Последовательность рисования гипсовой головы — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Последовательность рисования гипсовой головы

2021-11-24 56
Последовательность рисования гипсовой головы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Первый рисунок гипсовой головы следует начать с простой модели, имеющей наименьшее количество детальных подробностей, но обладающей хорошо выраженной характеристикой образа. Такой моделью могли бы служить головы Аполлона, «Дорифор» Поликлета, «Гера», «Диадумен». По мере освоения правил и методов рисования перечисленных голов, можно усложнить задачу и переходить к рисованию других гипсовых голов - «Зевса», «Гомера» и других.

Постоянно применяя принцип - «от простого к сложному», подготавливаем себя к рисованию живой головы. 

Изучение и изображение гипсовой головы сопровождается соблюдением главного принципа «парности форм», лежащего в основе изображения человека, а также и последовательным (поэтапным) ведением рисунка.

 

I этап

 

Работу над рисунком головы следует начать с внимательного изучения натурной модели. Рассмотреть её со всех сторон и запомнить характер формы, положение в пространстве. Внимательно проследите за положением головы и шеи. Постарайтесь определить взаимное расположение их осей по отношению друг к другу, так как от правильности определения этих осей во многом зависит пластическое композиционное решение.

 

 

Рис. 18   - Схема взаимного  расположения осей головы и шеи

 

На рис.18 показано взаимное расположение осей головы и шеи. Также важно обратить внимание на освещение. Правильно освещённая форма головы чётко выявляет характер объёма, тем самым способствуя решению задачи.                     

На первых рисунках, чтобы не усложнять задачу ракурсов, голова должна располагаться так, чтобы глаз модели совпадал с уровнем глаза рисующего. При выборе места не следует садиться по принципу «свободного места». Такой подход является ошибочным, надо уяснить себе, что правильный выбор места имеет такое же большое значение, как и многое другое: линия горизонта, расстояние до модели и прочее. Наилучшее положение головы по отношению к рисующему, особенно начинающему, - фас, но с некоторым отклонением либо вправо, либо влево. На трёхчетвертное положение нужно переходить по мере освоения предыдущих положений.  В принципе  можно начинать рисовать с положения «три четверти», но при этом нужно исходить из своих возможностей и способностей.

 

 

 

Рис. 19 - Расположение «крестовины» в зависимости от поворота головы

 

 

Рис. 20 - Взаимное расположение осей головы и шеи. Таблица из пособия Лосенко

Рис. 21 - Взаимное расположение головы и шеи, в зависимости от поворота головы

 

 

Рис. 22  - Взаимное расположение осей головы и шеи

а - наклон вперед и назад; б - за счет поперечных перемещений шейных позвонков;
 в - наклон вбок; г - повороты вправо, влево

 

 

Рис. 23 - План-схема ситуации для получения правильного изображения головы с разных точек зрения

 

 

 

Рис. 24  - Перспективное изображение головы в ракурсе при низком горизонте:

а) - трёхчетвертное;   б) - в фас (спереди);

 

в) - в профиль, приближенное к трёхчетвертному

 

 

               

                Взгляд вверх                                       Взгляд вниз

Рис. 25- Перспективное сокращение головы

   

      Профиль                        Три четверти                      Фас

  

    Три четверти                       Фас                         Три четверти

   (влево в вверх)                  (вверх)                    (враво в вверх)

Рис. 26 - Повороты головы

II этап

Определив место рисования, необходимо заняться композиционным размещением общей массы головы и шеи. При размещении её учитывайте равномерное и правильное распределение изображения на плоскости листа бумаги. При компоновке головы в трёхчетвертном положении с лицевой стороны на листе оставляют больше места (свободного пространства). При рисовании в фас голова размещается в середине листа. По вертикали массу головы и шеи следует размещать чуть выше середины листа. Не перегружайте нижнюю часть листа, это нарушает композиционное равновесие. Правильное распределение массы головы и шеи поможет успешно решить поставленную задачу.

