Глава 32. Мягкое лидерство в действии — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Глава 32. Мягкое лидерство в действии

2021-11-24 20
Глава 32. Мягкое лидерство в действии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

«Его невозможно было одурачить с помощью таких приемов, как, например, отвлечение внимания. Ни „тайм-ауты“, ни обещания наград за хорошее поведение не приносили пользы».

 

Это слова из истории о прекрасном малыше, чьи чувствительные родители однажды осознали, что в деле воспитания зашли в тупик. Но им, к счастью, удалось понять причину проблем и решить их. Они научились относиться к ребенку с истинным уважением, как к полноценному человеку, и честно объяснять ему необходимые правила поведения.

Чтобы достичь цели, родители решили:

• разговаривать с ребенком уважительно, уверенно и не употребляя местоимения третьего лица или безличные конструкции;

• признавать за малышом право на любые чувства и эмоции;

• четко, быстро озвучивать правила и запреты;

• говорить уверенным, спокойным тоном, без уверток и манипуляций;

• помогать малышу соблюдать правила, если становится очевидным, что ему трудно самостоятельно справиться со своими порывами (к примеру, родители решили удерживать его ручки, когда он хочет толкаться, и при этом произносить: «Я не разрешаю тебе толкаться»);

• не разрешать ребенку долго смотреть телевизор, пользоваться компьютером или чем-либо, что способно быстро вызвать у него нервное перенапряжение;

• позволять ему высказывать свое мнение о разных проблемах и предлагать их решение.

Итак, вот история, которую мне рассказала Кристина, мама малыша по имени Ник. Не сомневаюсь, что, прочитав это письмо, вы почувствуете небывалое вдохновение!

 

Здравствуйте, дорогая Джанет.

Я нашла Ваш блог дней десять назад и сейчас могу с уверенностью сказать, что с его помощью смогла изменить свою жизнь кардинально. Сначала в Фэйсбуке одна из моих подруг прислала мне ссылку на Вашу статью «Что ваш ребенок думает о дисциплине». Прочитав ее, я поняла: это именно то, что мне нужно! Следующие два дня я с жадностью поглощала Ваши бесценные, гениальные статьи. Поглотила я столько, сколько сумела найти. По-моему, я начала читать с тех, которые были опубликованы Вами еще в 2010 году.

Моему маленькому Нику скоро исполнится три года. Он у нас всегда был медлительным мальчиком. Он все делает правильно, хорошо, но заканчивает обычно позже, чем другие детки. Врачи сказали, что с развитием у него все в порядке, просто он живет по своим, немного нестандартным биологическим часам.  

Темперамент у Ника сильный, малыш может иногда вспылить. Это и дар, и проклятие, которое передалось ему по наследству от меня. Поскольку речь у него развивается с небольшой задержкой, мы не всегда можем понять, чего конкретно он хочет. Это раздражает малыша и приводит к тому, что он часто и очень эмоционально выплескивает накопившуюся тревогу. Проблема в том, что его поведение заметно ухудшилось по сравнению с тем, что было раньше.

Наша повседневная жизнь теперь выглядит как хаос. Чем хуже мы понимаем нужды нашего мальчика, тем хуже становится его поведение. А чем хуже его поведение, тем строже и агрессивнее становлюсь я. При этом мой муж, наоборот, почему-то проявляет все больше мягкости по отношению к Нику. В общем, никакой гармонии.

Две недели назад мы с мужем сидели на кухне и отчаянно, чуть не плача, пытались вместе выяснить, что же случилось с нашей семьей и почему мы чувствуем себя такими беспомощными.

Я уже давно начала искать кого-нибудь, кто мог бы нам помочь. Но мои поиски не приводили ни к чему существенному. Мы не понимали, что делать с Ником. Его невозможно было одурачить с помощью таких приемов, как, например, отвлечение внимания. Ни «тайм-ауты», ни обещания наград за хорошее поведение не приносили пользы. А большинство рекомендаций, которые я находила, были рассчитаны на детей с таким уровнем развития речи, которого наш малыш еще не достиг. Вообще вся найденная мной информация о воспитании детей с неполноценной речью в основном касалась тех малышей, у которых есть задержка психического развития.  

