Значение истории медицины и фармации как науки. Периодизация истории медицины и фармации. Источники изучения истории медицины и фармации. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Значение истории медицины и фармации как науки. Периодизация истории медицины и фармации. Источники изучения истории медицины и фармации.

2021-10-05 80
Значение истории медицины и фармации как науки. Периодизация истории медицины и фармации. Источники изучения истории медицины и фармации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Значение истории медицины и фармации как науки. Периодизация истории медицины и фармации. Источники изучения истории медицины и фармации.

 История фармации - это наука о развитии фармацевтической деятельности и знаний о лекарственных средствах на протяжении существования человечества от первобытного времени до наших дней. Как наука она прослеживает общие закономерности всемирно-исторического процесса становления фарм. знаний с древнейших времен до современности. Раскрывает достижения каждой новой эпохи в области фармации, показывает взаимодействие фармации и общей культуры, влияние важнейших теорий и открытий в естествознании, философии, культуры на состояние, характер и объем фармации каждой эпохи.

Как область науки, история медицины изучает закономерности развития и историю врачевания, мед. знаний и мед. деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества в неразрывной связи с философией, достижениями естествознания и культуры.

Являясь составной частью обей истории науки и культуры, история медицины отражает историческое развитие логики, научной мысли как в прошлом, так и в современном мире, определяет подходы для объективной оценки теорий медицины и понимания современного этапа развития медицины и здравоохранения.

История медицины и фармации является одним из разделов культуры человечества! Она рассматривает комплекс знаний, связанных с созданием лекарств, развитием аптечного и химико-фармацевтических мероприятий. Содержание фармации, качество и количество лекарств зависит от состояния общества, развития техники и технологий.

Периодизация истории фармации:

1) На основе крупных исторических эпох:

1. древность (2 млн лет назад-4тыс. лет д.н.э.) - первобытное общество

(5 тыс.лет д.н.э.-475 г. н.э.) - древний мир

2. средние века (476г. н.э. - середина 17в)

3. новая история (середина 17в - начало 20в)

4. новейшая история (1918г - начало 21в)

2) По общественно-экон. фармациям:

5. первобытнообщинный строй

6. рабовладельческий строй

7. феодальный строй

8. капиталистический строй

9. социалистический строй

3)

 1. Медицина в первобытную эпоху

2. Фармация в рабовладельческом обществе (Др. Восток)

3. Фармация в античном мире (Др.Греция, Др.Рим)

Источники изучения:

10. археологические находки (захоронения)

11. документальные источники (папирусы)

12. материалы изобразительного искусства (наскальные рисунки)

13. материалы лингвистики, этнографии, народного эпоса и фольклора (мифы, сказания, предания)

14. фото, видео, аудиодокументы

15. данные нумизматики, эпиграфики (наука о древних надписях)

Возникновение зачатков врачевания и лекарствоведения в первобытную эпоху. Источники знаний о лекарствоведении и медицине первобытного общества, представление о причинах болезней у первобытного человека.

Врачевание и лекарствоведение возникли на самых ранних стадиях развития первобытнообщинного строя. Употребляя в течение тысячелетий растительную пищу, люди узнавали свойства растений, определяли на ряду с питательными свойствами их целебное действие. Использование целебных свойств растений в этот период было результатом бессознательного опыта первобытных людей.

Источники знаний:

1. археология (захоронения)

2. данные палеонтологии, палеопатологии, палеоботаники ("цветочные люди", т.е. похороненные на растениях)

3. данные изобразительного искусства (наскальные рисунки)

4. данные этнографии

Также первобытные люди делили растения на группы: питательные, ядовитые и целебные. (болеутоляющие, раздражающие кишечный тракт, возбуждающие ЦНС, ранозаживляющие, потогонные).

Придерживались естественных причин заболевания: землетрясения с их вредными испарениями, наводнения с гниющими болотами, нападения диких зверей, нарушение норм питания в связи с засухой или миграцией животных.

Билет. Источники информации о медицине и фармации Месопотамии. Характеристика уровня развития медицинских знаний. Наиболее распространённые заболевания региона. Причины заболеваний. Направления медицины.

Источники информации о медицине и фармации Месопотамии.

