Проблемные ситуации на воплощение замыслов — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Проблемные ситуации на воплощение замыслов

2021-11-24 34
Проблемные ситуации на воплощение замыслов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: учить создавать замыслы и выражать идеи в изобразительной

деятельности.

Проблемная ситуация «Как сохранить кусочек зимы летом?»

Содержание: Людям всегда хочется того, чего нет, или того, что наступит не

скоро. Так летом, когда жарко, мы начинаем вспоминать зиму. Можно ли

сохранить кусочек зимы летом?

* Педагог выслушивает все версии, которые совместно обсуждаются, дети

зарисовывают идею.

 

ЭЛЕМЕНТЫ ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКОЙ

ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

С.А. Козлова

Этап занятия работы Действия детей Средства обучения Время работы
Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию   Играем по знакомым правилам   Материалы для игры     3 мин.  
 Затруднение в игровой ситуации   Осознаем, что мы что-то еще не знаем (не умеем)     1–2 мин.  
  Открытие нового знания или умения   Проговариваем новые правила игры     3 мин.  
Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление)   Играем и работаем по новым правилам   Материалы для игры   Пособие Пособие 5 мин.  
Тренировочные задания   Работаем по новым правилам   10 мин.  
Итог занятия Проговариваем, что делали,  чему научились, что не получилось-причины   2мин.

 

 

Эта структура постепенно дополняется этапом самостоятельной

работы и на занятиях со старшими дошкольниками приобретает следующий вид:

Этап занятия работы Действия детей Средства обучения Время работы
Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию Играем по знакомым правилам Материалы для игры   3
Затруднение в игровой ситуации Осознаем, что мы Что-то еще не знаем (не умеем)   1-2
Открытие нового знания или умения Проговариваем новые правила игры   3
Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление) Играем и работаем по новым правилам     5
Самостоятельная работа Работаем по новым правилам Пособие 5
Тренировочные задания Работаем по новым правилам Пособие 5
Итог занятия Проговариваем, что делали, чему научились Пособие 2

 

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ И РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ (Глава 3 из Раздела 2 пособия для педагогических колледжей: Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ И РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ульяновск: ИПКПРО, 2003. -240 с. ISBN 5-7432-0409-8)   Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (с) Сидорчук Татьяна Александровна, [email protected] (с) Хоменко Николай Николаевич, [email protected] 2003 Работа с противоречиями Основные этапы решения изобретательских задач Протоколы занятий с детьми дошкольного возраста по решению творческих задач Игры и творческие задания по обучению детей работе с противоречиями   Современными психологическими исследованиями определено, что основы диалектического способа мышления закладываются с четырехлетнего возраста (Н.Н.Поддъяков, Н.Е.Веракса и др.). В связи с этим, перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача создания оптимальных условий для развития у детей основных мыслительных операций диалектического характера. Диалектическое мышление называют творческим мышлением. Продукт творчества не только и не столько результат решенной задачи, сколько мыслительный процесс, производимый ребенком в процессе ее решения.   Г.С.Альтшуллер разработал алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), который успешно осваивается и используется профессионалами. При работе с АРИЗ изобретатели испытывают трудности, связанные с проблемами снятия стереотипов мышления. Несомненно, если способы диалектического мышления были освоены человеком в детстве, в момент формирования основных мыслительных операций, то процесс дальнейшего обучения был бы не столь сложным.  

 