Прежде чем приступить к длительному рисунку, необходимо выполнить несколько упражнений в виде краткосрочных рисунков с натуры на отдельном клочке бумаги или на полях большого листа с тем, чтобы представить себе предполагаемый рисунок головы. Итак, перейдя к краткосрочному рисунку, уточняя характер формы головы и её пропорции, обратите внимание на анатомические особенности строения формы. Рисунок начинают с выявления общей формы и массы головы.

Краткосрочный рисунок дает возможность увидеть общую массу головы, не останавливаясь на подробностях. Выполнив предварительный краткосрочный рисунок, приступайте к рисунку головы на заданном формате.

Приступая к рисунку гипсовой головы, не следует садиться слишком далеко, как это часто делают студенты; оптимальным расстоянием является не более тройной величины вертикали модели. Это позволит следить за общим ходом построения головы и даст возможность хорошо рассматривать детали.

Определив общее расположение головы в пространстве, обратите внимание на положение осей головы и шеи, после чего определите соотношение высоты модели к ширине, легким касанием карандаша наметьте на листе общий силуэт. Время от времени нужно проверять ход рисунка, вставая со своего места и отходя на расстояние. При обнаружении пропорциональных ошибок или иных искажений, сразу приступайте к их исправлению. Исправив ошибки, продолжайте вести рисунок. Затем наметьте общий объём головы, отделяя лицевую поверхность от поверхностей, идущих к затылку. Это две боковые, одна верхняя сводчатая теменная поверхность и снизу - частично подбородочные площадки. Затылочная сферическая поверхность замыкает объёмное пространство головы сзади. Нижнее основание головы закрывает шея.

Для их правильного изображения надо знать опорные точки на форме головы, особенно на черепе, и уметь ими пользоваться. При правильном изображении общего объёма головы можно будет легко и точно определить положение частей и их пропорции.

На этом заканчивается второй этап работы над рисунком. Изложенный порядок работы предостерегает от бесплодной и бес­конечной переделки пропорций головы и прочих неприятностей, которые неизбежно появятся в результате работы «на глазок».

На самом деле бессистемная накладка штрихов  приводит только к растрате чувств и времени. Такие этапы построения рисунка можно выполнить простым расчётом, сберегая чувства и время для выявления образной характеристики портрета гипсовой головы. 

Сверяя пропорции с моделью, прежде всего определяем размер от подбородка до носа, размер носа от сочленения с верхней губой до надбровных дуг, затем отмечаем линию волос и от этой линии - расстояние до темени. За модуль, то есть единицу измерения, удобнее всего взять длину носа. Этим модулем можно измерить, насколько меньше или больше расстояние от точки сочленения носа с губой до окончания подбородка, от бровей до линии волос и от этого пункта до темени.

Размером носа можно определить длину орбиты глаза, узнав, насколько она длиннее или короче носа; далее от наружного окончания орбиты изме­ряем этим же модулем расстояние до уха и затем от уха до наружного окончания затылочной кости. Нужно прикинуть по отношению к размеру носа и длину линии разреза рта.

Таким образом, взяв за единицу измерения длину носа, мы легко распознаем индиви-дуальную пропорциональность частей лица, что значительно облегчает путь к дальнейшему уточнению всех расположения шести анатомических опорных точек (рис. 27, 28).

Наметив основные размеры частей головы, мы приступаем к формированию её главных крупных частей, методом разметки вспомогательных анатомических пунктов или точек.

 


Рис. 27 - Схемы исходных изображений головы и шеи с пометкой основных анатомических точек

а - спереди; б - сбоку; в - сзади; г - снизу (шея показана в разрезе);

д - разрез головы по глазам и скуловым костям; е - сверху;

ж - основные пункты и линии для рисования головы

 

 

 

 

Рис. 28 - Схема расположения анатомических точек

По профилю и фасу

1. Точка самого высокого выступа центральной выпуклости надбровных дуг

2. Место сочленения носа с верхней губой 3. Угол рта

4. Наружный угол орбиты глаз   5. Передний верхний угол скуловой кости

6. Переднее нижнечелюстное окончание жевательного мускула

 

Расположены они на лицевой части черепа. 1-я точка соответствует самому высокому выступу центральной выпуклости надбровных дуг, 2-я - указывает место сочленения носа с верхней губой, 3-я - угол рта, 4-я - наружный угол орбиты глаза, 5-я - передний верхний угол скуловой кости, 6-я - переднее нижнечелюстное окончание жевательного мускула. 