К великому счастью, я нашла Ваш блог и узнала о Research for Infant Educarers. Наконец-то я получила возможность понять, как надо общаться с таким ребенком, как наш Ник.  

Начав читать Ваши статьи, я вдруг осознала, насколько тяжело все эти годы было нашему малышу. Он не понимал нас! Ведь я почти всегда употребляла вопросительные предложения и третье лицо, например: «Нельзя драться, ладно?» или «Мама сказала, что прыгать на диване больше не разрешается». И как же я удивилась, когда сын легко стал понимать меня после простых фраз: «Я не разрешаю тебе этого делать» или «Я убираю эту игрушку».

Одной этой перемены хватило, чтобы я полностью пересмотрела свое отношение к воспитанию детей. Я приучилась обращать как можно больше внимания на чувства и желания Ника. В разговоре с ним я перестала употреблять обращения в третьем лице. Когда он хотел толкнуть или ударить меня, я удерживала его руки и ноги и спокойно произносила: «Я не разрешаю тебе этого делать». Каждый раз, когда у Ника начиналась истерика, я просто садилась рядом с ним, чтобы он чувствовал, что я нормально отношусь к его эмоциональным взрывам и в любую минуту способна помочь.

Сын не смотрел телевизор, но часто играл в игры в моем планшете. Теперь я перестала давать ему планшет. Из всех игрушек, которые работают на батарейках, я батарейки вынула.

Кажется, что с того дня, когда мы с мужем обсуждали на кухне проблемы нашей семьи и, считая их неразрешимыми, готовы были опустить руки, прошло не полторы недели, а целая жизнь. Наше общение с сыном стало намного лучше. Он уже не часто может вспылить и почти всегда с радостью готов поговорить. Когда Нику все ясно, он произносит: «Понимаю», а слово «грустно» означает, что он расстроен.

Мой супруг восхищен этими переменами и горит желанием научиться тому, что умею я. Он уже осознал, что нет смысла бояться темперамента Ника и, тем более, пытаться запрещать мальчику выражать переживания.

В пятницу в жизни нашей семьи случился, без преувеличения, коренной перелом. Я работала на ноутбуке, а мой сын подошел, залез на диван и начал, как обычно, бить по ноутбуку ногой. Обычно это значит, что Нику хочется сесть мне на колени. Решив опять применить на практике знания, почерпнутые мной из Ваших статей, я стала мягко удерживать ногу Ника и сказала: «Тебе хочется бить по ноутбуку, но я не разрешаю тебе этого делать. Да, я знаю, ты расстраиваешься, когда я не разрешаю тебе делать то, что тебе хочется».

После этого он еще дважды начинал стучать по ноутбуку, я каждый раз аккуратно останавливала его и произносила примерно те же фразы. А затем Ник медленно поднял ногу над ноутбуком и сказал: «Самолет». Он легонько двигал ногой из стороны в сторону и все время произносил слово «самолет». Я улыбнулась и поговорила с ним о его «самолете», который «летал» над моим компьютером. Ник совсем забыл о том, что еще минуту назад хотел бить по нему ногой. Мне было трудно поверить, что проблема разрешилась так легко и естественно. Это было настоящее просветление!

Теперь каждый раз, когда сын хочет потрогать предмет, который я ему трогать не разрешаю, он прибегает к своей любимой тактике «самолет», то есть не прикасается к предмету, а водит рукой или ногой в воздухе. Вот какой творческий способ исследования окружающего мира придумал наш Ник!

Джанет, Ваши знания и опыт не просто позволили измениться мне и моему мужу, а фактически спасли нашу семейную жизнь.

