чивает его двигательную активность, и главное - игру. А без игры ребенок не живет — полуживет, вернее, суще­ствует.

И это все вновь вызывает у него ряд отрицательных эмоций, которых у него и так уже букет. А негативные эмо­ции, по мнению ученых, резко снижают реактивность ор­ганизма и отражаются на иммунологических возможно­стях ребенка, создав «благоприятный фон» для удлинения сроков течения болезни.

Больной ребенок... Нет такого эталона нормы. Ребенок должен развиваться и расти. Идти вперед и догонять своих родителей, чтобы однажды взять и перегнать. Малыш бе­жит вверх по ступенькам жизни. Болезнь останавливает этот бег. Дай Бог, чтоб передышка была кратковременной. Но даже кратковременная, острая и нетяжелая болезнь ребенка с благоприятнейшим прогнозом подобна стрессу. Малыш с большим трудом обычно адаптируется к ней: прежде всего, к страданиям и боли, к ограничению своей свободы и к изменению общения с детьми, а главное — к той неизвестности, где лишь сплошные вопросительные знаки, которую она несет вслед за собой: какие будут про­цедуры, какие методы лечения, останется он с мамой дома или придется лечь в больницу.

Чем старше Ваш ребенок, тем сильнее тревожится он в связи с этим, ожидая всякие подвохи, особенно тогда, ког­да подвержен страхам и у него богатое воображение и не­уемная фантазия. А страх с богатым воображением спосо-


бен рисовать такие несуразные картины течения болезни, что лишь от них возможно заболеть. И в то же время хоро­шо, что дошколята еще не могут оценить реальную опас­ность своего заболевания, предвидеть самые тяжелые по­следствия его. Они еще не понимают, что все смертны. Их больше беспокоит настоящее «сегодня», чем будущее «завтра».

Обычно взрослые: врачи, родители и близкие ребенка -лишь видят самую высокую цену болезни с отрицательным балансом. Малыш же больше оптимист, чем пессимист, и, заболев, оценивает свое состояние двояко, помимо мину­сов найдя и плюсы. И если боль, страх и страдания - все то, что для него невыносимо, что превращает его в узника %-чений в темнице ненавистнейшей болезни, — это минус, то Ваша постоянная забота — плюс. Малыш способен даже в самой темной из темниц увидеть светлое окошко и рядом с ним - залитый солнцем уголок, который не всегда есть в собственной квартире, пока ребенок Ваш здоров. И блики солнца - это преимущества болезни.

Да, да, Вы не ошиблись, преимущества, которые ребе­нок понимает гораздо лучше Вас, считая, что болезнь, как двуликий Янус, имеет сразу два лица одновременно, на­поминающие "свет и тень. И если теневые стороны ее из­вестны всем и каждому, то светлые - лишь одному ребен­ку: ведь это он высвечивает их и придает им важное значение, хотя для Вас они нередко незаметны.

И к ним относится не только Ваша постоянная забота, но также нежность, ласка и любовь, «небесной манной» вдруг обрушившиеся на Вашего ребенка, который, может, до болезни о них даже не предполагал.

И... вот он - очевидец и свидетель, как Вы волнуетесь из-за его болезни, часами утешая малыша, готовы выпол­нить любую прихоть.

И... вот он - очевидец и свидетель, как Вы все время думаете лишь о нем и рады принести любую жертву, что­бы ему помочь, моля одновременно всех здравствующих на земле богов.

Вы покупаете ему различные игрушки, готовы прочи­тать любую книгу и балуетесь вместе с ним, как дети. Вы разрешаете ему есть сладости, конфеты, все то, что он вне-


Плохие привычк и хороших детей.


270


Его Величество Ребенок!..


271


 


 


запно пожелает, пусть даже раньше в этом был довольно I ограничен. Вы создаете для него такую обстановку, что I Ваш ребенок может делать все, что хочет.