1) Археология: памятники материальной культуры (строения, предметы быта)

2) Письменные источники: первые сведения о развитии медицины и лекарствоведения датируются III тыс.до н.э., когда началось возвышение вавилонского государства.

-авторы других стран: путешественники, торговцы, историки (Геродот)

-авторы данного региона (клинописные текст: на глиняных табличка, предметах из глины, на камне, металле)

Сбор различных текстов для библиотеки царя Ашшурбанапала (668-626 гг.до н.э.)

3) Предметы изобразительного искусства (различные изображения, скульптуры)

Характеристика уровня развития медицинских знаний.

Родовспоможением занимались женщины. Спасти живого младенца путем рассечения живота (т.е. кесаревым сечением) разрешалось только после смерти роженицы. О прижизненной операции кесарева сечения нет упоминания ни в одном медицинском тексте; нет свидетельств также об удалении зубов, трепанации черепа – т.е. о том, что мы называем оперативным лечением. Была развита личная и коммунальная гигиена
Наиболее распространённые заболевания региона.

-травмы, переломы, растяжения мышц;

- паразитарные;

-болезни глаз;

-болезни волос;

-массовые заразные (чума);

-стоматологические.

Направления медицины:

- народная медицина(целители)

- официальная (врачи) (асуту- искусство врачевателей; ашипуту – искусство заклинателей)

-храмовая мед-на

Причины заболеваний.

1)Естественные (погода, климат, нездоровая пища, неправильное питание, травмы, нарушения правил гигиены, недостаточные/чрезмерные физические нагрузки)

2) Космическая теория

В Месопотамии было широко распространено представление, что от явлений на небе зависят все процессы в здоровом организме и все изменения в больном. Ими определялся ход эпидемических заболеваний. При всех лечебных мероприятиях приходилось, таким образом, принимать во внимание движение небесных светил. Для объяснения процессов в человеческом организме охотно прибегали также к сравнениям с событиями в природе: пропитывание тела кровью сравнивали с оплодотворением земли реками, значение присущей организму теплоты сравнивали с влиянием солнца на произрастание хлебов, функция дыхания приравнивалась к ветру, и т. д.

3) Гуморально-патологическая теория. Особую роль в жизненных проявлениях организма приписывали циркулирующим в теле человека жидкостям, особенно крови.

4)Паразитарная теория. Исходя из того, что некоторые черви, живущие в организме в качестве паразитов и происходящие, по мнению вавилонских врачей, из гниющих веществ, могут вызывать болезни, они пытались по аналогии объяснить возникновение других болезней.

5) Сверхъестественные

-связанные с деятельностью духов и богов («рука бага», «дуновение злого духа»)

-возмездие за нарушение принятых в обществе обрядовых, правовых, моральных предписаний)

*Врачи-асу придерживались естественных причин возникновения заболеваний.

*Врачи-ашипу признавали сверхъестественных причин возникновения заболеваний.

Подготовка и классификация врачей в Др. Египте. Врачебная этика. Методы лечения, классификация средств лекарственной терапии. Косметические средства, история возникновения. Классификация. Фармацевтическая технология.

Обучение: в семейных школах и школах при храмах.

Выделилась новая специальность - врач.

Занятие медициной передавалось по наследству. Существовали особые учреждения "дома жизни", где будущие врачи получали образование. 

Классификация лекарственных средств:

1. по происхождению

54. растительного происхождения (конопля, масла, вино, пиво)

55. животного (насекомые, гусиный жир, желчь)

56. минеральные (сурьма, сера, лазурит)

2. по виду лекарственных форм:

57. твердые

58. мягкие (мази)

59. жидкие (отвары, настои)

60. газообразные (ладан - аромат. смола)

3. по полу пациента

4. по времени изготовления

5. по времени приема             

6. по фармакопевтическому эффекту:

для опорожнения:

61. рвотные

62. мочегонные

63. потогонные

64. слабительные

7. по психотерапевтическому эффекту:

65. для создания радостного настроения (мята, мелисса)

66. для печального настроения (петрушка)

8. лекарственные средства были местного происхождения и привозные

Косметические средства:

Секретами изготовления косметических средств из различных растений владели жрецы. В Др. Египте белили щеки, натирали тело ароматными маслами, для окраски волос использовали кровь животных. Делали косметику для подведения глаз.

