Общее понятие управления. Социальное управление и его виды. Сфера государственного управления — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общее понятие управления. Социальное управление и его виды. Сфера государственного управления

2021-12-07 17
Общее понятие управления. Социальное управление и его виды. Сфера государственного управления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Соотношение исполнительной власти и государственного управления

Конституция Российской Федерации 1993г. вместо термина «государственное управление» ввела в оборот понятие «исполнительная власть» и закрепила разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а термин «государственное управление» в действующей конституции РФ не используется. В связи с этим возникает вопрос о правомерности использования термина «государственное управление», о соотношении его с термином «исполнительная власть». С одной стороны, высказываются мнения, что это синонимы, однозначные, полностью совпадающие, взаимозаменяемые понятия; но с другой стороны, существует точка зрения, что после принятия Конституции РФ 1993 г. термин «государственное управление» не должен использоваться в юридической лексике, что он стал полностью архаичный и подлежит замене термином «исполнительная власть»

Но, по мнению многих авторов учебников «Административное право», эти понятия полностью не совпадают и должны использоваться оба в юридическом лексиконе.

Государственная власть - это обусловленная условиями жизни общества способность государства подчинить поведение людей воле общества или его части. Но каждая из ветвей государственной власти имеет специфическую организационно-правовые формы ее реализации: законодательная власть - правотворчество, судебная - правосудие, и исполнительная - государственное управление. Следовательно, исполнительная власть - категория политико-правовая, а государственное управление - категория организационно-правовая, вид государственной деятельности, посредством которого практически реализуется исполнительная власть.

Следовательно, государственное управление практически осуществляется в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей. Исполнительная власть как проявление единой государственной власти, приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления. В подобном смысле государственное управление, понимаемое как исполнительно-распорядительная деятельность, не противопоставляется реализации исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой ветви власти.

И так, можно сделать вывод о том, что понятие «государственное управление» -- более широкое по сравнению с исполнительной властью. Последняя в известном смысле производна от государственного управления. Она призвана определить объем и характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности. С другой стороны, государственное управление -- это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Исполнительная власть по существу составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая, прежде всего ее функциональную (исполнительную) направленность.

Соответственно все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления. Однако обратное неверно: не все такого рода звенья могут быть субъектами исполнительной власти в ее конституционном смысле, т. к. иначе придется признать в качестве таковых, например, администрацию государственного предприятия, или учреждения, либо концерна и т.п., таких звеньев системы государственного управления, которые находятся за пределами действия принципа разделения властей.

Таким образом, суть проблемы исполнительной власти и ее соотношения с государственным управлением не должна сводиться к подмене одних терминов другими. Государственно-управленческая деятельность всегда была необходимой, и сохраняется в качестве таковой в наши дни. Главное заключается в обязательных изменениях форм и методов этой деятельности, диктуемых условиями общественного развития в переходный период.

АП 6-7, 59

Постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания;

10. нормативные правовые акты иных федеральных административных органов, не входящих в систему исполнительной власти РФ (приказы Генеральной прокуратуры РФ, инструкции Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ и Центрального банка РФ

11. Законодательные и иные нормативные акты представительных и исполнительных органов в субъектах РФ:

- конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, а также акты, издаваемые органами власти и государственного управления.

12. Нормативно-правовые акты исполнительных органов местного самоуправления, так как в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

13. Нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (локальные нормативные акты). Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного образования.

14. Акты, принятые на основе референдумов

15. Административные договоры - соглашения, заключенные между федеральными и региональными органами исполнительной власти о передаче друг другу части полномочий. договор административный, то есть такой, в котором закрепляется, скажем, передача полномочий от одного властного органа другому, или федеративный, определяющий разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектом.

Источник – лекция Кислухина

Полицейское право

АП 20, 21, 53

Обращения граждан

Одним из основных конституционных прав граждан Российской Федерации является право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции Российской Федерации), в Конституционный Суд РФ (статья 125 Конституции РФ).