Вы разрешаете ему... стоять на голове. Прощаете ка­призы и проказы и... позволяете манипулировать собой. Поэтому он «вьет из Вас веревки». Ваше волнение идет ему на пользу. Он ощущает себя всемогущим, повелевая, нас­лаждаясь Вашим послушанием его.

Вы словно поменялись с ним ролями. Теперь над Ва­ми - он, не Вы над ним.

Конечно, это радует ребенка. Особенно тогда, когда здоровым он этого практически лишен. И чтоб продлить подобные мгновения, ребенок Ваш готов пойти на все.

Поэтому не надо удивляться/если малыш вдруг симу­лирует симптомы своего заболевания, когда, по мнению врача, уже почти здоров.

Поэтому не надо удивляться, если в подобных случаях ребенок пытается Вас убедить, что ему еще надо полечить­ся, и продолжает жаловаться всем на то, что, вероятнее всего, прошло. Простите ему этот маленький обман, об­ман, который, очевидно, вынудили Вы. Ведь он - послед­няя возможность Вашего ребенка продлить блаженство своего общения не с кем иным, а с Вами, как это было в те далекие, незабываемые времена утраченного «золотого детства», когда малыш Ваш, не имея ничего, мог делать все лишь только потому, то Вы ему все делать разрешали. И вот, благодаря своей болезни, он это снова вдруг вне­запно ощутил, хватаясь словно за последнюю соломинку. Он понял, что - необходимый в доме... Он... нужен Вам. Он... не отверженный в семье.

И этот «мед» внезапного прозрения ребенка настолько сладок, что почти перебивает вкус «дегтя» самого заболе­вания его.

Но преимущества болезни малыш обычно ощущает ча­ще всего тогда, когда родители его, теряя голову, готовы отдать все, лишь бы он вновь стал здоровым, страдая больше своего ребенка. Когда их жизнь превращается в «хождение по мукам» и, «делая из мухи слона», они спо­собны даже в самых незначительных симптомах заболева­ния увидеть угрозу жизни своего ребенка.


Как правило, тревожно-мнительные мамы или папы устраивают «культ болезни» и поклоняются ему, воспиты­вая часто и в дальнейшем, даже тогда, когда малыш прак­тически здоров, ребенка так, как будто бы он болен, и без создания мимозных для него условий не сможет просто обойтись. А если у ребенка в самом деле какая-то хрони­ческая, а не острая болезнь, то культ ее все затмевает в до­ме и свой уход за малышом такие мамы с папой соверша­ют как самые священные обряды, виня себя и всех вокруг, что их ребенок болен. И очень часто к преимуществам бо­лезни у малыша наслаивается отчаянная безысходность.

Поэтому, если Вы вдруг относитесь к родителям такого «сорта», запомните, что Ваши мнительность и боязливое!^ передаются малышу, как и тревожность, о наличии кото­рой Ваш ребенок интуитивно может догадаться.

Поэтому все опасения свои за состояние здоровья ма­лыша запрячьте где-то в глубине души и не показывайте вида, что они Вас беспокоят, особенно в присутствии больного..;•

Другая крайность «любящих» родителей, когда бот лезнь ребенка не волнует их,: а, только раздражает. Когда они не придают значения даже серьезному заболеванию, пуская все на самотек. Когда они подчеркивают безразли­чие к страданиям больного.

Конечно, в этих случаях малыш практически не ощуща­ет преимущества болезни, он только чувствует ее шипы, ранимо относясь к своей ненужности. Болезнь лишь усу­губляет все комплексы неполноценности ребенка и прово­цирует развитие их у него, ведь большинство детей счита­ют свои заболевания особой платой за грехи. Причем грехи настолько нестандартны, что «грех» греха Вам часто не понять. И в перечне их наряду с проказами и драками содержатся даже невымытые руки перед едой. И это очень легко объяснить, так как все то, на чем вы заостряете вни­мание ребенка, малыш считает очень важным в жизни. И оттого царапина на шее волнует его больше болей в сердце. Он шею моет почти каждый день, а сердце... Нет, мама его сердце никогда не заставляла мыть.

