Вопрос. 2. Особые и экстримальные условия труда. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Вопрос. 2. Особые и экстримальные условия труда.

2021-11-24 35
Вопрос. 2. Особые и экстримальные условия труда. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Трудовая деятельность юриста нередко протекает в особых, неблагоприятных и экстремальных условиях труда. Сотруднику приходится осуществлять трудовую деятельность не в стабильных, а в изменяющихся пространственных, временных, температурных и других условиях осуществления профессиональной деятельности.

Особые и экстремальные условия с точки зрения психологии имеют определенные различия.

В особых условиях труда профессиональная деятельность связана с непостоянным воздействием экстремальных факторов, а э кстремальными условиями профессиональной деятельности считаются условия постоянного воздействия экстремальных факторов. Например, деятельность шахтера, подводника всегда проходит под воздействием экстремальных факторов закрытом пространстве, сенсорной изоляции, потенциальной угрозы жизни. Длительное воздействие на организм человека экстремальных условий в процессе трудовой деятельности вызывают рассогласование различных систем психики и организма человека. Подобные условия вызывают психологическую напряженность организма человека, заставляя мобилизовать резервные возможности. К сверхэкстремальными относят условия профессиональной деятельности, сопровождающиеся патологическими изменениями организма сотрудника, с последующей невозможностью продолжать трудовую деятельность.
В данных условиях происходит сверхэкстремальная напряженность организма человека, с последующей мобилизацией «аварийных» запасов организма до полного истощения.

Неблагоприятные условия труда в предметной, физической среде (негативное воздействие физических факторов, отказ оборудования и др.) и экстремальные условия в социальной сфере (при увольнении сотрудник лишается привычного для него статуса, возникает необходимость обучения новым навыкам).

Проиллюстрируем варианты особых условий трудовой деятельности.

Неопределенная ситуация. Появление самого события в процессе трудовой деятельности не определено. Внезапное изменение графика работы, неожиданное тестирование сотрудника на профессиональную пригодность, неоднозначность критериев оценки профессиональной деятельности. Все это приводит к снижению эффективности трудового процесса, зарождению и прогрессивному развитию напряженного психического состояния, эмоциональной неустойчивости, потере чувства уверенности в себе.

Необходимыми условиями эффективной профессиональной деятельности в подобных условиях – устойчивость к фактору неопределенности, способность эффективно действовать в условиях нестабильной информации и информационного голода.

Ситуацию с усложненными условиями характеризует монотонные условия трудовой деятельности, отсутствие полноценного отдыха, негативное окружающее воздействие (шум, вибрация и др). Подобные условия сопровождаются с возникновением неадекватной психической напряженности, уменьшением производительности труда, чувство усталости, тревоги, при этом, у наиболее подготовленных сотрудников происходит, мобилизация возможностей.

Психологи выявили разные варианты поведения людей в усложненных условиях деятельности. Для первой группы лиц высокой степени надежности характерно следующее: быстрая ориентировка и своевременные действия, переработка информации как бы автоматически в результате предшествующей сознательной выработки навыка; порой предвосхищение, необходимые двигательные действия до полного осознания ситуации. У второй группы лиц, отмечают авторы, развернут процесс оперативного мышления по анализу ситуации, выдвижение предположений о при-чинах нарушения режима, перебор вариантов. Готовый механизм действий отсутствует. Действия этих лиц также достаточно надежны. Лица третьей группы, проявляют растерянность, процесс оперативного мышления протекает замедленно, принятие решения отсрочено, может вести к ошибкам. Поведение человека в этих ситуациях может характеризоваться резким повышением возбуждения (например, импульсивности) или торможения, прекращением, дезорганизацией деятельности.

Ситуация с измененными условиями иллюстрирует непривычные условия новой среды (подводная среда, космос) или природных катаклизмов (цунами, землятресение и др.). В процессе профессиональной деятельности на сотрудника воздействуют перепады атмосферного давления, кислородное голодание и многое другое. Что, в процессе длительного воздействия, может привести к острым психическим реакциям (страх, тревога), неустойчивости психической деятельности, рассогласование работы мышления. Адаптация к новым условиям трудовой деятельности проходит путь от заторможенности к эйфории, сопровождающейся галлюцинациями и кратковременному ступору.

Ситуация риска обусловливает высокую психофизиологическую цену принятия ответственного решения; риск, сопряженный с боязнью совершить ошибку, данная деятельность при длительном воздействии приводит к стрессу. Порой сотрудник сам преднамеренно усложняет условия профессиональной деятельности, превращая профессиональную деятельность в игру. Для квалифицированного сотрудника особое значение приобретает достижение высокого результата с наименьшей затратой сил и средств. Особую роль в данной деятельности приобретает процесс. Участник не стремятся к простоте и легкости достижения результата, иначе это приводит к утрате интереса, а наоборот, искусственно усложняют условия деятельности. Преднамеренное усложнение условий вплоть до опасных, чтобы проверить свои возможности, идя порой на неоправданный риск (увеличение скорости у водителя, применение новых средств обучения у педагога и др.). Интерес к процессу в труде может приводить либо к варианту риска, либо к варианту творчества.

Ситуация с экстремальными условиями характерна при длительном воздействии экстремальных факторов в процессе профессиональной деятельности, сопряженной с неадекватной психической напряженностью человека, что сопровождается ухудшением результатов профессиональной деятельности, приводит к затруднению при самостоятельной выработки решения, уменьшению интеллектуальных возможностей, что бывает еще вызвано и предшествующей чрезмерной автоматизацией навыков и стандартизацией мышления, затрудняющей адекватную интеллектуальную оценку происходящих событий, выработку быстрых решений возникающих вопросов.