Из указанных шести точек 1-я и 2-я единичны, расположены по центральной оси лица, остальные точки парные, расположены симметрично на правой и левой стороне лица.

Правильная расстановка указанных шести точек: от двух первых в глубину определяет индивидуальную пространственную структуру лица и помогает достичь сходства в портрете при условии соблюдения соответствующих пропорций деталей лица. Эти же шесть точек служат теми анатомическими пунктами, которые позволяют на общей массе головы намечать грани поворотов форм лица и всей головы.

Для наглядности ниже приводятся рисунки различных типов голов, на которых видно, асколько различно расположение шести анатомических опорных точек (рис.28).

1. На гипсовой модели (в профиль), там, где отмечена линия бровей, самый высокий выступ центральной выпуклости надбровных дуг (на линии или чуть выше верхней границы носа) будет 1-я вспомогательная точка.

2. По отношению к наложенной 1-й точке находится 2-я точка в сочленении носа с верхней губой, то есть образуется лицевой угол. Взяв отвес, можно сразу заметить на гипсовой модели, как выдвинута, углублена или находится на одной вертикальной линии 2-я точка по отношению к 1-й точке. Ту же операцию можно проделать мысленно. На своей работе намечаете  соответственно  линию,  чтобы найти лицевой угол, свойственный именно данной модели. Наблюдая модель в профиль и располагая двумя опорными точками, можно определить характерное для модели положение лба и нижней части лица: от 1-й верхней точки до волос линия лба может или отступать назад под различным углом, или быть вертикальной, или несколько выдвигаться вперед. В зависимости от этого намечается линия, чтобы линия лба соответствовала профилю модели.

                         

 

                                     

         

                             

Рис. 29 - Расположения шести  анатомических опорных вспомогательных точек на различных типах голов

Так же поступают и в нижней части лица: от 2-й точки (сочленение носа с верхней губой определяет положение подбородка). В зависимости от того, углублён ли подбородок или выдвинут, или находится на одной вертикали с 1-й точкой, соответственно намечают уши, чтобы линия лба соответствовала модели.

3. Следующей стадией будет определение 3-й точки (углов рта) по отношению к 1-й верхней точке и 2-й нижней точке. Применив карандаш как отвес, можно сразу увидеть, насколько дальше отстоит угол рта от вертикали и насколько ниже углы рта по сравнению с 2-й точкой (сочленение носа с верхней губой). Соответственно определившемуся положению углов рта намечают его карандашом на своей работе. Это будет расстояние от основания носа до границ нижней челюсти.

4. Четвёртая точка определяется так же, как 2-я и 3-я, при помощи карандаша. Сравнивая вертикальную линию карандаша с наружным углом глазницы, можно увидеть расстояние от 1-й высшей точки.

5. На диагональной выгнутой линии опять же карандашом определяется верхний передний выступ скуловой кости, то есть 5-я точка. Тем же способом определяется и 6-я точка - нижнее переднее окончание жевательного мускула

6. Есть еще и седьмая точка - это околоушное окончание нижней челюсти. Но она определяется не только вертикалью, для её нахождения применяется и горизонталь. Вертикаль указывает, насколько эта точка отстоит от 1-й в глубину, а горизонталь показывает ее расстояние от 2-й точки по высоте.

Отметив на своей работе 7-10 точку, проводим линию от неё и окончанию подбородка (по границе челюстной дуги).

