Глава 25. Дети заслуживают прямоты — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Глава 25. Дети заслуживают прямоты

2021-11-24 18
Глава 25. Дети заслуживают прямоты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Мой первый ребенок подарил мне огромное количество возможностей для развития терпения и уверенности в себе. Это бесценный опыт.

Недавно один из моих клиентов поделился замечательной идеей. Не только ему самому, но и мне она помогла найти ответы на очень важные вопросы, связанные с воспитанием маленьких детей.

Мужчина, о котором идет речь, и его жена уже довольно давно и безуспешно пытаются улучшить поведение своего малыша. Однако с течением времени проказник становится все строптивее и строптивее. Я, конечно, посоветовала родителям учиться общаться с ребенком как можно честнее, прозрачнее и прекращать бояться его сильных эмоций.

Услышав этот совет, папа маленького бунтаря сказал: «Это примерно то же самое, как когда кто-нибудь предлагает тебе встречаться, а ты, не чувствуя симпатии, все же не решаешься честно отказаться. Ты даешь какой-то неоднозначный, обтекаемый ответ, потому что боишься показаться излишне жестким или эгоистичным. А в результате человек, которому было бы гораздо лучше, получи он ясный отказ, не понимает твоей реакции. И это непонимание, так несуразно возникшее между вами, сохраняется надолго».

Совершенно верно! Аналогия, по-моему, прямая. Кстати, я и сама в юности вела себя именно так. Я боялась отказывать людям, боялась обидеть их и выглядеть эгоисткой. Мне не нравилось ни отвергать кого-то, ни самой быть отвергнутой. А ведь всего-то нужно было сразу сказать: «Нет, я не хочу с тобой встречаться».

Но я не осмеливалась так говорить, поэтому очередной парень, получив от меня непонятный, неоднозначный ответ, не прекращал время от времени звонить мне. (Тогда не было такой возможности продолжать общение, как переписка в соцсетях и sms.) Мне приходилось избегать его, я нервничала, злилась. Меня раздражало, что он неспособен был сразу понять, что неинтересен мне. Но ведь в этом была виновата я сама!

Родители часто стараются сгладить острые углы, возникающие в ходе общения с детьми. А что в итоге? А в итоге – недостаток взаимопонимания. Да, мало кому нравится вовлекаться в конфликтные ситуации, причиной которых является плохое поведение ребенка. Однако стремление отмахнуться от эмоциональных трудностей своего малыша, нежелание быть с ним честными и порой разумно строгими приводит к тому, что эти трудности превращаются в настоящую проблему. И тогда взаимоотношения с ребенком неумолимо ухудшаются.

Родители, заботящиеся о душевном состоянии своего малыша, не побоятся сказать ему «нет», когда это действительно необходимо. Они не будут пускать дело на самотек и ждать, когда ребенок сам догадается, как надо себя вести.

Конечно, не стоит злоупотреблять словами «нет» или «нельзя». Детишки быстро привыкают к ним и перестают воспринимать как сигналы запрета. К тому же частое произнесение категоричных слов и фраз не соответствует принципу уважительного отношения к маленькому человеку. Он ведь не какой-нибудь дрессированный зверек, чтобы постоянно и безупречно соблюдать каждое ваше «никогда», «нельзя», «нет» и т. п.

Если запрещать приходится часто, то по крайней мере кратко разъясняйте малышу, почему вы это делаете. Примеры: «Я не разрешаю тебе этого делать, потому что ты можешь пораниться»; «Я не разрешаю тебе этого делать, потому что мне больно»; «Я не могу сейчас поиграть с тобой, потому что мне нужно готовить ужин».

Категоричные слова и словосочетания («нет», «нельзя», «никогда» и т. д.), дополненные коротким разъяснением, – это как раз тот воспитательный прием, который легко дастся вам, если вы пока не готовы проявлять справедливую и уместную строгость. Иногда даже после применения этого приема ваш малыш все равно будет пробовать нарушить правила. Значит, требуется чуть более подробное разъяснение. Это нормально.

Стоит заметить, что взрослый неспособен проявлять прямоту в общении с детьми, если не обладает умением четко понимать ситуацию.

