Ускоренное изучение иностранного языка — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Ускоренное изучение иностранного языка

2021-11-25 27
Ускоренное изучение иностранного языка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Существуют различные методы изучения иностранного языка. С их помощью можно успешно развивать разговорную и письменную речь. Наиболее распространенным является метод прямого изучения, когда слова запоминаются с видением соответствующих предметов – реальных или на рисунке. А для прослушивания используются различные лингафонные средства. Интересны также опыты ускоренного изучения иностранного языка во сне, в состоянии гипноза и т. д.

При ускоренном изучении языка с применением современных технических средств специалисты советуют соблюдать следующие рекомендации. Одну треть занятий отводить на освоение теории, а остальное время – на освоение разговорной речи. В первую очередь лучше запоминать наиболее употребляемые слова и выражения, что составит примерно 1,5–2 тысяч слов, или 85 % необходимого словарного запаса, позволяющего свободно общаться и читать на иностранном языке. Старайтесь побольше читать иностранной литературы. Вначале чтение будет идти медленно, на первых порах можно жертвовать точностью и полнотой понимания, пропускать непонятное. Старайтесь догадываться о том, что написано, исходя из контекста. Цель такого чтения – накопление в памяти оптимального запаса слов и оборотов речи иностранного языка. Успех во многом будет зависеть от количества прочитанного материала.

Заниматься следует регулярно, последовательно. Лучше понемногу, но ежедневно, чем один раз в неделю и продолжительно. Всегда имейте под руками записанные слова, правила, рабочие тексты. Разнообразьте форму занятий, например, чтением слов и предложений, их прослушиванием, упражнениями по грамматике и письму. Изучайте значение слов непосредственно в контексте предложения, заучивайте как можно больше речевых оборотов. Используйте любую возможность, что бы говорить, читать, писать на изучаемом языке, даже свободное время в поездке, в городском транспорте и т. д. Не бойтесь ошибок, ведь на них учатся.

С помощью резервных возможностей организма вы можете повысить эффективность запоминания иностранных слов. Оказывается, в состоянии аутотренинга слова запоминаются намного быстрее, чем в бодрствующем состоянии. Как показывают исследования, в среднем можно запомнить до 100 слов за одно занятие, продолжительностью в 20–30 минут.

Начните тренировку с запоминания 50 слов. Запишите их на магнитофон. Перед тем, как войти в аутогенное состояние, прочтите материал 3–4 раза. Затем в состоянии глубокого мышечного расслабления мысленно произнесите формулу самовнушения, направленную на хорошее запоминание учебного материала и успешное его воспроизведение. Далее включите магнитофонную запись и прослушайте учебный материал 5–6 раз (можно в наушниках). Вместо прослушивания записи можно мысленно или вслух проговаривать нужные слова с листа, открыв глаза, но не выходя из состояния аутотренинга. Помните: слова сами должны «входить» в вашу память. После выхода из аутотренинга вновь внимательно прочтите материал, старайтесь его хорошенько усвоить и запомнить, а затем также старательно отработайте на практике. Как правило, при таком подходе (методе) освоение иностранного языка идет значительно быстрее и качественнее. По мере овладения навыками быстрого запоминания учебного материала в состоянии аутотренинга постепенно увеличивайте количество слов для запоминания.

Тем, кто изучает иностранный язык с применением компьютерных программ, также рекомендуется подключить аутотренинг. Учебный материал будет усваиваться намного эффективнее. Психологически настраивайте себя на успешное выполнение каждого задания. Используйте для этих целей соответствующие психологические установки и формулы самовнушения.

 

Юные гении

 

Представьте, что на сцену выходит малыш и виртуозно играет на скрипке. Зрителям кажется, что музыкант воедино слился с инструментом – настолько проникновенно он играет пьесу. Звуки мелодии то громко возносятся к куполу зала, то мелодично угасают гдето в его глубине, и только сам музыкант понимает, что играет не он, а как бы его душа, не оставляя слушателей равнодушными. Сам Паганини, наверняка, был бы восхищен незаурядной игрой юного музыканта.

