| | | РАБОТА С ПРОТИВОРЕЧИЯМИ
При решении изобретательской задачи основное место занимает работа с противоречием. При обучении детей дошкольного возраста работе с противоречием ставятся задачи:
- Формировать чувствительность к проблемной ситуации.
- Учить находить объект, к которому предъявляется претензия.
- Выявлять противоречивые свойства у этого объекта.
- Находить объекты, которые "требуют" наличие этих противоречивых свойств.
- Формулировать противоречие.
- Знать способы разрешения противоречий.
- Применять способы разрешения противоречий в изобретательской задаче.
- Оценивать полученные решения и выбирать лучшее для конкретной ситуации.
- Формировать умение рефлексировать.
Основным средством обучения дошкольников работе с противоречием является система творческих заданий. Они состоят из трех групп:
- Творческие задание на формирование чувствительности к противоречиям.
- Творческие задания на обучение формулировке противоречий.
- Творческие задания по обучению способам разрешения противоречий.
Под словом "задание" понимается определенное руководство к действию. В основе понятия "творческое задание" лежит одно или два мыслительных действия диалектического характера, которые необходимо произвести с объектом или его признаками.
Творческие задания на формирование чувствительности к противоречиям
Развитие у детей чувствительности к противоречиям необходимо начинать с заданий, построенных на обсуждении реальных объектов и явлений природы. Затем необходимо переходить к обсуждению объектов, описанных в художественной литературе.
1. "Найди противоположное слово"
Цель: учить детей находить слова - антонимы.
Основное действие: ведущий называет слово - играющие произносят антонимическую пару. Детям эти задания объявляются как игры с мячом, бубном или другими предметами.
Задания для детей 4 лет.
- Воспитатель предлагает слово - прилагательное, а ребенок говорит противоположное по значению (хороший - плохой, умный - глупый, твердый - мягкий).
- Предлагается слово - существительное, играющие называют противоположное (правда - ложь, Незнайка - Знайка).
- Предлагается глагол с последующей заменой на противоположное значение данному действию (лечь - встать, плакать - смеяться и др.).
Задания для детей 5 лет
- Детям предлагаются вразброс разные части речи. Их задача назвать антонимическую пару и задать вопрос, на который отвечает данное слово. ПР: редкий - густой (отвечает на вопрос какой?); работа - отдых (что?); бежит - лежит (что делает?) и т.д.
- В задания вводятся наречия. Название части речи детям можно не говорить, но вопрос "Как?" - указывать (тяжело - легко, широко - узко и др.).
- Ребенок (ведущий) называет слово, а педагог дает противоположное по значению. Воспитатель может "ошибиться", пусть его поправляют дети.
Задания для детей 6 лет
- Педагог просит детей назвать противоположные по значению части речи. Игра может идти как соревнование. ПР: команда девочек называют противоположные по значению существительные (слова, отвечающие на вопрос что?), а мальчики - глаголы (действия, слова с вопросом что делают?).
- Педагог называет литературное произведение. Дети перечисляют героев с противоположными характеристиками (сказка "Золушка": мачеха жестокая, а Золушка - добросердечная; сестры - бездельницы, а Золушка - труженица).
Рекомендации по проведению заданий
- Педагог должен иметь перед глазами словарик антонимических пар. Подбор антонимических пар осуществляется с учетом возраста детей.
- Темп заданий должен быть достаточно быстрый.
- Ведущий прекращает игру, если дети устали.
- Необходимо организовать коллективный поиск антонимической пары, если ребенок не справляется самостоятельно.
- Во время проведения задания педагогу необходимо ставить задачу обогащения словаря детей.
- Включать творческие задания можно:
- как часть другой игры ("Жмурки" - поймали - назови слова, противоположные по значению);
- в режимные процессы (умывание: мыло мокрое, а полотенце сухое);
- как часть какого - либо занятия (математика: геометрическая форма - округлая, а бывает - угловатая).
2. "Где прячутся противоположности?"
Цель: учить находить в одном объекте два противоположных свойства (значений признака) и объяснять их наличие.
Основное действие: ведущий называет объект, а играющие находят в нем противоположности и объясняют их наличие. Либо наоборот: называются противоположности и подбираются объекты, в которых они "прячутся".
Задания для детей 4 лет
- Дети получают картинки с изображением объекта. Ведущий называет антонимическую пару значений одного признака. Играющие их должны найти и объяснить. ПР: у детей картинки с изображением кошки, щетки, стула и др. Педагог предлагает найти противоположные свойства: мягкий - твердый. Объяснение детей: у кошки шерсть мягкая, а коготки - твердые; у щетки низ мягкий, а верх - твердый; сиденье у стула - мягкое, а перекладины - жесткие.