    РАБОТА С ПРОТИВОРЕЧИЯМИ При решении изобретательской задачи основное место занимает работа с противоречием. При обучении детей дошкольного возраста работе с противоречием ставятся задачи:
  • Формировать чувствительность к проблемной ситуации.
  • Учить находить объект, к которому предъявляется претензия.
  • Выявлять противоречивые свойства у этого объекта.
  • Находить объекты, которые "требуют" наличие этих противоречивых свойств.
  • Формулировать противоречие.
  • Знать способы разрешения противоречий.
  • Применять способы разрешения противоречий в изобретательской задаче.
  • Оценивать полученные решения и выбирать лучшее для конкретной ситуации.
  • Формировать умение рефлексировать.
Основным средством обучения дошкольников работе с противоречием является система творческих заданий. Они состоят из трех групп:
  • Творческие задание на формирование чувствительности к противоречиям.
  • Творческие задания на обучение формулировке противоречий.
  • Творческие задания по обучению способам разрешения противоречий.
Под словом "задание" понимается определенное руководство к действию. В основе понятия "творческое задание" лежит одно или два мыслительных действия диалектического характера, которые необходимо произвести с объектом или его признаками. Творческие задания на формирование чувствительности к противоречиям Развитие у детей чувствительности к противоречиям необходимо начинать с заданий, построенных на обсуждении реальных объектов и явлений природы. Затем необходимо переходить к обсуждению объектов, описанных в художественной литературе. 1. "Найди противоположное слово" Цель: учить детей находить слова - антонимы. Основное действие: ведущий называет слово - играющие произносят антонимическую пару. Детям эти задания объявляются как игры с мячом, бубном или другими предметами. Задания для детей 4 лет.
  • Воспитатель предлагает слово - прилагательное, а ребенок говорит противоположное по значению (хороший - плохой, умный - глупый, твердый - мягкий).
  • Предлагается слово - существительное, играющие называют противоположное (правда - ложь, Незнайка - Знайка).
  • Предлагается глагол с последующей заменой на противоположное значение данному действию (лечь - встать, плакать - смеяться и др.).
Задания для детей 5 лет
  • Детям предлагаются вразброс разные части речи. Их задача назвать антонимическую пару и задать вопрос, на который отвечает данное слово. ПР: редкий - густой (отвечает на вопрос какой?); работа - отдых (что?); бежит - лежит (что делает?) и т.д.
  • В задания вводятся наречия. Название части речи детям можно не говорить, но вопрос "Как?" - указывать (тяжело - легко, широко - узко и др.).
  • Ребенок (ведущий) называет слово, а педагог дает противоположное по значению. Воспитатель может "ошибиться", пусть его поправляют дети.
Задания для детей 6 лет
  • Педагог просит детей назвать противоположные по значению части речи. Игра может идти как соревнование. ПР: команда девочек называют противоположные по значению существительные (слова, отвечающие на вопрос что?), а мальчики - глаголы (действия, слова с вопросом что делают?).
  • Педагог называет литературное произведение. Дети перечисляют героев с противоположными характеристиками (сказка "Золушка": мачеха жестокая, а Золушка - добросердечная; сестры - бездельницы, а Золушка - труженица).
Рекомендации по проведению заданий
  1. Педагог должен иметь перед глазами словарик антонимических пар. Подбор антонимических пар осуществляется с учетом возраста детей.
  2. Темп заданий должен быть достаточно быстрый.
  3. Ведущий прекращает игру, если дети устали.
  4. Необходимо организовать коллективный поиск антонимической пары, если ребенок не справляется самостоятельно.
  5. Во время проведения задания педагогу необходимо ставить задачу обогащения словаря детей.
  6. Включать творческие задания можно:
    • как часть другой игры ("Жмурки" - поймали - назови слова, противоположные по значению);
    • в режимные процессы (умывание: мыло мокрое, а полотенце сухое);
    • как часть какого - либо занятия (математика: геометрическая форма - округлая, а бывает - угловатая).
  2. "Где прячутся противоположности?" Цель: учить находить в одном объекте два противоположных свойства (значений признака) и объяснять их наличие. Основное действие: ведущий называет объект, а играющие находят в нем противоположности и объясняют их наличие. Либо наоборот: называются противоположности и подбираются объекты, в которых они "прячутся". Задания для детей 4 лет
  • Дети получают картинки с изображением объекта. Ведущий называет антонимическую пару значений одного признака. Играющие их должны найти и объяснить. ПР: у детей картинки с изображением кошки, щетки, стула и др. Педагог предлагает найти противоположные свойства: мягкий - твердый. Объяснение детей: у кошки шерсть мягкая, а коготки - твердые; у щетки низ мягкий, а верх - твердый; сиденье у стула - мягкое, а перекладины - жесткие.
