Санитарно-гигеническая экспертиза проектов школ и школ интернатов — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Санитарно-гигеническая экспертиза проектов школ и школ интернатов

2021-10-05 46
Санитарно-гигеническая экспертиза проектов школ и школ интернатов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При оценке проекта вначале следует прочитать пояснительную записку,установить тип школы, число детей, на которое она рассчитана, радиус обслуживания. Затем анализируют генеральный план школьного участка и внутренней планировки школьного здания. Необходимо выяснить ряд моментов:

1) как размещается земельный участок (внутри квартала, смежно с несколькими кварталами)

2) конфигурацию, общую площадь земельного участка и площадь, приходщуюся на одного ребенка

3) составные элементы участка(защитная зона, спортивная зона, биологический уголок, зона отдыха, хозяйственный двор)

4) процент застройки участка

5) процент озеленения

6) количество входов и проездов на земельный участок, наличие отдельного проезда на хозяйственный двор

7) как расположено здание школы на участке

 

При анализе проекта здания школы оценивают:

1. композицию школьного здания (централизованная, блочная,павильонная)

2. этажность здания

3. основные помещения школы:

· классные комнаты (их число на каждом этаже, площадь, длина и глубина каждой классной комнаты, площадь на одного человека); естественное освещение (ориентация, световой коэффициент, коэффициент заглубления, сторона падения света по отношению к ученикам)

· лаборатории (физическую, химическую, биологическую) и кабинеты (истории, географии, литературы, математики,черчения)(их размещение, площадь каждого помещения и площадь на одного учащегося)

· гимнстический зал(расположение, общ площадь, площ на одного учащ, высота,естеств освещ)

· помещение для организации продленного дня

4. вспомагательные помещения:

· рекреационные залы и коридоры

· вестибюль с гардеробом, столовую-буфет

· актовый зал, комнаты общ организаций, библиотека

· туалет

5. служебные помещения:

· кабинет директора и концелярию

· кабинет врача

· учитеская

Экспертиза проекта школы-интерната

Кроме перечисленных помещений необходимо рассмотреть помещения, находящиеся в жилом комплексе:

1. Спальные комнаты(расположение, общая площадь, площадь на одного воспитанника)

2. Туалет при спальнях (площадь на одного учащегося, число умывальников, унитазов)

3. Душевые комнаты(площадь, колтчество рожков)

4. Комната для очистки одежды и обуви (расположение и площадь)

5. Сушилки для одежды(расположение и площадь)

6. Гостиные и реакционные залы(размещение, общ площадь)

7. Медицинский пункт(расположение, набор помещений, площадь)

8. Пищеблок- складские и производственные помещения, общественный зал (площадь на одно место)

Гигиеническая оценка школьной мебели. Требования к ТСО, учебникам и наглядным пособиям

Важным требованием, которому должны соответствовать учеб­ники и книги для детей, является удобочитаемость, т.е. обеспечение максимальной продуктивности при длительной работе органа зрения с минимальным напряжением и утомлением. Особенно важно качество издания для детей младшего школьного возраста в связи с возрастными особенностями зрительно­го восприятия и недостаточным развитием навыка чтения, что делает процесс чтения трудным и утомительным.

К наиболее гигиенически значимым параметрам шрифтового оформления издания, обеспечивающим его удобочитаемость, отно­сятся:

· размер шрифта (кегль);

· рисунок шрифта (гарнитура, начертание);

· расстояние между строками (интерлиньяж).

Также к ним присоединяются:

· длина строки (формат набора);

· расстояние между колонками при многоколонной верстке (средник).

В зависимости от характера предъявления и объема информационного материала для единовременного прочтения и усвоения по учебным дисциплинам издания подразделяются на:

· гуманитарные

· математические

· естественные

· специальные для начального профессионального образования

В зависимости от функционального назначения в процессе обуче­ния издания подразделяются на:

· учебники

· учебные пособия

· практикумы

Для учащихся выпускаются также хрестоматии и издания комби­нированные. Хрестоматия — учебное пособие, содержащее литератур­но-художественные. исторические и иные произведения и отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины. Издание комбинированное — издание, включающее наряду с печатным тек­стом записи звуков (дискеты, пластинки) и изображения на других материальных носителях (слайды, пленки).