7. После наметки главных частей лица намечаются и остальные, а именно: лоб, нос и теменная часть головы. Лоб имеет 5 плоскостей; центральную (фасовую) и по две боковых на самой лобной кости, от левой до правой височных линий. IIравая и левая височные плоскости чаще всего направлены под резким углом к плоскости лобной кости.

Определение плоскостей лба начинается от границ 4-й точки (правой и левой), причём эта 4-я точка может быть несколько глубже височных линий, откуда начинаются планы лобной кости.

8. Осталось сказать о планах теменной части черепной коробки. Схематически они намечаются как грани купола; центральный план (от линии волос до затылочной кости) своими размерами чаще всего соответствует ширине фасовой плоскости лба; боковые теменные плоскости наклонены к центральной от границ височной линии под определенным углом и по  своим размерам соответствуют боковым плоскостям лобной кости.

III этап

Следующий этап построения формы головы - это определение расположения частей на лицевой поверхности.

Для их размещения необходимо провести среднюю профильную линию на лицевой поверхности, проходящую от лобной поверхности до основания подбородка. Вначале намечают общую дугообразную линию. Правильное определение средней профильной линии на лицевой поверхности даст положительные результаты в процессе построения головы. Но здесь следует заметить, что средняя линия профиля рисующим может быть определена неверно и в результате дальняя половина лицевой части может оказаться сильно увеличенной, тем самым нарушая перспективу и общую форму головы. В дальнейшем это может повлечь за собой череду ошибок в изображении лица.

Определив вертикальную профильную линию, следует приступать к определению деталей головы: глаз, носа, губ, уха. Чтобы правильно  найти их расположение, необходимо определить пропорции головы и линию (линию глаз), разделяющую нижнюю и верхнюю половины. В этом случае  необходимо заметить, что, намечая детали, очень важно строго проследить за пропорциональными соотношениями частей по отношению друг к другу. Нарушая пропорцию одной части, можно потерять контроль над остальными, что   приведёт к искажению всей формы головы. В соответствии с принципом парности строения форм все части головы должны располагаться симметрично.  Чтобы уточнить расположения деталей можно воспользоваться поперечными вспомогательными линиями   (рис. 30).

             

Рис. 30

Итак, намечены линия глаза, основание носа, линия ротовой щели, основание кончика подбородка, переносица, которая располагается всегда  выше линии глаз. А также намечены линии параллельных им деталей форм головы, таких, как лобные бугры, граница покрова волос, надбровные дуги, скуловые выступы, уголки нижней челюсти. На боковой поверхности, на уровне скуловых отростков, намечаем уши, при этом постоянно соотнося их размеры между собой и с формой головы. Наметив в общих чертах уровни расположения деталей головы, приступаем к уточнению границы лицевой поверхности на общей форме головы. Граница лицевой поверхности проходит сверху от уровня парных лобных бугров, по вискам, скуловому выступу и снизу по подбородку. Ещё раз проверьте общую форму головы и заранее определённые места для размещения деталей в соответствии с характером, пропорциональными и перспективными сокращениями и переходите к определению общей формы шеи.

Шея имеет цилиндрическую форму с двумя параллельными секущими основаниями, расположенными под углом. Верхнее основание шеи соединяется с основанием головы, нижнее - с верхним основанием туловища. Граница очертания нижнего основания шеи проходит на уровне седьмого шейного позвонка, очерчивая своими краями объём шеи до яремной вырезки (ямки).

Уточняя расположение глаз, необходимо правильно установить расстояние между слезниками, наружным и внутренним углами, а затем - расстояние между веками глаз (см. главу 4 «Пропорции головы человека»).

Размещая нос и уточняя его пропорции, обратите внимание на призматическую форму. Если призма носа располагается фронтально, то передняя плоскость будет хорошо видна, а боковые будут в перспективном сокращении.

При трёхчетвертном повороте видимая боковая плоскость призмы носа будет хорошо видна, а остальные плоскости будут находиться в перспективном сокращении. Уточните глубину боковых плоскостей от затылочного возвышения, идущего по обе стороны вдоль линии затылка, сосцевидных отростков, углам нижнечелюстных костей к яремной вырезке.