Одаренные дети нередко вызывают у каждого из нас целую гамму чувств – от восхищения до зависти. Многие при этом задают себе вопрос: «А почему мой ребенок не блещет особыми талантами? Неужели все дело в божьем даре, который доступен не каждому?»…

Возможно, этот одаренный ребенок, как и многие великие музыканты, стал заниматься игрой на скрипке с раннего детства? Тот же Моцарт уже в три года, например, играл на клавесине сложные пьесы, в шесть самостоятельно сочинял сонаты, а спустя пару лет затмевал маститых капельмейстеров. Бетховен в десятилетнем возрасте снискал славу гениального композитора. Жорж Бизе в четыре года прекрасно владел нотной грамотой. Похожие примеры юной гениальности можно привести из любой области науки или искусства. В то же время известно немало великих людей, которые не блистали в детстве никакими особыми способностями, а расцвет их творчества произошел в зрелом возрасте. Так Роден начал творить в сорок лет, Микеланджело тоже не был вундеркиндом. В чем же тогда дело? Всегда ли уместно уповать на божий дар, или есть чтото еще, что порождает юный талант, независимо от природных данных? Этот вопрос всегда волновал родителей и, конечно, специалистов.

По мнению президента Независимой ассоциации детских психиатров и психологов А. Северного, у каждого человека есть свой потолок творческого развития. Большинство достигают его постепенно, годам к 30–40. Существует нижняя граница потолка – это интеллектуальный нуль, а вот верхней границы, повидимому, нет. Поэтому ктото достигает пика своих творческих возможностей к 5—10 годам и останавливается, а ктото финиширует намного позже.

Действительно, не все особо одаренные дети сохраняют свои способности во взрослой жизни. Многим из них о бывшем чуде напоминают разве что бережно хранящиеся грамоты и дипломы победителей всевозможных конкурсов и олимпиад. Почему так получается?

Нейропсихологи считают, что в период полового созревания – с 11 до 14 лет – можно попасть в «черную дыру», когда происходит перестройка деятельности мозга, особенно опасная для вундеркиндов.

Совершенно очевидно, что талант – не придаток, а свойство личности. Достаточно у человека внутренних сил – он раскроется, пробьется, не хватает – может прожить жизнь, так и не узнав о его существовании. По этому поводу есть интересная притча, используемая различными писателями в своих произведениях. Так, один из литературных героев Марка Твена, попав в загробный мир, просит показать ему величайшего полководца всех времен и народов. И ему показывают… умершего сапожника с соседней улицы. Как это?! Но все правильно, сапожник, действительно, родился военным гением, но ему не довелось командовать даже ротой.

Как важно вовремя рассмотреть в ребенке его интеллектуальные наклонности! Казалось бы, родители должны лучше самого ребенка знать, в чем его одаренность. Увы, часто мы превозносим то, чего в ребенке нет, и не замечаем явного. Не задумываемся о том, что чрезмерное усердие способно скорее уничтожить, нежели развить настоящий талант. Родители должны помочь детям обнаружить свои склонности через присущие им интересы, – так считает Аллан Фромм, один из крупнейших американских специалистов в области педиатрии, детской психологии и психиатрии.

Необходимо создавать благоприятные условия для реализации способностей ребенка, и ни в коем случае не ограничиваться этой областью. Пусть ребенок попробует все: и музыку, и иностранный язык, и конструирование, и рисование – активный свободный поиск даст свои результаты.

Как же с этим не согласиться, если учесть, что мозг ребенка к моменту рождения сформирован только в основных чертах?! Он обеспечивает регулирование внутренних органов и простейшие внешние рефлексы: сосание, глотание, реакцию на боль. Даже способности видеть и слышать очень ограничены. Разумеется, в генах запрограммировано последующее формирование мозга и установление в нем межклеточных связей. Так, в 5 недель ребенок уже способен фиксировать взгляд, в 6 – прислушиваться к отдаленным звукам, далее – еще ряд обязательных для всех детей достижений. Но генетическая программа развития детского организма не жестка. Созревающие клетки вынуждены сразу функционировать, и сам процесс их становления во многом зависит от функциональной нагрузки, что в будущем может существенно повлиять на формирование свойств характера и развитие личности.

На этот факт указывают и научные исследования, проведенные на животных. Выяснилось, что целенаправленные ранние воздействия могут изменить даже врожденные рефлексы, среди которых – доброжелательное отношение к матери.