В зависимости от возрастной категории учащихся и в соот­ветствии с возрастными физиологическими особенностями органа зрения и принятой в гигиене детей и подростков возрастной перио­дизацией развития детского организма учебные издания предназна­чаются для:

· начального образования (1-я ступень) - 1-4-е классы;

· основного образования (2-я ступень) — 5-9-е классы;

· среднего образования (3-я ступень) - 10—11-е классы (в том числе для начального профессионального образования).

Масса учебных изданий не должна быть более 300 г для 1-3(4)-х клас­сов; 400 г для 5-6-х классов; 500 г для 7-9-х классов; 600 г для 10-11-х классов.

Масса изданий для 1-3(4)-х классов, предназначенных для работы только в школе (при этом на титульном листе книги обязательно ука­зывается эта специфика использования), не должна превышать 500 г. Допускается увеличение массы издания не более чем на \0%.

Качество полиграфических матералов и бумаги определяет санитар­ное состояние учебника. Низкое качество переплета, использование шероховатой, рыхлой, непроклеенной бумаги (легко впитывающей влагу) способствует быстрому загрязнению и порче учебника, что затрудняет воспитание гигиенических навыков и может оказаться небезопасным в санитарно - эпидемическом отношении.

Учебные издания могут быть изготовлены в мягкой обложке или в жестком переплете. Не допускается применять способы скрепления блока издания, приводящие к ухудшению условий чтения: шитье про­волокой втачку, клеевое бесшвейное скрепление.

Для изготовления учебников должна применяться бумага, пред­назначенная только для печати книжных изданий (офсетная, типог­рафская, книжно-журнальная) с показателем белизны 74~Щ%, Не допускается применение газетной бумаги.

Величина зрительной нагрузки при чтении зависит от условий видимости и удобочитаемости. Видимость текста определяется качеством бумаги (цвет, просвечиваемость, гладкость), печати (контрастность наборного знака и фона, насыщенность и про­чность краски), а удобочитаемость — характером печатных знаков (размер шрифта — кегль), гарнитурой (комплект шрифтов, харак­теризующихся едиными стилевыми особенностями рисунка зна­ков), цветом печатной краски, форматом полосы набора и располо­жением текста на странице (длина строки, интерлиньяж — пробел между нижними выносными элементами знаков верхней строки и верхними выносными элементами знаков нижней строки, измеря­емый в пунктах3, — размер полей).

Печать школьных учебников должна быть четкой, интенсивно чер­ного цвета и равномерной.

Для букварной и послебукварной части букваря (гуманитарные дисциплины) оптимальными па­раметрами шрифтового оформ­ления являются кегль шрифта — 20 пунктов (высота прописной буквы 4,95 мм); длина строки - 126—130 мм; увеличение интер­линьяжа — 4 пункта; шрифты — из группы рубленых нормального светлого прямого (для букварной части полужирного) начертания. Примеры гарнитур из группы рубленых шрифтов: «букварная», «азбу­ка», «журнальная рубленая», «гельветика», «прагматика».

Не допускается двухколонный набор основного текста, кроме стихов. Двухколонный набор стихов разрешается только при рас­стоянии между колонками не менее 18 мм.

Для изданий, предназначенных детям 2—4-го класса, оптималь­ными являются следующие параметры: кегль шрифта — 16 пунктов (высота прописной буквы 4,00 мм); длина строки — 120—130 мм; увеличение интерлиньяжа — 2—4 пункта; шрифты — из группы рубленых нормального светлого прямого начертания.

Не допускается двухколонный набор основного текста, кроме стихов. Двухколонный набор стихов разрешается только при рас­стоянии между колонками не менее 9 мм.

Для изданий 5-11-х классов оптимальными являются шрифты группы малоконтрастных нормального светлого прямого начертания (например, гарнитуры «школьная», «журнальная», «Петербург»), атакже шрифты из группы медиевальиых с умеренной контрастнос­тью штрихов, преимущественно наклонными осями округлых букв (СанПиН 1.2.1253—03 рекомендует их для набора основного текста в учебных и научных изданиях, называя в качестве примера гарнитуру типа «Тайме»).