А это означает то, что сердце его, очевидно, ничего не значит. Поэтому не удивляйтесь, если Ваш ребенок, расце-


Плохие привычки хороших детей.


272


Его Величество Ребенок!..


273


 


     
 

нивая все с таких позиций, не только шею, но и руки, ноги будет считать важнейшими частями тела, в то время как на внутренние органы, благодаря которым он живет, не об­ратит особого внимания, тем более если о них Вы никогда ему не говорили и у него нет никаких заболеваний этих ор­ганов. А если есть... А если Ваш малыш страдает долго ка­ким-то из известных нам хронических заболеваний, то он считает главным органом лишь тот, из-за которого болеет. И снова только оттого, что Вы ему внушили это, создавая культ болезни.

Вы и врачи, которые невольно, беседуя с родителями о здоровье малыша, роняют фразы, полные намеков или как будто атакуют прямо в лоб, вдруг сообщая Вам о тяжести заболевания ребенка и о серьезнейших последствиях, ко­торые оно несет, при этом не заботясь, что драматические комментарии их слышит и малыш, все «переваривающий» потом по-своему. Особенно тогда, когда врач не скрывает перед Вами болезненность и травматичность предстоящих процедур и методов лечения ребенка, а Вы когда-то выра­ботали у малыша, пугая его раньше докторами, стереотип врача как «злой Варвары», а не жалеющего всех и помо­гающего всем добрейшего из добрых Айболита.

Поэтому визит врача нередко вызывает у ребенка «шквал» отрицательных эмоций, которые очень трудно приостановить. И только Ваша правильная подготовка ма­лыша к визиту и воспитание у Вашего ребенка буквально Ц самого рождения особенного чувства благоговения перед врачом, несущим исцеление, а не являющимся лишь ис­точником переживаний, способны этот «шквал» предот­вратить.

Для блага Вашего ребенка ни в коем случае нельзя за­пугивать его людьми в белых халатах и процедурами, ко-:| торые приблизят его выздоровление. Малыш должен усвоить, твердо знать то, что лечение - не акт насилия над ним, врач - не палач, осуществляющий обычно этот акт.; И если даже добрый Айболит и делает кому-то больно, то только для того, чтоб потом совсем исчезла эта боль.

Диагноз Вашему ребенку должен ставить врач, а не за­езжий экстрасенс или какой-то знахарь, врач-педиатр или специалист по профилю болезни, а экстрасенсом явля-


етесь Вы сами. Любая любящая мать наделена экстрасен­сорною чувствительностью относительно здоровья своего ребенка, интуитивно чувствуя грозящую ему опасность.

Порою кажется, что маму с малышом и в самом деле связывает воедино какое-то особое их биополе «мать-ди­тя», поэтому они обычно понимают друг друга с полуслова или же вообще без слов. Глаза в глаз'а - и этого довольно, довольно одного контакта глаз, чтоб все страдания ребен­ка мама испытала на себе сама или малыш почувствовал ее тревогу.

Мать и дитя - здесь генетические узы, которые навряд ли разорвать. Мать и дитя — здесь силы притяжения такие, на какие не способен даже и магнит, притягивающий Й се­бе железо. И эти силы максимальны в тот момент, когда малыш заболевает.

Но, отдавая душу заболевшему ребенку, не забывайте и об остальных детях в семье. Нельзя, чтобы болезнь ма­лыша им приносила горе, а ревность их усилила бы стра­дания.

Ухаживая за больным ребенком, безусловно,'Вы може­те стать нервными из-за усталости и переутомления, а главное - из-за переживаний и бессонницы. Но это не да­ет Вам право разряжаться на других членах семьи, тем бо­лее на самых беззащитных.