Право граждан на подачу различного вида обращений закреплено в ряде федеральных законодательных актов и законов субъектов Федерации, например, в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[38], Законе РФ от 27.04.1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Федеральном законе от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Федеральном законе от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[41], Федеральном законе от 19.02.1993 г. № 4528-1 «О беженцах», Законе РФ от 19.02.1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», Кодексе РФ об административных правонарушениях, Налоговом кодексе РФ, Таможенном кодексе РФ и других актах.

                                                                                         

Под обращениями граждан в этих законах понимаются: предложения, заявления, жалобы, ходатайства, коллективные обращения и петиции граждан.

Предложение – это устное или письменное обращение гражданина конкретного характера, не связанное с нарушением его прав и свобод, направленное на улучшение организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, общественных объединений в решении вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер жизни.

Заявление – это устное или письменное обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему прав, не связанное с их нарушением.

Жалоба – это устное или письменное обращение гражданина по поводу восстановления его прав и свобод, нарушенных действиями (бездействием) или решениями органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, руководителей организаций, общественных объединений.

Ходатайство – это письменное обращение гражданина с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих.

В реальной действительности в одном и том же обращении могут содержаться и предложение, и заявление, и жалоба, и ходатайство в различном сочетании.

Коллективное обращение – это обращение двух или более граждан в письменном виде, содержащее частный интерес, либо обращение, имеющее общественный характер и принятое на митинге, собрании и подписанное их организаторами или участниками.

Петиция – это коллективное обращение граждан в письменном виде в органы государственной власти о необходимости проведения общественных реформ или изменения законодательства.

 

К сожалению, законодатель в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» формально называет лишь три вида обращений граждан: предложение, заявление, жалоба. Между тем, в Федеральном законе «О беженцах», Законе РФ «О вынужденных переселенцах» говорится о необходимости подать ходатайство для получения соответствующего правового статуса. Ходатайство как вид обращений граждан называется и в других актах, в некоторых из них говорится также о возможности подачи коллективных обращений и петиций граждан.

Например, в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» этим судом рассматриваются, в том числе и коллективные жалобы на нарушение конституционных прав и свобод граждан. О возможности направлять в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам коллективные обращения граждан говорится и в самом Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ст. 2).

 

В Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» даны определения обращения, предложения, заявления и жалобы применительно к положениям данного закона. Однако сформулированные законодателем дефиниции отличаются от определений, изложенных выше, и представляются не достаточно удачными.

Так, под обращением гражданина в этом законе понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. Уже отмечалась узость этого определения, не включающего в понятие обращения ходатайств, коллективных обращений, петиций. Кроме того, представляется недопустимым исключение из устных обращений граждан обращения к должностным лицам, тем более что в ст. 13 данного закона фактически предусмотрены такие обращения.

Предложение определяется в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» как рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества. Однако в этом определении крайне важно подчеркнуть, что предложение гражданина не связано с нарушением его прав и свобод, четко отделив тем самым предложение от жалобы гражданина.

Согласно данному федеральному закону заявление – это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц. Во-первых, данное определение неполно, хотя и пространно. Разве заявление гражданина касается только реализации его конституционных прав и свобод? Существует масса актов различной юридической силы, в которых сформулированы права граждан в тех или иных сферах их жизни и деятельности. Разве гражданин не может обратиться по поводу реализации этих прав?

Во-вторых, видимо, не следует говорить, что заявлением является просьба гражданина о содействии в реализации его прав и свобод. В своем заявлении гражданин обращается с прямой просьбой о реализации принадлежащих ему прав. Что в этом контексте означает слово «содействие» не понятно.

В-третьих, и здесь крайне важно подчеркнуть, что заявление гражданина не связано с нарушением его прав и свобод, четко отделив тем самым заявление от жалобы гражданина.

Жалоба определяется в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» как просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Представляется, что слово «просьба», когда речь идет о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод гражданина, неуместно, ибо в просьбе можно отказать, не аргументируя решения об этом. Безусловно, в соответствующем письменном документе гражданин, как правило, пишет: «Прошу», «Обращаюсь с просьбой» и т.д.