Масса учебников из расчета на учебный день (без массы ранца или портфеля и письменных принадлежностей) не должна превышать допустимых уровней переноса учебных комплектов: учащимся 1-2-го классов до 1,2 кг, 3—4-го классов — до 2,2 кг, 5-6-го классов - до 2,2 кг, 7-8-го классов — до 3,2 кг, 9—11-го классов — от 3,2 до 3,7 кг

 

 

Одним из основных требований является соответствие размеров мебе лu длине тела и пропорциям ребенка. При нарушении этого требования увеличивается наклон туловища, развивается его асимметрия, возрас­тает напряжение мышц, обеспечивающих поддержание вынужденной, неудобной позы. Необходимым условием для поддержания физиологи­чески рациональной позы является соответствие мебели антропомет­рическим данным физически нормально развитых детей и подростков.

Для детей дошкольного возраста используются различных размеров детские столы, стулья, кровати, предназначенные для ДОУ и домаш­них условий.

Изготавливаются детские столы четырех типов:

а) I тип — стол четырехместный для детей 1,5—5 лет;

б) II тип - стол двухместный с изменяющимся наклоном крышки и ящиками для учебных пособий для детей 5—7 лет;

в) III тип — стол двухместный трапециевидной формы для детей 1,5 — 4 лет (дополнительный);

г) IV тип — стол одноместный для использования в быту.

В помещениях зля детей в возрасте от 1 года до 4 лет должны быть четырехместные столы; для средней, старшей и подготовительной групп детского сада используются двухместные столы. Столы разме­щают не более чем в 2 ряда и таким образом, чтобы свет падал слева. Оптимальная зона видения в вертикальной плоскости для детей 2—7 лет — 57 см, максимальная зона — 125—150 см. Расстояние от сле­пящей зоны окна должно быть не менее 0,45 м (лучше 1 м), а между рядами не менее 0,45 м.

Изготавливают детские кровати двух типов:»

а) I тип — кровать детская с ограждением и переменной высотой ложа для детей до 3 лет;

б) II тип — кровать детская для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Для профилактики инфекционных заболеваний минимальная дистанция между кроватями должна быть 0,3 м (от ложа), расстояние от наружных стен до кроватей - 0,7-1,0 м. В дошкольных группах допускается использовать раскладные кровати с жестким ложем и встроенные одно- и двухъярусные.

Категорически запрещается использование стационарных двухъ­ярусных кроватей.

Мебель современных образовательных учреждений подразделяет­ся на следующие группы:

1. для учебных классов:

· столы ученические одноместные и двухместные со стульями соответствующей группы;

· столы ученические лабораторные для специализированных каби­нетов (физики, химии, биологии и т.д.);

· столы компьютерные;

· шкафы для учебных пособий;

· тумбы для ТСО и тумбы под доску для учебных пособий;

· классные доски различных модификаций;

2. для библиотек:

 

· стеллажи библиотечные двух- и односторонние;

· наборы библиотечные;

3. для столовой;

4. для учебных мастерских;

5. для раздевалок;

6. для актовых залов.

Основная школьная мебель (парты, столы и стулья ученические) имеет различные размеры, зависящие от показателей длины тела детей. Каждый школьник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с длиной его тела, состоянием зрения и слуха. Рассаживание учащихся за партами (столами) произ­водится с учетом их длины тела (в обуви).

В каждом классе (учебном кабинете) следует иметь парты или столы и стулья нескольких групп в зависимости от потребности. Запрещается использовать табуреты и скамейки.

Мебель должна иметь цифровую и цветовую маркировку. Цветовая маркировка школьной мебели должна быть видна со стороны прохода между рядами; се наносят на обеих сторонах стола (парты), стула в виде круга диаметром 22 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм.

В тех случаях, когда мебель не имеет фабричной маркировки, ее проводит медицинский персонал. Для этого с помощью сантиметро­вой ленты (метра, рулетки) измеряют основные размеры парты или стола и стула и сравнивают полученные данные с соответствующим ГОСТом. Прежде всего обращают внимание на совпадение размеров высоты стола и стула, а затем и всех остальных размеров.

