Пластическая  анатомия голов ы человека — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Пластическая  анатомия голов ы человека

2021-11-24 57
Пластическая  анатомия голов ы человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Е.А.Маковкин

 

 

КОНСТРУКТИВНО - ПЛАСТИЧНОЕ

ПОСТРОЕНИЕ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

И  ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ

«РИСУНОК. ЖИВОПИСЬ. СКУЛЬПТУРА»

( длястудентов2 курса дневной формы обучения, направление 6.060102 - «Архитектура»)

 

 

 

 

Х АРЬКОВ - ХНАГХ - 2009

 

    Конструктивно – пластичное построение головы человека. Методические указания по самостоятельной работе и  выполнению практического задания по курсу «Рисунок. Живопись. Скульптура» (для студентов 2 курса дневной формы обучения, направление 6.060102 - «Архитектура») / Укл. Е. А. Маковкин – Харків: ХНАМГ, 2009. – 66 с.

 

 

    Автор: ст.  преп. Е. А. Маковкин

 

 

    Рецензент: доцент кафедры  И. А. Бабенко

 

Рекомендовано кафедрой архитектурного мониторинга городской среды, протокол №1 от 1.09.2009 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………...……. 4
   
Глава 1. Пластическая анатомия голов ы человека……..…... 6
1.1 Пластическая анатомия костей черепа……………….… 6
1.2 Костные выступы черепа…………………………………. 9
   
Глава 2. Пропорции головы человека………………………… 11
   
Глава 3. Основные типы формы головы человека…………… 20
   
Глава 4. Последовательность рисования гипсовой головы….. 23
І этап…………………………………………………….……… 23
ІІ этап…………………………………………………………… 31
ІІІ этап………………………………………………………….. 35
IV этап…………………………………………………………... 39
V этап…………………………………………………………… 43
VI этап……………………………………………………..…… 45
   
Перечень иллюстраций…………………………………………… 52
   
Список литературы……………………………………………….. 65

 


ВВЕДЕНИЕ

Центральным объектом любого творчества является человек. Для человека создаются все материальные и культурные ценности, все произведения искусства, в том числе и архитектура.

Сообразно с человеком зодчие устанавливают соразмерность и пропорциональность сооружаемых объектов. Для человека сооружаются жилые и общественные здания, крупные городские ансамбли, города и системы населенных мест.

Особое место в образовании архитектора занимает рисунок тела человека и сопутствующее ему изучение закономерностей его строения. Главным элементом такого изучения представляет голова человека. Рисунок головы человека являет собой высшую ступень учебного процесса школы изобразительного искусства.

Этот раздел учебного курса требует особого внимания и способностей студентов. Рисуя голову человека, студенты учатся более тонко чувствовать, видеть даже малые отклонения от натуры - линейных и объёмных пропорций, характера движения, логики её конструктивной сущности. Учатся видеть ошибки в расположении и размере рисунка глаза, носа, губ или какой-либо другой детали лица.

В процессе рисования головы человека можно усовершенствовать чувство натуры до такой степени, что в рисунке будет передано - то самое «чуть-чуть», с которого начинается художественное мастерство, столь необходимое будущему зодчему.

Твёрдые знания закономерностей конструктивного построения головы, изменения характера формы в процессе движения, в перспективе, в светотени и умелое использование различных средств рисунка, как-то основных, опорных, акцентных точек-маяков, линий и тушёвки - облегчают и ускоряют процесс познания и создания точного, правдивого рисунка.

Голова человека является одним из наиболее сложных объектов визуального графического  изображения. Для правильного изображения головы человека необходимо иметь определенную сумму знаний, умений и практических навыков.

Для более основательного овладения принципами реалистического рисунка необходимо изучить основы пластической анатомии головы человека и уметь выполнять конструктивные построения головы и её деталей на двухмерной плоскости листа бумаги.

Две основные цели должны стоять перед студентом при изучении анатомии.

Во-первых, перейти от чисто внешнего, поверхностного восприятия головы человека и слепого копирования форм в светотеневой или линейной манере к правдивому, глубокому и точному изображению, опирающемуся на знание закономерностей внутренней структуры. Рисуя голову человека, студент должен познавать логику строения её объёмной формы и правильно передавать, строить, конструировать этот объём так, чтобы его части гармонично сочетались между собой и с целым.