Для выявления общей формы шеи необходимо наметить упрощённую схему в виде параллелепипеда, т.е. выделить четыре поверхности, каждая из которых рассматривается в качестве поверхности шеи.

Установив в общих чертах объём шеи, определив места расположения деталей головы, переходим к размещению лобных бугров, надбровной дуги и её бугров, скуловых выступов, височных костей, уха, глаза, носа, губы, подбородочного угла, подбородка и шеи. При размещении деталей головы не следует забывать об соотносительности их размеров между собой и с общей формой. Подобные сравнения должны обязательно проводиться время от времени в процессе всей работы с расстояния, так как с места рисования невозможно увидеть правильные пропорции и состояние рисунка. Поэтому, приступая к размещению отдельных частей, необходимо ещё раз проверить расстояния между ними и их пропорциональные отношения.

Для размещения общей формы рта необходимо определить поперечную длину ротовой щели, толщину верхней и нижней губ в целом, а затем их разницу. Наметив их, обратите внимание на характер линии рта. В большинстве случаев линия рта при положении головы на уровне вашего глаза имеет несколько выгнутую дугообразную форму. При небольшом наклоне головы вперед по отношению к рисующему линия рта выглядит прямо, а при сильном - выгнута в противоположную сторону. Кроме того, прямое положение линия рта принимает при проявлении положительных эмоций (улыбка), при бурных эмоциях (смехе). Намечая общую форму рта, следите за его симметричным расположением, где ориентиром должна служить серединная линия головы.

При трёхчетвертном положении головы дальняя половина линии рта располагается в перспективном сокращении, а ближняя половина находится фронтально и не подлежит перспективному сокращению.

Нижняя челюсть имеет в своём основании подковообразную форму, уходящую своими выступами под скуловой отросток и образующую при этом характерные впадины на поверхностях щек. Нижняя челюсть определяет пластическую форму нижнего раздела головы. Форма подбородка, именуемая подбородочным возвышением, образована двумя подборо-дочными буграми спереди. Через неё проводят соединительную линию профиля, проходящую по нижнему краю подбородка, вдоль средней площадки под нижней челюстью, составляющей границу с шеей. Под нижней челюстью располагаются три площадки: одна - средняя прямая, идущая от края кончика подбородка к гортани, и две треугольные боковые, расположенные по её сторонам. Эти площадки спереди и по бокам граничат с краями челюстной кости, в глубине снизу - с цилиндром шеи. Необходимо проследить за местоположением уголка челюстной кости. От того, как верно, с учётом пропорции и перспективного сокращения, определён её угол, во многом будет зависеть пластика головы. Форма подбородка образована шестью основными плоскостями. Средняя поверхность, идёт от подбородочно-губной борозды к верхней границе подбородочного возвышения, а затем к её нижней границе. Две боковые плоскости, примыкают  к средней и  уходят  к  нижнебоковой  поверхности головы.

Намечая общие формы деталей головы, одновременно уточняйте местоположение скуловых выступов.

Они располагаются симметрично с двух сторон на линии границы между боковой и лицевой поверхностями головы, примерно на среднем уровне лицевой поверхности. Относительно длины носа скуловые точки располагаются на уровне его средней длины. В пластическом отношении скуловые выступы играют важную роль в формировании головы и служат опорными точками при её построении (рис.32).

 

Рис.31

 

Ориентируясь на скуловые точки, переходите к определению уха на боковой поверхности головы. Уши располагаются на боковой поверхности головы в области височной кости. Правильность и убедительность изображения головы человека во многом зависит от правильного расположения уха, особенно это касается рисования головы в профиль. При этом надо помнить, что скуловой отросток располагается на уровне средней части ушной раковины (козелка), что хорошо прощупывается на себе. При определении положения уха необходимо уточнить его пропорциональные отношения с частями головы, в частности с размером носа, так как размер уха приблизительно имеет равную с носом величину и располагается на одном уровне. Чтобы верно поместить ухо на боковой поверхности головы, нужно проследить за его перспективным сокращением. Необходимо обратить внимание на характер формы и положение уха (продольная ось ушной раковины должна быть параллельна направлению ветки челюстной кости вдоль оси носа) (рис.31). На рисунке показаны направления и взаимное расположение осей уха и носа.