Зная длину тела школьника и прибавив к ней 2 см на каблук, можно опреде­лить необходимую для него группу парты или стола, стула.

Оборудование учебных кабинетов также должно отвечать определен­ным требованиям. Оборудование кабинетов иностранного языка: стол преподавателя с пультом управления и тумбой для проекционных аппаратов, подставка под магнитофон и проигрыватель, секционные шкафы (встроенные или пристроенные) для хранения наглядных пособий и ТСО, лингафонные рецептивные установки.

Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальны­ми демонстрационными столами, в которых предусмотрены пульты управления проекционной аппаратурой, подача воды, электри­чества, канализация. Для обеспечения лучшей видимости учебно- наглядных пособий рекомендуется размещать демонстрационный стол на подиуме.

В зоне учашихся устанавливаются двухместные ученические лабо­раторные столы (с надстройкой и без нее) с подводкой воды, электро­энергии, сжатого воздуха (лаборатория

В настоящее время в школе используются классные доски несколь­ких видов:

· для письма мелом:

· для письма фломастером;

· для письма мелом с нотным станом (музыкальные);

· для объявлений пробковые.

Удобными являются доски, изготовленные на основе стального эмалированного листа.

В зависимости от цвета эмали используются доски для письма мелом (зеленого цвета) и фломастерами сухого стирания (белого цвета).

Стеклоэмалевые доски могут иметь от 1 до 7 рабочих поверхностей быть стационарными. переносными, одного цвета и комби­нированными, а также разных размеров.

Доски с нотным станом предназначены для музыкальных школ и классов пения. Они изготавливаются из анодированного алюминие­вого листа черного цвета с разлиновкой нотного стана.

Существенными являются правильные расстановка оборудования и рассаживание учеников. В зависимости от назначения учебных помеще­ ний могут применяться столы ученические (одноместные и двухмес­тные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка столов должна быть, как правило, трехрядной, но возможны вари­анты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов.

Ширина рабочего места за столом должна равняться сумме длины 2 предплечий с кистями плюс 3—4 см на свободу посадки. Высота стула должна равняться длине голени с прибавлением 2 см на высоту каблука.

Глубина стула должна быть не менее 2и не более у4 длины бедра. Точно установить правильность посадки учащегося можно с помо­щью гониометрии по фотографиям позы учащегося (Ь) при сравнении величин суставных углов с оптимальными

Необходимо обращать особое внимание на случаи, когда размеры парты (стола), стула соответствуют размерам сидящего за ними, а посадка ребенка не соответствует гигиеническим требованиям. Это свидетельствует об отсутствии выработанного навыка правильной посадки.

 

79. Гигиена учебных занятий в школе. Организация учебного процесса в режиме продленного дня в общеобразовательных школах

Гигиенические принципы организации обучения детей в школе:

· соответствие учебных нагрузок возрастным и индивидуальным

особенностям ребенка и подростка;

· научная организация учебного процесса в современной школе;

· обеспечение оптимальных условий обучения.

Принцип научной организации учебного процесса в школе. Организацию учебного процесса необходимо строить с учетом физиологических принципов изменения работоспособности

Период врабатывания характеризуется повышением работо­способности, затем она держится на высоком уровне (период высокой продуктивности, работоспособности). Далее следует период снижения работоспособности, или утомления. В этой стадии выделяют три периода: неполной компенсации, конечного порыва и прогрессивного падения. Из этих закономерностей следует, что начало урока, учебных недели, четверти или года должно быть облег­ченным, так как продуктивность труда школьника в этот период сни­жена. Повышенные требования к учащимся можно предъявлять по завершении периода врабатывания, когда работоспособность достиг­ла наиболее высокого уровня. В это время целесообразно излагать новый и наиболее сложный учебный материал, давать контрольные работы. В середине учебной недели, четверти и года должны плани­роваться наибольший объем учебной загрузки, факультативные заня­тия, кружковая работа и др.