Во-вторых, знание объёмной формы головы человека развивает художественное «зрение», формирует подлинно творческое, конструктивно-пространственное мышление будущего архитектора. Познание сути гармонии головы человека, соответствия её формы содержанию, функции и конструкции поможет в дальнейшем увидеть и правильно подойти к изучению многообразных форм природы и мира вещей, разобраться в их внутренней структуре и извлечь из этого практическую пользу для решения различных творческих задач, которые может поставить жизнь перед будущим архитектором.

Конструктивно - анатомическая основа  головы человека определяет её общую форму. Студенты на занятиях по рисунку,  изучая и анализируя анатомическое строение головы, соблюдая  точные пропорции  и законы  перспективы,  могут правильно вести построение изображения обобщённой формы. Лишь такой подход позволяет студенту рисовать осмысленно, а не копировать видимую  объёмную форму головы. Форма головы человека и её детали обусловлены внутренним анатомическим строением костей и мышц.  

Хотя голова человека имеет индивидуальные различия, всё же общая форма головы имеет единую для всех закономерность строения.

Суть построения и рисования головы человека состоит, прежде всего, в изображении внутренней структуры костей черепа и располагающихся на нём мышечных образований. Во время построения  учитывается  парность строения форм, т.е. их симметричность.

Анализ общей формы головы  должен производиться одновременно с изучением её деталей на конструктивно-анатомической основе. Перед этим необходимо сначала ознакомиться с анатомическим строением черепа как основы конструкции головы человека.

Форму черепа и самой головы можно определить как объёмный предмет, также как и все предметы, они имеют объёмно-пространственные характеристики: длину, ширину и высоту.

Суть заключается в том, что эти поверхности, сочетаясь между собой, выражают объём и образуют форму.

Любая живая форма в своей основе  является  и  рассматривается, как геометри-ческий объём, тем самым подчиняясь единым закономерностям перспективы и освещения.  Выполняя рисунок формы черепа, а также головы студенты  должны  знать теорию перспективы и уметь пользоваться линейно-конструктивным построением рисунка.

Применяя метод  линейно-конструктивного изображения, обратим внимание, что линия является одним из основных изобразительных средств. Линиями определяют контуры предметов, образующих их форму. Ими обозначают объёмно - пространственные величины: высоту, длину, ширину, конструктивные оси, вспомогательные линии, в том числе и линии построения, намечают тон штрихами и т.д. Но изображение обычных форм предметов одними линиями осложняет объёмно-пространственное представление. В этом случае необходимо дополнительно пользоваться так называемыми опорными точками, так как  эти точки определяют характерные пункты, узлы и конструкции предметов в изображении. Опорными точками фиксируются узлы объёмной формы конструкции. С их помощью легко установить взаимно-пространственные расположения узлов, характеризующих конструкцию формы.

Для более точного и лаконичного определения объёмно-пространственных форм пользуются опорными точками и линиями, хотя в действительности на модели нет таких точек и  линий, они условны. Есть только воображаемая форма с гранями и планами, находящимися в воображаемом  пространстве  на плоскости листа бумаги.

Использование опорных точек и линий при изображении объёмных форм в пространстве - это и есть линейно-конструктивный метод изображения.

Линейно-конструктивный рисунок помогает студентам быстрее и лучше усваивать учебный материал, развивает логику мышления. А также учит работать предельно рационально, лаконичными средствами выражать главное и самое характерное, не акцентируя лишнего внимания на мелких деталях.

Пренебрежение линейно-конструктивным способом изображения рисунка головы направляет студента на путь дилетантского изображения натуры - поверхностного срисовывания её видимых частей, игнорирующего проникновение в суть причин и следствий образования тех или иных форм на натурной модели. Чтобы избежать грубейших ошибок в рисунке, студенты должны пользоваться средствами, облегчающими работу над рисунком, знать нормы, правила и законы, которые будут помогать  им в работе.

Правила, законы и схемы строения формы являются отправной точкой в работе студента. Выделяя в  натурной модели самое главное, студенты смогут разобраться в строении сложной формы.

Знание конструктивной схемы строения формы черепа поможет студентам правильно изображать голову человека, соблюдать законы перспективы и отучит от механического срисовывания натурной модели.