Известны случаи, когда ребенка похищали животные, и он воспитывался в их среде. По возвращению таких детей-«маугли» в человеческое общество после 56 лет вынужденного «плена» попытки их воспитать и дать образование оказывались малоэффективными. Дети с трудом обучались ходить вертикально и могли произносить только несколько десятков слов.

Оказывается, и для младенцев важна окружающая среда. Хотя кажется, что в ранние месяцы все они одинаково развиваются: улыбаются, держат головку, произносят первые звуки. Небольшие различия обычно выделяют за счет врожденных качеств. Кажущаяся одинаковость первого года жизни объясняется тем, что ребенку в это время нужны небольшие внешние воздействия, и они для всех примерно однородны.

А вот дозировка активизирующего воздействия должна соответствовать каждому периоду развития ребенка – нельзя намного опережать созревание организма и перегружать мозг неприятными эмоциями.

Для ребенка существует оптимальное соотношение получения новых впечатлений и уже накопленного опыта. Если нового много – оно не воспринимается, так как притупляется внимание, и быстро теряется смысловая нить. Нового слишком мало – становится скучно.

Искусство обучения заключается в том, чтобы выбрать оптимальную дозу. Это касается и взрослых, но для детей особенно важно, так как дозированное воздействие на малыша ведет не просто к накоплению знаний, а формирует мозг, влияет на способности и восприятие.

Как может выглядеть система раннего творческого воспитания ребенка? Первое условие – правильно выбранная дозировка активного воздействия в зависимости от возраста. Второе условие – оптимальная форма общения с ребенком. Родители должны проявлять свою любовь к ребенку, быть с ним ласковыми. Отношения ровные, твердость намерений проявляется в главном, но без чрезмерного напора. Важен личный пример. Заниматься следует регулярно, затрачивая примерно 1 час на разговоры с ребенком и 1–2 часа на учебную подготовку. Само собой разумеется, необходимыми условиями являются соблюдение гигиены, режим питания, занятия физической культурой.

Выявление у ребенка его потенциальных способностей, их максимальное развитие требуют особого внимания, проникновенного труда, а также достоверных знаний природы гениальности. Ребенок представляет собой некую строго определенную индивидуальность, складывающуюся из врожденного темперамента, силы интеллекта, самочувствия и жизненного опыта. Это природное биохимическое наследие бесконечно разнообразно, прежде всего, в типах конструкции, мышления, тонуса, восприимчивости, темпов созревания, быстроты и глубины понимания. Как следствие этого – безграничное разнообразие индивидуальностей.

Но все ли мы гениальны от природы? К сожалению, этот вопрос остается открытым. Возможно, ген гениальности есть у каждого человека, и со временем он будет идентифицирован специалистами. Предполагается, что его функции блокированы определенным центром, расположенным в левой височной области. Если разблокировать ген, то у любого человека могут развиться гениальные способности.

Со временем наука ответит и на этот вопрос. Проблема гениальности актуальна и требует самого тщательного изучения.

 

Необычные видения

 

Весь мир был взволнован тем, что в Гаване появилось… привидение знаменитого писателя Эрнеста Хемингуэя. Сообщалось, что его видели сотрудники Дома-музея, в котором писатель прожил более двадцати лет. Призрак Хемингуэя якобы появлялся по ночам, с одними заводил беседу, за другими ходил по пятам.

Читая эти строки, многие подумают: разве можно верить в привидения в наше время? Ведь наука доказала, что подобные видения – это или галлюцинации, или иллюзии, или просто фантазии. Попробуем разобраться.

Современная психология достаточно хорошо изучила данное явление. Наиболее интересны исследования в этой области русских ученых – В. М. Бехтерева, В. Х Кандинского, С. П. Рончевского, Е. А. Попова, В. А. Гиляровского, В. М. Кандыбы, М. И. Рыбальского и др. Зрительные галлюцинации настолько отчетливо воспроизводятся под гипнозом, что возможность их возникновения не вызывает сомнений. Считается, что у 10–20 % людей хотя бы раз в жизни была галлюцинация. У здоровых же людей обман чувств в виде единичных кратковременных эпизодов возникает при легких изменениях сознания, соматических угнетениях, дремотных, трансовых и других состояниях. Это явление в 2–3 раза чаще встречается у психически больных людей. Галлюцинации могут быть зрительными, слуховыми, обонятельными, вкусовыми и осязательными. А вот иллюзии – самыми разнообразными: физическими и физиологическими, рефлекторными и функциональными, психогенными и аффектными, предсмертными и сенсорными, внушенными и навязчивыми и т. д. Различия между иллюзиями и галлюцинациями сводятся к тому, что возникновение первых связано с искаженным восприятием органами чувств реальных предметов, явлений, действий, а вторые до деталей принадлежат сфере воображения.