  • Усложнение задания может быть связано с оценкой данного свойства на уровне "хорошо - плохо". ПР: верх у щетки твердый - это хорошо, потому что щетинки держатся, но плохо для ног - можно удариться, споткнуться. Низ у щетки мягкий - это хорошо, потому что пыль туда собирается, но плохо - быстро стирается щетина.
Задания для детей 5 лет
  • Дети получают картинки с изображением объекта и самостоятельно находят противоположные значения признака с последующим объяснением. Игра проходит в виде соревнования. ПР: один ребенок получает картинку с изображением телевизора, а другой - с изображением ботинок. Телевизор: блестящий и тусклый, горячий и холодный, округлый и угловатый и т.д. Ботинки: мягкие и твердые, большие и маленькие, дорогие и дешевые и т.д. Возможные объяснения: включенный телевизор становится горячим, а выключенный остывает; ботинки для малыша большие и болтаются на ноге, а для папы они маленькие.
  • Ведущий предлагает обсудить какой - либо признак и найти противоположные значения этого признака. Затем надо назвать объекты, в которых эти противоположности присутствуют. ПР: ведущий называет признак "цвет", играющие называют противоположности: бесцветный - цветной, черный - белый, блестящий - тусклый и т.д. Называются объекты: плащ бывает бесцветным (прозрачным) и цветным; зебра бывает и черная и белая, нож может быть и блестящим (лезвие) и тусклым (ручка).
Задания для детей 6 лет
  • Ведущий называет героя сказки, а дети объясняют его противоречивые свойства. Обязательное условие - ребенок должен вспомнить эпизоды сказки, где эти свойства проявляются. ПР: Красная Шапочка - серьезная и легкомысленная. Серьезная потому, что решила помочь маме, порадовать бабушку. Легкомысленная из - за того, что не подумала и рассказала волку о своих планах.
  • Ведущий просит играющих передавать друг другу предмет с условием, если найдено противоположные значения какого либо признака. ПР: объект - книга. Первый ребенок: "Она мягкая и твердая по материалу", передается книга другому ребенку. Ответ второго: "Она светлая и темная по цвету", передается третьему: "Она полезная и бесполезная по своему делу. Пользу приносит тому, кто читает и бесполезна для того, кто не умеет читать" и т.д. Педагог, видя затруднение ребенка, просит всю группу детей помочь сформулировать противоположное значение какого-либо признака объекта.
  Творческие задания на обучение детей формулировке противоречий "Объяснялки" Цель: учить детей объяснять наличие противоположных значений одного признака у объекта с точки зрения двух разных требований. Задания для детей 4 лет
  • Объявляется игра "Объяснялки". Детям предлагается картинка с изображением объекта (ботинки): "Ботинки могут быть и мокрыми и сухими. Объясните когда, в каких случаях это бывает" (ботинки - внутри сухие, снаружи - мокрые). К концу года воспитатель вводит усложнение: "Объясни, для кого это свойство нужно". ПР: надо чтобы ботинки были сухими (для ног человека), а лужа делает их мокрыми.
Работа по обучению формулировке противоречий в этом возрасте идет на полуактивном этапе. Ведущий задает вопросы, а дети отвечают с помощью взрослого. Задания для детей 5 лет
  • Усложнение игры "Где прячется противоположность?". Цель: учить детей обозначать словами части объектов, в которых находятся противоположности. ПР: ведущий называет объект (дерево). Следует вопрос: "В каких частях дерева прячутся противоположности?" (листики - тонкие, ветки - толстые; кора ствола - шершавая, листья гладкие). Или: "Зонтик. Где прячется противоположность?" (тент - мягкий, а ручка - твердая; короткий, когда в сумке и длинный, когда мамы его достает, что бы укрыться от дождя).
  • Усложнение задания "Объяснялка". Воспитатель просит детей объяснить, кому или чему нужно противоположное свойство этого объекта. "Зонтик короткий - это нужно тогда, когда дождя нет, что бы в сумку поместиться. Зонтик длинный, нужно что бы от дождя укрыться". Творческое задание "Объяснялка" проводится только с рукотворными объектами, при этом подбираются объекты с явно выраженными противоположными свойствами (раскладушка - и короткая и длинная; утюг и горячий и холодный и т.д.).
Задания для детей 6 лет
  • Творческое задание по типу "Объяснялка" проводится на активном уровне. В этом возрасте можно использовать в качестве содержания заданий объекты природного мира. ПР: ведущий предлагает картинку с изображением объекта (дерево). Играющий самостоятельно определяет противоположные свойства (ствол упругий и гибкий) и объясняет, когда в каком случае это свойство необходимо (ствол дерева должен быть упругим, что бы не гнуться под тяжестью веток и должен быть гибким, чтобы ветер не сломал его).