Однако на самом деле в жалобе фактически выражается основанное на законе требование гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод. Конечно, слово «требование» при определении понятия жалобы режет слух. Именно поэтому в данном нами выше определении жалобы дипломатично говорится о ней, как об обращении гражданина по поводу восстановления его прав и свобод, без упоминания слов «просьба» или «требование».

Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности обращающихся известны. Для приема устных обращений граждан руководители и другие должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений обязаны проводить личный прием граждан. На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме.

Письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложенного существа предложения, заявления либо жалобы также данные о месте его жительства (можно работы или учебы). Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.

Предложения, заявления, ходатайства, коллективные обращения должны подаваться гражданами в те государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения или тем должностным лицам (а петиции – в те органы государственной власти), к непосредственному ведению которых относится разрешение данного вопроса.

Жалобы подаются в те органы и организации, тем должностным лицам, которым непосредственно подчинены орган, организация или должностное лицо, действия которых обжалуются, а также в суд.

Право граждан на подачу жалобы подразделяется на: общее право на подачу жалобы, которым обладают все граждане как таковые, и специальное право на подачу жалобы, предоставленное лицам как участникам уголовного и гражданского процесса, производства по делам об административных правонарушениях, исполнительного производства и некоторых иных правоотношений.

Специальное право на подачу жалобы регламентируется законодательством, которое наделяет граждан специальной правосубъектностью в дополнение к общей правосубъектности. Например, лицо, имеющее право обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, является не просто гражданином, а либо лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшим. Порядок реализации гражданами специального права на жалобу регламентируется специальными нормами, в данном случае – содержащимися в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

Общее право на подачу жалобы, т.е. право подачи жалобы на все иные действия и решения в отношении граждан со стороны органов, организаций и должностных лиц, регламентируется общим законодательством об обжаловании действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. При этом общее право на подачу жалобы подразделяется на право на подачу административной жалобы (право на административное обжалование) и право на подачу судебной жалобы (право на судебное обжалование).

Общее право на подачу административной жалобы реализуется гражданами в соответствии с Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Налоговым кодексом РФ, Таможенным кодексом РФ, некоторыми другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Общее право на подачу судебной жалобы реализуется гражданами в соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Гражданским процессуальным кодексом РФ. Говоря о праве граждан на подачу судебной жалобы нельзя не сказать о возможности обратиться в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.07. 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» в этот суд. Он рассматривает индивидуальные, и как уже отмечалось выше, коллективные жалобы граждан на нарушение их конституционных прав и свобод.

Еще одним объектом подачи гражданами судебных обращений является арбитражный суд. Он рассматривает действия и решения государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, затрагивающих права и свободы граждан как субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ граждане вправе обратиться в арбитражный суд, например, с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта либо незаконным решением или действием (бездействием) указанных органов, должностных лиц.

Говоря об обращениях граждан, нельзя не сказать об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 26.02. 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» он призван обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. При этом Уполномоченным по правам человека используется большой арсенал соответствующих средств, в том числе институт обжалования гражданами действий и решений органов и должностных лиц, нарушающих их права и свободы.

Поскольку Уполномоченный по правам человека не входит ни в систему исполнительной, ни в систему судебной власти соответствующие жалобы нельзя рассматривать ни в качестве административных, ни в качестве судебных обращений. Его деятельность дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра соответствующей компетенции других субъектов, в том числе – и по рассмотрению административных и судебных жалоб граждан.

Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее гражданин обжаловал эти решения или действия в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

АП.

Общее понятие управления. Социальное управление и его виды. Сфера государственного управления

Управление – это целеполагающее, т.е. созидательное, продуманное, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную жизнедеятельность, которая может быть осуществлена как непосредственно, так и через специально созданные органы и структуры. Процесс управления – это сложная динамическая система неразрывно связанная с информацией и имеющая обратную связь

Основные признаки управления:

1. обязательно качество целостной организованной системы;

2.наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;

3.определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата);

Элемента управления:

а) Субъект (источник упорядоченного воздействия);

б) Объект (то, на что направлено упорядоченное воздействие);

в) Само упорядоченное воздействие или процесс управления.