Трактат Клеопатры "Лекарства для кожи"

Папирус Эберса

В Египте появились первые косметические средства по уходу за кожей лица, волосами, за полостью рта.

Отдельный раздел папируса Эберса посвящен косметическим средствам. В нем есть прописи лекарственных средств от морщин, удаления родинок, окраски бровей и ресниц, укрепления волос. Волосы стригли коротко (о вшивости), а поверх надевали парики.

Фармацевтическая технология

Технологические приемы:

67. измельчение

68. просеивание

69. настаивание

70. процеживание

71. отжимание

72. фильтрация

Папирус Эберса - "Книга приготовления лекарств для всех частей тела" (800 рецептов)

Лекарства готовили жрецы и врачи

Основа - мед, молоко и пиво

Источники исторических знаний о лекарствоведении и медицине Др. Индии. Характеристика, условия развития медицинских знаний, причины заболеваний, выделяемые древнеиндийскими врачами. Направления медицины. Классификация врачей.

Источники знаний:

1) Памятники археологии на северо-западе Индии

2) Письменные (5 тыс.лет д.н.э.)

73. авторы других стран: историки, путешественники, торговцы (Геродот, Диодор)

74. авторы Др. Индии:

- веды - знание, учение (практический опыт древних индийцев в использовании лекарственных растений)

- мед. трактаты ("Предписания Ману", Чарака-самхита, Сушрута-самхита)

 

3) Этнография: изучение фольклора и эпических поэм "Махабхарата", "Рамаяна"

 

Характеристика уровня развития медицинских знаний:

1. Хирургия (ампутация конечностей, удаление катаракт, пластические операции, освещение при операциях)

2. Гигиена (купание, чистка зубов, свежая пища)

75. гигиенические правила ухода за телом

76. уход за жильем

77. ежедневная гимнастика

3. Оспопрививание

4. Химия (минеральные вещества в качестве лекарственных средств)

Причины заболеваний, выделяемые древнеиндийскими врачами:

- естественные (образ жизни, качество пищи, времена года)

- сверхъестественные (злые духи и демоны, наказание божье, ненормальное действие 5 космических стихий (земли, воды, огня, воздуха и эферы) через действие на времена года, климата, через нарушение пропорциональных отношений этих стихий в пище.

Слишком обильная пища, питье, вредные местности, ветры, неопрятности в одежде и жилищах, недостаток или избыток движений, дневной сон, большие напряжения и занятия, чрезмерный жар и холод.

Нарушение сочетания в организме слизи, желчи и воздуха.

Направления медицины:

В ведийскую эпоху была создана Агорведа - "наука о долголетии".

Агорведическая система медицинских знаний разделялась на 8 главных разделов:

78. лечение ран

79. лечение болезней, относящихся к области головы

80. лечение болезней, охватывающих весь организм

81. лечение душевных болезней и психических расстройств, которые приписывались действию злых духов.

Философия йогов стремится привести человека к гармонии и уравновешенности не только физическими упражнениями, но и всей системой мировоззрения.

Основные направления искусства врачевания древних индусов отражена в медицинских трактатах "Чарака-самхита" - о внутренних болезнях(упоминает о таких случаях, когда следует изучить каплю крови, взятую у пациента, а также описывает методы активного воздействия на организм с целью обострения болезни на короткий срок для выявления ее симптомов) и "Сушрута-самхита" - о хирургии (сведения об анатомии, хирургии, терапии, учение о ядах и противоядиях, о лечении глазных болезней).

12.

4./ Проявл. уважен. к ученикам и коллегам/ Безупречн. внешн. вид/Черты хар-ра скромн. И терпим./бескорыстность/бесстрашность(ценой собств. жизни)/учение о врач. тайне/повышение квалифик./

3.методы лечения:оперативные/консервативные(диета,лек-ва,удален. испорч. жидкостей из организма)

2.Лек-ва готов. Врачи./Назнач. лек. средств с учетом: врем.года/возраста/температуры/телосложен./пола(детям и женщ. Сладк. Лек-ва)/темперамент/

1.Подготовка врачей:при храмах и университетах/подгот. Врачей вели члены высш. Сослов.(брахмат(свящ.уч.),шатри(воен.знать,члены царск.семьи),байшьи)Хирургию изучали на макетах(сочн.плодах)У наставн. было 3-4ученика. в конце обучения давали клятвы.обслуж. в основном привилегирован. касты.

