Нужно очень хорошо знать правописание Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Нужно очень хорошо знать правописание Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных.

2021-11-24 23
Нужно очень хорошо знать правописание Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нужно очень хорошо знать правописание Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных.

Задание может быть сформулировано так:

Выполните орфографический анализ слов

Среди приведенных слов, есть слово, написание которого иллюстрирует правило правописания Н и НН в причастиях и прилагательных. Предложено может быть любое из приведенных ниже правил.

Прежде всего необходимо уметь отличать прилагательные от причастий.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ образуются от СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, прилагательных, а причастия только от глаголов. Отглагольные прилагательные подчиняются в основном правилам правописания причастий.

Далее следует просто выучить правила:

 

1 В суффиксах АН, ЯН, ИН: кожАНый ←кожа;

серебрЯНый ← серебро;

гусИНый ←гусь;

2 В прилагательных, непроизводных ( не образованных от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке): юный, румяный, сиНий, свиНой и т. д.;

В исключении: ветреНый

1В суффиксах ОНН, ЕНН революциОННый ←революция; клюквЕННый ←клюква;

В прилагательных, образованных от

существительных с основой на Н: стариН Ный←старина;

пустыН Ный ←пустыня;

3 В исключениях: стекляННый, оловяННый, деревяННый:

В слове БЕЗВЕТРЕННЫЙ НН из-за приставки

ПРИЧАСТИЯ образуются от ГЛАГОЛОВ, и если перед нами причастие, начинаем по очереди «примерять» слово к следующим правилам:

Н

НН

1В причастиях НЕСОВЕРШЕННОГО вида: маслеНые ← маслить (блины),

жареНый ← жарить (картофель)

Во всех кратких причастиях: блины ПРОжареНы, картофель ПЕРЕжареН

3 В исключениях: ранеНый ←ранить –что сделать? - сов. в.) партизан,

КоваНый, (ковать) жеваНый (жевать)

В причастиях совершенного вида с любой ПРИСТАВКОЙ, кроме НЕ: ПЕРЕжареННый (пережарить) картофель, ПРОмаслеННые (промаслить)блины

2 При наличии у причастия суффикса ОВА//ЕВА марин ова ННые грибы, корч ева ННый лес.(Задание: Выпишите слово, правописание НН зависит от суффикса)

Если есть ЗАВИСИМОЕ СЛОВО: картофель жареННый на масле

В бесприставочных причастиях СОВЕРШЕННОГО вида решеННая задача

Но: если у исключений с Н появляется приставка или зависимое слово, появляется еще одна Н: ЗАковаННый, коваННый медью сундук.

В словах других частей речи пишется столько же Н, сколько в словах, от которых они образованы: безветреННо,(←безветреННый) перочиННик←(перочиННый), вареНка (←вареНый)

Алгоритм работы над заданием:

Выполните орфографический анализ слов

Среди приведенных ниже выделенных слов, есть слово, написание которого иллюстрирует правило орфографии «В суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква Н». Найдите это слово. Напишите номер ответа.

1 (погода) (какова?) ветрена ←Н.Ф.ВЕТРЕНЫЙ, ОТ СЛОВА «ВЕТЕР» - прилагательное, исключение

2 деревья (каковы?) зелены ←Н, Ф, ЗЕЛЕНЫЙ, прилагательное

3рассуждает (как?) путано ←наречие от слова «ПУТАНЫЙ»

4 (доказательства) найденыОТ СЛОВА «НАЙТИ» - причастие краткое

5 девочка (какова?) румяна

Ответ:_ найдены __

 

 

Пунктуационный анализ предложения.

Запомните слово «однако». оно вводное, если его нельзя заменить союзом но. Н-р, Ты, однако, задачу не решил.

Без выделенных слов легко можно обойтись.

Обращение – имя. САША,, сдай зачет. Люблю тебя, Петра творенье. Тоже выделяется запятыми.

 

Слово КОТОРЫЙ в середине придаточного определительного

После слова который запятая никогда не ставится.

2 Нужно найти грамматическую основу в придаточном предложении и от нее задать вопросы ко всем возможным словам.

Образец рассуждения:

Книги(1)(герои (2) чьи? которых (3) полюбилиськогда?с детства) (4) сопровождают нас всю жизнь. Границы предложений определены
Ответ: 1, 4

 

 

Запятая в сложном предложении.

Отмечаем границы предложений

Подчеркиваем грамматические основы.