Виды управления:

а) биологическое управление- управление в живой природе

б) механическое управление- управление механическими система

в) социальное управление- управление соц. Процессами,

г) технологическое.

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности. Повышения уровня организованности социальной системы.

Общие черты соц. управления:

1.реализуется в рамках определенного механизма, обеспечивая упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;

2.направлено на достижение определенной управленческой цели;

3.наличие:

-субъекта управления - наделяется властным ресурсом

-объекта управления- является подвластным субъектом,

Функции соц. управления:

1.сбор и обработка информации;

2.прогнозирование (научное предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных);

3. планирование (определение направлений, целей управленческой дея­тельности, способов и средств их достижения);

4. организация (формирование системы управления, упорядочение уп­равленческих отношений между субъектом и объектом управления);

5. координация и взаимодействие, осуществляемые для достижения об­щих целей управления;

6. контроль и учет.

В системе социального управления есть 2 категории общественных отношений:

1 кат. – те обществ - е отношения, которые требуют упорядоченного воздействия (Пр. отношения между участниками дорожного движения);

2 кат. – общ. отношения, склад-ся в процессе соц. управления и управляемыми. Эти отношения наз-ся управленческими (Пр. между представителем гос. и участником дорожного движения).

Важнейшей предпосылкой, условием соц. управления яв-ся власть.

Власть – способность одного субъекта или группы субъектов называть свою волю другим субъектам.

Элементы соц. управления:

1) субъект управления (люди, их коллективы);

2) объект управления;

3) управленческие связи (прямые связи и обратные связи).

Виды соц. управления:

I. В зависимости от природы власти соц. управление подразделяется на виды:

1. вид – публичное соц. управление. (В его основе лежит публичная власть (гос. власть), (разновидность – мест. самоуправление);

2. вид – власть и управление сущ-ют в формально организованных или неформальных коллективах людей. (Пр. в организациях, юр. лицах т.е. непубл. соц. управление, ограничены рамками того или иного коллектива и не имеют признака суверенитета).

II.

1.государственное управление – управление делами государства, осуществляемое гос. органами и гос. служащими.

2.местное (муниципальное) самоуправление;

3.общественное самоуправление – внутриорганизационное управление делами общественных объединений.

Управленческий цикл совокупность взаимосвязанных, логи­чески обусловленных управленческих стадий, характеризующих­ся определенными задачами, составом участников.

Стадии процесса управления:

—анализ управленческой ситуации;

—выработка и принятие решения;

—организация и исполнение решения;

—контроль за выполнением решения;

—подведение итогов, внесение корректив.

С позиций административного права под отраслью государственного управления понимается система различного рода звеньев и отношений, связанных с управлением определенной группой родственных объектов, объединенных по их практическому назначению1.

Федеральный закон «О стандартизации»2 закреплял понятие отрасли управления как совокупности субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительское и функциональное назначение.

Традиционно отраслевыми органами государственного управления выступали министерства. Однако в настоящее время это органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно–правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности1.

Таким образом, их можно отнести к отраслевым органам управления с известными оговорками. Отраслевыми министерствами в «чистом виде» являются, например, Министерство транспорта РФ, Министерство сельского хозяйства РФ и др. К межотраслевым можно отнести Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Все отрасли управления формируют три сферы управления:

- экономическую (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, природные ресурсы, финансы, торговля);

- социально-культурную (образование, наука, культура, здравоохранение и социальная защита населения);

- административно-политическую (оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, юстиция).

Общее руководство этими сферами осуществляется органами исполнительной власти общей компетенции (Президент и Правительство РФ, высшие должностные лица субъектов РФ, Правительства, администрации субъектов РФ, мэрии и т.д. в других субъектах РФ). Специализированное руководство указанными сферами осуществляют органы исполнительной власти отраслевого и межотраслевого характера.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.