Я перестала тревожиться за сына, перестала мучиться из-за отсутствия взаимопонимания между нами. Наше общение вышло на совершенно другой уровень. Конечно, еще есть над чем поработать, но мы с супругом воодушевлены и уже не боимся трудностей.

Кристина

 

Слова благодарности

 

Благодарю целеустремленную, мудрую Магду Гербер за благотворное влияние, оказанное на мою жизнь. Его трудно переоценить. Спасибо детям Магды – Мэйо, Дэйзи и Бэнс – за то, что поддерживают меня.

Выражаю признательность Лизе Санбери (www.regardingbaby.org) за то, что с самого начала была и остается моим верным соратником по борьбе со стереотипами в сфере воспитания детей.

Спасибо всем моим единомышленникам в блогосфере и вообще среди тех, кто занимается обучением и воспитанием детей дошкольного возраста. Давайте будем и дальше действовать сообща! Вместе мы сможем достигать все более и более значительных результатов.

Благодарю всех посещавших мои семинары мам и пап за доверие, оказанное мне, и за вдохновение, которое дарили мне они и их прекрасные дети. Надо признать, я гораздо большему научилась у вас, обращавшихся ко мне за помощью, чем вы – у меня.

Спасибо неравнодушным читателям, которые разрешили мне опубликовать в книге их письма. Словами не передать то воодушевление, которое вызывают ваши личные открытия и достижения!

Выражаю благодарность Майку, разделяющему со мной радость родительских обязанностей и помимо этого выполняющему роль моего редактора и издателя. Без тебя, Майк, я как без рук.

И конечно же, я глубоко признательна Шарлотте, Мэдлин и Бэну за то, что они всегда с радостью передавали и продолжают передавать мне бесценные знания о жизни вообще и о разумном воспитании детей в частности. С помощью своей мудрости и душевного равновесия вы наделили концепцию Research for Infant Educarers стройностью, красотой и гармоничностью. Общаясь с вами, теми же качествами стала обладать и я.

 

Рекомендуемая литература

 

Your Self-Confident Baby, Magda Gerber, Allison Johnson. Published by John Wiley & Sons, Inc. (1998).

 

Dear Parent: Caring for Infants With Respect, Magda Gerber. Published by Resources for Infant Educarers (2002).

 

No-Drama Discipline, Daniel J. Siegel, M. D. & Tina Payne Bryson PhD. Published by Bantam (2014) (в русском переводе: «Воспитание с умом»; авторы: Дэниэл Дж. Сигел, Тина Пэйн Брайсон).

 

1, 2, 3… The Toddler Years, Irene Van der Zande. Published by Santa Cruz Toddler Care Center (1986).

 

Siblings Without Rivalry, Adele Faber & Elaine Mazlish. Published by W. W. Norton & Co (2012). The Emotional Life of the Toddler, Alicia F. Lieberman, Ph. D.. Published by The Free Press (1995) (книга в русском переводе: «Братья и сестры. Как помочь вашим детям жить дружно»; авторы: Адель Фабер, Элейн Мазлиш).

 

How To Talk So Kids Will Listen & Listen So Kids Will Talk, Adele Faber & Elaine Mazlich. Published by Avon Books (1980) (в русском переводе: «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»; авторы: Адель Фабер, Элейн Мазлиш).

 

Infants, Toddlers, and Caregivers, Janet Gonzalez-Mena, Dianne Widmeyer Eyer. Published by Mayfield Publishing Company (1997).

 

Raising Your Spirited Child, Mary Sheedy Kurcinka, Published by HarperCollins (2012).

 

Say What You See For Parents and Teachers, Sandra R. Blackard. Published by Language of Listening (2012).

 

Рекомендуемые сайты

 

www.regardingdbaby.org

www.magdagerber.org

www.teachertomsblog.blogspot.com

 


[1] Роджер Эберт (1942–2013) считался наиболее влиятельным кинокритиком США.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.