Появление начальных признаков утомления свидетельствует об окончании периода высокой и устойчивой работоспособности. В зоне прогрессивного падения работоспособности нельзя требовать выполнения интенсивных нагрузок: при этом происходит истощение энергетического потенциала организма, что может отрицательно ска­заться на состоянии здоровья школьника.

Основные нагрузки в школе ребенок испытывает на уроке — глав­ной форме учебного процесса в общеобразовательной школе.(продолжительность 45мин)

Для учащихся 1-го класса 45-минутная продолжитель­ность урока чрезмерна. Продолжительность активного внимания у учащихся этого возраста не превышает 35 мин, на последних 10-15 мин урока у них резко падает работоспособность и нарушается нейродинамика коры головного мозга, для учащихся 1-го класса необходимо заканчивать урок через 35 мин.

Во 2-м классе целесообразно проводить комбинированный урок. При этом последние 10 мин дети находят­ся в классе, но учитель использует это время для снятия утомления (чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражнений и др.). Учитель начальных клас­сов должен на уроках организовывать физкультурные минутки для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статического напряжения.

Профилактика переутомления может быть достигнута не толь­ко регламентированием длительности урока, но и его элементов. Установлено, что в 1-м классе самыми трудными оказались занятия письмом и чтением. Продолжительность непрерывного чтения для детей 6-летнего возраста не должна превышать 8 мин. Оптимальная продолжительность непрерывного письма для учащихся 7 лет состав­ляет 2 мин 40 с в начале занятия и 1 мин 45 с в конце его. В 14—15 лет длительность непрерывного письма (диктант) должна быть 20 мин.

Гигиенические требования к проведению урока едины для всех классов и сводятся к следующему: учебная нагрузка, постепенно уве­личиваясь, должна достигать максимума к середине, а затем к концу урока снижаться; в процессе занятий должны создаваться микропау­зы. Этим требованиям отвечает стандартная схема построения урока, при которой урок условно делится на 3 части - вводную, основную и заключительную. Вводная часть урока отводится для организацион­ных мероприятий и опроса, основная — для изложения нового мате­риала, а заключительная — для тренировочного воспроизводства.

Необходимо помнить, что технические средства обучения (ТСО) — телевидение, видео-, кино- и диафильмы, звукозаписи – снимают монотонность в учебном процессе обычного урока, придают заняти­ям эмоциональность и способствуют повышению работоспособности и успеваемости учащихся. Однако применение ТСО создает повы­шенную нагрузку на ЦНС, особенно на зрительный и слуховой ана­лизаторы. В связи с этим гигиенисты предложили регламентировать оптимальную длительность просмотров диафильмов, кинофильмов и телепередач на уроках в разных классах

Максимальное время просмотра кинофильмов на уроках в 1-м классе составляет 15—20 мин, в старших классах — 25—30 мин.

В течение недели число уроков с применением ТСО не должно пре­вышать для учащихся младших классов 3—4, а для старших классов - 4-6.

При использовании ТСО необходимо также знать, что оптималь­ным размером объекта восприятия для подростков на расстоянии 7,3 м непосредственно против экрана является 40 мм. Оптимальная плоскость просмотра экрана ограничена сторонами треугольника, составляющими угол у вершины 90°, а допустимая - 110е

Основные гигиенические требования к составлению расписания уроков:

1. чередование разных видов деятельности;

2. распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой работоспособности.

При построении учебного процесса следует предусматривать рациональное чередование различных видов деятельности и отды­ха, принимать во внимание классическую кривую восстановления работоспособности Очень важной является фаза субком­пенсации. Наличие этой фазы свидетельствует о тренированности организма.

Уроки, требующие большого умственного напряжения, сосредо­точенности и внимания, не следует проводить в часы наименьшей работоспособности, т.е. на 1-м уроке, когда происходит врабатывание, и на последнем уроке, когда выражено утомление. Наибольшее утом­ляющее действие оказывают предметы, с которыми школьники при обучении встречаются впервые: для учащихся 2-го класса — природо­ведение. 4-го—история, 5-го — география, ботаника, литература, 6-го - физика, для 7-го — химия.