Студенты, усвоив закономерности основного конструктивного строения формы черепа и овладев умением выражать его линейно-конструктивным методом, могут без особого труда построить изображение головы в  сложных перспективных положениях.

Одновременно студенты, работая методом линейно-конструктивного изображения, приучают себя мыслить формой, рассуждать логически и, вместе с тем, развивать объёмно-пространственное и конструктивное мышление. Отказавшись от поверхностного срисовывания эффектных светотеневых пятен, студенты постепенно начинают осознавать, что структура строения формы неизменна.

Следует отметить, что линейно-конструктивное построение должно непременно производиться с учётом знаний пластической анатомии, пропорций и закономерностей перспективного сокращения форм в пространстве. Без этих знаний невозможно правильно и убедительно изобразить голову человека.

Овладение студентом конструктивно-пластичными принципами изображения головы человека, позволит будущему зодчему свободно изображать и переносить на бумагу разнообразные архитектурные замыслы.        

Глава 1

Рис. 2 - Вид сбоку


1 - височная кость; 2 - теменная кость; 3 - венечный (зубчатый) шов; 4 - лобная кость;
5 - лобный бугор;   6 - большое крыло клиновидной кости; 7 - глазница; 8 - слезная кость;
9 - носовая кость; 10 - лобный отросток верхней челюсти; 11 - верхняя челюсть;
12 - альвеолярные возвышения верхней челюсти; 13 - скуловая кость;
14 - подбородочное отверстие; 15 - бугристость нижней челюсти;
16 - венечный отросток нижней челюсти; 17 - скуловая дуга;
18 - шиловидный отросток; 19 - суставной отросток нижней челюсти;
20
- сосцевидный отросток височной кости; 21 - наружный слуховой проход;

22 - чешуя височной кости; 23 - затылочная кость; 24 - нижняя височная лини я;
25 - верхняя височная линия

 

Костные выступы черепа

 

Рис. 3 - Схема основных костных выступов (выпуклостей)

1, 2 - центральные выступы надбровных дуг; 3,4 - боковые выступы нaдбровных дуг (или верхнеглазничные выступы); 5 - выступ центрального шва; 6, 7 - лобные бугры;
8, 9 - выступы височных линий; 10, 11 - теменные выступы; 12 - затылочный выступ;
13 - венечный выступ; 14 - передний выступ носовой части; 15 - выступ в сочленении носа с верхней челюстью; 16 - подбородочный выступ; 17, 18 - скуловые выступы;
19, 20 - наружные нижнечелюстные костные выступы

 

                                     

ОСНОВНЫЕ КОСТНЫЕ ВЫСТУПЫ

Рассматривая общую форму головы челoвека, можно различить на ней рельеф костных выступов и многих кожных покровов. Анализируя видимые формы с позиций анатомии, легко заметить то, что возвышения, изгибы, углубления костей черепа не всегда совпадают с их шовными сочленениями, а формы мышечных покровов во многом зависят от толщины кожно-жирового слоя.

Общая форма головы определяется индивидуальным расположением основных костных выступов и главных мышечных костно-жировых образований. Основных анатомических костных выступов (выпуклостей) на голове человека насчитывается двадцать. 13 на черепной коробке и 7 на лицевой части.

 

 

Глава 2

Пропорции головы человека

Критерии пропорций головы, взятые из классических норм и канонов античности не являются абсолютной пропорцией для каждого человека. Однако закономерность, лежащая в основе пропорционального членения головы, верна для всех.

Знание классических канонов приучает к наблюдательности, правильному определению пропорции и характерных особенностей строения живой формы головы.

А также помогает понимать те отклонения от канона, которые наблюдаются в натуре.

Голова человека является общепринятой мерой, или модулем пропорциональных отношений фигуры человека. Размером головы соизмеряют все части тела человека, от малого до крупного: рост, длины руки, локтя, кисти руки и т.д.

Форма головы образуется двумя её составными частями: черепной коробкой и лицевой частью. Их пропорциональные отношения в объёмной массе составляют примерно 1:2, если брать за единицу измерения лицевую часть (рис. 4 а, б).