Верят в привидения, естественно, далеко не все! Но даже при самом критическом к ним отношении не исключается вероятность возникновения иллюзий и галлюцинаций у совершенно здоровых людей.

Видения могут иметь свой сюжет, вызывать полное ощущение реальности происходящего. Например, вы встревожены – видения тревожны и беспокойны. Если же вы испытываете эмоциональный подъем, то и видения у вас радостные.

В повседневной жизни мы, сами того не осознавая, можем непроизвольно впадать в состояние, близкое к гипнотическому. Например, глубоко задумавшись, мы не замечаем ничего вокруг. Или лихорадочно ищем очки или нужную бумагу на столе и не находим их, а они лежат прямо перед нами. Видения галлюцинаторных образов очень чувственны и ярки, поскольку в этом процессе участвуют практически все органы чувств. Воображаемые события при этом кажутся поразительно реальными.

Действительно, можно «почувствовать» шероховатость дерева, запах цветов, слышать голоса, видеть людей. Очень характерно для данного состояния наличие знаний, не требующих доказательств. Знаю, и все! Почему? Откуда? Этих вопросов у человека не возникает, и ответить на них он не может.

Известны случаи, когда люди, изображенные на картинах, творили «чудеса»: выходили из рам, совершали другие действия. Профессор Е. Р. Йенш в своей книге «Эйдетические изображения» (1930) подобное явление объясняет существованием специфических образов в нашей памяти.

Когда весьма сложные изображения сохраняются в зрительной памяти, они как бы накладываются на обычные зрительные образы.

Изображение может измениться и за счет преломления лучей света, отражаемых объектом, таким образом создавая оптические иллюзии. В науке это явление названо миражом. Его также можно воспроизвести в домашних условиях. Возьмите пустой стакан, заполните до половины водой и опустите в него чайную ложку – ложка будет казаться преломленной.

Наконец, известен ряд ошибок, обусловленных оптическим несовершенством глаза, некоторыми особыми свойствами различных анализаторов, участвующих в процессе зрительного восприятия (сетчатка, рецепторные клетки и т. п.). Так, наличие слепого пятна на сетчатой оболочке глаза, впервые открытого в 1668 г. известным французским физиком Э. Мариотте, затрудняет видеть весь предмет в целом.

При движении объекта наблюдения встречается ряд зрительных иллюзий, которые обусловлены некоторыми свойствами нашего зрительного аппарата. Например, если круг с окрашенным сектором привести во вращение, то весь круг кажется нам окрашенным. Это можно объяснить способностью глаза в течение долей секунды удерживать зрительное впечатление, хотя видимый предмет уже исчез из вида.

Мнимые изображения часто наблюдаются и в природе. Например, путешественники могут видеть водные миражи, приграничные оазисы, города, горы, а мореплаватели – плавающие острова. Все эти люди сталкиваются с природными явлениями, возникающими в атмосфере, которым наука дает свое объяснение.

Обычно атмосфера представляет собой как бы слоеный воздушный пирог, где каждый слой имеет свои плотность и температуру. Иногда за счет этого образуется гигантская воздушная линза, в которой преломляются лучи света. Некоторые особенности действия такой «линзы» подробно исследованы американскими физиками А. Фрейзером и У. Махом. Миражи наблюдаются чаще на больших открытых пространствах, когда световые лучи, преломляясь, распространяются параллельно поверхности земли.

Еще в древности делались попытки объяснить данное явление. По мере того как мистические объяснения миражей утрачивали свою силу, возникали новые версии, что это обман зрения, галлюцинация, метеорологическая аномалия и т. д. Возможно, в некоторых случаях так оно и было. Вопросы, на которые наука пока еще не может дать точных ответов, остаются загадкой.