В младшем шкальном возрасте наиболее утомительно чтение, так как процесс формирования навыков беглого чтения сам по себе сложен и утомителен. На протяжении всех школьных лет, в том числе в 8—10-м классах, наиболее утомительными оказываются химия и география. Уроки по пред­метам. оказывающим наибольшее утомляющее воздействие, следует проводить в часы оптимальной работоспособности, а уроки труда и физического воспитания - в середине учебного дня, используя их для переключения с преимущественно умственной работы на физичес­кую (лучшее время для них — 3—4-е уроки, когда начинает сказывать­ся утомление).

Нецелесообразно сдваивать уроки по одному предмету, напри­мер по русскому языку, математике и черчению. Наиболее трудные предметы следует включать в расписание 2-3 уроками, а не первыми или последними, т.е. давать их в период наиболее высокой работос­пособности учащихся. Не рекомендуется сочетание 2 или 3 трудных уроков подряд (например, физика, математика, иностранный язык). Лучше чередовать их с менее трудными предметами (например, исто­рия, математика, география). Рационально чередование предметов естественно-математического и гуманитарного циклов с уроками физкультуры, труда, пения и рисования, что дает возможность уча­щимся переключаться с умственной деятельности на физическую.

Обязательное число учебных часов в неделю нарастает от 1-го к 11-му классу с 18 до 32 ч. Обязательные часы занятий физкультурой включены в этот вид деятельности. Для школьников, желающих углу­бить свои знания по отдельным предметам с помощью факультатив­ных занятий, предусматриваются дополнительно в 6-9 классах 2 ч и в 10—11 классах — 3—4 ч.

В понедельник происходит постепенное включение школьников в учебную деятельность, поэтому их работоспособность в этот день не достигает оптимальных значений. Наиболее продуктивны в этом отношении вторник и среда. С четверга постепенно накапливается утомление, нарастающее к пятнице и субботе. Наиболее выраженное утомление учеников почти во всех классах чаще отмечается в пятницу, последующий подъем работоспособности в субботу обусловлен поло­жительным эмоциональным воздействием ожидания предстоящего отдыха и в физиологии деятельности известен как «конечный порыв».

 В связи с низкими показателями работоспособности в поне­дельник и пятницу недопустимо проводить контрольные работы, контрольные опросы, связанные со значительным нервным напря­жением школьников; нецелесообразно также объяснение нового сложного материала.

При составлении расписания не рекомендуется ставить в один и тот же день уроки по предметам, требующим большой затраты време­ни на подготовку домашних заданий. Недоучет этого положения при­водит к неравномерной нагрузке школьников домашними занятиями в разные дни недели.

Расписание занятий в классах для 6-летних детей имеет отличи­тельные особенности. Занятиям предшествует гигиеническая гимнас­тика, 2-й урок отводится для самой напряженной учебной деятельнос­ти (уроки русского языка и математики). Предметы с преобладанием динамического компонента (физкультура и музыкальные занятия) в расписании ставятся на 3-й урок. Четвертое занятие — изобрази­тельное искусство, труд (конструирование) и ознакомление с окружа­ющим миром. В субботу или четверг занятия не проводятся. В этот день организуют работу группы продленного дня для тех детей, кото­рые в этом нуждаются. В течение учебного года для учащихся 6-летне- го возраста, кроме обязательных, вводятся дополнительные (1 неделя) каникулы, которые приходятся на середину 111 учебной четверти.

Имеет особенности и организация занятий с первоклассниками, достигшими к 1 сентября возраста не менее 6,5 лет. В оздоровитель­ных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в 1-м классе применяется «ступенчатый* метод постепенного наращивания учебной нагрузки:

· в сентябре, октябре - 3 урока по 35 мин каждый;

· со 2-й четверти - 4 урока по 35 мин каждый;

· со 2-го полугодия продолжительность урока 45 мин.

 

80. Гигиенические требования к компьютерным классам. Гигиенические аспекты работы операторов на ПК

Требования к помещениям для работы с ПК

1.1.При выборе рабочего места, оборудованного компьютером, предпочтение следует отдавать помещениям, ориентированным на север или северо-восток.

 1.2.Не допускается оборудовать рабочее место для работы с ПК в помещениях, расположенных в цокольных и подвальных помещениях.