Смотрим, есть ли вторая часть союза, слова ТО или Так. Если нет, между двумя союзами ставим запятую, если есть – не ставим. Если два придаточных соединены соединительным или разделительным союзом, тоже запятую не ставим.

Н-Р, [ Машарассказывала ](1)(что(2)(когда онбыл еще молодым хирургом) (3) то делал сложную операцию какой-то женщине).

 

Алгоритм работы над заданием:

2. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

3. 1 Определяем границы предложений, сначала придаточные, одновременно подчеркивая грамматические основы; затем – главные.

4. 2 смотрим, чем осложнена каждая часть предложения.

[ В Александрии работалонемало выдающихся ученых ] (1) ( среди(2)которых географ и математик Эратосфен(3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5) написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский(7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший ) (8) ( что Земля – шар (9) вращающийся вокруг солнца ).

Ответ_1,3,4,5,6,7,8,9.

Н-р, петь весело.

 

Поэтому зависимое слово нужно превратить в ту часть речи, которая требуется по условию:

Н-р, из согласования ШКОЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ---управление ДИРЕКТОР ШКОЛЫ,

Из управления ЗАБОР ИЗ ДЕРЕВА ------ согласование ДЕРЕВЯННЫЙ ЗАБОР

Из примыкания СКАЗАЛА ГРУСТНО --- управление СКАЗАЛА С ГРУСТЬЮ

Из управления ---ПОЖАЛОВАЛАСЬ С ГОРЕЧЬЮ -----примыкание ПОЖАЛОВАЛАСЬ ГОРЬКО.

Алгоритм работы над заданием:

Сказуемое

Выражено любой частью речи,

 

глаголом +глагол в неопр. ф.

кроме глагола

Мы играем в футбол.

Я был рад купить мяч.

Прекрасная игра - футбол

Мне купили мяч..

Мы хотим поиграть в футбол.

Я был доволен покупкой мяча

Я буду учить уроки.

Мне нужно выучить уроки.

Мне туфли впору.

Вспомогательный глагол в составном глагольном сказуемом может иметь значение начала, продолжения, конца действия (Начать, стать, пуститься, продолжать и пр.: Он стал готовиться к отъезду.
Он продолжал готовиться к отъезду.);
Модальное значение (необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия и т.п.) мочь, уметь, хотеть, любить, иметь привычку Я умею петь. Я хочу петь. Я боюсь петь. Я люблю петь. Я стыжусь петь. Я имею намерение спеть.

 

Наиболее сложными для анализа являются составные именные сказуемые со знаменательной связкой, потому что обычно такие глаголы являются самостоятельными сказуемыми (ср.: Он сидел у окна). Если глагол становится связкой, то его значение оказывается менее важным, чем значение имени, связанного с глаголом (Он сидел усталый; более важным является то, что он был усталым, а не то, что он сидел, а не стоял или лежал).

Чтобы сочетание «знаменательный глагол + имя» было составным именным сказуемым, должны соблюдаться следующие условия: 1 знаменательный глагол можно заменить грамматической связкой быть:

Он сидел усталый – Он был усталый; Он родился счастливым – Он был счастливым; Он пришёл первым – Он был первым; 2 связку можно сделать нулевой:

ТРОПЫ и ФИГУРЫ

Следует помнить, что часто в каждом из представленных предложений в этом задании, как правило, есть один из тропов. Например,

Сочинение - рассуждение

9.2 Напишите сочинение - рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста :" Долго, долго молчал Казбич; наконец вместо ответа он затянул старинную песню вполголоса… Напрасно упрашивал его Азамат согласиться, и плакал, и льстил ему, и клялся…"

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения…

I 1 часть первой половины

(1)Пробираюсь вдоль забора и вдруг слышу голоса; один голос я тотчас узнал: это был повеса Азамат, сын нашего хозяина; другой говорил реже и тише. (2)"О чем они тут толкуют? - подумал я, - уж не о моей ли лошадке?" (3)Вот присел я у забора и стал прислушиваться, стараясь не пропустить ни одного слова. (4)Иногда шум песен и говор голосов, вылетая из сакли, заглушали любопытный для меня разговор.

(5) - Славная у тебя лошадь! - говорил Азамат. – (6)Если бы я был хозяин в доме и у меня было бы стадо в триста кобыл, то отдал бы половину за твоего скакуна, Казбич!

