Молясь у лотосных стоп Шри Рупы и Шри Рагхунатхи, уповая на их милость и следуя за ними, я, Кришнадас, рассказываю «Шри Чайтанья-чаритамриту». — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Молясь у лотосных стоп Шри Рупы и Шри Рагхунатхи, уповая на их милость и следуя за ними, я, Кришнадас, рассказываю «Шри Чайтанья-чаритамриту».

2021-11-24 18
Молясь у лотосных стоп Шри Рупы и Шри Рагхунатхи, уповая на их милость и следуя за ними, я, Кришнадас, рассказываю «Шри Чайтанья-чаритамриту». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к четырнадцатой главе Мадхья-лилы «Чайтанья-чаритамриты», описывающей вриндаванские игры, проводимые Шри Чайтаньей Махапрабху, и приезд богини процветания к Господу Джаганнатхе.

«Гауранга. Послание любви»

Том 2

Составитель: Джагад Мохини д.д.

Глава 14

Танец Господа Чайтаньи

Отрывок

 

Приближался праздник Хэра-Панчами, и царь Пратапарудра призвал к себе Каши Мишру:

— Завтра Лакшми-виджая. Нужно провести этот праздник как никогда прежде. Устрой такое грандиозное и красочное зрелище, чтобы Господь Чайтанья изумился. Все царские кладовые и сундуки Господа Джаганнатхи в твоем распоряжении. Возьми оттуда яркие одежды, колокольчики, зонтики и чамары. Собери всевозможные флажки и флаги, колокола, непременно укрась паланкин, наряди сопровождающих музыкантов и танцоров. Имей в виду, паланкин должен быть необыкновенным. Позаботься о прасаде, его должно быть даже больше чем на Ратха-ятре. Устрой так, чтобы Господь Чайтанья вместе со Своими спутниками мог без труда подойти и увидеть божество.

Праздник Хэра-Панчами проходит на пятый день после Ратха-ятры. Господь Джаганнатха покидает Свою жену Лакшмидеви, богиню удачи, и возвращается во Вриндаван, роль которого играет храм Гундича. Страдая в разлуке с Господом, богиня удачи решается посетить Джаганнатху в Гундиче, ее появление там отмечается праздником Хэра-Панчами. Хэра означает «увидеть», а панчами — «пятый день», так как обычно этот праздник выпадает на пятнадцатый день луны.

Шри Чайтанья Махапрабху и Его преданные вернулись в Нилачалу, горя желанием увидеть Хэра-Панчами. Каши Мишра встретил их с большим почетом и рассадил на самые лучшие места. Как только Шри Чайтанья Махапрабху сел, Ему захотелось услышать что-нибудь о трансцендентных играх Господа. Слегка улыбаясь, Он стал расспрашивать Сварупу Дамодару:

— Господь Джаганнатха наслаждается играми в Дварака-дхаме и проявляет там величайшую щедрость. Но все же раз в год в Нем пробуждается неодолимое желание увидеть Вриндаван.

Господь Чайтанья посмотрел на окрестные сады:

— Все здесь напоминает Вриндаван. Поэтому Господь Джаганнатха страстно хочет снова увидеть его. Внешне Он как будто извиняется за то, что принимает участие в празднике колесниц, но в глубине сердца Он стремится покинуть Пури и уйти в Сундарачалу (храм Гундичи), которая стала продолжением Вриндавана. День и ночь Господь наслаждается в этих садах Своими играми. Но почему же Он не взял с Собой Лакшми, богиню удачи?

— Я расскажу, о мой Господь, — отвечал Сварупа Дамодара. — Лакшмидеви, богиня процветания, не может принять участия во вриндаванских играх. Здесь Кришну окружают только гопи, никто иной не привлекает Его.

— Под предлогом праздника Кришна прибыл сюда вместе с Субхадрой и Баларамой, — сказал Шри Чайтанья. — Игры с гопи, происходившие в этих садах, очень сокровенны для Господа. Никто не знает о них. Игры Кришны лишены изъяна, почему же тогда богиня процветания испытывает такой гнев?

— Любящая девушка всегда так ведет себя, когда возлюбленный отвергает ее.

Пока Шри Чайтанья Махапрабху и Сварупа Дамодара разговаривали, появился золотой паланкин богини удачи в сопровождении множества слуг. Впереди, танцуя, шли в красочных костюмах музыканты и девушки-танцовщины. Сверкающий драгоценностями паланкин, который несли четверо сильных мужчин, окружали толпы людей с зонтиками, чамарами и флагами в руках. Сотни служанок в богатых одеждах и драгоценных ожерельях несли кувшины воды, опахала и коробки орехов бетеля.

Богиня удачи, чьи подобные стрелам брови были гневно нахмурены, подъехала к главным воротам храма в сопровождении многочисленных членов своей семьи, отличавшихся необычайным богатством. У самых ворот служанки ее пленили главных слуг Господа Джаганнатхи, связав их, наодев, словно ворам, укравшим все их сокровища, наручники и заставив склониться к лотосным стопам Богини удачи. У ног Богини слуги Господа Джаганнатхи потеряли сознание, вокруг стояла ругань и смех.