Реакция сотрудников в экстремальных ситуациях неоднородна. Часть сотрудников управляют возникшей нестандартной ситуацией путем активной и рациональной организации обстоятельств. Подобный стиль является результативным и щадящим, так как сохраняет здоровье и психику сотрудника.

Другой стиль – волевой. Включает в себя опору только на свои собственные возможности, мотивы долга, дисциплины. Данный стиль поведения может привести к расточительному, быстрому изнашиванию организма, эмоциональному сгоранию, к невозможности «продержаться» в течение длительного периода.

Высокий уровень саморегуляции является важнейшим акмеологическим инвариантом (постоянной величиной) профессионализма: долговременная – психологическая готовность к профессиональной деятельности в течение длительного времени обеспечивает стабильность работоспособности и результатов деятельности; кратковременная – позволяет мобилизоваться в конкретной экстремальной ситуации. Комплекс исследований, опирающихся на методологические принципы отечественной психологии, показал, что формирование психологической готовности субъекта труда есть ключевая задача обеспечения надежности и эффективности его деятельности в особых и экстремальных условиях[15].

Подготовка сотрудника к профессиональным действиям в экстремальной ситуации состоит в обучении, выработке установки на уверенный благополучный выход из экстремальной ситуации, в обучении способам нестандартного мышления, саморегуляции. В экстремальной нестандартной ситуации сотрудник выполняет ряд интеллектуальных действий. На первом этапе происходит расшифровывание неопределенной информации, оценка ее на основе сравнения с эталонной ситуацией, определяя, находится ли данная ситуация в допустимых пределах. Своевременное или запоздалое обнаружение критерия аварийной ситуации, выявление причин отклонения от нормального режима очень важны. Необходимо научиться начинать свою деятельность в аварийной ситуации не с исполнительных операций, а с оценки ситуации, с определения решения проблемной ситуации, умения осуществлять организованный информационный поиск с последовательным перебором всех элементов действий и свободный информационный поиск.

Особенность сверхэкстремальной ситуации определяют возникновение негативных качеств переходящих в патологические изменения состояний организма, истощение резервов. Вместе с тем могут складываться способы мобилизации скрытых ранее резервов, открывается «второе дыхание». В подобных условиях у сотрудника возникают измененные психические состояния взаимодействия психических процессов, что является фактором риска, снижения надежности действий сотрудника; данные изменения вызывают сдвиг либо в сторону активизации, либо торможения отдельных психических процессов.

 

Контрольные вопросы по теме

 

1. Правовая регламентация условий труда в Российской Федерации.

2. Классификация условий труда в Российской Федерации.

3. Дать характеристику вредным условиям труда 1-й степени 3-го класса.

4. Дать характеристику трудовой деятельности во вредных условиях 2-й степени 3-го класса.

5. Дать характеристику деятельности при условиях труда 3-й степени 3-го класса вредности.

6. Дать характеристику деятельности в условиях труда 4-й степени 3-го класса вредности.

7. Дать характеристику особых и экстремальных условий труда.

8. Особые условий трудовой деятельности: неопределенная ситуация. Дать характеристику.

9. Особые условий трудовой деятельности: ситуация с усложненными условиями. Дать характеристику.

10. Особые условий трудовой деятельности: ситуацияс экстремальными условиями. Дать характеристику.

 

 

Тема 3. Эмоциональность:
структура и составляющие

Учебные вопросы:

Вопрос 1. Роль эмоций в деятельности юриста.

Вопрос 2. Структура эмоциональности.

Вопрос 3. Функции эмоции.

Вопрос 1. РОЛЬ ЭМОЦИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЮРИСТА.

Деятельность юриста многогранна, не всегда она связана с работой в комфортных условиях и всегда она связана с высоким нервным напряжением. Поэтому особо актуально в юридической деятельности контролировать и управлять свои эмоции в процессе профессиональной деятельности. Переживание юристом своего личного отношения к реальной действительности в процессе работы может быть как источником повышения работоспособности за счет увеличения мотивации в работе, так и источником ошибочных действий из-за «узости взгляда» на улики и особенности изменений в ходе проведения следственных действий. Далеко не все, особенно в процессе оперативной работы, способны сохранять «холодную голову и горячее сердце», часто природные инстинкты берут верх над профессиональными требованиями. Особенно это касается расследования преступлений вызывающих большой общественный резонанс: насилие, убийства, теракт. В ходе следствия по делу самого известного советского серийного убийцы А.Р. Чикати́ло с 1978 по 1990 годы, совершившего 53 доказанных следствием убийства, был ошибочно расстрелян Александр Кравченко. При виде убитой горем матери над трупом ребенка апелляция к милосердию бывает неуместной. Подобным эмоциональным ударам в большей степени подвержены сотрудники оперативных служб. Им наиболее тяжело эмоционально не окрашивать профессиональную деятельность при ведении оперативных действий. Особенно сильную роль играют эмоции в процессе допроса обвиняемого. Эмоциональная несдержанность следователя, проявление в ходе работы открытых эмоций презрения, гнева, отвращения, создает барьеры в процессе работы с обвиняемым, разжигает противостояние между следователем и обвиняемым, исключает установление психологического контакта, мешает установлению истины по делу. В профессиональные обязанности юриста в процессе расследования преступлений входит не только необходимость управлять своими эмоциями, но и сознательное воздействие на объект с целью приведения его в необходимое психологическое состояние, придание нужного направления развития, отвечающее целям следствия.

В любом случае, закон и право в обществе должны всегда стоять выше эмоций. Это отвечает требованиям демократического правового государства, в котором человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. При этом государство – механизм, гарантирующий их соблюдение.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.