- Усложнение задания может быть связано с оценкой данного свойства на уровне "хорошо - плохо". ПР: верх у щетки твердый - это хорошо, потому что щетинки держатся, но плохо для ног - можно удариться, споткнуться. Низ у щетки мягкий - это хорошо, потому что пыль туда собирается, но плохо - быстро стирается щетина.
Задания для детей 5 лет
- Дети получают картинки с изображением объекта и самостоятельно находят противоположные значения признака с последующим объяснением. Игра проходит в виде соревнования. ПР: один ребенок получает картинку с изображением телевизора, а другой - с изображением ботинок. Телевизор: блестящий и тусклый, горячий и холодный, округлый и угловатый и т.д. Ботинки: мягкие и твердые, большие и маленькие, дорогие и дешевые и т.д. Возможные объяснения: включенный телевизор становится горячим, а выключенный остывает; ботинки для малыша большие и болтаются на ноге, а для папы они маленькие.
- Ведущий предлагает обсудить какой - либо признак и найти противоположные значения этого признака. Затем надо назвать объекты, в которых эти противоположности присутствуют. ПР: ведущий называет признак "цвет", играющие называют противоположности: бесцветный - цветной, черный - белый, блестящий - тусклый и т.д. Называются объекты: плащ бывает бесцветным (прозрачным) и цветным; зебра бывает и черная и белая, нож может быть и блестящим (лезвие) и тусклым (ручка).
Задания для детей 6 лет
- Ведущий называет героя сказки, а дети объясняют его противоречивые свойства. Обязательное условие - ребенок должен вспомнить эпизоды сказки, где эти свойства проявляются. ПР: Красная Шапочка - серьезная и легкомысленная. Серьезная потому, что решила помочь маме, порадовать бабушку. Легкомысленная из - за того, что не подумала и рассказала волку о своих планах.
- Ведущий просит играющих передавать друг другу предмет с условием, если найдено противоположные значения какого либо признака. ПР: объект - книга. Первый ребенок: "Она мягкая и твердая по материалу", передается книга другому ребенку. Ответ второго: "Она светлая и темная по цвету", передается третьему: "Она полезная и бесполезная по своему делу. Пользу приносит тому, кто читает и бесполезна для того, кто не умеет читать" и т.д. Педагог, видя затруднение ребенка, просит всю группу детей помочь сформулировать противоположное значение какого-либо признака объекта.
Творческие задания на обучение детей формулировке противоречий
"Объяснялки"
Цель: учить детей объяснять наличие противоположных значений одного признака у объекта с точки зрения двух разных требований.
Задания для детей 4 лет
- Объявляется игра "Объяснялки". Детям предлагается картинка с изображением объекта (ботинки): "Ботинки могут быть и мокрыми и сухими. Объясните когда, в каких случаях это бывает" (ботинки - внутри сухие, снаружи - мокрые). К концу года воспитатель вводит усложнение: "Объясни, для кого это свойство нужно". ПР: надо чтобы ботинки были сухими (для ног человека), а лужа делает их мокрыми.
Работа по обучению формулировке противоречий в этом возрасте идет на полуактивном этапе. Ведущий задает вопросы, а дети отвечают с помощью взрослого.
Задания для детей 5 лет
- Усложнение игры "Где прячется противоположность?". Цель: учить детей обозначать словами части объектов, в которых находятся противоположности. ПР: ведущий называет объект (дерево). Следует вопрос: "В каких частях дерева прячутся противоположности?" (листики - тонкие, ветки - толстые; кора ствола - шершавая, листья гладкие). Или: "Зонтик. Где прячется противоположность?" (тент - мягкий, а ручка - твердая; короткий, когда в сумке и длинный, когда мамы его достает, что бы укрыться от дождя).
- Усложнение задания "Объяснялка". Воспитатель просит детей объяснить, кому или чему нужно противоположное свойство этого объекта. "Зонтик короткий - это нужно тогда, когда дождя нет, что бы в сумку поместиться. Зонтик длинный, нужно что бы от дождя укрыться". Творческое задание "Объяснялка" проводится только с рукотворными объектами, при этом подбираются объекты с явно выраженными противоположными свойствами (раскладушка - и короткая и длинная; утюг и горячий и холодный и т.д.).
Задания для детей 6 лет
- Творческое задание по типу "Объяснялка" проводится на активном уровне. В этом возрасте можно использовать в качестве содержания заданий объекты природного мира. ПР: ведущий предлагает картинку с изображением объекта (дерево). Играющий самостоятельно определяет противоположные свойства (ствол упругий и гибкий) и объясняет, когда в каком случае это свойство необходимо (ствол дерева должен быть упругим, что бы не гнуться под тяжестью веток и должен быть гибким, чтобы ветер не сломал его).
Итог задания - вывод: для веток ствол должен быть упругим, а для ветра - гибким.