Глядя на бесстыдное поведение слуг Лакшмидеви, спутники Шри Чайтаньи Махапрабху, не в силах сдержать смеха, закрыли лицо руками.

— Такого эгоизма и гордыни не встретишь во всех трех мирах! — воскликнул Сварупа Дамодара. — Я по крайней мере еще не слышал и не видел ничего подобного. Когда женщина отвергнута или расстроена, из гордости она снимает с себя все украшения и, опечаленная, опускается на пол, бесцельно водя по нему кончиком пальца. Я слышал, что Сатьябхама, самая надменная из всех цариц Господа Кришны, испытывала это чувство, а также гопи Вриндавана, которых считают вместилищем всей трансцендентной сладости. Однако Богиня удачи проявляет сейчас какую-то другую гордость. Она прибыла сюда во всем богатстве и великолепии, окруженная воинами, чтобы силой схватить своего мужа.

— Пожалуйста, расскажи о различных проявлениях гордости у гопи Вриндавана, — попросил Сварупу Дамодару Шри Чайтанья Махапрабху.

— Гордость гопи подобна полноводной реке с сотнями притоков...

И Сварупа Дамодара стал подробно описывать трансцендентные чувства гопи и Шримати Радхарани, а Шри Чайтанья в безграничном блаженстве слушал его.

— Говори, продолжай! — снова и снова просил Он. И Сварупа Дамодара рассказывал:

— Кришна — властелин трансцендентной сладости. Он наслаждается этим вкусом, Его тело соткано из трансцендентного блаженства. Кришна полон экстатической любви и всегда отдается любви Своих преданных. Гопи обладают чистой, неоскверненной любовью, они — источник трансцендентной сладости. В любви гопи нет ничего порочного или поддельного, и потому они даруют Кришне наивысшее блаженство.

«Господь Шри Кришна, Абсолютная Истина, каждую ночь наслаждается танцем раса. Он танцует под осенней луной в полном трансцендентном блаженстве. Слова Его полны поэзии, а внимают им женщины, которых очень влечет к Нему» («Бхаг.», 10.33.20).

Сварупа Дамодара продолжал описывать характер и поведение гопи и особенно Шримати Радхарани, их тонкие взаимоотношения с Кришной, полные глубины и бесконечно разнообразных чувств:

— Шримати Радхарани украшена различными проявлениями экстаза любви, и это неумолимо влечет сердце Шри Кришны. В действительности невозможно описать бесконечные игры Шри Кришны. Он Сам описывает их в Своем воплощении Ананта-шеши, у которого тысяча голов и столько же уст, но нет конца Его рассказу.

Но тут Шривас Тхакур с улыбкой возразил Сварупе Дамодаре:

— О дорогой господин, пожалуйста, послушай! Посмотри, как богата моя Богиня процветания! А все богатства Вриндавана состоят из нескольких цветов, минералов, что дают холмы, павлиньих перьев и дикорастущего гунджа. Джаганнатха отправляется повидать Вриндаван, а Лакшмидеви, услышав об этом, испытывает беспокойство и ревность. «Почему Господь Джаганнатха оставил всю эту роскошь и ушел во Вриндаван?» — удивляется она. Желая выставить Его посмешищем, Богиня удачи устраивает это пышное представление.

— Почему Господь Джаганнатха пренебрег несметными богатствами Богини удачи? — накидываются служанки Лакшми на слуг Господа Джаганнатхи. — Ради каких-то листочков, фруктов и цветов Он приходит взглянуть на цветущий сад Шримати Радхарани? Ваш господин так искушен и опытен во всем, почему же Он так ведет Себя? Пожалуйста, сейчас же приведите Его пред очи Богини процветания, иначе вам несдобровать!

С этими словами служанки Лакшми хватают слуг Господа, связывают их за пояс и ведут к лотосным стопам Богини. С них берут штраф и заставляют покориться. Затем служанки Лакшми с палками в руках набрасываются на колесницу-ратху, а со слугами Джаганнатхи обращаются как с ворами.

И тогда слуги Господа, сложив почтительно руки, взмолились Лакшмидеви процветания, уверяя ее, что завтра же приведут Господа Джаганнатху обратно. Несколько утешенная, Богиня вернулась в своих покои. Взгляни, богатства моей Богини не поддаются описанию!

Шривас Тхакур продолжал, обращаясь к Сварупе Дамодаре:

— Чем заняты твои гопи? Они кипятят молоко, чтобы потом заквасить йогурт, зато моя хозяйка, Богиня удачи, восседает на троне из драгоценных камней!

Шривас Тхакур шутил, наслаждаясь играми Нарады Муни, и все близкие спутники Шри Чайтаньи Махапрабху от души смеялись, слушая его.