 

Звуковые феномены

 

Приведем один интересный случай, иллюстрирующи явление звукового феномена. На опушке леса, чуть в стороне от проселочной дороги, находилось небольшое строение. Это был старый заброшенный сарай. К нему и направился мужчина, вышедший из лесу. Он вошел в сарай и вдруг ясно услышал голос: «Скорее, скорее выбегай!». Ничего не соображая, он выскочил из сарая, который через мгновение обрушился. «Кто же предупредил меня об опасности? – размышлял путник. – Ведь никого рядом не было? Может быть со мной в контакт вступили инопланетяне?».

Попробуем разобраться, так ли это? В данном случае голос, который предупредил нашего героя, имел внутреннюю природу, его источником являлось подсознание самого человека. Мужчина видел, что сарай старый, а значит, может и обвалиться. Это вызвало у путника тревогу, а следовательно, и повышенную чувствительность. Он как бы воспринял сигналы обрушивающегося строения. Эта субпороговая информация и сформировала внутреннюю речь через орган слуха.

В экстремальных ситуациях, в минуты особой опасности у человека могут неожиданно проявиться необычные способности, в том числе и яснослышание. При этом можно слышать самые различные звуки: знакомый или незнакомый голос, копию собственного голоса. Иногда слышатся целые предложения, короткие фразы, а порой и длинные рассказы. В некоторых случаях возможен диалог собственного сознания с подсознанием, внутренним «Я». Данный феномен, кстати, описан во многих литературных произведениях. По мнению психолога В. А. Файвишевского, внутренняя речь может представляться поэтической метафорой, интуицией, внутренним убеждением или творческим вдохновением, особенно у людей чувствительных от природы, с развитым воображением. Например, Моцарт однажды на прогулке «услышал» одно из своих произведений. Когда композитор вернулся домой, осталось только записать услышанное.

В мире встречается множество необычных звуковых явлений. Их можно наблюдать в лесу, в поле, в помещении. Они могут восприниматься нами, как поскрипывание, гул, плач, смех и т. д. Многие из них относятся к звуковым миражам, возникающим в результате резонансного взаимодействия естественного природного фона с искусственно создаваемым. Те же «барабашки», к примеру, могут возникать как проявление физических полей и излучений. Удивительно, например, как мелодично «звучат» песчаные холмы. Порой они издают самые неожиданные звуки: слышится то чтото вроде свиста воздуха из проколотой шины или лая собаки, то звон натянутой струны, а то и рокот авиационных моторов.

Что же заставляет неживые пески звучать? На этот вопрос попытались ответить исследователи Я.В. Рыжко, П. И. Мариковский, Б. С. Русинов и многие другие. Некоторые ученые считают, что подобный звук рождается при механическом трении песчинок друг о друга. Другие исследователи полагают, что основная причина заключена в движении воздуха между песчинками. По мнению третьих, при трении песчинки электризуются и производят звук, как при обычном электрическом разряде. Возможно, со временем подобные явления будут дополнены иными объяснениями. Звуковые феномены в природе – еще одна загадка для ученых.

Известно, что и сновидения – продукт деятельности нашей психики. Во сне мы можем «слышать» голоса, музыку, другие всевозможные звуки. Подобные явления происходят с совершенно здоровыми людьми. Особенно они характерны для людей творческих. Так, итальянский композитор Тартини сочинил свое лучшее и наиболее известное произведение во сне. Утром, проснувшись, он записал музыку по памяти. Ясно, что «творцом» музыки на сей раз было подсознание композитора. Некоторых персонажей своих будущих произведений увидели во сне А. С. Грибоедов, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой и другие писатели. А Д. И. Менделеев, как известно, увидел во сне таблицу химических элементов.

 

Интуитивное чувство

 

Пешеход, не торопясь, направился к переходу, остановился на обочине тротуара, посмотрел налево, направо, пропустил идущий автобус, собрался уже переходить улицу, но внезапно охватившее его волнение не позволило ему сделать шаг. Это спасло пешехода от неминуемой гибели – мимо него на огромной скорости промчалась легковая машина. Пешеход оцепенел от ужаса, понимая, что мог попасть под колеса, но постепенно стал приходить в себя. «Что же остановило меня? – задал себе вопрос пешеход, – Ведь я был абсолютно уверен, что за автобусом не было машин…».