13.

1.тоже самое что и в 2. 12 билет.

2.по происх.:/ растит. (лотос,морковь,ПРЯНОСТИ:перец,имбирь,гвоздика,лимон)/ животн. (жир,кровь,железы,желчь,мед,яйца,молоко,пиявки)/м инеральн.( РТУТЬ,драг.камни,металлы)/ По кач-ву./: лучш.кач-ва(собран.в Гималаях)/собран.на равнинах/ по напр.действ.: /очищ.тело извнутри(рвотн.,слабит.)/очищ.кожн.покрова(потогон.,ванные)/ по виду:/ тверд./мягкие/жидкие/ по фармакотерапевтич.действ.: /жаропониж/слабит/рвотн/потогонные/ по способу введен.: /наружн./внутр./ по времени: /критич.дни/время года/

14.

3./Нарушен.равновес.между началами ИньЯнь и между стихиями у шин(вода,огонь,дерево,металл,земля)/наруш.взаимод.орг-ма с окр.средой и природой/длит.пробыван.в одном эмоц.сост.(гнев,радость)/влиян.ветра,сухости,влажн.,холода/влиян.местности/

2. оперативн.м.л.:/леч.переломов/операц.на черепе,грудн.клетке и брюшн.полости./при операц.использ.обезбол./ консерват.м.л.: /точечный массаж/лек.терапия/прижиганиеиглоукал.,/сист.дыхат.упражнен./диета/

Осн.принц.лечен.:/противоположн.противоположным/

1.Источн.знан.:/археолог.находк./писм.источн./

Подготовка древнекитайских врачей. 2) Характеристики методов лечения заболеваний в Древнем Китае.

1. Отмечалось стремление к специализации, врачебных специальностей было 4: хирурги, терапевты, массажисты и заклинатели. Функции медицинского приказа были расширены, раньше это учреждение обслуживало двор и контролировало здоровье населения (в незначительной степени), теперь мед.приказ обязан был готовить врачей для их более широкого использования.
Врачебные знания передавались из поколения в поколение. Основной формой подготовки врачей в Древнем Китае были семейные и так называемые ремесленные школы (опытные врачи набирали для подготовки учеников). Также при дворах императоров создавались медицинские школы под руководством наиболее знаменитых врачей. В результате ежегодных проверок лучшие врачи получали награды, на врачей, пренебрегающих своими обязанностями, налагались взыскания.
Также существовал экзамен по иглоукалыванию. Под руководством врача Ван Вай-и в 1027 году были отлиты две медные фигуры в рост человека. Внутри они были полыми, а на поверхности, соответственно расположению «жизненных точек», подлежащих углоукалыванию и прижиганию, были высверлены отверстия. Одну из фигур отправили во дворец, вторую – в императорскую мед. Школу в качестве пособия для учащихся. Перед экзаменом фигуру заклеивали папиросной бумагой или покрывали тонким слоем желтого воска, а внутрь наливали окрашенную в красный цвет воду. Сдавшим экз считался тот, кто умел вонзить иглу таким образом, чтобы она попала именно в точки, показанные для данного случая. Появляющаяся капля «крови» давала экзаменующимся возможность получить диплом на право врачебной практики.
В эпоху Сун расширились связи китайской медицины с другими странами. В китай стали приезжать студенты и врачи из Кореи и Японии. Многие китайские врачи выезжали для обучения желающих за рубеж.