Проще всего быть прямым и строгим в те моменты, когда ребенок по неведению подвергает риску свои здоровье или жизнь. В таких случаях вы, скорее всего, не медлите и без стеснения говорите малышу строгое «нельзя».

Однако, когда вы видите, что малыш безобразничает или капризничает, но при этом угрозы здоровью и жизни нет, вы теряетесь и не понимаете, так ли необходим сейчас категоричный запрет. Подобное происходит, когда вы, например:

• отнимаете ребенка от груди;

• оставляете его в кроватке или манеже, а сами уходите на время в другую комнату;

• укладываете спать;

• помогаете приготовиться ко сну, то есть чистите ему зубы, помогаете переодеться, читаете книжку и т. п. (перед сном особенно трудно проявлять прямоту и справедливую строгость, потому что вы утомлены как физически, так и морально);

• находитесь рядом с малышом, а он в эти минуты очень хочет побыть со вторым родителем;

• говорите ребенку, что пора ложиться спать, а он находит много разных причин для того, чтобы подольше не ложиться и заснуть как можно позже.

Не так давно я консультировала женщину, которая стремилась научиться правильно обозначать границы приемлемого поведения для своего ребенка. Причем получилось так, что в ходе нашей беседы она сама случайно помогла мне помочь ей.

Женщина рассказала, что ей очень просто проявлять прямоту и строгость, когда, например, надо твердо попросить своего маленького сына держать ее за руку, пока они идут по парковке. В остальных же случаях, когда ничто не угрожало здоровью и жизни мальчика, моя клиентка была неспособна четко обозначить рамки дозволенного, хотя и чувствовала, что поступает неправильно. Я помогла женщине, использовав рассказ о парковке, которым она сама же со мной поделилась.

В чем именно заключалась помощь? Я дала ей совет: научиться быстро вызывать в памяти то, как они с сыном собираются пройти по парковке, и научиться ощущать при этом готовность строго обозначить рамки. Делать это я ей порекомендовала каждый раз, когда ее малыш начнет нарушать правила поведения и ей трудно озвучить четкие указания (к примеру, когда надо поторопить мальчика, если он перед сном слишком долго умывается и явно желает подольше не ложиться в кроватку).

Не забывайте, что маленькие дети находятся под вашим влиянием постоянно. Вопрос не в том, учатся ли они у вас в данную минуту чему-либо или нет, а в том, чему они учатся. Это самый важный для вас, как для родителей, вопрос.

Когда вы чувствуете, что неспособны сказать ребенку-шалуну необходимое твердое «нельзя», ваша растерянность передается ему.

А если вы все-таки решились запретить что-то действительно вредное и опасное, но при этом чувствуете вину за свою строгость, ваш малыш и в этом случае будет, хотя и неосознанно, но сомневаться в ваших лидерских способностях. Для него ваши сомнения – источник тревоги.

Не стоит осторожничать, когда собираетесь озвучить какие-нибудь запреты. И не стоит произносить их извиняющимся тоном. Именно излишняя нежность, переходящая в попустительство, приводит к тому, что ребенок ощущает себя незащищенным, не чувствует границ приемлемого поведения и не понимает, как распорядиться избыточной свободой, которая появилась у него из-за пассивности родителей.

Как я уже говорила, дети находятся под вашим влиянием ежеминутно. Ваше эмоциональное состояние все время передается им. И вы тоже при этом ощущаете обратную связь.

Нередко получается малоприятный замкнутый круг:

• вы не желаете быть с малышом строгими тогда, когда это необходимо, поскольку боитесь обидеть его своей строгостью;

• затем ваша растерянность и пассивность передаются ему;

• после этого он, не ощущая нормального контроля со стороны родителей, становится неуверенным в себе, импульсивным, плаксивым, пугливым;

• в результате вы, видя это, еще меньше хотите проявлять строгость и что-либо запрещать.

Призываю вас, уважаемые папы и мамы, быть смелыми и прямыми в общении с детьми. Им это необходимо. Не считайте их слабенькими и не готовыми к восприятию нормальных ограничений. Малышам нужна честность, поэтому сделайте свой стиль воспитания максимально прозрачным.