А как думаете вы? Ведь наверняка, каждый из вас хоть раз в своей жизни сталкивался с подобным явлением, когда внутреннее чувство подсказывало воздержаться от намеченного действия. Многие из вас давно заметили, что принимая подчас важные для себя решения в сложных ситуациях, вы не в состоянии объяснить ни самому себе, ни другим, почему поступили именно так.

Иначе как интуитивным предчувствием такое психологическое явление и не назовешь. Природа наделила человека величайшей способностью предчувствовать события, совершать действия, иногда противоречащие всякой логике, но в итоге оказывающиеся единственно верными.

Интуиция, как показывают научные исследования, присуща каждому человеку. Подсознание, разговаривающее с нами языком интуиции, знает ответы на многие волнующие человека вопросы. Она не более чем внутренний механизм, который помогает нам, когда мы принимаем решение. Это то, что некоторые из нас называют внутренним чувством, инстинктом, голосом, который ведет нас в том или ином направлении. Доверяя интуиции и руководствуясь инстинктами, можно избежать нежелательных проблем.

Неосознаваемые проявления высшей нервной (психической) деятельности издавна волновали умы ученых: философов, естествоиспытателей, врачей. Еще древние греки признавали, что рациональное мышление – неполное и нуждается в поддержке интуиции. Даже великий А. Эйнштейн признавал, что научная истина сначала обнаруживается посредством интуиции, и только потом проверяется логикой.

Сегодня проблема скрытых возможностей человека стала одной из самых актуальных. Интуиция занимает в ней особое место как один из факторов целостной организации сознательной и бессознательной психической деятельности человека. Большую ценность в этой области представляют работы отечественных ученых В. М. Мосидзе, Э. А. Костандова, В. Л. Деглина, Н. Н. Брагиной, Т. А. Доброхотовой и др. Их исследования функциональной асимметрии головного мозга позволили глубже проникнуть в психологический смысл и физиологические механизмы неосознаваемых явлений. Непосредственное отношение к проблеме неосознаваемого психического также имеют исследования закономерностей и механизмов вероятного прогнозирования, проведенные И. М. Фейгенбергом и О. К. Тихомировым.

Согласитесь, что каждый раз, когда вы собираетесь совершить то или иное действие, вы думаете не только о достижении цели, но и вероятности (возможности) ее достижения. При этом, разумеется, вы не ведете математических расчетов: в большинстве случаев оценку такой вероятности выдает подсознательная интуиция. Как правило, проявляется она в виде ощущения успеха (если вероятность высокая) или тревоги, уныния, страха (если вероятность низкая). В процессе решения творческой задачи неосознаваемая оценка вероятности успеха может переживаться человеком и физиологически. Так, интуитивное предчувствие правильного хода дела может сопровождаться ощущением нарастающего тепла в теле, и наоборот, ошибочного – ощущением холода.

Еще И. П. Павлов отмечал особый класс субсенсорных условных рефлексов, происхождение которых для человека – загадка. Современные экспериментальные исследования, проведенные Г. В. Гершуни, А. И. Ройтбаком и др., подтвердили гипотезу великого ученого о механизме замыкания неосознаваемых условных рефлексов. При определенных условиях они могут сохранять нервную связь между следами ранее полученных впечатлений с непроизвольным возбуждением нервных клеток, которые не были подвержены подобному внешнему раздражению.

Подсознание оперирует тем, что уже имеется в мозге в готовом виде, но до поры до времени недоступно сознанию. Мозг пианиста, например, хранит автоматизированные навыки движений, и сознанию нет нужды контролировать каждый этап осуществляемых действий. Пианист интуитивно нажимает на клавиши, как того требует пьеса, уже не задумываясь о нотах.

То, что хранит память может дополняться новыми догадками и предположениями. Опытный врач иногда способен поставить правильный диагноз, только взглянув на больного. При этом он не в состоянии объяснить, какие именно признаки болезни – цвет лица, походка больного или характерная манера речи – сыграли решающую роль при постановке интуитивного диагноза. Все эти признаки заболевания уже хранились в памяти врача, накопленные в процессе многих лет общения с больными. Ему оставалось лишь соответствующим образом их оформить.

По мнению известного психолога Л. Дэй, интуитивное впечатление никогда не бывает однозначным. Интуиция часто символична и фрагментарна. Только в редких случаях она говорит законченными фразами. Чаще интуиция бессмысленна, тривиальна, сопровождается определенным потоком определенных впечатлений, образов, ощущений, особенно когда ситуация касается будущего – в результате мы нередко гоним ее от себя.