Рисунок уха следует начать с выявления общей формы, затем, переходя к размещению деталей раковины, уточните их характер.

После чего переходите к другим частям головы, оставляя место и время для их последующего уточнения.

Далее переходим к определению общей формы лобной поверхности головы. Форма лба ограничена четырьмя основными плоскостями, имеющие изогнутые, выпуклые поверхности (кроме двух боковых височных). Лобная и лобно-теменная поверхности разграничиваются на уровне лобных бугров. Лобная и боковые поверхности имеют границы, проходящие по линии виска. На рис. 32,б отчётливо видим границы, отделяющие четыре плоскости.

 

        

 

                   а)                                                              б)

Рис. 32 - Обобщённая конструкция головы человека

   

Это две боковые линии, проходящие вдоль линии виска к затылку, и линии, отделяющие переднюю фронтальную поверхность лба от лобно-теменной поверхности.  Эти линии одновременно служат границей, отделяющей лицевую от теменной поверхности.

Форма лба образована тремя основными плоскостями, составляющими изогнутую выпуклую поверхность (рис.32,а), - одной фронтальной 1, находящейся в середине поверхности лба, и двумя крайними 2,3 (промежуточными), ограниченными линиями виска и боковыми поверхностями. Сверху к этим плоскостям примыкают лобно-теменные поверхности 4, которые могут рассматриваться двояко, как две или четыре плоскости. Граница лобных и лобно-теменных плоскостей служит линией, отделяющей лицевую поверхность от теменной. Нижние основания лобной поверхности граничат с надглазничным краем, который является основанием надбровной дуги. Наметив общую форму поверхности лба, можно переходить к уточнению деталей: расположения  уровня лобных бугров, надбровных дуг, надбровных бугров и границы волосяного покрова.

IV этап

 

Переходя к уточнению деталей головы, необходимо внимательно следить за общей анатомической закономерностью строения костей и мышц. Для лучшего запоминания закономерности расположения мышц и их форм можно использовать в качестве справочника гипсовые анатомические слепки Гудона, Донателло, а также рисунки Г.Баммеса.

На этих гипсовых слепках отчётливо выражены мышцы, образующие сложные формы лица. На протяжении всех этапов рисования необходимо придерживаться главного принципа - от общего к частному, от частного к общему. Кроме того, не заострять  внимания на чём-либо одном, ведя детальную проработку форм, периодически следует возвращаться к общему построению изображения. Такой подход дает возможность вести рисунок цельно, обобщённо и без излишней детализации.

Уточнение рисунка следует начинать с формы поверхности лба и форм, граничащих с верхними краями глазничных впадин. Сложность рисования формы лба заключается в разнообразии индивидуальных особенностей строения. Если какая-либо изображаемая деталь головы выглядит недостаточно убедительно, это означает, что она недостаточно изучена и проанализирована, не говоря уже о знании анатомии, перспективы  и прочих необходимых вещей. Моделировка формы лба требует особого внимания. Его структура в большинстве своём не имеет характерных отчётливо выраженных рельефных выступов и углублений на поверхности. Особенно это касается  натурной модели  с плохо выраженной формой лба. На нём трудно определить лобные бугры, надбровную дугу и её бугры. Вот почему так необходимо изучение особенностей строения костных и мышечных структур головы. Прежде чем перейти к их уточнению, нужно досконально изучить форму строения лобной кости, логически обосновывая закономерность её  формообразования. Уточнение формы лба, выступов и углублений, его размеров играет важную роль в передаче характера изображаемого объекта.

Основываясь на предыдущем этапе построения формы поверхностей лба, которые образуют лишь общую его форму, перейдём к уточнению рисунка головы.