1.3. Площадь на одно рабочее место с ПК на базе электронно-лучевой трубки должна составлять не менее 6 м.кв., а при работе с жидкокристаллическими (плазменными) мониторами- 4,5м.кв.

1.4. Рабочий стол (рабочее место) размещают таким образом, чтобы монитор был ориентирован боковой стороной к окнам, а естественный свет падал преимущественно слева.

1.5. Для предотвращения выделения в воздух помещения с установленным ПК продуктов распада синтетических и лакокрасочных материалов (под действием температуры или в результате старения) при выполнении внутренней отделки интерьера используются полимерные материалы при наличии санитарно- эпидемиологического заключения; не рекомендуется использовать ДСП, слоистый бумажный пластик, синтетические покрытия (ковролин и т.п.)

1.6. В целях защиты от прямых солнечных лучей на окнах должны быть солнцезащитные жалюзи или однотонные шторы из плотной ткани, которые выполняют и функцию звукопоглощения. Цвет штор должен гармонировать с цветом стен, ширина занавесей в 2 раза больше ширины окна, для того чтобы их можно было повесить в складки.

1.7. В помещении проводится ежедневная влажная уборка, включая уборку пыли с экранов мониторов, столов, подоконников, а также систематическое проветривание после каждого часа работы при условии отсутствия ребенка в данном помещении.

Требования к персональному компьютеру

Для обеспечения более удобного наблюдения за экраном монитора конструкция ПК должна обеспечивать: - возможность поворота экрана монитора в горизонтальной и вертикальной плоскости с фиксацией в заданном положении; - регулирование яркости и контрастности. Дизайн ПК должен предусматривать окраску корпуса в спокойные мягкие тона. Корпус ПК, клавиатура и другие блоки и устройства должны иметь матовую поверхность и не иметь блестящих деталей, способных создавать блики.

Требования к освещению на рабочих местах

3.1. Помещения, предусмотренные для работы с ПК, обязательно должны иметь искусственное и естественное освещение.

 3.2. Искусственное освещение в помещениях для эксплуатации ПК должно осуществляться системой общего равномерного освещения (люстры, потолочные светильники), при необходимости к общему освещению дополнительно можно устанавливать светильник

3.3. Нормируемая освещенность на поверхности стола 300-500 лк, на экране монитора - не более 300 лк.

 3.4. В качестве искусственных источников света могут использоваться лампы накаливания или люминесцентные лампы. Однако предпочтительнее применять люминесцентные лампы, т.к. они дают освещенность в 4-5 раз больше, чем лампы накаливания. Кроме того, обеспечивают более точную цветопередачу, свет от них по своему составу близок к естественному. В отличие от ламп накаливания, люминесцентные являются не тепловым, а «холодным» источником света, что не ведет к дополнительному нагреву помещения, так же за счет большей поверхности данного типа ламп происходит равномерное распределение света в помещении.

3.5. В качестве источников света при искусственном освещении должны применяться люминесцентные лампы типа ЛБ (желтого свечения). Лампы типа ЛД и ЛДЦ (голубого свечения) не используются.

3.6.Люминесцентные лампы должны быть защищены экранирующими решетками или рассеивателями для предотвращения слепящего действия ламп на глаза пользователя ПК и возникновения бликов на поверхности экранов мониторов.

3.7. При использовании в системе общего освещения ламп накаливания тип светильников выбирается по тому же принципу - плафоны (либо арматура) должны закрывать нить накала.

3.8. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания

. 3.9. Необходимо проводить чистку стекол оконных рам и светильников не реже двух раз в год и своевременную замену перегоревших ламп.

4. Требования к уровням электромагнитных излучений на рабочих местах пользователей ПК

 Одним из вредных факторов влияния на организм пользователя ПК являются электромагнитные излучения (ЭМИ), создаваемые монитором, процессором, принтером, клавиатурой, соединительными кабелями. Превышение нормируемых и местного освещения. параметров ЭМИ случается при использовании устаревших моделей ЭВМ, но наиболее частая причина – неправильно выполненное подключение и отсутствие (или некачественное выполнение) заземления. Воздействие этих излучений, особенно в сочетании с высоким зрительным и нервно-эмоциональным напряжением, вызывает существенные изменения со стороны центральной нервной и сердечно- сосудистой системы (головные боли, раздражительность, нарушение сна, неадекватные психические реакции). 5.Общие требования к организации рабочих мест пользователей ПК 5.1.Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии не менее 50 см (оптимально 60 - 70 см). Уровень глаз должен приходиться на центр или 2/3 высоты экрана. Следовательно, работа за одним монитором 2-х и более человек недопустима.