2. Оперативные методы: лечение переломов, операции на черепе, грудной клетке, брюшной полости. При операциях использовали обезболивающее.
Консервативные: иглоукалывание, прижигание, система дыхательных упражнений, точечный массаж, лекарственная терапия, диететика, традиционная китайская гимнастика ушу.
Появился первый крупный медицинский трактат: труд о природе и жизни «Книга о внутреннем» («най-цзин») превратившаяся в дальнейшем в канон китайской медицины. «Нэй-цзин» представляла собой многотомное сочинение. В нем содержались основные принципы китайской медицины: описание анатомии, физиологии и патологии человека, методов исследования и лечения больных, синдромов основных болезней, были указаны пути укрепления здоровья на рода, т. е. была дана четкая и содержательная формулировка задач медицины. Врач должен стремиться улавливать минимальные нарушения в жизнедеятельности организма, должен помнить, что болезнь изменчива, а врач не может быть созерцателем он должен быть исследователем, ему необходимо искать причины болезни. Исходя из теории «пяти первоэлементов» и теории взаимодействия и борьбы «противоположных начал» надо изучать не только заболевший орган, но и нарушающееся при этом взаимодействие всех органов тела между собой. Врач должен быть деятелем - найдя и поняв болезненные явления, происходящие в организме, и их причины, он должен действовать для урегулирования возникающих расстройств и восстановления слаженности в организме больного. В разделе патологии говорится о том что болезни могут возникнуть от внешних причин (холод, жара, ветер, сырость) или от внутренних причин (гнев, страх, горе, тоска, чрезмерная радость и т.д.). С целью диагностики рекомендовалось исследование «окон» тела (глаза, нос, уши, рот). Рекомендовалось выслушивание голоса больного изучение пульса, распространяемых больным зaпахов. Лечили людей успокаивающими обезболивающими средствами, улучшающими кровообращение и регулирующими деятельность кишечника. Большое внимание в «нэй-цзин» уделялось вопросам гигиены и профилактики заболеваний.

Народная медицина

Медицина в Греции издавна носила светский характер: “Она основывалась на эмпирии и в своей основе была свободна от теургии, т. е. Призвания богов, заклинаний, магических приемов и т. п.”

Согласно Гомеру в греческом войске времен Троянской войны были искусные народные врачи, которые успешно лечили раны и знали свойства целебных трав. Они пользовались глубоким уважением:

Их лечение состояло в извлечении стрел и других ранящих предметов, выдавливании крови и применении болеутоляющих и кровоостанавливающих растительных присыпок с последующим наложением повязок.

Лечением и перевязыванием ран в древнегреческом войске занимались не только врачи, но и сами воины. В произведениях Геродота также есть упоминания о врачевании болезней в Древней Греции и о влиянии климата на здоровье человека. Говоря о заразных болезнях, он объясняет их возникновение вполне естественными причинами, а никак не божественными по его мнению, чума и дизентерия в войске Ксеркса возникли от употребления в пищу травы, листьев и древесной коры вместо хлеба, им же истребленного, от скопления войск и от гниения тысяч непогребенных трупов.

В период от Гомера до Гиппократа многие выдающиеся поэты и историки Древней Греции упоминали в своих произведениях об отдельных болезнях и их врачевании. Из сказанного ясно, что греческая медицина вышла не из храмов. В творениях Гомера, Гесиода, Пиндара и многих других, мы находим многочисленные и веские доказательства несомненного существования с незапамятных времен светской, естественной медицины, которую ее могущественная соперница, медицина храмов, не в состоянии была ни затмить, ни уничтожить.

 

Храмовая медицина

Развитие рабовладельческого строя в Древней Греции и укрепление его к VI в. до н. э. обусловило усиление позиций религии, что явилось ярким выражением классового расслоения общества. Именно к этому периоду истории Греции относится становление храмов, а вместе с ними и храмовой медицины.

В Древней Греции культ Асклепия был очень популярен. Античные авторы сообщают более чем о 300 храмах.

На территории Храма были также баня, библиотека, стадион и даже театр, построенный около 450 г. до н. э. Повсюду возвышались многочисленные статуи, изображавшие богов, памятники воздвигнутые в честь знаменитых врачей, и стелы, на которых высекались тексты о случаях удачного исцеления, которые широко афишировались.

Жрецы строго следили за чистотой святилища и его посетителей. Безнадежно больным и роженицам входить на его территорию не разрешалось: религиозные правила не допускали в святилища все нечистое (связанное с рождением или смертью). Каждый вошедший мылся в водах священного источника и приносил жертву богам.