— Дорогой Шривас, — говорил Господь Чайтанья, — Ты Нарада Муни, и богатства Верховной Личности Бога оказывают на тебя сильное влияние. А Сварупа Дамодара — преданный Вриндавана, он и представления не имеет о богатствах, потому что целиком поглощен чистым преданным служением.

— Слушай меня внимательно, дорогой Шривас, — отвечал Сварупа Дамодара. — Ты забыл о трансцендентных богатствах Вриндавана, подобных океану. Богатства Двараки и Вайкунтхи не сравнятся даже с одной его каплей. Кришна, Верховная Личность Бога, обладает всеми богатствами. Они сполна проявлены только во Вриндаване, который создан из трансцендентного философского камня. Земля его — источник всех драгоценных камней, а чинтамани украшает лотосные стопы служанок Враджа. Вриндаван — это девственный лес деревьев желаний и лиан, и жители его не хотят ничего кроме цветов и фруктов этих дивных деревьев. Бесчисленные коровы исполняют все желания, и потому их называют кама-дхену. Они пасутся то в одном лесу, то в другом и дают молоко. Жители Враджа больше ничего не желают. Слова, сходящие с их уст, подобны музыке, а движения напоминают танец. Вода во Вриндаване — чистый нектар, это воплощенное сияние брахмаджьоти, полное трансцендентного блаженства.

Гопи — это Богини удачи, приводящие в изумление Лакшми, Богиню удачи на Вайкунтхе. Во Вриндаване Господь Кришна всегда играет на Своей трансцендентной флейте, Его дорогой спутнице.

«Девушки Вриндавана, гопи, — высшие Богини процветания. Хозяин Вриндавана — Кришна, Верховная личность Бога. Все деревья там исполняют любое желание, а земля — трансцендентный философский камень. Вода подобна нектару, речи — песне, а шаг — танцу. Постоянная спутница Кришны — это Его флейта. Все там пронизано сиянием трансцендентного блаженства, и поэтому Вриндавана-дхама — единственно желанная обитель» («Б-самхита.», 5.56).

«Ножные колокольчики девушек Враджа-бхуми сделаны из камня чинтамани. Все деревья там — кальпа - тару, исполняющие желания, цветы их становятся украшениями гопи. Там много коров, кама-дхену, которые тоже исполняют все желания и дают бесконечно много молока. Коровы эти — истинное богатство Вриндавана. Так раскрывается Вриндаван во всем своем блаженстве».

Шривас Тхакур, охваченный экстатической любовью, начал танцевать, хлопая в ладоши и громко смеясь. Вслед за ним Шри Чайтанья Махапрабху, испив трансцендентной сладости Шримати Радхарани и пребывая в глубоком экстазе, закружился в танце. Сварупа Дамодара пел, а Господь танцевал, то и дело прикладывая ладони к ушам и выкрикивая:

— Пой! Пой!

Сладостные песни о Вриндаване пробудили в Махапрабху лавину экстатической любви, которая поглотила весь Джаганнатха Пури. Не останавливаясь ни на мгновенье, Он бешено танцевал в толпе преданных. Люди как безумные пели и танцевали вокруг, провожая золотую колесницу Богини процветания Лакшми, которая мирно возвращалась к себе во дворец. Близилось время обеда. Огромная киртана не прерывалась с самого утра, а Шри Чайтанья продолжал танцевать, не чувствуя земли под ногами. Четыре группы санкиртаны уже устали, зато экстатическая любовь Шри Чайтаньи Махапрабху усилилась вдвойне.

Нет предела трансцендентному могуществу Шри Чайтаньи Махапрабху! Танцуя в экстазе любви Шримати Радхарани, Он принял Ее облик, а Нитьянанда, увидя Шримати Радхарани, вознес молитвы, не смея ни на шаг приблизиться к Ней. Преданные опьянели от обрушившегося на них потока божественной любви. Одни танцевали и пели, другие плакали, смеялись или катались в пыли. Нитьянанда Прабху единственный мог поймать Шри Чайтанью, но экстаз Господа невозможно было остановить.

Как только киртана закончилась, Сварупа Дамодара сказал Господу, как сильно все устали, и Он вернулся во внешнее сознание. Вместе со Своими преданными Шри Чайтанья Махапрабху вошел в цветущий сад и после короткого отдыха совершил дневное омовение. Из храма принесли бесчисленные корзины с прасадом Джаганнатхи и Лакшмидеви, Богини удачи. Незаметно спустился вечер. Шри Чайтанья, закончив вечернее омовение, пошел в храм увидеть Господа Джаганнатху.

Как только глаза Его, подобно пчелам, прильнули к лотосному лику Господа Джаганнатхи, Шри Чайтанья снова стал петь и танцевать, а ночью вместе с преданными предавался развлечениям в озере Нарендра-саровар. Незаметно прошло восемь дней.

«Прабхупада-шикшамрита»


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.