Неисчерпаемые резервы совершенствования личности — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Неисчерпаемые резервы совершенствования личности

2021-11-25 27
Неисчерпаемые резервы совершенствования личности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Развитие памяти

 

Память – свойство высшей нервной деятельности, но ее жизненное назначение нельзя переоценивать. Благодаря ей человек может развиваться психически. Память включает такие процессы, как восприятие, запоминание, обработка поступившей информации, сохранение, извлечение или поиск, воспроизведение (использование знаний), забывание как невозможность воспроизведения информации. По продолжительности сохранения информации память делится на сенсорную, кратковременную и долговременную.

Сенсорная память сохраняет информацию в течение 1/4 секунды, чтобы мозг мог решить, стоит ли на ней концентрировать внимание. В кратковременной памяти информация сохраняется примерно в течение 20 секунд. Объем ее ограничен – в среднем он может хранить одновременно не более 7±2 элементов, однако он может увеличиваться с помощью промежуточной памяти. Она же увеличивает и длительность сохранения информации от нескольких минут до нескольких часов. Объем и длительность долговременной памяти не ограничены. Она включает условнорефлекторную фиксацию (например, закрепление физиологической реакции отвращения к спиртному), а также образную, эмоциональную и словеснологическую. Все виды памяти по материалу запоминания можно классифицировать следующим образом: двигательная, наглядночувственная (визуальная, акустическая, тактильная и др.), эмоциональная, словеснологическая. Что же касается качества памяти, то оно у отдельных лиц может отличаться быстротой запоминания, длительностью сохранения информации, объемом запечатленного материала, точностью его воспроизведения. Эффективность запоминания обусловлена степенью внимания в момент получения информации, личным опытом по запоминанию, полезностью материала, а также распределением новой информации в памяти таким образом, чтобы она заняла в ней свое место. Забывание ненужной информации разгружает центральную нервную систему, освобождает место для новой информации. Так, например, уже через 20 минут мы забываем примерно 42 % информации, через час – 50 %, через 6 дней – 75 %, а через месяц – 80 %. Сохранение информации зависит от возраста человека, от ее востребованности или значимости и от возможных помех при запоминании.

Информация будет запоминаться намного легче, если вы станете соблюдать следующие условия. Внимательно изучите весь запоминаемый материал и одновременно старайтесь видеть, слышать и мысленно «проговаривать» его; учитывайте, что начало и конец любой информации запоминаются значительно легче. Чтобы лучше запомнить основной блок информации, разбейте его на части, установите между ними взаимосвязь, выделите основные мысли и понятия; затем усложняйте запоминаемый материал, добавляя детали; повторяйте его 3–5 раз в день каждые 3–4 часа; спустя 2–3 дня снова просмотрите его полностью.

Дальнейшее развитие памяти сочетайте с выполнением специальных психологических упражнений, способствующих развитию воображения, зрительной памяти, а также повышающих наблюдательность и умение сосредоточиваться. Это позволит вам значительно улучшить память, а может быть, и стать обладателем феноменальной памяти. Наглядным примером могут послужить наиболее распространенные в практической психологии упражнения.

Вспомните во всех подробностях вчерашний день, затем прошедшую неделю, месяц, год, основные этапы жизни. (Со временем вы будете хорошо помнить все, что с вами происходит, до мельчайших подробностей.)

Прочитайте в книге предложение, абзац, страницу, несколько страниц, главу и т. д., затем в состоянии аутотренинга (мышечного расслабления) вспомните всю информацию полностью. (Помните: слова сами входят в память!).

Визуализируйте лист бумаги с цифрами. Мысленно создайте образную «картинку», удерживайте ее в памяти сначала с открытыми глазами, а затем с закрытыми. Считывайте с нее все цифры подряд, затем в обратном порядке. По мере тренировок повышайте количество цифр на «картинке».

Усложните упражнение. С открытыми глазами выполните «мгновенное запоминание» текста (можно газетного), начиная с 2–3 предложений. Затем увеличьте количество текста, запоминаемого одним взглядом, доведите объем до одной страницы, затем нескольких и т. д. Психологически настраивайте себя на постоянное улучшение памяти. Для этого проговаривайте в состояниях аутотренинга, бодрствования формулу самовнушения: «Я запоминаю легко и быстро. Я запоминаю легко и надолго. Я отлично помню все, что вижу и слышу. Моя память сохраняет все. Легко и сразу запоминаю номера автомашин, телефонные номера, имена, фамилии. Читаю внимательно, запоминаю быстро. Пишу ясно и четко. Необходимую информацию легко вспоминаю. Нужная мысль, слово приходят сами и вовремя. У меня хорошая память. С каждым днем она становится все лучше и лучше». Для улучшения «бытовой памяти» применяйте формулу: «Я становлюсь собранным и внимательным. Уходя из дома, дверь всегда запираю, свет, телевизор, утюг выключаю. Кошелек и ключи в сумке, проездной во внутреннем кармане…» и т. д. Перед экзаменом (выступлением) используйте формулу: «Я спокоен. Во время экзамена чувствую себя уверенно, полностью владею собой. Сердце работает ровно, ритмично. Дыхание спокойное. Я хорошо подготовлен к экзамену. Я могу ответить на любой вопрос. Моя память хранит все, что я знаю. Я быстро и четко отвечу на любой вопрос». На экзамене: «Отвечаю спокойно, все помню, чувствую себя уверенно, все знаю». В целях быстрейшего освоения рекомендованных приемов необходимы регулярное проведение занятий и хорошее настроение. Положительные эмоции активизируют все «информационные» процессы в организме, мобилизуют его резервные возможности, улучшают память.