После вечерней службы все больные, пришедшие в храм, ложились спать в крытых галереях вдоль стен храма. Под действием одурманивающих окуриваний, внушения и гипноза больные погружались в “священный” сон. Толкование этих снов составляло существенный фрагмент храмовой медицины. Тем не менее главными средствами врачевания в храмах были: различные формы водолечения, холодные омовения, массаж и гимнастика. Об употреблении лекарств в большинстве случаев не упоминается. Есть только отдельные указания на некоторые хорошо проверенные средства народной медицины, у которой жрецы заимствовали свои приемы. Более того, в трудных случаях, как свидетельствуют источники, жрецы часто приглашали на помощь светских врачей.

В уплату за услуги больные приносили в храм изображения исцеленных частей своего тела, сделанные из мрамора, серебра, золота. Это мраморные ноги и руки, серебряные сердца, золотые глаза и уши.

Классификация врачей:

По виду деятельности:

1.Врачи, практиковавшие в городах

2.Врачи, служившие при правителях

3.Врачи, практиковавшие в армии

4.Старнствующие врачи – периодевты

По отношению к частной собственности:

1.Частные

2.Общественные

Получение медицинского образования:

1 этап – получение медицинского образования в семейных школах

2 этап – общественные школы

Главное правило к ученикам: БЫТЬ ГРАМОТНЫМИ!

  Медицинские школы:

Кротонская медицинская школа достигла своего расцвета в VI в. до н. э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах: 1. организм есть единство противоположностей, 2. здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил, 3. противоположное излечивается противоположным. Выдающимся представителем кротонской школы был философ и врач Алкмеон из Кротона. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал, писал о головном мозге как органе познании и причине некоторых болезней.

Книдская медицинская школа 1. заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение – есть причине большинства болезней. 2. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачей, развивала учение о признаках болезней и диагностике. Выдающимся представителем этой школы был Эврифон и Книда – современник Гиппократа, автор многих сочинений.

Косская медицинская школа – главная медицинская школа Древней Греции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э., когда жрецы Дельфийского Оракула попросили Неброса с о. Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врача без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена. Расцвет косcкой школы неразрывно связан с именем Гиппократа II Великого, который вошел в историю как Гиппократ. Косская медицинская школа 1. рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой, 2. разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного, 3. развивала основы врачебной этики.

 

Этические принципы врачей:

Основные этические нормы касались:

- внешнего вида

- отношения к коллегам, учителям, пациенту

- отношение к врачебной тайне

 

Рим.

Источники информации: памятники крупного гражданского строительства – водопровод, канализация, бани, которые были рассчитаны на несколько тысяч человек. Письменные источники – авторы других стран – Геродот, римские авторы – писатели (Апулей, Овидий), философы (Плиний), врачи(Гален, Цельс, Кар). Этнография – мифы, сказки, обряды

РАЗВИТИЕ МЕД ЗНАНИЙ
Анатомия – высокая степень развития. Гален подробно описал кости, мышцы, внутренние органы человека
Гигиена – Законы двадцати таблиц (запрет захоронения в пределах города, указания по благоустройству кладбищ и тд), Вода подавалась по акведуку с гор в город, сточные воды сливались в канализационную систему
Профилактика заболеваний – теория контагиозного заражения – передача заразы путем контакта
Родовспоможение – специальная отрасль медицины. Использовали оперативные методы при родах. Наиболее солидные рекомендации по акушерству, гинекологии и уходу за новорожденными дал Соран старший

НАПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНЫ
Храмовая
Народная – профессиональная

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ВРАЧЕЙ
По месту деятельности: военные врачи (в валетудинариях), архиатры (придворные, провинциальные, народные) – наблюдали за деятельностью врачей
По виду деятельности: глазные, зубные, специалисты по болезням мочевого пузыря, хирургия

ОБРАЗОВАНИЕ
роль семейных школ снизилась, появились специальные частные школы, для поступление в которые необходима была общая подготовка по грамматике, литературе, истории, риторики, математике и астрономии. Обучение велось несколькими преподавателями по следующим предметам: физиология с анатомией, фармация с токсикологией, патология с терапией, хирургия, акушерство с гинекологией. Слушателей водили в больницы и военные госпитали, к больным на дом. Занятия проходили в форме вопрос-ответ. Лекторы составляли учебники

 

 

Диоскорид

Сгрупировал растения по морфологическим признакам описал их местонахождение и

распространение.