 

Глава 26. Мягкое лидерство

 

Магда Гербер писала: «Вы сможете достичь душевной гармонии лишь при условии, если найдете свой собственный путь в этой жизни».

Приведу письмо женщины, которая очень хочет научиться как можно более мягкому, мудрому стилю общения с маленьким ребенком. (Для этого, как мы уже с вами выяснили, родителям приходится временами становиться строгими.)

 

Здравствуйте, Джанет.

В последнее время у меня складывается впечатление, что как мама я не состоялась и состояться неспособна в принципе.

У меня трехлетняя дочь. Она очень плохо себя ведет: кричит, толкается, перебивает меня и мужа, часто закатывает истерики, разбрасывает по дому игрушки, не слушается нас… Спокойной и дружелюбной девочка бывает очень редко.

Я почти в отчаянии.

У нас есть еще восьмимесячный малыш, и дочери, конечно, не нравится, что я вынуждена значительное количество времени уделять ее братику. Я вижу, что иногда это по-настоящему бесит ее. Она часто говорит, что я обязана в первую очередь заботиться о ней, а уж потом о ее брате.

Любопытно, что приступы раздражительности и гнева у дочки начинаются лишь тогда, когда мне необходимо отвлечься от общения с ней и побыть с сыном. В остальное время она относится к нему нормально и даже дружелюбно.

С ужасным поведением дочери я боролась разными способами: регулярно объявляла «тайм-ауты», на время отбирала игрушки, заставляла ложиться спать раньше, шлепала и т. д. В общем, действовала так, как когда-то давно в отношении меня действовали мои родители. В семье моих родителей с дисциплиной все было в полном порядке. Но в случае с моей дочкой авторитарные приемы воспитания, кажется, неэффективны.

Наша семейная жизнь превратилась в хаос. Малышка то проявляет ярость, то грустит и куксится. Она возненавидела наказания и уже, по-моему, начала побаиваться всех нас. Сын ощущает наши внутрисемейные проблемы и в последнее время стал тревожным. А я чувствую себя полной неудачницей.

Вы наверняка завалены электронными письмами от родителей с описаниями самых разных трудностей. Но я все-таки надеюсь, что Вы не обойдете вниманием мой крик души и посоветуете хотя бы направление, в котором надо действовать. У меня опускаются руки, я уже не представляю, что делать.

С уважением, Келли

 

Здравствуйте, Келли.

Извините, что так долго не отвечала Вам. Сложно сразу ответить на все письма, особенно если за помощью обращаются мамы и папы, столкнувшиеся с не самыми простыми проблемами. Ваш случай как раз из таких.

Самое неприятное в том, что именно такие экстренные случаи зачастую требуют длительного и тщательного анализа.

Я понимаю, как Вам сейчас тяжело, понимаю, насколько сильно Вы устали и как сомневаетесь в себе.

В своем письме Вы рассказали не так уж много, поэтому пока не могу анализировать повседневную жизнь Вашей семьи так, как следовало бы. Однако некоторые фразы Вашего письма могут послужить подсказками, которые позволят нам с Вами решить Вашу проблему. Например, Вы написали: «Она часто говорит, что я обязана в первую очередь заботиться о ней, а уж потом о ее брате».

Учитывая этот важный «сигнал», а также то, что Ваша дочь «…кричит, толкается, перебивает меня и мужа, часто закатывает истерики, разбрасывает по дому игрушки, не слушается…» и нередко «…грустит и куксится», можно говорить о ее неправильном понимании дозволенного поведения.

Вы, видимо, позволяете ей свободно действовать в ситуациях, когда надо, наоборот, брать ответственность за ее поведение на себя. У Вас и Вашей дочки нет взаимопонимания в вопросах «что можно и чего нельзя», поэтому Вы чувствуете необходимость давить на нее с помощью тактики наказаний, а она, разумеется, то еще больше замыкается в себе, то регулярно выплескивает накопившийся стресс.