 

 

  

 

 

       

Рис. 4, а                                                          Рис. 4, б

 

Рис. 5

 

Пропорции головы рассматриваются по линейному размеру и объёму. Рассмотрим размеры головы в трёх измерениях: фронтальном (спереди), профильном (сбоку) и горизонтальном (сверху). При рассмотрении головы в фас её высота по отношению к ширине составляет примерно 1:1,7. Линия глаза служит серединой высоты головы без учёта волосяного покрова. Лобные бугры делят лобно-теменную поверхность по вертикали (от надбровных дуг до теменной части головы) с отношением 1:1. Высота головы по отношению к диагонали головы составляет примерно 1:1,8. На виде сверху (в плане) - соотношения величин лицевой части по отношению к наибольшей ширине затылочной - 1:1,7. Ширина головы по отношению к профильной части головы составляет примерно 1:1,7 или 1:1,8.

Высота лицевой части головы делится на три равные части. Первая - от основания кончика подбородка до основания носа, вторая - от основания носа до надбровных бугров, третья – от надбровных бугров до середины лобных костей или на полтора – два пальца выше лобных бугров.

Одинаковые величины имеют глазные щели, расстояние между внутренними уголками (слезниками) глаза, ширина основания крыльев носа и ширина кончика подбородка.

 

 

 

Рис. 6 – Пропорции головы (по Бамессу)

 

 

 

 

Рис. 7 - Современная трактовка пропорций  головы человека в трёх  измерениях

 

 

Рис.8 - Пропорции головы человека в трёх измерениях

Рис. 9 - Изменение пропорций головы человека в трёх положениях

а) на линии горизонта б) линия горизонта – снизу   в) линия горизонта – вверху

Линия рта, т.е. ротовая щель, расположена от основания кончика подбородка до основания носа на расстоянии 2/3. Размер ротовой щели соответствует расстоянию между линией рта и основанием кончика подбородка. Этому расстоянию соответствует и длина носа. Длина носа определяется от переносицы до основания кончика носа (рис.7, 8). Следует обратить внимание на положение переносицы. Не зная пропорции, можно допустить ошибку, полагая, что переносица располагается на линии глаза. Однако это не так. Переносица, как правило, находится выше уровня линии глаза, примерно на уровне верхнего века.

Опознавательные скуловые точки располагаются на уровне середины длины носа. Ухо и нос имеют приблизительно равные  размеры и располагаются параллельно друг другу на одном уровне (рис.7, 8).

Расстояние между передним краем уха и скуловой костью составляет примерно 1:1,7 или 1:1,8 величины уха. Высота шеи спереди определяется расстоянием между основанием подбородка и яремной вырезкой, сзади - между частью затылка и седьмым шейным позвонком. Окружность шеи имеет одинаковые размеры с окружностью голени в области икроножной мышцы, с удвоенной окружностью запястья и приблизительно равна половине высоты головы. Высота шеи соответствует высоте стопы, щирина кисти в области дистальных концов пястных костей и длина фаланговых костей пятого пальца.

 

Рис. 10 - Пропорции античних голов

Рис. 11 - Пропорции головы по Готтфриду Шадову

 

Рис. 12 - Возрастные изменения пропорций головы и её соотношение  с пропорциями тела

Рис. 13 - Пропорции головы по Леонардо да Винчи

 

 

Рис. 14 - Пропорции головы.  Таблицы из пособия  А.П. Лосенко

Глава 3

Основные типы формы  головы

Четыре основных условных типа головы различают по фасу, на которые первоначально можно ориентироваться, уточняя в дальнейшем индивидуальные особенности.

1. Форма головы прямоугольная, когда височно-теменные, скуловые и нижнечелюст-ные высшие точки расположены примерно на одной касательной вертикальной линии.

2. Форма головы ромбовидная, когда вертикальная линия касается только скуловых выступов.

3. Форма головы конусообразная - вершиной конуса вниз, когда вертикальная линия касается только, височно-теменных выпуклостей.

4. Форма головы конусообразная - вершиной конуса вверх, когда вертикальная линия касается только наружных нижнечелюстных выступов.

 

        1                         2                                 3                          4

Рис. 15 - Четыре типа формы головы

Все остальные формы по фасу в той или иной степени приближаются к указанным основным, которые могут быть, в свою очередь, более вытянутыми снизу вверх или более сжатыми (почти квадратными), длинноконусными или коротконусными и т. д.

Помимо того, мы можем наблюдать различные вариации общей формы головы, такие как теменные и скуловые выпуклости касаются отвесной линии, а нижнечелюстные резко уходят вглубь, и наоборот, нижнечелю­стные и скуловые на одной линии, а теменные резко от нее отступают.