Часть первой половины

(6)- Да, - отвечал Казбич после некоторого молчания, - в целой Кабарде не найдешь такой.(7) Раз, - это было за Тереком, - я ездил с абреками отбивать русские табуны; нам не посчастливилось, и мы рассыпались кто куда. (8)За мной неслись четыре казака; уж я слышал за собою крики гяуров, и передо мною был густой лес.(9) Прилег я на седло, поручил себе аллаху и в первый раз в жизни оскорбил коня ударом плети. (10) Как птица, нырнул он между ветвями; острые колючки рвали мою одежду, сухие сучья карагача били меня по лицу. (11)Конь мой прыгал через пни, разрывал надломленные кусты грудью.

(12) Лучше было бы мне его бросить у опушки и скрыться в лесу пешком, да жаль было с ним расстаться, - и пророк вознаградил меня.(13) Несколько пуль провизжало над моей головою; я уж слышал, как спешившиеся казаки бежали по следам... (14) Вдруг передо мною рытвина глубокая; скакун мой призадумался - и прыгнул. (15)Задние его копыта оборвались с противного берега, и он повис на передних ногах; я бросил поводья и полетел в овраг; это спасло моего коня: он выскочил. (16)Казаки все это видели, только ни один не спустился меня искать: они, верно, думали, что я убился до смерти, и я слышал, как они бросились ловить моего коня. (17)Сердце мое облилось кровью; пополз я по густой траве вдоль по оврагу, - смотрю: лес кончился, несколько казаков выезжают из него на поляну, и вот выскакивает прямо к ним мой Карагез. (18)Все кинулись за ним с криком; долго, долго они за ним гонялись, особенно один раза два чуть-чуть не накинул ему на шею аркана; я задрожал, опустил глаза и начал молиться.(19) Через несколько мгновений поднимаю их - и вижу: мой Карагез летит, развевая хвост, вольный как ветер, а гяуры далеко один за другим тянутся по степи на измученных конях. (20) До поздней ночи я сидел в своем овраге; вдруг, что ж ты думаешь, Азамат, во мраке слышу, бегает по берегу оврага конь, фыркает, ржет и бьет копытами о землю; я узнал голос моего Карагеза; это был он, мой товарищ!.. (21)С тех пор мы не разлучались.

(22) И слышно было, как он трепал рукою по гладкой шее своего проверенного в боях скакуна, давая ему разные нежные названия, на которые, к моему удивлению, был способен этот грубый человек.

. Казбич объясняет, что Карагез его товарищ, а не просто конь, он верен хозяину и однажды спас ему жизнь.

II 1 часть 2 половины

(23)- Если б у меня был табун в тысячу кобыл, - сказал Азамат, - то отдал бы тебе весь за твоего Карагеза.

(24)- Йок, не хочу, - отвечал равнодушно Казбич.

(25) - Послушай, Казбич, - говорил, ласкаясь к нему, Азамат, - ты добрый человек, ты храбрый джигит, а мой отец боится русских и не пускает меня в горы. (26) Отдай мне свою лошадь, и я сделаю все, что ты хочешь, украду для тебя у отца лучшую его винтовку или шашку, что только пожелаешь. (27)- А шашка его настоящая гурда: приложи лезвием к руке, сама в тело вопьется; а кольчуга - такая, как твоя, нипочем.

(28)Казбич молчал.

(29)- В первый раз, как я увидел твоего коня, - продолжал Азамат,- когда он под тобой крутился и прыгал, раздувая ноздри, и кремни брызгами летели из-под копыт его, в моей душе сделалось что-то непонятное, и с тех пор все мне опостылело. (30)На лучших скакунов моего отца смотрел я с презрением, стыдно было мне на них показаться, и тоска овладела мной; и, тоскуя, просиживал я на утесе целые дни, и ежеминутно мыслям моим являлся вороной скакун твой с своей стройной поступью, с своим гладким, прямым, как стрела, хребтом; он смотрел мне в глаза своими бойкими глазами, как будто хотел слово вымолвить. (31) Я умру, Казбич, если ты мне не продашь его! - сказал Азамат дрожащим голосом.

(32)Мне послышалось, что он заплакал: а надо вам сказать, что Азамат был преупрямый мальчишка, и ничем, бывало, у него слез не выбьешь, даже когда он был помоложе.

нужно очень хорошо знать правописание Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных.

Задание может быть сформулировано так:


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.