Итог задания - вывод: для веток ствол должен быть упругим, а для ветра - гибким.   Творческие задания по обучению детей способам разрешения противоречий "Решаем противоречие" Цель: учить детей наделять объект противоположными значениями одного признака с точки зрения двух разных требований; учить пользоваться некоторыми приемами разрешения противоречий. Творческие задания для детей 5-7 лет Воспитателем объявляется соревнование между двумя командами детей. Дается задание обеим подгруппам по мотивам сказки "Девочка-умница". Необходимо помочь девочке-умнице спасти своего отца. Для этого надо выполнить задания царя: принести и не принести подарок. Побеждает та команда ребят, которая даст как можно больше решений и объяснит их. Примеры решений:
  1. Задание: "Девочка принесла в подарок царю крышку от ларца". Ответы детей: "Была подарена часть подарка. Это и подарок и не подарок. Можно подарить часть чего-то: обложку от книги, колпачок от ручки и т.д.
  2. Задание: "Девочка изо льда сделала бриллиант". Ответы детей: "Сначала был подарок, а потом растаял. Можно что-то изо льда сделать и на огонь".
  3. Задание: "Девочка подарила веник и ведро царю. Он закричал: не царский это подарок". Ответы детей: "Царю это дарить не надо - это не нужная вещь ему. Можно подарить фартук для кухни или тряпку для пыли".
  4. Задание: "Девочка принесла фотографию новой короны для царя". Ответы детей: "Это не сам подарок, а его замена на фотографию. Можно еще слепить или нарисовать что-нибудь ценное для царя".
  5. Задание: "Девочка принесла птицу в подарок, а она улетела". Ответы детей: "Подарок сначала был, а потом улетел. Можно кошку подарить - она убежит, рыбку - уплывет и др.".
  6. Задание: "Девочка принесла кусок металла и говорит - делай себе сам трон!". Ответы детей: "Это не сделанный подарок. Царь не может делать трон сам. Она может принести нитки и говорит - вяжи себе свитер".
  7. Задание: "Девочка принесла торт и собачку. Говорит царю: Ешь вкусный торт, царь не успел еще взять - собачка торт и съела". Ответы детей: "Девочка объединила торт и собачку. Подарка не получилось. Можно вкусное объединять с кошками и собачками - царю подарок не достанется".
  8. Задание: "Девочка принесла в подарок ядовитую змею. Возьми, царь, подарок! Нет, не нужен мне такой подарок!" Ответы детей: Это вредный подарок. Все вредное можно подарить, царь сам откажется".
Усложнение заданий: Тренинги по приемам разрешения противоречия могут осуществляться на заданиях, связанных с девочкой - умницей, которая должна "и не прийти и не приехать к царю", или "должна прийти и одетой, и раздетой к царю". Осознание способов разрешения противоречий позволяет детям использовать их при решении творческих задач. Педагогу надо помнить, что не так важно решить с детьми задачу, как осознать прием, с помощью которого это производится. В работе с детьми используются следующие приемы разрешения противоречий:
  1. В пространстве (противоположные значения одного признака разносятся в пространстве).
  2. Во времени (сначала одно значение признака проявляется, а потом другое).
  3. В подсистеме (одно значение признака в части объекта, другое - во всем объекте).
  4. В смене агрегатного состояния (в одном агрегатном состоянии одно значение признака, в другом - противоположное).
  5. На микро-уровне (изменение структуры вещества ведет к тому, что проявляются разные значения одного признака).
  6. По сравнению (противоположное значение одного признака проявляется по сравнению с другим значением).
  7. Анти-система (противоречие решается тогда, когда объект начинает выполнять анти-функцию, или наделяется анти-свойством).
  8. Объединение с другими системами (одно значение признака в системе, другое - в других объектах).
  9. Замена объекта моделью (противоположное значение признака находится в модели объекта).
Работа с творческими заданиями организуется с учетом следующих рекомендаций:
  • Текст заданий должен быть максимально "присвоен" детьми, то есть понят, интересен и принят для решения.
  • В процессе работы с творческим заданием воспитатель уточняет представления детей в разных областях знаний.
  • Итогом работы с заданием нужно считать не столько само решения, сколько процесс мышления при его решении.
  • По результатам работы с заданием целесообразно организовывать продуктивную деятельность.
Алгоритм решения изобретательских задач успешно адаптируется к работе с дошкольниками. Описание каждого шага включает в себя:
  • пояснение,
  • основную характеристику проблемной ситуации,
  • сквозной пример,
  • перечисление умений детей, необходимых для реализации этого этапа.
  ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ Шаг 1. Предварительное описание проблемной ситуации Пояснение. Представление некоторой проблемной ситуации, наблюдаемой в действительности, взятой из литературного произведения или придуманной воспитателем. Основное средство очерчивания ее границ - вербализация данного проблемного поля (вербальная модель). Основная характеристика проблемной ситуации. Неясность требований по отношению к какой-либо группе объектов. Недовольство возникшей ситуацией, которое не решается типовым ходом (известными аналогиями). Сквозной пример: На территории бывшего детского лагеря смерти надо поставить памятник. Перечисление умений детей, необходимых для реализации этого этапа:
  • наличие понимаемой и активной речи;
  • умение устанавливать причинно - следственные связи;
  • чувствительность к проблемам.
  Шаг 2. Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации Пояснение. Вычленение творческой задачи конкретного содержания из проблемной ситуации. Основная характеристика Выявление основных объектов. Обозначение признаков объектов. Наличие вопроса изобретательского плана: как быть? что делать? Сквозной пример: Необходимо создать памятник погибшим детям. Как должен выглядеть памятник тому, кто погиб? Умения детей, необходимые для реализации этого этапа:
  • выявление объектов,
  • обозначение их признаков;
  • постановка конкретного вопроса по отношению к выделенным объектам и их признакам.
  Шаг 3. Построение абстрактной модели конкретной задачи Пояснение. Создание абстрактной модели задачи на основе текста конкретной творческой задачи Основная характеристика этапа Наличие противоречия, то есть предъявление двух противоположных требований к признаку объекта. Сквозной пример: Памятник должен быть с изображением детей (потому что это памятник детям). Памятник не должен быть с изображением детей (потому что они погибли). Умения детей, необходимые для реализации этого этапа:
  • чувствительность к противоречиям;
  • умение формулировать противоречия;
  • выявление объектов и их признаков.
  Шаг 4. Построение абстрактной модели решения задачи Пояснение. Представление идеального конечного результата: сам объект решает проблему, либо объекта нет, а функции его выполняются. Привлечение принципов разрешения противоречий для достижения ИКР. Основная характеристика этапа Идеальный конечный результат (необходимость удовлетворить оба несовместимых требования). Привлечение модельных аналогов (принципы разрешения противоречий или сочетания противоположностей) в достижении ИКР и разрешения противоречия. Сквозной пример: Само изображение детей показывает, что их нет. Изображения объемно, а надо сделать его вогнутым (принцип наоборот). Умения детей необходимые для реализации этого этапа:
  • представление идеальных систем по отношению к определенным признакам объектов;
  • поиск аналогов из жизненного опыта;
  • умение использовать накопленный ранее жизненный опыт, сформулированный в виде типовых абстрактных решений;
  • владение приемами разрешения противоречий.
  Шаг 5. Выявление ресурсов объекта и выход на конкретное решение Пояснение. Выявление конкретных ресурсов объекта и выход на конкретное решение. Основная характеристика этапа: В конкретном месте в конкретное время задействован конкретный ресурс объекта: конкретные признаки приобретают конкретные значения. Сквозной пример: Объекта, нет, но видно, что он здесь был. Жизненный опыт-аналогия: след на песке или в глине. След от тел детей (тень или вмятина на чем - либо) Умения детей, необходимые для реализации этого этапа:
  • выявление ресурсов объекта (снятие стереотипов при описании признаков и значений этих признаков у конкретного объекта в конкретной ситуации).
  Шаг 6. Формулирование подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения Пояснение. Решение конкретной задачи - есть текст новой задачи. Основная характеристика этапа: Выявление основных объектов, обозначение их признаков; Наличие вопроса изобретательского плана (см. второй шаг). Сквозной пример: След чего и где может оставить ребенок которого нет и чтобы видно было что он маленький и что его утрата принесла боль кому-то…. Самое тяжелое переживание по погибшим детям ложится на матерей. Как должен выглядеть памятник, который показывал бы пустоту и горе матери, лишившейся детей? В нем должны быть какие-то следы детей (следы - вмятины от частей их тел рядом с матерью или на ней самой). Выход на контрольное решение: памятник с изображением матери в длинном платье, на котором отпечатаны фигуры детей разного возраста. Умения детей, необходимые для реализации этого этапа:
  • построение нового текста из текста решенной задачи;
  • умение связывать решенную задачу с исходной проблемной ситуацией.
  Шаг 7. Далее с шага № 3 идет повторение Пояснение. Если нет приемлемого описания идеи решения, то выявляются подзадачи, идет возврат на один из шагов 1, 2, 3 в зависимости от того, насколько четко сформулирована подзадача на этих этапах. При этом каждый раз идет накопление результатов, полученных ранее. После каждого прохода следует этап рефлексии:
  • Оценка возможностей соединения воедино накопленных промежуточных идей.
  • Оценка полученных результатов синтеза.
  • Формулирование новых подзадач в случае неудачно синтезированного решения.
  • Оценка формулировок подзадач.
Основная характеристика:
  • Синтез накопленных промежуточных решений.
  • Оценка полученного решения.
 

Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.