Болезнь ребенка — это испытание для всех. И только ми­лосердие родителей и близких, а также всех других, кто окружает малыша, способно сделать чудо. Особенно тогда, когда ребенка направляют на лечение в больницу. Не пани­куйте из-за этого в присутствии больного и не показывайте вида, что это беспокоит Вас. Сыграйте свою роль, как будто Вы заслуженный актер. Настройте его на мажорный тон ско­рейшего выздоровления в больнице. Примерно расскажите своему ребенку обо всем хорошем и плохом, что может быть в стационаре, и объясните, почему ему необходимо лечь туда. Старайтесь подготовить малыша к лечению в больнице и сделать все от Вас зависящее, чтобы он легко и быстро адаптировался к ней, без дополнительного стресса, который лишь утяжеляет заболевание ребенка.

Когда больной находится в домашней обстановке, не оставляйте его одного в квартире, не зная, как в дальней-


Плохие привычки хороших детей.


274


Его Величество Ребенок!..


275


 



шем будет прогрессировать болезнь и что произойдет в ближайшую минуту.

Давайте ему только те лекарства, которые назначил врач. Пусть будут они горькие, противные, с невыносимым запахом и видом. Немножко поколдуйте, и лекарства из­менятся у Вас буквально на глазах. Микстуры Ваш малыш запьет компотом, после настоек съест немножечко варе­нья, ну, а таблетки могут стать начинкой для конфет. К то­му же сейчас много выпускают лекарств специально толь­ко для детей.

Гораздо хуже всех лекарств, которые возможно выпить через рот, ребенок переносит разные инъекции, даже тог-,. да, когда они должны быть безболезненны, так как боится самого укола. Но, отвлекая его всевозможными история­ми, Вы эту процедуру сможете немножко облегчить.

Вообще лечение ребенка в домашней обстановке - это материнское искусство, напоминающее плод медикамен­тов и доброты.

Но как бы Вы не торопили выздоровление ребенка, по­жалуйста, не занимайтесь самолечением его даже тогда, когда Вам хочется ему дать только травы, не приносящие как будто бы вреда. Полезны они или нет больному, спо­собен решить только педиатр. А Вам необходимо лишь осуществлять на деле назначенный ребенку курс лечения. Наверное, когда больной ребенок дома, Вы - словно бы на боевом посту. Вы в напряжении, Вы в ожидании че­го-то, Вы будто охраняете его, пытаясь предсказать не­предсказуемость мгновения, которого все ждут и верят в то, что оно будет светлым, как солнечный взгляд Вашего ребенка, когда малыш здоров и верит в чудеса...

Сегодня Ваш малыш проснулся очень рано, капризни­чая, чем-то недовольный. Позвал Вас, попросил, чтоб Вы с ним посидели. Не захотел сам одеваться. Идти в садик. Вы рассердились на него, вступили в перепалку. А он обвил вдруг Вашу шею тоненькими ручками, доверчиво прижал­ся к Вам всем тельцем, прильнул головкою к груди, все время жалуясь на то, что голова болит. Вы прикоснулись к лобику, а он - горячий. У малыша, наверное, температура. Схватили градусник. Конечно - 38. Он умоляюще взглянул на Вас.


А Вы, забыв про все, обняли маленькое тельце, в кото­ром маленькое сердце с детский кулачок, трепещущее оттого, что его ожидает.

Он обнял Вас, Вы обняли ребенка и стали вновь единым целым, как когда-то были еще до рождения его. А Ваши руки, словно пуповина, вернули ему состояние комфорта, которым малыш часто наслаждался в далекие былые вре­мена.

Вы обняли друг друга. И как будто жизнь остановилась на мгновение. Для Вас все потеряло прежний смысл. Забы­ты все проблемы и заботы, кроме одной, которая стучит в висках и не дает покоя: «Возможно ли помочь ребенку? Как помочь? Как подарить ему безоблачные времен^ум-чавшегося «золотого детства»?

Сегодня Ваш ребенок заболел. Как будто праздник вдруг ушел из дома. Все потускнело, стало в сумрачных тонах.

Сегодня Ваш ребенок заболел...

Давайте все-таки дождемся завтра, чтобы сегодня пре­вратилось уже в прошлое вчера.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.123 с.