Творческие задания по обучению детей способам разрешения противоречий
"Решаем противоречие"
Цель: учить детей наделять объект противоположными значениями одного признака с точки зрения двух разных требований; учить пользоваться некоторыми приемами разрешения противоречий.
Творческие задания для детей 5-7 лет
Воспитателем объявляется соревнование между двумя командами детей. Дается задание обеим подгруппам по мотивам сказки "Девочка-умница". Необходимо помочь девочке-умнице спасти своего отца. Для этого надо выполнить задания царя: принести и не принести подарок.
Побеждает та команда ребят, которая даст как можно больше решений и объяснит их.
Примеры решений:
- Задание: "Девочка принесла в подарок царю крышку от ларца". Ответы детей: "Была подарена часть подарка. Это и подарок и не подарок. Можно подарить часть чего-то: обложку от книги, колпачок от ручки и т.д.
- Задание: "Девочка изо льда сделала бриллиант". Ответы детей: "Сначала был подарок, а потом растаял. Можно что-то изо льда сделать и на огонь".
- Задание: "Девочка подарила веник и ведро царю. Он закричал: не царский это подарок". Ответы детей: "Царю это дарить не надо - это не нужная вещь ему. Можно подарить фартук для кухни или тряпку для пыли".
- Задание: "Девочка принесла фотографию новой короны для царя". Ответы детей: "Это не сам подарок, а его замена на фотографию. Можно еще слепить или нарисовать что-нибудь ценное для царя".
- Задание: "Девочка принесла птицу в подарок, а она улетела". Ответы детей: "Подарок сначала был, а потом улетел. Можно кошку подарить - она убежит, рыбку - уплывет и др.".
- Задание: "Девочка принесла кусок металла и говорит - делай себе сам трон!". Ответы детей: "Это не сделанный подарок. Царь не может делать трон сам. Она может принести нитки и говорит - вяжи себе свитер".
- Задание: "Девочка принесла торт и собачку. Говорит царю: Ешь вкусный торт, царь не успел еще взять - собачка торт и съела". Ответы детей: "Девочка объединила торт и собачку. Подарка не получилось. Можно вкусное объединять с кошками и собачками - царю подарок не достанется".
- Задание: "Девочка принесла в подарок ядовитую змею. Возьми, царь, подарок! Нет, не нужен мне такой подарок!" Ответы детей: Это вредный подарок. Все вредное можно подарить, царь сам откажется".
Усложнение заданий:
Тренинги по приемам разрешения противоречия могут осуществляться на заданиях, связанных с девочкой - умницей, которая должна "и не прийти и не приехать к царю", или "должна прийти и одетой, и раздетой к царю".
Осознание способов разрешения противоречий позволяет детям использовать их при решении творческих задач.
Педагогу надо помнить, что не так важно решить с детьми задачу, как осознать прием, с помощью которого это производится.
В работе с детьми используются следующие приемы разрешения противоречий:
- В пространстве (противоположные значения одного признака разносятся в пространстве).
- Во времени (сначала одно значение признака проявляется, а потом другое).
- В подсистеме (одно значение признака в части объекта, другое - во всем объекте).
- В смене агрегатного состояния (в одном агрегатном состоянии одно значение признака, в другом - противоположное).
- На микро-уровне (изменение структуры вещества ведет к тому, что проявляются разные значения одного признака).
- По сравнению (противоположное значение одного признака проявляется по сравнению с другим значением).
- Анти-система (противоречие решается тогда, когда объект начинает выполнять анти-функцию, или наделяется анти-свойством).
- Объединение с другими системами (одно значение признака в системе, другое - в других объектах).
- Замена объекта моделью (противоположное значение признака находится в модели объекта).
Работа с творческими заданиями организуется с учетом следующих рекомендаций:
- Текст заданий должен быть максимально "присвоен" детьми, то есть понят, интересен и принят для решения.
- В процессе работы с творческим заданием воспитатель уточняет представления детей в разных областях знаний.
- Итогом работы с заданием нужно считать не столько само решения, сколько процесс мышления при его решении.
- По результатам работы с заданием целесообразно организовывать продуктивную деятельность.
Алгоритм решения изобретательских задач успешно адаптируется к работе с дошкольниками.
Описание каждого шага включает в себя:
- пояснение,
- основную характеристику проблемной ситуации,
- сквозной пример,
- перечисление умений детей, необходимых для реализации этого этапа.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ
Шаг 1. Предварительное описание проблемной ситуации
Пояснение.
Представление некоторой проблемной ситуации, наблюдаемой в действительности, взятой из литературного произведения или придуманной воспитателем.
Основное средство очерчивания ее границ - вербализация данного проблемного поля (вербальная модель).
Основная характеристика проблемной ситуации.
Неясность требований по отношению к какой-либо группе объектов.