Невозможно перечислить всего множества вариантов общей формы черепа и преподать некий рецепт на все случаи. Здесь указаны только четыре основных типа, применительно к которым можно легче рассмотреть различные от них отклонения.

Лицевой угол

По профилю индивидуальное различие общей формы головы опре­деляется по так называемому лицевому углу.

Лицевым углом определяется характерное рас­положение черепной коробки и лицевой части, которая по отношению к лобной части черепной коробки   может быть выдвинута вперед, или углуб­лена внутрь, или же находиться на одной отвесной линии.

Если провести вертикальную касательную линию между централь­ными выпуклостями надбровных дуг и местом соединения носа с верхней губой, а горизонтальную линию от этой точки к мочке уха, то от­четливо можно различить три характерных лицевых угла:

Рис. 17 - Классический канон головы с плечевым поясом

Глава 4

I этап

 

Работу над рисунком головы следует начать с внимательного изучения натурной модели. Рассмотреть её со всех сторон и запомнить характер формы, положение в пространстве. Внимательно проследите за положением головы и шеи. Постарайтесь определить взаимное расположение их осей по отношению друг к другу, так как от правильности определения этих осей во многом зависит пластическое композиционное решение.

 

 

Рис. 18   - Схема взаимного  расположения осей головы и шеи

 

На рис.18 показано взаимное расположение осей головы и шеи. Также важно обратить внимание на освещение. Правильно освещённая форма головы чётко выявляет характер объёма, тем самым способствуя решению задачи.                     

На первых рисунках, чтобы не усложнять задачу ракурсов, голова должна располагаться так, чтобы глаз модели совпадал с уровнем глаза рисующего. При выборе места не следует садиться по принципу «свободного места». Такой подход является ошибочным, надо уяснить себе, что правильный выбор места имеет такое же большое значение, как и многое другое: линия горизонта, расстояние до модели и прочее. Наилучшее положение головы по отношению к рисующему, особенно начинающему, - фас, но с некоторым отклонением либо вправо, либо влево. На трёхчетвертное положение нужно переходить по мере освоения предыдущих положений.  В принципе  можно начинать рисовать с положения «три четверти», но при этом нужно исходить из своих возможностей и способностей.

 

 

 

Рис. 19 - Расположение «крестовины» в зависимости от поворота головы

 

 

Рис. 20 - Взаимное расположение осей головы и шеи. Таблица из пособия Лосенко

Рис. 21 - Взаимное расположение головы и шеи, в зависимости от поворота головы

 

 

Рис. 22  - Взаимное расположение осей головы и шеи

а - наклон вперед и назад; б - за счет поперечных перемещений шейных позвонков;
 в - наклон вбок; г - повороты вправо, влево

 

 

Рис. 23 - План-схема ситуации для получения правильного изображения головы с разных точек зрения

 

 

 

Рис. 24  - Перспективное изображение головы в ракурсе при низком горизонте:

а) - трёхчетвертное;   б) - в фас (спереди);

 

в) - в профиль, приближенное к трёхчетвертному

 

 

               

                Взгляд вверх                                       Взгляд вниз

Рис. 25- Перспективное сокращение головы

   

      Профиль                        Три четверти                      Фас

  

    Три четверти                       Фас                         Три четверти

   (влево в вверх)                  (вверх)                    (враво в вверх)

Рис. 26 - Повороты головы

II этап

Определив место рисования, необходимо заняться композиционным размещением общей массы головы и шеи. При размещении её учитывайте равномерное и правильное распределение изображения на плоскости листа бумаги. При компоновке головы в трёхчетвертном положении с лицевой стороны на листе оставляют больше места (свободного пространства). При рисовании в фас голова размещается в середине листа. По вертикали массу головы и шеи следует размещать чуть выше середины листа. Не перегружайте нижнюю часть листа, это нарушает композиционное равновесие. Правильное распределение массы головы и шеи поможет успешно решить поставленную задачу.

Прежде чем приступить к длительному рисунку, необходимо выполнить несколько упражнений в виде краткосрочных рисунков с натуры на отдельном клочке бумаги или на полях большого листа с тем, чтобы представить себе предполагаемый рисунок головы. Итак, перейдя к краткосрочному рисунку, уточняя характер формы головы и её пропорции, обратите внимание на анатомические особенности строения формы. Рисунок начинают с выявления общей формы и массы головы.