Всякая форма предмета состоит из многочисленных плоскостей, которые отграничивают её от окружающего пространства. Задача состоит в том, чтобы понять, как образуется форма при сочетании этих поверхностей.

Независимо от разнообразия форм лба у разных людей его строение имеет единую для всех структуру. Как уже сказано выше, в образовании верхней поверхности лба участвуют три плоскости, расположенные сообразно форме свода черепа, несколько расширяющиеся к затылку. Таким образом, они, располагаясь симметрично относительно серединной линии профиля, участвуют в образовании передней и верхней поверхностей лба. Между лобной и лобно-теменной поверхностями располагаются лобные бугры и узловые точки на линии виска, которые служат границей прилегания шести плоскостей: верхних, передних и боковых. В образовании боковых поверхностей лба участвуют две плоскости, расположенные по обе стороны виска. Границы прилегания боковых и промежуточных плоскостей проходят от крайних надглазничных выступов вдоль линии виска вверх и к затылку. Височные линии служат границей разделения двух основных поверхностей головы - боковой и лицевой в её верхнем разделе.

Для полного формирования передней поверхности лба большое значение имеет надбровная дуга. По своей форме она также как и вся передняя поверхность лба, имеет дугообразную выгнутую форму, напоминающую конструкцию перекрытия, выделяющуюся над нижним основанием лба и граничащую с верхним глазничным краем. Надбровная дуга, располагаясь в нижнем основании поверхности лба в средней части, занимает половину высоты. При выраженном  надбровии - более половины, края этих дуг сужаются вдвое, а то и втрое. Наибольший выступ надбровные дуги имеют в области надпереносья и называются надбровными буграми.

Они располагаются симметрично по обе стороны от средней профильной линии, приблизительно на расстоянии ширины ноздрей.

Края надбровных дуг граничат с двух сторон в области виска с лобными отростками, соединяющимися с отростками скуловых костей. Чуть выше лобных отростков, над краем глазничных впадин, по обе стороны имеются надглазничные выступы.

Все костные выступы и их образования должны служить опорными точками для построения формы лба и последующего выявления формы тоном. Рисуя форму лба, все эти плоскости необходимо обосновать анатомически.

Прежде чем перейти к следующему этапу, проверьте результаты проделанной работы. Заметив ошибку, её нужно немедленно исправить, не оставляя «на потом», так как любая ошибка порождает множество других, исправлять которые в дальнейшем будет нелегко. К тому же не  исправленные вовремя ошибки могут привести к разочарованию, потере интереса к продолжению работы над рисунком.

Рисуя с натуры, нельзя предаваться только эмоциональному восприятию, хотя эмоциональное восприятие в рисовании играет не менее важную роль.

Нужно работать осмысленно, сочетая непосредственное восприятие с полученной информацией о модели. Наметив общее расположение глаза, можно перейти к уточнению рисунка его формы. Уточняя рисунок глаза, нельзя забывать о его шаровидности. Форма глазного яблока должна восприниматься рисующими как полушарие, это хорошо видно при закрытых глазах. Рисуя глаз, прежде всего надо помнить и знать, что это объёмная форма. Наличие деталей отвлекает от основной формы глазного яблока. А ведь именно наличие глазного яблока обусловливает формы глазных щелей, век, углов, разреза глаз и глазных впадин. Поэтому, прежде чем приступить к рисунку формы глаза, нужно внимательно изучить строение глазного яблока, находящегося в глазничной впадине, и его детали. Выступающие надглазничные края надбровных дуг играют важную роль при выявлении формы глазного яблока, глаз должен быть посажен в глубине глазницы, в первую очередь, под её выступающими краями. Выявляя шаровидную форму глаза, намечайте направление, ширину и толщину каждого века. При этом нужно помнить, что верхние веки намечаются сильнее, а нижние – легко.  

Прорисовывая верхнее веко, следите за тем, чтобы оно облегало глазное яблоко. Кроме того, одновременно определяйте его толщину, следя за изменением в перспективе.