 

Развитие внимания

 

Человеческий организм от природы обладает огромными резервами для исцеления болезней. Но всегда ли он использует их в полной мере? К сожалению, нет. Если наше сознание «паникует» перед определенным недугом, организм нередко заболевает. Между тем способность концентрировать внимание на положительных мыслях делает организм стойким не только к внешним воздействиям, но и к болезням.

Важно научиться концентрировать внимание на главном, отвлекаться от ненужных навязчивых мыслей.

В различных системах оздоровления применяются и разные психологические приемы, развивающие положительные эмоции, их устойчивость. Например, фиксация взгляда на блестящем ярком объекте (заходящем и восходящем солнце, лампе синего цвета, блестящем металлическом шарике, кристалле и т. д.).

В своей системе психофизической саморегуляции и самооздоровления особое внимание следует уделить развитию саногенного (оздоравливающего) мышления. Хорошие мысли человека способствуют его выздоровлению, гармоничному восприятию самого себя и окружающих. Укрепляются и раскрываются резервные возможности организма. Устанавливается новое психологическое и физическое равновесие.

Специальная практика, направленная на тренировку внимания, может расширить ваши возможности. Рекомендуемые упражнения повысят свойства сосредоточения, концентрации и устойчивости внимания, увеличат его объем, избавят от рассеянности и неумения переключатся.

Для развития способности концентрировать свое внимание в спокойной обстановке, с хорошим настроением, выполняйте психофизические упражнения, рекомендованные нами ранее. Это упражнение на концентрацию дыхания и упражнения с концентрацией на предмет (драгоценный камень, янтарь, жемчужину и т. д.). В дальнейшем концентрируйте внимание на менее примечательных предметах, например карандаше, спичечном коробке и т. д.

Далее для решения своих проблем используйте упражнение с формулой самовнушения. На чистом листе бумаги напишите большими буквами нужную фразу для самовнушения. Например: «Мой организм совершенно здоров. У меня хорошее настроение». Созерцайте эту фразу регулярно в течение 10–15 минут, таким образом вы закрепите желаемую лечебную установку в организме.

 

Развитие воображения

 

Уже давно замечено, что тот, кто при недомогании психологически входит в образ здорового человека, быстро и эффективно поправляет свое здоровье. Основой является воздействие воображения. С его помощью вы можете развить в себе удивительные способности. Например, стать нечувствительным к боли, жуткому холоду или невыносимой жаре, спать на гвоздях, ходить босиком по тлеющим углям и т. д. Казалось бы, это фантастика? Однако регулярные занятия по визуализации (мысленному представлению) позволяют закалить организм, сделать его стойким к внешним воздействиям и к болезням. Но вначале необходимо развить зрительное воображение. Достичь этого можно с помощью занятий по визуализации конкретных предметов.

Сядьте удобно (можно за рабочим столом). Поместите на близком расстоянии от глаз какой-либо предмет и пристально рассматривайте его в течение 2–3 минут. Сосредоточьте внимание на его форме, цвете, структуре материала, из которого он сделан и т. д. Затем закройте глаза, попытайтесь мысленно представить этот предмет целиком, во всех деталях. Открыв глаза, сопоставьте мысленный образ с реальным. Повторите упражнение 5—10 раз. Постепенно переходите к более сложным предметам. Для визуализации подбирайте яркие, броские, запоминающиеся предметы. В процессе тренировок вы научитесь быстро, практически мгновенно, запоминать их внешний вид, станете более наблюдательными, улучшите зрительную память.

Сосредоточиться на выбранном предмете могут мешать слабая зрительная память, рассеянность, сонливость, возбужденность. Для их преодоления используйте вдохновение, веру, волевое усилие и т. д. Освоив ясное и четкое мысленное представление простых предметов, переходите к визуализации сложных образов, возникающих на основе знаний о реально существующих. Они могут реализовываться любым из органов чувств, следовательно могут быть зрительными, вкусовыми, обонятельными, слуховыми, осязательными и другими. Любое ощущение будет испытано полнее, если ваш образ окажется ярким. Усилят их действие на организм и соответствующие формулы самовнушения. В этом случае необходимо максимально ярко, не напрягаясь, представить содержание конкретной формулы-программы. При этом не важно, на чем вы будете останавливать свое внимание в первую очередь – на слове, а затем подключаемом к нему мысленном образе, или наоборот. В процессе психофизического самовоздействия они всегда взаимно подкрепляют действие друг друга. Однако иногда следует учитывать и приоритеты собственного мышления (логического и образного). Научившись реально ощущать в организме яркие мысленные образы, вы сможете овладеть оздоровительной визуализацией, например, войти в образ здорового человека и, следовательно, улучшить свое самочувствие.

С этой целью рекомендуем повторить уже изученные вами основные приемы образного самовоздействия: зрительное и воображаемое представление, мысленное воссоздание портрета, воссоздание образа самого себя, вхождение в образ, прочувствование образа, оздоровительные и поведенческие образы.

В дальнейшем нужны систематические тренировки в «искусстве перевоплощаться» в конкретный образ до полного овладения нужным качеством.

Используйте визуальный отдых. Закройте глаза и постарайтесь погасить воображение. Перед глазами не должно возникать никаких образов. Упражнение активизирует мозговые структуры и обеспечивает психологический отдых организма.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.