Краткосрочный рисунок дает возможность увидеть общую массу головы, не останавливаясь на подробностях. Выполнив предварительный краткосрочный рисунок, приступайте к рисунку головы на заданном формате.

Приступая к рисунку гипсовой головы, не следует садиться слишком далеко, как это часто делают студенты; оптимальным расстоянием является не более тройной величины вертикали модели. Это позволит следить за общим ходом построения головы и даст возможность хорошо рассматривать детали.

Определив общее расположение головы в пространстве, обратите внимание на положение осей головы и шеи, после чего определите соотношение высоты модели к ширине, легким касанием карандаша наметьте на листе общий силуэт. Время от времени нужно проверять ход рисунка, вставая со своего места и отходя на расстояние. При обнаружении пропорциональных ошибок или иных искажений, сразу приступайте к их исправлению. Исправив ошибки, продолжайте вести рисунок. Затем наметьте общий объём головы, отделяя лицевую поверхность от поверхностей, идущих к затылку. Это две боковые, одна верхняя сводчатая теменная поверхность и снизу - частично подбородочные площадки. Затылочная сферическая поверхность замыкает объёмное пространство головы сзади. Нижнее основание головы закрывает шея.

Для их правильного изображения надо знать опорные точки на форме головы, особенно на черепе, и уметь ими пользоваться. При правильном изображении общего объёма головы можно будет легко и точно определить положение частей и их пропорции.

На этом заканчивается второй этап работы над рисунком. Изложенный порядок работы предостерегает от бесплодной и бес­конечной переделки пропорций головы и прочих неприятностей, которые неизбежно появятся в результате работы «на глазок».

На самом деле бессистемная накладка штрихов  приводит только к растрате чувств и времени. Такие этапы построения рисунка можно выполнить простым расчётом, сберегая чувства и время для выявления образной характеристики портрета гипсовой головы. 

Сверяя пропорции с моделью, прежде всего определяем размер от подбородка до носа, размер носа от сочленения с верхней губой до надбровных дуг, затем отмечаем линию волос и от этой линии - расстояние до темени. За модуль, то есть единицу измерения, удобнее всего взять длину носа. Этим модулем можно измерить, насколько меньше или больше расстояние от точки сочленения носа с губой до окончания подбородка, от бровей до линии волос и от этого пункта до темени.

Размером носа можно определить длину орбиты глаза, узнав, насколько она длиннее или короче носа; далее от наружного окончания орбиты изме­ряем этим же модулем расстояние до уха и затем от уха до наружного окончания затылочной кости. Нужно прикинуть по отношению к размеру носа и длину линии разреза рта.

Таким образом, взяв за единицу измерения длину носа, мы легко распознаем индиви-дуальную пропорциональность частей лица, что значительно облегчает путь к дальнейшему уточнению всех расположения шести анатомических опорных точек (рис. 27, 28).

Наметив основные размеры частей головы, мы приступаем к формированию её главных крупных частей, методом разметки вспомогательных анатомических пунктов или точек.

 


Рис. 27 - Схемы исходных изображений головы и шеи с пометкой основных анатомических точек

а - спереди; б - сбоку; в - сзади; г - снизу (шея показана в разрезе);

д - разрез головы по глазам и скуловым костям; е - сверху;

ж - основные пункты и линии для рисования головы

 

 

 

 

Рис. 28 - Схема расположения анатомических точек

По профилю и фасу

1. Точка самого высокого выступа центральной выпуклости надбровных дуг

2. Место сочленения носа с верхней губой 3. Угол рта

4. Наружный угол орбиты глаз   5. Передний верхний угол скуловой кости

6. Переднее нижнечелюстное окончание жевательного мускула

 

Расположены они на лицевой части черепа. 1-я точка соответствует самому высокому выступу центральной выпуклости надбровных дуг, 2-я - указывает место сочленения носа с верхней губой, 3-я - угол рта, 4-я - наружный угол орбиты глаза, 5-я - передний верхний угол скуловой кости, 6-я - переднее нижнечелюстное окончание жевательного мускула. 