5.2.Конструкция рабочего места (стола, стула, кресла и т.п.) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы - корпус выпрямлен, сохранены естественные изгибы позвоночного столба, голова слегка наклонена вперед, для снятия статического напряжения с плечевого пояса и рук предплечья опираются на поверхность стола. Рациональная рабочая поза позволит снизить напряжение мышц шейно-плечевой области, мышц спины и предупредить развитие утомления.

5.3. Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию.

 5.4. При наличии высокого стола и стула, не соответствующих росту обучающихся, следует использовать регулируемую по высоте подставку для ног. Основные размеры стола и стула должны соответствовать росту пользователя ПК

                           Требования к микроклимату

Оптимальные параметры температуры в помещении с ПК составляют от +19 до +21градуса Цельсия, при относительной влажности 62-55 %. При низких значениях влажности в сочетании с высокой температурой может отмечаться сухость слизистых оболочек и чувство першения в горле. Для повышения влажности воздуха следует применять различные увлажнители (можно использовать обычные сосуды с дистиллированной или прокипяченной водой). Требования к режиму труда и отдыха Немаловажным фактором при организации компьютерного обучения является строгое соблюдение режимов труда и отдыха, проведение занятий по индивидуальным графикам с учетом медицинских рекомендаций. Продолжительность работы с использованием ПК составляет не более 40 минут, включая физкультурные минутки и паузы, а также профилактические упражнения для глаз. Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанная с фиксацией взора на экране монитора не должна превышать: - для детей 6-10 лет- 15 мин; - для детей 10-13 лет – 20 мин; - старше 13 лет – 25-30 мин (на 2-м часу работы не более 20 мин). Оптимальное количество занятий в течение дня: - для детей 6-10 лет– 1 занятие; - для детей 10-13 лет – 2 занятия; - старше 13 лет – 3 занятия. Для предупреждения развития переутомления обязательными мероприятиями являются: - проведение упражнений для глаз через каждые 20 - 25 мин. Работы

 -устройство перерывов после каждого занятия длительностью не менее 15 мин.;

 - проведение во время перерывов сквозного проветривания помещения с ВДТ или ПЭВМ при отсутствии детей;

 - проведение упражнений физкультминутки в течение 1 - 2 мин. для снятия утомления, которые выполняются индивидуально при появлении начальных признаков усталости;

 - выполнение профилактической гимнастики;

Занятие с компьютерами независимо от возраста детей должны проводиться в присутствии воспитателя, педагога или родителя.

81.Профессиональная ориентация и врачебно- профессиональная консультация детей и подростков. Содержание лечебно-профилактической работы врача педиатра в детских учреждениях.

Профориентация-система мероприятий,направленная на то,чтобы помочь ребенку выбрать профессию с учетом его состояния здоровья,интересов,потребностей государства. При выборе профессии важными являются:

* Психологический аспект:изучение личности ребенка

* Медицинский аспект(проф.отбор)

Профессиональная пригодность — это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека в овладении какой-либо профессиональной деятельностью.

В профотборе профессиональная пригодность может оцениваться по нескольким критериям: по медицинским показателям, в том числе по показателям физической пригодности; по данным образовательного ценза или конкурсным экзаменам; с помощью психологического обследования; с учетом социального отбора; с учетом достигнутого уровня профессиональной адаптации и др.

В процессе отбора можно выделить ряд взаимосвязанных этапов:

1) социально-психологическое изучение профессии с целью выявления требований к человеку; такое изучение завершается подробной профессиограммой.

2) выбор психодиагностических методов исследования, в том числе тестов, в наибольшей мере характеризующих профессиональные действия (менеджмент, коммуникативные связи, общение и т.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.