Излагая способы добывания и приготовления лек.средств он оценивает их качество и говорит о

возможности фальсификации(разбавление лекарств, их подмена)

Дает сведенья о ряде химических приемов (кристаллизация, возгонка, перегонка). Им описаны

способы получения ртути, медного купороса и др.

Билет

Технология изготовления достаточно точная

Изготовление производилось в лаборатории

Фальсификация (Диоскорид говорил, как отличить истинное лекарство от поддельного)

Классификация фарм. Специальностей:

1.Pharmaceutae-люди, которые лечили больных и занимались приготовлением лекарств

2.Pharmacopoeus-лица занятые только приготовлением лс

3.Pharmacopolae-собиратели трав, продовци старых лекарственных материалов

 

 

Значение истории медицины и фармации как науки. Периодизация истории медицины и фармации. Источники изучения истории медицины и фармации.

 История фармации - это наука о развитии фармацевтической деятельности и знаний о лекарственных средствах на протяжении существования человечества от первобытного времени до наших дней. Как наука она прослеживает общие закономерности всемирно-исторического процесса становления фарм. знаний с древнейших времен до современности. Раскрывает достижения каждой новой эпохи в области фармации, показывает взаимодействие фармации и общей культуры, влияние важнейших теорий и открытий в естествознании, философии, культуры на состояние, характер и объем фармации каждой эпохи.

Как область науки, история медицины изучает закономерности развития и историю врачевания, мед. знаний и мед. деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества в неразрывной связи с философией, достижениями естествознания и культуры.

Являясь составной частью обей истории науки и культуры, история медицины отражает историческое развитие логики, научной мысли как в прошлом, так и в современном мире, определяет подходы для объективной оценки теорий медицины и понимания современного этапа развития медицины и здравоохранения.

История медицины и фармации является одним из разделов культуры человечества! Она рассматривает комплекс знаний, связанных с созданием лекарств, развитием аптечного и химико-фармацевтических мероприятий. Содержание фармации, качество и количество лекарств зависит от состояния общества, развития техники и технологий.

Периодизация истории фармации:

1) На основе крупных исторических эпох:

1. древность (2 млн лет назад-4тыс. лет д.н.э.) - первобытное общество

(5 тыс.лет д.н.э.-475 г. н.э.) - древний мир

2. средние века (476г. н.э. - середина 17в)

3. новая история (середина 17в - начало 20в)

4. новейшая история (1918г - начало 21в)

2) По общественно-экон. фармациям:

5. первобытнообщинный строй

6. рабовладельческий строй

7. феодальный строй

8. капиталистический строй

9. социалистический строй

3)

 1. Медицина в первобытную эпоху

2. Фармация в рабовладельческом обществе (Др. Восток)

3. Фармация в античном мире (Др.Греция, Др.Рим)

Источники изучения:

10. археологические находки (захоронения)

11. документальные источники (папирусы)

12. материалы изобразительного искусства (наскальные рисунки)

13. материалы лингвистики, этнографии, народного эпоса и фольклора (мифы, сказания, предания)

14. фото, видео, аудиодокументы

15. данные нумизматики, эпиграфики (наука о древних надписях)

Возникновение зачатков врачевания и лекарствоведения в первобытную эпоху. Источники знаний о лекарствоведении и медицине первобытного общества, представление о причинах болезней у первобытного человека.

Врачевание и лекарствоведение возникли на самых ранних стадиях развития первобытнообщинного строя. Употребляя в течение тысячелетий растительную пищу, люди узнавали свойства растений, определяли на ряду с питательными свойствами их целебное действие. Использование целебных свойств растений в этот период было результатом бессознательного опыта первобытных людей.

Источники знаний:

1. археология (захоронения)

2. данные палеонтологии, палеопатологии, палеоботаники ("цветочные люди", т.е. похороненные на растениях)

3. данные изобразительного искусства (наскальные рисунки)

4. данные этнографии

Также первобытные люди делили растения на группы: питательные, ядовитые и целебные. (болеутоляющие, раздражающие кишечный тракт, возбуждающие ЦНС, ранозаживляющие, потогонные).

Придерживались естественных причин заболевания: землетрясения с их вредными испарениями, наводнения с гниющими болотами, нападения диких зверей, нарушение норм питания в связи с засухой или миграцией животных.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.138 с.