Что же делать? Не забывайте, что Магда Гербер считала образцовыми родителями не агрессивных и авторитарных людей, а мягких и просто уверенных в себе. Детям необходимо ощущать, что мама и папа всегда могут контролировать ситуацию. Звучит вроде бы предельно просто. И столь же просто можно впасть в заблуждение, особенно если у тебя энергичный, эмоциональный ребенок, а ты, пытаясь «контролировать ситуацию», начинаешь подавлять его эмоциональность с помощью угроз и наказаний. (Я сама прошла через долгий период подобных заблуждений.)

Боязнь устанавливать четкие правила поведения своим детям нередко объясняется тем, что родитель сам воспитывался деспотичными людьми и прекрасно помнит, какой ужасной казалась ему тогда авторитарность взрослых.

А бывает и так, что мама или папа боятся жестко обозначать границы дозволенного просто потому, что неопытны.

В любом случае путь один: нужно учиться быть мягкими, уверенными в себе лидерами, способными устанавливать ясные, логичные ограничения для своего малыша. Без такого воспитания ребенок ощутит избыток свободы, а это именно то, что ему в ранние годы нужно меньше всего.

Поверьте, Вашей дочери не доставляет ни малейшего удовольствия быть в роли трехлетней хулиганки, произносящей: «Сначала ты должна заботиться обо мне!» Эти выпады спровоцированы не радостным стремлением к независимости, а накопившейся тревогой. Важно понимать, что маленькая девочка неспособна полностью управлять своими бунтарскими порывами.

Непослушание выражается в криках, истериках, драчливости и т. п. Это раздражает родителей, приводит их в ярость, не позволяет мыслить рационально. Из-за этого многие родители решают прибегнуть к тактике наказаний, надеясь, что распоясавшихся детей можно приструнить только с помощью подавления. К сожалению, карательные приемы оборачиваются еще большим сопротивлением со стороны ребенка. Общение с ним превращается в боевые действия. Тут-то взрослые и опускают руки.

Воспитание ребенка станет проще и эффективнее, когда Вы четко распределите роли между собой. Как это сделать? Начать можно со следующих шагов.

 

1. Устанавливайте правила спокойно, уверенно и заблаговременно. Не ждите, когда поводом для озвучивания правил станет эпизод очень плохого поведения, способный вывести Вас из себя.

 

Стремитесь к прозрачности. Границы дозволенного должны быть хорошо понятны и Вам, и дочери. Так Вы избежите растерянности и ненужной тревоги, способной привести к разногласиям, очередной конфликтной ситуации и желанию прибегнуть к наказаниям.

К примеру, Вы можете сказать дочке: «Сейчас я покормлю твоего братика и уложу его спать. Это займет примерно полчаса, поэтому, если ты о чем-нибудь хочешь попросить, скажи мне об этом сейчас».

Допустим, девочка попросит Вас дать ей какую-нибудь книжку, игрушку, сладость или что-то еще. Выполните ее просьбу и затем предложите выбор: «Ты можешь тихо посидеть вместе с нами в комнате братика, пока я буду кормить его и укладывать спать, или можешь пойти в свою комнату и поиграть там». Можно даже задать такой вопрос: «Ты уже придумала, что будешь делать у себя в комнате, пока я буду кормить твоего братика и укладывать его спать?»

Если дочка решит остаться в комнате вместе с Вами и сыном, но при этом будет шуметь, ныть, громко разговаривать и т. п., скажите ей: «Я понимаю, тебе трудно ждать, когда я закончу. Но я хочу тебя кое о чем попросить. Пойди к себе в комнату, поиграй во что-нибудь или полистай книжки до тех пор, пока я не уложу малыша спать. После этого я приду к тебе».

Предположим, девочка злится и толкает Вас. Мягко держите ее руку и скажите: «Я не разрешаю тебе толкаться. Я вижу, ты расстроилась. Ты можешь пойти в свою комнату и там поколотить подушки, но я не разрешаю тебе бить меня».

Судя по тому, что Вы писали о своей дочери, могу предположить, что она все равно продолжит активно сопротивляться, когда Вы будете обозначать четкие правила поведения. Не воспринимайте это как трагедию. На самом деле это естественная реакция маленького ребенка на внешние ограничения. Не забывайте, что быть маленьким ребенком непросто. И уж точно непросто быть старшей сестрой, вынужденной получать от родителей не все внимание, а только часть.

