Игры на знакомство с противоречиями — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Игры на знакомство с противоречиями

2021-11-24 37
Игры на знакомство с противоречиями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Игры на знакомство с противоречиями

Игра «Суд»

Цель: научить видеть хорошие и плохие (полезные и вредные) свойства

предмета, явления, их взаимосвязь.

Ход: Дети делятся на две команды. Организуется суд над каким-либо

объектом (портфелем, конфетой, морозом и т.д.). Одна команда «прокуроры» указывает на отрицательные стороны объекта, а другая «адвокаты» - на положительные. Ответы оцениваются баллами или фишками.

Игра «Инструкция»

Цель: учить находить варианты решения проблемной задачи.

Ход: Детям необходимо составить подробную инструкцию для выполнения нелёгкого задания, например:

- как вынуть изюм из кекса;

- сделать маникюр кошке;

- выиграть в лотерею.

Проблемные ситуации на выведение следствий

Проблемная ситуация «Что произойдет?..»

Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи, предлагать

различные варианты следствий одного и того же события.

Содержание: Педагог предлагает ряд вопросов, начинающихся со слов

«что произойдет, если...». Задача ребенка дать как можно более полные и

оригинальные ответы:

- из крана на кухне польется апельсиновый сок?

- из тучи вместо дождя станет падать изюм?

- люди придумают таблетки от сна? и т.п.

Проблемная ситуация «Почему это произошло?»

Цель: учить придумывать следствия невероятных событий.

Содержание: Педагог предлагает детям назвать как можно больше

возможных причин для следующих ситуаций:

- во всем доме погасли все электрические лампочки;

- речка вышла из берегов и затопила луга и т.п.

Проблемные ситуации с использованием приема

«мозгового штурма»

Цель: учить искать способы решения проблемных ситуаций с помощью

приема «мозгового штурма».

Проблемная ситуация «Архимед»

Содержание: Педагог предлагает детям проблемные ситуации. Дети

должны дать как можно больше вариантов решения этих проблем.

- как без космического корабля слетать на Сатурн?

- как оживить куклу?

- как закрепить детали одежды без ниток?

- как вымыть руки без мыла? и т.п.

Проблемная ситуация «Про часы»

Содержание: Педагог предлагает детям представить, что грабители

похитили в городе все часы. Ни у кого часов не осталось. Детям нужно

решить проблему: как можно следить за ходом времени, пока в город не

завезут новые часы? Необходимо предложить несколько способов.

Проблемные ситуации на разрешение противоречий

Цель: учить формулировать и разрешать противоречия.

Проблемная ситуация «Как быть?»

Содержание:

- Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились;

- Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать?

- нужно слепить снеговика, а снега мало;

- Машенька заблудилась в лесу и не знает, как ей выйти из леса. Что делать?

* При решении таких творческих заданий необходимо проведение предварительной работы с целью выявления, закрепления и обогащения

имеющихся у детей представлений о той или иной ситуации.

Проблемная ситуация «История про Пугало Огородное, которое птиц и

мышей пугать перестало»

Содержание: Винни-Пух и Пятачок решили посадить горох. Весь день они

трудились и радостные ушли домой. Но на другой день они заметили, что

над грядками летают птицы и клюют семена, а ночью мыши съели часть

гороха. Задумались Винни-Пух и Пятачок. Как сохранить урожай гороха,

если Пугало стоит, но оно уже старое, а птицы и мыши привыкли к нему и

перестали бояться. Подумаем вместе с ними. Что делать? Как им помочь?

Что нужно сделать с Пугалом, чтобы птицы и мыши стали его бояться?

Проблемные ситуации на применение имеющихся у детей

Представлений о способах измерения объектов

Цель: учить находить варианты решения проблемной задачи, применяя

имеющиеся знания.

Проблемная ситуация «Как приготовить завтрак для великана?»

Содержание: Педагог предлагает детям рассказать, чем бы они стали

отмерять продукты, если бы хотели приготовить завтрак для великана (мука,

молоко, масло, яйца, соль, перец)?

*Детям необходимо предложить различные способы измерения объема.

ПРОТОКОЛЫ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕШЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ

ИГРЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАБОТЕ С ПРОТИВОРЕЧИЯМИ

Название игры, цель Содержание, методические рекомендации
"Маятник" Учить выделять противоречивые свойства объекта. Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного объекта. Усложнение: определяются противоположные свойства у объекта, к которому дети относятся неоднозначно. Проводится со среднего возраста
"Пинг - понг" Упражнять в подборе слов - антонимов. Ребенок называет слово, а педагог дает противоположное по значению. Воспитатель может "ошибиться", ребенок должен его поправить. Проводится во всех возрастных группах.
"Перевертыш" Учить детей объяснять любое событие с точки зрения "хорошо - плохо". Ведущий называет какое - либо событие и спрашивает у первого ребенка, почему это хорошо для него. Ответ этого ребенка рассматривается с противоположной точки зрения вторым ребенком. Ответ второго ребенка объясняется третьим ребенком с противоположной точки зрения. ПР: мама купила новые ботинки. Ответ первого ребенка: "Это хорошо, потому что у меня не намокнут ноги". - У тебя не намокнут ноги, это плохо. Почему? Ответ второго ребенка: "Потому что придется идти к зубному врачу". - К зубному врачу идти хорошо почему? Ответ третьего ребенка: "Потому что мне вылечат зуб, и он не будет болеть".
"Кто (что) это может быть?" Учить детей находить объекты с парой противоположных свойств. Воспитатель задает два значения одного признака (что может быть сухим и мокрым). Дети перечисляют объекты, обладающие парой противоположных свойств (ботинки внутри сухие, а снаружи мокрые). Проводится со среднего возраста.
"Помирим гномов" Учить объяснять наличие противоположных значений одного признака, используя приемы разрешения противоречий. Воспитатель предлагает детям помочь гномам решить их спор: когда предмет обладает противоположными свойствами (бывает и большим, и маленьким одновременно). Проводится со среднего возраста на объектах рукотворного мира. В старшем возрасте рассматривается противоречивость свойств любых объектов.
"Один - хорошо, много - плохо" Учить детей объяснять, когда количество объекта может изменить его качество. Воспитатель спрашивает у детей, кто живет у них дома. Дети называют (кто - то кошку, кто - то собаку). Идет обсуждение, что хорошего и плохого в этих объектах. Педагог просит представить, что завтра у этого ребенка появится сто кошек дома. В этом, оказывается, больше плохого. Устанавливается зависимость количества - качества объекта от площади, на которой этот объект находится. Проводится со среднего возраста. Усложнение: воспитатель предлагает игру "Один - плохо, а много - хорошо (одна кошка на весь мир - это плохо)".
"Что имеем - не храним, потерявши - плачем" Упражнять детей в понимании взаимосвязи между категориями "много - мало", "цена - стоимость". Детям предлагается обсудить пословицу "Что имеем - не храним, потерявши - плачем". Рассматриваются жизненные ситуации, при которых люди халатно относятся к объектам и к чему это может привести. Проводится в старшем дошкольном возрасте как часть занятия на нравственно - этические темы.
"Что лишнее?" Упражнять детей в выделении функции, в умении сравнивать объекты по функции. Воспитатель предлагает детям серию картинок с изображением предметов. Несколько предметов выполняют сходную функцию, а один является лишним. Дети объясняют, почему.
"Что произойдет?" Учить детей формулировать причины и выводить следствие Дети делятся на две команды. Одна команда придумывает необычный вопрос (например: "Что произойдет, если дождь будет лить, не переставая?") Дети другой команды должны дать оригинальный ответ. Команда, задающая вопрос, может дать собственный ответ. Вводится правило: задавать вопросы на определенную тему (например, из мира природы или мира сказки и т.д.). Проводится со старшего возраста.
"Робинзон Крузо" Учить детей выявлять ресурсы объекта. Придумывать способы использования ресурсов в проблемных ситуациях. Детям предлагается найти выход из предложенной воспитателем ситуации: на необитаемом острове. Используя ресурсы какого - либо ненужного объекта (сломанные карандаши или запчасти от велосипеда), необходимо придумать, как построить жилище на острове, добыть пищу, воду и т.д. Проводится со среднего возраста.
"Аукцион" Учить выделять дополнительные ресурсы объекта. На "аукцион" выставляются разнообразные предметы. Дети по очереди называют все ресурсы их использования. Побеждает тот, кто последним назовет возможный способ применения какого - либо объекта. Проводится со среднего возраста.
"Кто (что) делает наоборот?" Учить подбирать объекты, противоположные по назначению. Ведущий называет объект. Игроки определяют, для чего он нужен (функцию). Ведущий предлагает назвать функцию наоборот и подобрать объекты, которые ее могут выполнять (пылесос: собирает, всасывает; наоборот - распыляет, раскидывает - фонтан или распылитель). Проводится со среднего возраста.
"Скажи, почему объект должен быть таким и другим?" Обучать детей формулированию противоречий. Ведущий выбирает объект, к которому предъявляется претензия (мост низкий - высокий). Детям предлагается сформулировать противоречие, вызванное данным качеством (мост должен быть низким, чтобы удобно было ходить пешеходам, и мост должен быть высоким, потому что под ним проходят корабли). Далее высказываются предложения по конструированию объекта, в котором сочетаются противоположности. Проводится со старшего возраста.
"Найди выход" Учить детей выбирать способ решения противоречий. Ведущий предлагает разрешить проблемную ситуацию, взятую из художественной литературы. Дети обсуждают способы разрешения противоречий на основе предложенных воспитателем вариантов и выбирают наиболее подходящий, мотивируя свой выбор. Проводится со среднего возраста.
"Учимся у сказки" Учить формулировать противоречия, разрешать их, сопоставлять с предложенными приемами. Ведущий читает отрывок из литературного текста, содержащий проблемную ситуацию. Дети в совместном обсуждении формулируют противоречие, находят его решения. Затем произведение дочитывается до конца. Дети анализируют решения, предложенные автором, определяют приемы, с помощью которых было решено противоречие в сказке или рассказе. Проводится со среднего возраста.

 

Игры на знакомство с противоречиями

Игра «Суд»

Цель: научить видеть хорошие и плохие (полезные и вредные) свойства

предмета, явления, их взаимосвязь.

Ход: Дети делятся на две команды. Организуется суд над каким-либо

объектом (портфелем, конфетой, морозом и т.д.). Одна команда «прокуроры» указывает на отрицательные стороны объекта, а другая «адвокаты» - на положительные. Ответы оцениваются баллами или фишками.

Игра «Инструкция»

Цель: учить находить варианты решения проблемной задачи.

Ход: Детям необходимо составить подробную инструкцию для выполнения нелёгкого задания, например:

- как вынуть изюм из кекса;

- сделать маникюр кошке;

- выиграть в лотерею.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.