Для лучшего овладения рисунком глаза очень полезно изучение и рисование классического образца - гипсового глаза Давида.

Соблюдая методическую последовательность построения изображения, перейдем к уточнению характера формы носа. На предыдущем этапе построения мы наметили лишь общую форму призмы носа. На этом этапе следует уточнить детали носа и его характерные особенности.

При всем многообразии форм носов структурная основа форм остается неизменной.

Внешний вид формы носа продиктован особенностями строения костей и хрящевидными образованиями, длина носа определяется двумя расстояниями у лицевого основания и длиной передней плоскости носа. Длину лицевого основания носа принято измерять от нижней площадки конца ноздрей до слезников, длину передней плоскости - от кончиков миндалины до впадины переносицы.

От впадины переносицы до линии надбровных дуг имеется трапециевидная плоскость, которая служит переходной ото лба к носу. Поэтому, рисуя нос и надбровные выступы, не следует вести рисунок хаотично и беспорядочно.

Передняя носовая плоскость разделяется на три сектора: верхний, средний и нижний. Каждый из секторов образует трапециевидные фигуры, соприкасающиеся своими основаниями.

Итак, первые два сектора сверху, соприкасаясь своими широкими основаниями, образуют горбинку носа, третий снизу, расширяясь в нижнем основании сообразно формам миндалины, определяет верхнюю поверхность кончика носа. Касаясь построения формы нижнего основания носа, следует отметить, что одной из самых сложных форм в изображении носа является его нижний раздел.

Одна из наиболее выразительных частей лица - губы. Пластическая характеристика рта играет важную роль при передаче характера и выражения лица. По своим размерам, структуре, изменчивости форм рот очень разнообразен. Разнообразие форм губ обусловлено индивидуальной особенностью каждого человека. У одних губы тонкие, у других полные. Бывают губы вывернутые, закушенные, сжатые, одна толще другой и т.п. Но, несмотря на многочисленные разновидности, единой для всех людей остается структура мышечных образований рта и симметричность расположения частей. Поэтому при построении изображения нужно хорошо освоить эту закономерность.

Ведя построение рисунка рта, следуйте принципу парности расположения форм, так же как и при изображении остальных деталей головы. Этот принцип дает возможность легко определять формы в пространстве, независимо от положения формы губ. Таким образом, основываясь на уже ранее намеченной форме рта, перейдем к ее уточнению.

Верхняя губа состоит из мышц, расположенных в средней части, и двух парных продолговатых образований справа и слева. Наиболее характерным является образование в средней части - бугорок верхней губы.

Нижняя губа состоит из двух симметрично расположенных выпуклых мышечных обра-зований. Рисуя губы, нужно постоянно помнить о выступающей поверхности формы в целом.

Отмечая характерные черты губ, определите взаимное отношение размеров верхней и нижней губ, проведя дугообразную линию, а также определите их границы по всей длине, наметив линиями края верхней губы.

Этот способ изображения позволяет легко производить корректировку формообразования сложных форм губы относительно осевой линии (профильной), нужно симметрично наметить бороздку. После чего наметьте бугорок верхней губы, который накладывается на линию рта и несколько на нижнюю губу. Нижняя губа определяется двумя овальными формами, расположенными по горизонтали симметрично осевой линии профиля и соприкасающимися своими внутренними краями. Завершается построение формы нижней губы соединением двух овальных форм в нижнем основании прямой или изогнутой линией, в зависимости от характера модели. Губы рисовать нужно мягко, не прочерчивая их края жесткими линиями. Весь рисунок в процессе построения должен вестись лёгким прикосновением карандаша к бумаге, лишь на отдельных участках для соблюдения перспективных сокращений можно подчеркнуть что-то сильнее.

Построив и уточнив основные детали формы губ, можно перейти к выявлению формы губно-подбородочной площадки.

Эта площадка формирует пластику нижней губы и обеспечивает переход к пластической форме подбородка, ос


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.103 с.