Мы никогда не руководствуемся в своем поведении одними лишь эмоциями или одной только логикой, или одной интуицией. Наша интуиция так глубоко вплетена в другие психические процессы, что она не может казаться нам логическим завершением принятого решения. Мы не можем использовать ее независимо от своих мыслей, чувств и знаний. Как логика может быть затемнена чувствами, так и интуиция может быть завуалирована знаниями и логикой.

Распознать подсказки интуиции – значит осознать внутренние мысли, чувства, настроение и воспоминания, познать скрытую сущность и глубинные механизмы окружающего нас мира, понять, что ничего в нем не бывает случайным, так же как и не бывает случайных совпадений. Конечно, это непросто. Опора на интуицию означает действие без оглядки на логику, здравый смысл и чувственный опыт.

Многие люди добиваются успехов в жизни, бизнесе, полагаясь на свою интуицию. У мужчин более развиты природные инстинкты, чем интуитивное предчувствие. Они чаще чувствуют, так сказать, нутром. Большинство женщин, наоборот, интуитивно остро ощущают состояние близких им людей, особенно если это касается их ребенка. Интуиция молодой матери тонко настраивается на получение любой информации о ребенке.

Некоторые люди более одарены интуитивными способностями, в то время как другие имеют талант логика, художника или писателя. Для многих успешное использование своей интуиции могло быть делом случая – орел или решка. Очень часто в экстремальных ситуациях интуиция может проявляться как защитный механизм. По мнению психолога В. Финогеева, любой человек обладает определенной системой самосохранения, назначение которой состоит в приеме и обработке информации, представляющей угрозу для его жизни. Если эта система работает хорошо, то человек неосознанно всегда принимает правильные решения, не оказывается в тех местах, где его поджидает опасность. Он просто проходит мимо этих мест, руководствуясь своими инстинктами. Если же система работает плохо, у человека зачастую возникает нехорошее предчувствие, что чтото должно случиться. Но конкретно, что должно случиться, когда и где – он не знает, ибо в силу неэффективности работы системы самосохранения поступающая информация не обрабатывается головным мозгом на подсознательном уровне. Она выталкивается в сознание в необработанном виде и осознается человеком не более как интуитивное предчувствие чегото плохого. Такая ситуация и есть показатель нарушения системы самосохранения, которая структурно состоит из сознательной и подсознательной ветвей.

Сознательная система самосохранения собирает информацию, которая поступает через сенсорные каналы (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), и она неотделима от разума. В приведенном выше примере, переходя улицу, человек смотрит сначала налево, затем направо, пропускает автобус – это работает сознательная ветвь системы самосохранения. Что в это время делает подсознательная ветвь? Она следит за тем, чтобы за автобусом не было быстродвижущейся машины, которую пока не видит человек.

Подсознательная система работает с сигналами, которые не поступают через сенсорные каналы, поскольку они ниже порога их чувствительности (это сверхслабый свет, инфракрасное и ультрафиолетовое излучения, низко и высокочастотные электромагнитные колебания, гравитационные взаимодействия и т. д.). Все эти сигналы тем не менее воспринимаются головным мозгом на субпороговом уровне, поступают в распоряжение системы подсознательной охраны, давая сведения об объектах, находящихся от вас на расстоянии. Подсознательная система, улавливая эти сверхслабые сигналы, анализирует сложившуюся ситуацию и выдает свое заключение.

Все наши жизненные ситуации так или иначе связаны с будущим, которое частично предопределено в силу взаимосвязи происходящих событий. Интуиция как средство выживания особенно хорошо умеет его предсказывать. Для большинства из нас этот процесс происходит бессознательно и со значительными помехами со стороны логического разума и эмоций. Осознавая интуитивную информацию, можно избежать многих неприятных минут, миновать эпицентр опасных событий и т. д. Хотя интуиция и кажется неосязаемой, она может быть использована для получения достаточно точной и полезной информации. Совместить интуицию с чувствами и суждениями – значит несоизмеримо повысить ценность принимаемых решений. Научиться управлять своей интуицией может каждый.