Признавайте чувства и эмоции своей дочки. Почаще говорите: «Я знаю, что ты расстраиваешься, когда я провожу время с твоим братом. Тебе трудно, потому что приходится ждать, когда я освобожусь. Но у тебя очень хорошо получается. Ты всегда дожидаешься меня. Ты молодец».

Даже если девочка сильно расстраивается и закатывает истерику, постарайтесь если не быть, то по крайней мере выглядеть спокойной и дружелюбной. Как только она поймет, что неспособна вывести Вас из себя и заставить изменить принятое решение, ей будет очень легко успокоиться и чем-нибудь занять себя в своей комнате. А Вы в это время сможете сделать все то, что необходимо для ухода за младшим ребенком.

Когда-то я проходила почти такое же испытание. Моей четырехлетней дочке было трудно осознавать, что в доме появилась новая крохотная девочка, требующая много родительского внимания. Старшая возмущалась, жаловалась, кричала, плакала и т. п. Ведь на то, чтобы покормить младшую дочь и уложить ее спать, у меня обычно уходил почти час. Но мы с ней все-таки смогли преодолеть этот кризис. Старшая дочка постепенно осознала, что в течение этого часа может заниматься тем, чем ей хочется, например играть в своей комнате в куклы.

Атмосфера в семье стала намного спокойнее, я наконец-то смогла со спокойной душой ухаживать за новорожденной девочкой. Думаю, моя старшая дочь, играя в куклы у себя в комнате, выражала свои противоречивые переживания более чем активно. Воображаю, насколько эмоциональными были взаимоотношения тех кукол!

 

2. Когда Ваша дочь не соглашается выполнить Ваши просьбы или указания – особенно если ее фразы начинаются со слов: «Ты обязана…» или «Ты должна…», – спокойно выслушайте ее точку зрения, но ни в коем случае не затевайте спор («Нет, я не обязана!» или «Я не должна!»). Скажите что-нибудь вроде: «Спасибо, что говоришь мне то, что думаешь. Послушай, что я хочу предложить…»

 

Дайте понять, что понимаете, как себя чувствует Ваша дочь, но также покажите, что окончательное решение принимать будете Вы, а не она.

Девочка, осознающая, что родители вынуждены много внимания уделять ее младшему брату, нуждается в Вашем понимании и сочувствии, но ни в коем случае не в жалости. Сожаления о том, что старшей сестре сейчас живется непросто, приведут лишь к тому, что Ваш стиль воспитания станет излишне мягким. Так Вы будете неспособны четко обозначать границы дозволенного.

 

3. Не выключайте старшую дочь из активной повседневной жизни. Просите ее помочь Вам поухаживать за младшим ребенком или выполнить какие-нибудь простые задачи, связанные с домашним хозяйством.

 

4. Дайте старшей дочери понять, что Вы готовы, как и прежде, делать для нее все необходимое. Также объясняйте, что теперь, в связи с рождением ее братика, она будет получать от Вас нужное количество внимания и заботы не сию же секунду, а, возможно, с небольшими задержками.

 

Не забывайте ежедневно находить время, которое будете проводить только со старшей дочерью. Она нуждается в периодах личного общения с Вами.

Вы писали: «Спокойной и дружелюбной девочка бывает очень редко». Что ж, вероятнее всего, она изменится не так быстро, как Вам хотелось бы. В любом случае не забывайте благодарить дочь каждый раз, когда у нее получается вести себя хорошо.

Надеюсь, то, что я написала, позволит Вам и Вашей дочке распределить между собой естественные семейные роли. Она должна осознать, что, хотя и имеет полное право выражать свои эмоции и желания так, как хочет, все же основные решения принимать можете только Вы, даже несмотря на ее несогласие с Вами.

Такой подход позволит ослабить пугающую напряженность, из-за которой Вы чувствуете себя неспособной быть хорошей мамой.

Пожалуйста, не забывайте время от времени сообщать мне, как у Вас дела и каких перемен в общении с дочерью Вам удается достичь.

С уважением, Джанет

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.