Недовольство возникшей ситуацией, которое не решается типовым ходом (известными аналогиями).
Сквозной пример:
На территории бывшего детского лагеря смерти надо поставить памятник.
Перечисление умений детей, необходимых для реализации этого этапа:
- наличие понимаемой и активной речи;
- умение устанавливать причинно - следственные связи;
- чувствительность к проблемам.
Шаг 2. Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации
Пояснение.
Вычленение творческой задачи конкретного содержания из проблемной ситуации.
Основная характеристика
Выявление основных объектов.
Обозначение признаков объектов.
Наличие вопроса изобретательского плана: как быть? что делать?
Сквозной пример:
Необходимо создать памятник погибшим детям.
Как должен выглядеть памятник тому, кто погиб?
Умения детей, необходимые для реализации этого этапа:
- выявление объектов,
- обозначение их признаков;
- постановка конкретного вопроса по отношению к выделенным объектам и их признакам.
Шаг 3. Построение абстрактной модели конкретной задачи
Пояснение.
Создание абстрактной модели задачи на основе текста конкретной творческой задачи
Основная характеристика этапа
Наличие противоречия, то есть предъявление двух противоположных требований к признаку объекта.
Сквозной пример:
Памятник должен быть с изображением детей (потому что это памятник детям).
Памятник не должен быть с изображением детей (потому что они погибли).
Умения детей, необходимые для реализации этого этапа:
- чувствительность к противоречиям;
- умение формулировать противоречия;
- выявление объектов и их признаков.
Шаг 4. Построение абстрактной модели решения задачи
Пояснение.
Представление идеального конечного результата: сам объект решает проблему, либо объекта нет, а функции его выполняются. Привлечение принципов разрешения противоречий для достижения ИКР.
Основная характеристика этапа
Идеальный конечный результат (необходимость удовлетворить оба несовместимых требования).
Привлечение модельных аналогов (принципы разрешения противоречий или сочетания противоположностей) в достижении ИКР и разрешения противоречия.
Сквозной пример:
Само изображение детей показывает, что их нет. Изображения объемно, а надо сделать его вогнутым (принцип наоборот).
Умения детей необходимые для реализации этого этапа:
- представление идеальных систем по отношению к определенным признакам объектов;
- поиск аналогов из жизненного опыта;
- умение использовать накопленный ранее жизненный опыт, сформулированный в виде типовых абстрактных решений;
- владение приемами разрешения противоречий.
Шаг 5. Выявление ресурсов объекта и выход на конкретное решение
Пояснение.
Выявление конкретных ресурсов объекта и выход на конкретное решение.
Основная характеристика этапа:
В конкретном месте в конкретное время задействован конкретный ресурс объекта: конкретные признаки приобретают конкретные значения.
Сквозной пример:
Объекта, нет, но видно, что он здесь был.
Жизненный опыт-аналогия: след на песке или в глине.
След от тел детей (тень или вмятина на чем - либо)
Умения детей, необходимые для реализации этого этапа:
- выявление ресурсов объекта (снятие стереотипов при описании признаков и значений этих признаков у конкретного объекта в конкретной ситуации).
Шаг 6. Формулирование подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения
Пояснение.
Решение конкретной задачи - есть текст новой задачи.
Основная характеристика этапа:
Выявление основных объектов, обозначение их признаков;
Наличие вопроса изобретательского плана (см. второй шаг).
Сквозной пример:
След чего и где может оставить ребенок которого нет и чтобы видно было что он маленький и что его утрата принесла боль кому-то….
Самое тяжелое переживание по погибшим детям ложится на матерей. Как должен выглядеть памятник, который показывал бы пустоту и горе матери, лишившейся детей? В нем должны быть какие-то следы детей (следы - вмятины от частей их тел рядом с матерью или на ней самой).
Выход на контрольное решение: памятник с изображением матери в длинном платье, на котором отпечатаны фигуры детей разного возраста.
Умения детей, необходимые для реализации этого этапа:
- построение нового текста из текста решенной задачи;
- умение связывать решенную задачу с исходной проблемной ситуацией.
Шаг 7. Далее с шага № 3 идет повторение
Пояснение.
Если нет приемлемого описания идеи решения, то выявляются подзадачи, идет возврат на один из шагов 1, 2, 3 в зависимости от того, насколько четко сформулирована подзадача на этих этапах.
При этом каждый раз идет накопление результатов, полученных ранее.
После каждого прохода следует этап рефлексии:
- Оценка возможностей соединения воедино накопленных промежуточных идей.
- Оценка полученных результатов синтеза.
- Формулирование новых подзадач в случае неудачно синтезированного решения.
- Оценка формулировок подзадач.
Основная характеристика:
- Синтез накопленных промежуточных решений.
- Оценка полученного решения.
|