Как правило, интуитивные впечатления проявляются в виде зашифрованных образов и символов. На первом этапе необходимо научиться их распознавать, а затем интегрировать полученную информацию с целью ее достаточного понимания. Таким образом, можно научиться расшифровывать (читать) любое интуитивное впечатление. Помогут вам в этом следующие практические советы и рекомендации. Но прежде определите уровень своей интуиции с помощью психологического теста. Интуитивно ответьте на вопрос, в какой последовательности женщина покупала в продовольственном магазине продукты, перечисленные ниже. Определите, какой продукт она купила первым? Постарайтесь не подсматривать правильный ответ, приведенный ниже. Итак:

1. Красное яблоко.

2. Зеленый перец.

3. Белокачанная капуста.

4. Кавказский шашлык.

5. Большой арбуз.

6. Говяжья тушенка.

7. Земляной орех.

8. Майский мед.

9. Зимняя вишня.

Проанализируйте свои ассоциативные ощущения и интуитивные подсказки, возникшие в процессе чтения задания. Определите, какие из них явно указывали на первоочередной продукт, а какие – на второй, и т. д. Даже правильно выбранный продукт, занимающий третью позицию, свидетельствует о вашей хорошей интуиции. (Ответ к тесту: продукты покупались в следующем порядке: говяжья тушенка, земляной орех, зимняя вишня…).

Способность понимать информацию, которую вы хотели бы получить интуитивно, конечно, требует тренировки. С детства нас учили доверять только логике, всему тому, что видимо, осязаемо, научно обосновано. Поэтому интуитивная способность угасает в каждом из нас, когда мы вырастаем. Будучи взрослыми, мы учимся оценивать данные, как реальные, уместные или объективные, и избавляемся от того, что не является реальным по стандартам общества. Поэтому все тренинги интуиции должны начинаться с выявления того, какие ощущения человек принимает, а какие – игнорирует. На этом этапе важно осознать, как ваш логический разум осуществляет цензуру интуитивных впечатлений.

Выполняя любое психологическое действие, мы бессознательно задействуем множество сложных психических функций. Читаем ли мы книгу, разговариваем ли по телефону, наша память мгновенно сравнивает каждое услышанное или увиденное слово с десятками слов, хранящихся в долговременной памяти. Там же вместе с этими словами хранятся и соответствующие образы и ассоциации, которые запрашиваются нашей памятью и поставляются в сознание.

Интуиция во многом функционирует таким же образом. Она непрерывно поставляет данные нашему сознанию, хотя обычно мы это не осознаем. Так что ключ к развитию интуиции находится в наших руках. Важно только научиться ее распознавать: как и на что обращать свое внимание.

Окружающая среда постоянно влияет на человека. Разумеется, высокие технологии, без которых невозможно представить современную жизнь, вносят свои коррективы в наш чувственный мир. Мы научились не воспринимать большую часть получаемой нами информации эмоционально и чувственно. Мы больше полагаемся на свой разум. Мы потеряли контакт со своими ощущениями, равно как и со своей интуицией. Поэтому очень важно снова заглянуть в свой чувственный мир, познакомиться со своими ощущениями – это позволит вам в дальнейшем собирать и выделять нужную интуитивную информацию. Научиться этому помогут следующие упражнения.

Обратите внимание на книгу, которую вы сейчас держите в руках. Когда вы читаете книгу, какие впечатления вы получаете через осязание? Возможно, вы осознаете легкость книжного листа в своих руках, шелест страниц, а, возможно, и то, и другое одновременно. Какие впечатления вы получаете через зрение, обоняние, слух, когда читаете данную книгу? О чем говорят ваши внутренние ощущения, мысли и чувства, настроение и воспоминания? Вы погружены в них даже в тот момент, когда сознательно воспринимаете только незначительную их часть. Ваша цель – остро, проницательно воспринимать все, что бы вы ни чувствовали, чтобы затем сознательно управлять своими ощущениями.

Не забудьте рассказать самому себе о своих мыслях, чувствах и воспоминаниях, случайно пришедших вам в голову. Не старайтесь игнорировать ощущения, которые не имеют смысла: они могут оказаться для вас ценными. Наконец, если вы устали, расслабьтесь и сосредоточьтесь на любом из своих ощущений. Пусть одно ощущение само ведет вас к другому ощущению или мысли, и так далее.

Бл<


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.