Из указанных шести точек 1-я и 2-я единичны, расположены по центральной оси лица, остальные точки парные, расположены симметрично на правой и левой стороне лица.

Правильная расстановка указанных шести точек: от двух первых в глубину определяет индивидуальную пространственную структуру лица и помогает достичь сходства в портрете при условии соблюдения соответствующих пропорций деталей лица. Эти же шесть точек служат теми анатомическими пунктами, которые позволяют на общей массе головы намечать грани поворотов форм лица и всей головы.

Для наглядности ниже приводятся рисунки различных типов голов, на которых видно, асколько различно расположение шести анатомических опорных точек (рис.28).

1. На гипсовой модели (в профиль), там, где отмечена линия бровей, самый высокий выступ центральной выпуклости надбровных дуг (на линии или чуть выше верхней границы носа) будет 1-я вспомогательная точка.

2. По отношению к наложенной 1-й точке находится 2-я точка в сочленении носа с верхней губой, то есть образуется лицевой угол. Взяв отвес, можно сразу заметить на гипсовой модели, как выдвинута, углублена или находится на одной вертикальной линии 2-я точка по отношению к 1-й точке. Ту же операцию можно проделать мысленно. На своей работе намечаете  соответственно  линию,  чтобы найти лицевой угол, свойственный именно данной модели. Наблюдая модель в профиль и располагая двумя опорными точками, можно определить характерное для модели положение лба и нижней части лица: от 1-й верхней точки до волос линия лба может или отступать назад под различным углом, или быть вертикальной, или несколько выдвигаться вперед. В зависимости от этого намечается линия, чтобы линия лба соответствовала профилю модели.

                         

 

                                     

         

                             

Рис. 29 - Расположения шести  анатомических опорных вспомогательных точек на различных типах голов

Так же поступают и в нижней части лица: от 2-й точки (сочленение носа с верхней губой определяет положение подбородка). В зависимости от того, углублён ли подбородок или выдвинут, или находится на одной вертикали с 1-й точкой, соответственно намечают уши, чтобы линия лба соответствовала модели.

3. Следующей стадией будет определение 3-й точки (углов рта) по отношению к 1-й верхней точке и 2-й нижней точке. Применив карандаш как отвес, можно сразу увидеть, насколько дальше отстоит угол рта от вертикали и насколько ниже углы рта по сравнению с 2-й точкой (сочленение носа с верхней губой). Соответственно определившемуся положению углов рта намечают его карандашом на своей работе. Это будет расстояние от основания носа до границ нижней челюсти.

4. Четвёртая точка определяется так же, как 2-я и 3-я, при помощи карандаша. Сравнивая вертикальную линию карандаша с наружным углом глазницы, можно увидеть расстояние от 1-й высшей точки.

5. На диагональной выгнутой линии опять же карандашом определяется верхний передний выступ скуловой кости, то есть 5-я точка. Тем же способом определяется и 6-я точка - нижнее переднее окончание жевательного мускула

6. Есть еще и седьмая точка - это околоушное окончание нижней челюсти. Но она определяется не только вертикалью, для её нахождения применяется и горизонталь. Вертикаль указывает, насколько эта точка отстоит от 1-й в глубину, а горизонталь показывает ее расстояние от 2-й точки по высоте.

Отметив на своей работе 7-10 точку, проводим линию от неё и окончанию подбородка (по границе челюстной дуги).

7. После наметки главных частей лица намечаются и остальные, а именно: лоб, нос и теменная часть головы. Лоб имеет 5 плоскостей; центральную (фасовую) и по две боковых на самой лобной кости, от левой до правой височных линий. IIравая и левая височные плоскости чаще всего направлены под резким углом к плоскости лобной кости.

Определение плоскостей лба начинается от границ 4-й точки (правой и левой), причём эта 4-я точка может быть несколько глубже височных линий, откуда начинаются планы лобной кости.

8. Осталось сказать о планах теменной части черепной коробки. Схематически они намечаются как грани купола; центральный план (от линии волос до затылочной кости) своими размерами чаще всего соответствует ширине фасовой плоскости лба; боковые теменные плоскости наклонены к центральной от границ височной линии под определенным углом и по  своим размерам соответствуют боковым плоскостям лобной кости.

III этап

Следующий этап построения формы головы - это определение расположения частей на лицевой поверхности.

Для их размещения необходимо провес


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.178 с.